Флотские флаги расцвечивания и что они означают
eponim2008
Жизнь замечательных имен
Короткие истории о вещах и о людях, давших им свое имя
Для чего нужны на кораблях цветные флаги?
На всех современных кораблях в специальном шкафчике хранится средство связи, которое то и дело, применяется даже в наш век, век тотальной радиосвязи и почти что всемирного Интернета. Это – набор сигнальных цветных флагов.
Флаги, поднимаемые на мачту, издавна использовались для подачи команд и передачи сообщений. Сигналы, которые подавали с помощью цветных флагов, различались от государства к государству и от флота к флоту. К началу 19-го века британское адмиралтейство, насколько могло, навело порядок. На всех кораблях Великобритании ввели единый универсальный флажный сигнальный код. Международный флажный код был, однако, принят только в 1900 году. После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе, российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов. Поднятые сигнальные флаги – вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флажное сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли.
Чтение сигнальных флагов – это отдельная наука. Международный свод включает 39 флагов: 26 буквенных, 10 цифровых и 3 заменяющих. Заменяющие флаги позволяют передавать сигналы, содержащие повторяющиеся символы, если на борту имеется только один набор сигнальных флагов. Заменяющий флаг №1 читается как самый верхний из уже вывешенных флагов, заменяющий флаг №2 читается как второй из вывешенных флагов. Заменяющий флаг №3 копирует третий сигнальный флаг. А более трех флагов на мачту не поднимают.
Наличие буквенных флагов совсем не означает, что с их помощью составляются какие-либо внятные сообщения, которые может прочесть любой, кто выучил 39-символьную флажную азбуку. Один, два или три флага на сигнальном фале – это код, значение которого следует искать в специальной кодовой книге. Так, флаг с двумя вертикальными полосами, белой и красной, соответствует английской букве «H». Но его появление на сигнальной мачте означает «У меня на борту лоцман». Поднятие флага, соответствующего английской букве «K» (желтая и синяя вертикальные полосы), вместе с одним из цифровых флагов означает, что капитан судна желает связаться со встречным кораблем одним из заранее обусловленных способов (семафорной азбукой, через мегафон, по радио и т. д.)
Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению, если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется.
Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов – это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 – 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
England expects that every man will do his duty (Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг)
Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина? Дело в том, что в 1805 году на британском флоте действовал другой флажный код, предложенный адмиралом Ричардом Хау (Richard Howe; 1726 — 1799). В этом коде было всего 10 основных флагов и 5 вспомогательных. С их помощью были закодированы все слова и буквы боевого призыва одноглазого морского сокола Горацио Нельсона. Кстати, слова «duty» («долг») в сигнальной книге адмирала Нельсона не нашлось, поэтому сигнальщики на флагмане вывесили на мачту номера этих букв в английском алфавите (4, 21, 19, 24)
Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у него на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.
Для чего нужны на кораблях цветные флаги?
На всех современных кораблях в специальном шкафчике хранится средство связи, которое то и дело, применяется даже в наш век, век тотальной радиосвязи и почти что всемирного Интернета. Это — набор сигнальных цветных флагов.
Флаги, поднимаемые на мачту, издавна использовались для подачи команд и передачи сообщений. Сигналы, которые подавали с помощью цветных флагов, различались от государства к государству и от флота к флоту.
К началу XIX века британское адмиралтейство, насколько могло, навело порядок. На всех кораблях Великобритании ввели единый универсальный флажный сигнальный код. Международный флажный код был, однако, принят только в 1900 году.
После Первой мировой войны его доработали, и сейчас используется свод сигналов версии 1931 года. Существуют также национальные флажные коды, в том числе российский, созданный на основе ци. Но принцип пользования этими кодами один и тот же.
Сигнальные флаги вывешиваются на мачтах вертикально и читаются сверху вниз. Флаги закрепляют на специальном тросе, сигнальном фале, и поднимают. Для этого требуется некоторое время. Кроме того требуется время и для того, чтобы сигнал заметили и прочли на соседних кораблях. Поэтому сигнальные флаги не используют для передачи быстро меняющейся информации. Для этого есть радио, радиотелеграф, семафорная азбука, в конце концов.
