как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье мармеладовых
8. Каково авторское отношение к Мармеладову?/9. В каких произведениях русской классики изображается судьба “маленького человека” и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского? (ЕГЭ по литературе)
По данному отрывку мы можем определить авторское отношение к Мармеладову. Достоевский однозначно жалеет своего героя, он сочувствует бедному чиновнику. Мармеладов испытывает “бесконечное страдание”, увидев свою дочь в цветном платье, приниженную и стыдящуюся. Герой осознает, что он – причина ее тяжелой участи. Рисуя портрет Сони, автор соболезнует и ей. Достоевский очень трагично описывает последние мгновения Мармеладова.
Отец с дочерью замерли в объятии, этой сценой автор напоминает о любви и теплоте, которые испытывали герои друг к другу, не смотря ни на что. Таким образом, Достоевский с большим сочувствием и состраданием относится к своему герою.
Тема “маленького человека” нередко встречается в русской литературе. В качестве примера можно привести повесть Н. В. Гоголя “Шинель”. Как и Мармеладов, Акакий Акакиевич занимает низкий чиновничий пост. Герой, лишенный всяких излишеств в жизни, мечтает лишь об одной шинели, но судьба “маленького человека” безнадежна. Башмачкин теряет свою заветную мечту и терпит несчастливый конец, как и герой Достоевского. Также данную тему затрагивает А. П. Чехов в рассказе “Смерть чиновника”. Судьба героя схожа. Мелкий чиновник Червяков умирает после неловкого инцидента с генералом. Так же как и Мармеладову, герою не удается справиться с жестокой системой и с самим собой. Таким образом, в данных произведениях судьба “маленького человека” описана трагично. Герои, будучи настоящими, человечными, не способны жить счастливо в этом безжалостном мире.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
8. Как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье Мармеладовых? 9. В каких произведениях русской литературы изображены жертвы социальной среды и жизненных обстоятельств и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Мармеладовыми? (ЕГЭ по литературе)
Автор жалеет семью Мармеладовых, описание бедных детей и отчаянной жены бедного чиновника заставляет сердца читателей сжиматься от жалости и несправедливости мира.
Мармеладов, зная, что его семья находится в бедственном положении, все равно пропивает последние копейки: «Денег не было ни копейки». Но автор не показывает героя ужасным, Достоевский старается вызвать у читателя жалость к нему. Семен Мармеладов сам понимает, что ведет себя не уважительно по отношению к семье, однако он ничего не может с этим сделать. Все на что способен герой — это «не входя в комнату, стать в самых дверях на коленки».
Приведённый фрагмент дает понять, что место, в котором живут Мармеладовы — не пригодное для жизни жилье.
Дети прибывают в страхе — «мальчик… весь дрожал в углу и плакал… девочка, лет девяти… тоненькая как спичка». Постоянное недоедание и избиение плохо сказывается на их самочувствии, именно это видит Раскольников, когда заходит внутрь. Это наталкивает на мысль о том, что создатель произведения не просто так описывает это отчаяние, он призывает общество обратить внимание на нуждающихся и не относиться к их жизням с пренебрежением.
Таким образом, автор показывает самую настоящую нищету, которую боятся обличать в глазах светского мира. М. Ф. Достоевский описывает протест общества, нового поколения, через путь мятущейся души человека.
В литературе часто поднимается вопрос социальной несправедливости, того, как люди вынуждены жить в мире, в котором нет места бедным. Многие из них погибали, другие же мирились со своей судьбой, ища способы выжить в таких реалиях.
Например, в произведении М. Горького «На дне», так же как и в «Преступлении и наказании» герои вынуждены прибывать в бедности и отчаянности. Мармеладовы — семья, которая жила довольно не плохо, опустилась на самый низ общества, лишь по тому, что глава семьи лишился работы и перестал бороться за счастье своих детей: «это мне не в боль, а в наслаждение», говорил Мармеладов, когда жена ругала его за очередное пьянство. Герои пьесы Горького, так же пили и не хотели менять ход жизни, видимо их устраивали «пьянки» и «драки», которые окружали их каждый день. Не просто так в произведении звучала фраза, люди как блохи: «все — чёрные, все — прыгают». Обители «дна» были выброшены из жизни по вине общества. Герои этих произведений символизируют «дно» жизни за пределами приличного, законопослушного общества.
Похожая ситуация воссоздается в произведении Н. В. Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин, так же как и Мармеладовы находился не в лучшем положении, но его это устраивало. Люди смеялись над ним, над его бедностью, семья Мармеладовых была подвержена таким же унижениям, а все из-за социальной несправедливости. «Вечная тьма» поглотила героев, им некуда было пойти, бездушный мир чинов и денег давил на людей, именно поэтому Акакий Акакиевич не выдержал и покинул этот «разнообразный и приятный мир». Жизнь Мармеладова так же не пощадила героя, причиной смерти послужила «щегольская и барская» коляска, героя задавили. Не справедливость со стороны государства так же показана полицейские «были довольны, что узнали, кто раздавленный». Можно сказать, что общество старалось избегать таких людей, и каждый раз, когда кто-то из «бедняков» умирал, они были рады.
Не случайно писатели совпадают в своем интересе к жертвам социальной среды. Ведь они показаны весьма не в светлых тонах, как жизнь господ из высшего общества, через образы таких персонажей можно увидеть всю беспощадность социальных низов, то как тяжело таким людям выживать.
Как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье мармеладовых
Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены жертвы социальной среды и жизненных обстоятельств. Чем они схожи (или чем различаются) с Мармеладовыми?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.
– А! — закричала она в исступлении, — воротился! Колодник! Изверг. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твоё платье? где деньги? говори.
И она бросилась его обыскивать. Мармеладов тотчас же послушно и покорно развёл руки в обе стороны, чтобы тем облегчить карманный обыск. Денег не было ни копейки.
– Где же деньги? — кричала она. – О господи, неужели же он всё пропил! Ведь двенадцать целковых в сундуке оставалось. — и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал её усилия, смиренно ползя за нею на коленках.
– И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Спавший на полу ребёнок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист.
– Пропил! всё, всё пропил! — кричала в отчаянии бедная женщина, – и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей). О, треклятая жизнь! А вам, вам не стыдно, — вдруг набросилась она на Раскольникова, — из кабака! Ты с ним пил? Ты тоже с ним пил! Вон!
Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»
Какое место в системе образов занимает семья Мармеладовых? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
Изначально Ф.М.Достоевский планировал строить сюжет своего знаменитого социально-психологического романа вокруг семейства Мармеладовых. Произведение должно было носить название «Пьяненькие», но позже автор изменил сюжетную линию и озаглавил его «Преступление и наказание».
Мармеладовым в романе уделено немало внимания, их семейство является одним из основных образов. Какую авторскую задумку воплощают эти персонажи? Ответ на этот вопрос заключается в фигурах самих членов семьи.
Глава семейства является бывшим чиновником.
Семен Захарович пропил состояние и опустился на социальное дно. В итоге он существует за счет обворовывания семьи и родной дочери, торгующей своим телом. Мармеладов чувствует вину перед семейством, но не в силах побороть пагубные привычки. Вместо того чтобы взять себя в руки и вытянуть жену и детей из нищеты, он погибает под копытами лошади.
Жене Мармеладова также уготована трагическая судьба. Катерина Ивановна – гордая и образованная женщина вынуждена терпеть унижения от опустившегося мужа и прозябать в нищете. У нее развивается чахотка и в конечном итоге болезнь сводит ее в могилу.
Бедственное положение семьи вынуждает дочь Мармеладовых заниматься проституцией. Добрая и отзывчивая девушка терпит нравственную гибель. Но именно ей Достоевский отводит роль ангела-спасителя для Родиона Раскольникова. Встреча с Соней стала для бывшего студента поворотным моментом в жизни.
На фоне семейной драмы Мармеладовых глубже раскрывается образ самого Раскольникова. Одновременно автор показывает мир «маленьких» людей, доведенных обстоятельствами до нищеты и унижения, хотя в своем естестве они не так уж плохи. Судьба семейства Мармеладовых стала отражением царящего в обществе равнодушия, толкающего людей на преступления против самих себя.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Анализ эпизода: встреча Раскольникова с Мармеладовым из романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)
В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский привлекает внимание читателей к одним из самых серьезных и страшных проблем России, существующих, к сожалению, до сих пор – нищете и алкоголизму. Писатель очень ярко раскрывает их на примере семьи Мармеладовых, с которой знакомится главный герой Родион Раскольников.
О чем фрагмент?
Раскольников посещает трактир, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, который жаждал с кем-нибудь поговорить. Именно в этой сцене герой узнает о семье Сони Мармеладовой и о судьбе самой девушки.
Ее отец в первую встречу с Раскольниковым выглядел неопрятно и неподобающе: он давно не мылся, несколько ночей провел на улице, его костюм был мятый и порванный; лицо стало желто-зеленым, а глаза – красными, в них еще сохранялся ум, но уже вместе с безумством. Мармеладов стал рассказывать о своей жизни. Раньше он работал чиновником, однако потерял место из-за пьянства. От первого брака у него есть дочь Соня, второй раз он женился на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми – как он признался, из жалости. Из-за голода и плохих условий для проживания жена заболела чахоткой, а родная дочь вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье.
Мармеладов признает, что он слабовольный и падший человек, который стал только обузой для родных. Он говорит, что не хочет появляться дома, потому что боится осуждающих взглядов жены, жалкой и гнетущей домашней обстановки, голодных детей.
Родион провожает мужчину до дома, чтобы тот не упал где-нибудь по пути. Увидев мужа, Катерина Ивановна стала его бить и причитать, что он пропил их последние деньги. Раскольников наблюдал за детьми: худые, одетые не по погоде, они выглядели очень болезненно. Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу. Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.
Образы и символы
Значение и роль
Сцена встречи Раскольникова и Мармеладова нужна в романе для раскрытия характеров героев – в первую очередь, самого Родиона и Сони. Молодой человек, который задается вопросом, к какой из категории людей он принадлежит («тварь я дрожащая или право имею?») помогает людям, относящимся как раз к «тварям дрожащим». Работа Сони оказывается оправдана нуждами семьи: ее никуда не пристроят и нигде не будут платить достаточно хорошо. Но даже грехопадение не портит девушку, она продолжает поддерживать родных и не винит мачеху за то, что та отправила ее на панель.
Из истории мужчины видно, насколько жестоко обращаются те, у кого есть хоть какая-то власть, с теми, у кого ничего нет. Хозяйка, которая сдает Мармеладовым квартиру, требует выгнать Соню из-за ее работы, потому что их сосед не хочет делить крышу с опороченной девушкой. Бедную вдову, оставшуюся с тремя детьми, никто не поддержал после смерти мужа, и ей приходится выйти замуж за мелкого чиновника, который делает ей предложение из жалости. Сосед избил Катерину Ивановну, но никто не заступился за женщину. Все это только укрепило в Раскольникове уверенность в том, что он поступит правильно, осуществив свой замысел.
Смысл
Раскольников слышит чудовищную историю жизни одной семьи, но многим ли она будет отличаться от историй других таких же семей? Трагедия как раз и заключается в том, что это обыденная проблема того времени. Нищие и жалкие, никому не нужные взрослые и дети брошены на произвол судьбы. Они пытаются выжить в грязи удушающего Петербурга, в то время как другие, у которых есть средства, ни за что не протянут руку помощи.
Достоевский осуждает подобное устройство общества. В какой-то мере он оправдывает поступок Раскольникова, хотя сам автор не одобряет его, конечно. Но писатель показывает кошмары жизни нищих, от которых проще отречься, чем помочь. Родион, как и большинство жителей Петербурга, загнан в жесткие и жестокие условия существования, но он пытается выбраться из этих рамок и не сдается.