Фсс что такое прямые выплаты
Прямые выплаты
Получить справку о выплаченных пособиях, в том числе, справку о доходах
Опубликован приказ Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.02.2021 № 26 «Об утверждении форм документов, применяемых для назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».
О реализации на территории Российской Федерации выплат пособий органами Фонда социального страхования Российской Федерации
С 01.01.2021 на территории Российской Федерации назначение и выплата страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам осуществляются непосредственно территориальными органами Фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2375 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2021 году территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников» утверждено, в том числе, Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае их отсутствия у страхователя.
Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) документов (сведений), указанных в пункте 2 Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) (пункт 3 Положения).
Пунктами 4 и 5 Положения установлено, что страхователи в зависимости от численности работников представляют в сроки, установленные пунктом 3 Положения, в территориальный орган Фонда по месту регистрации реестр сведений в электронной форме либо документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Недостающие документы (сведения), сведения о застрахованном лице представляются страхователем в территориальный орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.
Страхователю, представившему в территориальный орган Фонда реестр сведений в электронной форме не в полном объеме, страховщик в течение 5 рабочих дней со дня его получения направляет извещение о представлении недостающих сведений в электронной форме.
Согласно пункту 10 Положения после получения документов (сведений), необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособия.
Согласно пункту 11 Положения выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда способом, указанным в сведениях о застрахованном лице либо в реестре сведений (путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица или через организацию федеральной почтовой связи, иную организацию), в течение 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в течении 10 календарных дней со дня получения документов (сведений) либо реестра сведений, которые необходимы для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие.
Информация о карте МИР
— выплаты гражданам, подвергшимся воздействию радиации, установленные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
— государственные пособия гражданам, имеющим детей, установленные Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
При этом отмечаем, что с учетом части 5.4 статьи 30.5 Закона № 161-ФЗ, если по одному страховому случаю выплата пособия по временной нетрудоспособности (в отношении граждан, подвергшимся воздействию радиации) либо пособия по беременности и родам осуществляется не чаще, чем раз в 2 года, использование карты «Мир» необязательно.
Кроме того, вышеуказанные нормы законодательства Российской Федерации также сохраняют за гражданином права выбора способа получения пособий, включая наличные расчеты (в том числе через организации почтовой связи) и зачисление денежных средств на банковские счета, не предусматривающие осуществления по ним операций с использованием платежных карт (то есть счета «без привязки к ним» какой-либо банковской карты, например, сберегательный счет).
Также обращаем Ваше внимание, что если застрахованное лицо не относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации, то получение пособий по временной нетрудоспособности на карту «Мир» не носит обязательного характера.
Прямые выплаты из ФСС
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
С 2021 года в пилотном проекте Соцстраха участвуют обе столицы и шесть регионов. Теперь прямые выплаты из Соцстраха при посредничестве работодателя распространились на всю страну. Как производятся выплаты и какими документами должны обеспечиваться со стороны работодателя — читайте в этой статье.
Как работают прямые выплаты
Раньше Соцстрах и работодатели применяли зачетный принцип: компания перечисляла пособие работнику, а в ФСС отправлял страховые взносы за вычетом сумм пособий.
Теперь работодатели перечисляют взносы на социальное страхование целиком. Из задача — отправить в ФСС заявление работника и сопроводительные документы на получение пособия, и Фонд после проверки перечисляет деньги работнику. Алгоритм расчета пособия при этом остается прежним.
Такой порядок ввели, чтобы граждане получали пособия вовремя и целиком, даже если работодатель испытывает финансовые трудности. Выгода же работодателя в том, что деньги для выплаты пособия не нужно изымать из оборота. У бухгалтера тоже становится меньше работы: пособие рассчитывает и перечисляет местное отделение ФСС, это экономит время и упрощает отчетность.
Какие выплаты граждане получают напрямую из ФСС в 2021 году
Новый тип выплат касается следующих пособий:
Какие выплаты делает работодатель в 2021 году
Индивидуальные предприниматели и юлица продолжают платить работникам за собственный счет следующие выплаты:
Есть способ получить компенсацию из ФСС за похоронные пособия и оплату дополнительных выходных. Для этого работодатель подает заявление на компенсацию и подтверждающие документы в Фонд. Срок рассмотрения пакет в ФСС — 10 рабочих дней, срок перечисления при положительном решении — еще 2 рабочих дня.
