Фрг и германия в чем разница сейчас
Политическая система Германии: интересные факты
Почему в Германии главенствует канцлер, а не президент? Почему в каждом регионе страны есть свои министерства и законы? В чём разница между верхней и нижней палатой парламента Германии? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдёте в нашей публикации. Политическая система Германии: интересные факты.
В чём разница между президентом и канцлером?
Германия — федеральная парламентская республика. Это значит, что ключевые решения в стране принимают парламент и правительство во главе с премьер–министром — канцлером. Есть в Германии и президент, но его роль скорее номинальная и сводится к представительским функциям: присутствие на официальных торжественных мероприятиях, формальное представительство страны на некоторых международных встречах и др.
Сейчас должность президента ФРГ занимает Франк Вальтер–Штайнмайер. Он находится на этом посту с 2017 года.
Тем не менее президент считается главой государства и формально он должен назначать кандидатуру канцлера, за которую голосует Бундестаг. Самого же президента избирает Федеральное собрание (Bundesversammlung). Срок полномочий главы государства — 5 лет.
С 2005 года пост канцлера занимает Ангела Меркель. Это уже четвёртый срок политика на посту главы правительства. В 2021 году полномочия Меркель истекают. После окончания четвёртого срока на посту канцлера Меркель побьёт рекорд Гельмута Коля.
Канцлер (Bundeskanzler) — глава Кабинета министров, то есть исполнительной ветви власти в Германии. Именно он принимает многие важнейшие вопросы относительно вектора внешней и внутренней политики страны. Также канцлер формирует Кабинет министров, которые воплощают свою политику через земельных министров. Тем не менее некоторые министерства, как МИД или Минобороны, действуют напрямую.
Парламент и партии
Выборы в высший законодательный орган, Бундестаг (Bundestag), проходят раз в четыре года. Половину парламентариев избирают по мажоритарных округах, а ещё 50% — по партийным спискам. Партия проходит в парламент, если набрала более 5% голосов избирателей.
Политические силы Германии предлагают широкий спектр идеологий и направлений — от крайне правых до центристов и левых. Так, сегодня в Бундестаге представлена левоцентристская Социально–демократическая партия, которая входит в «большую коалицию». Интересы социалистического направления в парламенте также представляет Левая партия.
Избирателей–либералов и интересы бизнеса представляет Свободная демократическая партия. Защита климата, дружественная миграционная политика — это главные направления, представляемые партией «Союз–90/Зелёные». Ультраправый политический спектр представляет политическая сила «Альтернатива для Германии» (АдГ).
Интересы правоцентристов представлены правящим союзом ХДС/ХСС. Стоит отметить, что Христианско–демократический союз (ХДС) представлен во всех федеральных землях, кроме Баварии. В этом же регионе правоцентристов представляет Христианско–социальный союз. Эти две политические силы формируют одну фракцию в федеральном парламенте.
Кто защищает политические интересы мигрантов и переселенцев?
В Германии нет партий, которые направлены исключительно на представление интересов нацменьшинств или переселенцев. Тем не менее несколько партий активно лобируют интересы мигрантов — это ««Зелёная» и Левая партия. Также во многих партиях представлены люди с миграционным опытом или переселенцы.
Правая «Альтернатива для Германии» выступает против политики предоставления убежища, в то же время на прошлых парламентских выборах АдГ поддерживали многие российские немцы. У партии существует даже страница сайта на русском языке, политологи считают это одним из факторов успеха политической силы среди русскоязычной аудитории.
Бундесрат
Bundesrat — это законодательный орган, в котором заседают председатели 16 федеральных земель Германии. Иногда Бундесрат называют верхней палатой парламента, но это не так, поскольку это отдельный орган, который позволяет внедрять законодательные нормы на уровне федеральных земель и предлагать изменения в Конституцию. В зависимости от количества населения каждую землю в Бундесрате представляют от 3 до 6 законодателей.
Власть в федеральных землях
Германия — федеральное государство. В стране насчитывается 16 регионов — федеральных земель. Интересно, что столица ФРГ, город Берлин, является отдельной землей. Гамбург и Бремен также являются городами–землями.
В каждом регионе есть свой законодательный орган — ландаг. Также, кроме федеральной, там соблюдают и земельную конституцию.
Главами регионов обычно являются земельные премьер–министры, а высшая исполнительная власть в федеральных землях представлена региональными парламентами. К примеру, в разных землях действуют разные правила, регулирующие работы школ, время летних каникул также варьируется. Это обусловлено тем, что в каждом регионе есть свой министр образования. Тем не менее некоторые аспекты продолжают регулироваться на федеральном уровне.
Земли, в свою очередь, разделяются на общины.
Восток VS Запад: чем отличаются земли бывшей ФРГ и ГДР?
Восток и Запад Германии — не одно и то же. Несмотря на то, что разделённые части немецкого государства (ГДР и ФРГ) снова объединились в единую страну в 1990 году, а немецкий народ стал единой нацией, отличия между землями разительные. Часть Германии, которая была под протекторатом соцлагеря, — это островок нерешённых до конца экономических проблем и населения, более приверженного авторитаризму. В то же время и Западная Германия может кое–чему поучиться в социальном развитии у восточного региона.
Самый свежий отчёт о состоянии немецкого единства (Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit), рассказывает детально о том, что же сегодня разделяет или, наоборот, объединяет Восток и Запад Германии.
Что в экономике Востока и Запада Германии развито сильнее или слабее?
Первый признак развития — экономика. И она неоднородна до сих пор. Сфера услуг одинаково развита как на западе, так и на востоке страны, составляет в общей копилке валового внутреннего продукта регионов 68,6%. Другое дело производство, которое в восточнонемецких землях составляет 17,6% от ВВП регионов, а в западных — 22,8%. В то же время в развитии строительства Запад отстаёт от Востока — 5,3% против 8,3%. Больше тратят денег на государственное образование и здравоохранение в восточных землях.
Дороги, энергетика, пенсии и зарплаты
По мнению авторов отчёта, Западная и Восточная Германии практически уравнялись по наличию качественных дорог, энергетических сетей и медицинского обеспечения.
Пенсионеры на востоке Германии пользуются практически тем же уровнем пенсионных выплат — 97% от западнонемецких. Экономисты считают, что земли бывшей ГДР сделали громадный шаг вперёд в эффективности труда, которая выросла на 37 процентов. Уровень заработной платы вырос на 50%. В большинстве отраслей западнонемецкие и восточнонемецкие земли уже практически сравнялись по уровню оплаты труда.
Несмотря на то, что официальный отчёт говорит о явной интеграции в экономике, некоторые политики критикуют сам подход к просчёту этих показателей. Например, уровень обеспеченности домохозяйств/семей сравнивается не между Западом и Востоком, а между Востоком и общенемецким уровнем. А это может искажать данные и не давать полной оценки.
Восточнонемецкие женщины и уход за ребёнком
В отличие от западнонемецких земель, женщины здесь чувствуют себя более свободно в профессиональной сфере. Статистика показывает, что восточнонемецкие женщины работают значительно больше, чем в землях на западе. Кроме того, в восточных землях значительно больше обеспечен охват услугами по уходу за детьми. Возможно, именно этим объясняется возможность, которая есть у женщин, чтобы работать и реализовывать свой потенциал не только в семье, но и в профессиональной сфере.
До сих пор сохраняется огромный разрыв между возможностями по уходу за ребёнком в Восточной и в Западной Германии. Показатели эти почти в три раза выше на востоке, чем на западе страны.
Восток и Запад – разная демократия
Отношение к демократическим институтам в западных и восточных землях Германии отличается. В исследовании говорится, что 91% западных немцев считает лучшей формой правления демократию. В то же время только 78% опрошенных на востоке страны считают точно так же.
Развитие промышленности: всплеск на востоке и медленный рост на западе Германии
Западнонемецкая промышленность в период воссоединения уже достигла высокого уровня развития. С момента воссоединения и до 2000 года рост промышленности на западе Германии не превышал 2% ВВП. А вот индустриализация бывших земель ГДР была значительно выше из–за необходимости перевооружить и перестроить экономику — более чем +8% ВВП. В 2010–2015 годах рост промышленного сектора стал приблизительно одинаковым в обеих частях Германии — 3–4%. А в 2015–2018 годах западнонемецкие земли немного опередили восточные в увеличении промышленного потенциала: рост составил 3% в землях бывшего ФРГ и 2–2,5% в землях экс–ГДР. Экономисты считают это положительной тенденцией: ситуация выровнялась, и Германия получила практически единое экономическое пространство в сфере промышленности.
В то же время ни одна из земель Восточной Германии не дотянулась до уровня развития даже самой слабой в экономическом плане земли Западной Германии. Именно с этим связывают эксперты различия не только в оплате труда, но и в инвестировании в экономику Восточной Германии. Этот же фактор даёт показатель 88,3% уровня обеспеченности семей в Восточной Германии по сравнению с западнонемецкими семьями.
Как показывают последние замеры, количество сотрудников промышленных предприятий в Западной Германии достигает 27%, а в Восточной Германии в промышленности трудятся не более 10% жителей.
Оплата труда: отличия есть
Несмотря на бурный рост промышленного сектора, Германия серьёзно отличается по уровню оплаты труда за выполненную работу. Как показывает статистика, эти отличия почти не изменились, разве что выросли сами уровни оплаты, а вот разрыв остаётся на уровне 10–20 евро за час работы, без отчислений и налоговых выплат.
Если в 2000 году сотрудник предприятия или фирмы на западе страны зарабатывал для себя и компании почти 40 евро за час работы, то на востоке — чуть больше 20. В 2019 году разрыв уменьшился, но незначительно: на западе Германии — более 60 евро, а на востоке — почти 40 евро в час.
Восток и Запад Германии: население
В восточнонемецких землях пик спада рождаемости детей совпал со временем перехода от соцлагеря в единое федеральное государство — 1990–1995 годы. Но уже в 2000 году коэффициент рождаемости почти дорос до уровня Западной Германии, а в 2007–2008 годах сравнялся с показателем западнонемецких земель.
В 2018 году как западнонемецкие, так восточнонемецкие женщины родили почти одинаковое количество детей, а коэффициент этот достиг пика — 1,6. Он вырос вдвое в восточных немецких землях по сравнению с показателем 0,8 в середине 90–х.
Итог отчёта, который включает более 300 страниц текста, диаграмм и графиков, таков: полного объединения страны добиться пока что не удалось, однако большинство сфер жизнедеятельности интегрированы и могут считаться общенемецкими.
Напомним, что 3 октября считается государственным праздником и выходным днём — Днём объединения. Праздничные мероприятия проходят по всей стране, как в восточных, так и в западных землях. «Новыми» федеральными землями считают территории бывшей ГДР (Германской Демократической Республики), которые находились под влиянием СССР с 1952 года.
Это пять восточных земель:
Канцлер Германии также охарактеризовала своё воспитание на востоке как “почти комфортное”. “В течение 35 лет я жила под влиянием официального мнения, отличающегося от моего собственного”, — сказала Меркель, имея в виду коммунистическое руководство бывшей Восточной Германии. “Своими мыслями я могла поделиться с очень немногими людьми. Вот почему сейчас меня не беспокоит, когда другие видят вещи по–другому”, — говорит канцлер.
27 лет cпустя после воссоединения Германии: насколько сейчас различаются восток и запад
После более чем двух с половиной десятилетий совместной жизни, остаются огромные различия между бывшими частями Германии. Давайте посмотрим и сравним!
Когда Западная и Восточная Германии воссоединильсь 27 лет назад, страна была пьяна от эйфории и чувства преувеличенного оптимизма. В то время как бывший тогда у власти канцлер Гельмут Колль обещал «цветущие пейзажи», его предшественник Вилли Брандт сказал ставшую легендарной фразу: «Что должно быть одним целым, будет расти как одно целое». Но как обстоят дела в объединенной Германии поколение спустя?
Берлинским Институтом Населения и Развития недавно было проведено исследование, показавшее, что более половины немцев считает, что между «Осси» и «Весси» по-прежнему больше различий, нежели общего.
В отчете под названием «Как проходит реюнификация— насколько, разделенная прежде Германия, стала единым целым» говорится, что уклад жизни в восточной и западной частях Германии практически одинаковый, но при этом остаются и значительные различия.
Факт того, что удалось совместить вместе две настолько различные системы является «чудом, не имеющим исторических эквивалентов», говорит директор института Райнер Клигхольц. «Не существует подобных примеров столь удачного объединения двух государств с различными политическими системами. Но как оказалось, достигнуть полного воссоединения будет не так уж и просто, как верилось во время восторженных празднований».
«Принимая во внимание, что Германия была разделена в течение 41 года — что менее двух поколений — население восточной и западной частей подверглось настолько различной социализации, что сама идея легкой интеграции казалась утопией».
Клингхольц прогнозирует, что потребуется, как минимум, еще одно поколение, прежде чем обе части Германии вновь станут единым целым. В качестве доказательства он приводит один пример — большинство жителей западной части Германии никогда не были на востоке, в то время как большинство «Осси» побывали в западной части страны.
Основными индикаторами для сравнения стали:
Зажиточность
Земли, расположенные в западной части, остаются значительно более преуспевающими чем на востоке, где обычные домовладения обладают достатком, равным половине достатка аналогичных домовладений на западе Германии.
Только 21 из 500 самых богатых немцев проживает на востоке, 14 из них в Берлине. Из 20 самых процветающих городов только один— Йена расположен в восточной части страны.
Существует масса причин для этих различий, в том числе тот факт, что зарплаты в восточной части продолжают оставаться значительно меньшими— в пределах €2,800 в месяц, что составляет около двух третей средней зарплаты в западной части, а недвижимость стоит вдвое дешевле на востоке чем западе.
Другим фактором является то, что хоть Колль и декларировал перевод зарплат и пенсий один к одному в западные марки в 1990 году, обмен личных сбережений проводился по курсу две восточные марки за одну западную. И в довершение, поскольку в восточной Германии не существовало частной собственности, родители могли передать детям в наследство не так уж и много.
Общий достаток среднестатистического западного немца составляет €153,200 на душу населения. На востоке этот показатель не достигает даже и половины этой суммы. И в самом деле, восточные немцы с активами в €110,000 относятся к 10% богатейших среди взрослого населения, в то время как на западе минимумом считается €240,000.
Поскольку автомобили являются самым заметным показателем достатка среди немцев, необходимо отметить, что западный немец, вероятней всего, будет сидеть за рулем BMW, а восточный скорей всего будет управлять Skoda.
Бедность и здоровье
Почти каждый восточный немец испытывает риск оказаться за чертой бедности на 25% выше чем житель западной Германии. И хотя продолжительность жизни на востоке значительно увеличилась после воссоединения, и женщины живут одинаково по всей территории Германии, мужчины на востоке все еще умирают немного раньше чем на западе.
Касательно состояния здоровья, опасения схожи, если количество страдающих излишним весом увеличилось на востоке с 12—16% в 1999 году до, в среднем, 18% в 2013, то на западе с 10—12% в 1999 до 14—18% в 2013.
Производительность труда
Производительность труда на бывшем востоке в 1991 году составила 70% от продуктивности на западе и выросла до 73% к 2012, частично благодаря большому количеству предприятий выкупленных промышленниками с запада и сознательно разоренных с целью ликвидации конкуренции, а также низкой эффективности работы заводов на востоке.
Ни одна из тридцати самых больших компаний, аккредитованных на рынке ценных бумаг, не расположена в восточной части. Эксперты утверждают, что исходя из того, что крупная промышленность и производство размещены в основном на западе, а то, что находится на востоке значительно меньше и большинство работодателей в этом регионе находятся в сельскохозяйственном секторе или сфере услуг, таких как обработка мяса и эксплуатация кол-центров, можно сделать вывод, что это будет иметь долгосрочное негативное влияние на экономику востока и обеспечит сохранение и, даже вероятно увеличение, разницы в зарплатах.
Женщины
В восточной Германии больший процент работающих женщин (75% против 70%), что является наследием социалистической системы, в которой поощрялось желание женщины работать и которая стремилась ко всеобщей занятости. На самом деле, это означало, что женщинам приходилось заниматься домашним хозяйством и работать полный рабочий день — факт который очень неохотно признавался.
В результате, система учреждений по уходу за детьми более развита на востоке, чем на западе, где только каждый четвертый ребенок менее 3-х лет отдается в ясли, в то время как на востоке таких детей больше половины.
В 1994 году опросы показали, что почти 70% западнонемецких женщин считают, что дети дошкольного возраста страдают, если их матерям приходится работать. Их отношение к этому вопросу сейчас в основном совпадает с точкой зрения восточных немок, для которых работа и одновременно воспитание детей долгое время было в порядке вещей.
В восточной Германии женщины быстрее выходят на работу после родов и более расположены к работе полный рабочий день. Даже те, кто работает неполный рабочий день, в среднем проводят на работе на шесть часов больше, чем их западные коллеги.
Брак
Хотя ранее союзы между «Осси» и Весси» были довольно редки, в настоящее время они составляют около 10% всех браков, и настолько же вероятны как браки немцев с иммигрантами, заявляют эксперты. Наиболее часто встречаются союзы между женщиной с востока и мужчиной с запада. Эксперты предполагают, что причиной этого является то, что достаток является одним из приоритетов женщин при поиске партнера. Такие союзы часто называют «Восси».
Волонтерство
В то время как 37% западных немцев принимают участие в волонтерской деятельности, начиная с помощи пожарным и заканчивая церковной благотворительностью, среди восточных немцев этот процент не превышает 30. Аналитики считают, что это является результатом, того, что в ГДР граждане принуждались к выполнению псевдодобровольных дел, что придало этой деятельности отрицательный оттенок, и до сих пор тормозит развитие гражданского общества на бывшем востоке.
Потребление
Товары потребления были одним из основных достоинств, привлекших восточных немцев после падения берлинской стены. Так джинсы Levi’s, шоколадные батончики Milka и видеомагнитофоны сразу стали наиболее популярными товарами.
Существует не слишком много товаров времен ГДР, которые добрались до полок в супермаркетах объединенной Германии. Хотя, игристое вино Rotkäppchen Sekt, моющая паста Spee и горчица, пиво Radeberger Pilsner и горчица Bautz’ner являются исключениями, популярность которых среди западных немцев постоянно растет, демонстрируя увеличение продаж с 34% до 42% в период с 2007 по 2014.
Миграция
В западной Германии однозначно больше мигрантов. На востоке мигранты составляют 4—9% населения, в то время как в некоторых районах западной Германии этот показатель достигает 25%. Несмотря на столь существенное различие, эксперты считают, что антипатии к мигрантам на востоке особенно четко выражены, в основном благодаря отсутствию опыта совместного проживания с иностранцами.
Образование
Здесь у востока явное преимущество. Сравнение 16 немецких земель показывает, что, за исключением Баварии, восточные земли занимают первые места списка.
Они лидируют в таких отраслях, как математика, естественные науки, биология, химия и физика. Некоторые эксперты считают это результатом наследия функциональной системы образования в ГДР; другие убеждены, что это обусловлено меньшим количеством мигрантов в школах восточной Германии, а также объему средств, вложенных в эту систему начиная с 1990 года.
Германия
нем. Einigkeit und Recht und Freiheit »
Столица — город Берлин (местопребывание Бундестага и правительства, некоторые министерства расположены в Бонне). Форма правления — парламентская республика, форма государственного устройства — симметричная федерация 16 автономных земель.
Германия является членом Европейского союза и НАТО, входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.
Содержание
Название
Именем Германии назван астероид (241) Германия, открытый в 1884 году немецким астрономом Карлом Лютером.
История
Германия после Второй мировой Зоны оккупации: амер. + брит. + сов. + франц.
Депортация немцев ФРГ +
ГДР +
Зап. Берлин
Объединение Германии 1990 Современная Германия
Ниже приведен лишь краткий очерк истории Германии, а также исторических процессов, происходивших на территории современной Федеративной Республики Германия.
После распада Римской империи в Западной Европе образовалось Франкское государство, которое спустя три века, при Карле Великом, превратилось в империю (800 год). Империя Карла охватывала территории ряда современных государств, в частности Германии. Однако империя Карла Великого просуществовала недолго — внуки этого императора поделили её между собою, в результате чего образовались три королевства — Западнофранкское (впоследствии Франция), Восточнофранкское (впоследствии Германия) и Срединное королевство (вскоре распавшееся на Италию, Прованс и Лотарингию).
Традиционно датой основания Германского государства принято считать 2 февраля 962 года: в этот день восточнофранкский король Оттон I был коронован в Риме и стал императором Священной Римской империи.
Несмотря на попытки императоров объединить Священную Римскую империю, она распалась на многочисленные независимые государства и города. После Реформации и Тридцатилетней войны власть императора всё ещё оставалась номинальной.
Такое положение сохранялось до 1806 года, когда под давлением Наполеона I было прекращено существование Священной Римской империи и её император стал носить только титул императора Австрии. Количество немецких государств значительно сократилось. Венский конгресс способствовал дальнейшему объединению немецких государств, в результате чего из 38 германских государств образовался Германский союз под главенством Австрии.
После революции 1848 года стал назревать конфликт между наращивающей своё влияние Пруссией и Австрией. Это привело к войне 1866 года, в которой Пруссия одержала победу и присоединила ряд немецких княжеств. Германский союз распался.
В 1868 году был создан Северогерманский союз во главе с президентом — королем Пруссии. 10 декабря 1870 года рейхстаг Северогерманского Союза переименовал Северогерманский Союз в Германскую империю (нем. das Deutsche Reich ), конституцию Северогерманского союза — в конституцию Германской империи, а президента Северогерманского Союза — в германского императора (нем. der Deutsche Kaiser ). Канцлером Германии был назначен граф Отто фон Бисмарк.
В 1914 году Германия вступила в Первую мировую войну, проигрыш в которой привёл к прекращению существования монархии и провозглашению республики.
В 1933 году рейхсканцлером Германии был назначен вождь Национал-социалистической немецкой рабочей партии Адольф Гитлер, при котором Германия проводила агрессивную экспансионистскую и реваншистскую политику, которая в 1939 году привела ко Второй мировой войне.
После того, как Германия в мае 1945 года потерпела поражение во Второй мировой войне, её государственность была прекращена, от территории Германии были отделены обширные территории, а оставшаяся часть была разделена на 4 зоны оккупации: советскую, американскую, британскую и французскую. В 1949 году на территориях американской, британской и французской зон оккупации была создана Федеративная Республика Германии (ФРГ), на территории советской зоны оккупации — Германская Демократическая Республика (ГДР).
Имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией, которые были установлены СССР в 1955 году (с ГДР в 1949 году).
Государственное устройство
Берлин — столица Германии. Между тем, в ходе длительных переговоров относительно условий переноса столицы из Бонна в Берлин, Бонну удалось оставить на своей территории большинство федеральных министерств, а также целый ряд главных важнейших федеральных ведомств (например, федеральной счётной палаты).
Германия — демократическое, социальное, правовое государство. Она состоит из 16 земель. Государственное устройство регламентировано Основным законом Германии. По форме правления Германия — парламентская республика.
Германия — демократическое государство: «Вся государственная власть исходит от народа (Volke). Она осуществляется народом путём выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия»
Глава государства — федеральный президент, который выполняет скорее представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный президент ФРГ приносит следующую присягу: «Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа (deutschen Volkes), умножать его достояние, оберегать его от ущерба, блюсти и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и соблюдать справедливость по отношению к каждому. Да поможет мне Бог» Федеральный канцлер является главой Правительства Германии. Он руководит деятельностью Федерального правительства. Поэтому форму правления Германии часто ещё называют канцлерской демократией.
Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.
Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и уполномочены большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель — ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель. Парламенты во всех землях, кроме Баварии однопалатные.
Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит бундесканцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.
Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд юстиции в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.
Этапы реформирования федеративной системы
После принятия Основного закона в 1949 году власти Германии неоднократно предпринимали попытки усовершенствовать федеративную систему. Первая крупномасштабная реформа была осуществлена правительством «большой коалиции» (ХДС/ХСС-СДПГ) при канцлере К-Г. Кизингере в 1966 — 1969 годах. В результате реформы переплетение интересов земель и федерального центра получило новое измерение.
В финансовой сфере был введён принцип «кооперативного федерализма», который станет одним из камней преткновения на современном этапе истории ФРГ.
При правительстве Шрёдера (1998—2005) была поставлена цель провести масштабную конституционную реформу федерализма, чтобы упростить политические процессы в стране, сделать их более прозрачными для населения и менее зависимыми от сиюминутных партийных расчётов. Реформа была призвана перераспределить полномочия между центром и субъектами федерации, уточнить законодательную компетенцию между бундестагом и бундесратом и в итоге повысить дееспособность государства в целом.
Число законов, требующих обязательного одобрения бундесрата планировалось сократить до 35-40 % за счёт изъятия законов о принципах администрирования всех земель из механизма согласования с бундесратом. То есть в будущем земли должны будут исходить из федеральных установок, что предполагает наделение ландтагов большей ответственностью.
В марте 2003 года Конвент по проблемам федерализма (в составе глав земельных парламентов и руководителей фракций представленных в них партий) одобрил «Любекское заявление», содержащее конкретные меры по модернизации федеративной системы.
17 октября 2003 года была создана Комиссия по федерализму, куда вошли тогдашний генсек СДПГ Ф. Мюнтеферинг и председатель ХСС и премьер-министр Баварии Э. Штойбер.
18 ноября 2005 года был подписан коалиционный договор ХДС/ХСС и СДПГ («Вместе за Германию — с мужеством и человечностью»), в котором были оговорены предложения данных партий по разграничению полномочий и ответственности между землями и центром.
7 июля 2006 года после одобрения бундесратом реформа вступила в силу.
Пакет нововведений охватывает следующие сферы:
1. Образование. Теперь текущие вопросы образования отошли в компетенцию земель, причем им напрямую будут перечисляться средства из федерального бюджета. Это исключает нецелевое использование полученных средств.
2. Распределение доходов. Федеральные законы не могут ставить перед городами и общинами задачи, требующие от органов местного самоуправления дополнительных материальных расходов. Если федеральные законы вторгаются в компетенцию земель, эти законы обязательно должны получить согласие бундесрата.
3. Высшая школа. Полностью отошла в компетенцию земель. Федерация может участвовать в финансировании научных исследований, но лишь с согласия земель.
4. Охрана окружающей среды. Федерация может разрабатывать рамочное законодательство, однако земли могут принимать решения, отходящие от него. При этом необходимо учитывать и нормативные акты ЕС по защите окружающей среды.
5. Бюджет. Введение «Пакта стабильности по образцу ЕС». В связи с проблемой долгов земель, эвентуальные долговые санкции на 65 % лягут на плечи федерации, и на 35 % — на плечи земель.
6. Земельное законодательство. В компетенцию земель вошли жилищное право, вопросы собраний, объединений и печати, пенитенциарная система, законодательство об охоте, часы работы магазинов, правила открытия ресторанов.
15 декабря 2006 года стартовал новый этап реформы федерализма. Основные нерешенные на 1 этапе вопросы: уменьшение долгов земель, перекосы в финансовых отношениях федерация—земли и самими землями.
Суть проблемы в том, что все земли должны выполнять общефедеральные задачи, однако возможности у них для этого очень разные.
Формально федеративное государственное устройство в Германии имеет два уровня: федерация как целое государство и земли как члены этого государства. Но в реальности существует и «третий», неформальный уровень отношений федерации и земель — «кооперативный федерализм»; то есть наряду с горизонтальной самокоординацией земель сложилась практика вертикальной координации по оси федерация-земли: участие федерации в земельном финансировании. В рамках вертикальной координации создаются комиссии из представителей федерации и земель.
Основные проблемы горизонтальных и вертикальных отношений в Германии связаны с распределением финансовых средств между богатыми и бедными федеральными землями и реализацией принципа «равноценности» жизненных условий.
«Горизонтальное» выравнивание позволяет оказывать помощь слабо развитым регионам путём перераспределения доходов, которые федерация и земли получают совместно (корпорационный и подоходный налог). Подобное положение вызывает много нареканий, прежде всего со стороны либералов (СвДП, О. Ламбсдорф), которые выступают за снижение «благотворительной» роли государства.
С подобными предложениями согласны также и политики других партий. Например, премьер-министр Баварии Штойбер (ХСС) требует усиления регионализации, а премьер-министр Баден-Вюртемберга Тойфель (ХДС) — сократить число земель и увеличить легислатурные (законодательные) сроки.
Кратко их идеи по реформированию федерализма можно сформулировать так:
Внешняя политика
Во внешней политике ориентированный на Запад канцлер Германии К. Аденауэр (1949—1963) действовал согласно лозунгу идеолога южногерманского либерализма К. фон Роттека: «Лучше свобода без единства, чем единство без свободы». Европейская политика Германии 1949—1963 гг. как соотношение цели и средств делится на два этапа.
На первом этапе (с 1949 года до середины 50-х гг.) она была средством, при помощи которого западная Германия планировала восстановить свою экономику, создать собственные вооружённые силы и добиться признания мировыми державами. Внешняя политика проводилась ради внутренней.
Аденауэр признал установленное Петерсбергскими соглашениями международное управление промышленностью Рура, рассматривая это как основу будущей западноевропейской интеграции. В 1950 году Аденауэр принял разработанный Р. Шуманом план создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Аденауэр также поддерживал идею создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), предложенную У. Черчиллем.
В 1952 году был подписан Боннский договор, отменивший оккупационный статус и предоставивший ФРГ государственный суверенитет.
В 1959 году в Женеве прошла конференция четырёх держав: США, Великобритании, СССР и Франции, которая закончилась фактическим признанием существования двух немецких государств: ФРГ и ГДР.
Одним из важных приоритетов внешней политики Германии является углубление интеграции государств Евросоюза. Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур. При этом с самого начала преследовалась цель развеять послевоенный страх стран-соседей перед Германией и сделать излишними ограничения, введённые советскими оккупационными силами. С 1950 года Германия стала членом Совета Европы, а в 1957 году подписала Римские соглашения, которые стали фундаментом в создании Европейского союза: Германия вошла в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ).
Итак, важными результатами европейской политики Германии в 1949-63 гг. стали: признание суверенитета Германии и её статуса важного европартнёра и начало формирования основ экономического могущества Германии.
Во время холодной войны внешняя политика Германии была сильно ограничена. Одной из главных её задач было воссоединение Западной Германии с Восточной Германией. Военно-политически ФРГ была тесно связана с блоком НАТО. На территории Западной Германии были размещены американские ядерные боеголовки.
Современная Германия по праву считается узловым центром как между Востоком и Западом, так и между Скандинавским и Средиземноморским регионами, странами Центральной и Восточной Европы.
До недавнего времени одним из самых спорных был вопрос о возможности использования германских вооружённых сил за пределами сферы совместной ответственности НАТО.
Согласно конституции, Германия не имеет права принимать участия в захватнических войнах. Это ограничение является предметом постоянных споров. Её вооружённые силы стоят на защите суверенитета и целостности Германии и стран НАТО.
Административное деление
Германия — государство с федеративным устройством; в составе 16 равноправных субъектов — земель (Länder;), три из них — города (Берлин, Бремен и Гамбург).
Земля | Столица | Немецкое название земли | Немецкое название столицы |
---|---|---|---|
1. Баден-Вюртемберг | Штутгарт | Baden-Württemberg | Stuttgart |
2. Свободное государство Бавария | Мюнхен | Freistaat Bayern | München |
3. Берлин | Берлин | Berlin | Berlin |
4. Бранденбург | Потсдам | Brandenburg | Potsdam |
5. Свободный ганзейский город Бремен | Бремен | Freie Hansestadt Bremen | Bremen |
6. Свободный и ганзейский город Гамбург | Гамбург | Freie und Hansestadt Hamburg | Hamburg |
7. Гессен | Висбаден | Hessen | Wiesbaden |
8. Мекленбург-Передняя Померания | Шверин | Mecklenburg-Vorpommern | Schwerin |
9. Нижняя Саксония | Ганновер | Niedersachsen | Hannover |
10. Северный Рейн-Вестфалия | Дюссельдорф | Nordrhein-Westfalen | Düsseldorf |
11. Рейнланд-Пфальц | Майнц | Rheinland-Pfalz | Mainz |
12. Саар | Саарбрюккен | Saarland | Saarbrücken |
13. Свободное государство Саксония | Дрезден | Freistaat Sachsen | Dresden |
14. Саксония-Анхальт | Магдебург | Sachsen-Anhalt | Magdeburg |
15. Шлезвиг-Гольштейн | Киль | Schleswig-Holstein | Kiel |
16. Свободное государство Тюрингия | Эрфурт | Freistaat Thüringen | Erfurt |
Земли подразделяются на 438 округов (нем. Kreis ).
География
Рельеф
Северная часть Германии представляет собой сформировавшуюся во время ледникового периода низменную равнину (Северо-Германская низменность, самая низкая точка — Нойендорф-Саксенбанде в Вильстермарше, 3,54 м ниже уровня моря). В центральной части страны к низменности с юга примыкают покрытые лесом предгорья, а южнее начинаются Альпы (самая высокая точка на территории Германии — гора Цугшпитце, 2 962 метров).
Реки и озёра
По территории Германии протекает большое количество рек, наиболее крупными из которых являются Рейн, Дунай, Эльба, Везер и Одер, реки соединены каналами, наиболее известный канал — Кильский, который соединяет Балтийское и Северное моря. Кильский канал начинается в Кильской бухте и оканчивается в устье реки Эльба. Самое крупное озеро в Германии — Боденское, площадь которого 540 кв. км, и глубина 250 метров.
Климат
Города
Самыми крупными городами Германии являются Берлин, Гамбург, Мюнхен и Кёльн. Следующим по значимости является пятый по численности населения город Германии и финансовая метрополия Франкфурт-на-Майне, самый крупный аэропорт Германии. Это третий по размерам аэропорт Европы и первый по объёмам прибыли от грузовых авиаперевозок. Рурский бассейн — регион с самой высокой плотностью населения.
