к формам вненаучного познания не относится

2.10. Вненаучное познание

Вненаучное познание – это несистематизированное, разрозненное знание, которое не формализуется в законы и которое вступает в противоречие с реальной научной картиной мира.

Выделяются следующие формы вненаучного знания:

донаучное – мифология (это предпосылка научного знания);

лженаучное – сознательно акцентирующее домыслы и предпосылки;

антинаучное утопичное познание, намеренно искажающее предcтaвления о действительности;

обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей.

Рассмотрим некоторые из форм вненаучного знания.

Самой ранней формой донаучного познания стал миф (от греч. mythos – предание, сказание). Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества – философия, искусство, наука, религия и т. д.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвиденного: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни.

Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовав, их условий общественной жизни.

Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.

Другим способом вненаучного познания является обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей. Веками в процессе труда человечество накапливало определенные практические знания и умения, абсолютно не заботясь об их теоретическом обосновании. Единственной возможностью овладеть таким практическим знанием являлось ученичество у опытного специалиста, умельца, мастера. Вся история русских народных промыслов является блестящим примером подобного рода вненаучного познания.

Обобщенныe практические знания составляют и так называемую «народную мудрость». Большинство ее положений нашло свое выражение в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках. В них в образной форме излагается свое видение предметной деятельности человека. Например: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Куй железо, пока горячо», «Без труда не вынешь рыбки из пруда».

Знания, приобретенные в процессе повседневной жизни людей, усваиваются:

стихийно;

без специальной познавательной деятельности;

в процессе овладения «живым» опытом.

В ненаучных формах познания огромную роль играет интуиция (от латин. intuitus – взгяд, вид). Интуиция – это непосредственное постижение истины без логического обоснования.

Интуитивное познание сродни вдохновению. На бессознательном уровне интуиция стимулирует процессы познания и творчества. С ее помощью можно постигать все уникальное и неповторимое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Виды, источники знаний. Классификации. Формы знания

Содержание:

Знание – вытекает из познания и является совокупностью сведений о какой-либо области познания.

Источники знаний

Выделяют 2 источника знаний:

Эмпирическое знание воспринимается через органы чувств. Содержит ряд особенностей: логичность, систематичность, воспроизведение визуальной структуры объекта.

к формам вненаучного познания не относится. Смотреть фото к формам вненаучного познания не относится. Смотреть картинку к формам вненаучного познания не относится. Картинка про к формам вненаучного познания не относится. Фото к формам вненаучного познания не относится

Формы чувственного познания:

Рациональное знание образуется путём мышления. Особенности заключаются в чувственном отрешении, отвлечённости, обобщённости.

Формы рационального познания:

Некоторые учёные выделяют 3-ий источник познания – интуицию.

Интуиция – познание истины путём некого предчувствия, отсутствует опора на логические и обоснованные доказательства.

Знания – совокупность чувственного и рационального познания, а интуиция – форма сопряжения чувственного и рационального.

Классификации

к формам вненаучного познания не относится. Смотреть фото к формам вненаучного познания не относится. Смотреть картинку к формам вненаучного познания не относится. Картинка про к формам вненаучного познания не относится. Фото к формам вненаучного познания не относится

В XIX в. позитивистом и основателем социологии О. Контом было предложено три формы знания:

Классификация в зависимости от:

Формы знания

Выделяют 6 форм знаний:

Источник

Виды знания. Вненаучное знание

Для современной философии не характерны те ошибки, которые совершались в классической, когда все возможные виды знания отождествлялись исключительно с научным знанием, или искусственно дотягивались до науки, или вовсе не принимались во внимание за недостоверность. Кроме научного, современная теория познания говорит об обыденном, мифологическом, религиозном, художественном, философском, квазинаучном знании. Подразумевая, что все они носят равную ценность для культуры и одинаково необходимы для понимания сущности познавательной деятельности.

Обыденное или житейское знание

Обыденное или житейское знание основывается на ежедневном опыте. Оно находится в полном согласии со здравым смыслом и по многим направлением с ним совпадает. Обыденное знание подразумевает утверждение и описание фактов. Сфера обыденного постоянно расширяется, это происходит волнообразно за счёт неравномерного развития науки, философии, искусства, посредством расширения круга известных фактов. Житейское знание имеет особый смысл на фоне того, что оно является основой для всех остальных знаний. Именно поэтому не стоит уменьшать его роль в обществе и бытие человека.

Художественное знание

Формирование художественного знания происходит в искусстве. Отличает его от научного или философского то, что оно не устремлено к доказательности или обоснованию. Его форма существования в художественном образе. Главное отличие которого, заключается в самоочевидности и убедительности вне и независимо от всякого подтверждения. Искусству не чужд, и даже поощряется художественный вымысел. Отсюда и достаточно условный образ мира, созданный искусством. Однако суть вымысла в том, чтобы яснее и выразительнее представить объективное знание о действительности. Искусство свой интерес видит в культуре и человеке, нежели в природе. Находит своё выражение в тех областях, которые менее отражены в науке.

Основная цель искусства – сохранить и представить единичное и особенное и посредством этого выделить что-то общее, тогда как научное знание сконцентрировано на выведении общих и необходимых закономерностях. Искусство устремлено к осмыслению уникального и познания, но это не основная его функция, в силу этого знание существует в виде побочного продукта художественного творчества.

Мифологическое знание

Мифологическое знание связывает в себе рациональное и эмоциональное отражение реального. Мифологическое знание наполнено наблюдениями из окружающего мира, но при этом они не осмысливаются в нём с рациональной точки зрения. Мифологическое знание отражает не столько действительность, сколько переживания человека об этой действительности.

На ранней стадии развития человечества мифологическое знание оказывало серьёзное воздействие на человека, исполняя роль стабилизатора в первобытном обществе, и занимаясь интерпретацией множества явлений. Более того, с помощью мифологического знания важная информация транслировалась от одного поколения к другому. Мифологическое знание помогало первобытному человеку структурировать знания об окружающей действительности, а также лучше узнавать и моделировать повседневную реальность.

Начальная мифологическая классификация явлений легла в основу формирования рациональных форм знания – философии и науки.

Религиозное знание

Суть религиозного знания заключается в его связи с верой в сверхъестественное и эмоционально-образное отображение реальности. Базируется религиозное знание на вере, а доказательства и обоснования ему чужды.

Религия не предлагает человеку заниматься разного рода размышлениями и поиском истины, она рекомендует просто верить, сопереживать и переживать. Религиозное знание не носит критического характера, а является скорее сводом неких правил, идеалов и абсолютных ценностей. Выводы, которые получают в ходе религиозного размышления, собираются в конкретные наглядно-чувственные образы.

Стоит заметить, что, несмотря на то, что религия склонна к обращению в эмоционально-чувственную сторону человеческой природы, она имеет умопостигаемый характер. Тем самым, отвечая на вечным вопросы, предоставляет человеку свой вариант картины мира.

Философское знание

Философское знание имеет рационально-теоретическую форму – в этом его основная особенность. Наука даёт частные ответы на частные вопросы, философия же отвечает н мировоззренческие вопросы и как следствие размышляет о ценностях, которые невозможно исключить из философского знания.

Сравнение научного и философского знания

В момент своего зарождения и становления, философское знание было тесно связано с научным. В Античные времена было принято называть философией всё то, что считалось теоретическим знанием. И только с ходом времени из этого общего знания выделились различные частные дисциплины. Для современной философии характерно деление на разделы, которые прямым образом связаны с научным знанием. Одним из таки направлений является философия науки, которое сфокусировано на проблемах научного знания.

Философия наравне с наукой направлена на постижение сущности, она применяет научную аргументацию и доказательную базу. Наука и философия похожи между собой ещё и тем, что обе они базируются на рационально-теоретических методах исследования, посредством которого идёт получение достоверных, общепринятых норм и принципов.

Знание в обеих сферах выражается в рациональной форме, для этого используются понятия, суждения и умозаключения. Однако научное знание по своей природе не может носить мировоззренческий характер, и оно не рассказывает человеку о его жизненных, экзистенциональных нуждах.

В качестве предмета научного исследования выступает или человек, или мир, это напрямую зависит от сферы, будь то гуманитарная, социальная или естественная. Ни одна из наук, не предпринимает попыток объяснить фундаментальное мировоззренческое отношение «человек – мир». Также ни одна наука не пытается разобраться в вопросах добра и зла, свободы и рабства, истины и лжи, красоты и безобразия. Хотя наука может быть заинтересована в возможностях человеческого сознания и воли, особенностях понимания эстетических форм или рациональном знании о физической действительности.

Ни одна наука не сфокусирована на выявлении универсальных связей реальности и поиске фундаментальных предпосылок бытия. Наука может предоставить лишь частные знания о мире, которые служат основой для создания всеобъемлющих мировоззренческих систем. Отсюда следует, что отождествление научного и философского знания ошибочно.

Квазинаучное знание

Для современной культуры характерен один вид знания, который объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного. Таковым является квазинаучное знание. Оно представлено в мистике, магии, алхимии, астрологии, паранауках и эзотерических учениях. Суть квазинаучного знания в удовлетворении эмоциональной потребности в стабильности, которую ежедневно испытывает современный человек. Квазинаучное знание не направлено на объективное познание действительности.

Квазинаучное знание призвано выполнять компенсаторные функции, которые позволяют человека достичь психологического комфорта, столь необходимого именно в современной быстро меняющейся реальности. Квазинаучное знание – это самостоятельное культурное явление, которое не сводится к какому-то одному конкретному виду знания. Оно часто приобретает форму науки, но при этом наукой не является. Важно заметить, что квазинаучное знание – это одна из форм современной философии.

Источник

Обществознание (21 стр.)

Факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

– действия, поступки людей или социальных групп,

– продукты человеческой деятельности: материальные и духовные (словесные действия: мнения, суждения, оценки).

К основным способам социального познания относятся:

2.9. Самопознание – процесс познания человеком самого себя

Самосознание – определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.

Этапы самосознания:

– чувственное восприятие мира;

– способность самостоятельно действовать с предметами;

Самооценка – эмоциональное отношение человека к самому себе.

– от самого человека;

– соотношение себя с идеалом; успех: притязания;

– отношение к своим успехам и неудачам;

– от оценки других людей.

Виды самооценки:

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.

Наряду с научным и социальным познанием существует и вненаучное познание.

2.10. Вненаучное познание

Вненаучное познание – это несистематизированное, разрозненное знание, которое не формализуется в законы и которое вступает в противоречие с реальной научной картиной мира.

Выделяются следующие формы вненаучного знания:

донаучное – мифология (это предпосылка научного знания);

лженаучное – сознательно акцентирующее домыслы и предпосылки;

обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей.

Рассмотрим некоторые из форм вненаучного знания.

Самой ранней формой донаучного познания стал миф (от греч. mythos – предание, сказание). Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного знания, от которого в дальнейшем отпочковались важнейшие области человеческого познания и творчества – философия, искусство, наука, религия и т. д.

Практическая ситуация, в которой находился первобытный человек, отличалась крайней сложностью. В ней было много случайного, непредвиденного: индивид был очень слаб, а бесконечно могущественная природа слишком сурова к нему. Коллектив (община) играл для человека роль среды. Именно через общину индивид приспосабливался в природе и к общественной жизни.

Коллектив формировал систему правил и ценностей, а человек моделировал свое поведение с учетом существовав, их условий общественной жизни.

Постепенное овладение человеком силами природы, восхождение общественного сознания «от мифа к логосу» (т. е. к расширительному природопониманию) делает возможным появление зачатков, элементов собственно научного познания.

Другим способом вненаучного познания является обыденно-практическое знание, или опыт повседневной жизни людей. Веками в процессе труда человечество накапливало определенные практические знания и умения, абсолютно не заботясь об их теоретическом обосновании. Единственной возможностью овладеть таким практическим знанием являлось ученичество у опытного специалиста, умельца, мастера. Вся история русских народных промыслов является блестящим примером подобного рода вненаучного познания.

Обобщенныe практические знания составляют и так называемую «народную мудрость». Большинство ее положений нашло свое выражение в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках. В них в образной форме излагается свое видение предметной деятельности человека. Например: «Семь раз отмерь, один отрежь», «Куй железо, пока горячо», «Без труда не вынешь рыбки из пруда».

Знания, приобретенные в процессе повседневной жизни людей, усваиваются:

стихийно;

без специальной познавательной деятельности;

в процессе овладения «живым» опытом.

В ненаучных формах познания огромную роль играет интуиция (от латин. intuitus – взгяд, вид). Интуиция – это непосредственное постижение истины без логического обоснования.

Интуитивное познание сродни вдохновению. На бессознательном уровне интуиция стимулирует процессы познания и творчества. С ее помощью можно постигать все уникальное и неповторимое.

2.11. Истина. Особенности и виды истины

Истина – это знание, соответствующее действительности.

Необходимо заметить, что в самой природе не существует ни истин, ни заблуждений. Они являются характеристиками человеческого познания. Основными особенностями (чертами) истины являются:

объективность, означающая, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества;

субъективность, подразумевающая, что истина всегда связана с человеком, вне его не существует и является одной из непременных ценностей человеческого бытия;

конкретность, подчеркивающая, что полученное в результате познания знание отражает определенный предмет или фрагмент действительности. Абстрактной истины нет. Истина всегда конкретна.

Постижение истины представляет собой процесс непрерывного ее «движения», которое характеризуется понятиями:

абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина практически недостижима и выражает цель научного познания, стремление к которой является его движущей силой;

относительная истина – это неполное, неточное, неисчерпывающее знание. В процессе познания относительная истина может изменяться и дополняться.

Абсолютная и отнocитeльная истины не противоположны друг другу. Они способны к изменению и дополнению между собой. Противоположностью истины, в известных условиях в нее переходящей и из нее возникающей, является заблуждение.

Заблуждение – это несоответствие знания фактическим обстоятельствам.

Источниками заблуждения могут быть:

– несовершенство познавательных способностей индивида;

– предубеждения, пристрастия, субъективные настроения индивида;

– плохое знание предмета познания, опрометчивые обобщения и выводы.

Заблуждения необходимо отличать от:

ошибки (как результата неверного теоретического или практического действия, а также толкования данного явления);

лжи (как преднамеренного распространения заведомо неверных представлений).

Заблуждение является органичной частью истины и cтимyлирует процесс познания в целом. Человечество веками занимал вопрос: а как различать истину и заблуждение? Что является критерием истины?

Разные мыслители усматривали критерии истины в разном. Одни считали таковым чувственный опыт; другие – соответствие представлениям большинства людей, договоренностям между учеными, мнению авторитетов; третьи – соответствие божественным заповедям. Универсальным критерием истины признана практика, т. е. вовлеченность познаваемого объекта в деятельность человека. целенаправленная деятельность людей, ориентированная на познание и преобразование мира.

Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. При этом практика понимается достаточно широко, включая следующие виды деятельности:

материально-производственную;

общественно-политическую;

научно-экспериментальную;

художественно-творческую.

Между тем, не всегда истину можно проверить практикой.

Отсюда следуют постоянные поиски в науке способа подтверждения достоверности наших знаний.

К примеру, в научном познании именно результаты экспериментов служат наиболее весомыми доказательствами истинности гипотезы, предположения.

В ходе практической деятельности человечество вырабатывает также иные, частные критерии установления истинности знания – к примеру, очевидность, здравый смысл, логическая правильность.

Источник

ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

Смотреть что такое «ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ» в других словарях:

ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ — знание, не вписывающееся в жесткие каноны научной рациональности, а также представляющее собой способ освоения действительности, отличный от науки. Постановка проблемы В. з. в истории философии связана с развитием позитивизма и сциентизма, с… … Современный философский словарь

Знание — У этого термина существуют и другие значения, см. Знание (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия

Кашперский, Виктор Иванович — (р. 13.05.1946) спец. по проблемам онтологии, теории познания, филос. науки и техники; д р филос. наук, проф. Род. в Киеве. В 1969 закончил Киевский политех, ин т по спец. «информац. измерительная техника». С 1969 по 1971 инженер науч.… … Большая биографическая энциклопедия

Псевдонаука — (от греч. ψευδής «ложный» + наука; синоним лженаука, близкие по значению термины: паранаука, квазинаука[1], альтернативная наука, неакадемическая наука) деятельность[2] или учение[2], осознанно или неосознанно имитирующие науку … Википедия

Познание — Эта статья о познании вообще. О познании как предмете изучения психологии см. Когнитивность Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным… … Википедия

познание социальное — ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. 1. В широком смысле научные и вненаучные формы познания общества. 2. Научное познание общества. 1. Общество познается как наукой, так и вненаучными формами познания, включающими в себя знания, которыми… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ — ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ представляет собой познание специфических объектов общества, культуры, человека. Разделяется на донаучное, вненаучное и научное. Донаучное социальное познание это предшествующие науке формы познавательного освоения… … Философская энциклопедия

ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ — (англ. anthropology; от греч. anthropos человек + logos слово) широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как … Большая психологическая энциклопедия

Швечиков, Алексей Николаевич — Дата рождения: 20 декабря 1936(1936 12 20) (75 лет) Страна … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *