Фолджер что может медиация
Теория. Точкой отсчета для трансформативной медиации как отдельной школы стал 1994 год, когда в свет вышла книга американских медиаторов Роберта Буша и Джозефа Фолджера «The Promise of Mediation. Transformative Approach to Conflict» (в русском переводе «Что может медиация? Трансформативный подход к конфликту»). Почти сразу эта работа завоевала широкую известность и признание среди специалистов в области урегулирования споров. В отличие от большинства книг по медиации, написанных практиками, в работе Буша и Фолджера открыто обсуждались ценности и идеология, лежащие в основе медиативной практики, подробно разъяснялись ее теоретические предпосылки. Книга очень стимулировала интеллектуальную дискуссию и, как часто бывает в таких случаях, вызвала одновременный всплеск интереса и критики в свой адрес.
Урегулирование спора в трансформативной модели не является основным критерием успешности медиации, а об эффективности действий специалиста здесь судят по тому, удалось ли ему способствовать заключению медиативного соглашения или нет.
Основные понятия Конфликт.
Фундаментальные потребности. В антропологической модели, Заложенной в трансформативный подход, человек обладает двумя фундаментальными психологическими потребностями, имманентно присущими самой человеческой природе. Это, с одной стороны, потребность действовать самостоятельно и автономно, а с другой стороны – потребность вступать в отношения с другими людьми.
Для Буша и Фолджера конфликт – это состояние, когда у индивида оказываются неудовлетворенными одновременно обе базовых потребности: он оказывается неспособен действовать сам и неспособен к отношениям с другими людьми. Именно по этой причине возникает ощущение бессилия и опустошенности, характерное для человека, находящегося в состоянии конфликта.
Изменения. Позитивные сдвиги, происходящие в ходе медиации с ее участниками, у Буша и Фолджера называются расширением личных возможностей и признанием.
Компоненты практики
работа имеет три аспекта, которым медиатор должен одновременно уделять равное внимание. Это распознавание возможностей для вмешательства, внутренняя работа, направленная на анализ собственных установок и интенций в ходе медиации, и применение арсенала коммуникативных техник.
Главная внутренняя работа, которую должен делать медиатор, – подавлять в себе директивный импульс, т. е. желание направить ход переговоров в определенное русло. Он должен следовать за участниками, а не вести их в сторону, которая кажется ему правильной.
Коммуникативные техники. Базовых техник четыре: «отражение», «обобщение», «проверка» и «невмешательство».
Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 548 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Сибирский Центр медиации
Развитие через преодоление конфликтов
Что может преобразующая медиация?
Легендарная работа Р. Буша и Дж. Фолджера The Promise of Mediation или «Что может медиация, трансформативный подход к конфликту» вносит большую лепту в современные техники и стили медиации, рассматриваемые на наших онлайн курсах медиации. Нам представляется, что использование термина рансформативный подход есть результат крайне неудачного перевода. Не случайно в теории управления используют Преобразующий менеджмент.
Преобразующий менеджмент и медиация
Заметьте, что даже в радиотехнике слово трансформатор, нередко заменяют термином преобразователь напряжения. Автолюбителям более известны преобразователи напряжения (авто инвертор) служащие для преобразования постоянного напряжения 12 V в переменное 220 V.
Далее мы цитируем публикацию Гордийчук Н. В. * с небольшими исправлениями и комментариями. Автор пишет, что в ходе преобразующей медиации:
Сознательный отказ медиатора от вынесения суждений и оценок о взглядах
Что подразумевает:
1) доверие к выбору сторон в той или иной ситуации;
2) уважение к участникам, даже если их поведение отличается от принятого в культуре и социальном окружении медиатора или не оправдывает его ожиданий;
3) внимательность и отзывчивость к желаниям, потребностям и чаяниям участников;
4) уравновешенность и спокойствие, которые не должны оставлять медиатора в условиях накаленного конфликта;
5) терпение, которое медиатор должен проявлять по ходу переговоров, не пытаясь их ускорить или направить в какое-либо определенное русло;
6) смирение медиатора, который осознает, что ему известно о конфликте намного меньше,
чем его участникам, а также помнит, что именно участникам, а не ему, придется столкнуться
с последствиями принятых во время медиации решений
Главная внутренняя работа, которую должен делать медиатор, – подавлять в себе директивный импульс, т. е. желание направить ход переговоров в определенное русло. Он должен следовать за участниками, а не вести их в сторону, которая представляется медиатору правильной (например, не заставлять участников быть «конструктивными», что вполне допускается в других моделях медиации).
Техники преобразующей медиации
Базовых техник четыре: «отражение» (reflection), «обобщение» (summarizing), «проверка» (checking in) и «невмешательство» (staying out)
«Отражение» – основной прием, который предполагает по возможности точное повторение сказанного участником, когда медиатор чувствует необходимость поддержать участника. Медиатору стоит воспроизводить не только слова, но и уровень энергетики, внутреннего напряжения говорящего, избегая при этом отождествления с участником и воспроизведения его эмоций. Помочь участникам структурировать переговоры должны «обобщения», которые время от времени делает медиатор, вычленяя из потока естественного общения проблемы и точки зрения участников по каждой из них.
В преобразующей медиации процесс не имеет разделения на фазы, поэтому медиатор помогает сторонам формулировать повестку по ходу их взаимодействия.
В центре внимания – «здесь и сейчас».
Обсуждение прошлого ценно для настоящего
Медиаторы готовы к тому, что продвижение к разрешению
конфликта будет замедляться или развиваться циклически.
Следующая техника – это «проверка» состояния участников процедуры, направленная на выяснение их желаний относительно дальнейшего хода процедуры. С ее помощью медиатор может удостовериться, что участникам комфортно находиться внутри процедуры и что они довольны своим участием. Это удобный инструмент при работе в условиях дисбаланса сил и позиций, когда в медиации участвуют стороны, разных социальных ролей и статусов.
Восстановление отношений доверия
Приоритет в преобразующей медиации отдается налаживанию нормальных отношений И это понятно: когда стороны доверяют другу другу, они легко приходят к соглашению. Нередко конфликт — это источник развития и шанс профессионального и/или личностного роста.
Буш Р., Фолджер Дж. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту. Киев:
Издатель Захаренко В.А., 2007. 264 c.
Гордийчук Н. В., научный сотрудник Федерального института медиации, медиатор Научно-методического центра медиации и права, член Европейской ассоциации трансформативных медиаторов, преподаватель РГГУ, Москва, Россия
Фолджер что может медиация
О нарративной медиации мы услышали в 2004 г. на тренинге по проведению программ восстановительного правосудия Винса Мерсера (Великобритания), который с восхищением упомянул книгу Уинслейда и Монка. Еще одно подтверждение, что и другие деятели восстановительного правосудия увидели в этом подходе идеи близкие нашей практике, идеи, которые нужно попытаться включить в ареал восстановительных программ. В сам тренинг Мерсера проработка идей нарративной медиации не вошла. Да это и не было еще разработано в применении к программам восстановительного правосудия. А сегодня работа по освоению нарративного подхода в контексте нашей работы происходит активно в разных группах, занимающихся восстановительными программами[21].
Если в предыдущих из упомянутых подходов модели медиации определялись онтологией человека, из которой вытекали представления о конфликтах, а коммуникация рассматривалась как метод их разрешения, то нарративный подход в качестве онтологической основы конфликта рассматривает не человека с его интересами, присущими ему потребностями и возможностями (силой), а саму коммуникацию (в социокультурном масштабе), в которой воплощается культурное и социальное разнообразие, неминуемо приводящее к столкновениям. И в этом смысле коммуникация в медиации (в масштабе комнаты) в концентрированном виде воспроизводит различия в культурных дискурсах этой большой социокультурной ситуации и благодаря специальной организации процесса позволяет участникам увидеть конфликт со стороны, и себя в конфликте со стороны, а также по-новому увидеть и услышать партнера. И новые формы общения в медиации могут привести и к пересмотру потребностей.
Нарративный подход органично сочетается с восстановительной медиацией также благодаря культивированию неэкспертной позиции специалиста. У людей нет прямого доступа к истине, люди приносят на медиацию свои «истории», в которых конституируют себя, партнера, конфликт. И суть разрешения конфликта состоит не в том, чтобы выяснить, как все было на самом деле, а в том, чтобы с помощью медиатора стороны нашли в своей собственной жизни те ситуации и ресурсы, соединение которых дало бы возможность выстроить альтернативную, позитивную историю отношений, соединяющую прошлое и будущее. Центрация на отношениях между участниками конфликта, и, в общем, центрация на процессе приводит, в конечном счете, к достижению соглашений.
Восстановительная медиация
Теперь обратимся к сформулированному в Стандартах понятию восстановительной медиации. Она определяется следующим образом:
Мы видим, что понятие восстановительной медиации не столько противостоит перечисленным выше моделям, сколько обобщает, «снимает» разработанное в них содержание в контексте, который задается базовыми идеями восстановительного правосудия. В этих рамках развитие теории и практики восстановительной медиации идет по пути рефлексивного «собирания» теоретических представлений о человеке, о конфликте, о том, что значит разрешить конфликт. Наряду с перечисленными в наш понятийный багаж входят понятия из современных (точнее, переформатированных в современные) общинных форм решения проблем – Кругов: единение, целостность, забота, доверие и пр. По мере освоения новых подходов, предыдущие могут проблематизироваться, но все они оставляют свои следы. И то, что для той иной модели выступает как ее специфическое содержание, в теле восстановительной медиации берется в качестве средств, используемых наряду с другими средствами.
По мере освоения разных моделей медиации появляется и понимание того, как работает восстановительная медиация с «симметричными» конфликтами (в семье, школе, между соседями), когда нет распределения ролей на обидчика и жертву. Все, в конечном счете, упирается в понимание тех же базовых принципов, которые в этом случае уточняются: исцеление всех, кто так или иначе затронут конфликтом; осознание всеми участниками вреда, причиняемого конфликтом; восстановление отношений; принятие ответственности за разрешение конфликта; выработка решений, направленных на компенсацию вреда, причиненного конфликтом, и пр. Такому уточнению мы обязаны, в первую очередь, нарративному подходу, который указал нам идею и методические ходы по «отделению конфликтов от людей», благодаря которым стороны конфликта начинают объединяться против самого конфликта.
Если вести речь о направлениях развития восстановительной медиации, здесь можно выделить несколько направлений.
Во-первых, средствиальное обогащение за счет интерпретации и включения в практику восстановительной медиации способов работы, отработанных в других моделях. В ближайшей повестке дня стоит освоение наработок нарративного подхода и применение нарративной медиации к разрешению криминальных конфликтов. Необходимы, в частности, специальные разработки, касающиеся понятия ответственности, поскольку понимание природы конфликтов как детерминируемых извне, из культурных дискурсов, проблематизирует привычные моральные представления о вине и личной ответственности. Во-вторых, освоение новых форм работы с участниками конфликтов и криминальных ситуаций. В-третьих, выход на новые типы конфликтов и не освоенные пока области использования медиации.
Но главным мне представляется развитие «в глубину» самого восстановительного подхода, выявление новых содержательных пластов его базовых идей. Здесь я дам некоторые комментарии.
Третья стадия называется раскаяние. Именно тогда правонарушители серьезно рассматривают свое поведение и добровольно берут всю ответственность за содеянное без всяких оправданий. На этой стадии правонарушители испытывают собственную боль, т.к. осознают, какую боль причинили другому человеку. Им необходимо не только выплатить компенсацию, им также необходима помощь, чтобы изменить свое поведение, чего бы это ни стоило. …
На четвертой стадии возникает искреннее желание попросить прощения. Хотя правонарушители могут почувствовать облегчение, выразив свое сожаление на стадии угрызения совести, на четвертой стадии у них возникает желание попросить прощение без всяких оговорок.
Медиаторы должны помочь правонарушителю перейти в стадию раскаяния. Мало вероятно, что правонарушитель, войдя в процесс медиации с угрызениями совести, осознает всю глубину этой стадии за два часа медиации. Тем не менее возможно подвести правонарушителя к началу третьей стадии и помочь вступить в нее. Медиатор должен не только задавать нужные вопросы, он должен быть готов вступить в сферу сильных эмоций. Процесс покаяния очень труден. Многим медиаторам нелегко устоять перед желанием избавить правонарушителя от этой бури чувств и полной сосредоточенности правонарушителя на недопустимости своих действий[23].
Возможно, подобное стадийное описание чересчур схематично, оно в определенной мере оторвано от деятельности медиатора, от контекста взаимодействия с пострадавшим, от диалога. Но описание помогает снова вернуться к вопросу о целях и средствах нашей работы, о времени, необходимом для проведения программ, о той степени глубины, которую хотим достичь, о том, что считать завершенной медиацией, и пр. И именно необходимость дальнейшего освоения базовых идей восстановительной медиации заставляет развиваться, привлекать новые представления, теории, процедуры. Остается также много вопросов и по работе с жертвами, так что выход на новые области отнюдь не означает, что в сфере медиации правонарушителя и жертвы уже все сделано, все понятно и технологически обустроено.
Принятие Стандартов восстановительной медиации – очень важный этап ее становления. Зафиксировав достигнутый уровень разработок, можно двигаться дальше.
[1] Одни авторы придерживаются мнения о том, что имеет место единая модель медиации, в то время как другие настаивают не просто на множественности моделей, но на их несовместимости. Так, например, отвечая на вопрос о том, можно ли комбинировать трансформативную медиацию с другими моделями, ориентированными в большей степени на решение проблемы и достижение соглашения, Роберт Буш и Джозеф Фолджер отвечают: «Наш опыт показывает, что комбинировать такие модели невозможно, поскольку цели различных моделей, а также практические методы, с помощью которых они реализуются, несовместимы» (Роберт А. Бэрок Буш, Джозеф П. Фолджер. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту. Киев, 2007. С. 204). Есть и другие аргументы, указывающие как на наличие разных моделей медиации, так и их несовместимость (см., например: Джон Уинслэйд, Джеральд Монк. Нарративная медиация. Новый подход к разрешению конфликтов. М., 2009).
[2] Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации. М., 2009.
[3] С более широким набором моделей и практических форм медиации можно познакомиться в кн.: Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Сост. Г. Мета, Г. Похмелкина. М., 2004. Конечно, существование разных практик медиации можно трактовать как наличие разных технологий при единстве метода. Все зависит от масштаба различений. Если медиацию как способ разрешения конфликтов мы сопоставляем, скажем, с уголовно-правовым способом, то это один масштаб. В рамках такого различения мы будем выделять те черты, которые характерны именно для медиации вообще, безотносительно к ее моделям, и отличающие ее от уголовного процесса. Но когда мы обращаемся к самой медиации, то находим там разные типы практик, которые отличаются базовыми представлениями, установками и вытекающими из них порядками работы.
[4] Буш Роберт А. Бэрок, Фолджер Джозеф П. Указ. соч. С.30.
[5] Такой тип рассуждения мы применяли и раньше, когда обосновывали понятие восстановительной ювенальной юстиции – системы, которая существует одновременно в двух рамках, указывающих на необходимость реализации двух разных концептуальных установок – ювенальной юстиции и восстановительного правосудия. И вопрос состоял в том, каким образом должна строиться практика обращения с несовершеннолетними правонарушителями в такой сложной полицелевой системе.
[6] Максудов. Р. Восстановительная медиация: на пути к разработке концепции в данном // Вестник восстановительной юстиции. № 7, 2010. С. 7-17.
[7] См. например: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000. С. 335.
[8] Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание. М., 2002.
[9] Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение. М., 2002.
[10] Буш Роберт А. Бэрок, Фолджер Джозеф П. Указ. соч. С. 21.
[11] Зер Х. Указ. соч. С. 218.
[12] Зер Х. Указ. соч. С. 223.
[13] Зер Х. Указ. соч. С. 219.
[14] См. пособие: Stutsman-Amstutz L., Zerh H. Victim Offender Conferencing in
Pennsylvania’s Juvenile Justice System, 1997. (Cтутсман-Амстутс Л.,
Зер Х. Конференция жертвы и правонарушителя в системе ювеналь ной юстиции Пенсильвании: Пер. с англ. Архив Центра «Судебнопра вовая реформа».
[15] См.: Уинслэйд Джон, Монк Джеральд. Указ. соч.
[16] Зер Х. Указ. соч. С. 223.
[17] Умбрайт М. Гуманистический подход к посредничеству в разрешении конфликтов: путь преображения, путь миротворчества // Вестник вос становительной юстиции. Вып. 3. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2001. С. 88 (статья 1997 г.).
[18] Умбрайт М. Указ. соч. С. 90.
[19] Буш Роберт А. Бэрок, Фолджер Джозеф П. Указ. соч. С. 49.
[20] Stutsman-Amstutz L., Zerh H. Victim Offender Conferencing in
Pennsylvania’s Juvenile Justice System, 1997.
[21] См. Максудов Р. Указ. соч., Балаева А. Примирение в медиации и вне ее: сравнительные аспекты // Вестник восстановительной юстиции. № 7, 2010. С. 62-66.
[22] Стандарты восстановительной медиации….
[23] Stutsman-Amstutz L., Zerh H. Victim Offender Conferencing in Pennsylvania’s Juvenile Justice System, 1997.
Л.М. Карнозова, ведущий научный сотрудник Сектора проблем правосудия Института государства и права РАН, кандидат психологических наук
Сибирский Центр медиации
Развитие через преодоление конфликтов
Что может преобразующая медиация?
Легендарная работа Р. Буша и Дж. Фолджера The Promise of Mediation или «Что может медиация, трансформативный подход к конфликту» вносит большую лепту в современные техники и стили медиации, рассматриваемые на наших онлайн курсах медиации. Нам представляется, что использование термина рансформативный подход есть результат крайне неудачного перевода. Не случайно в теории управления используют Преобразующий менеджмент.
Преобразующий менеджмент и медиация
Заметьте, что даже в радиотехнике слово трансформатор, нередко заменяют термином преобразователь напряжения. Автолюбителям более известны преобразователи напряжения (авто инвертор) служащие для преобразования постоянного напряжения 12 V в переменное 220 V.
Далее мы цитируем публикацию Гордийчук Н. В. * с небольшими исправлениями и комментариями. Автор пишет, что в ходе преобразующей медиации:
Сознательный отказ медиатора от вынесения суждений и оценок о взглядах
Что подразумевает:
1) доверие к выбору сторон в той или иной ситуации;
2) уважение к участникам, даже если их поведение отличается от принятого в культуре и социальном окружении медиатора или не оправдывает его ожиданий;
3) внимательность и отзывчивость к желаниям, потребностям и чаяниям участников;
4) уравновешенность и спокойствие, которые не должны оставлять медиатора в условиях накаленного конфликта;
5) терпение, которое медиатор должен проявлять по ходу переговоров, не пытаясь их ускорить или направить в какое-либо определенное русло;
6) смирение медиатора, который осознает, что ему известно о конфликте намного меньше,
чем его участникам, а также помнит, что именно участникам, а не ему, придется столкнуться
с последствиями принятых во время медиации решений
Главная внутренняя работа, которую должен делать медиатор, – подавлять в себе директивный импульс, т. е. желание направить ход переговоров в определенное русло. Он должен следовать за участниками, а не вести их в сторону, которая представляется медиатору правильной (например, не заставлять участников быть «конструктивными», что вполне допускается в других моделях медиации).
