как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье мармеладовых

8. Каково авторское отношение к Мармеладову?/9. В каких произведениях русской классики изображается судьба “маленького человека” и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского? (ЕГЭ по литературе)

По данному отрывку мы можем определить авторское отношение к Мармеладову. Достоевский однозначно жалеет своего героя, он сочувствует бедному чиновнику. Мармеладов испытывает “бесконечное страдание”, увидев свою дочь в цветном платье, приниженную и стыдящуюся. Герой осознает, что он – причина ее тяжелой участи. Рисуя портрет Сони, автор соболезнует и ей. Достоевский очень трагично описывает последние мгновения Мармеладова.

Отец с дочерью замерли в объятии, этой сценой автор напоминает о любви и теплоте, которые испытывали герои друг к другу, не смотря ни на что. Таким образом, Достоевский с большим сочувствием и состраданием относится к своему герою.

Тема “маленького человека” нередко встречается в русской литературе. В качестве примера можно привести повесть Н. В. Гоголя “Шинель”. Как и Мармеладов, Акакий Акакиевич занимает низкий чиновничий пост. Герой, лишенный всяких излишеств в жизни, мечтает лишь об одной шинели, но судьба “маленького человека” безнадежна. Башмачкин теряет свою заветную мечту и терпит несчастливый конец, как и герой Достоевского. Также данную тему затрагивает А. П. Чехов в рассказе “Смерть чиновника”. Судьба героя схожа. Мелкий чиновник Червяков умирает после неловкого инцидента с генералом. Так же как и Мармеладову, герою не удается справиться с жестокой системой и с самим собой. Таким образом, в данных произведениях судьба “маленького человека” описана трагично. Герои, будучи настоящими, человечными, не способны жить счастливо в этом безжалостном мире.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

8. Как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье Мармеладовых? 9. В каких произведениях русской литературы изображены жертвы социальной среды и жизненных обстоятельств и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Мармеладовыми? (ЕГЭ по литературе)

Автор жалеет семью Мармеладовых, описание бедных детей и отчаянной жены бедного чиновника заставляет сердца читателей сжиматься от жалости и несправедливости мира.

Мармеладов, зная, что его семья находится в бедственном положении, все равно пропивает последние копейки: «Денег не было ни копейки». Но автор не показывает героя ужасным, Достоевский старается вызвать у читателя жалость к нему. Семен Мармеладов сам понимает, что ведет себя не уважительно по отношению к семье, однако он ничего не может с этим сделать. Все на что способен герой — это «не входя в комнату, стать в самых дверях на коленки».

Приведённый фрагмент дает понять, что место, в котором живут Мармеладовы — не пригодное для жизни жилье.

Дети прибывают в страхе — «мальчик… весь дрожал в углу и плакал… девочка, лет девяти… тоненькая как спичка». Постоянное недоедание и избиение плохо сказывается на их самочувствии, именно это видит Раскольников, когда заходит внутрь. Это наталкивает на мысль о том, что создатель произведения не просто так описывает это отчаяние, он призывает общество обратить внимание на нуждающихся и не относиться к их жизням с пренебрежением.

Таким образом, автор показывает самую настоящую нищету, которую боятся обличать в глазах светского мира. М. Ф. Достоевский описывает протест общества, нового поколения, через путь мятущейся души человека.

В литературе часто поднимается вопрос социальной несправедливости, того, как люди вынуждены жить в мире, в котором нет места бедным. Многие из них погибали, другие же мирились со своей судьбой, ища способы выжить в таких реалиях.

Например, в произведении М. Горького «На дне», так же как и в «Преступлении и наказании» герои вынуждены прибывать в бедности и отчаянности. Мармеладовы — семья, которая жила довольно не плохо, опустилась на самый низ общества, лишь по тому, что глава семьи лишился работы и перестал бороться за счастье своих детей: «это мне не в боль, а в наслаждение», говорил Мармеладов, когда жена ругала его за очередное пьянство. Герои пьесы Горького, так же пили и не хотели менять ход жизни, видимо их устраивали «пьянки» и «драки», которые окружали их каждый день. Не просто так в произведении звучала фраза, люди как блохи: «все — чёрные, все — прыгают». Обители «дна» были выброшены из жизни по вине общества. Герои этих произведений символизируют «дно» жизни за пределами приличного, законопослушного общества.

