как подписывается договор оферты на оказание услуг
Про оферту простыми словами
Оферта — мегаполезная вещь для предпринимателей. С её помощью заключают договоры без бумаги и подписей. Это удобно, особенно когда клиентов много, а товар или услуга для всех одинаковые. А ещё это абсолютно законно. С офертой есть свои риски, но они не страшны, если хорошо изучить вопрос.
Что такое оферта
Оферта — это предложение заключить договор. Оферта может выглядеть по-разному, вот примеры:
Главное — в оферте надо проговорить существенные условия договора. То есть не должно возникать вопросов, что и по какой цене предлагают.
Оферта превращается в договор в момент её акцепта.
Акцепт — это согласие на договор. Что считается акцептом, обычно пишут в самой оферте. Иногда это уже написано в законе. Акцептом может быть любое действие клиента, но чаще всего им считают оплату.
Оферта + акцепт = договор. Бумаги, подписи и печати не нужны. Если совсем грубо, оферта и акцепт приравниваются к привычному бумажному договору. После акцепта обе стороны обязаны исполнить договорённость, а менять что-то на ходу уже нельзя. Если дойдёт до спора, будут действовать правила из закона для конкретного вида договора. Вот примеры акцепта:
Акцепт должен быть безоговорочным. Если клиент пишет, что хочет анализ рынка, но со скидкой, а ещё сео для сайта, это не акцепт и договор не состоялся. Можно расслабиться: дальше переписка ни к чему не обязывает. Однако клиент может согласиться, но уточнить реквизиты или исправить опечатки. Такие мелочи не влияют на акцепт. Тут считается, что договор заключили.
Молчание и полное бездействие — не акцепт. Наоборот: если клиент не отвечает или не переводит деньги, договор не заключили.
Ещё отозваться на оферту можно через конклюдентные действия. Клиент не пишет чёрным по белому «да, погнали», а сразу исполняет договор на предложенных условиях. То есть показывает своим поведением, что согласен. Например, присылает материал для анализа. Или встаёт в очередь за кофе.
Если предприниматель продает товар или услугу через сайт любому посетителю, оферту лучше выложить в общий доступ в виде отдельного документа. Так всем будут понятны правила заказа, доставки и возврата. Что не менее важно, чёткие правила защитят в спорах с клиентами и при проверках Роспотребнадзора.
Когда договор на бумаге нельзя заменить офертой
Есть два случая, когда понадобится бумажный договор с подписями. А с ним и переговоры по условиям. Вот эти случаи:
Клиент получает нетиповую услугу. К примеру, фитнес-клуб работает по оферте на посещение зала. Посетители приезжают, платят по ценнику и занимаются с тренерами по типовой программе. Но если тренер за повышенную плату выезжает домой к клиенту после травмы, условия из оферты не подойдут. Для защиты от споров лучше составить договор с индивидуальными условиями: время занятий, программа реабилитации, порядок отмены визита.
По закону договор нужно составить в виде одного документа. Чаще всего предприниматели сталкиваются с двумя из них: это аренда и продажа недвижимости. Ещё по оферте нельзя заключать корпоративный договор между участниками ООО.
Публичная и непубличная оферта
Оферты бывают двух видов. Это зависит от цели предпринимателя: заключить договор со всеми желающими или с конкретным лицом.
Публичная оферта — это предложение заключить договор с любым, кто отзовётся. Выкладка товара, рассылка на электронной почте, описание услуг на сайте — это всё публичная оферта. Если предприниматель торгует в розницу, держит общепит или оказывает бытовые услуги, его предложения считаются публичной офертой.
Особенность публичной оферты в том, что клиенту нельзя отказать. Предприниматель обязан продать смартфон, налить кофе и подстричь любого потребителя. За дискриминацию по здоровью и возрасту можно даже получить штраф до 500 000 ₽ по ст. 14.8 КоАП РФ.
А вот написать в публичной оферте про скидку для определённых клиентов — законно. Например, для студентов, многодетных или владельцев скидочных карт.