Что нужно сделать работнику, чтобы получить выплаты за больничный из ФСС
Работник, как обычно, подает работодателю больничный лист в течение полугода с даты его закрытия или сообщает номер ЭЛН. Иногда нужны справки с других мест работы и банковские реквизиты для зачисления средств. Если работник пропустил шестимесячный срок подачи листка работодателю по уважительной причине, он еще может получить свое пособие от ФСС самостоятельно, если направит туда заявление.
Если листок передан в срок работодателю, тот в течение 10 календарных дней обязан выплатить пособие за первые три дня наступившей нетрудоспособности. Выплаты перечисляют в ближайший день, когда в организации выдают зарплату или аванс.
Также работодатель направляет в ФСС пакет документов по работнику. Срок для этого — 5 календарных дней. Решение о перечислении пособия Соцстрах принимает в течение 10 рабочих дней.
Если работник зарегистрирован на сайте «Госуслуги», он может отслеживать состояние своей заявки на сайте ФСС.
Как рассчитывают прямые страховые выплаты из ФСС
Порядок расчета прямых выплат ничем не отличается от порядка расчета при выплате пособий за собственный счет работодателя. В любом случае больничный за полный месяц не может быть меньше общероссийского МРОТ, который с 1 января 2021 года составляет 12 792 рубля. Размер этой части больничного не зависит от страхового стажа и фактического заработка работника.
Размер больничного за первые 3 дня временной нетрудоспоспособности должен быть максимальным из всех вариантов расчета: в зависимости от страхового стажа работника, действующего общероссийского МРОТ и районного коэффициента.
Что нужно сделать работодателю, чтобы работник получил прямую выплату из ФСС
Способ подачи документов в ФСС зависит от среднесписочной численности сотрудников в предыдущем году. Если она больше 25 человек, форма подается только в электронном виде с использованием реестра, электронной подписи, бухгалтерского приложения либо онлайн-сервиса. Работник передает бухгалтеру больничный или справку о рождении ребенка, после этого у компании есть 5 дней на отправку документов в ФСС.
Важно! Есть три формы реестра, с ними можно ознакомиться в приказе ФСС №579 от 24 ноября 2017 года.
Если среднесписочная численность меньше или равна 25, документы в ФСС можно подать на бумаге. После принятия любого решения в ФСС все бумаги возвращаются работодателю. К комплекту бумажных документов нужно приложить опись из приложения №2 к приказу ФСС №578 от того же числа.
При хорошем раскладе в ответ на пакет документов придет квитанция с подтверждением доставки. Это значит, Фонд уже рассматривает комплект. Если вы получаете протокол ошибок, придется скорректировать документы и послать снова.
Важно! Оригинал листка нетрудоспособности работодатель обязан хранить вместе с расчетом пособия не менее 5 лет.
Что делает ФСС, прежде чем перечислить деньги
ФСС проверяет документы. Если находит ошибки в электронном реестре или пакете документов, извещает об этом работодателя в течение 5 рабочих дней. Такой же срок установлен для повторной подачи документов.
Если ошибок нет, Соцстрах в течение 10 календарных дней согласует пособие. После назначения пособия его должны сразу же выплатить. Если решение ФСС отрицательное, оно доводится до работника в течение двух рабочих дней.
Куда перечисляют выплаты
ФСС перечисляет деньги на основе реквизитов работника, которые сообщает работодатель. Для этого подходит любой дебетовый банковский счет и пластиковая карта «МИР». Также деньги можно направить работнику почтовым переводом.
С 1 июля 2021 года часть пособий будут перечислять только на карты «Мир» (помимо дебетовых счетов без карт и наличных переводов). Это “детские” пособия, а также выплаты гражданам, пострадавшим от воздействия радиации из-за аварий и испытаний.
Если пособие переводится на реквизиты счета с другой картой, банк предложит гражданину лично прийти за пособием или назвать новые реквизиты. Если в течение 10 рабочих дней сотрудник не отреагирует на предложение, банк вернет пособие обратно в ФСС.
Что изменится в отчетности
После перехода на прямые выплаты бухгалтер иначе заполняет отчетность. Новые правила заполнения действуют с 1 квартала 2021.
Расчет по страховым взносам:
4-ФСС:
Как подготовиться к прямым выплатам
Как компенсировать превышение расходов из Фонда
Когда регион только присоединяется к пилотному проекту, у компании может остаться переплата, если сумма страховых взносов к уплате меньше, чем сумма уже выплаченных пособий. Тогда компания может возместить или зачесть переплату.
Страхователь обращается в местное отделение Фонда с пакетом документов:
При зачете контролируйте остаток денег, чтобы избежать задолженности в будущем.
Как компенсировать расходы на обеспечение предупредительных мер из Фонда
Страхователь может использовать до 20% страховых взносов за прошедлий год, чтобы обеспечить предупредительные меры: например, медицинские профосмотры сотрудников вредных или опасных производств.
Страхователь сам оплачивает предупредительные меры, после этого компенсирует расходы из Фонда в рамках согласованной с ним суммы. Для возмещения нужно до 1 августа подать заявление о финансировании предупредительных мер вместе с пакетом документов, которые обосновывают их необходимость. До 15 декабря подают заявление о возмещении расходов.
Онлайн-сервис Контур.Бухгалтерия поможет избежать ошибок при отправке реестров, заполнит отчеты по новым правилам, рассчитает взносы и напомнит о датах отчетности и платежей. В системе легко вести учет, начислять зарплату, отчитываться через интернет. У нас есть и другие инструменты для бухгалтера и директора. Тестируйте Бухгалтерию бесплатно две недели.
Что означают прямые выплаты из ФСС для работодателя и работника
С 2021 года оплату пособий по нетрудоспособности и иных социальных выплат, осуществлявшихся работодателем за счет ФСС, будет делать сам фонд. Подробнее об этом и о том, что изменится для работника и работодателя в этой связи — в нашем материале.
Законодательство о переходе на прямые выплаты
Переход на прямую оплату из ФСС социальных выплат, осуществляемых за счет средств, перечисленных в фонд работодателями в виде страховых взносов, планировался давно. Для его реализации с 2011 года в России действует пилотный проект (правила его утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294), к которому на начало 2021 года не присоединились всего 8 субъектов РФ:
С наступлением 2021 года и в этих регионах начнется выплата социальных пособий напрямую из фонда. И, соответственно, перестанет применяться зачетный механизм, позволявший уменьшать величину платежей, поступающих в ФСС от работодателей на суммы таких пособий. Дата прекращения действия этого механизма установлена соответствующей 31.12.2020, поскольку по ее истечении теряют свою силу пп. 2, 8, 9. 16 ст. 431 НК РФ, описывающие порядок взаимодействия работодателя, ИФНС и ФСС в части уменьшения объема взносов, перечисляемых работодателем на страхование по нетрудоспособности и материнству (п. 3 ст. 5 Закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений. »).
Кроме того, с 2021 года должен вступить в силу закон, вносящий поправки в 2 закона, содержащие правила выплаты социальных пособий, производимых в адрес застрахованных лиц:
Переход на прямые выплаты позволит фонду организовать персонифицированный учет расходов на социальные платежи.
Что меняется для работодателя
В ФСС передаются выплаты пособий:
Работодатель продолжит оплачивать:
Расходы по трем последним видам выплат (так же, как и затраты на предупреждение производственного травматизма) работодателю можно будет затем возместить из ФСС, направив туда соответствующее заявление и документы, подтверждающие факт события и объем произведенных расходов.
В отношении же тех выплат, которые переходят к фонду, работодатель становится лицом:
Форма подаваемого в фонд электронного реестра утверждена Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 579, уже применяемым в регионах, где действует пилотный проект.
В больничных листках, оформленных на самого работника, работодателю больше не придется заполнять строки, отведенные для отражения суммы пособия, начисляемого фондом, и итоговой суммы начислений. При этом все остальные сведения (величину среднего и среднедневного заработков, сумму пособия, выплачиваемого за счет средств работодателя) он отразит в прежнем порядке.
Удержание НДФЛ работодателю нужно будет делать только с той части пособия, которая платится из его средств.
В рамках подготовки к применению нового порядка работодателям:
Формы уведомления о переходе на прямые выплаты из ФСС РФ нет, поскольку оно не нужно. Однако если вам удобнее сообщить сотрудникам о таком переходе, вы можете в свободной форме составить уведомление (памятку) для работников с краткой информацией об изменениях в механизме выплаты пособий.
Что изменится для работника
Работнику по-прежнему придется подавать работодателю комплект документов, подтверждающих право на получение пособия. Комплект в каждом конкретном случае будет представлен своим набором бумаг. Обязательной его составляющей станет заявление от работника (варианты его форм, уже применяемых в регионах действия пилотного проекта, утверждена Приказом ФСС РФ от 24.11.2017 № 578), в котором ему надлежит указать, каким образом он хотел бы получить сумму причитающегося ему пособия:
Подать заявление на выплату можно в течение 6 месяцев с даты завершения того события, с которым связано назначение пособия (окончание периода освобождения от работы, завершение декретного отпуска, рождение ребенка, достижение ребенком возраста 1,5 лет, смерть). При наличии уважительных причин этот срок может быть продлен.
Работодатель, проверив комплектность документов, представленных ему работником, внесет данные в реестр сведений и не позже, чем через 5 рабочих дней, направит этот документ в фонд. Фонду на рассмотрение тоже отводится 5 рабочих дней, в течение которых он либо примет решение об оплате, либо направит отправителю реестра извещение о предоставлении недостающих документов. Недостающие сведения должны быть направлены в фонд в течение 5 рабочих дней.
Выплату средств фонд осуществит в течение 10 календарных дней с дня принятия им решения об оплате. Это же правило будет действовать для первой выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Для последующих оплат этого пособия отводится период с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, к которому относится пособие.
В случае отказа в оплате извещение о нем в течение 5 рабочих дней после принятия такого решения направляется фондом и работнику, и работодателю, через которого подавалось заявление.
Начисленное пособие может быть пересчитано в сторону увеличения, если работник представит в фонд (через работодателя) дополнительные документы, позволяющие это сделать, но не более, чем за 3 года, предшествующие дате обращения с просьбой о пересчете.
При невозможности обращения к работодателю (в случае прекращения им деятельности) работник вправе самостоятельно подать все документы на назначение любого из пособий непосредственно в фонд.
Излишне выплаченные работнику суммы могут быть у него удержаны в случаях:
Пособие, не полученное работником вовремя, выплачивается в полном объеме, но не более, чем за 3 года, предшествующие моменту обращения. Ограничение по сроку для выплат не действует, если в несвоевременной выплате имеется вина работодателя или фонда.
Подводим итоги
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Как будут работать проактивные выплаты
О том, что порядок оформления и выплаты пособий изменится, стало известно еще летом. Сейчас появились подробности. Как будет работать новая схема выплаты пособий и что по каждому виду пособий требуется от бухгалтера, рассказываем в нашей статье-инструкции.
Из статьи вы узнаете:
Если останутся вопросы, приходите 16 декабря на вебинар с представителями ФСС.
Суть новой схемы
Сейчас действует заявительный порядок выплаты пособий:
С 1 января 2022 года будет проактивная схема начисления. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ вносит Закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Суть нового порядка работы в том, что не компания, а ФСС иницирует начисление пособия, ориентируясь на внешние события — триггеры:
Для пособия по уходу за ребенком сохранится заявительный порядок: процедура будет начинаться с заявления сотрудника на пособие. Триггером для ФСС будут служить сведения для расчета, которые отправит работодатель.
Чтобы новая схема заработала, больничные полностью переведут в электронный вид. Так ФСС сможет узнавать о том, что сотрудники ходят на больничные, от больниц, минуя этап с заявлением.
Ниже мы подробно рассмотрим, как будет выглядеть документооборот по каждому виду пособий. Мы опираемся на Закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ и Постановление Правительства от 23 ноября 2021 года № 2010.
Чтобы отправлять данные в ФСС, нужно подключиться к СЭДО
СЭДО (социальный электронный документооборот) — это универсальный сервис ФСС. Сейчас через СЭДО фонд отправляет извещения. Этот документ используется, когда в реестре не хватает каких-то данных для расчета пособия.
Присоединиться к СЭДО можно через систему отчетности, которой вы пользуетесь. Например, в Экстерне это можно сделать, выбрав «Пособия ФСС» → «Настройка СЭДО».