Экономика
С уровнем ВВП 2 триллиона 811 миллиардов долларов (по ППС) Германия в 2009 году находилась на пятом месте в мире (после США, Китая, Японии и Индии). Кроме того, ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. Экспортируемая продукция известна во всем мире под маркой Made in Germany. По уровню жизни страна занимает 9 место в мире, согласно индексу развития человеческого потенциала.
Согласно официальным данным, в 2011 году среднее число безработных составляло 3,0 млн (7 % трудоспособного населения Германии).
Промышленность
Германия не обладает большими запасами каких-либо полезных ископаемых. Редкое исключение из этого правила, распространяющегося и на весь Центральноевропейский регион, — уголь, как каменный (Рурский бассейн), так и бурый. Поэтому её экономика сконцентрирована преимущественно на секторе промышленного производства и сфере услуг.
Германия занимает далеко не последнее место по объёмам и качеству производимых в мире часов и часовых механизмов. Центром часовой промышленности Германии является небольшой городок Гласхютте. Здесь сконцентрирована большая часть фабрик, производящих наручные часы и механизмы к ним. Также важным звеном часовой промышленности являются производители интерьерных часов и механизмов к ним. Самые известные из них: Hermle и Kieninger.
В Германии развито производство детских игрушек, товаров и продуктов для моделирования. Основными компаниями в этой отрасли являются Auhagen GmbH, Gebr. Märklin & Cie. GmbH, Gebr. Fleischmann GmbH, PIKO Spielwaren GmbH.
Сельское хозяйство
ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70 % товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство. Кормовых культур значительно больше, чем продовольственных, так как большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.
Германия — страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994—1997 гг. доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3 %. Более крупные по размерам хозяйства располагаются в основном в Шлезвиг-Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. Небольшие фермы преобладают в Центральной и Южной Германии. Одновременно произошло резкое сокращение числа занятых в сельском хозяйстве, с 24 % от общей численности самодеятельного населения в 1950 г. до 2,4 % в 1997 г. Значительная часть занятых на мелких фермах представлена сезонными рабочими и другими категориями временно занятых работников, имеющими основной источник дохода в иных секторах хозяйства.
В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Традиционный характер немецкого сельского хозяйства существенно изменил технологический прогресс. Сегодня ценятся больше так называемые легкие почвы, ввиду их пригодности к машинной обработке, с использованием искусственных удобрений; например, кукуруза теперь широко возделывается и на Северогерманской низменности, где она вытесняет картофель.
Из общего производства зерна в Европейском союзе на Германию приходится несколько более 1/5, но выделяется она главным образом производством ржи (3/4 сбора), овса (около 2/5) и ячменя (более ¼). С районами посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделывания сахарной свеклы.
Из кормовых зерновых наиболее велико значение ячменя; некоторые сорта ярового ячменя выращиваются специально для использования при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения — около 145 л в год). Крупнейший в мире ареал хмелеводства Халлертау расположен в Баварии.
Большое значение имеет выращивание кормовых корнеплодов (кормовой свеклы и др.), кукурузы на зелёный корм и силос, люцерны, клевера и других кормовых трав. Из масличных наибольшее значение имеет рапс, посевы которого более чем в 10 раз превышают посевы подсолнечника.
Теплый климат речных долин, межгорных котловин и низменностей юго-западной Германии благоприятствует возделыванию таких культур, как табак и овощи; последние выращивают также в зоне приэльбских маршей ниже Гамбурга и в районе Шпревальда к югу от Берлина. Фруктовые насаждения особенно характерны для горных склонов Южной Германии, низовьев Эльбы под Гамбургом, района Хафельских озёр около Потсдама и окрестностей Галле.
Виноградарство, превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Виноградники расположены в основном в долинах Рейна, Мозеля и других рек южной Германии, а также в долине Эльбы под Дрезденом.
Своими садами славятся долины Верхнего Рейна, Майна, Неккара и Нижней Эльбы.
Скотоводство — основная отрасль животноводства в Германии, оно дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около ¼). Второе место по значению занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине систематически превышает 100 %, но по свинине составляет менее 4/5.
Скотоводство молочно-мясного направления наиболее характерно для хорошо увлажняемых приморских, альпийских и предальпийских районов, богатых лугами и пастбищами, а также для периферии городских агломераций. Из-за довольно холодной зимы распространено стойловое содержание скота. Свиноводство развито повсеместно, но особенно в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районам возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль. Забой скота осуществляется на 95 % на промышленных бойнях, переработка молока — на молокозаводах, входящих обычно в системы либо промышленных и промышленно-торговых концернов, либо принадлежащих на паях кооперативным объединениям самих сельских хозяев.
Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.
По объёму сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС. Эффективность сельскохозяйственного производства в Германии существенно выше среднего уровня по ЕС. Вместе с тем ФРГ отстает по средней урожайности кукурузы и сахарной свеклы.
В компетенцию государственных органов в области сельского хозяйства входит: решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. Правительство Германии оказывает финансовое содействие в сложном процессе адаптации и интеграции восточногерманского сельского хозяйства в Европейское сообщество. Помощь оказывается и в преобразовании бывших сельскохозяйственных кооперативов в конкурентоспособные фирмы, что уже приносит свои плоды: многие единоличные фирмы получили значительную прибыль, а в частности, за счёт крупных обрабатываемых площадей.
Кроме производства продуктов питания Германии сельское хозяйство выполняет дополнительные задачи, значение которых постоянно возрастает. Это сохранение и защита природных основ жизни, охрана привлекательных ландшафтов для жилых районов, расселения, размещения экономики и проведения отдыха, поставка промышленности аграрных сырьевых материалов.
Инфраструктурные отрасли
Транспорт
Основу транспортной системы составляют железные дороги, перевозящие в год около 2 млрд пассажиров. Их протяженность — более 39 тыс. км. [14] Некоторые дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов Intercity-Express. На начало 2003 года в Германии было зарегистрировано 53 млн. автомобилей (в том числе легковых). Автодороги всех классов составляют более 230 тыс. км., автобаны — около 12 тыс. км. Торговый флот Германии насчитывает 2200 современных морских судов.
Энергетика
В 2002 году Германия была крупнейшим в Европе потребителем электроэнергии 512,9 тераватт-часов. Правительственная политика подразумевает сохранение невозобновляемых источников и использование энергии из возобновляемых источников, таких как солнечная энергия, энергия ветра, биомасса, гидроэнергетика и геотермальная энергия. Также развиваются энергосберегающие технологии. Правительство Германии планирует, что к 2050 году половина потребности в электроэнергии будет покрываться за счёт энергии из возобновляемых источников.
В 2000 году правительство и германская атомная промышленность объявили о выводе из эксплуатации всех атомных электростанций к 2021 году. [16]
В 2010 году правительство отказалось от планов предыдущего кабинета остановить атомные электростанции страны до 2021 года и решило продлить работу АЭС до 2030-х годов. [17]
Население
Численность сельского населения — менее 10 %, почти 90 % населения Германии проживает в городах и прилегающих к ним урбанизированных районах.
Численность населения крупных городов (по данным на 2008 год): Берлин — 3424,7 тыс. чел; Гамбург — 1773,2 тыс. чел; Мюнхен — 1315,4 тыс. чел; Кельн — 1000,3 тыс. чел; Франкфурт-на-Майне — 670,6 тыс. чел.
Иммиграция
В последние годы количество иммигрантов в Германии становится все меньше. Такой вывод содержится в миграционном отчете правительства ФРГ за 2008 год. Согласно данным этого документа, в 2008 году в Германию на постоянное место жительства въехали чуть более 682 тысяч человек, покинули страну почти 738 тысяч жителей страны. Это самый высокий показатель за последние 10 лет. Как отмечает агентство DAPD, впервые за последние 24 года суммарный вектор миграции в Германии оказался отрицательным. Доля живущих в ФРГ граждан иностранных государств среди всего населения страны с середины 90-х годов остается почти неизменной — 8,8 %. Самую многочисленную группу живущих в Германии иностранцев составляют, как и прежде, турки — 25,1 %. Ещё около 35 % [источник не указан 181 день] жителей ФРГ являются гражданами других государств Евросоюза.
Структура населения
Языки
Официальным литературным языком и языком делопроизводства является немецкий язык. Наряду с этим население использует нижне-, средне- и верхненемецкие диалекты (10 основных и более 50 локальных [30] ), на которых говорят также жители приграничных районов соседних государств; сами диалекты зачастую сильно отличаются от литературного языка. Существуют смешанные говоры. К признанным языкам национальных меньшинств относятся датский, фризский, лужицкий, цыганский, а также в качестве регионального языка — нижнесаксонский (нижненемецкий) язык, который с 1994 года признан ЕС.
Вероисповедание и мировоззрение
Свобода совести и свобода вероисповедания гарантированы германской конституцией.
Большинство немцев — христиане, при этом католики составляют 32,4 %, лютеране — 32,0 %, православные — 1,14 %. Небольшая часть верующих принадлежит к христианским деноминациям — баптисты, методисты, верующие Новоапостольской церкви — 0,46 % и приверженцы других религиозных течений.
Праздники
Профсоюзы Германии
Среди европейских моделей социального партнерства одной из самых успешных и стабильных является германская.
Формирование системы социального партнерства в Германии берет свое начало в конце XIX века. Важную роль в Германии играют традиции взаимодействия социальных партнеров, опыт бесконфликтного решения проблем, высокой гражданской сознательности. К середине XX века была разработана система, включавшая страхование от безработицы, государственные меры по содействию занятости, переговорный механизм между профсоюзами и союзами работодателей (тарифная автономия) и тому подобное. [36]
Итак, Государство способствует созданию необходимых условий для разрешения конфликтов, и законодательно распространяет коллективные договоры на «неюнизированных» занятых.
В Германии 85 % всех рабочих, являющихся членами каких-либо профсоюзов, входят в Объединение Немецких Профсоюзов (DGB).
Объединение немецких профсоюзов — самая крупная (6,6 млн членов) и влиятельная профсоюзная организация Германии, созданная ещё в 1949 году.
Объединение Немецких профсоюзов представляет интересы рабочих в частном и общественном секторе, служащих и чиновников. Оно состоит из восьми отраслевых профсоюзов:
В своей программе Объединение германских профсоюзов придерживается идеи социальной солидарности, то есть выступает за справедливое распределение рабочих мест и доходов, социальных субсидий, льготы, развитие фондов накопления, борьбу с безработицей, равные шансы на успех независимо от происхождения, цвета кожи и пола — доля женщин в ОНП — 31,9 %.
ОНП является членом Европейской профсоюзной конфедерации, Международной конфедерации свободных профсоюзов, Совещательного комитета при ОЭСР и представляет германское профсоюзное движение в ЕС, ООН, МВФ, ВТО и МОТ.
Их лозунг — «Сохранить социальное государство через реформу». Среди других приоритетов можно назвать развитие инфраструктуры и государственного сектора коммунальных услуг, поддержание высокого качества жизни. Особая роль в этом, по мнению ОНП, принадлежит государству: активное государственное вмешательство служит гарантом социального порядка и справедливости.
ОНП выступают против всеобщей приватизации и дерегуляции и призывают к перераспределению ответственности по регулированию рынков между профсоюзами и государством. Необходимо ограничить приватизацию, чтобы граждане не расплачивались за ошибки государства, связанные с продажей в частные руки высокодоходных бизнес-сфер.
Государственный сектор должен также решать вопросы экологии и задавать нормы в экономической и социальной сферах.
Особо подчеркивается роль местного самоуправления в общественной жизни как формы участия граждан в политике. Создание рынка доступного жилья, учитывающего возможности людей с низкими доходами- одна из основных задач государственного «социального строительства».
Ключевые задачи социальной политики:
Германский союз чиновников и тарифный союз (DBB)
(Федеральный председатель — Питер Хэзн)
«Близость — наша сила» — утверждает о себе Германский союз чиновников. DBB представляет тарифно-политические интересы служащих государственного сектора и частного сектора. Профсоюз насчитывает более 1,25 млн членов. Этот профсоюз поддерживают 39 других профсоюзов и 16 государственных организаций.
Название недавней программы профсоюза — «Вызовы будущего — создавая возможности». DBB заявляет, что для него «Люди на первом плане», и призывает к борьбе с сокращением рабочих мест. Профсоюз позиционируют себя как объединение реформаторов. «Реформы не через экономию средств… Прежде всего права людей. Важен каждый индивид». DBB, как и ОНП, выступает за равные возможности для всех, особенно в вопросах гендерного равенства (например, в DBB состоят 320 000 женщин и 150 000 представителей молодёжи в возрасте 16-27 лет).
DBB выражает озабоченность наметившимся дефицитом государственного финансирования.
В 2003 году Конгресс Союза в Лейпциге DBB представил программу «Реформистская модель XXI века». В ней содержатся предложения по долгосрочной, дружественной по отношению к гражданам реконструкции государственного управления.
DBB предлагает «новую модель карьеры»:
Профсоюз тесно сотрудничает с ЕС в вопросах трудового законодательства. В 1991 году DBB участвовали в создании Европейской конфедерации профсоюзов (8 млн членов).
Ассоциация Христианских профсоюзов Германии
Данный профсоюз представляет интересы религиозных работников и чиновников. Ассоциация Христианских профсоюзов Германии (CGB) — третье по величине объединение профсоюзов в ФРГ. Под его началом работают 16 отдельных тарифных переговорных сторон самых различных отраслей, таких как железные дороги, гостиничное дело или сельское хозяйство. CGB выступает за распространение христианских ценностей на трудовую жизнь. В своей программе CGB подчеркивает, что CGB-добровольное объединение самостоятельных профсоюзов. Основные приоритеты CGB:
Что касается христианских ценностей, воскресенье должно оставаться днем отдыха как важная основа христианского уклада жизни.
CGB выступает за минимальное государственное вмешательство в тарифную автономию. Задачей по-христиански-социальной тарифной политики является обеспечить справедливое участие в общественном производстве рабочим.
Семья является основой общества, необходимо активизировать социальную политику по поддержке института семьи.
Сохранение и создание рабочих мест определяют тарифную политику CGB. CGB исключает политические забастовки как средство отстаивания интересов рабочих, и выступает в защиту прав рабочих в участии управлении предприятием и за справедливую налоговую систему, «нагружающую все общественные группы соответственно их платёжеспособности».
Расширение Европейского сообщества ставит ФРГ перед большими вызовами, прежде всего в экономической и социальной политике. CGB выступает за выравнивание условий жизни всех стран ЕС с учетом особенностей государств-членов.
Объединённый профсоюз работников сферы обслуживания
Система социальной защиты населения
Существовавшая в Германии модель социальной защиты (имеет название «корпоративная», «континентальная», «консервативная» или «бисмарковская») считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран. Германия была первой страной, которая ввела систему социального страхования. Ещё в 1890-е годы при Бисмарке были приняты три закона, которые легли в основу этой системы: закон о страховании по болезни лиц промыслового труда, закон о страховании от несчастных случаев на производстве и закон об инвалидности и страховании по старости (1891 год).
В начале XX века развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) назначалась шахтёрам с многолетним стажем работы.
Современная модель социальной защиты Германии сформировалась под влиянием перемен, произошедших в стране в 50-60 годы XX века, и изменялась в результате прихода к власти каждой новой партии.
Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления экономики Германии после второй мировой войны. Её политическая реализация связана с личностями Л. Эрхарда и А. Мюллер-Армака. Термин «социальная рыночная экономика» ввёл Мюллер-Армак. Л. Эрхард был первым министром экономики, а затем стал Федеральным канцлером ФРГ. Под его руководством в ФРГ была разработана, а затем реализована концепция социального рыночного хозяйства. Социальной задачей государства становилось не перераспределение социальных благ, а обеспечение рамочных условий деятельности индивидов, поощрение их сознательности, самостоятельности и ответственности за собственное благосостояние. Результатом реализации этих принципов стало «экономическое чудо». Согласно Л. Эрхарду, государство должно оказывать социальную помощь сообразно моральным установкам общества (самым уязвимым и малообеспеченным слоям населения — инвалидам, сиротам, многодетным семьям, пенсионерам), но поддерживать конкуренцию и бороться с иждивенческими настроениями. После отставки канцлера Л. Эрхарда, во внутренней политике был отдан приоритет кейнсианским методам экономического стимулирования; государство взяло на себя роль распределителя национального дохода.
Современная модель социальной защиты ФРГ имеет основные характеристики: принцип профессиональной солидарности, принцип перераспределения, принцип вспомоществования и принцип самоуправления страховых учреждений.
Принцип профессиональной солидарности
Создаются страховые фонды, управляемые на равноправных началах работниками и работодателями. В эти фонды поступают отчисления из зарплаты в соответствии с «принципом страхования». Система устанавливает жёсткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности. Данная модель предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности. В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль.
Этот принцип применяется по отношению к незначительной части малообеспеченных слоев общества. Социальная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов и финансируются из налоговых поступлений в государственный бюджет. Право на получение такой помощи принадлежит лицам, имеющим особые заслуги перед государством, например, государственным служащим или жертвам войны.
Принцип самоуправления страховых учреждений
Управление системой социального страхования осуществляется напрямую заинтересованными лицами-работодателями и работниками, что обеспечивает наиболее полное представительство интересов обеих сторон. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Интересно отметить, что для системы социальной защиты ФРГ характерно разделение учреждений, осуществляющих социальное страхование по сферам компетенций: отдельно функционируют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Страхование по безработице не входит в общую систему социальной защиты, а относится к компетенции федерального ведомства по труду, то есть осуществляется в рамках политики содействия занятости населения. Финансирование системы обязательного социального страхования (помимо него есть и частное, разумеется) производится по смешанной системе: из взносов застрахованных работников и их работодателей (медицинское, пенсионное страхование и страхование по безработице) и за счёт общих налоговых поступлений в госбюджет. Особое положение занимает лишь страхование от несчастных случаев, которое финансируется за счёт взносов работодателя. При возникновении у органов социального страхования финансовых затруднений гарантом выполнения их обязательств выступает государство, что говорит об особой роли органов социальной защиты в поддержании стабильности и социальной справедливости.
Крупные компании, искусно пользуясь лазейками в законодательстве для уменьшения налогов, зачастую добиваются для себя привилегий. В пенсионной сфере была неофициально провозглашена политика «договора поколений», когда пенсионные отчисления производятся из доходов работающего населения. Учитывая старение населения ФРГ, налоговая нагрузка резко возрастает, и средств для выплат из пенсионного фонда не хватает. Проблемы возникают в отношении тех слоев населения, которые не имеют постоянной работы и соответственно не имеют права на получение страховых пособий, при этом а уровень государственного вспомоществования крайне невелик. Поэтому эти категории вынуждены рассчитывать на местные благотворительные организации и общественную помощь. Соответственно, корпоративная модель социальной политики ведет к появлению «двойного общества».
Медицина
Культура
Культура Германии включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и народов, составляющих современную Германию, до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и др. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также культуру Австрии, которая политически независима от Германии, но населена немцами и принадлежит к той же культуре. Немецкая (германская) культура известна с V в. до н. э.
Для современной Германии характерно многообразие и широкое распространение культуры. Здесь нет централизации культурной жизни и культурных ценностей в одном или нескольких городах — они рассредоточены буквально по всей стране: наряду с известными Берлином, Мюнхеном, Веймаром, Дрезденом или Кёльном имеется множество небольших, не так широко известных, но культурно значимых мест: Ротенбург-об-дер-Таубер, Наумбург, Байройт, Целле, Виттенберг, Шлезвиг и т. д. В 1999 насчитывалось 4570 музеев, причём их число растёт. В год на них приходится почти 100 млн посещений. Наиболее известные музеи — Дрезденская картинная галерея, Старая и Новая пинакотеки в Мюнхене, Германский музей в Мюнхене, Исторический музей в Берлине и многие другие. Немало также музеев-дворцов (наиболее известный — Сан-Суси в Потсдаме) и музеев-замков.
Праздники
В Германии существуют государственные и церковные праздники. Одни праздники являются выходными во всей стране, другие — только в некоторых федеральных землях, регионах, и даже только в отдельном городе (Augsburger Friedensfest).
Некоторые знаменательные даты не являются праздниками в прямом смысле слова, но связаны с важными событиями немецкой истории.
- Щитни ракообразные что это
- Улыбка джокера что значит