как правильно нужно держать ручку при письме правой рукой
Как научить ребёнка правильно держать ручку? 6 основных способов и несколько дополнительных советов
Почему возникают ошибки?
Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.
Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.
Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.
Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.
С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.
Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.
На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.
Упражнения для развития мелкой динамики внутри ладони
В общем, с любыми мелкими предметами можно играть по этому же принципу — несколько предметов на столе, ребенок собирает их по одному в ладонь, потом по одному же раскладывает. Начинать стоит с 3, иногда даже 2 предметов. Больше шести уже давать не стоит. Подойдут монеты, пуговицы, крупная фасоль, бусинки (не мелкий бисер).
Мы с дочкой занимаемся этим уже с месяц. Ежедневно по 5 минут по каждой «теме». Результаты уже есть — почерк заметно выправляется, в классе стала писать быстрее, больше успевает.
Чем чревато неправильное держание карандаша?
Как уже было отмечено, неверный захват письменной принадлежности может привести к проблемам со здоровьем у ребёнка. Самые опасные нежелательные последствия – ухудшение зрения, искривление позвоночного столба из-за неправильного сидения за столом.
Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребёнка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах, штриховании или черчении. А это сможет негативно отразиться на школьной успеваемости и психологической адаптации.
Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:
Если вы обнаружили один или несколько признаков ошибочного захватывания карандаша, необходимо незамедлительно переходить к исправлению привычки. Иначе после поступления в школу у ребёнка могут возникнуть проблемы с учёбой.
Подготовка руки к письму содержит несколько этапов:
Как держать ручку при письме?
Главный нюанс – это расположение пальцев. Праворукий человек берёт письменный предмет следующим образом: ручка кладётся на верхний отдел среднего пальчика, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой пальчик располагается слева.
У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальчика левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.
Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и даже не шелохнулась? Значит, ребёнок держит ручку верно.
К остальным пальчикам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинчик можно располагать любым удобным для маленького писца образом. Обычно их прижимают к ладошке.
Чтобы ребёнок окончательно понял, как правильно держать карандаш при письме и рисовании, специалисты рекомендуют напоминать малышу о следующих правилах:
Регулярное повторение этих правил позволит поставить правильный захват письменной принадлежности уже к старшему дошкольному возрасту, что позволит не тратить время и нервы на переучивание.
Мои любимые упражнения
Ребенок со слабоватым тонусом в руках и плечевом поясе очень быстро начнет пользоваться весом тела для размятия пластилина — будет наваливаться всем телом. Так до сих пор делает моя дочь. Раскатывая шарик между ладонями, она тоже любит зафиксировать локти на столе, иначе быстро устает. В таком случае лучше не делать эти упражнения за столом, а посадить ребенка на табурет перед собой и показывать ему упражнение — катать шарик между ладоней, сделать это перед собой, над головой, сдавить этот шарик между ладонями, скатать между ладоней колбаску и т.д.
Проблема в этом случае такова, что ребенок перестает воспринимать это как игру, он начинает видеть в этом «упражнение». Надо найти пути «обставить» это как игру.
Из пластилина делается длинная колбаска. Кладется на стол или лист бумаги. Ребенок идет по длине «змеи» и сдавливает ее двумя пальцами — большим и указательным. При соединении этих двух пальцев они должны образовывать кольцо.
Это особенно хорошо для более младших детей с низким уровнем самооценки в отношении рисования и ручного труда. Это те дети, которые не любят рисовать, клеить, делать поделки, и т.д. Результат выходит наглядный, простой.
Когда ребенок отщипывает пластилин — тоже стоит смотреть, что он делает это указательным и большим пальцем, и вместе они образуют кольцо.
Я люблю делать различные картинки с детьми, на лист цветной бумаги намазывается клей, ребенок берет шарики пинцетом и наклеивает их на лист картона. Пинцет берется тоже двумя пальцами — указательным и большим.
Упражнения на развитие мелких манипуляций внутри ладони. Есть два способа держания карандаша при рисовании и письме — динамичный и статичный.
Статичный — при рисовании и письме ребенок держит карандаш, фаланги пальцев неподвижны, основное движение происходит от запястья.
Динамичный — при письме/рисовании запястье неподвижно, двигаются фаланги пальцев. В идеальном варианте двигаются все фаланги, включая самые дальние (ближние к кончикам пальцев). Динамичный способ более «взрослый», должен появиться годам к пяти — пяти с половиной. Лет в шесть он уже желателен. В семь — необходим.
Насадка на карандаш в качестве обучающей методики
Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах родители могут приобрести особые насадки, которые выполнены в виде зверюшек.
В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребёнок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.
В сети можно найти много положительных отзывов о такой принадлежности, как ручка-тренажёр для обучения правильному захвату. Выглядит аксессуар как рыбка со специальными углублениями. Производители и родители заявляют, что подобный тренажёр способен даже исправить почерк у ребёнка.
Ещё один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stаbilо LеftRight. Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике. На трёхгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают «писцу» взять предмет правильно.
Кроме того, пишущие принадлежности выполнены из лёгкого мягкого материала, а их окраска дарит детям хорошее настроение, что также немаловажно при решении вопроса, как научить ребёнка правильно держать карандаш.
Как выбрать идеальную ручку?
В раннем возрасте начинать знакомство с пишущими предметами лучше всего с карандаша, поскольку его легче захватить и удерживать в правильном положении. Затем следует переходить на ручку.
Чтобы будущая школьная принадлежность понравилась ребёнку и соответствовала всем требованиям, необходимо учитывать несколько важных характеристик:
Лучшей ручкой для выведения букв в прописи является шариковая. Следует отдать предпочтение тёмно-синим или фиолетовым чернилам, поскольку они оставляют отчётливый след. Голубой стержень пишет менее отчётливо, поэтому первоклассник станет давить на ручку.
Правильная поза за столом
Чтобы ребёнок смог верно держать ручку во время письменной работы, ему необходимо занять оптимальное положение за столом. Издавна школьников учили соблюдать принцип трёх прямых углов.
Идеальная посадка – это когда прямой угол будет образован согнутыми коленками, бёдрами и спинкой, согнутыми локотками.
А ещё следует напоминать ребёнку, чтобы он:
Постановка детской руки для письма невозможна без правильного удержания ручки. Чтобы ребёнок не уставал, необходимо соблюдать определённое расстояние от кончика стержня до указательного пальчика – в 1,5 сантиметра.
Как держать ручку правильно (+история переучивания)
В прошлом половину года мы c Яной занимались исправлением захвата. После того, как я прониклась всей сложностью процесса, настоятельно всем рекомендую идти в первый класс со сформированным захватом, или вооружится специальными ручками/насадками.
Как держать ручку правильно
Распространенные ошибки захвата:
Надо ли учить правильно держать карандаш в раннем возрасте
В норме формирование захвата происходит в 3-4,5 года. Если в среднем дошкольном возрасте этого не произошло, то лучше начать использовать насадку, чтобы к школе правильный захват уже был сформирован. Иначе в первом классе помимо обучения почерка, придется формировать правильный захват.
НАСАДКА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ (AliExpress) В 3-4,5 рекомендуется держатель формы, как на картинке. Он фиксирует пальчики снаружи. В случае со школьниками ее используют для детей с выраженными трудностями. Также такая насадка подходит для двуручного письма.
Альтернативная точка зрения
Лет 5 назад я прочла информацию о важности свободы для гармоничного развития ребенка. Там говорилось, что все должно происходить физиологично и в плане формирования захвата, в том числе. Тогда для меня это был сильный аргумент.
Зачем исправлять захват у малыша, у которого еще не сформированы мышцы пальцев для верного захвата? Развивайте разнообразными занятиями мелкую моторику, мышцы «прокачаются» и захват сформируется.
Это красиво звучит, но по факту в большом количестве случаев пальцы запоминают и автоматизируют тот самый первый захват, с неравномерно развитыми мышцами пальчиков. Скорей всего физиологичное формирование захвата происходит у малышей с крепкими пальчиками. То есть на момент своего первого рисования для верного физиологичного захвата мышцы пальцев уже должны быть сформированы.
История переучивания захвата в первом классе
Если в первоклассник имеет неверный захват ручки это надо срочно исправлять. Перейдя на большие объемы письма, скорее всего нагрузка на пальцы будет распределяться неравномерно и появится дискомфорт. Сейчас время трендов всевозможных свобод. Многие отмахиваются от правильного захвата ручки, говоря, что не обязательно держать ручку по “ГОСТам”. Ни тут то было! Вы же понимаете, что даже для приседаний есть своя техника. Если приседания с весом будут осуществляться без соблюдения техники — «привет коленям». Так же и с большими объемами письма, нужна правильная техника захвата, иначе чрезмерная нагрузка пальцев. В течении первого класса постепенно будет увеличиваться объем письменных заданий. И если первую четверть ребенок с неверным захватом может чувствовать себя в норме, то на больших объемах ему придется сложно. В озможен большой дискомфорт, плохой почерк, нежелание писать.
В этом году Яна идет во второй класс. В прошлом году мы занимались исправлением захвата. Прошлым летом я, предлагая различные мелкомоторные задания, наивно надеялась на естественное исправление захвата. По факту, когда в раннем детстве ребенок начинает рисовать и писать, он привыкает к тому захвату, который ему позволяют мышцы пальцев на момент старта.
Переучивать без использования различных держателей и специализированных ручек очень сложно. Т.е., если правильного захвата нет к школе, то в школе он сам по себе, навряд ли, появится. Если к первому классу захват не верный, не автоматизируйте его еще дальше.
Stabilo EASY START (my-shop). К концу первой четверти первого класса я поняла, что захват сам по себе не исправится. Тогда я узнала о насадках, и ручках. Мне показалось, что насадка что-то ненадежное, поэтому заказала Яне ручку европейского бренда Stabilo EASY START. Дорогая р екламная компания уверяет, что эту ручку невозможно держать неправильно. На практике, оказалось еще, как возможно. Я заказала ее после множества попыток договорится с Яной держать обычную ручку правильно, поэтому в первые же дни использования ручкой я подразочаровалась. показать скрытый текст
РЫБКА (РУЧКА-САМОУЧКА) УНИК-УМ (my-shop). Уже после завершения первого класса, в рамках подготовки публикации про почерк, мне довелось пообщаться с Мазиной Вероникой Дмитриевной (логопед, нейропсихолог). Всем родителям будущих первоклашек рекомендую посмотреть ее видео на YouTube о почерке. Вероника Дмитриевна специализируется на исправлении почерка, и других проблем при обучении детей. У нее в этом большой опыт. Для исправления захвата она считает очень удачной разработку — рыбку-держатель (по-другому ручку-самоучку) от Уник-Ум. показать скрытый текст
Обратите внимание, есть варианты для правшей и левшей! Путать нельзя! Ссылка на рыбки в Лабиринте:
Наша история исправления захвата у Яны завершилась удачно. К концу первого класса мы получили симпатичный почерк. Кстати, при переучивании Яны, я обнаружила у себя ошибки захвата 🙈. Вот она причина моего отвратительного почерка. Сейчас пытаюсь писать правильно. При наличии времени получается симпатично, а если надо что-то быстро заполнить, просыпается захват, используемый десятилетиями… Всем желаю правильно захвата и красивого почерка! Уверена, у ваших первоклашек все получится. Сам факт, что вы дочитали эту публикацию😁, говорит о том, что вы работаете над этим моментом, а значит обязательно все получится!
Материалы, которые могут вас заинтересовать:
Запись опубликована 15.07.2021 автором Мама зануда 1
Как держать ручку правильно (+история переучивания) : 1 комментарий
Спасибо, актуально. Удивительно, но в 3 года у дочки был идеальный захват, но в какой-то момент стала держать неправильно ручку, хотя уже 7 и в сентябре в школу
Как правильно нужно держать ручку при письме правой рукой
+7(498)683-63-53
по рабочим дням с 10 до 17
О позе при письме, ручке и бумаге
Калинская Э.В.
учитель-логопед
Начинается новый учебный год, кто-то впервые сядет за парту и возьмёт ручку, чтобы написать первые слова, так пусть же это будет с первого движения правильным, чтобы не пришлось потом переучиваться. Сегодня этот вопрос волнует не только бабушек, физиологов, но и самих учащихся-старшеклассников.
У меня в руках книга доктора биологических наук, профессора, академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Трудности обучения в начальной школе», М., «Эксмо», 2009. Автор пишет: «Существует заблуждение, что хорошо бегающий, прыгающий, подвижный ребёнок не будет испытывать затруднений при обучении письму. Это совсем не так. Тонко координированные движения рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации. Очень ловкий ребёнок, хорошо танцующий или катающийся на коньках, может испытывать затруднения при работе кс конструктором или при элементарном копировании карандашом графических фигур на листе бумаги. Формирование графических умений требует и специального времени (эти занятия нельзя проводить между прочим), и специальных условий.»
Этой теме посвящен наш подбор статей разных сайтов. В связи с устареванием ссылок, некоторые статьи представлены в полном объёме: https://schoolng.narod.ru/Roditelyam/o_pose_pri_pisme.htm
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах, а потом все сидят “как сидят” и ручку держат “как держится”. Конечно, научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку — задача не из легких, тем более, что к 5—б годам уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки.
Безусловно, писать можно и в не очень удобной позе, выворачивая постоянно немеющую руку и затекшее плечо, но тогда трудно говорить о качестве и скорости письма. Да и вряд ли можно надеяться, что при такой технике удастся не думать о том, как это делается.
Очень часто ребенок видит, что плохо пишет, и нередко это бывает связано с неправильной техникой письма, но сам не осознает этого, не знает и не понимает, какие именно движения более эффективны, просты и доступны. Не следует забывать, что исправить неправильную позу или неверную технику письма, к которой привык ребенок, не просто трудно, но чаще всего невозможно.
Все эти правила несложны, но освоить правильную посадку, способ держания ручки и технику письма возможно только при постоянном и направленном внимании взрослых (педагога, воспитателя, родителей). К сожалению, на практике постоянного и целенаправленного внимания к этим “мелочам” не получается. Сказывается и то, что нередко дети сидят за чересчур маленькими или не по росту большими столами, а ручку держат “как удобно”.
Следует подчеркнуть, что замечания взрослых, типа — “опять сидишь неправильно” или “неправильно держишь ручку”, а чаще — “плохо сидишь” и “плохо держишь ручку”, ничего не меняют, а главное — не могут изменить. Ребенок должен понимать и четко представлять себе, что значит хорошо, правильно и что именно неправильно, плохо. При этом нужно не только объяснить, как правильно, но и показать, найти вместе с ребенком наиболее удобный для него вариант правильной позы или правильного положения ручки. Важно также, чтобы ребенок понял и почувствовал удобство правильной позы и правильного положения ручки. Довольно часто при жалобах на плохой почерк ни учитель, ни родители не принимают во внимание лишь один элемент положения кисти: на какую часть кисти опирается рука при письме. Если не на мизинец, а на тыльную часть, то письмо становится неудобным, затруднено продвижение руки по строке, невозможно правильное положение ручки и т. п. Четкий (не говоря уже о красивом) почерк в этом случае просто невозможен.
Как надо сидеть при письме?
Голова должна быть слегка наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20— 30 см от тетради (бумаги). Для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше. Впрочем, не обязательно измерять это расстояние линейкой, попросите ребенка сесть прямо, пусть он положит руки на стол (не опираясь локтями) и вытянет пальцы. У кончиков его пальцев должна лежать тетрадь при письме (и книга при чтении). Локти пишущего ребенка должны немного выступать за край стола и находиться на расстоянии около 10 см от туловища. Такая поза не только делает письмо удобным, но и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки.
Крышка парты (стола) во время письма должна быть наклонной. Это очень важно для охраны зрения и снижения утомления мышц шеи и спины. Наклонное положение позволяет видеть книгу, тетрадь под наибольшим углом зрения и наименьшем наклоне головы, а также значительно облегчает аккомодацию глаз при письме.
Как правильно держать ручку?
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Цвет пасты должен быть темно-синим, темно-фиолетовым. Взрослые редко уделяют внимание качеству ручки: ее форме, длине, толщине, твердости стержня, а это все немаловажные условия успешности и легкости формирования навыка. Оптимальная длина ручки — 15 см, очень короткие и очень длинные ручки лучше не использовать. Не годятся для письма детей разного рода подарочные и рекламные варианты ручек, особенно плоские четырехгранные, диаметром более 7 мм и т. п. Слишком твердый стержень, толщина “не по руке”, ребристые грани не просто неудобны, а требуют дополнительных усилий, затрудняют процесс формирования навыка письма.
Уже редко, но все еще встречаются сторонники обучения письму перьевой ручкой, приводящие в качестве аргументов представления наших бабушек и дедушек. Вряд ли это целесообразно в наше время, тем более, что научиться писать красиво можно и гусиным пером, и перьевой ручкой, и “шариком”, нужно только не создавать дополнительные трудности, не торопиться, стремясь перешагнуть через ступеньку, и терпеливо преодолевать совсем не простую науку обучения письму.
(Глава из книги М.Безруких «Как научить ребенка писать красиво»)
Как держать ручку при письме. Шариковая и перьевая ручка
Как научить ребёнка правильно держать ручку? Все мы пишем, почти не задумываясь над тем, как мы её держим. Я покажу это с помощью картинок на примере перьевой ручки. В Российских школах сейчас детей учат писать шариковыми ручками. Для перьевой ручки можно использовать тот же способ.
1. Представим, что на среднем пальце правой руки (см. рис. 1) есть «подушечка»:
Расстояние от самого кончика ручки до кончика указательного пальца (расстояние X на рисунке) должно быть примерно 15 мм. Если расстояние слишком маленькое или слишком большое, рука при письме будет напряжена.
Ну что ж, начинаем писать. Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда «проделали» достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.
Если это перьевая ручка, то её «чёрная» часть смотрит строго вниз. Иначе письмо будет царапающим, а то и вовсе ничего не получится написать.
Шариковая или перьевая?
Какой ручкой лучше учиться писать? И перьевая и шариковая ручка имеют свои плюсы и минусы.
К недостаткам перьевой ручки можно отнести трудности в обращении. Например, чернила могут подсохнуть и требуется время, чтобы ручку расписать. Также письмо может быть неаккуратным из-жа того, что ручка подтекает. Можно нечаянно «смазать» только что выведенную линию, или же чернила могут растекаться из-за некачественной бумаги.
А здесь https://nekin.narod.ru/e22.htm обязательно прочтите замечательную статью Леонида Некина «Постановка руки: «классика» или «модерн»?» Живой язык изложения истории поисков вариантов помощи отца своему сыну, а так же отстаивания в интересах своего ребёнка классической постановки руки и держания ручки в условиях школы другой страны доставит вам удовольствие и желание также помочь своему ребёнку. Небезынтересным будет и обсуждение этой статьи читателями разного возраста.
На этом сайте https://www.magazinht.ru/item.php?id=297 вы можете познакомиться и приобрести насадку на обычную шариковую ручку для выработки правильного положения пальцев во время письма.
Ручка-самоучка
для правшей (стандартная) | для переучивания и детей с ДЦП | для левшей |
А здесь специальные ручки: https://www.u-mama.ru/read/article.php?id=5170
В любом канцтоварном магазине можно купить трёхгранную резиновую насадку на ручку или карандаш, которая проще, но тоже может помочь:
В нашем Центре занятия по коррекции почерка «Ритмический теппинг» ведёт учитель-дефектолог В.В. Мухина.