Техники преобразующей медиации
Базовых техник четыре: «отражение» (reflection), «обобщение» (summarizing), «проверка» (checking in) и «невмешательство» (staying out)
«Отражение» – основной прием, который предполагает по возможности точное повторение сказанного участником, когда медиатор чувствует необходимость поддержать участника. Медиатору стоит воспроизводить не только слова, но и уровень энергетики, внутреннего напряжения говорящего, избегая при этом отождествления с участником и воспроизведения его эмоций. Помочь участникам структурировать переговоры должны «обобщения», которые время от времени делает медиатор, вычленяя из потока естественного общения проблемы и точки зрения участников по каждой из них.
В преобразующей медиации процесс не имеет разделения на фазы, поэтому медиатор помогает сторонам формулировать повестку по ходу их взаимодействия.
В центре внимания – «здесь и сейчас».
Обсуждение прошлого ценно для настоящего
Медиаторы готовы к тому, что продвижение к разрешению
конфликта будет замедляться или развиваться циклически.
Следующая техника – это «проверка» состояния участников процедуры, направленная на выяснение их желаний относительно дальнейшего хода процедуры. С ее помощью медиатор может удостовериться, что участникам комфортно находиться внутри процедуры и что они довольны своим участием. Это удобный инструмент при работе в условиях дисбаланса сил и позиций, когда в медиации участвуют стороны, разных социальных ролей и статусов.
Восстановление отношений доверия
Приоритет в преобразующей медиации отдается налаживанию нормальных отношений И это понятно: когда стороны доверяют другу другу, они легко приходят к соглашению. Нередко конфликт — это источник развития и шанс профессионального и/или личностного роста.
Буш Р., Фолджер Дж. Что может медиация. Трансформативный подход к конфликту. Киев:
Издатель Захаренко В.А., 2007. 264 c.
Гордийчук Н. В., научный сотрудник Федерального института медиации, медиатор Научно-методического центра медиации и права, член Европейской ассоциации трансформативных медиаторов, преподаватель РГГУ, Москва, Россия
Трансформативная медиация: основные понятия и установки 4311
Гордийчук Н.В.
Научный сотрудник Федерального Государственно Бюджетного Учреждения «Федеральный институт медиации»
e-mail: gordiychuk@mediacia.com
Аннотация
В работе дается обзор основных теоретических предпосылок трансформативной медиации, рассмотрены ключевые понятия этого метода, в общем виде рассмотрена специфика трансформативного подхода по сравнению с другими школами медиации – особенности его структуры, принципов, целеполагания и инструментария коммуникативных техник. Проанализировано, как трансформативная модель переопределяет содержание самого понятия медиации, по-своему трактуя цели этого процесса и устанавливая новые границы медиации как феномена. Этот анализ дает возможность критики эссенциалистских взглядов на медиацию как на процесс с заранее предустановленными и неизменными целями и принципами, эффективность которого может быть адекватно оценена с помощью единого набора критериев. Трансформативный подход претендует на роль одной из наиболее влиятельных школ в медиации, предоставляя участникам спора большую свободу как в определении содержательных аспектов процедуры, так и на уровне организации самого процесса, определения круга участников и формата проведения медиации.
Тип: научная статья
Ссылка для цитирования
Сообщества современных медиаторов можно картографировать по множеству признаков. С точки зрения сферы медиативной практики, существуют медиаторы сравнительно широкого профиля, а также узкие специалисты, занимающиеся одной сферой: только семейными, только корпоративными или же, например, только соседскими (общинными) спорами.