Похожая ситуация воссоздается в произведении Н. В. Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин, так же как и Мармеладовы находился не в лучшем положении, но его это устраивало. Люди смеялись над ним, над его бедностью, семья Мармеладовых была подвержена таким же унижениям, а все из-за социальной несправедливости. «Вечная тьма» поглотила героев, им некуда было пойти, бездушный мир чинов и денег давил на людей, именно поэтому Акакий Акакиевич не выдержал и покинул этот «разнообразный и приятный мир». Жизнь Мармеладова так же не пощадила героя, причиной смерти послужила «щегольская и барская» коляска, героя задавили. Не справедливость со стороны государства так же показана полицейские «были довольны, что узнали, кто раздавленный». Можно сказать, что общество старалось избегать таких людей, и каждый раз, когда кто-то из «бедняков» умирал, они были рады.

Не случайно писатели совпадают в своем интересе к жертвам социальной среды. Ведь они показаны весьма не в светлых тонах, как жизнь господ из высшего общества, через образы таких персонажей можно увидеть всю беспощадность социальных низов, то как тяжело таким людям выживать.

Источник

Как проявляется во фрагменте авторское отношение к семье мармеладовых

Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором изображены жертвы социальной среды и жизненных обстоятельств. Чем они схожи (или чем различаются) с Мармеладовыми?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1, C2.

– А! — закричала она в исступлении, — воротился! Колодник! Изверг. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твоё платье? где деньги? говори.

И она бросилась его обыскивать. Мармеладов тотчас же послушно и покорно развёл руки в обе стороны, чтобы тем облегчить карманный обыск. Денег не было ни копейки.

– Где же деньги? — кричала она. – О господи, неужели же он всё пропил! Ведь двенадцать целковых в сундуке оставалось. — и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал её усилия, смиренно ползя за нею на коленках.

– И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Спавший на полу ребёнок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист.

– Пропил! всё, всё пропил! — кричала в отчаянии бедная женщина, – и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей). О, треклятая жизнь! А вам, вам не стыдно, — вдруг набросилась она на Раскольникова, — из кабака! Ты с ним пил? Ты тоже с ним пил! Вон!

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

Источник

Какое место в системе образов занимает семья Мармеладовых? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)

Изначально Ф.М.Достоевский планировал строить сюжет своего знаменитого социально-психологического романа вокруг семейства Мармеладовых. Произведение должно было носить название «Пьяненькие», но позже автор изменил сюжетную линию и озаглавил его «Преступление и наказание».

Мармеладовым в романе уделено немало внимания, их семейство является одним из основных образов. Какую авторскую задумку воплощают эти персонажи? Ответ на этот вопрос заключается в фигурах самих членов семьи.

Глава семейства является бывшим чиновником.

Семен Захарович пропил состояние и опустился на социальное дно. В итоге он существует за счет обворовывания семьи и родной дочери, торгующей своим телом. Мармеладов чувствует вину перед семейством, но не в силах побороть пагубные привычки. Вместо того чтобы взять себя в руки и вытянуть жену и детей из нищеты, он погибает под копытами лошади.

Жене Мармеладова также уготована трагическая судьба. Катерина Ивановна – гордая и образованная женщина вынуждена терпеть унижения от опустившегося мужа и прозябать в нищете. У нее развивается чахотка и в конечном итоге болезнь сводит ее в могилу.

Бедственное положение семьи вынуждает дочь Мармеладовых заниматься проституцией. Добрая и отзывчивая девушка терпит нравственную гибель. Но именно ей Достоевский отводит роль ангела-спасителя для Родиона Раскольникова. Встреча с Соней стала для бывшего студента поворотным моментом в жизни.

На фоне семейной драмы Мармеладовых глубже раскрывается образ самого Раскольникова. Одновременно автор показывает мир «маленьких» людей, доведенных обстоятельствами до нищеты и унижения, хотя в своем естестве они не так уж плохи. Судьба семейства Мармеладовых стала отражением царящего в обществе равнодушия, толкающего людей на преступления против самих себя.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Анализ эпизода: встреча Раскольникова с Мармеладовым из романа «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский привлекает внимание читателей к одним из самых серьезных и страшных проблем России, существующих, к сожалению, до сих пор – нищете и алкоголизму. Писатель очень ярко раскрывает их на примере семьи Мармеладовых, с которой знакомится главный герой Родион Раскольников.

О чем фрагмент?

Раскольников посещает трактир, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым, который жаждал с кем-нибудь поговорить. Именно в этой сцене герой узнает о семье Сони Мармеладовой и о судьбе самой девушки.

Ее отец в первую встречу с Раскольниковым выглядел неопрятно и неподобающе: он давно не мылся, несколько ночей провел на улице, его костюм был мятый и порванный; лицо стало желто-зеленым, а глаза – красными, в них еще сохранялся ум, но уже вместе с безумством. Мармеладов стал рассказывать о своей жизни. Раньше он работал чиновником, однако потерял место из-за пьянства. От первого брака у него есть дочь Соня, второй раз он женился на вдове Катерине Ивановне с тремя детьми – как он признался, из жалости. Из-за голода и плохих условий для проживания жена заболела чахоткой, а родная дочь вынуждена была пойти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье.

Мармеладов признает, что он слабовольный и падший человек, который стал только обузой для родных. Он говорит, что не хочет появляться дома, потому что боится осуждающих взглядов жены, жалкой и гнетущей домашней обстановки, голодных детей.

Родион провожает мужчину до дома, чтобы тот не упал где-нибудь по пути. Увидев мужа, Катерина Ивановна стала его бить и причитать, что он пропил их последние деньги. Раскольников наблюдал за детьми: худые, одетые не по погоде, они выглядели очень болезненно. Мальчик плакал, его успокаивала сестра, а самая маленькая девочка спала на полу. Перед уходом главный герой оставляет Мармеладовым немного денег, чтобы хоть как-то помочь несчастным людям.

Образы и символы

Значение и роль

Сцена встречи Раскольникова и Мармеладова нужна в романе для раскрытия характеров героев – в первую очередь, самого Родиона и Сони. Молодой человек, который задается вопросом, к какой из категории людей он принадлежит («тварь я дрожащая или право имею?») помогает людям, относящимся как раз к «тварям дрожащим». Работа Сони оказывается оправдана нуждами семьи: ее никуда не пристроят и нигде не будут платить достаточно хорошо. Но даже грехопадение не портит девушку, она продолжает поддерживать родных и не винит мачеху за то, что та отправила ее на панель.

Из истории мужчины видно, насколько жестоко обращаются те, у кого есть хоть какая-то власть, с теми, у кого ничего нет. Хозяйка, которая сдает Мармеладовым квартиру, требует выгнать Соню из-за ее работы, потому что их сосед не хочет делить крышу с опороченной девушкой. Бедную вдову, оставшуюся с тремя детьми, никто не поддержал после смерти мужа, и ей приходится выйти замуж за мелкого чиновника, который делает ей предложение из жалости. Сосед избил Катерину Ивановну, но никто не заступился за женщину. Все это только укрепило в Раскольникове уверенность в том, что он поступит правильно, осуществив свой замысел.

Смысл

Раскольников слышит чудовищную историю жизни одной семьи, но многим ли она будет отличаться от историй других таких же семей? Трагедия как раз и заключается в том, что это обыденная проблема того времени. Нищие и жалкие, никому не нужные взрослые и дети брошены на произвол судьбы. Они пытаются выжить в грязи удушающего Петербурга, в то время как другие, у которых есть средства, ни за что не протянут руку помощи.

Достоевский осуждает подобное устройство общества. В какой-то мере он оправдывает поступок Раскольникова, хотя сам автор не одобряет его, конечно. Но писатель показывает кошмары жизни нищих, от которых проще отречься, чем помочь. Родион, как и большинство жителей Петербурга, загнан в жесткие и жестокие условия существования, но он пытается выбраться из этих рамок и не сдается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *