Фонд общественного мнения что это
О фонде «Общественное Мнение»
Основным заказчиком и потребителем результатов исследований Фонда является Администрация Президента РФ.
Другими крупными заказчиками Фонда в разное время были Правительство РФ, ЦБ РФ, МОСТ-Банк, Газпром, ВАЗ, ОРТ, ВГТРК, НТВ, НТВ+, ЮКОС, Интеррос, Видео Интернешнл, Интерфакс, РИА «Вести», Российская Ассоциация Маркетинга, а также десятки других российских государственных, коммерческих, финансовых, рекламных и информационных структур.
Фонд получил известность и за рубежом, выполняя работы для USIA, ROPER STARCH, BBC, Стэнфордского университета, Фонда «Евразия», посольств различных стран в России и др.
Фонд имеет около 80 сотрудников, около 500 работников региональных центров, около 1500 интервьюеров. Региональная сеть — дочерние организации и долговременные партнеры в большинстве субъектов РФ.
Фонд неоднократно выступал в российской и зарубежной печати с публикациями, освещающими результаты опросов населения и методические вопросы проведения социологических исследований. Одним из важных проектов ФОМа является комплексный исследовательский проект «Люди-XXI». Среди значимых проектов ФОМа можно отметить проект ФОМ-ДОМ (Доминанты) (исследование базовых установок и ценностей российского общества, а также выявление мнений россиян по актуальным событиям в сферах политики, экономики, социальных вопросов и культуры), проект ФОМ-Терри (мониторинг социальной, политической и экономической ситуации в регионах посредством комплекса социологических опросов населения субъектов РФ и муниципальных образований), проект Человек и деньги (ФОМ-ФИН) (исследование финансового поведения и финансовой культуры россиян), проект «Мир интернета» (ФОМ-Рунет) (комплексное изучение состояния и развития интернета в России и различных его аспектов), проект ФОМ-СОЦ (изучение становления гражданского общества в нашей стране).
Более подробную информацию об истории организации можно получить на официальном сайте ФОМ
Фонд «Общественное мнение»
Содержание
История
Создан в 1991 году в структуре ВЦИОМ, возглавляемого тогда Татьяной Заславской, как независимая общественная организация с целью привлечения в центр средств благотворительных фондов. В середине 1992 Фонд вышел из состава ВЦИОМ и, оставаясь в статусе независимой некоммерческой организации, стал одной из ведущих социологических организаций России, выполняющих большой объем заказных и собственных исследований с использованием широкого спектра методов опроса. 1992 год – ФОМ начинает проводить опросы населения на темы внутренней и внешней политики, о социальных и экономических проблемах, маркетинговые исследования. Общероссийские репрезентативные опросы проводятся еженедельно – сначала только в городах, а вскорости во всех типах населенных пунктов. Начинает формироваться региональная сеть партнеров. 1996 год – ФОМ становится базовой социологической организацией предвыборного штаба Б.Н. Ельцина, начинает заниматься электоральной социологией. ФОМ работает в сфере политконсалтинга для верхних эшелонов власти и бизнеса. 2000 год – ФОМ становится фабрикой опросов. Круг клиентов значительно расширяется. Проводится множество исследований, в том числе масштабных, на самые разные темы. Высококлассные специалисты Фонда обеспечивают аналитическое сопровождение результатов этих исследований. Фонд активно присутствует в масс-медиа. Запускается издательская программа. 2004 год – ФОМ запускает крупные социологические проекты по сопровождению государственных социальных программ – национальных проектов. Идет активная работа по освоению новых исследовательских методик и технологий. Региональная ФОМ-сеть охватывает практически всю страну. Запускается новый мощный web-сайт компании. 2006 год – ФОМ начинает выпускать журнал «Социальная реальность». 2008 год – Происходит капитализация накопленных методических, интеллектуальных, информационных и организационных ресурсов. ФОМ занимает активную позицию на рынке, крупные проекты основаны на современных бизнес-моделях. Разрабатывается корпоративный дизайн, осваиваются новые технологии представления результатов работы ФОМа. 2009 год – ФОМ занимает первое место в профессиональном рейтинге исследовательских компаний (РИК-2009). Рейтинги строила Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89» по результатам опроса региональных исследовательских организаций. 2010 год – ФОМ начинает работу с новыми методиками и технологиями активной социологии, которые основаны на принципах краудсорсинга. Задачи активной социологии – осуществление общественной экспертизы различных структурированных документов и отбор наиболее креативных и продуктивных идей и участников. ФОМ снова занимает первое место в профессиональном рейтинге исследовательских компаний (РИК-2010). За время существования ФОМ получил известность не только в России, но и за рубежом, выполняя работы для USIA, ROPER STARCH, BBC, Стэндфордского университета, Фонда «Евразия», Всемирного банка, а также для посольств различных стран.
