к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

Что значит общественный договор. Простыми словами

Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.

Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.

Теория общественного договора: Руссо, Гоббс и Локк

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип«Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса

У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принципДжон Локк. Портрет кисти Германа Верелста

Человек от природы свободен, но в современном мире оказался «в цепях», писал Руссо. Исправить это состояние призван общественный договор. Каждый отказывается от собственных прав ради общественного блага, и в результате все обретают настоящую свободу, объяснял философ свою идею. Верховная власть выступает за общее благо, поэтому имеет право на личность, имущество и свободу каждого из граждан.

Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принципЖан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images

Источник

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

Общие сведения

Теория общественного договора в философии — это концепция, дающая ответ на вопрос, как зародилось гражданское общество и его правовые принципы при условии достижения консенсуса между членами различных социальных групп. Необходимость некоего соглашения между людьми стала назревать после того, как пришло массовое осознание невозможности обеспечить индивидуальные естественные права и безопасность без контролирующего органа в лице государства.

Первые упоминания о договорных отношениях, составляющих основу стабильного функционирующего общества, содержатся в трудах древнегреческих философов.

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

В соответствии с базовым принципом этого социально-философского учения легитимная власть создается на основе принудительного согласия управляемого большинства. Исходным положением теории является всестороннее изучение условий взаимовыгодного существования людей, которые немыслимы, когда каждый человек преследует личную выгоду, то есть пребывает в «естественном состоянии».

Отталкиваясь от этой мысли, сторонники концепции общественного договора по-разному объясняют, почему наделенный разумом индивид, заинтересованный в личном благополучии, должен на добровольной основе отказаться от части свободы ради достижения высших целей, продиктованных правовым государством. В идее отражены:

Как известно, буржуазия мечтала полностью приватизировать власть, оставив феодалов не у дел. Для этого требовалось идеологическое обоснование такого хода, чем, собственно, и должен был стать общественный договор, подразумевавший установление новых политических правил, которые соответствовали бы самой природе человека, его естественным правам.

Если кто-то преступает черту закона, нарушая социальный контракт, то остальные имеют возможность защитить себя от действия таких граждан. Стать полноценным членом общества, согласно общественному контракту, означает взять на себя ответственность за соблюдение правил, а также быть готовым понести наказание за их нарушение.

Воззрения Томаса Гоббса

Один из основателей теории общественного договора, английский философ-материалист Томас Гоббс, в своем трактате «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» кратко и доходчиво изложил суть социального контракта. По мнению автора, до того момента, пока не сформировался государственный строй, человечество пребывало в так называемом естественном состоянии. Иными словами, каждый имел абсолютную, ничем не ограниченную свободу. Нет привилегированных лиц, но все стремятся к власти и хотят иметь как можно больше прав.

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

В связи с этим представитель английской философской школы XVII века придерживался мнения, что естественное состояние для человека — это война всех против всех. Абсолютная свобода, по убеждению Гоббса, сопряжена с анархией, хаосом, бесконечной борьбой, в которой никто не гнушается никакими методами для удовлетворения своих растущих потребностей.

Единственно верным выходом из сложившейся критической ситуации становится обуздание чрезмерной свободы каждого для того, чтобы кругом воцарился порядок. Люди должны осознать, что они добиваются справедливого мира, взаимно блокируя свои эгоистические побуждения. Именно поэтому им следует договориться между собой об определенных ограничениях, то есть заключить договор.

Лишая себя естественной свободы, люди одновременно с этим делегируют полномочия по поддержанию общественного порядка отдельной группе лиц или конкретному человеку, в результате чего появляется суверенное государство.

Гоббс отстаивал позицию, согласно которой наилучшей политической формой организации общества является абсолютная монархия. В таком случае государство, защищая свои интересы, может прибегнуть к любым мерам воздействия на подданных.

Позиция Джона Локка

В отличие от Томаса Гоббса, который считал, что до возникновения государственности люди находились в состоянии непримиримой вражды, английский педагог и философ Джон Локк придерживался иной точки зрения. В естественном состоянии, считал основоположник этой теории, человек:

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

Чтобы правила, действующие в догосударственный период, соблюдались, природа наделила всех членов общества возможностью судить нарушителей порядка и подвергать их казни. Локк понимал, что люди все равно живут в страхе, поскольку нет управляющих органов, взявших в свои руки реальную власть и осуществлявших наказание провинившихся перед естественными законами.

Все это, безусловно, оборачивается дестабилизацией спокойной и размеренной жизни. Для того чтобы защитить свои права, свободу и имущество, индивиды соглашаются учредить государство. Власть естественного закона воплощается в каждом человеке, благодаря чему граждане достигаются соглашения, сохранив при этом личную свободу. Люди намеренно адресуют государственным органам часть своих прав в обмен на неприкосновенность собственности и защиту от внутреннего и внешнего влияния.

Если же государство по каким-либо причинам не может блюсти свои обязательства, оно автоматически попадает в разряд нелегитимных, что дает право гражданам на насильственное свержение существующего строя.

Учение Жан-Жака Руссо

Французский писатель и философ был во многом не согласен с другими яркими мыслителями, которые разработали договорную теорию происхождения государства. Он выдвинул мысль, что в основе всеобщей свободы лежит народный суверенитет, тем самым подчеркнув демократическое содержание социального контракта.

Человек будет чувствовать себя по-настоящему свободным только тогда, когда избавится от общественных ограничителей и систематической трудовой деятельности. Инстинкт самосохранения удерживает его от открытой конфронтации с другими членами общества. Однако в условиях постоянно растущей численности населения и изменения территориальных границ увеличиваются потребности людей, что неизбежно приводит к появлению частной собственности.

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

Наблюдается социальная стратификация, а значит, бедные будут испытывать все большую ненависть по отношению к богатым. Раздираемое социальными противоречиями общество остро нуждается в мире, поэтому заключается некий общественный договор, по которому государство становится гарантом закона. Основная задача государственной власти состоит в том, чтобы свобода всех без исключения гражданин всегда оставалась неограниченной.

По мнению Руссо, первично власть должна быть сконцентрирована в руках простого народа, который может и должен разговаривать с государственными органами на языке силы, если те нарушают условия социального контракта.

Критика теории

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

В XIX веке договорная теория происхождения государства подверглась беспощадной критике. Принципиально новый ответ на вопрос о том, что дало толчок к формированию правового общества, попытались дать Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Пытаясь объяснить феномен коллективной жизни, марксисты отказались от понимания человека как абстрактной и изолированной от хода истории единицы социума. По их мнению, общество порождает не сознание людей, готовых заключить между собой некое соглашение, а их целенаправленный труд.

Отмечая важное значение концепции общественного договора для развития политических течений во всем мире, стоит также заострить внимание на прогрессивности многих положений этой теории, которая была противопоставлена феодальному строю и неравенству людей перед законом. Несмотря на очевидные достоинства, учение лишено убедительных научных данных, подтверждающих его жизнеспособность.

Источник

Теория общественного договора

Теория общественного договора — это теоретическая концепция, возникшая в XVII столетии, которая пытается объяснить появление государства и гражданского общества идеей естественных прав людей.

Ее источниками являлись римские и греческие философы, однако сама концепция была разработана и появилась в трудах Т. Гоббса (“Левиафан”) и Дж. Локка. В дальнейшем она нашла свое отражение в работах философов французского просвещения: Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж-Ж.Руссо и пр.

Далее разберем ключевые тезисы этой концепции

Итак, источником Теории общественного договора и естественного права является труд Т. Гоббса “Левиафан”. Вот ключевые положения этой концепции

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

Томас Гоббс (1588 — 1679)Ю английский философ

Поэтому они должны соблюдать несколько законов:

Как это в реальности обстояло? Ну, представьте себе — вы древний охотник (охотница), которая обитает в лесу. Вашей общины давно уже нет, или вашу семью изгнали из нее. Вы знаете каждый куст в вашей части леса. При этом нет ни полиции, ни милиции, ни ФСО, ни скорой помощию. Вы это тоже понимаете. Нет никакого государства.

И как-нибудь через ВАШ лес идет другой охотник. Представляет ли он для вас в этих условиях угрозу? Конечно! Вдруг он ночью, пока вы спите, найдешь вашу пещеру, вас убьет, а потом еще и съест, а добро ваше (шкуры, меха, кости животных, оружие), присвоит себе? И каковы ваши следующие действия?

Ну, понятно, какие, надо его прикончить раньше! Но и этот охотник тоже почуял ваше присутствие, и тоже все это понимает. Что ночью ему не жить. Поэтому он пытается привлечь Ваше внимание и как-то разъяснить: давай мол, эта половина леса, до речки моя, а остальная твоя?!

Вы понимаете, что в целом идея здравая и принимаете условия договора. При этом соглашение это гарантировано угрозой обоюдного уничтожения. Так, собственно и происходил этот процесс: объединения племен на основе договора в большие социальные объединения.

Эволюция теории

Гоббс исходил из того, что все люди — злобные существа. Что они только спят и видят, как бы присвоить имущество соседа, а самого — этого соседа — съесть.

Но вот наступает XVIII век и появляются французские просветители, которые утверждают обратное: человек — добрейшее существо. Потому то все остальные условия, стремление заключить договор — вытекают отсюда. Такой идеи придерживались Руссо и Монтекье.

к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Смотреть картинку к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Картинка про к теории общественного договора т гоббса не относится принцип. Фото к теории общественного договора т гоббса не относится принцип

Ж.-Ж.Руссо (1712 — 1778), философ эпохи французского Просвещения

Они видели разные варианты развития социума, исходя из географического фактора. Мол, если государство большое по территории, то оно обречено на деспотическое правление, потому что только сильная власть может сохранить его в целости.

Также интересно отметить идеи Томаса Пейна. Он считал, что любое государство — есть зло, но зло наименьшее. Поскольку если его, государства, не будет — будет большое зло, потому что некоторые из людей не настолько добрые, а являются преступниками. И люди должны таких преступников карать — применять к ним меньшее зло, чтобы они, преступники, не натворили большее зло. Отсюда и возникает договор и государство.

То есть люди в интересах всего коллектива, ради общего блага делегируют (передают) часть своей свободы государству, чтобы оно их защищало от себе подобных.

Источник

Теория общественного договора. Основные положения договорной теории в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка,Ж.-Ж.Руссо.

Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».

Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Основателем теории общественного договора принято считать Г. Грация (1588-1645), который утверждал, что власть не имеет божественного происхождения, а создается людьми «ради права и общей пользы».

Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.

Договорная теория Т.Гоббса

Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».

Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.

Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.

Теория общественного договора Дж.Локка

Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.

Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.

Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо

Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.

Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.

Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.

Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.

Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.

Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.

Источник

Справедливость

Общественный договор

Что справедливее — республика или монархия? Разбираемся в теориях государственного устройства.

Начинаем говорить о справедливом государстве. Рассмотрим разные виды контрактуализма — теории общественного договора.

💁🏻‍♂️ Томас Гоббс (1588–1679), английский философ, теоретик общества и государства был первым, кто достаточно полно развил концепцию общественного договора.

😨 Люди заключили общественный договор из страха. В 1651 году Гоббс публикует труд «Левиафан», в котором пишет, что вначале естественным состоянием жизни людей была война всех против всех. Из страха и стремления к безопасности все люди договорились обменять часть своей свободы на гарантию безопасности и порядка. Так учреждается государство. Государство оказывается суверенным, то есть ему дается право вводить законы и управлять, чтобы гарантировать порядок и безопасность. Если суверен не выполняет свою часть договора, например, король не может обеспечить порядок и безопасность, народ получает моральное и юридическое право его свергнуть.

💀 Исторический контекст. Гоббс жил в эпоху английской революции, в ходе гражданских войн король Карл I Стюарт потерпел поражение, был пойман, племен и по решению парламента обезглавлен в 1649 году. Это был первый пример в европейской истории, когда действующего короля свергли и обезглавили. Парламент объявил генералом революционной армии Оливера Кромвеля, а позднее дал ему полномочия лорда-протектора, то есть формально, он стал сувереном.

👑 Правильная форма государства — это абсолютная монархия. Концепция общественного договора Томаса Гоббса сильно привязана к историческим реалиям. Она объясняет, что, если нет безопасности, короля можно свергнуть. Гоббс считает, что самая правильная форма государства — это абсолютная монархия.

Обложка книги Томаса Гоббса «Левиафан».
Гигантская фигура составлена из тысяч людей, в руках она держит символы светской и духовной власти — меч и епископский жезл.

Рассмотрим еще одну теорию общественного договора, предложенную Джоном Локком.

💁🏻‍♂️ Джон Локк (1632–1704), английский философ и политический мыслитель, описал свою теорию общественного договора в труде «Два трактата о государственном правлении».

🤗 Люди заключили общественный договор из желания общего блага. Если у Томаса Гоббса никаких естественных прав до заключения договора у индивидов не было, то у Локка даже до образования государства индивиды могли договариваться о чем-то друг с другом и обладали естественными правами, а именно правом на жизнь, собственность и стремление к счастью. Локк представлял гражданское общество как систему личных взаимоотношений между индивидами, которая существовала еще до появления государства. Согласно Локку, люди заключали общественный договор не из страха, а из желания общего блага.

📜 Правильная форма государства — либеральная монархия. Власть монарха в концепции Локка более хрупкая, чем в концепции Гоббса. Согласно Локку, в пользу государства отчуждаются лишь отдельные права, то есть полномочия государя здесь гораздо меньше. У Локка — либеральная монархия, ограниченная парламентом и конституцией, а чтобы свергнуть монарха достаточно, чтобы он, например, посягал на жизнь и собственность граждан.

Еще один вариант общественного договора предложил Жан-Жак Руссо.

💁🏻‍♂️ Жан-Жак Руссо (1712–1778) — французский просветитель, философ и писатель, композитор. Свою концепцию общественного договора он описал в трактате «Об общественном договоре». В отличие от Локка, Руссо считает, что в естественном состоянии у людей не было собственности.

🥴 Государство испортило благородного дикаря. Локк полагал, что в естественном состоянии до появления государства люди были благородными дикарями, детьми природы. Они органично чувствовали свою связь с природой и друг с другом, поступали исходя из альтруизма и были способны на благородные жесты. Концепция благородного дикаря Жан-Жака Руссо сильно идеализирует реальных туземцев, с которыми европейцы сталкивались. Но он делал это для того, чтобы обосновать, что еще до государства у людей были благородные моральные качества. А с появлением государства появилась частная собственность и государство встало на защиту частной собственности, появилась классовое расслоение. Так государство испортило людей, отношения между людьми в государстве перестали быть такими же органичными и простыми, какими они были в природе.

🇫🇷 Справедливое государство — суверенная либеральная республика. Согласно Руссо, справедливое государство должно максимально выражать волю и власть народа в целом. С точки зрения Жан-Жака Руссо, самое справедливое государство — суверенная либеральная республика. Именно эти идеи Руссо подготовили почву для Великой французской революции, которая происходит в 1792 году под лозунгами «Свобода, равенство, братство». «Свобода, равенство, братство» — именно так Руссо представлял человечество в естественном состоянии. Такой порядок был искажен из-за несправедливо учрежденных государств, основанных на насилии и частной собственности. Революция, свергающая эти неправильные, монархические государства, должна была вернуть людей к более естественному состоянию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *