как проверить 128 и 169 формы
Форма 0503169/0503769: особенности заполнения за первое полугодие в 1С: БГУ 8
Близится отчетность за первое полугодие 2021 года. В перечень форм, представляемых на 1 июля текущего года, входят Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769). В статье рассмотрим, что учесть при заполнении Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) за первое полугодие 2021 года.
Особенности заполнения Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) за первое полугодие 2021 года
Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) заполняются в соответствии с п. 167 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, п. 69 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
Последние изменения в порядок заполнения Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) внесены приказами Минфина России от 16.12.2020 № 311н, от 30.11.2020 № 292н. При этом некоторые нормы, вводимые этими приказами, применяются, начиная с отчетности за первое полугодие 2021 года.
Например, подстатья 564 будет иметь вид 004 (например, 0 206 ХХ 004, 0 209 ХХ 004).
Аналогичный подход применяется по счетам 302, 303, 304 02, 304 03, 304 06, в 24-26 разрядах номера счета которых указываются коды 730 (830) КОСГУ.
Например, подстатья 731 будет иметь вид 001 (например, 0 303 07 001).
В Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769) включаются данные по долгосрочной и просроченной задолженности. Эти сведения отражаются в графах 3, 10, 13 раздела «1. Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности», а данные по просроченной задолженности – в графах 4, 11, 14 раздела «1. Сведения о дебиторской (кредиторской) задолженности».
Обратите внимание, что 13.05.2021 Минфином России подготовлены проекты о внесении изменений в Инструкции по составлению отчетности №№ 191, 33н. Согласно проектам графы 3, 10, 13 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) планируется заполнять только в годовой отчетности на 1 января года, следующего за отчетным. Следовательно, в составе полугодовой отчетности эти графы планируется оставить пустыми. Однако, проекты — это не нормативные акты и представлены для ознакомления, поэтому, на текущий момент, эти графы заполняются «по-старому».
Коды для объяснения причин образования просроченной задолженности в разделе 2 Сведений (ф. 0503169), введенные Приказом № 311н, по-прежнему действуют. Эти коды уже применялись в отчетности за 2020 г.
Аналогичные коды предусмотрены для Сведений (ф. 0503769) в проекте приказа Минфина России о внесении изменений в Инструкцию № 33н.
Автоматическое формирование Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769) в 1С: БГУ 8
Из документа можно сформировать Бухгалтерскую справку (ф. 0504833) (кнопка Печать – Справка ф. 0504833).
Данные по долгосрочной и просроченной задолженности отражаются на основании данных инвентаризации расчетов с контрагентами (раздел Учет и отчетность — Документы инвентаризации).
Соответствующие показатели найдут свое отражение в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Отчет заполнится автоматически по кнопке Заполнить.
Формы ф. 0503169 (ф. 0503769) в квартальной отчетности учреждений 2019 года
Порядком № 209н установлена детализация статей 560/660, 730/830 КОСГУ подстатьями по типам контрагентов – дебиторов/кредиторов.
Например, статьи 560/660 КОСГУ детализированы следующими подстатьями:
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетным и автономными учреждениями
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств
Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами
Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами
Аналогичные подстатьи по типам контрагентов предусмотрены для статей 730/830 КОСГУ.
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 209н коды КОСГУ используются для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно изменениям, введенным приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), с 2019 года в номерах счетов расчетов 205 00, 206 00, 207 00, 208 00, 209 00, 210 05, 210 06, 210 10, 302 00, 303 00, 304 00 и др. следует указывать детальный код – подстатью статей 560/660, 730/830 КОСГУ в соответствии с типом дебитора/кредитора.
Приказами Минфина России от 16.05.2019 № 72н и 73н внесены изменения в порядок формирования Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности ф. 0503169 (ф. 0503769), далее – Сведения ф. 0503169 (ф. 0503769), в части указания подстатей КОСГУ в составе номеров счетов (24–26 разряд номера счета) расчетов:
«По номеру счета, отражающего показатели расчетов, содержащему в 24–26 разрядах соответствующую подстатью КОСГУ (графа 1 Сведений (ф. 0503169) в группе граф 5–8 «изменение задолженности» отражаются:
В графах 2 (на начало года), 9 (на конец отчетного периода) указывается общая сумма дебиторской (кредиторской) задолженности, учитываемая по соответствующему номеру счета бюджетного учета по состоянию на начало года и на конец отчетного периода соответственно».
Совместным письмом Минфина России № 02-06-07/47868, Казначейства России № 07-04-05/02-13482 от 28.06.2019 об особенностях составления и представления месячной, квартальной отчетности в 2019 году порядок формирования данных в Сведениях ф. 0503169 был уточнен:
«Согласно абзацу двадцать второму пункта 2 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, входящие остатки по счетам расчетов на 1 января 2019 года сформированы без отражения показателей увеличения (уменьшения) (в 24–26 разрядах номера счета отражаются нули).
Принимая во внимание изложенное, при формировании соответствующих строк раздела 1 Сведений (ф. 0503169), соответствующих номеру счета, содержащего в 24–26 разрядах нули, по графам 5–8 отражаются суммовые показатели изменения задолженности (увеличения, уменьшения) согласно оборотам соответствующих счетов аналитического учета, содержащих подстатьи КОСГУ статей КОСГУ 560 (660), 730 (830)».
Аналогичные требования распространяются на Сведения ф. 0503769.
Однако данный текст можно трактовать по-разному, например:
По пояснениям методологов Минфина и Федерального казначейства Сведения ф. 0503169 (ф. 0503769) за 6 и 9 мес. 2019 года для представления в подсистему учета и отчетности ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» составляются по-старому (вариант 1).
Однако требования главных распорядителей и финансовых органов отдельных регионов могут отличаться от федеральных требований.
Изменения в программах
Для того, чтобы Сведения ф. 0503169 (ф. 0503769) могли быть заполнены по требованиям различных пользователей отчетности, в соответствующем регламентированном Отчете ф. 0503169 (ф. 0503769) реализованы специальные настройки заполнения, печати и выгрузки.
Изменения в правилах заполнения
В настройку заполнения Отчета ф. 0503169 (ф. 0503769) добавлен параметр Заполнять КОСГУ, значение по умолчанию – «Нет».
При таком значении параметра раздел 1 отчетов (остатки и обороты) заполняется с указанием КОСГУ «000»:
Если требуется заполнить отчет с отражением КОСГУ, следует установить значение параметра Заполнять значение КОСГУ – «Да». При таком значении параметра раздел 1 отчетов заполняется по подстатьям КОСГУ (остатки и обороты):
При заполнении по КОСГУ (значение параметра Заполнять КОСГУ – «Да») в Отчете ф. 0503169 (ф. 0503769) нельзя отразить коды КОСГУ, указанные в проводках, поскольку каждая строка формы содержит остатки, обороты по дебету и обороты по кредиту:
Таким образом, если заполнить строку формы по тем КОСГУ, которые отражаются в проводках, одна строка Отчета ф. 0503169 (ф. 0503769) разделится на три отдельных строки: в одной строке отразятся остатки на начало и конец года (с КОСГУ «000»), во второй – обороты по дебету счета, в третьей – обороты по кредиту счета. Но в этом случае нарушаются внутриформенные контрольные соотношения между графами:
остаток на начало + увеличение задолженности – уменьшение задолженности = остаток на конец отчетного периода
Поэтому при заполнении Отчета ф. 0503169 (ф. 0503769) код КОСГУ определяется соответственно счету расчетов, с учетом типа контрагента, с которым ведутся расчеты:
Такой способ заполнения был описан и опубликован на Федеральном портале проектов нормативных актов в проекте изменений инструкций по составлению отчетности, но в итоговой версии был сокращен. Ниже приведено подробное описание порядка заполнения из текста проекта:
Остаток (на начало и на конец отчетного периода) и обороты (увеличение, уменьшение) по аналитическому счету по показателям расчетов (задолженности дебиторской и кредиторской) отражается по соответствующему номеру счета с указанием в разрядах 24–26 номера счета соответствующих подстатей КОСГУ:
При заполнении по подстатьям КОСГУ (значение параметра Заполнять КОСГУ – «Да») на печать можно вывести бланк Отчета ф. 0503169 (ф. 0503769) как с суммами остатков только в итогах, так и с суммами остатков по подстатьям КОСГУ, указав соответствующий пункт подменю кнопки Печать.
При заполнении по КОСГУ 000 (значение параметра Заполнять КОСГУ – «Нет ») следует выбирать вариант «ф. 0503169» (ф. 0503769).
Изменения в обработках выгрузки
Для отчетности за I полугодие 2019 года в форматах Федерального казначейства для представления в подсистему учета и отчетности ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет» предполагается выгрузка Отчета ф. 0503169 (ф. 0503769) с указанием КОСГУ «000» в разделе 1.
Для того чтобы отчет, заполненный с указанием кодов КОСГУ, мог быть выгружен с учетом требований сторонних программных продуктов (кроме подсистемы учета и отчетности ГИИС управления общественными финансами «Электронный бюджет»), в обработке может быть установлен необходимый способ выгрузки с помощью настройки Способ выгрузки 0503169:
Казначейство России обновило контрольные соотношения для годовой отчетности
pressmaster / Depositphotos.com |
Документы раскрывают алгоритмы контроля показателей бухгалтерской и бюджетной отчетности, применяемые в программном обеспечении казначейства в части:
По-прежнему большинство соотношений имеет тип ошибки:
Обратим внимание на некоторые заметные изменения в контрольных соотношениях к годовым формам отчетности:
Бухгалтерская отчетность БУ и АУ
Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)
В стр. 620 могут быть отражены только показатели по кодам 520, 620, 540, 640, 720, 820
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738)
В годовом отчете наличие «принимаемых обязательств» в счет плановых назначений текущего периода недопустимо!
Показатели строк 810, 820, 830, 850 должны быть равны нулю! Детализирующие сроки для них недопустимы.
Показатели строки 840 = показателям строки 860 по соответствующим графам
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738-НП)
Отчет по нацпроектам БУ и АУ составляется впервые. Казначейством предусмотрено 22 соотношения внутридокументного контроля для этой формы.
В частности, в графах 5, 7 Отчета (ф. 0503738-НП) могут отражаться показатели только по КВР 119, 139, 406, 407, 410, 323, 832, 863 и группы 200 «Закупка товаров, работ и услуг. «
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503730)
Показатели по забалансовым счетам 17 и 18 на начало года не отражаются!
Сведения по кредиторской и дебиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)
В 24 – 26 разрядах номеров счетов (КОСГУ) указываются нули. Это касается показателей и дебиторской, и кредиторской задолженности, в т.ч. отражаемой в разд. 2. Исключение: счета 0 401 40 1ХХ, 0 401 60 2ХХ
Справка по заключению счетов (ф. 0503710)
Показатели по счетам
2 401 10 152; 2(6) 401 10 162,
2 401 10 155, 2 401 10 165,
2 401 10 156, 2 401 10 166,
2 401 10 157, 2 401 10 167,
2 401 10 158, 2 401 10 168,
0 401 10 194, 0 401 10 195,
0 401 10 196, 0 401 10 197,
0 401 10 198, 0 401 10 199
отражаются только по коду аналитики 180
Для расходов установлено требование о соответствии увязок КВР и КОСГУ специальной Таблице. Так, например:
Бюджетная отчетность
По средствам во временном распоряжении (графы 4 и 7) не подлежат заполнению строки:
Пояснений требует наличие показателя по счету 0 304 06 000 в любой из граф строки 433
Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (ф. 0503130)
Недопустимо наличие показателей в отрицательном значении. Исключение: данные по счетам 17 (строки 171, 173) и 18 (строка 182)
Справка по заключению счетов (ф. 0503110)
Применение с 1 января 2019 г. Стандарта «Доходы» и обновленный с 2019 порядок применения КВД и КОСГУ для учета доходов стали основанием для полной замены контрольных соотношений для показателей доходов в Разделе 1 «Бюджетная деятельность» Справки (ф. 0503110).
Для расходов установлено требование о соответствии увязок КВР и КОСГУ специальной Таблице. Так, например:
Аналогичное требование установлено совместным письмом Минфина и Казначейства по составлению отчетности – 2019.
Новый элемент внутридокументного контроля:
Показатели доходов в части льготной аренды должны соответствовать показателям амортизации прав пользования в части льготной аренды, т.е. данные по счетам 1 401 10 182 + 1 401 10 185 + 1 401 10 186 + 1 401 10 187 = показатель счета 1 401 20 224
Новые требования междокументного контроля:
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128)
Показатели принятых денежных обязательств в разделе 1 по гр.9 при отсутствии ЛБО (гр.5) недопустимы! Исключение: показатели по КВР 312, 313,330 или ЦСР ХХХХХ92795.
Наличие же кассового расхода по ЦСР ХХХХХ92795 в гр. 5 при отсутствии ЛБО требуется пояснить.
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128-НП)
В р. 3 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» если показатель принятых и принимаемых бюджетных обязательств (графы 6 и 7) превышает ЛБО – требуется пояснение. Исключение: показатели по КВР 312, 313,330
Отчет о движении денежных средств
Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)
Расширено число межформенных соотношений для этих форм:
Сведения по кредиторской и дебиторской задолженности
В 24 – 26 разрядах номеров счетов (КОСГУ) указываются нули. Это касается показателей и дебиторской, и кредиторской задолженности, в т.ч. отражаемой в разд. 2. Исключение: счета 1 401 40 1ХХ, 1 401 60 2ХХ
Таблицей допустимости показателей КБК в 1-17 и 14-26 разрядах номеров счетов Сведений (ф. 0503169) дополнительно установлено, что по счетам
должен быть указан КБК в формате 2 07 01020 01 хххх 150.
И не забывайте: показатели по счетам 1 401 40 000 могут отражаться только в разделе кредиторской задолженности!
Просроченной задолженности (графы 4, 11, 14) по счету 0 205 81 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» быть не может!
Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168)
Показатели обесценения активов в стр. 061-068, 125, 161-163 требуют подробного пояснения и согласования с органом, принимающим отчетность
Требования междокументного контроля дополнены целым рядом соотношений показателей Сведений (ф. 0503168) и Баланса (ф. 0503130)
Сведений о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175)
В разд.4 отражаются данные только по счетам 1 502 17 ххх, 1 502 27 ххх, 1 502 37 ххх, 1 502 47 ххх, 1 502 97 ххх
Во всех строках (кроме итоговых) в 24-26 разряде номера счета указывается детализированный код КОСГУ
Обновленные Альбомы контрольных соотношений Казначейство публикует на своем официальном сайте в разделе «Документы/ Учет и отчетность».
Проводим проверку достоверности показателей форм бюджетной отчетности
Автор: Павлова С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
При проведении внешней проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения одним из объектов проверки являются показатели годовых форм бюджетной отчетности. Отчетность должна содержать достоверные сведения о деятельности учреждения. За искажение (предоставление недостоверных) сведений предусмотрена административная ответственность. Каковы этапы проверки? Какие виды нарушений выявляются в ходе проверки?
Цели и задачи проверки
Цель внешней проверки – установление достоверности годовой отчетности, подтверждение соблюдения единого порядка составления и представления бюджетной отчетности, соответствия состава бюджетной отчетности и содержания форм отчетности нормам Инструкции № 191н.
Основными задачами проведения внешней проверки являются:
проверка соблюдения требований к порядку составления в части полноты и достоверности годовой отчетности;
выборочная проверка соблюдения требований законодательства по организации и ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
Методы, используемые при проверке
В ходе контрольного мероприятия используется сплошной или выборочный метод проверки. В рамках выездной проверки, как правило, применяется выборочный метод проверки. Сплошной метод проверки используется в рамках проведения выездного контрольного мероприятия в отношении отдельных операций (например, при проверке остатков по отдельным счетам бюджетного учета).
Информационная основа для проведения проверки
Информационной основой для проведения внешней проверки являются материалы (документы, информация), представляемые объектом контроля, а также полученные по запросам из внешних источников, а именно:
годовая бухгалтерская отчетность проверяемого учреждения;
акт о проведении инвентаризации, которая проводилась перед составлением годовых отчетных форм;
регистры бухгалтерского (бюджетного) учета, сформированных за проверяемый период (главная книга и (или) другие регистры бюджетного учета);
реестр государственных (муниципальных) контрактов;
реестр закупок, осуществленных без заключения государственных (муниципальных) контрактов;
реестр расходных обязательств;
информация о проведенных внешних контрольных мероприятиях, суммах выявленных нарушений и недостатков и принятых мерах по их устранению;
уведомления по расчетам между бюджетами;
иная информация, необходимая для проведения контрольного мероприятия.
Приступая к проведению проверки, контролеры запрашивают все необходимые для ее проведения документы. Далее они осуществляют анализ отраженных в документах и в формах отчетности данных. Проводя документальную проверку, ревизоры могут прерваться и осуществить фактическую проверку заинтересовавшего их вопроса. Например, проверяя достоверность показателей, отраженных в сведениях (ф. 0503168), проверяющие установили, что показатели графы отражения увеличения материальных запасов меньше показателей кредитовых оборотов по счетам 302 34 000 «Расчеты по приобретению материальных запасов», 208 34 000 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов», 304 04 340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов», 401 01 000 «Доходы текущего финансового года». Исходя из данных бухгалтерского учета приобретенные материальные ценности находятся на складе. В связи с вышеописанным было принято решение о проведении проверяющими инвентаризации (то есть фактической проверки) материальных ценностей, находящихся на складе учреждения.
Этапы документальной проверки показателей отчетных форм
Контрольные процедуры, проводимые в отношении проверки годовой бюджетной отчетности, условно можно разделить на несколько этапов:
1. Проверка соответствия заполненных форм годовой бюджетной отчетности нормативным актам, регулирующим порядок ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (по полноте и форме).
Цель проведения процедуры – подтверждение соблюдения единого порядка составления и представления бюджетной отчетности, соответствия состава бюджетной отчетности и содержания форм отчетности установленным требованиям.
Ниже в форме таблицы отобразим возможные нарушения в отношении состава отчетности:
Вопрос проверки
Возможные нарушения
Ссылка на пункты Инструкции № 191н
Состав и формы отчетности
1. Состав бюджетной отчетности по наличию форм не соответствует установленным требованиям Инструкции № 191н.
2. Не представлены пакеты отчетности.
3. Отсутствуют заполненные форм отчетности, несмотря на наличие числовых данных, необходимых для их заполнения.
4. Отчетные формы заполнены без проведения инвентаризации.
5. Отсутствуют подписи руководителя и (или) главного бухгалтера в отчетных формах.
6. Формы отчетности, составленные на бумажном носителе, не сброшюрованы, не пронумерованы, отсутствует оглавление
2. Проверка соответствия показателей форм отчетности остаткам и оборотам по счетам, отраженным в главной книге. Цель этого этапа контрольной процедуры – проверка достоверности показателей бюджетной отчетности путем сопоставления показателей отчетности с данными главной книги.
В ходе проверки осуществляются:
сопоставление показателей форм бюджетной отчетности и данных главной книги;
суммирование оборотов по КОСГУ на основании главной книги.
При проведении контрольных мероприятий устанавливаются факты искажения показателей деятельности учреждения. Напомним, что искажение (ошибка) в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности означает неверное отражение и представление данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
К преднамеренным искажениям в ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности можно отнести:
манипуляцию учетными записями – использование неправильных бухгалтерских проводок или сторнировочных записей в целях искажения данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
фальсификацию бухгалтерских документов и записей – оформление заведомо ложных неправильных или фальшивых документов и записей на счетах бухгалтерского учета, искажающих показатели бухгалтерской отчетности;
уничтожение результатов хозяйственных операций – составление сторнировочных записей, аналогичных по содержанию и суммам основным бухгалтерским проводкам;
неадекватные записи в учете – отражение финансовой информации в системе счетов в неполном объеме;
необычные операции – разовые сделки и хозяйственные операции регулирующего или вынужденного характера, платежи за работы и услуги, которые представляются излишними или чрезмерными.
Вне зависимости от того, совершено нарушение при заполнении отчетных форм преднамеренно или нет, виновные в противоправном деянии лица привлекаются к административной ответственности. Напомним, что в силу норм ст. 15.15.6 КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. Так, из Решения Пермского краевого суда от 29.08.2017 по делу № 7-1607/2017(21-1008/2017) следует, что должностное лицо (исполняющий обязанности главного бухгалтера) пыталось прекратить производство по делу, указывая на отсутствие доказательств своей вины в умышленном совершении правонарушения. Правонарушение было установлено должностным лицом Управления Федерального казначейства и выражалось в недостоверности отраженных в отчетных формах показателей и представлении отчетности с нарушением установленного срока. Судом было установлено, что работник учреждения своими действиями нарушил положения ч. 2 ст. 264.1 БК РФ, ч. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Инструкции № 191н, п. 4, 11 Инструкции № 157н.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, и вина должностного лица работника учреждения в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, которые были оценены должностным лицом и судьей городского суда в соответствии с правилами, установленными ст. 26.11 КоАП РФ. Оснований сомневаться в правильности произведенной оценки доказательств не имеется.
Должностные лица проверяемого учреждения несут ответственность:
за возникновение непреднамеренных и преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности;
за непринятие мер по предупреждению возникновения подобных искажений;
за неустранение или несвоевременное устранение последствий искажений.
Ниже в форме таблицы приведем примеры искажения показателей отчетности при построчном сравнении данных, указанных в отчетных формах, и показателей главной книги:
Вопросы проверки
Возможные нарушения
Ссылки на пункты инструкций, Указаний № 65н*
Построчное сравнение показателей баланса (ф. 0503130) с данными главной книги по коду вида деятельности 4 «Бюджетная деятельность»
Показатель строки 011 «Недвижимое имущество учреждения» сравнивается с дебетовом сальдо по счетам аналитического учета счета 101 10 000 «Основные средства – недвижимое имущество учреждения» главной книги
Показатель строки 013 «Иное движимое имущество учреждения» сравнивается с дебетовым сальдо по счетам аналитического учета счета 101 30 000 «Основные средства – иное движимое имущество учреждения»
Несоответствие остатков по счетам учета 101 12 000, 101 13 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130
Несоответствие остатков по счетам учета 101 33 000, 101 34 000, 101 35 000, 101 36 000, 101 38 000 в главной книге остаткам, отраженным на начало и конец года в балансе (ф. 0503130)
Пункт 16 Инструкции № 191н, п. 37, 38, 53 Инструкции № 157н, п. 4 – 5 Инструкции № 162н**
Показатель строки 021 «Амортизация недвижимого имущества учреждения» сравнивается с кредитовым сальдо по счетам аналитического учета счета 104 10 000 «Амортизация недвижимого имущества учреждения»
Несоответствие остатков по счетам учета 104 12 000, 104 13 000 в главной книге остаткам, указанным на начало и конец года в балансе (ф. 0503130)
Пункт 16 Инструкции № 191н, п. 89, 92 Инструкции № 157н, п. 18 Инструкции № 162н
Показатель строки 260 «Расчеты по выданным авансам» сравнивается с дебетовым сальдо по счету 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» главной книги
1. Несоответствие суммы остатков по счетам аналитического учета счета учета расчетов по выданным авансам отраженным в главной книге остаткам, указанным на начало и конец года в балансе (ф. 0503130), в том числе в разрезе показателей по видам деятельности.
2. Наличие кредитового сальдо по счетам аналитического учета счета 206 00 000 в главной книге
Пункт 17 Инструкции № 191н, п. 202, 204 Инструкции № 157н, п. 79 Инструкции № 162н
Сопоставление показателей, отраженных по строкам 510 – 516 «Расчеты по платежам в бюджеты» баланса (ф. 0503130), и кредитовых или дебетовых (со знаком минус) сальдо по счетам аналитического учета счета 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»
1. Несоответствие остатков по соответствующим аналитическим счетам учета расчетов по платежам в бюджеты в главной книге остаткам, указанным на начало и конец года в форме отчетности, в том числе в разрезе показателей по видам деятельности.
2. Наличие дебиторской задолженности по страховым взносам во внебюджетные фонды и налогов в бюджет в связи с ошибочным перечислением и перерасчетами сумм взносов и налогов, что подтверждает неэффективное использование средств бюджета за отчетный период
Пункт 18 Инструкции № 191н, п. 259, 263 Инструкции № 157н, п. 103 Инструкции № 162н
Построчное сопоставление данных отчета (ф. 0503121) с показателями главной книги
Сопоставление показателя строки 050 «Суммы принудительного изъятия КОСГУ 140» и кредитового оборота по счету 401 10 140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» главной книги
Отсутствие в главной книге оборотов по соответствующему счету, отраженных в отчете (ф. 0503121)
Пункты 92 – 97 Инструкции № 191н, п. 263, 295, 298 Инструкции № 157н, п. 103, 119 Инструкции № 162н, разд. V Указаний № 65н
Сопоставление показателя строки 092 «Доходы от реализации активов КОСГУ 172» и кредитового оборота по счету 401 10 172 «Доходы от операций с активами реализации активов» главной книги
Отсутствие в главной книге оборотов по счету 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами», отраженных в отчете (ф. 0503121)
Сопоставление показателя строки 321 «Увеличение стоимости основных средств КОСГУ 310» с суммой по данным дебетовых оборотов, отраженных на соответствующих аналитических счетах счетов 0 101 00 000, 0 106 00 000, 0 107 00 000, 0 108 00 000 (за исключением оборотов по внутреннему перемещению (принятию объекта на учет в стоимости произведенных вложений)) главной книги
1. Неверный арифметический расчет сумм оборотов КОСГУ 310 по данным главной книги.
2. Отсутствие исключения оборотов по КОСГУ 310 по внутреннему перемещению ОС по данным главной книги.
3. Отсутствует исключение оборотов по счетам 106 11 000, 106 31 000 в части принятия объектов ОС на учет в стоимости произведенных вложений, в том числе оборотов по централизованным поставкам.
4. Наличие дебетового оборота по счетам 101 00 000 с КОСГУ 410.
5. Наличие кредитового оборота по счетам 106 11 000, 106 31 000 в части принятия объектов ОС на учет в стоимости произведенных вложений с КОСГУ 410
Пункт 96 Инструкции № 191н, п. 37, 53, 127, 149 Инструкции № 157н, п. 4, 5, 7, 10, 30 – 34, 35, 37 Инструкции № 162н, разд. V Указаний № 65н
Сопоставление показателя строки 322 «Уменьшение стоимости основных средств КОСГУ 410» с суммой по данным кредитовых оборотов, отраженных на соответствующих аналитических счетах счетов 0 101 00 000, 0 104 00 000, 0 106 00 000, 0 107 00 000, 0 108 00 000 (за исключением оборотов по внутреннему перемещению (принятию объекта на учет в стоимости произведенных вложений)) главной книги. В главной книге по соответствующим счетам аналитического учета счета 104 00 000 отражаются кредитовые обороты за отчетный период со знаком плюс, дебетовые обороты со знаком минус
1. Неправильный арифметический расчет сумм оборотов КОСГУ 410 по данным главной книги.
2. Отсутствие исключения оборотов по дебету счета 104 00 по поступившим в рамках централизованных поставок объектам нефинансовых активов, переданных безвозмездно
* Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
** Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
При выявлении отклонений между показателями главной книги и формами отчетности для установления причины отклонения изучаются операции, отраженные в журнале операций.
3. Проверка соблюдения контрольных соотношений между показателями форм отчетности. Цель проведения – установление достоверности бюджетной отчетности путем сверки соотношений между показателями форм отчетности.
анализ показателей между формами бюджетной отчетности;
анализ показателей внутри отчетной формы;
арифметический подсчет соотношения показателей по установленным проверочным формулам.
Ниже в форме таблицы приведем примеры несоблюдения контрольных соотношений отчетных форм:
Вопросы проверки
Возможные нарушения
Ссылки на Инструкцию № 191н и др.
Проверка соблюдения контрольного соотношения между показателями отчета (ф. 0503121) и справки (ф. 0503110)
Проверка соблюдения равенства. Показатель строки 010 – 100 «Доходы» графы 4 отчета (ф. 0503121) должен соответствовать показателям по счету 1 401 10 100 по соответствующему коду КОСГУ (разница граф 3 и 2) справки (ф. 0503110)
Проверка соблюдения равенства. Показатель строк 150 – 280 «Расходы» графы 4 отчета (ф. 0503121) должен соответствовать показателям по счету 1 401 20 100 по соответствующему КОСГУ (разница граф 2 и 3) справки (ф. 0503110)
1. Несоответствие начисленных сумм доходов по каждому КОСГУ в справке (ф. 0503110) доходам по соответствующим кодам КОСГУ в отчете (ф. 0503121).
2. Неинформативность справки (ф. 0503110) в части отражения показателей доходов без аналитики по КОСГУ
1. Несоответствие начисленных сумм расходов по каждому коду КОСГУ в справке (ф. 0503110) начисленным расходам по соответствующим кодам КОСГУ в отчете (ф. 0503121).
2. Неинформативность справки (ф. 0503110) в части отражения показателей расходов без аналитики по КОСГУ
Пункты 92 – 96, 100, 118 Инструкции № 191н, контрольные соотношения
Проверка соблюдения контрольного соотношения между показателями отчета (ф. 0503121) и сведений (ф. 0503168) по отчетным показателям
Показатель строки 320 «Чистое поступление основных средств» графы 4 отчета (ф. 0503121) должен соответствовать следующему. Строка 010 (графа 5 – графа 8) – строка 050 (графа 8) + строка 070 (графа 5 – графа 8) + строка 080 (графа 5 – графа 8) + строка 320 (графа 5 – графа 8) – строка 330 (графа 8) + строка 360 (графа 5 – графа 8) – строка 370 (графа 8) + строка 380 (графа 5 – графа 8)
Чистое поступление основных средств по форме 0503121 не соответствует идентичному показателю формы 0503168, что является недопустимым
Пункты 92 – 96, 100, 118 Инструкции № 191н, контрольные соотношения