Непубличная оферта — это предложение конкретному лицу. Отозваться может только адресат. Сообщение в личку клиента с предложением маркетингового анализа за 3 000 ₽ — непубличная оферта. С остальными предприниматель не обязан сотрудничать за эти деньги, потому что не предлагал и не обещал.
Когда нужно писать «предложение не является публичной офертой»
Такую фразу пишут, чтобы разграничить публичную оферту и рекламу. Но это хождение по тонкому льду.
Публичная оферта предлагает купить конкретный товар или услугу по ценнику. Её цель — продать здесь и сейчас любому, кто отзовётся. Отказывать желающим нельзя.
Реклама привлекает внимание к товару. Продавец хочет, чтобы товар захотели купить как можно больше людей. Реклама становится публичной офертой, если в ней есть точное описание товара и цена. Без конкретики реклама остаётся просто рекламой и не связывает продавца договором.
Фраза «предложение не является публичной офертой» не отменяет обязанность продать товар любому, если в рекламе товар описан конкретно. Примерно так сказали судьи в деле № 33-16812/2018. Использовать эту фразу можно разве что для перестраховки.
Чтобы реклама не стала публичной офертой, она должна выглядеть примерно так. Продавец говорит: «Смотрите, какой у меня товар. Если интересно, расскажу, на каких условиях продаю».
Пример, когда реклама не оферта
Мужчина увидел в инстаграме автосалона предложение обменять старый автомобиль на новый без доплат. Но когда приехал в автосалон, менеджеры отказали в обмене. (Из судебного решения мы сами толком не поняли, почему 😦) Тогда мужчина отправил почтой письмо на имя директора салона. Мол, вы опубликовали публичную оферту, я акцептовал, сделайте мне обмен. Ему снова отказали, и за новым автомобилем без доплат он пошёл в суд.
Суд не признал рекламу публичной офертой. В тексте поста в инстаграме не указаны модель и номер нового автомобиля. Значит, конкретных условий обмена нет, и это не публичная оферта. Мужчина проиграл.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как изменить и отменить оферту
Отменить или изменить оферту можно до акцепта. Если не успели, клиент вправе требовать предложенное. Вот примеры отмены и изменения без рисков:
После акцепта договор разрывают по общим правилам: если такую возможность оговаривали, клиент не заплатил или случился форс-мажор. Подробно про это мы писали в наших статьях.
Статья актуальна на 08.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Что такое оферта и как ее написать
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Если вы регулярно продаёте что-либо в интернете, то обязаны заключать договоры. Иначе можно получить штраф или столкнуться с претензиями клиентов, которые не поняли, за что именно заплатили.
Для подписания договора не всегда нужно встречаться с клиентами или вести электронный документооборот. Вы можете использовать оферту, согласие с которой равнозначно заключению договора.
Что такое оферта
Оферта (лат. offero — предлагаю) — это предложение к заключению договора, в котором указаны существенные и дополнительные условия сделки, чтобы проинформировать клиента о содержании договора.
Существенные условия необходимы, чтобы заключить договор. Это условия, которые одна из сторон желает обязательно согласовать.
Согласие с офертой подтверждают акцептом (лат. acceptus — принятый). Адресат выражает акцепт своим ответом, оплатой либо другим действием, указанным в оферте. Как только получатель принял оферту, договор признают заключённым.
Оферта — это ещё не договор, а только приглашение к оформлению правоотношений. Но после акцепта оферта становится договором, поскольку возникает соглашение двух и более лиц относительно прав и обязанностей сторон-участников.
На сайте интернет-магазина размещена оферта. В ней сказано, что оформление заказа признаётся акцептом. Получается, что когда пользователь делает заказ, он соглашается с условиями сделки — акцептирует оферту. Получение акцепта приравнивают к заключению договора.
Существует несколько видов оферт: публичная, твёрдая, свободная, безотзывная. На сайтах и в открытом доступе применяют публичные оферты, о них мы и будем говорить далее.
Публичная оферта — это документ, предназначенный для широкого круга лиц. Такая оферта имеет универсальный текст, который подходит для любого пользователя без учёта индивидуальных условий.
Кстати, в рекламе часто присутствует фраза «не является публичной офертой». Это позволяет рекламодателям избежать претензий клиентов при несовпадении условий сделки с рекламным предложением.
Какие условия оферты считаются существенными
Принять оферту, без согласования существенных условий нельзя. По статье 432 ФЗ №51 ГК РФ, к существенным условиям относят:
Унифицированного перечня существенных условий не существует. При составлении оферты следует руководствоваться законодательными требованиями к договору конкретного вида. К примеру, при составлении оферты на оказание платных услуг в России нужно ориентироваться на нормы ст.779 ФЗ № 14 ГК РФ. При розничной торговле нужно учитывать постановление о правилах продажи розничных товаров. Также нужно учитывать нормы закона о защите прав потребителей.
Как правило, в качестве существенных условий в оферте указывают:
Дополнительно оферта может включать ссылки на законы, которые регулируют договорные отношения между сторонами.
Из каких частей состоит оферта
Оферта может быть устной или письменной. Но устный вариант рекомендуется всегда подтверждать письменным, чтобы в случае разногласий показать условия сделки.
Основная задача оферты — уменьшить риски претензий со стороны клиентов. Поэтому заранее продумайте все вероятные спорные моменты и способы их решения. Чётко и недвусмысленно пропишите все существенные условия.
По своей форме структура оферты напоминает структуру обычного договора. Рассмотрим каждый пункт документа и составим образец оферты для вымышленного сервиса «Центр», который создает юридические документы по шаблонам в онлайн-конструкторе.
Заголовок документа. Дайте документу понятное название и обязательно укажите, что данное предложение является офертой, и вы предлагаете клиенту заключить соглашение.
Оферта на заключение договора об использовании сервиса
Сведения о продавце. Укажите информацию об организации: наименование, ФИО представителя и основание для представления интересов компании (должность, доверенность или иной документ), банковские реквизиты, контактные данные. Кратко опишите специализацию компании и основное направление деятельности.
Не имеет значения в какой части оферты отобразить сведения о компании. Чтобы не перегружать структуру, вы можете в начале документа указать наименование компании и данные представителя, а в конце оферты прописать реквизиты.
Компания «Центр» в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича предлагает заключить договор на использование сервиса для формирования документов по шаблонам.
Реквизиты компании: ООО «Центр», ул. Название, д. № X, г. Город, Россия, XXXXXX, ИНН XXXXXXX, КПП XXXXXXXXX, р/с XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, «Название банка» (ОАО), г. Город, к/с XXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, БИК XXXXXXXXX, генеральный директор: Иванов Иван Иванович.
Сведения о клиентах. Пропишите, кто может воспользоваться офертой: физические лица, ИП, компании. Если имеются ограничения по типу клиентов — укажите какие. Например, предложением могут воспользоваться новые покупатели или лица, проживающие в определённом регионе.
При этом, клиентов нельзя ограничивать по полу, вероисповеданию, социальному статусу и другим факторам, которые могут счесть дискриминацией.
Клиентом сервиса может стать любое физическое лицо.
Разъяснение терминов. Чтобы не было двусмысленности, поясните значение всех используемых терминов. Опишите, что вы понимаете под словами «Продавец», «Клиент», «Оферта», «Акцепт» и прочее.
Содержание предложения. Опишите основную суть сделки: что именно вы предлагаете, и на каких условиях. Прочитав данный пункт, клиент должен понять, что именно он получит после согласия с предложением.
Компания предлагает использование сервиса, который позволяет формировать юридические документы по шаблонам онлайн.
Описание предмета сделки. Подробно опишите характеристики товара или услуги. Допустимо указать основные сведения и дать ссылку на сайт с детальным описанием продукта: «Полное описание товара/услуги представлено на сайте (ссылка) в разделе …».
Результатом услуги становится готовый заполненный бланк, который можно скачать или экспортировать для последующего использования. Подробнее о работе сервиса можно почитать на сайте (ссылка).
Стоимость и условия оплаты. Укажите стоимость продукта за единицу или период. Пропишите общую стоимость с учётом доставки, скидок и прочих условий. Если в процессе оплаты взимаются дополнительные комиссии (банка, платёжной системы) обязательно отметьте это.
Если ассортимент товаров предполагает различные цены или тарифы на услугу отличаются, дайте ссылку на сайт с подробным описанием стоимости.
Стоимость услуги рассчитывается в соответствии с выбранным тарифом. Подробное описание тарифов размещено на сайте (ссылка).
Способ и порядок оплаты. Укажите, каким образом можно оплатить товар или услугу: на сайте или через терминал, курьеру или наложенным платежом, банковской картой или наличными. Перечислите все доступные варианты.
В случае поэтапной оплаты распишите порядок приёма платежей с указанием точных сроков.
Для получения услуги необходимо совершить оплату посредством любых указанных на сайте способов: банковская карта, счёт мобильного телефона, электронный кошелёк. Подробнее об условиях оплаты можно прочитать на сайте (ссылка).
Период действия оферты. Укажите срок, в течение которого действительна оферта и на протяжение которого допустимо выразить акцепт. Особенно важно это, если ваше предложение имеет ограниченный срок: временные скидки, акция на услугу.
Учитывайте, что в течение указанного срока нельзя отозвать оферту, если возможность и условия отзыва не предусмотрены в самой оферте.
Данная оферта действует до внесения изменений. Об изменении оферты клиенты уведомляются за месяц до вступления в силу новой редакции документа.
Условия акцепта. Пропишите, какое действие клиента будет признано акцептом и согласием на заключение договора. Например, регистрация на сайте, оплата покупки или галочка в чекбоксе рядом с фразой «Я принимаю условия оферты».
Выбирайте акцептом действие, которое легко доказать. Например, при акцепте в виде оплаты за покупку банк сможет подтвердить, когда клиент сделал оплату и, соответственно, принял оферту.
Клиент подтверждает, что ознакомился с офертой, когда поставит «галочку» напротив фразы «Я согласен с условиями оферты» в веб-форме оформления заказа. Акцептом становится оплата услуги.
Условия поставки. Укажите, каким образом клиент может получить товар или услугу: самовывоз, доставка почтой, курьерская служба, через онлайн-платформы (для онлайн-услуг). Обязательно пропишите все важные нюансы получения заказа: как клиент может подтвердить свою личность, можно ли делегировать получение иному лицу, как подтвердить соответствие товара заявленным характеристикам.
Сразу после оплаты клиент получает полный доступ к сервису по адресу (ссылка). Для начала использования сервиса клиент должен авторизоваться на сайте (ссылка) под ранее указанными логином и паролем.
Порядок изменения оферты. Пропишите, в каких случаях оферта может измениться, что это означает для клиента, и каким образом вы планируете уведомить об изменениях. Например: «Компания оставляет за собой право изменить оферту в любой момент. Информация об изменениях размещается на сайте компании за 10 дней до вступления в силу. Также компания обязуется сообщить об изменениях текущим клиентам по email, указанном при регистрации».
Изменение оферты автоматически становятся действительными только для новых клиентов. Чтобы изменения распространялись на текущих клиентов, необходим повторный акцепт. Подробно опишите правила пересогласования изменённой оферты. Например, если после уведомления об изменении оферты, клиент в течение 10 дней не выразил акцепт, ранее заключённый договор признаётся расторгнутым.
Компания может изменить условия пользования сервисом. Клиенты будут оповещены об изменениях по электронной почте, указанной при регистрации, за 30 дней до вступления изменений в силу.
Порядок решения споров. Предусмотрите возможные конфликтные ситуации и определите способ их решения. Подробно распишите условия досудебного урегулирования: как заявить претензию, как заменить товар, как вернуть деньги. Укажите условия судебного урегулирования, юрисдикцию договора (законодательство какой страны используете), ссылки на регулирующие законы.
Для решения спорных ситуаций клиент отправляет обращение в свободной форме по адресу (email). Если урегулировать проблему мирным путём не удалось, конфликт решается в соответствии с нормами российского законодательства
Порядок использования персональных данных. Если в процессе сделки продавец запрашивает персональные данные, он отвечает за их дальнейшее использование. Укажите, для чего вы запрашиваете те или иные данные, как храните информацию и как используете. Дополнительно можно дать ссылку на «Соглашение об использовании персональных данных».
Компания запрашивает персональные данные, необходимые для идентификации клиента сервиса. Мы не используем ваши данные в иных целях, не передаём их третьим лицам. Подробнее об использовании персональных данных можно прочитать в соответствующем соглашении (ссылка).
Призыв к действию. «Подтолкните» адресата к нужному действию. Укажите, куда он может обращаться при возникновении вопросов и как можно связаться с представителем компании.
Если у вас возникли вопросы по использованию сервиса, напишите нам по адресу (email). Менеджер свяжется с вами в течение суток в рабочее время с 9.00 до 18.00 по времени МСК.
Образец оферты
Оферта на заключение договора об использовании сервиса
Компания «Центр» в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича предлагает заключить договор на использование сервиса для формирования документов по шаблонам.
Клиентом сервиса может стать любое физическое лицо.
Компания предлагает использование сервиса, который позволяет формировать юридические документы по шаблонам онлайн.
Результатом услуги становится готовый заполненный бланк, который можно скачать или экспортировать для последующего использования. Подробнее о работе сервиса можно почитать на сайте (ссылка).
Стоимость услуги рассчитывается в соответствии с выбранным тарифом. Подробное описание тарифов размещено на сайте (ссылка).
Для получения услуги необходимо совершить оплату посредством любых указанных на сайте способов: банковская карта, счёт мобильного телефона, электронный кошелёк. Подробнее об условиях оплаты можно прочитать на сайте (ссылка).
Данная оферта действует до внесения изменений. Об изменении оферты клиенты уведомляются за месяц до вступления в силу новой редакции.
Клиент подтверждает ознакомление с офертой проставлением «галочки» напротив фразы «Я согласен с условиями оферты» в веб-форме оформления заказа. Акцептом становится оплата услуги.
Сразу после оплаты клиент получает полный доступ к сервису по адресу (ссылка). Для начала использования сервиса клиент должен авторизоваться на сайте (ссылка) под ранее указанными логином и паролем.
Компания может изменить условия пользования сервисом. Клиенты будут оповещены об изменениях по электронной почте, указанной при регистрации, за 30 дней до вступления изменений в силу.
Для решения спорных ситуаций клиент отправляет обращение в свободной форме по адресу (email). Если урегулировать проблему мирным путём не удалось, конфликт решается в соответствии с нормами российского законодательства.
Компания запрашивает персональные данные, необходимые для идентификации клиента сервиса. Мы не используем ваши данные в иных целях, не передаём их третьим лицам. Подробнее об использовании персональных данных можно прочитать в соответствующем соглашении (ссылка).
Если у вас возникли вопросы по использованию сервиса, напишите нам по адресу (email). Менеджер свяжется с вами в течение суток в рабочее время с 9.00 до 18.00 по времени МСК.
г. Город, Россия, XXXXXX
ИНН XXXXXXX, КПП XXXXXXXXX
«Название банка» (ОАО), г. Город
К/с XXXXXXXXXXXXXXXXXXXX, БИК XXXXXXXXX
Генеральный директор: Иванов Иван Иванович
Что учесть при составлении оферты
Для оферты не предусмотрено требований по оформлению. Вы можете подробно расписать содержание на несколько листов или уместить все условия на одной странице. Можно чётко поделить структуру с помощью заголовков и разделов, а можно просто пронумеровать пункты и разместить их в любом порядке.
Однако существуют негласные рекомендации, которые помогут сделать оферту более удобной для использования:
Пишите простым языком. Не усложняйте текст обилием терминов и юридических формулировок. Помните, что вы пишете для обычных людей.
👎 Неправильно | 👍 Правильно |
Исполнитель имеет право в любой момент изменять Прейскурант и условия настоящей публичной оферты в одностороннем порядке, без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на интернет-ресурсе по адресу https://address/ не менее чем за три дня до их ввода в действие. | Исполнитель может изменить стоимость товаров и условия оферты в любое время. Изменения не согласуют с заказчиком. Информацию об изменениях исполнитель публикует на сайте по адресу https://address/ минимум за три дня до начала действия новой оферты. |
Не пишите термины с заглавной буквы. В документах термины часто пишут с заглавной буквы, независимо от местоположения слова в тексте. Откажитесь от этой традиции, поскольку такое оформление усложняет восприятие текста.
👎 Неправильно | 👍 Правильно |
Заказывая Товары через Сайт, Покупатель безоговорочно принимает условия настоящей Оферты. Оформленный Покупателем на сайте Заказ Товара становится подтверждением заключенного между Продавцом и Покупателем Договора. | Заказывая товары через сайт, покупатель безоговорочно принимает условия настоящей оферты. Оформленный покупателем на сайте заказ товара становится подтверждением заключенного между продавцом и покупателем договора. |
Сделайте изучение оферты обязательным. Клиенты часто игнорируют ссылку на условия покупки при оформлении заказа. Попросите подтвердить ознакомление с офертой. Например, укажите ссылку на оферту и рядом чекбокс для проставления галочки. Пока клиент собственноручно не подтвердит согласие с условиями, заказ не активируется.
Оферта для бизнеса: какие особенности предусмотреть в B2B-оферте на оказание услуг
Эта заметка для компаний, которые хотят сократить документооборот и избавиться от волокиты, связанной с бумажными договорами.
Оферта – это предложение заключить договор, пока она у вас просто висит на сайте, и договор – как только кто-нибудь примет (акцептует) ее условия. По закону оферта должна содержать все существенные условия будущего договора и явно выражать ваше намерение считать себя заключившим договор с лицом, которое примет предложение.
Предложение и намерение вы можете сформулировать в преамбуле:
Данная оферта является официальным предложением ООО «1» (Исполнитель) любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (Заказчик) заключить договор оказания услуг (Договор) на изложенных ниже условиях.
Данный документ в соответствии с положениями ст. 437 ГК РФ является официальным предложением ООО «1» (Исполнитель), любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (Заказчик) заключить договор оказания услуг (Договор) на изложенных ниже условиях.
ООО «1» (Заказчик) предлагает заключить договор оказания услуг (Договор) на изложенных в оферте условиях любому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который акцептует его условия.
Заключение договора. Что такое акцепт оферты?
Акцепт – это определенные действия лица, которые означают, что это лицо прочитало и согласилось со всеми без исключения условиями оферты. Если проще, акцепт – это положительный ответ на ваше предложение заключить договор.
Важно определить порядок акцепта. Напишите в оферте, какие именно действия лица будут считаться акцептом. Обе стороны будут понимать, в какой момент для них начинают действовать условия оферты (договора).
Что считать акцептом, вы решаете, исходя из специфики вашего бизнеса или сервиса, который предоставляете. Иногда акцепт совпадает с моментом регистрации – тогда в оферте можно написать:
Акцептом считается регистрация на сайте в порядке, установленном офертой.
Такой способ акцепта подойдет, если вы, например, оказываете услуги онлайн и весь функционал вашего сайта доступен только зарегистрированным пользователям. В форме для регистрации желательно предусмотреть заполнение реквизитов компании (наименование, ИНН, ОГРН).
Однако, акцепт в момент регистрации в B2B нельзя считать надежным способом заключения договора.
Если со стороны контрагента оферту акцептует неуполномоченное лицо (лицо, у которого нет права на такие действия), договор не будет считаться заключенным, и вам будет крайне затруднительно потребовать от заказчика оплаты услуг. Чтобы избежать таких юридических рисков, вы можете закрепить в оферте порядок верификации другой стороны. В оферте можно написать:
Акцептом считается верификация пользователя в порядке, установленном офертой.
Для верификации можно попросить юридическое лицо загрузить на сайт через функционал личного кабинета регистрационные документы компании (ИНН, устав, документ, подтверждающий полномочия подписанта и другие) или подписать сгенерированное сайтом согласие/заявление о присоединении к оферте, сканировать его и направить вам по электронной почте.
Еще одним способом акцепта оферты (кстати, самым очевидным) может быть оплата счета. Можно предусмотреть в личном кабинете автогенерацию счета для заказчика. Если пока нет возможности сделать такой функционал, можно направить контрагенту скан счета по электронной почте. В оферте можно написать:
Для акцепта оферты Заказчик должен оплатить счет, сформированный с помощью функционала сайта/направленный Заказчику по электронной почте.
Закрывающие документы
“Закрывать” услуги или работы можно электронно.
В оферте подробно пропишите порядок формирования, проверки, согласования и подписания акта и следуйте ему в точности.
Например, вы можете настроить личный кабинет заказчика таким образом, что акты формируются автоматически в заданное время. Заказчик проверяет, все ли верно в акте, и подписывает квалифицированной электронной подписью (КЭП).
Если у заказчика нет КЭП, можно предусмотреть загрузка скана подписанного акта в личный кабинет.
Дублировать электронные акты бумажными оригиналами не обязательно.
Минфин России разъясняет, что документы в электронной форме имеют юридическую силу, если стороны согласовали это в договоре. Суды также принимают такие документы в качестве письменных доказательств.
Чтобы придать электронным документам юридическую силу, можете написать в оферте:
Любые документы направляются сторонами друг другу в личном кабинете или по адресам электронной почты. Переписка в личном кабинете и по электронной почте имеет юридическую силу, в том числе в случае судебного разбирательства. Такой способ обмена документами и информацией является надлежащим.
Если вы предполагаете, что большинство заказчиков будет требовать бумажные акты, формулировку про документооборот можете изложить так:
Все документы, уведомления, запросы, претензии, и иные сообщения, исходящие от одной стороны, могут быть направлены другой стороне по согласованным адресам электронной почты.
Стороны признают юридическую силу указанных документов и сообщений.
Оригиналы документов направляются по требованию стороны почтой России заказным письмом с уведомлением или курьерской службой.
Расторжение договора и окончательные расчеты
Здесь все работает также, как и с обычным договором, который стороны подписывают на бумаге.
Определите в оферте условия и порядок расторжения: как и когда стороны сообщают друг другу о своем намерении расторгнуть договор. В оферте можете написать:
Каждая из сторон вправе досрочно отказаться от исполнения Договора, уведомив об этом другую сторону за 7 (семь) дней до начала очередного календарного месяца. В этом случае Договор будет считаться расторгнутым с первого дня следующего месяца.
Если ваш сервис позволяет заказчикам перечислять авансовые платежи на виртуальный счет в личном кабинете, закрепите в оферте порядок и сроки возврата излишне уплаченной суммы в случае расторжения.
Исполнители часто предусматривают штрафы для заказчиков за отказ от договора оказания услуг или условие о том, что исполнитель не возвращает заказчику неотработанный аванс. Такие условия могут быть признаны недействительными, а исполнитель обязан будет возвратить аванс заказчику, так как они противоречат ст. 782 ГК РФ. Эта статья закрепляет право заказчика отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Кроме того, удержание неиспользованных денег заказчика может быть признано неосновательным обогащением, а на сумму неосновательного обогащения начислят проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ.
Чтобы избежать споров и рисков, связанных с возвратом неотработанного аванса, в оферте можете написать:
Стороны производят сверку взаиморасчетов за 5 (пять) дней до предполагаемой даты прекращения Договора и фиксируют результаты в Акте сверки.
Если на дату расторжения Договора объем оказанных услуг окажется меньше авансового платежа, перечисленного Заказчиком, Исполнитель возвращает Заказчику разницу между суммой авансового платежа и стоимостью оказанных услуг.
Что запомнить
1. Оферта – это будущий договор, и она должна содержать все существенные условия сделки.
2. Важно определиться с моментом акцепта и четко его прописать, чтобы у сторон не было сомнений в том, когда договор начал действовать.
3. Акты можно подписывать электронно, если согласовать это в договоре. Также можно оставить возможность направлять друг другу оригиналы.
4. В случае расторжения договора лучше вернуть заказчику всю сумму неиспользованных авансовых платежей.
Текст подготовила юрист Runetlex Марина Кятова
Будем рады обратной связи, дополнениям и примечаниям.