Описание организации
Основным заказчиком и потребителем результатов исследований Фонда является Администрация Президента РФ.
Другими крупными заказчиками Фонда в разное время были Правительство РФ, ЦБ РФ, МОСТ-Банк, Газпром, ВАЗ, ОРТ, ВГТРК, НТВ, НТВ+, ЮКОС, Интеррос, Видео Интернешнл, Интерфакс, РИА «Вести», Российская Ассоциация Маркетинга, а также десятки других российских государственных, коммерческих, финансовых, рекламных и информационных структур.
Фонд получил известность и за рубежом, выполняя работы для USIA (англ.), ROPER STARCH, BBC, Стэнфордского университета, Фонда «Евразия», посольств различных стран в России и др.
Фонд имеет около 80 сотрудников, около 500 работников региональных центров, около 1500 интервьюеров. Региональная сеть — дочерние организации и долговременные партнеры в большинстве субъектов РФ.
Фонд неоднократно выступал в российской и зарубежной печати с публикациями, освещающими результаты опросов населения и методические вопросы проведения социологических исследований. Одним из важных проектов ФОМа является комплексный исследовательский проект «Люди-XXI».
Структура и сотрудники, региональная сеть
Центральный офис Фонда Общественное Мнение находится в Москве. У ФОМа есть партнеры практически во всех субъектах РФ. Три из них имеют статус региональных отделений ФОМа: Фонд Общественное Мнение – Татарстан (г. Казань), Фонд Общественное Мнение – Кузбасс (г. Кемерово), Фонд Общественное Мнение – Красноярск (г. Красноярск). Все сотрудники ФОМа обладают высокой квалификаций и большим опытом работы. Расчёт выборки ведет специалист, прошедший подготовку в Мичиганском университете. Многие специалисты ФОМа преподают в НИУ–ВШЭ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Сотрудники ФОМ регулярно выступают с докладами на российских и зарубежных научных конференциях и круглых столах.
Исследовательские технологии
ФОМнибус ФОМ еженедельно проводит всероссийские репрезентативные опросы 1500 респондентов типа омнибус в 100 населенных пунктах 43 субъектов РФ. МегаФОМ ФОМ ежеквартально проводит масштабные всероссийские мегаопросы 57 000 респондентов более чем в 2200 населенных пунктах 79 субъектов РФ, которые репрезентируют не только население России в целом, но и население каждого субъекта РФ, где проходит опрос (объем выборки в каждом субъекте РФ – 500–800 респондентов). ДомоФОМ ФОМ проводит всероссийские репрезентативные опросы и опросы в отдельных регионах. Объем выборки и темы исследования определяются заказчиком. ТелеФОМ ФОМ проводит телефонные опросы во всех субъектах РФ, где есть приемлемый уровень телефонизации. Технология позволяет оперативно «замерить» настроения граждан в конкретном населенном пункте или регионе. МикроФОМ ФОМ проводит исследования по технологии МикроФОМ. Технология позволяет получить неформализованную информацию качественного характера. Основные методы, используемые в данной технологии, – это фокус-группы, углубленные интервью и т. п. СетеФОМ ФОМ проводит on-line исследования. Технология позволяет проводить исследования в группах активной части населения России: молодежь, предприниматели, эксперты, руководители и т. д. Опрос проходит в форме дискуссии по заранее разработанному сценарию на виртуальной площадке ФОМ. СмартФОМ ФОМ проводит исследования по технологии СмартФОМ, которая расширяет возможности традиционных методов изучения общественного мнения. Суть опросов по технологии СмартФОМ – отбор неравнодушных и компетентных людей и их совместная работа над решением задач, имеющих общественный резонанс.
Проекты ФОМ
ФОМ ДОМ Проект ФОМ-ДОМ (Доминанты) существует с 2000 года. Его цель – исследование базовых установок и ценностей российского общества, а также выявление мнений россиян по актуальным событиям в сферах политики, экономики, социальных вопросов и культуры. По результатам еженедельных и ежеквартальных опросов издается бюллетень «Доминанты. Поле мнений», который доступен онлайн на веб-странице проекта Доминанты: http://bd.fom.ru/map/dominant. По этому адресу также доступны архивные выпуски. ФОМ ТЕРРИ Проект ФОМ-Терри существует с 2010 года. Цель проекта – мониторинг социальной, политической и экономической ситуации в регионах посредством комплекса социологических опросов населения субъектов РФ и муниципальных образований. ФОМ ФИН Проект Человек и деньги (ФОМ-ФИН) существует с 2006 года. Он посвящен исследованию финансового поведения и финансовой культуры россиян. Основные направления исследований проекта: финансовое поведение, финансовая культура, финансовые рынки, экономика и повседневная жизнь. ФОМ РУНЕТ Проект «Мир интернета» (ФОМ-Рунет) существует с 2000 года. Он посвящен комплексному изучению состояния и развития интернета в России и различных его аспектов. На регулярной основе проходят исследования: «Интернет в России» (исследование, посвящённое ключевым показателям развития интернета в России), «Интернет в регионах» (единственный в России масштабный проект, предоставляющий данные в региональном разрезе), «Рынок интернет – торговли» (актуальная информация о развитии рынка e-commerce в России), «Мобильный интернет в России» (ключевые аспекты распространения мобильной связи и мобильного интернета в России), «Социальные сети» и др. ФОМ СОЦ Проект ФОМ-Соц существует с 2010 года. Он посвящен изучению становления гражданского общества в нашей стране. Основные направления исследований проекта: взгляд населения на социальные проблемы, гражданское общество, эффективность работы некоммерческих организаций, деятельность социально активных групп, благотворительность и добровольческая деятельность, историческая память, образовательные стратегии российских семей.
Активная социология
Совместная интеллектуальная деятельность, основанная на принципах краудсорсинга. Задачи активной социологии – осуществление общественной экспертизы различных структурированных документов и отбор наиболее креативных и продуктивных идей и участников.
Научная и преподавательская деятельность
ФОМ имеет статус научного учреждения. На социологическом факультете Высшей школы экономики действует (с 2008 года) существует ФОМ-кафедра. ФОМ регулярно проводит конкурсы научных работ среди студентов-социологов. Наиболее успешные и талантливые студенты проходят практику в ФОМе и далее при желании принимаются на работу. На кафедре преподают такие сотрудники фонда, как: Ефим Борисович Галицкий (Кафедра маркетинга фирмы: доцент), Татьяна Викторовна Насонова, Александр Анатольевич Ослон (заведующий кафедрой), Тимур Энварвикович Османов (Кафедра методов сбора и анализа социологической информации), Лариса Александровна Паутова, Елена Серафимовна Петренко (Кафедра методов сбора и анализа социологической информации: доцент), Людмила Александровна Преснякова, Екатерина Александровна Седых, Алексей Владимирович Чуриков (Кафедра методов сбора и анализа социологической информации). ФОМ ведет электронный архив, в котором представлены данных социологических исследований с 1994 года.
Издания
ФОМ издает авторские и коллективные монографии. Поговорим о гражданском обществе (2001) Америка: взгляд из России. До и после 11 сентября (2001) Г.Г. Дилигенский. Люди среднего класса (2002) Б.З. Докторов, А.А. Ослон, Е.С. Петренко. Эпоха Ельцина: мнения россиян. Социологические очерки (2002) Д.М. Рогозин. Когнитивный анализ опросного инструмента (2002) С. Садмен, Н. Брэдберн. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента (2002) Д. Уолтон. Аргументы ad hominem (2002)
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян
Доминанты. Поле мнений. Выпуск 50
24 Декабря 2021 389
Доминанты. Поле мнений. Выпуск 49
17 Декабря 2021 801
Доминанты. Поле мнений. Выпуск 48
10 Декабря 2021 988
Доминанты. Поле мнений. Выпуск 47
03 Декабря 2021 1231
Доминанты. Поле мнений. Выпуск 46
26 Ноября 2021 1875
Отношение россиян к распаду СССР. Представления о его причинах
Россияне сравнивают этот год с предыдущим
Результаты еженедельных всероссийских опросов ФОМ
Мероприятие прошло в гибридном формате: онлайн и офлайн
Результаты еженедельных всероссийских опросов ФОМ
Традиционное подведение итогов уходящего года
Где россияне, которым положен отпуск, провели или проведут его в этом году
Изменилось ли отношение россиян к даче в условиях пандемии?
ФОМ / Фонд Общественное Мнение
Сейчас идет второй этап проекта.
С 27 июня по 23 сентября участники сообщества будут делиться лайфхаками и описывают сценарии того, как следует себя вести при управлении своими финансами.
Делись своим опытом, участвуй в дискуссиях и получи звание эксперта!
Приятный бонус. У самых активных участников появится возможность выиграть планшет, электронные сертификаты Ozon.ru, денежные призы или стать участником Общественного совета Агентства по страхованию вклада. Переходи по ссылке:
[Банки в антикризисе]
ФОМ / Фонд Общественное Мнение запись закреплена
Ожидания от 2022 года
Каждый год ФОМ просит россиян поделиться своими ожиданиями от наступающего года. Людей спрашивают, каким год будет для них, для страны и каких именно перемен они ждут, а также просят дать прогноз относительно развития ситуации в разных сферах жизни.
39% россиян полагают, что следующий год для них будет лучше уходящего. Позитивные ожидания связаны в первую очередь с ростом доходов и сменой работы, а также с окончанием эпидемии коронавируса. 11% полагают, что 2022-й для них будет хуже 2021-го. Связано это с ожиданием роста цен, снижения доходов и с опасениями введения принудительной вакцинации и QR-кодов.
ФОМ / Фонд Общественное Мнение запись закреплена
Согласно данным опроса ФОМа, пессимистичные настроения, с которыми россияне подводили итоги прошлого года, в нынешнем году несколько сгладились.
По мнению 14% опрошенных, для страны 2021 год был лучше 2020-го, 41% полагают, что хуже, 40% – что таким же. Примерно так же распределились ответы на вопрос о том, каким уходящий год был лично для них. Не ждали ничего хорошего от 2021 года 39% наших сограждан. У 17% позитивные ожидания были и оправдались, у 40% – не оправдались.
ФОМ / Фонд Общественное Мнение запись закреплена
События 2021 года в России и мире
Каждый год ФОМ просит россиян назвать событие года – российское и общемировое. И в стране, и в мире безоговорочно лидируют события, связанные с пандемией: «новые штаммы коронавируса», «смертность от коронавируса», «прививку придумали, вакцинация», «QR-коды, ограничения», «локдаун». Остальные события люди называли значительно реже. В России это выборы в Госдуму, авария на угольной шахте «Листвяжная», спортивные события, полет в космос российской съемочной группы. В мире это вывод американских войск из Афганистана, спортивные события и международные конкурсы, ситуация на Украине и на белорусско-польской границе.
ФОМ / Фонд Общественное Мнение запись закреплена
Человек года – 2021
В преддверие Нового года ФОМ традиционно подводит итоги уходящего и просит назвать человека года – в культуре, спорте, политике.
ФОМ / Фонд Общественное Мнение запись закреплена
Экология: общая ситуация и острые проблемы
Плохой считают экологическую ситуацию в мире 46% россиян, 57% полагают, что она ухудшается. Самыми острыми проблемами люди считают загрязнение водоёмов, воздуха, вырубку лесов, рост количества мусора и ситуацию с его переработкой.
Только 9% россиян полагают, что сейчас не происходит опасных для человечества изменений климата. 41% думают, что они происходят и их можно остановить, 34% – что остановить их уже невозможно. 49% участников опроса считают, что из-за климатических изменений условия жизни на нашей планете серьёзно ухудшатся уже в этом столетии, 31% полагают, что если это произойдет, то позже. В целом же испытывают «экологическую тревожность» 37% участников общероссийского опроса ФОМа, 44% замечают ее вокруг.
Результаты опросов общественного мнения о политике, экономике и повседневной жизни россиян
Руководитель Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики
Руководитель Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики
Руководитель Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики
Группа компаний ФОМ
В 1992 организована независимая социологическая служба Фонд «Общественное мнение» (ФОМ). До 1992 г. работал ФОМ при ВЦИОМе, а с середины 1992 г. стал полностью самостоятельной организацией.
1992 г. – ФОМ начинает проводить опросы населения на темы внутренней и внешней политики, о социальных, экономических, культурных и проблемах, маркетинговые исследования. Общероссийские репрезентативные опросы проводятся еженедельно – сначала только в городах, а вскорости в населенных пунктах всех типов. Начинает формироваться региональная сеть партнеров.
1996 г. – ФОМ становится базовой социологической организацией предвыборного штаба Б.Н. Ельцина, начинает заниматься электоральной социологией. ФОМ работает в сфере политконсалтинга для верхних эшелонов власти и бизнеса.
2000 г. – ФОМ становится фабрикой опросов. Круг клиентов значительно расширяется. Проводится множество исследований, в том числе масштабных, на самые разные темы. Высококлассные специалисты Фонда обеспечивают аналитическое сопровождение результатов этих исследований. Фонд активно присутствует в масс-медиа. Запускается издательская программа.
2004 г. – ФОМ запускает крупные социологические проекты по сопровождению государственных социальных программ – национальных проектов. Идет активная работа по освоению новых исследовательских методик и технологий. Региональная ФОМ-сеть охватывает практически всю страну. Запускается новый мощный web-сайт компании.
2006 г. – ФОМ начинает выпускать журнал «Социальная реальность».
2008 г. – Происходит капитализация накопленных методических, интеллектуальных, информационных и организационных ресурсов. ФОМ занимает активную позицию на рынке, крупные проекты основаны на современных бизнес-моделях. Разрабатывается корпоративный стиль, осваиваются новые технологии представления результатов работы ФОМа.
2010 г. – ФОМ начинает работу с новыми методиками и технологиями активной социологии, которые основаны на принципах краудсорсинга. Задачи активной социологии – осуществление общественной экспертизы различных структурированных документов и отбор наиболее креативных и продуктивных идей и участников.
2014 г. – ФОМ становится группой компаний и включает четыре направления:
2014 г. – Открывается научно-просветительский образовательный проект ФОМ-Лабс. Проводятся открытые лекции, практические семинары, мастер-классы и экспедиции для профессиональных социологов и всех, кто интересуется исследованиями. С 2016 года проект перешел в онлайн-формат – создана медиа-площадка с видеолекциями, статьями и книгами о социологических исследованиях, краудсорсинге и коммуникациях.
2015 г. – Запускаются комплексные проекты с участием нескольких компаний ГК ФОМ: «Бизнес в антикризисе», «Счастье в дом» (по заказу телеканала «Бобёр»), Рамблер.Идея и другие.
2016 г. – Открывается медиа-проект «Заповедник», рассказывающий о повседневной жизни регионов.
2016 г. – ФОМ снова запускает издательскую программу. Открывает ее Отчет Американской ассоциации исследователей общественного мнения (AAPOR) о неслучайных выборках (перевод Д. Рогозина и А. Ипатовой).
За время существования ФОМ получил известность не только в России, но и за рубежом, выполняя работы для USIA, ROPER STARCH, BBC, Стэнфордского университета, Всемирного банка, а также для посольств различных стран.
С 2008 года ФОМ неизменно занимает первое место в Профессиональном рейтинге исследовательских компаний, который строит Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89». По результатам последнего исследования руководитель полевого отдела ФОМ Оксана Акулова признана лучшим полевиком.