Франшиза в аниме что это
Топ-5 интересных франшиз из Японии
Далёкая страна предлагает множество интересных и необычных для нашего взгляда идей, которые можно использовать в бизнесе. Посмотрим, какие есть франшизы в Японии, не добравшиеся до нашего рынка
Япония для многих до сих пор кажется странной закрытой страной. Удалённость, сильный языковой барьер, непохожий менталитет – все эти ярлыки вешают подобие занавеса для среднестатистического человека. В том числе и для тех, кто занимается предпринимательством. И если те же франчайзинговые предложения из Европы и Америки найти не проблема, то вот японский рынок для российского бизнесмена доступен не в такой свободной форме.
Сразу обратим внимание, что речь идёт именно о японских компаниях, а не тех, кто делает свой бизнес в якобы «японском» стиле. Все эти концепции франшиз суши-баров, которые встречаются на улицах российских городов, разработаны для нашего потребителя, а японскую тематику берут исключительно для придания колоритности. Более того, настоящая исконно-японская еда сильно отличается от того, что подают в российских японских ресторанах.
Но в защиту всё-таки отметим, что среди множества встречаются и исключения. Об одном таком заведении, доступном в России мы расскажем в том числе дальше.
Также нужно понимать, что тот же франчайзинг в Японии развит не так, как уже развит у нас или в Европе. В основном, владельцами франшиз являются крупнейшие фирмы, конгломераты и сильные игроки рынка. Поэтому настоящих японских франшиз вы почти и не встретите. А если встретите, то знайте, то все они будут опять же связаны с пищевой индустрией. Просто потому что этот вид бизнеса легче всего перенести, взяв лишь концепцию и рецепты.
Поэтому в этой статье мы коснёмся предложений родом из Японии, но в большей части уже подстроенных под мировой рынок.
Франшиза Ikinari Steak
Активно действует на франчайзинговом рынке США.
Впервые Икинари-стейк была открыта в Токио в 2013 году. И за эти семь лет успела приобрести громадную популярность. Только в Японии было открыто уже более 300 ресторанов Ikinari. А в 2017 году компания вышла на американский рынок.
В отличие от обычных стейков, ikinari представляет собой «супертолстый» высококачественный стейк быстрой прожарки. Бифштекс нарезается на заказ – столько, сколько нужно клиенту, готовится на открытом огне и подаётся гостям на чугунном блюде. Далее блюдо поливается специальным соусом на основе соевого. Такие стейки стали называть J-steak. То есть стейки в японском стиле.
Концепция Ikinari подразумевает, что самым вкусным будет стейк слабой прожарки. Но так как нужно рассчитывать на большую аудиторию, готовятся блюда по желанию клиента. А вместо соевого соуса можно использовать горчицу, чесночную пасту или васаби.
Но не только блюдами отличаются рестораны Ikinari. Так, например, персонал в них, отдавая дань японскому гостеприимству здоровается и прощается с вами на японском. Под столиками предусмотрены специальные контейнеры для хранения вещей, которые прикрываются тканью, чтобы вы не запачкались. Персонал ходит в специальных стильных и почти невидимых масках, поддерживая санитарию.
А ещё посетителям ресторанов Ikinari выдаётся специальный спрей, которым можно побрызгать на одежду, чтобы она не пахла едой. Такие мелкие детали очень хорошо влияют на общее впечатление. Поэтому Ikinari Steak и удалось так быстро завоевать популярность и выйти на чужой для себя рынок.
Франшиза Torikizoku
Сеть ресторанов Torikizoku на сегодняшний день известная во всей Японии. Работают заведения в направлении «якитори». Что-то похожее на смесь курицы-гриль и куриного шашлыка. Курица насаживается на вертел, вращается на медленном огне, приправляется. Потом поджаривается на углях. В оригинальном рецепте также обязателен сладкий зелёный лук, которым фаршируется грудка или бедро в процессе приготовления. Дополнительно используются фрукты, а также специи и фирменный соус. Но на самом деле меню достаточно разнообразное, поэтому не сможет приесться простым куриным шашлыком. Здесь вам и фрикадельки и рисовые шарики и сыр с водорослями нори.
Сеть Torikizoku зародилась в Осаке и благодаря простоте блюда и невысоким ценам быстро распространилась по всей Японии. Ресторанчики этой сети имеют собственный антураж. Дизайн прост и удобен, всё сделано из дерева, приглушённый свет создаёт тёплую и уютную атмосферу.
Франшиза MOS Burger
Идём дальше по гастрономическому бизнесу страны восходящего солнца. На этот раз перед нами бургерная.
Чтобы вы понимали, на сегодняшний день MOS Burger занимает в Японии второе место на франчайзинговом рынке в индустрии быстрого питания, уступая лишь японскому отделению Макдоналдса.
Работает фирма аж с 1972 года. Более того, с тех пор она вышла далеко за пределы своей страны. Теперь заведения MOS Burger вы можете встретить и в Восточной Азии – Южной Корее, Гонконге, и в Тайланде, Индонезии, Австралии и даже на Гавайях.
Такая географическая «экспансия» стала возможной как раз благодаря франчайзингу. Мастер-франшиза продаётся фирме в той стране, где MOS Burger ещё не успел появиться, заключается договор. А дальше целый штат специалистов выезжает в ту страну, где планируется развитие сети. Подробности же условий, на которых фирма заключает контракт, держатся в секрете. И узнать их может только компания на этапах следующих за подачей заявки.
Но и это ещё не всё. В духе японских концепций, MOS расшифровывается как Mountains, Ocean, Sun. Стоять твёрдо как гора, иметь сердце широкое и глубокое как океан, иметь страсть, горящую как солнце. Всё это подытоживается слоганом «безграничная любовь к людям и природе».
Прониклись? Вот она философия настоящей японской компании. А вообще, тем компаниям, которым удалось заинтересовать MOS Burger, оказывается очень большая поддержка настоящего франчайзинга. Такого, какой он и должен быть. С обучением в Японии, конечно.
Франшиза Matsuya Foods
А вот этот представитель японского бизнеса с недавних пор присутствует и на рынке России. Сама сеть Matsuya – представитель так называемых гюдонных. Гюдон – традиционное японское блюдо, которое изначально готовилось с использованием говядины с сахаром, соевого соуса, овощей, тофу и лука-порея. Особую популярность в Японии блюдо приобрело в 1890-х годах среди рабочего класса, потому что его можно было легко и быстро приготовить. На сегодняшний день в стране восходящего солнца ежедневно употребляется около 5 миллионов порций этого блюда.
Первый ресторан Matsuya был открыт в 1966 году. И с тех пор сеть быстро набирала популярность разрасталась, сумела выйти за пределы своего рынка. И теперь точки, где подают гюдон можно встретить в Шанхае, Тайване, Индии, Нью-Йорке и других городах и странах. В 2019 году франшиза сети Matsuya Food добралась и до нашей страны.
Такая успешная экспансия связана не только с тем, что миру предоставляется возможность попробовать вкусные и главное – настоящие японские блюда, но и тем, как строит работу с партнёрами франчайзер. Во главу угла Matsuya Food ставится коллективная сила. Компания постоянно работает над повышением эффективности управления и повышением стоимости бренда. А без качественного управления всеми франчайзи этого достичь никак не получится.
Франшиза Watts
Интересный представитель бизнеса, который уже давно вышел за пределы Японии. Тут нужно пояснить, чтобы не было путаницы. В Японии уже давно появился такой формат магазинов, который назывался 100-yen shop. То есть там было всё за 100 йен. Подобный формат давно гуляет по миру. И в России можно встретить множество вариантов точек продаж с фиксированными ценами.
Самый первый магазин 100-yen shop был открыт в 1985 году в Касугаи. В дальнейшем модель этого бизнеса была перенята большими компаниями. Среди них выделялись Daiso, Seria, Can Do и Watts. Вариантов было много. И 100 йеновые магазины, и магазины «всё за 99 йен» и даже за 1000 йен. На сегодняшний день в Японии эти четыре фирмы фактически монополизировали рынок фикс-магазинов, имея на четверых более 5 500 точек.
Сейчас сеть Watts можно встретить в таких странах, как Китай, Мьянма, Монголия, Лаос, Сингапур, Брунея, Корея, Тайвань, Камбоджа, Филиппины, Новая Зеландия, Австралия. В планах – дальнейшее расширение.
Основная сложность такого формата при зарубежном сотрудничестве – доставка. Проблема в том, что она выходит гораздо дороже, чем стоит сам товар. Поэтому в магазинах должен быть очень большой ассортимент. И поэтому сложности возникают с интернет-торговлей.
Из-за этого производство всех товаров для магазинов Watts в самой Японии – только 10 процентов. 40 процентов приходится на Китай.
Сейчас компания продолжает развиваться и осознавая, что модель её бизнеса – не из самых лёгких, ищет пути сотрудничества с другими странами скорее как поставщик, а не как франчайзер. Однако не включить её в наш список мы не могли.
Это далеко не все примеры, которые можно встретить в других странах. Но их всё равно в несколько раз меньше, чем европейских или американских франшиз. Так устроен японский бизнес. К сожалению, в России настоящих представителей японской франчайзинговой индустрии вообще практически нет. Но мы очень надеемся, что ситуация эта будет в ближайшем времени исправлена.
Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх
Почему фильмы и сериалы называются франшизами. И чем они отличаются от франшиз в бизнесе и страховании
Франшиза в кино, литературе и компьютерных играх
Основатель портала Businessmens.ru. Предприниматель с 8-ми летним опытом. Эксперт по франчайзингу.
Мы уже разобрали с вами, что такое франшиза в бизнесе и франшиза в страховании. (спойлер: это совсем разные вещи). Теперь пришло время затронуть самую интересную тему. Франшиза в киноиндустрии, литературе и компьютерных играх – сферах, объединённых одним глобальным словом «медиа».
Что такое медиафраншизы, и почему самые успешные по кассовым сборам проекты обязательно становятся в наши дни франшизами. Обо всём этом дальше в нашем специальном материале.
Для тех, кто ищет франишизу для себя, у нас есть специальный каталог франшиз, который облегчает поиск.
Термин медиафраншиза
«Медиафраншиза (Media franchise, медиафранчайзинг) – это линейка продукции в медиа (сюда относятся литературные произведения, кинофильмы, телевизионные передачи, компьютерные и мобильные игры), которая связанная едиными элементами.
Связующим элементом может быть что угодно – персонажи, лор (мир, вселенная, в котором происходят действия) и т.д.
Состоит она, как правило, из основного произведения и его производных (например, франшиза «Пираты карибского моря» началась с оригинального фильма и продолжилась его дальнейшими частями – «Пираты карибского моря: сундук мертвеца», «Пираты карибского моря: на краю света» и т.д.)
Права на франшизу могут лицензионно передаваться другим компаниям для дальнейшего использования и создания новых медиапродуктов в рамках этой франшизы, как и в случае с продажей популярных франшиз в бизнесе.
Пример: франшиза «Звёздные войны», которая включала в себя и созданную вселенную, и персонажей, а также мультсериалы, комиксы, книги и прочий контент, принадлежала студии «Lucasfilm». Но в 2012 году эту студию приобрела «The Walt Disney Company», которая и получила все права на эту всем известную франшизу.
Франшиза в кино
Франчайзинг в кино стал за последние 20 лет основным двигателем киноиндустрии. И если раньше самобытных фильмов было подавляющее большинство, то сейчас список премьер всегда на 85% состоит из различных сиквелов (продолжений), приквелов (предысторий), спин-оффов (отвлечённая история, которая использует одного из персонажей или элементы основного фильма) и т.д.
Ярчайшим примером того, насколько важны для киноиндустрии кинофраншизы, являются фильмы студии «Marvel», которая десять лет назад сняла киноадаптацию комикса «Железный человек», а сегодня за один год выпускает по 2-3 фильма в той же вселенной, права на которую принадлежат исключительно ей.
К слову, и в России кинофранчайзинг встречается. Хоть и не так часто. Ярким представителем является студия «Мельница», выпускающая мультипликационные фильмы по франшизе «Три богатыря». Естественно, на имена заглавных персонажей у студии никаких прав нет, но то, как они нарисованы, вселенная в которой они действуют и прочие признаки, которые выделяют самобытность и оригинальность серии этих мультфильмов являются частью франшизы и защищены авторским правом. Точно также, как защищены названия известных франшиз в бизнесе.
Франшиза в литературе
С литературой та же история. Разве что создавать продолжения, предыстории и рассказы в одной вселенной писатели начали задолго до того, как это стало меинстримом в киноиндустрии. То есть франшиза в литературе – это права на элементы авторской вселенной – от придуманного мира до его персонажей, которые принадлежат конкретному автору или издательству и могут быть проданы.
В литературном мире огромное число известных франшиз. И если в классической литературе продолжения и приквелы встречаются не так часто, то авторы фантастических произведений подарили нам целые циклы произведений, которые у всех на слуху, а владельцам прав принесли и продолжают приносить огромные деньги.
Из самых массовых и долгоиграющих можно выделить «Гарри Поттера» английской писательницы Джоан Роулинг, или, например «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина.
В российской современной литературе также есть видные франшизы, которые полюбились большому числу читающей публики. Например, цикл романов об Эрасте Фандорине Бориса Акунина.
Франшиза в компьютерных играх
Индустрия компьютерных игр по объёму ненамного уступает киноиндустрии. Несмотря на то, что технологии их создания гораздо моложе тех же кинокамер. Деньги там крутятся огромные, компании точно также выпускают проекты с многомиллионными бюджетами, экспериментируют и ориентируются на предпочтения масс, и естественно, если есть возможность заработать простым способом, пользуются ей во всю. Поэтому и франчайзинг для компьютерных игр точно такое же распространённое понятие как франшиза в кино.
Во франшизу в геймдеве (игроразработка) как правило входят названия, прописанные вселенные, где происходит действие игры, все её элементы и конечно же персонажи.
Ярчайшими примерами таких франшиз, которые появились ещё на заре игростроя и не теряют уникальности до сих пор является известная на весь мир «Super Mario Brothers». Игра про двух братьев водопроводчиков, которая берёт своё начало аж в 1981 году! Именно тогда ещё на игровых автоматах (о компьютерах в каждом доме даже и не думали) произошло появление этого персонажа. К слову, появился он в рамках другой франшизы – «Donkey Kong», однако со временем вселенная братьев Марио выделилась в отдельную, обросла своими подробностями и авторскими правами и успешно чувствуют себя по сей день.
Медиафраншиза – когда книга становится фильмом
Развитие франшиз в кино, литературе и компьютерных играх в современном мире очень тесно связано между собой. Настолько, что зачастую, когда одно произведение становится популярным, это не только означает, что владельцы авторских прав попытаются выжать из этого максимум, создавая продолжения и используя вселенную и персонажей. С большой вероятностью права на использование франшизы будут куплены компаниями из другой индустрии.
Так циклы книг получают киноадаптацию, по ним создаются компьютерные игры, по киновселенным заказываются романы и создаются проекты в индустрии игроделов, а популярные представители игр получают развитие в фильмах по ним и книгах. Все три индустрии тесно друг с другом связаны.
Например, та же серия книг о мальчике, который выжил стала не менее популярной кинофраншизой. Кинофраншиза «Терминатор» получила целый ряд разных книжных циклов от разных авторов. А вселенные игровой франшизы «Обитель зла» получила ряд киноадаптаций. И в свою очередь игровая индустрия не мало берёт от миров, созданных на бумаге. В частности, одна из самых популярных серий компьютерных игр современности «Ведьмак» была создана после покупки прав у автора этой вселенной в книжном варианте польского писателя Анджея Сапковского.
Причём, такая покупка прав на экранизации, киноадаптации, игры по мотивам идёт на пользу не только популярности будущих продуктов, но и росту популярности оригинала. Тот же «Гарри Поттер», будучи исключительно книжной вселенной, хоть и имел массу поклонников, настоящую миллиардную популярность приобрёл после того, как книгу экранизировали.
Авторские права в медиафраншизе
Вопрос авторских прав появился тогда, когда кто-то понял, что на этом можно зарабатывать. Нет ничего удивительного в том, что писатели, компании, снимающие фильмы и делающие игровой контент дорожат своими правами на созданные и продолжаемые вселенные. Да даже если не брать во внимание деньги, любой авторский труд должен охраняться от свободного использования. Кому будет приятно, как ваш труд присваивает (или паразитирует на нём) другой человек.
Так что авторские права в индустрии медиафраншиз, как и в любом другом направлении регламентируются законодательством. В том числе и в России – с помощью 70-ой статьи гражданского кодекса.
Однако даже с учётом всех регламентов и охраны порой происходят интересные случаи.
В первую очередь никакая охрана не справится с армией настоящих фанатов, которые настолько влюблены в ту или иную франшизу, что во всю используют её элементы в своём творчестве. Поклонники рисуют комиксы, пишут песни и даже создают фанфики (окололитературные произведения по мотивам). Впрочем, такие вещи творятся не ради коммерческой состовляющей. И если кто на этом и зарабатывает, так это в первую очередь компании, которые продвигают саму франшизу в массы. Ведь подобные творческие процессы у фанатов являются поддержкой и говорят о популярности.
Кстати, известная франшиза «50 оттенков серого» родилась именно как фанфик на другую известную франшизу – «Сумерки». Так что раз в столетие и ружьё фаната выстреливает.
Во вторую очередь следует сказать, что когда нарушение авторских прав в медиасфере происходит в одной стороне, справиться с «казусом» несложно. Сложности возникают, когда элементы франшизы используются авторами в других странах. Но тут важную роль играет популярность франшизы и того, кто её использовал.
Так, например, известный российский фантаст Ник Перумов в далёком 1993 году написал серию книг «Кольцо Тьмы», которая была фактически фанатским продолжением сюжета известной на весь мир франшизы «Властелин колец». И книги эти позволили Перумову и заработать и приобрести новую аудиторию. Вот только фактически никаких прав на использование франшизы Джона Толкиена (права принадлежат компании «Tolkien Estate») писатель не приобретал (насколько известно редакции).
Почему всё так удачно сложилось для отечественного фантаста? Потому что на тот момент он не был широко известен даже российской публике и по факту написал фанфик. А после стал известным, но опять же для аудитории нашей страны, но не мира.
Плюсы и минусы франшизы в кино, литературе и компьютерных играх
Когда мы говорим о франшизе в бизнесе, выделить положительные и отрицательные стороны не составляет труда. Потому что выделяются плюсы и минусы по отношению к другому способу открыть бизнес (самостоятельному).
Но когда речь заходит о том, что в наше время модно создавать франшизы в киноиндустрии, тиражировать вселенные в книгах, или выпускать продолжения компьютерных играх, то как анализировать? По отношению к кому искать выгоды и недостатки? Только если по отношению к потребителю – читателям, зрителям и игрокам.
Поэтому мы выделим только один основной плюс и один минус.
Недостаток медиафраншиз
К сожалению, продвижение франшизы – это в первую очередь вопрос денег, а не искусства и развлечений. Поэтому, если какой-то контент (игра, книга, фильм) выходит финансово успешными, вопрос – делать ли продолжение и распространять франшизу на другие виды творчества – не встаёт. Продолжение будет. Вот только чаще всего, такое «выдаивание» франшизы ведёт к ухудшению качества каждого последующего продукта. Оригинал вышел успешным, потому что создавался с идеей. Продолжение имеет большие шансы провалиться, потому что единственная его идея – использовать успех оригинала.
Показательный пример – киноадаптация франшизы «Обитель зла», где сыграла Мила Йовович. Первый фильм полюбился фанатам. Даже тем, кто до этого был знаком со вселенной по компьютерной игре. И имел успех. Но потом с каждой новой частью картины (сейчас их шесть!) качество готового продукта всё больше разочаровывало.
Или, наоборот. Известная всем кинофраншиза «Назад в будущее», авторы которой, выпустив ещё в 20 веке три части и закончив идейный сюжет, наотрез отказались делать продолжение, или продавать для этого кому-то права. Потому что лучше оригинала точно бы не получилось. Благодаря этому трилогия и сегодня остаётся одним из самых любимых фантастических фильмов огромного количества человек.
Достоинство медиафраншиз
Благодаря тому, что использование франшизы позволяет продолжать сюжеты, развивать вселенную, добавлять что-то новое, поклонники на протяжении долгого времени получают удовольствие и возможность снова и снова погружаться в любимый мир. А переход франшизы из одной индустрии в другую (главным образом благодаря возможности передавать и покупать права) расширяет аудиторию и знакомит с франшизой тех, кто до этого о ней ничего не слышал. Мы уже приводили пример с «Гарри Поттером», да тот же «Властелин Колец» сработал так же.
И не всегда с каждым новым продуктом получается только хуже. Например, у «Марвел» получилось не просто в несколько раз расширить кинофраншизу, но и улучшить качество. Фанатов они пока не подвели.
25 самых кассовых и культовых франшиз в кино
После того, как мы разобрались, что же такое франшиза в кино и других направлениях, а также поняли, почему франшиза так важна в современном искусстве, пора поговорить и цифрах. Перед вами список из 20 самых кассовых франшиз. Напомним, это не один фильм, а как правило серия, которая благодаря продолжениям и ответвлениям с теми же персонажами, или миром, позволяет зарабатывать кинокомпаниям на использовании одного материала, а фанатам – радоваться от того, что история не собирается заканчиваться.
Примечание: список не является рейтингом и не описывает все достойные кинофраншизы
25. Индиана Джонс
Кинофраншиза включает: 4 фильма, 5-ый готовится к выходу в 2022 году.
История бравого археолога в исполнении блистательного Харрисона Форда началась ещё в 1981 году, когда Стивен Спилберг выпустил первый фильм – «Идиана Джонс: В поисках утраченного ковчега».
Боевик, до краёв наполненный духом приключения, а также сам заглавный персонаж, ставший кумиром целых поколений даже спустя 40 лет воспринимается зрителями на ура. И хотя в самой задумке нет ничего необычного, скорее наоборот, фильм сразу полюбился зрителю, а компания не зря сделала ставку на развитие франшизы.
24. Обитель зла
Кинофраншиза включает: 6 фильмов
Первая часть фильма вышла в 2002 году и стала одной из первых ярких киноадаптаций франшизы из мира компьютерных игр, которая уже имела культовый статус. Обворожительная Мила Йовович, атмосфера интриги и ужасов, становящаяся всё более популярной тематика зомби-нашествия сделали своё дело и у фильма появилось множество фанатов.
Но чем дальше в лес, тем толще немезиды. И хотя главная актриса на протяжении всех 6 фильмов оставалась неизменной, к последнему фильму происходящее на экране стало настолько несуразно (не самые дорогие компьютерные спецэффекты только добавляли масла в огонь), что фанатов от праведного гнева уже было не остановить. Тем более, что перезапуск игровой франшизы по той же вселенной прошёл в разы удачнее.
Несмотря на это, «Обитель зла» останется в наших сердцах. Но деньги в кассы кинотеатров мы больше не понесём.
23. Миссия: невыполнима
Кинофраншиза включает: 6 фильмов, ещё 2 планируются к выпуску до 2023 года.
Яркий представитель шпионских боевиков стартовал в киноиндустрии намного позже Индианы. Первый фильм вышел в прокат в 1996 году и стал первым фильмом в истории США, который показывался более чем в 3000 кинотеатров.
История агента специального разведывательного подразделения Итана Ханта полюбилась зрителям не только за свою динамичность, юмор и качественную постановку всего, что так любят в шпионских боевиках – погони, интрига, перестрелки и конечно романтическая линия, но и за отличный образ, который удалось воплотить Тому Крузу. Спустя 25 лет фильмы этой франшизы также тепло встречают в прокате.
22. Парк юрского периода
Кинофраншиза включает: 5 фильмов, ещё 1 планируются к выпуску до 2021 году.
В далёком 1993 году все с замиранием сердца смотрели на экраны, где показывали живых динозавров. Парк юрского периода стал своеобразным рубежом качественных спецэффектов, а Стивну Спилбергу в очередной раз удалось покорить сердца зрителей до жути интересной историей и великолепным видеорядом. Естественно, успех фильма позволил использовать франшизу по максимуму. Вышло ещё 2 части. Но эффекта, которого добился оригинальный фильм достичь не получилось. На время о истории динозавров забыли. До 2015 года. Когда франшизу решили оживить, добавив эпичности как в сам сюжет (парк наконец-то заработал для массовых посещений) так и в название. Новая часть стала называться «Мир юрского периода», заявив о новом витке развития всей вселенной оригинального фильма.
Но аудитория разделилась на два лагеря. Настоящий фанаты того неповторимого оригинала плевались. Остальным – зашло. И вот в 2021-ом не за горами уже очередной фильм новой серии.
21. Голодные игры
Кинофраншиза включает: 5 фильмов, ещё 1 планируются к выпуску до 2021 году.
Яркий пример того, как экранизация книги становится заметной во всём мире франшизой, обеспечив автора оригинала дополнительной далеко немаленькой популярностью. Именно после выхода Голодных игр произошёл резкий скачок интереса к молодёжным приключенческим историям, где молодые главные герои проходят множество трудностей в борьбе со злым правительством.
Экранизацию растянули на четыре фильма. И хотя уже к третьей части стало понятно, что сделали это не ради того, чтобы вместить все смыслы, а для того, чтобы заработать побольше, популярность «сойки-пересмешницы» долго не давала покоя киноделам из других компаний.
20. Мадагаскар
Кинофраншиза включает: 3 фильма, в планах ещё один
Один из первых анимационных фильмов, который превратились в яркую, любимую многими фанатами выгодную для киностудии франшизу (да, мы помним, что были Шрек, История игрушек и ряд других, но Мадагаскар среди них).
Благодаря запоминающимся характерным персонажам, лёгкой юмористической атмосфере и интересному сюжету мультфильм сразу полюбился зрителям и обеспечил себе продолжение. Что интересно, в отличие от многих других представителей жанра, именно Мадагаскар подарил нам сразу несколько второстепенных персонажей, которые по своему обаянию запомнились чуть ли не лучше основных. Король Джулиан, его верный недовольный помощник, наивный маленький лемур и, конечно же, неповторимая компания пингвинов, которые вообще стали отдельной франшизой и получили самостоятельные картины.
19. Форсаж
Кинофраншиза включает: 8 фильмов, в планах ещё два до 2023 года
Сменялись актёры, исчезали государства, а номерные фильмы франшизы «Форсаж» продолжали выходить. Ничего удивительного. Рецепт, по которому сняты все части простой – больше экшена, больше крутых тачек и больше крутых актёров. Вуаля, уже девятый фильм на подходе. И никаких сомнений что и он тоже окупится нет.
Но и ругать франшизу за заезженность и отсутствие большой смысловой нагрузки нельзя. Потому что она не про то. Это яркий представитель фильмов, чтобы отдохнуть и порадоваться быстрой сменяемости кадров на экране. Даже отъявленным ценителям искусства порой такие фильмы необходимы.
18. Терминатор
Кинофраншиза включает: 6 фильмов
В 1984 году мир увидел киборга из тёмного будущего человечества, узнал, что нельзя доверять Скайнет, полюбил Сарру Коннор и получил кинофраншизу, на которой Голливуд ещё долго будет пытаться рубить деньги. К сожалению, почти всегда неудачно.
Терминатор, да и его вторая часть стала для целого поколения культовым франшизой, повлиявшей в том числе и на литературу, и на другие фильмы и на развитие темы опасности искусственного интеллекта. Но к сожалению, остановиться вовремя киноделы не смогли. И начиная с третьей части, ни Арнольд Шварцнегер, ни смена режиссёров, ни модные спецэффекты не смогли сделать новые фильмы хоть чуточку такими же эффектными, как был оригинал.
17. Назад в будущее
Кинофраншиза включает: 3 фильма
И хотя эта кинофраншиза не отличается большой кассой (так как все три части вышли ещё в 90-х годах), мы не смогли не включить её в наш краткий список. Главная причина – это одна из немногих трилогий в кинематографе, где режиссёры смогли вовремя остановиться. Поэтому не только оригинальный фильм, но все три части до сих пор считаются культовыми.
История безумных прыжков во времени и их последствий, поданная в юмористическом стиле с прекрасной актёрской игрой надолго останется в наших сердцах, как и благодарность владельцам прав за то, что не разрешают ни продолжать фильм, ни тем более перезапускать его, как это сейчас модно.
16. Люди в Чёрном
Кинофраншиза включает: 4 фильма
Ещё один пример того, как не нужно «доить корову» когда она уже всё. Люди в чёрном был самобытным фильмом, который врезался фанатам в память благодаря прекрасной игре Уилла Смита и Томи ли Джонса и не менее прекрасному лёгкому инопланетному юмору. И в лучших традициях качественных комедий оставил в культуре ярких второстепенных персонажей – говорящего инопланетного мопса и червей-хиппи, которые любят кофе.
Третья часть франшизы вышла спустя 15 лет после выхода оригинала и к тому времени уже было понятно, что пора остановиться, но благо спасал всё тот же актёрский состав. Но нет, в 2019 году владельцы авторских прав решили, что надо бы ещё заработать на известном бренде и сняли перезапуск с «актуальными» актёрами. Как итог – в два раза меньше кассовых сборов чем получил оригинал в далёком 1997 году.
15. Ледниковый период
Кинофраншиза включает: 5 фильмов
Первый мультфильм о путешествии мамонта и его друзей вышел в далёком 2002 году. Как раз тогда, когда начиналась эра качественной компьютерной мультипликации. Но понравился он всем далеко не качеством картинки, а очень ламповой, интересной историей и, конечно же, яркими самобытными персонажами и их юмором.
Увы, но дальнейшие части показали, что одного лишь желания заработать на популярности оригинала недостаточно. Каждая последующая часть воспринималась фанатами со всё большим скепсисом. Не помогали ни новые персонажи, ни новый антураж. Хотя именно второстепенный персонаж Ледникового периода стал эталоном того, как одна деталь может стать символом франшизы и полюбиться зрителям чуть ли ни больше, чем несколько полноценных мультфильмов. Речь, конечно же, о знаменитой белке с жёлудем.
14. Аватар
Кинофраншиза включает: 1 фильм, планируются к выходу ещё 3
А вот на тринадцатом месте у нас, пожалуй самая необычная кинофрашиза. Потому что по сути, это всего лишь один фильм, но наделавший столько шуму, что остальные части, о которых было заявлено ещё 10 лет назад ждут до сих пор.
Безусловно, «Аватар» стал яркой отметкой в кино. Собрать такую огромную сумму денег в кассах почти никому не удавалось долгое время. Но важно даже не это. Если в других случаях продолжение торопятся снять, потому что это сулит хорошую прибыль, то в случае «Аватара» продолжение сулит хорошую прибыль, а вот снять его вообще не торопятся. Но при этом обещают.
13. Люди Икс
Кинофраншиза включает: 9 фильмов, планируется переосмысление франшизы
Но увы. Следующие части оказывались хуже предыдущих. Франшизу перезапускали, давали новые сюжетные ответвления, меняли режиссёров. Но последняя часть в итоге собрала меньше, чем первая, хотя разница между ними 17 лет!
Тем не менее, фильмы о мутантах оставили свой след в истории кино, имеют преданных фанатов, да и, к слову, франшизу собираются в очередной раз обновить.
Также нельзя забывать, что именно «Люди Икс» подарили кинематографу одного из самых харизматичных характерных персонажей. Россомаха в исполнении Хью Джекмана, несмотря на то, что играть он его уже не будет, останется в памяти как один из самых запоминающихся фантастических образов. А последний фильм об этом герое, хоть и входит во франшизу, стоит особняком. Как по качеству, так и по фанатскому восприятию, являясь чуть ли ни лучшим решением за все двадцать лет.
12. Сумерки
Кинофраншиза включает: 5 фильмов
В 2008 году, когда вышла первая часть «Сумерек», мир разделился на два лагеря. Одни влюбились в историю Беллы навсегда. Другие стали люто хейтить фильм за выбор актёров, слишком «сопливую» историю и гиперболизированную романтику. По факту же это была добротная сага с хорошей картинкой и историей, которая не может не найти своих поклонников, ведь ориентируется на чувства подростков.
Яркий пример того, как правильно сделанные акценты приносят деньги на протяжении пяти фильмов и оставляют за собой армию фанатов. Но нужно отметить, что эта франшиза стала поводом для начала бума на подобные истории (как правило, большинство из них не могло повторить успеха истории про любовь к вампиру).
11. Шрек
Кинофраншиза включает: 5 фильмов и 2 спин-оффа
Франшиза, которая подарила нам огромное количество ярких, запоминающихся персонажей, а всему кинематографу показала, как нужно обращаться с культурным кодом. Количество отсылок и шуток на квадратный сантиметр первой части просто зашкаливало, а креатив сценаристов не знал предала.
Увы, но тоже самое нельзя сказать о всей франшизе. Видно, что к концу саги, авторы поизрасходовали идеи и запал, хотя заработать денег на старой теме ещё хотелось. Но несмотря на это, Шрек, Осёл, Кот, Пряня, принц Чармед с феей-крёстной и множество других персонажей оставили у нас только хорошие воспоминания.
10. Бэтмен
Кинофраншиза включает: не менее 10 фильмов, сериалы, спин-оффы и т.д
Пример того, как франшиза может меняться в зависимости от человека, занимающего кресло режиссёра, как кинозлодеи становятся популярнее героев и получают собственные фильмы, как актёры, приносящие своё видение персонажа становятся кумирами и наоборот полным разочарованием публики…
Всевозможных фактов тут можно рассказать на сотню страниц, поэтому просто обойдёмся парочкой имён и фраз, которые каждому уважающему себя киноману говорят о многом: Хит Леджер, Кристофер Нолан, Джокер, DC против Marvel, потому что я – Бэтмен.
А ещё в новом фильме Бэтмена сыграет Роберт Паттисон, да.
9. Пираты карибского моря
Кинофраншиза включает: 5 фильмов, ещё один готовиться к выходу
Пример того, как большая франшиза рождается из маленькой идеи, которая вообще к кино мало отношения имела. Изначально Дисней задумали выпустить небольшой увлекательный фильм, чтобы завлечь побольше посетителей к себе в пиратскую бухту – аттракцион такой. Что из этого вышло, вы и сами знаете.
Несмотря на то, что после второй (ну максимум третьей части) началось медленное угасание интереса к Пиратам, потому что фильмы начали повторять друг друга, идеи кончались, а актёры постарели, франшиза подарила нам отличные эмоции, а компании миллиарды долларов прибыли. Вторая часть франшизы стала одним из самых кассовых фильмов за всю историю. И конечно нельзя теперь представить мир без Джека Воробья… простите, капитана Джека Воробья!
8. Трансформеры
Кинофраншиза включает: 5 фильмов, ещё один готовиться к выходу
Ещё один пример того, как комиксная франшиза приобрела успех в кино. В России трансформеры воспринимались не так близко, как в США, но даже у нас нашлось много фанатов ещё до выхода первого фильма (благодаря тому что в начале 2000-х все они смотрели мультсериал).
Увы, но также это пример и того, как фильмы на одну и ту же тему продолжают снимать ради дополнительных сборов. Но нужно отдать должное, качество картинки всегда оставалось на уровне. Франшиза спецэффектов и разрушаемости. Денег принесла много. Стала чем-то культовым? Вряд ли.
7. Человек-паук
Кинофраншиза включает: три перезапуска, 7 собственных фильмов и как минимум 3 фильма с долей героя
У этой франшизы долгая и неоднозначная история. Сначала за дело экранизации комиксового персонажа взялся Сэм Рейми и выпустил три части, которые, благодаря в том числе таким актёрам как Тоби Макгуаэр и Кирстэн Данст, на данный момент считаются классикой эпохи становления комиксового кино. Впрочем, третья часть уже не так впечатляла умы, как первая и вторая. Потом был перезапуск франшизы и ещё два фильма. Но опять что-то не заладилось.
А потом к делу приступили Марвел, включив дружелюбного соседа в когорту своих супергероев и дав роль Тому Холланду. Как мы знаем, ни один фильм Марвел пока что не провалился. А выхода нового человека-паука ждут с тем же нетерпением.
Что интересно, эта франшиза также дала старт новой, которая изначально была ответвлением вселенной. Речь о Веноме в исполнении Тома Харди.
6. Матрица
Какую таблетку ты выберешь? Трилогия братьев (сестёр) Вачовски не может не попасть в такой список. Просто потому что на протяжении многих лет считается культовой, а её влияние на кинематограф, литературу и вообще массовую культуру невозможно переоценить. В конце концов она познакомила нас с самым добрым актёром Голливуда.
И вот хотелось бы сказать, что это ещё один пример того, как кинофраншиза становится законченной, несмотря на открытую концовку и мольбы фанатов. Примером того, как режиссёры принимают верные решения. Но в 2022 году нам покажут четвёртую часть. Всё с тем же Киану Ривзом. Поэтому что-то конкретное мы уже боимся заявлять.
5. Звёздные войны
Кинофраншиза включает: 9 фильмов, спин-оффы, сериалы, мультсериалы и проч…
Одна из самых старых кинофрашиз, которая используется и по сей день. Первый фильм вышел в 1977 году и стал началом длинной-предлинной саги, которая обзавелась таким количеством ответвлений в разных индустриях, что всего и не упомнишь. Основных фильмов на данный момент девять, разделённых на три трилогии от разных режиссёров.
Описывать причины и следствия, любовь и ненависть фанатов к разным частям, провал крупных проектов и успех мелких в рамках одной франшизы не имеет смысла. Об этом нужна отдельная статья. Но то, что тогда в 1977 году родилась одна из самых влиятельных во всей индустрии развлечений франшиза – факт.
4. Властелин колец
Кинофраншиза включает: 6 фильмов
В 2001 году Питер Джексон выпустил экранизацию книги Джона Толкиена и показал зрителям, на тот момент не особо привыкшим к качественным спецэффектам такого масштаба, насколько эпичным, волшебным, интересным и красивым может быть фильм.
Нужно отметить, что армия поклонников у вселенной Властелина Колец и до экранизации была огромной. Но после выхода фильма стало понятно, что эта история останется в литературе и кинематографе навсегда.
Франшизу режиссёр использовал дважды, сняв трилогию о Фродо, а потом обрадовав фанатов новой сагой – «Хоббит». А теперь все ждут, что у режиссёра хватит духа и ресурсов на ещё большую по всем меркам работу – экранизацию «Сильмариллиона».
3. Джеймс Бонд
Кинофраншиза включает: 23 фильмов
Пример того, как классика не собирается уходить из наших киножизней. Начатая в 1977 году (хороший был год для начала эпических серий в кино), история тайного агента продолжается и сейчас. 23 фильма, множество актёров, сменявших друг друга на главных ролях, официальные саундтреки как отдельный вид искусства и конечно же ориентир на стильность.
Естественно сейчас Джеймс Бонд уже не имеет такого влияния на умы фанатов, как это было в прошлом веке, но франшиза заслуживает почётного места в киноиндустрии однозначно.
2. Мстители
Кинофраншиза включает: больше 20 фильмов, серилы, спин-оффы и проч.
Попытка создать прибыльные франшизы по существующим комиксам были и до того, как в 2008 году свет увидела первая часть Железного человека. Но такого масштаба, таких кассовых сборов, такой армии фанатов и такого влияния на всю мировую массовую культуру целиком не удалось оказать ничему кроме эпопеи из связанных между собой одной вселенной фильмов, начатой историей о Тони Старке.
Даже если вы совсем не приветствуете всей этой шумихи и на фильмы от Марвел не ходите, то не можете отрицать, что это так.
1. Гарри Поттер
Кинофраншиза включает: 8 фильмов
Как и в случае с «Властелином колец» у саги о мальчике, который выжил была своя фанатская база ещё до выхода первого фильма. Но то, сколько фанатов вселенная Джоан Роулинг приобрела благодаря экранизации не сравниться ни с чем. Люди буквально росли вместе с героями, начиная смотреть первую часть детьми заканчивая смотреть последнюю часть взрослыми. И то, что история также становилась всё взрослее, актёры не менялись, а взрослели вместе со своими поклонниками наложило свой отпечаток.
Волшебная история стала целой эпохой киноиндустрии. Ну а франшизу продолжают использовать. И нужно сказать удачно. Ответвление, выросшее в новую сагу о Ньюте Саламандре собирает не меньшую кассу и дарит зрителям море впечатлений. Ведь деньги на производство фильмов тратятся также немалые.
Конечно, это далеко не полный список кинофраншиз, которые так или иначе оставили след в кинематографе. Были ещё и «Чужие», «Безумный Макс», «Челюсти», «Такси», «Американский пирог», «Брат», «Очень страшное кино» и многие-многие другие. Какие-то собирали хорошую кассу, какие-то взрывали публику, но сдувались к последним частям.
Но все они – примеры того, как франчайзинговая система в кино, точно также как и в бизнесе не может стать залогом успеха, если не приложить к готовому бренду ничего кроме денег.
П.С. А если вам интересны мотивирующие, интересные, наполненные смыслом фильмы, рекомендуемые начинающим предпринимателям, то переходите в наш специальный материал «топ-40 фильмов о бизнесе и успехе»