Фонд инженерных изысканий что это
Новости СРО
Важное за неделю
Популярное за месяц
Диалог с редакцией
Опубликован новый проект Положения о фонде материалов инженерных изысканий
Национальное объединение изыскателей подготовило новый текст проекта Положения о фонде материалов инженерных изысканий с учетом высказанных профессиональным сообществом предложений и замечаний, сообщает пресс-служба НОИЗ.
«Фонд представляет собой совокупность материалов и данных результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, архитектурно-строительного проектирования и для реконструкции объектов капитального строительства. А также для подготовки производной информации, создаваемой Фондом, в виде обобщенных сведений об изученности природных и техногенных условий территорий, тематических карт и других графических и текстовых документов», — говорится в тексте проекта Положения.
В нем также отмечается, что главной задачей Фонда является сбор, учет, хранение, систематизация, актуализация материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
«Застройщик или по его поручению организация-исполнитель инженерных изысканий обязаны после прохождения государственной либо независимой экспертизы безвозмездно передавать экземпляр отчетной документации о выполненных инженерных изысканиях в соответствующие Фонды», — подчеркивается в документе. При этом отчетная документация, не подлежащая экспертизе, принимается в Фонд после оценки качества.
Темы: инженерные изыскания, НОИЗ, саморегулирование
Вестник инженерных изысканий
Газета профессионального сообщества изыскателей России
Фонды инженерных изысканий. Использование архивов инженерных изысканий
Обсуждая тему фондов инженерных изысканий и возможности их использования, необходимо затронуть следующие вопросы.
Первый: какие фонды инженерных изысканий имеются на федеральном или региональном уровнях?
Второй: можно ли получить сведения из имеющихся фондов инженерных изысканий?
Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы формирования фондов инженерных изысканий, являются: Градостроительный кодекс Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства», от 31.03.2017 № 402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20» и от 22.04.2017 № 485 «О составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также о форме и порядке их предоставления».
Инженерные изыскания выполняются для подготовки документации по планировке территории, подготовки проектной документации, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Указанными нормативно- правовыми актами предусмотрено размещение материалов и результатов инженерных изысканий в:
Перечень видов инженерных изысканий и правила выполнения инженерных изысканий определены:
За последний год в законодательство внесен ряд изменений, которые затронули и вопросы размещения материалов и результатов инженерных изысканий в государственных фондах и информационных системах.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ (статьи 41.2 и 57.1), отменяющие с 1 января 2019 года. размещение инженерных изысканий в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий и в ФГИС ТП. Следует отметить, что указанным федеральным законом из Градостроительного кодекса Российской Федерации исключено упоминание о государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.04.2017 № 485 размещению подлежат материалы и результаты инженерных изысканий следующих видов инженерных изысканий.
В Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении:
Таким образом, на сегодняшний день хранилищем (фондом) материалов и результатов инженерных изысканий является ГИС ОГД, а применительно к территории Московской области — государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Московской области (ИСОГД Московской области).
Так случилось, что в настоящее время руковожу организацией, которая непосредственно осуществляет инженерные изыскания и одновременно является оператором ИСОГД Московской области.
ИСОГД Московской области введена в эксплуатацию в 30 июня 2017 года. Анализируя информацию о поступлении документов для их размещения в системе с учетом устойчивой тенденции увеличения объемов строительства на территории Московской области, можно отметить постоянно растущую динамику количества размещаемых документов, в том числе материалов инженерных изысканий.
Однако на сегодняшний день доля территорий в Московской области, по которым проведены изыскания и материалы которых размещены в ИСОГД Московской области, не значительна.
Приведу некоторые статистические данные за 2018 год. За прошедший год в ИСОГД Московской области зарегистрировано:
Если спросить застройщиков, изыскательные организации о необходимости получения материалов инженерных изысканий, размещенных в государственных фондах или в информационных системах, для проведения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции, то ответ получим однозначный. Целесообразность использования таких материалов сомнению не подлежит. Тем более, что вышеперечисленными постановлениями Правительства РФ предусмотрено выполнение инженерных изысканий с учетом материалов и результатов, ранее проведенных инженерных изысканий, которые хранятся в государственном фондах и информационных системах.
Однако, учитывая, что формирование ресурсов ИСОГД Московской области осуществляется в течение сравнительно небольшого периода времени, материалов и результатов инженерных изысканиях, размещенных в ИСОГД Московской области, на сегодняшний день, для такой территории как Московская область, не достаточно.
В целях обеспечения заинтересованных лиц материалами ранее выполненных инженерных изысканий необходимо включить в перечень сведений, предоставляемых из ИСОГД Московской области в рамках предоставления государственной услуги «Предоставление сведений, содержащихся в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области» материалы инженерных изысканий.
Алексей Устинович
Генеральный директор ГБУ МО «Мособлгеотрест»
Фонд инженерных изысканий что это
ГрК РФ Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 47 ГрК РФ
1. Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
3. Лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий. Лицо, выполняющее инженерные изыскания, несет ответственность за полноту и качество инженерных изысканий и их соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик или лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, вправе выполнить инженерные изыскания самостоятельно при условии, что такие лица являются членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, или с привлечением иных лиц по договору подряда на выполнение инженерных изысканий.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения:
Фонды инженерно-геологических изысканий: история создания, разновидности и доступ к данным
Потребность в наличие единого полноценного, информативного и постоянно обновляющегося Фонда материалов и данных инженерно-геологических изысканий существует в нашей стране со времен распада СССР. Доступ к этой информации значительно сокращает сроки и стоимость проведения новых и дополнительных изысканий на близлежащих территориях.
История создания фондов
В советские времена подобный архив существовал на базе более 60 трестов (ТИСИЗов), которые собирали изыскательские отчеты, обобщали их и хранили, постоянно обновляя. При необходимости получения информации предыдущих лет проектно-изыскательские организации обращались в ТИСИЗы и использовали в своей работе имеющиеся данные.
После распада Советского Союза более пятидесяти трестов были приватизированы, доступ к имеющимся у них фондам ограничен, а значительная часть информации попросту перестала существовать.
Когда в строительную отрасль было внедрено саморегулирование, вопрос «реабилитации» фонда инженерных изысканий снова стал актуален. До сих пор не найден компромиссный подход к формированию фондов, удовлетворяющий как государственные структуры, так и самих исполнителей работ.
Какие фонды инженерных изысканий существуют?
В РФ действует ряд документов, которые регламентируют вопросы формирования фондов инженерных изысканий:
Градостроительный кодекс Российской Федерации,
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20» и от 22.04.2017 № 485 «О составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также о форме и порядке их предоставления».
Согласно этим нормативно-правовыми актам материалы и результаты инженерных изысканий размещаются в:
Государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий;
Государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (ГИС ОГД);
Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);
Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
В 2019 году из Градостроительного кодекса РФ было исключено положение о государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий. Также соответствующие поправки об исключении положений о государственном фонде изысканий были внесены и в постановление Правительства РФ от 19.01.2006 г. №20 «Об утверждении Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».
В результате на сегодняшний день хранилищем (фондом) материалов и результатов инженерных изысканий является ГИС ОГД.
Кроме того, согласно законодательству о геодезии и картографии, а именно Федеральному закону от 30 декабря 2015 г. №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» существуют государственные фонды пространственных данных:
федеральный фонд пространственных данных;
ведомственные фонды пространственных данных;
фонд пространственных данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны;
фонды пространственных данных субъектов Российской Федерации.
Можно ли получить сведения из имеющихся фондов инженерно-геологических изысканий?
С этой целью производится сбор, анализ, систематизация и обработка материалов инженерных изысканий.
Они могут находится в различных региональных фондах, таких как Росгидромет, комитеты и прочие государственные ведомства и предоставлены по официальному запросу. Время рассмотрения заявки и предоставление данных может варьироваться от нескольких дней до нескольких недель.
Государственный фонд материалов и данных инженерных изысканий. Вроде он есть, а вроде и нет
В 2019 году из Градостроительного кодекса РФ было исключено положение о государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий. Также соответствующие поправки об исключении положений о государственном фонде изысканий были внесены и в постановление Правительства РФ от 19.01.2006 г. №20 «Об утверждении Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства». Данное решение не только откровенно вредит развитию отрасли, но имеет антиконституционный характер.
В статье приведена история и описано текущее положение фондов инженерных изысканий, сделаны предложения по исправлению сложившейся ситуации. В порядке дискуссии автором предложен Проект Положения о государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий.
Материалы, изложенные в статье, будут также доложены на Российском форуме изыскателей 16 октября. Автор приглашает всех заинтересованных к обсуждению проблемы.
Результатом инженерных изысканий являются материалы и данные, полученные в процессе их выполнения. Они подлежат хранению в архиве изыскательской организации, передаче заказчику, а также до совсем еще недавнего времени они подлежали передаче в органы, осуществляющие ведение фондов инженерных изысканий.
Статьей 47 Градостроительного кодекса РФ от 2004 года (ГК 2004 г.) была установлена норма, в соответствии с которой порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности должен устанавливаться Правительством Российской Федерации. К сожалению, до настоящего времени указанное положение ст. 47 ГК так не получило нормативного правового регулирования ввиду отсутствия правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий.
Более того, в редакции ГК, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года №342-ФЗ, законодатель вообще исключил положения о государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий из ст. 47 ГК.
Также соответствующие поправки об исключении положений о государственном фонде изысканий были внесены и в постановление Правительства РФ от 19.01.2006 г. №20 «Об утверждении Положения о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства».
То есть, понятие государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий, по непонятной причине, оказалось исключено из градостроительного законодательства.
Существующее положение по ведению фондов инженерных изысканий
В сложившейся ситуации отдельные субъекты РФ, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 г. №20, подготовили и утвердили (по согласованию с Министерством строительства Российской Федерации) региональные порядки выполнения инженерных изысканий, включив в них положения по формированию и ведению региональных фондов инженерных изысканий.
Причем, ведение государственного фонда инженерных изысканий в указанных региональных порядках было возложено на бывшие территориальные изыскательские организации, являющиеся региональными монополистами в сфере инженерных изысканий, что противоречило основному принципу ведения государственного фонда – недопустимости совмещения выполнения изысканий и ведения государственного фонда в одной организации.
В данной статье предлагается вынести на обсуждение проектно-изыскательского сообщества концепцию формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий, а также проект положения о формировании и ведении государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий.
История формирования и ведения фондов инженерных изысканий
Если обратиться к истории этого вопроса, то необходимо отметить, что ведение фондов инженерных изысканий осуществлялось в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, а именно:
Положением о геолого-геодезической службе органов архитектуры и градостроительства, 1977 г.;
Инструкцией о государственном геодезическом надзоре в РФ, 1983 г.;
СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства Основные положения, 1997 г.;
Градостроительным кодексом РФ, 1998 г. (ГК 1988 г.)
В указанных документах было установлено, что копии материалов инженерных изысканий безвозмездно передаются на хранение в соответствующие архивы и фонды региональных и местных органов архитектуры и градостроительства.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ 1998 года, к полномочиям федерального органа архитектуры и градостроительства относилось формирование и ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий. Фактическое ведение государственного фонда комплексных инженерных изысканий было поручено бывшим территориальным изыскательским организациям системы ГО «Росстройизыскания».
Действующее законодательство в сфере формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий
Как было сказано выше, положения о формировании и ведении государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий были исключены из части 6 ст. 47 ГК. В соответствии со ст. 56 ГК, материалы и результаты инженерных изысканий входят только в состав государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД).
В связи с этим необходимо отметить, что правовой основой инженерно-геодезических изысканий является законодательство о геодезии и картографии, а именно Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. №431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ». В соответствии со ст. 10 данного закона, в Российской Федерации создаются следующие государственные фонды пространственных данных:
В ведомственные фонды пространственных данных (в соответствии со ст.12 указанного федерального закона) включаются пространственные данные и материалы (в том числе специальные карты), полученные в результате организации геодезических и картографических работ федеральными органами исполнительной власти, а ведение ведомственного фонда пространственных данных, в том числе включение в него пространственных данных и материалов, их хранение и предоставление заинтересованным лицам, осуществляется федеральным государственным учреждением, подведомственным соответствующему федеральному органу исполнительной власти (далее – фондодержатель ведомственного фонда).
Указанная норма о ведомственных фондах пространственных данных (инженерно-геодезических изысканиях) является обязательной для Минстроя России, так как в соответствии со ст.71 Конституции РФ геодезия и картография отнесены исключительно к предметам ведения Российской Федерации, а в соответствии со ст. 76 Конституции РФ «по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации».
Таким образом, материалы и данные инженерно-геодезических изысканий относятся к ведомственному фонду пространственных данных, ведение которого в соответствии с ФЗ №431 должно осуществляться федеральным государственным учреждением, подведомственным Минстрою России.
Вместо организации работы по формированию и ведению ведомственного фонда пространственных данных (Фонда материалов и данных инженерно-геодезических изысканий), Минстрой России, по мнению автора настоящей статьи, игнорировал обязательные нормы федерального закона, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, и инициировал исключение положений о государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий из градостроительного законодательства.
Концепция формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий
Ниже приведена концепция формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий, реализация которой возможна только при условии внесения в градостроительное законодательство положений о государственном фонде изысканий.
Прежде всего, следует отметить, что организация формирования и ведения фонда, подготовка нормативно-правовой базы, аккредитация организаций-операторов фонда, учреждение подведомственной аккредитованной организации по формированию и ведению федеральной части фонда, а также софинансирование формирования и ведения фонда должно относится к исключительным полномочиям Министерства строительства и ЖКХ РФ.
Организационно-методическим обеспечением формирования и ведения фонда потенциально может заниматься НОПРИЗ или иная некоммерческая общественная организация, уполномоченная Минстроем РФ.
Формированием и ведением в электронном виде информационной системы фонда для обеспечения подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории федерального уровня, строительства объектов федерального значения должно быть в сфере ответственности подведомственной Минстрою РФ специализированной аккредитованной организации по ведению федеральной части фонда – оператора федерального уровня.
Соответственно операторы регионального уровня должны взять на себя аналогичные функции в отношении объектов регионального, муниципального и частного значения. Соответственно подчиняться и финансироваться они должны органам исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.