как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Как рассчитать неустойку за просрочку удовлетворения требований потребителя?

Как рассчитать неустойку за просрочку удовлетворения требований потребителя?

По Закону от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) неустойка является мерой ответственности изготовителей, импортеров, продавцов, сервисных центров, перед потребителями за допущенные ими нарушения сроков исполнения своих обязательств по договору; удовлетворения отдельных требований потребителя.

Законом предусмотрены следующие размеры неустойки:

0,5% неустойка в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю.

1% неустойка за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара (за каждый день просрочки); за нарушение установленных сроков удовлетворения требований потребителя: о соразмерном уменьшении покупной цены товара; о возмещении расходов на исправление недостатков товара; о возврате уплаченной за товар денежной суммы.

Для предъявления требования о взыскании неустойки, необходимо, чтобы было письменное подтверждение предъявления того или иного требования продавцу (например, отметка о вручении претензии, запись в книге отзывов и предложений (которую необходимо сфотографировать). Это необходимо для определения даты с которой будет производиться расчет неустойки.

При этом необходимо учитывать, что для рассмотрения каждого из этих требований Законом установлены отдельные сроки:

3 дня – сроки: в течение которого должен быть представлен аналогичный товар длительного пользования на период ремонта (при предъявлении указанного требования); для возврата уплаченной за товар денежной суммы, в случае возврата товара надлежащего качества.

7 дней – сроки: для замены товара при обнаружении потребителем недостатков (без дополнительной проверки качества); в течение которого потребитель вправе отказаться от товара при дистанционном способе продажи (после передачи товара).

10 дней – сроки: удовлетворения требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара; удовлетворения требования потребителя о возмещении расходов на исправление недостатков товара; удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы.

Неустойка по закону выплачивается нарушителем за каждый день просрочки. Выходные и праздничные дни при расчете неустойки учитываются.

Рассчитывается неустойка по формуле: период неустойки (дата удовлетворения требований — дата нарушения срока) * цена товара(услуги, работ) * процент

(установленный Законом или договором).

Если требования потребителя были удовлетворены, то период просрочки известен. Когда спор не завершается до судебного решения, то вместо даты удовлетворения требования берется дата решения суда.

При необходимости к полученному значению применяются ограничения по общей стоимости заказа или произведенной предоплате (неустойка не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа; сумму предварительной оплаты товара).

В случае необходимости получения консультаций в области защиты прав потребителей, граждане могут обратиться по телефонам: 260-34-73, 260-69-56, 260-50-25.

Кроме этого, в случае нарушения прав в сфере защиты потребителей Вы вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора с заявлением по адресу: г.Самара, ул.Митирева, д.1. После представления всех имеющихся документов, Управлением Роспотребнадзора по Самарской области может быть рассмотрен вопрос о подготовке искового заявления для защиты Ваших прав в суде.

Источник

Как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

В связи с поступление в Роспотребндзор по Республике Алтай вопросов потребителей о порядке расчета неустойки, поясняем.

Взыскание НЕУСТОЙКИ является одним из способов защиты и восстановления нарушенных прав потребителей. Предъявление письменной претензии с уведомлением о том, что в случае отказа в удовлетворении изложенных в ней требований, потребитель будет имеет право взыскать с продавца (исполнителя) неустойку, штраф, а также моральный вред значительно увеличивает шансы досудебного урегулирования спора.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (в п. 34) разъяснено, что применение статьи 333 ГК РФ (уменьшение неустойки в виду ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства) по делам о защите прав потребителей возможно в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым.

ВНИМАНИЕ! Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон) предусмотрены следующие размеры неустойки:

— 0,5% (за просрочку передачи предварительно оплаченного товара),

— 1% (за просрочку удовлетворения требований потребителя при продаже некачественного товара),

— 3% (за просрочку выполнения работ и при просрочке удовлетворения требований потребителя при выполнении работ).

Договором может быть предусмотрен иной размер неустойки, однако он не может быть меньше предусмотренного законом. Если в вашем договоре предусмотрен размер неустойки, меньший по сравнению с Законом, этот пункт договора является недействительным в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Заявляя требование о взыскании неустойки, необходимо, чтобы было письменное доказательство предъявления того или иного требования продавцу (например, отметка о вручении претензии, запись в книге отзывов и предложений (которую в таком случае необходимо сфотографировать)). Это необходимо для того, чтобы знать с какой даты необходимо вести расчет неустойки.

Рассмотрим на примерах случаи неудовлетворения требований потребителя при выявлении в проданном товаре недостатков.

Руководствуясь ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества заявляет продавцу одно из следующих требований:

о возврате денег за товар;

— о соразмерном уменьшении стоимости товара;

— о безвозмездном устранении недостатка в товаре (гарантийный ремонт).

При этом необходимо учитывать, что для рассмотрения каждого из этих требований Законом установлены отдельные сроки. Если по истечении определенного срока требование потребителя не удовлетворено, потребитель вправе предъявить неустойку.

Неустойка за просрочку удовлетворения требования потребителя о возврате денег или соразмерном уменьшении покупной цены.

Согласно ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» требование потребителя о возврате денег (или соразмерном уменьшении покупной цены) подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем, импортером) в течение 10 календарных дней со дня предъявления соответствующего требования.

Согласно ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьей 22 настоящего Закона сроков продавец, допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Выходные и праздничные дни при расчете неустойки учитываются.

НАПРИМЕР, претензия была предъявлена 23 декабря 2017 года, следовательно, требование должно быть удовлетворено не позднее 1 января 2018 года. Начиная с 2 января 2018 года по состоянию на дату подписания иска (или повторного предъявления претензии) – 21 января 2018 года просрочка составляет 20 дней.

2900 рублей (1% цены товара (цена товара, например, 290 000 рублей)) х 20 дней = 58 000 рублей. Следовательно, неустойка за просрочку удовлетворения требования потребителя о возврате денег составляет 58 000 рублей.

Неустойка за просрочку удовлетворения требования потребителя о замене товара.

Согласно статье 21 Закона «О защите прав потребителей», если потребитель заявил требование о замене товара, продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования.

Однако, если товар был принят на проверку качества (диагностику), срок рассмотрения этого требования составляет 20 дней со дня предъявления требования.

Таким образом, просрочка наступает с 8 и 21 дня соответственно.

Закон «О защите прав потребителей»предусматривает следующие виды неустоек:

— Неустойки при продаже товаров:

— Неустойки при выполнении работ:

6. Неустойка за нарушение сроков (новых сроков) выполнения работ (статья 28);

7. Неустойка за нарушение новых сроков выполнения работ, назначенных потребителем (статья 28);

8. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы (статья 29, 30);

9. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о соответствующем уменьшении цены выполненной работы (статья 28, 29);

10. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о повторном выполнении работы/безвозмездном изготовлении другой вещи (статья 28);

11. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возмещении понесенных им расходов по устранению недостатков работы своими силами или силами третьих лиц (статья 28, 29);

12. Неустойка за нарушение сроков удовлетворения требования потребителя о возврате денег за работу (статья 28, 29, 32).

— Неустойка за просрочку удовлетворения требования о возмещении убытков, право требования, которых установлены в ст. 18, 29 Закона.

При отказе (уклонении) в удовлетворении законных требований потребителя в добровольном порядке по общему правилу защита нарушенных гражданских прав (включая защиту прав потребителей), в силу положений п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона может быть осуществлена только судом по правилам гражданского судопроизводства.

В случае обращения потребителей в суд специалисты в центральном офисе Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай и в территориальных отделах в районах готовы принять участие в суде первой инстанции для дачи заключения по делу о защите прав потребителя в соответствии со ст. 47 ГПК РФ.

как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей
как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителейкак рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей
как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителейкак рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Эл. почта: как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

Источник

Неустойка по защите прав потребителей и их расчеты

Неустойка по защите прав покупателя формируется из суммы, назначенной судом ответчику на выплату материального и морального ущерба, которая не была погашена частично или полностью. Это долг перед истцом, который считается методом восстановления его ущемлённых прав со стороны ответчика (продавца). Мониторинг выплат осуществляет Роспотребнадзор – уполномоченный орган, который следит за тем, были ли по решению суда выплачены средства истцу ответчиком.

В противном случае, истец по настоящему делу обращается в управление Роспотребнадзором для применения санкций в отношении ответчика путем подачи письменного заявления (претензии).

Допускается обращение в случае желания урегулировать вопрос до назначения судебного заседания. Это выгодно и ответчику, которому не придется платить издержки иска и его ценовую стоимости по компенсации ущерба морального и материального типа.

Истец предупреждает претензией ответчика о том, что в случае неудовлетворения его требований он обратится в суд, и цена за отказ исполнять обязанности перед ним будет выше. Продавец (ответчик), в свою очередь, пытается уменьшить размер исковой стоимости путем уменьшения объемов выплат за ущемление прав потребителей. Ссылается на статью 333 ГК РФ, однако, она применима лишь к тем случаям, когда выплата несоизмерима со степенью вреда здоровью, ущерба или моральной компенсации.

Также, основываясь на пп. 2, 3, ст. 333 ГК РФ, выгоду истца еще нужно доказать, ведь получение крупной суммы денег иногда необходимо для покрытия ущерба, не связанного с наступлением страхового случая.

В судебной практике ответчику редко удается применить норму статьи в действии. Поэтому следом за обращением истца и подачей претензии наступают заседания, на которых судья объявляет о назначении конкретной суммы выплат. По закону №2300-1 «О защите прав потребителей» размер неустойки может быть предопределен:

При этом сумма неустойки не может быть меньшей, чем предписывает закон, и большей, чем стоит товар или вид невыполненных работ, а также расходов, понесенных для устранения причин при невыполнении обязательства. Если по договору имеется пункт возмещения неустойки, но сумма указана меньше той, что установлена законом, такой договор считается недействительным, и опираться в ходе споров на него нельзя, согласно ст. 16 ЗоЗПП.

Дата взыскания неустойки начинается с момента регистрации претензии в адрес продавца. Если покупатель подал заявление-претензию, но она не была принята начальством, подписана, внесена в журнал приема жалоб, она не считается действительной. Фактом подтверждения считается запись о наличии жалобы со стороны покупателя.

Например, потребитель обнаружил в купленном товаре некачественные детали, заводской брак. Подал претензию, зарегистрировал, но ему было отказано в возмещении стоимости товара, замене или ремонте. За неудовлетворение законных требований продавец должен покупателю выплатить неустойку согласно статье 18 Закона «О защите прав потребителей»:

Время на устранение недостатков отсчитывается с момента получения претензии – 10 рабочих суток. Если в течение 3-х дней не получен ответ (касаемо выплаты) от продавца, а через 10 дней (с момента отдачи товара в ремонт) товар из сервиса забрать нельзя, можно потребовать выплату неустойки.

Важно! Если на время ремонта продавец выдал аналогичный товар в пользование сроком на тот период, в течение которого оплаченный товар находится в сервисном центре, это не значит, что покупатель утрачивает право на получение купленного товара спустя 10 суток.

Если требования не удовлетворены по каждому предъявленному случаю, покупатель может требовать неустойку:

Например, претензия составлена 20 сентября 2018 года. Требование покупателя должно быть удовлетворено 29 сентября того же года. Со следующего дня, с 30 сентября 2018 года, на момент составления и подачи иска или повторного обращения с претензией, просрочка составит 21 день. Сюда входит срок для подачи повторного заявления и период удовлетворения первого требования (от 20 сентября).

Важная информация:

Официальная группа https://vk.com/obmanuti_dolschik_moskva по защите дольщиков и взыскании неустойки с застройщика по ДДУ

Товар был куплен за 45 000 рублей, относится к категории сложных технических устройств. Неустойка составит: 450 рублей (1% от суммы товара) за сутки. За 21 сутки = 450*21=9 450 рублей. Эта сумма предназначена за просрочку времени на удовлетворение требований клиента.

Если клиент требует заменить товар, ссылаясь на ст. 21 ЗоЗПП, то продавец должен произвести замену продукции в течение 7 суток, если товар не попадает в категорию не подлежащих замене без учета наступления страховых случаев (брак, некачественный товар, неверные заявленные производителем характеристики). В этот период изделие проходит экспертизу – действительно ли его можно заменить по причине некачественного производства, или же потребитель сам виновен в порче. Срок рассмотрения требования составляет 20 суток с учетом дня подачи заявления.

Соответственно, просрочка наступает с 8 дня (после истечения срок проверки товара) до 21 дня (всего 20 дней на устранение недостатков или подтверждение их отсутствия). Неустойка может исчисляться:

Если речь идет о выполнении работ, связанных с временными рамками, то здесь также закон предусматривает уплату неустойки за просрочку. Существуют статьи 28, 29, 30 в ЗоЗПП, которые предусмотрены для взыскания материального ущерба за сорванные сроки по договору, просрочку новых сроков (после невыполнения работ в установленные по договору), за неудовлетворение требований потребителя после срыва сроков и нежелании безвозмездно устранять последствия срывов сроков.

Также потребитель вправе уменьшить стоимость таких услуг (после срыва сроков), получить бесплатные услуги, которые не были произведены в сроки. Поставщик услуг обязан устранить последствия невыполнения требований договора, а также закончить все работы, которые он обязан был выполнить. Если потребитель требует возврат внесенных денег за оплату услуг, а поставщик не выполняет этого требования, согласно ст. 32 ЗоЗПП, выплачивается сумма компенсации ущерба (неустойка) и уплаченные деньги за услуги, которые не были произведены в полном объеме.

При таком отказе поставщик услуг нарушает гражданские права потребителя согласно п. 1 ст. 11 ГК РФ, а также положения в п. 1 ст. 17 ЗоЗПП, которые защищаются судом. Потребитель вправе обратить в Роспотребнадзор до момента назначения судом даты заседания для представления интересов истца согласно ст. 47 ГПК РФ. При этом возможно назначение размера неустойки для решения спорных вопросов путем досрочного досудебного урегулирования. Размер в процентном соотношении устанавливается законами по защите прав потребителей, что составляет 0,5, 1 и 3 процента от суммы одного вида работ.

Например, стоимость всех работ по договору составляет 300 000 рублей, а один вид из них составляет 90 000 рублей. Неустойка за отказ выплачивать внесенную потребителем сумму, а также размер компенсации за просрочку работ, составляет 3%, так как сроки удовлетворения претензии были нарушены, а поставщик не успел в новые сроки решить все задачи по договору.

Таким образом, потребитель вправе получить: 3000 рублей (3% от стоимости всех работ) единоразово, либо 900 рублей (3% от стоимости вида работ) за сутки просрочки. Если стоимость просрочки каждодневных выплат составит большую сумму, чем общая стоимость заказа, то потребитель вправе рассчитывать на моральный ущерб, как компенсацию существенных потерь по качеству работ.

Источник

Верховный суд объяснил, как считать неустойку

как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Смотреть картинку как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Картинка про как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей. Фото как рассчитывается неустойка по закону о защите прав потребителей

Как рассчитывается неустойка применительно к финансовым услугам: по закону о защите прав потребителей или по ГК? От ответа на этот вопрос зависит размер взыскиваемой суммы. Суды первой и апелляционной инстанций решили, что можно взыскать неустойку по закону о защите прав потребителей, при этом обязав банк еще и заплатить проценты за пользование деньгами по ГК. Верховный суд с этим не согласился.

Юлия Барашкина* открыла в ОАО «Национальный банк «ТРАСТ» долларовый вклад до востребования. По условиям договора банк должен был выдать находящиеся на вкладе деньги по первому требованию. Спустя полгода Барашкина обратилась в банк за своими деньгами, но ей ничего не дали из-за блокировки карты. Многочисленные просьбы вкладчика были исполнены только спустя месяц. В связи с этим Барашкина обратилась в суд с требованием взыскать с банка неустойку за нарушение срока выдачи вклада, проценты, штраф и компенсацию морального вреда 50 000 руб.

Перовский районный суд г. Москвы удовлетворил иск частично. Он взыскал неустойку исходя из невыданной суммы вклада (п. 5 ст. 28 закона о защите прав потребителей), штраф за несоблюдение добровольного порядка (п. 6 ст. 13 закона о защите прав потребителей), проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК) и 5000 руб. морального вреда. Таким образом, банк понес ответственность и по ГК, и по закону о защите прав потребителей.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда изменила решение суда первой инстанции. Она сочла, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и уменьшила ее (ст. 333 ГК). Поскольку размер неустойки был снижен, апелляция также снизила размер штрафа до 50% от этой суммы. В мотивировочной части определения коллегия указала, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил иск о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами одновременно с взысканием неустойки. Вместе с тем на резолютивное решение это не повлияло – коллегия лишь изменила размер неустойки и штрафа, оставив в силе взысканные проценты.

Банк «ТРАСТ» обратился в Верховный суд с требованием отменить акты нижестоящих судов. ВС напомнил, что неустойка за несвоевременно возвращённую сумму вклада рассчитывается исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, то есть по ч. 1 ст. 395 ГК и ст. 856 ГК. Ее исчисление от суммы невыплаченного вклада в размере, предусмотренном п. 5 ст. 28 закона о защите прав потребителей, является ошибочным, – эта норма устанавливает неустойку исходя из цены услуги, каковой сумма вклада не является. Помимо этого ВС обратил внимание, что резолютивная часть апелляционного определения противоречит выводам суда, изложенным в мотивировочной части, то есть нельзя удовлетворить иск о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами одновременно с взысканием законной неустойки. Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам ВС отменила апелляционное определение в полном объёме и направила дело на новое рассмотрение в суд второй инстанции (№ 5-КГ17-148).

«ВС справедливо отметил ошибочность выводов нижестоящих судов, применивших два вида ответственности за несвоевременный возврат вклада. Как разъяснено в п. 2 постановления Пленума ВС № 17, к отношениям из договора банковского вклада применяется закон о защите прав потребителей только в части, не урегулированной ГК. Так как размер неустойки за нарушение обязанности по возврату вклада банком установлен ГК, не было оснований применять закон о защите прав потребителей», – объяснила старший юрист «ФБК Право» Елизавета Капустина. Она сообщила, что с вопросом о применении двух видов ответственности за одно правонарушение на практике приходится сталкиваться очень часто. Например, при выборе между договорной неустойкой и процентами по ст. 395 ГК. «Вместе с тем принцип неотвратимости юридической ответственности не должен приводить к неосновательному обогащению кредитора», – отметила Капустина.

Заместитель директора ООО «Центр правового обслуживания» Лариса Науменко и партнер, руководитель практики «Судебные споры и банкротство» Althaus Group Андрей Бежан обратили внимание, что согласно Обзору судебной практики ВС № 1 от 2017 года, на отношения между банком и его клиентом по выплате неустойки вообще не распространяется п. 5 ст. 28 закона о защите прав потребителей. «Год назад Судебная коллегия по гражданским делам уже высказывалась, что для банковского вклада предусмотрены специальные правила о начислении процентов, – ст. 395 ГК, которые и должны применяться (№ 88-КГ16-7). Эта позиция также включена в Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг (от 27 сентября 2017 г.). В целом вывод этот достаточно очевидно вытекает из ст. 39 закона о защите прав потребителей, исключающей действие специальных положений этого закона к услугам, по своему характеру не подпадающих под них», – заявил юрист практик «Сделки и Корпоративное право» и «Разрешение споров» санкт-петербургского офиса ЮФ «Борениус» Артем Берлин.

* имя и фамилия изменены редакцией

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 537 гостей онлайн