Поднятые сигнальные флаги — вроде вывешиваемых на длительный срок объявлений: «двигаться с осторожностью», «ремонтные работы», «огнеопасно». Окружающие корабли обязаны просигналить о том, что они флаговое сообщение, во-первых, увидели, а во-вторых, прочли. Сигнальные цветные флаги хранятся в специальном шкафу на корабле
Фото: Источник
В своде сигналов российского военно-морского флота прямоугольный флаг желтого цвета соответствовал букве «Д». В старорусской азбуке все буквы назывались словами («Аз», «Буки», «Веди», «Глаголь», «Добро»). Сигнальный же флаг, соответствующий этой букве, обозначал: «Да», «Разрешаю», «Согласен». Отсюда в русском морском языке появилось словосочетание «Давать добро», то есть соглашаться. А из языка флотского оно довольно быстро перебралось на сушу. Благодаря фильму «Белое солнце пустыни» в народ ушла фраза: «Таможня дает добро».
Впрочем, цифровые или буквенные флаги используют и по прямому назначению — если требуется передать имя корабля, географическое название или курс, которым должен следовать тот, кому сообщение адресуется. Фото: Марк Блау, личный архив
Самое славное сообщение, переданное когда-либо с помощью цветных флагов — это обращение адмирала Нельсона (Horatio Nelson; 1758 — 1805) к морякам своего флота перед Трафальгарской битвой. Оно было вывешено на мачтах линейного корабля «Victory», которым командовал славный адмирал.
«England expects that every man will do his duty». («Англия ждёт, что каждый выполнит свой долг».)
Если кто-либо из любопытных читателей отыщет эту фразу, представленную с помощью сигнальных флагов (Википедия им в помощь), и попытается сопоставить ее с современным Международным флажным кодом, его постигнет неудача. В чем причина?
Дело в том, что в 1805 году на британском морском флоте действовал другой флажный код, предложенный адмиралом Ричардом Хау (Richard Howe; 1726 — 1799). В этом коде было всего 10 основных флагов и 5 вспомогательных. С их помощью были закодированы все слова и буквы боевого призыва одноглазого морского сокола Горацио Нельсона. Кстати, слова «duty» («долг») в сигнальной книге адмирала Нельсона не нашлось, поэтому сигнальщики на флагмане вывесили на мачту номера этих букв в английском алфавите: 4, 21, 19, 24.
Цветные флаги международного свода сигналов иногда называют флагами расцвечивания. В общем-то, это название справедливо только в том случае, когда в честь праздника корабли вывешивают все имеющиеся у них на борту сигнальные флаги всех форм и всех расцветок. Получается очень красиво.
karl_lvovich
karl_lvovich
Порядок передачи сигналов флагами.
Международный свод сигналов.
Международный свод сигналов (МСС) предназначен главным образом для связи с иностранными кораблями и судами в обстановке, вызванной необходимостью обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. Свод позволяет осуществлять сигналопроизводство всеми способами связи, включая радиотелефон и радиотелеграф. Он построен на принципе, при котором каждый сигнал имеет завершенное смысловое значение. В отдельных случаях для расширения значения основного сигнала используются цифровые дополнения. Как правило, одновременно должен подниматься только один флажный сигнал. Каждый сигнал или группа сигналов должны оставаться поднятыми до появления ответа на принимающем корабле.
Сигналы свода, за исключением показывающих действие корабля, передаются флажной
сигнализацией в следующем порядке:
— Флагманский корабль сигналы по соединению передает без позывных адресата и отправителя;
эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения;
— Флагманский корабль сигналы в адрес одного корабля или нескольких кораблей передает только с позывными адресата (адресатов); эти сигналы репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
— Корабли соединения сигналы в адрес одного корабля (в том числе флагманского ) или
нескольких кораблей передают с позывными адресата и отправителя; эти сигналы
репетуют флагами корабли, находящиеся на кратчайшем расстоянии между отправителем и адресатом;
— Корабли соединения сигналы, являющиеся донесением флагману и одновременно оповещением кораблей соединения, передают только со своими позывными; эти сигналы репетуют флагами все корабли соединения.
Репетование сигнала.
Репетование сигналафлагами производится в такой последовательности :
— корабль-отправитель поднимает сигнал до места;
— корабли, репетующие сигнал, поднимают его же до половины;
— корабль-адресат поднимает сигнал до места; вслед за этим корабли, репетующие сигнал,
поднимают его тоже до места.
Сигнал спускается всеми кораблями, следуя действиям флагманского корабля.
Порядок передачи сигналов показывающих действия корабля.
Сигналы показывающие действия корабля, передаются без позывных отправителя и не
репетуются.
При расцвечивании не употребляются:
— Государственный флаг
— флаги вспомогательных судов и кораблей пограничных войск;
— гюйс;
— флаги и брейд-вымпелы должностных лиц, вымпел;
— иностранные национальные, военные, торговые флаги и флаги должностных лиц ;
— флаги сигнального комплекта, имеющие одинаковый рисунок с иностранными национальными
флагами; к таким флагам в настоящее время можно отнести флаги: Б, К, Н, Р, Х, Ц, Э
Исполнительный, 3, 4, 7, 9.
Набор флагов для подъема при расцвечивании следует производить так, чтобы поднятые флаги или их отдельные сигналы своими буквенными значениями не образовывали каких-либо фраз или слов. Флаги расцвечивания поднимаются на специально приготовленных для этой цели фалах.
Виды и значения флагов на кораблях
Первые варианты системы флажных сигналов появились в XVII в. Международный свод был принят в 1857 г. С тех пор его различные модификации используют для передачи сообщений между морскими судами.
В 1887 г. система кодовых сигналов получила свое отражение в «Международном своде сигналов» (INTERCO). Этот документ приняли все морские державы. Он вступил в силу 01.01.1901 года.
В 1931 г. международная комиссия, в состав которой входило 8 стран, усовершенствовала систему сигналов. Последняя ревизия свода датирована 01.04.1969 года. Сигналы также получили расшифровку на кириллице.
Система включает в себя несколько разделов:
Флаги вывешивают на фале до появления ответа. Люди, которые увидели сигнал, поднимают вымпел до половины. Когда сигнал понят, полотнище поднимают вверх до необходимого уровня.
По завершении послания передающей стороной поднимается ответный вымпел – знак того, что передан финальный сигнал. Если принимающие не могут разобрать сообщение, они посылают один из следующих сигналов:
Если послание адресовано конкретному судну, на отдельной конструкции поднимают его флажный позывной. В противном случае считается, что сигнал предназначен для всех.
В XXI в. «Международный свод сигналов» включает в себя 40 флагов:
Сигналы из одного флага
В этой статье приведены значения сигналов. Также даны названия флагов. Указано соответствие между буквами кириллицы и латинского алфавита.
А, А, Alfa, «Альфа»
«Для выполнения задания спущен водолаз. Соблюдайте дистанцию и проходите на минимальной скорости».
Этот флаг на малых судах выполняют в виде жесткого щита. Его высота составляет не менее 1 м. Необходимо обеспечить круговую видимость данного флага.
B, Б, Bravo, «Браво»
«Идет загрузка, разгрузка или доставляется опасный груз».
C, Ц, Charlie, «Чарли»
D, Д, Delta, «Дэлта»
«Соблюдайте дистанцию: маневрируем с большими трудностями».
E, Е, Echo, «Эко»
«Я собираюсь повернуть вправо».
F, Ф, Foxtrot, «Фокстрот»
«Мы потеряли управление и связь».
G, Г, Golf, «Гольф»
«Мне необходимы услуги лоцмана». При рыбной ловле в море этот флаг имеет другое значение: «Я выбираю сети».
H, Х, Hotel, «Хотэл»
«На нашем борту присутствует лоцман».
I, И, India, «Индия»
«Сообщаю об изменении курса. Поворачиваю налево».
J, Й, Juliett, «Джулиэт»
«Возник пожар, на борту перевозится опасный груз. Рекомендуем держаться в стороне».
K, К, Kilo, «Кило»
«Хочу с вами связаться».
Цифра после сигнала говорит о типе связи:
L, Л, Lima, «Лима»
«Судно под карантином» (в порту), «Немедленно остановитесь» (в море).
С помощью этого флага пограничные корабли останавливают суда во внутренних и территориальных водах.
M, М, Mike, «Майк»
N, Н, November, «Новэмбэр»
O, О, Oscar, «Оска»
P, П, Papa, «Папа»
«Судно планирует выйти в море, доложите всем о прибытии» (в порту). «Мне нужен лоцман» (в море). «Мои сети где-то зацепились» (для рыболовных судов).
Также известно давнее название этого флага – «Синий Питер». 300 лет назад его использовали, когда было необходимо отправить просьбу повторить плохо понятое сообщение.
Q, Щ, Quebec, «Кэбэк»
«На нашем судне все здоровы. Освободите нас от карантина».
R, Р, Romeo, «Роумио»
Этот флаг не имеет конкретного значения. Иногда его используют в качестве сигнала «Принято».
S, С, Sierra, «Сиэрра»
«За кормой нашего судна сейчас должны заработать винты». Это сообщение говорит о том, что судно планирует дать задний ход. С помощью цифровых сигналов можно обозначить скорость в узлах.
T, Т, Tango, «Тангоу»
«Держитесь дальше от нашего судна: несем трал». Здесь подразумевается парное патрулирование.
U, У, Uniform, «Юниформ»
«Вы следуете прямо в опасную зону».
V, Ж, Victor, «Викта»
W, В, Whiskey, «Уиски»
«Нам срочно требуется медпомощь».
X, Ь, X-ray, «Эксрей»
«Прекратите делать то, что вы делаете. Ведите наблюдение за моими сигналами».
Y, Ы, Yankee, «Янки»
«Объявляю о поднятии якоря».
Z, З, Zulu, «Зулу»
«Мне необходим буксир».
Обозначение цифр
Для обозначения цифр используют специальные вымпелы.
Также существует обозначение нуля – 0 (Nadazero, «Надазэро»). Представленный желтый вымпел снабжен красной вертикальной полосой.
Также существуют 3 заменяющих вымпела:
1) 1st substitute – желтого цвета с синей каймой;
2) 2nd substitute – в синих и белых тонах;
3) 3rd substitute – белый флаг с черной полосой в средней части.
В дополнение к этим трем флагам корабли НАТО используют четвертый – красного цвета, снабженный желтым квадратом.
Вымпел свода используют в качестве ответного. Он представляет собой красное полотнище, снабженное двумя белыми вертикальными полосами. При передаче цифр этот вымпел обозначает десятичную точку.
Флотские флаги расцвечивания и что они означают
Источники:
Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г.
Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др.
Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.
В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г.
Военно-морские сигналы и сигнальные флаги появились в России практически одновременно с военным флотом, при Петре I. Уже во втором Азовском походе (1696) использовались цветные флаги для передачи команд на суда. Первые русские своды сигналов базировались на популярной в то время сигнальной книге французского адмирала А.И. де Турвиля. Сигналы по де Турвилю передавались с адмиральского корабля с помощью подъема разноцветных флагов, распускания парусов, пальбы из пушек. Первоначально свод сигналов для русских судов был опубликован на голландском языке (т.н. «Общие сигналы для руководства на флоте его царского величества», 1698, Амстердам). Предусматривалось, что ей будут пользоваться обучающиеся в Голландии русские офицеры и нанятые на русский флот голландцы. В 1708 году опубликованы уже на русском языке «Генеральные сигналы, надзираемые во флоте его царского величества» (переизданы в 1710 году). В 1716 году вышла подготовленная с участием генерал-адмирала Ф.Апраксина книга «Генеральные сигналы, надзираемые в российском корабельном флоте Его Величества на российском и голландском языке». В ней были несколько упрощены и упорядочены сигналы 1710 года, за основу взяты принципы сигналопроизводства адмирала де Турвиля. В петровский Морской устав 1720 года внесены изображения сигнальных флагов и вымпелов. В частности для управления парусными кораблями предусматривалось 51 флаг и 14 вымпелов, а для управления гребным флотом 48 флагов и 17 вымпелов.
В 1742 году изданы «Генеральные сигналы для надзирания в российском корабельном флоте ее императорского величества» контр-адмирала Калмыкова. В дальнейшем «Генеральные сигналы…» несколько раз переиздавались. Система сигналов сохранилась петровская – отдельные команды передавались комбинациями флагов, парусов, пушечных выстрелов и т.п. В общем система была громоздкой, сложной как для передающей сигнал стороны, так и для принимающей. Некоторые флотоводцы составляли свои своды сигналов и использовали их для подчиненных им кораблей. Так известны сигнальная книга Григория Андреевича Спиридова для Архипелаговой экспедиции (1773), сигнальные своды А.Н.Синявина (1771), Я.Ф.Сухотина (1790), В.Я.Чичагова (1791). Все они оперировали флагами судового сигнального комплекта, поднимаемыми на различных стеньгах.
Новая система составления сигналов появилась в российском флоте при адмирале Григорие Григорьевиче Кушелеве. В Европе в то время появилась телеграфная система Бурдоннэ, где 10 вымпелов обозначали десять цифр, а уже сочетаниями этих цифр кодировались сигналы. Г. Кушелевым подготовлена книга «Рассуждение о морских сигналах, служащих к распоряжению военных флотов и ключе, сокрывающем оные от сведения неприятельского» (1797). Тогда же новая десятичная система сигналов начала использоваться на флоте. В 1789 году аналогичный «десятичный» свод сигналов, где каждой цифре от 0 до 9 соответствовал свой флаг, был составлен Г. Ботьяновым.
В 1807 году вышел перевод с английского книги «Военно морские сигналы для дневного и ночного времени», выполненный вице-адмиралом Василием Михайловичем Головниным. В основе английской системы сигналов лежала система Бурдоннэ. Сигналы передавались 10 цифровыми и 1 заменительным флагом.
В 1810-х годах вышло «Прибавление к военно-морским сигналам» по приказу адмирала А.С, Грейга.
Недостатком системы Бурдоннэ было то, что передать можно было только один из имеющихся в книге сигналов, произвольную фразу передать не было возможности. В английском же флоте к 19 веку уже появилась телеграфная система, где отдельные флаги закреплялись за буквами алфавита. А.Н.Бутаков перевел на русский язык английскую телеграфную книгу Х. Попэма и издал ее в 1817 году под именем «Переговорный телеграф». Теперь появились флаги, обозначающие буквы русского алфавита, и стало возможным составлять флагами любую фразу. В 1830 году телеграфная система (т.е. соответствие флага буквам алфавита) была внесена и в официальный флотский «Свод морских сигналов».
1833. «Сигналы для гребной флотилии»
1854 «Сигналы для гребной флотилии».
1855. Сигналы для винтовых лодок, СПб, Мор.тип.
1860 «Свод Рено. Общенародный морской телеграф для военных и коммерческих судов», пер. с фр., СПб., тип. Мор. Мин-ва. (по высочайшему разрешению этот свод был принят и на судах российского флота).
1865. Проект общего свода военных сигналов. СПб. Тип. Мор. Мин-ва. Под рук. Ген.-ад. Г.И,Бутакова.
В 1869 году разработан «Свод боевых и общих сигналов» (ген.адьютант Г. И. Бутаков) В нем были приведены 29 сигнальных флагов. Часть из них дошла до нашего времени.
1875. Шлюпочная сигнальная книжка для взамных переговоров между военными и частными кораблями, шлюпками и береговыми сигнальными станциями, СПб, тип. А. Траншеля.
В 1901 году вышел новый Свод сигналов (данные кн. В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение, 1954)
Источники:
Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.
М. Высоков. Из истории становления морской сигнализации в России, Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU
В 1875 году (ПСЗ № 54475) император повелел внести в Свод военных сигналов 12 флагов из международного коммерческого Свода сигналов (который тогда содержал 19 сигналов), заменив ими старые флаги этого свода.
Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: «общие сигналы», «Географические наименования», «Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей», «Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей». В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги, содержащие расшифровку флажных сигналов были секретными. Например, т.н. «Боевой эволюционный свод сигналов» (БЭС), «Свод эволюционных сигналов» (СЭС).
Для переговоров с иностранными судами или гражданскими судами используется Международный свод сигналов.
В Российской империи, а затем и в СССР существовали буквенные сигнальные флаги, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов (количество флагов по данным на 1992 год). Эта же система с незначительными изменениями воспринята и ВМФ России. Сигнальные флаги использовались военными кораблями СССР в качестве «флагов расцвечивания», то есть декорировали корабль в торжественных случаях.
32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита: