как проверяют госслужащих на наличие счетов

Как проверяют госслужащих на наличие счетов

от 21 сентября 2009 г. N 1065

О ПРОВЕРКЕ ДОСТОВЕРНОСТИ И ПОЛНОТЫ

СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ГРАЖДАНАМИ, ПРЕТЕНДУЮЩИМИ

НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ,

И ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ, И СОБЛЮДЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ ТРЕБОВАНИЙ

К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59,

от 01.07.2010 N 821, от 13.03.2012 N 297, от 02.04.2013 N 309,

от 03.12.2013 N 878, от 23.06.2014 N 453, от 08.03.2015 N 120,

от 15.07.2015 N 364, от 19.09.2017 N 431, от 09.08.2018 N 475,

1. Настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559:

(в ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 N 453)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 N 453)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «б» в ред. Указа Президента РФ от 19.09.2017 N 431)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «в» в ред. Указа Президента РФ от 23.06.2014 N 453)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Проверка, предусмотренная подпунктами «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, осуществляется соответственно в отношении граждан, претендующих на замещение любой должности федеральной государственной службы, и государственных служащих, замещающих любую должность федеральной государственной службы.

3. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственным служащим, замещающим должность федеральной государственной службы, не предусмотренную перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557, и претендующим на замещение должности федеральной государственной службы, предусмотренной этим перечнем должностей, осуществляется в порядке, установленном настоящим Положением для проверки сведений, представляемых гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Указа Президента РФ от 15.07.2015 N 364)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Указов Президента РФ от 13.03.2012 N 297, от 02.04.2013 N 309)

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданина или государственного служащего и оформляется в письменной форме.

(в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2010 N 59, от 03.12.2013 N 878)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или по представлению Президента Российской Федерации, и претендующими на замещение должностей первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, назначение на которые осуществляется по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;

в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.

5.1. По решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации Управление может в установленном порядке осуществлять проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение любых должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также достоверности и полноты иных сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;

в) соблюдения лицами, замещающими должности, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, их супругами и несовершеннолетними детьми установленных для них запретов и ограничений, а также исполнения ими своих обязанностей.

(п. 5.1 введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309)

5.2. Проверка, предусмотренная пунктом 5.1 настоящего Положения, может проводиться независимо от проверок, осуществляемых подразделениями, должностными лицами либо комиссиями иных органов и организаций.

(п. 5.2 введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309)

(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;

в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального государственного органа или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;

в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.

8. Соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и подразделения их территориальных органов по основаниям, в порядке и в сроки, которые устанавливаются положениями об этих органах и их нормативными правовыми актами, осуществляют проверку:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в указанных федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или уполномоченными им лицами, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта;

в) соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, требований к служебному поведению.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Основанием для осуществления проверки, предусмотренной пунктом 1 настоящего Положения, является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:

(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;

а.1) работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

(пп. «а.1» введен Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

в) Общественной палатой Российской Федерации;

г) общероссийскими средствами массовой информации.

(пп. «г» введен Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(п. 10 в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.

12. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

13. Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровые службы федеральных государственных органов осуществляют проверку:

(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют проверку, предусмотренную подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения.

Проверку, предусмотренную подпунктом «б» пункта 13 настоящего Положения, в интересах территориальных органов федеральных государственных органов осуществляют соответствующие федеральные государственные органы.

15. При осуществлении проверки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 13 настоящего Положения, должностные лица Управления, подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации и кадровых служб вправе:

а) проводить беседу с гражданином или государственным служащим;

б) изучать представленные гражданином или государственным служащим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;

(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) получать от гражданина или государственного служащего пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам;

(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) наводить справки у физических лиц и получать от них информацию с их согласия;

е) осуществлять анализ сведений, представленных гражданином или государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

(пп. «е» введен Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

16. В запросе, предусмотренном подпунктом «г» пункта 15 настоящего Положения, указываются:

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

б) нормативный правовой акт, на основании которого направляется запрос;

в) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место регистрации, жительства и (или) пребывания, должность и место работы (службы), вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность, гражданина или государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которых проверяются, гражданина, представившего сведения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, полнота и достоверность которых проверяются, либо государственного служащего, в отношении которого имеются сведения о несоблюдении им требований к служебному поведению;

(в ред. Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) содержание и объем сведений, подлежащих проверке;

д) срок представления запрашиваемых сведений;

е) фамилия, инициалы и номер телефона государственного служащего, подготовившего запрос;

е.1) идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);

(пп. «е.1» введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309)

ж) другие необходимые сведения.

17. В запросе о проведении оперативно-разыскных мероприятий, помимо сведений, перечисленных в пункте 16 настоящего Положения, указываются сведения, послужившие основанием для проверки, государственные органы и организации, в которые направлялись (направлены) запросы, и вопросы, которые в них ставились, дается ссылка на соответствующие положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

(в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Запросы, кроме запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, направляются:

(в ред. Указов Президента РФ от 02.04.2013 N 309, от 10.12.2020 N 778)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1. Запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, направляются руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, перечень которых утвержден Президентом Российской Федерации.

(п. 18.1 введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309; в ред. Указа Президента РФ от 10.12.2020 N 778)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Запросы о проведении оперативно-разыскных мероприятий исполняются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и их территориальными органами в том числе путем взаимодействия в установленном порядке с правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств.

20. Руководители государственных органов и организаций, в адрес которых поступил запрос, обязаны организовать исполнение запроса в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и представить запрашиваемую информацию.

21. Государственные органы (включая федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, и их территориальные органы) и организации, их должностные лица обязаны исполнить запрос в срок, указанный в нем. При этом срок исполнения запроса не должен превышать 30 дней со дня его поступления в соответствующий государственный орган или организацию. В исключительных случаях срок исполнения запроса может быть продлен до 60 дней с согласия должностного лица, направившего запрос.

22. Начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает:

23. По окончании проверки Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или соответствующая кадровая служба обязаны ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

24. Государственный служащий вправе:

а) давать пояснения в письменной форме: в ходе проверки; по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 22 настоящего Положения; по результатам проверки;

б) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

в) обращаться в Управление, подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации или в соответствующую кадровую службу с подлежащим удовлетворению ходатайством о проведении с ним беседы по вопросам, указанным в подпункте «б» пункта 22 настоящего Положения.

25. Пояснения, указанные в пункте 24 настоящего Положения, приобщаются к материалам проверки.

26. На период проведения проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности федеральной государственной службы (от исполнения должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

На период отстранения государственного служащего от замещаемой должности федеральной государственной службы (от исполнения должностных обязанностей) денежное содержание по замещаемой им должности сохраняется.

(п. 26 в ред. Указа Президента РФ от 09.08.2018 N 475)

(см. текст в предыдущей редакции)

27. Начальник Управления, руководитель подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.

28. По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившему государственного служащего на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться одно из следующих предложений:

а) о назначении гражданина на должность федеральной государственной службы;

б) об отказе гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;

в) об отсутствии оснований для применения к государственному служащему мер юридической ответственности;

г) о применении к государственному служащему мер юридической ответственности;

д) о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

(п. 28 в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

29. Сведения о результатах проверки с письменного согласия лица, принявшего решение о ее проведении, предоставляются Управлением, подразделением Аппарата Правительства Российской Федерации или соответствующей кадровой службой с одновременным уведомлением об этом гражданина или государственного служащего, в отношении которых проводилась проверка, правоохранительным и налоговым органам, постоянно действующим руководящим органам политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, и Общественной палате Российской Федерации, предоставившим информацию, явившуюся основанием для проведения проверки, с соблюдением законодательства Российской Федерации о персональных данных и государственной тайне.

30. При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в государственные органы в соответствии с их компетенцией.

31. Должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, указанные в пункте 28 настоящего Положения, принимает одно из следующих решений:

а) назначить гражданина на должность федеральной государственной службы;

б) отказать гражданину в назначении на должность федеральной государственной службы;

в) применить к государственному служащему меры юридической ответственности;

г) представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

(п. 31 в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297)

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Подлинники справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поступивших в Управление или подразделение Аппарата Правительства Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559, по окончании календарного года направляются в кадровые службы для приобщения к личным делам. Копии указанных справок хранятся в Управлении или подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации в течение трех лет со дня окончания проверки, после чего передаются в архив.