Как подключиться к СЭДО компаниям с филиальной сетью
Когда компания регистрируется в ФСС, ей присваивают регистрационный номер страхователя, или РНС. По этим РНС фонд и рассылает свои извещения и запросы: один РНС — один «почтовый ящик».
Компаниям, в которых есть филиалы, схема с одним «почтовым ящиком» может быть неудобна: документы по всем КПП будут приходить одним потоком.
Алгоритм действий зависит от того, как вы работаете сейчас:
Порядок действий по новым сотрудникам
Если сотрудник устраивается на работу или в его данных что-то меняется, работодатель передает в ФСС форму «Сведения о застрахованном лице».
На это есть 3 рабочих дня. Они считаются с момента, как сотрудник подпишет аналогичный документ в компании — на бумаге или в электронном виде с помощью простой электронной подписи.
Как будет работать проактивная схема по каждому виду пособий
Для удобства мы собрали действия всех участников документооборота в таблицы. Это типичные сценарии.
Пособие по временной нетрудоспособности
Первый триггер — открытие больничного. Как только это случается, сотрудник медорганизации оформляет, подписывает и направляет электронный лист нетрудоспособности (далее — ЭЛН) в ФСС.
После этого ФСС отправляет запрос в ПФР, чтобы выяснить, где трудоустроен застрахованный. ПФР в течение одного календарного дня отвечает, после этого ФСС отправляет уведомления:
Получив уведомление об открытии ЭЛН, работодатель будет в курсе, что сотрудник на больничном, даже если он сам не сообщил, что болеет.
Следующий триггер — больничный закрыт, продлен или же сотрудника отправили на медико-социальную экспертизу.
ФСС сообщает об этом застрахованному через госуслуги и параллельно общается с компанией — уведомляет, что ЭЛН закрыт или продлен и запрашивает сведения, которых не хватает для расчета пособия. Это могут быть:
У работодателя есть три рабочих дня со дня получения данных о закрытии ЭЛН, чтобы отправить эти данные.
Когда пособие выплатят, ФСС направит уведомление и работодателю, и застрахованному.
К январю 2022 года в Экстерне появится возможность принимать сведения от ФСС и высылать недостающие данные для расчета.
Пособие по беременности и родам
Триггер для пособия по беременности и родам — это тоже ЭЛН. Он формируется на 140 дней сразу закрытым. Как только он появляется, ФСС запрашивает у работодателя сведения для начисления пособия.
Но здесь есть подводный камень: сотрудницы не всегда уходят в отпуск по беременности в положенное время. Многие продолжают работать до тех пор, пока состояние здоровья это позволяет.
Поэтому отправлять данные для расчета пособия нужно не сразу, а после того, как сотрудница напишет заявление на отпуск по беременности и родам. Если она оформит отпуск меньше чем на 140 дней, нужно будет отразить это в реестре.
Пособие по рождению ребенка
Триггер — запись из Единого госреестра ЗАГСа. Узнав о рождении ребенка, ФСС:
Если трудоустроены оба родителя, по умолчанию приоритет отдается маме. Если трудоустроен один из родителей, то пособие получает он. Если оба безработные — пособие выплачивается через органы соцзащиты.
Дальше ФСС проверяет, достаточно ли у него сведений по трудоустроенным родителям, чтобы назначить пособие. Может недоставать, например, районного коэффициента.
Если данных не хватает, ФСС направляет запрос работодателю. Работодатель отвечает в течение двух рабочих дней со дня получения запроса.
Пособие по уходу за ребенком до трех лет
Триггер для ФСС здесь — уведомление от работодателя о том, что появился сотрудник, имеющий право на такое пособие. Работодатель узнает об этом от самого сотрудника, когда он заполняет два заявления — на отпуск по уходу за ребенком и на назначение ежемесячного пособия.
Не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления работодатель отправляет в ФСС форму «Сведения для назначения пособия». После этого ФСС назначает пособие и выплачивает его весь срок. Отправлять реестр ежемесячно не нужно.
Когда нужно пересчитать пособие
Если сотрудник написал заявление о перерасчете пособия, работодатель не позднее 5 рабочих дней с момента, когда сотрудник подписал это заявление, передает в ФСС данные для перерасчета.
Как ФСС будет проверять работодателей
После перехода на новый порядок ФСС будет внимательно проверять полноту и достоверность сведений, полученных от работодателей. Ведь именно от них зависит сумма пособия. Если во время проверки фонд найдет ошибки, он сможет запросить пояснения и документы у страхователя, а также обратиться к другим госорганам.
Когда ошибка подтверждена, в выплате пособия могут отказать или отменить решение о его представлении. Может случиться, что ошибка найдена после выплаты, тогда работодатель должен будет возместить фонду лишние расходы. Эксперты Контура рассказали подробнее о том, как будут проверять работодателей.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Самые важные статьи на почту раз в месяц
Александр Бондаренко, добрый день Александр.
Попробую донести целевую картинку к которой хочет перейти ФСС в перспективе.
Целевая картинка:
1) со стороны застрахованного не требуется ни каких телодвижений для того чтобы получить оплату по больничному (никаких заявлений писать, и т.д.)
2) организация (бухгалтер) вообще не принимает участие в расчете сумм, которые должны выплачиваться из бюджета ФСС. Только обсчитывает и оплачивает свои 3 дня.
Что уже есть:
1) ЭЛНы для части больничных
2) Долговременно действующие «Анкеты застрахованного лица» (у страхователя!), где есть информация о застрахованном, в т.ч. куда и как перечислять суммы по больничным.
Что еще требуется сделать:
1) ЭЛНы для всех больничных
2) Долговременно действующие «Анкеты застрахованного лица» хранящиеся в электронном виде у ФСС
3) Провести ревизию тех данных, что сейчас собираются ведомствами (ПФ, ФНС, ФСС) с тем, чтобы привести эти данные в соответствие с необходимыми для расчета больничных.
Пункты 1 и 2 запускаются с 1 января. ЭЛНы будут выписываться для всех больничных (если сотруднику нужен бумажный вариант, ему его дадут в виде распечатки). Ну то есть принцип будет как с ЭТК (те кто не отказался от бумажных трудовых книжек, у него есть и бумажный вариант, но при этом в ПФ отправляется и электронный вариант этих же данных)
пункт 3 сложнее. Для расчета нужны минимум 2 прошлых календарных года и если там сейчас нет достоверной информации для расчета (а ее там точно нет для некоторых застрахованных) то ФСС не сможет сделать правильный расчет. Нужна помощь страхователей. Надеюсь, что при этом где-то будет накапливаться та самая «недостающая информация» и тем самым, чем дальше, тем меньше страхователь будет привлекаться к участию в этом процессе.
Да, я согласен, что сокращение сроков с 5 дней до 3 и попутное введение штрафов вызывает настороженность. Хотелось бы, чтобы на переходный период, когда все будут привыкать к новой системе, ФСС ввел «мораторий» по штрафам.
Александр Зазыгин, раньше в рамках ПВСО вы делали «заявление застрахованного» для каждого страхового случая.
В этом году перешли от заявлений к каждому случаю к «сведениям о застрахованных» (создаются один раз, для новых сотрудников при приеме на работу, и меняются, только если изменяются какие-то данные в них). Но эти сведения сейчас хранятся у страхователя. ФСС данные из этих сведений видит только в получаемых от страхователя реестрах ПВСО.
В проактивных выплатах сведения о застрахованных страхователь будет отправлять в ФСС при приеме на работу (об этом написано в статье).
Вообще же, в теории, возможно ФСС перейдет на схему, что сведения о застрахованном для выплат ФСС человек сможет заполнять через госуслуги и оплата больничных от всех страхователей будет идти по реквизитам из этой анкеты. И только если подобных сведений нет, ФСС запросит их у страхователя.
Одно из изменений регламента состоит в том, что кроме обмена «расчетной» информацией по больничному, отдельно предполагается обмен информацией о застрахованном в обязательном порядке при приеме на работу и далее, если какие-то из сведений меняются (про это указано в статье) в рамках СЭДО.
ФСС допускает возможность переходного периода до полугода, во время которого сведения для прямых выплат будут приниматься «по-старому» реестрами ПВСО
«Статья 14.1. Порядок назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя
2. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему каждым из страхователей в случае, указанном в части 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, когда пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается ему страховщиком также по каждому страхователю.
3. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной, иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности).
4. Исчисление пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.»;