33. Материалы проверки хранятся в Управлении, подразделении Аппарата Правительства Российской Федерации или в кадровой службе в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

Источник

Как госслужащему заполнить справку о доходах

И на что обратить внимание владельцу ценных бумаг

Я госслужащая, и мне приходится отчитываться о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах.

В 2020 году я открыла брокерский счет и ИИС, и они стали проблемой при заполнении справки о доходах. Оказалось, что никто из моих коллег не инвестирует, поэтому посоветоваться, как правильно отчитаться о ценных бумагах, было не с кем. В отделе кадров с такой ситуацией тоже не сталкивались и порекомендовали мне избавиться от инвестиций, чтобы в следующий раз вопросов не было.

В статье расскажу, как я отчитывалась о своих доходах, где брала информацию и на что стоит обратить внимание госслужащим, чтобы избежать нарушений.

Кому и как нужно отчитываться о доходах и расходах

В законе есть перечни должностей, служащие на которых обязаны рассказывать о своих доходах, имуществе, обязательствах и расходах. Таких должностей много. К ним относятся, например, сотрудники прокуратуры и правоохранительных органов, члены совета директоров Центрального банка, сотрудники Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Такая обязанность касается также сотрудников «Росатома», «Роскосмоса» и РЖД, а еще некоторых государственных и муниципальных служащих и претендентов на должности из перечней.

Как правило, отчитываться должен руководящий состав, но иногда сведения обязаны представлять и рядовые сотрудники. Это закреплено в нормативных актах федеральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Например, в перечнях могут быть должности, которые несут коррупционные риски, когда работа связана с управлением государственным имуществом, госзакупками, выдачей лицензий и разрешений и тому подобным.

Декларировать надо все имущество в собственности или пользовании: дом, квартиру, дачу, автомобиль и прицеп к нему, лодку, мотор к ней и тому подобное. Еще необходимо отчитаться о полученном доходе за прошлый год: зарплате, доходе от вкладов и ценных бумаг, любой оплачиваемой деятельности, пенсиях и пособиях. В справке указывают эти же сведения о супругах и несовершеннолетних детях.

Чтобы заполнить отчет, требуется специальная программа «Справки БК». Ее можно скачать на официальном сайте Президента РФ. Еще эту программу обычно дублируют на сайте, где перечислен список вакантных должностей и требования к претендентам на службу. После заполнения отчета в «Справки БК» его необходимо выгрузить и сдать в отдел кадров.

Граждане, которые занимают должности из перечней, ежегодно не позднее 30 апреля отчитываются об имуществе и доходах за прошлый год. Кандидаты на должности из перечней заполняют отчет непосредственно при поступлении на службу.

Перечни должностей часто меняются. Я специалист среднего звена и до 2021 года заполняла отчет в «Справки БК» всего один раз — в 2010 году. Затем требование отчитываться о доходах и имуществе на моей должности отменили. А в 2020 году перечень должностей на моей службе снова расширили — теперь все работники отдела по закупкам обязаны сдавать справку о доходах, в том числе и я.

В 2010 году у меня не возникло сложностей при заполнении «Справки БК»: я не инвестировала и отчитывалась только по доходу от основной деятельности. А вот в отчете за 2020 год мне пришлось долго разбираться с разделом о ценных бумагах.

Какие проблемы могут быть у госслужащих — владельцев ценных бумаг

В Т⁠—⁠Ж уже была подробная статья об ограничениях для госслужащих, у которых есть брокерские счета, поэтому кратко расскажу про основные моменты.

Инвестиции в российские ценные бумаги и финансовые инструменты не запрещены — не случайно в справке госслужащих есть раздел о ценных бумагах. То есть можно самостоятельно покупать акции российских компаний. Но только если это не приводит к конфликту интересов, когда владелец ценных бумаг может оказать прямое влияние на компанию, которая эти бумаги выпустила. Например, чиновнику из Минтранса нельзя владеть акциями «Аэрофлота». В этом случае ценные бумаги надо передать в доверительное управление.

Перед тем как начать инвестировать, я изучила ограничения для госслужащих. Иностранные акции, на которые действует запрет, я покупать не собиралась, поэтому оснований не открывать брокерский счет не нашла. В 2020 году я открыла ИИС и купила акции российских компаний: «Аэрофлота», «Лукойла» и Сбербанка. Позже оказалось, что на моей службе даже с этими бумагами могут быть проблемы.

Когда у нас расширился перечень должностей, на которых нужно отчитываться о доходах, имуществе, обязательствах и расходах, многие специалисты впервые столкнулись с программой «Справки БК». Поэтому отдел кадров провел учебную лекцию: нам рассказали про типичные ошибки при заполнении отчета и на что обратить внимание. Тогда же нам сообщили, что мы не вправе владеть ценными бумагами, — раздел справки, посвященный инвестициям, даже не обсуждался.

Дело в том, что прямого ограничения нет, но существует судебная практика, согласно которой владеть любыми бумагами госслужащие могут только через доверительное управление. Поэтому я советую всем служащим до того, как начать инвестировать, уточнить в отделе кадров позицию по этому вопросу.

Как разрешится моя ситуация, пока непонятно. Вообще, если в справке не отражены какие-то доходы или другая информация, служащего вызывают на комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. По результатам комиссии принимают решение о наказании. Это может быть замечание, выговор, строгий выговор — для тех, кто замещает должности военной и правоохранительной службы, — предупреждение о неполном служебном соответствии или увольнение со службы в связи с утратой доверия.

Если комиссия решит, что в моем случае владение ценными бумагами может привести к конфликту интересов, мне рекомендуют передать бумаги в доверительное управление. Если на следующий год я не выполню рекомендации, то уже будет решаться вопрос о наказании.

В любом случае справку о доходах за 2020 год я заполнила и в апреле 2021 года сдала ее в отдел кадров.

Как победить выгорание

Как я отчитывалась о своих доходах

Прежде чем заполнять справку о доходах, я прочла методические рекомендации Минтруда. Несмотря на то что времени до конца апреля было много, уже в феврале 2021 года я начала собирать документы, откуда нужно брать информацию для отчета. Я взяла справки в банках, сверила счета из них с теми, что перечислены в личном кабинете на сайте ФНС. Еще запросила справку 2-НДФЛ в бухгалтерии и собрала все отчеты брокера за год. Затем скачала программу «Справки БК» и заполнила необходимые разделы.

Алгоритм получился такой:

Расскажу подробнее о каждом шаге.

Этот этап я называю «Вспомнить все». Мне нужно было отчитаться не только за себя, но и за супруга и несовершеннолетних дочек. Документы, которые подтверждают доходы, к справке прикладывать не нужно. Но их следует сохранить, чтобы в случае чего представить комиссии как доказательство своей позиции.

Справки из банков о наличии счетов. У меня есть счета в Сбербанке и «Открытии», поэтому я обратилась в эти банки за справками для госслужащих. Сбербанк предоставляет такую справку в личном кабинете, она формируется автоматически в течение нескольких минут. В «Открытие» пришлось идти лично, но сотрудники сказали, что скоро и у них появится электронная услуга.

Справка для госслужащих представляется бесплатно. Ее разделы дублируют названия граф для заполнения отчета в «Справки БК»: отражены даты открытия счетов, доход по вкладам и от ценных бумаг, если брокерский счет открыт в банке, который дает справку.

Я просила справки для госслужащих за период с 1 января по 31 декабря 2020 года. Аналогичные справки в банках нужно было взять для мужа и старшей дочери.

Информация о доходах в личном кабинете на сайте ФНС. Здесь я перепроверила все поступления, которые облагаются налогом. В моем случае это зарплата и доход от дивидендов. То же самое попросила сделать мужа.

В личном кабинете тоже можно проверить информацию о банковских счетах, и я советую это сделать. Например, моя коллега очень удивилась, когда увидела там счет из стороннего банка. Оказалось, что когда-то она брала кредит и, совершая последний платеж, заплатила на несколько рублей больше. Чтобы вернуть ей излишек, банк открыл дополнительный счет и положил туда эти деньги. Если бы не личный кабинет на сайте ФНС, она бы не узнала об этом счете и не отразила бы его в программе «Справки БК», а это нарушение.

Справка о награде в спортивной школе. За участие в спортивных мероприятиях детей тоже иногда поощряют деньгами. За год старшая дочь о наградах успела забыть, поэтому, чтобы быть спокойной, я обратилась в бухгалтерию ее спортивной школы. Там мне выдали справку, что дочка получила 200 Р за участие в соревнованиях по баскетболу.

Р мы бы не вспомнили» loading=»lazy» data-bordered=»true»>

В справке необходимо отразить доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях — все дивиденды и выплаты купонов по облигациям. Эта информация отражается в разных документах: сведения о выплаченных дивидендах — в личном кабинете налогоплательщика, о купонных выплатах — в отчете брокера. Также в «Справки БК» необходимо указать дату открытия счетов. Подробнее об этом я расскажу ниже.

Сведения об ИИС и брокерском счете. Даты открытия счетов я взяла из личного кабинета в банке, потому что в справке для госслужащих Сбербанка этой информации не было. Сумму остатка на ИИС, которую тоже нужно зафиксировать, взяла из отчета брокера на 31 декабря 2020 года.

Информация о купонных выплатах. В справке из Сбербанка, в разделе «Доходы от ценных бумаг», указаны только выплаты по дивидендам. Такая же ситуация в личном кабинете в налоговой: купонов там нет, потому что до 1 января 2021 года они не облагались налогом.

Мне пришлось потрудиться, чтобы найти их. При оформлении ИИС я указала, чтобы купонные выплаты приходили мне на карту. В истории операций они отмечены как «Прочие поступления», поэтому нужно было отследить все поступления за год и выбрать именно купоны. Ушло много времени, хотя эта карта у меня не основная.

Данные об уставном капитале эмитента. При заполнении раздела о ценных бумагах отчета в «Справки БК» также нужно указать размер уставного капитала.

Этих данных ни в отчете брокера, ни в справках из банка не было, поэтому пришлось пользоваться открытыми источниками. Я так и искала в интернете по каждой бумаге. Например, изучила уставный капитал «Аэрофлота». Всего пришлось просмотреть восемь сайтов.

Информация о покупке бумаг. Сначала я хотела взять информацию о цене покупки ценных бумаг из итогового отчета брокера на начало января 2021 года, но увидела разночтения. Оказывается, там указана цена продажи бумаг на дату формирования отчета, а не цена приобретения мною этих бумаг.

Пришлось выбирать отчеты, которые формировались сразу после покупок. Хорошо, что все они хранятся у меня в отдельной папке на электронке.

Все имущество в собственности подтверждается документами. Например, на дом и землю это выписка из ЕГРН, на машину — свидетельство о регистрации. Данные из них нужны для заполнения отчета. Сами документы прикладывать не нужно — достаточно правильно внести сведения из них в «Справки БК».

Я подготовила документы на дом и землю, которые находятся у меня в собственности, и на машину мужа. Другого имущества в собственности или пользовании у меня или моей семьи в 2020 году не было.

Отчет начинается с анкетных данных всех членов семьи служащего. Далее идут семь разделов:

Каждый новый раздел в программе «Справки БК» — это новая вкладка. Если каких-то сведений нет, можно перейти к следующему разделу. Например, у себя в разделе 3 «Сведения об имуществе» я указала дом и участок, а в справке мужа этот раздел пустой. У него я заполнила раздел 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» — ниже объясню почему.

При заполнении программы все интуитивно понятно. Если есть сложности, стоит перечитать методические рекомендации Минтруда: там есть ответы на многие вопросы.

Информация о лице, представляющем сведения. Сначала в «Справки БК» служащему необходимо внести свои персональные данные: ФИО, дату рождения, паспортные данные, номер СНИЛС, место работы и должность. Затем такую же информацию нужно указать о каждом члене семьи.

Раздел 1. Сведения о доходах. В этом разделе нужно перечислить суммы по таким видам доходов:

Я указала в иных доходах пособия семьям в связи с распространением коронавирусной инфекции:

Раздел 2. Сведения о расходах. Этот раздел я не заполняла, потому что в 2020 году ничего не покупала.

Вообще в нем отражаются сведения о значимых покупках в течение года, таких как квартира, дом, земельный участок или машина. При этом заявить нужно только покупки на сумму выше общего дохода супругов за три последних года.

Раздел 3. Сведения об имуществе. В этом разделе декларируется информация о недвижимом имуществе: доме, квартире, земельном участке или гараже. Необходимо указать адрес, площадь объекта и основание приобретения: покупка, дарение, наследство и тому подобное. Еще надо указать реквизиты документа. Например, если это договор купли-продажи, то его дату и номер.

Аналогичную информацию нужно представить по транспортным средствам: когда купили, реквизиты документа о праве собственности.

Раздел 4. Сведения о счетах в банках. Этот раздел нужно заполнить на основании справок из банков, в которых открыты счета, и сверить с данными из налоговой.

Необходимо указать название банка, где открыт счет, его адрес, вид счета и в какой он валюте, когда открыт и сколько денег на нем лежит на отчетную дату.

Если сумма поступлений на счет не больше дохода супругов за три последних года, то в окне нужно поставить галочку в графе «Общая сумма денежных поступлений на счет не превышает общий доход лица и его супруга за отчетный период и два предшествующих ему года».

Раздел 5. Сведения о ценных бумагах. Информацию по каждой бумаге нужно вносить отдельно. Если в течение года было несколько покупок, то в графе «Общая стоимость» укажите сумму всех операций.

В основании участия отражаются данные из отчета брокера: когда была совершена покупка и каков ее номер.

Раздел 6. Сведения об обязательствах имущественного характера. Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании, — это имущество не в собственности человека, о котором заполняют справку, но которым он пользуется. Например, дом в собственности у жены, тогда у мужа и детей он будет значиться в этом разделе. Основание предоставления недвижимости — фактическое предоставление. То есть женщина дала возможность жить в доме членам своей семьи. Это наш случай.

Тут же можно указать аренду, безвозмездное пользование или что-то другое. Суть в том, что если у человека нет в собственности жилого имущества, а где-то он все-таки живет, то должен заявить, где и на каком основании.

«Срочные обязательства финансового характера» — это подраздел об обязательствах, по которым служащий выступает кредитором или должником. То есть в нем нужно указывать, например, и обязательства застройщика перед служащим по ДДУ, и займы, которые выдал служащий. А также всю информацию о кредитах: в каком банке взяты, на какой срок, под какой процент, какую сумму еще нужно вернуть.

Отдельная тонкость — деньги, которые просто лежат на брокерском счете или ИИС. Такой остаток считается финансовым обязательством: по сути, брокер — должник служащего и обязан вернуть деньги по требованию. Основание для обязательства — договор брокерского обслуживания или ИИС, поэтому его номер тоже надо будет указать в отчете.

Раздел 7. Безвозмездные сделки. Этот раздел необходимо заполнить, если в прошлом году служащий, например, что-то подарил, заключил брачный договор или соглашение о разделе имущества, а также утилизировал автомобиль.

Я раздел не заполняла, потому что безвозмездных сделок не было ни у меня, ни у членов моей семьи.

Приложение. В этой вкладке можно отразить документы, если вы прикладываете их к справке.

Учитывая, что обязанности документально подтверждать сведения нет, я ничего не прикладывала — приложение пустое.

На последнем листе отчета нужно поставить дату — выбрать актуальную из календаря в программе. Затем подтвердить достоверность данных, распечатать справку на каждого члена семьи по отдельности, поставить свою подпись и сдать все в отдел кадров.

Дата и время отражаются на каждом распечатанном листе, поэтому в случае исправлений лист заменить не получится. Придется заново распечатывать всю справку. Также нельзя делать пометки ручкой уже на бумаге: все заполняется в программе.

Что в итоге

Больше всего времени я потратила на раздел справки о ценных бумагах. Нужно было поднять все отчеты брокера, чтобы отразить дату покупки бумаг. Только заполнение информации о бумагах заняло около четырех часов. Еще несколько часов ушло на поиск информации об эмитентах. В остальном, если на руках есть все документы, отчет в «Справки БК» заполняется быстро.

Скорого решения о том, правильно ли заполнен отчет, ждать не стоит. У отдела кадров есть несколько месяцев на проверку данных. А комиссия по урегулированию конфликтов собирается уже после представления справки — тогда-то и будет известно, есть ли какие-то ошибки.

Запомнить

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Антон, присоединяюсь. Тоже разбирался в этом вопросе когда начинал инвестировать. Можно рядовым гос- и мун- служащим покупать иностранные акции и ETF.

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

После разговора со специалистами отдела кадров по вопросу декларирования ИИС ещё в 2019 году, я понял, что госслужащему проще не инвестировать. И по прочтении последующих редакций методических рекомендаций Минтруда я лишь укрепился в этом мнении.

Если честно, мне сложно понять глубинный смысл самостоятельной декларации госслужащими своих доходов и расходов. Неужели программные средства наподобие используемых ФНС или РФМ не позволяют вести контроль за аномальными отклонениями по нашим счетам?

Поздравляю вас, автор! Вы неправильно заполнили справку о доходах.
Стоимость акций, которая указывается в справке, не имеет ничего общего с ценой покупки.
Также поддержу автора комментария о том, что согласно рекомендациям Минтруда брокерские счета и иис не отражаются в справке.

Вообще конечно лучше писать такие статьи не когда 10 лет не заполнял справку, а когда все 10 лет заполнял и помнишь, как менялись требования, знаешь, что справка БК почти ежегодно обновляется, как и рекомендации по ее заполнению, какие документы и в каких случаях все же надо приложить.

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Самое интересное, сколько я насмотрелся на эти декларации у средних и рядовых вот ни разу они не помогли для тех целей, ради которых все затевалось
Только кары работникам, кто забыл три копейки на давно закрытом (как человек ошибочно думал) счёте отразить

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

В последних рекомендациях прямо написано, что брокерские счета не подлежат отражению в разделе с счётами.

Максим, по моему опыту заполнения всегда лучше указать что-то лишнее чем не указать.

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Давид, мне прокуратура в представлении написала что я указал несуществующий счет в Тинькове. Типа с какого? 🙂 Это был брокерский счет, которого действительно в выписке нет и раньше (2019 год) их нужно было указывать.

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Максим, если вы про это «открываемые не на основании гражданско-правового договора счета, счета депо, счета брокера, индивидуальные инвестиционные счета», то вы уверены что ваш брокерский счет открыт не на основании гражданско-правового договора? Лично я не юрист и мне не совсем понятно как это предложение следует правильно трактовать.

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Илья, а в отношении ETF и ПИФов, правильно же я поняла в инструкции на этот год, что не обязательно номинальную стоимость указывать, если её официально нет?

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Екатерина, по моим проверкам никто не инвестирует либо делают это не на свое имя, поэтому не вдавался в подробности.
Но по общему правилу что то указать надо, поэтому пойдёт и стоимость фактической покупки если нет номинала

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Екатерина, честно, не знаю, не обращал внимание, не помню что сказано.

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Илья, все счета сейчас есть в личном кабинете налоговой. Это я как чуть-чуть коллега добавляю..

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Илья, нравится работа? 😉

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Михаил, это только одно маленькое проявление моей работы. причём самое простое- если бы вся работа состояла только из этого, то вполне себе нравилась бы, а так. не имею права выражать мнение по этому поводу

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

По конфликту интересов имеется Письмо Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088 «Об обзоре типовых случаев конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядке их урегулирования»
В этом письме минтруд с одинаковых позиций рассматривает конфликт интересов в случаях владения ценными бумагами (п 3.1) и наличия вклада/ипотеки в банке (п. 3.2 письма).
Соответственно если кадровики не видят конфликта интересов в случае ипотеки то и при владении акциями его быть не может.
Обычно кадровики в этом ничего не понимают и боясь ошибиться перестраховываются трактуя конфликт интересов очень широко.

как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть фото как проверяют госслужащих на наличие счетов. Смотреть картинку как проверяют госслужащих на наличие счетов. Картинка про как проверяют госслужащих на наличие счетов. Фото как проверяют госслужащих на наличие счетов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *