как расторгнуть договор по 223 фз и не попасть в рнп
Как не попасть в РНП из-за собственной невнимательности
Угодить в РНП зачастую рискуют не только недобросовестные поставщики, но и те, кто допустил формальные нарушения. Чтобы такого не случилось, рекомендуем ознакомиться с этой статьей. Поможет она и тем, перед кем уже маячит неприятная перспектива быть отнесенным к категории ненадежных поставщиков.
Внезапная победа
Бывает, что поставщик не слишком рассчитывал на победу в торгах и, вообще, не особо ими интересовался. Например, подал заявку с завышенной ценой, а позже и вовсе забыл об этом. Как ни странно, но такое случается. В итоге сюрприз: поставщик узнает, что выиграл тендер, но срок внесения обеспечения и подписания контракта неумолимо проходит или уже истек.
Произойти незапланированная победа в тендере может по таким причинам:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Если не хотите оказаться в подобной ситуации, рекомендуем придерживаться следующих правил:
Бывают еще ситуации, когда поставщик занял второе место, но контракт с победителем заказчик не заключил. Если это конкурс или аукцион, то участник № 2 контракт заключать не обязан. Соответственно, при отказе санкции к нему применены не будут. Если же это котировки, то уклоняться от заключения контракта участнику № 2 нельзя!
Что будет дальше
Итак, вы победили, но пока не знаете об этом… Ситуация может развиваться по нескольким направлениям:
Когда срок подписания контракта упущен
Вернемся к ситуации, в которой поставщик узнает, что не подписал вовремя контракт, но данные о нем в РНП еще не переданы. Помимо забывчивости, к этому могут привести и другие причины: просрочка ключа ЭЦП, тяжелая болезнь сотрудника, отвечающего за эту закупку и так далее. Как исправлять ситуацию? Теперь все зависит от того, пойдет ли заказчик навстречу поставщику.
Нарушение при внесении обеспечения
Обеспечение вносится переводом денежных средств на счет заказчика или банковской гарантией. Как быть, если времени на это не хватает? Что делать, если банк выдал некачественную гарантию? В следующей таблице — ситуации, связанные со внесением обеспечения, и варианты действий.
Таблица. Проблемы со внесением обеспечения — что делать, если…
Ситуация | Что делать | Как не допустить в будущем |
Банк выдал гарантию, которая не удовлетворяет условиям: короткий срок, недостаточная сумма, в тексте нет необходимых условий и т.д. | По выбору поставщика: |
Нужно помнить, что в этих случаях заказчик имеет право не идти на контакт, а сразу передать информацию о поставщике в ФАС. Но чаще всего (в честных закупках, когда нет сговора с другим поставщиком) заказчики все же идут навстречу, ведь они тоже хотят заключить контракт.
Условия контракта не выполнены
Еще одна причина включения поставщика в РНП — невыполнение или ненадлежащее выполнение им условий контракта. При этом контракт расторгается в одностороннем порядке заказчиком либо по решению суда. В последнем случае ФАС не будет пересматривать решение арбитров — если решено включить поставщика в РНП, он окажется там через 10 дней. Если же суда не было, то принимать решение о включении или невключении поставщика в РНП будет антимонопольный орган.
Поставщику, который не согласен с тем, что нарушение условий контракта произошло по его вине, рекомендуется отстаивать свою правоту во всех инстанциях. Готовится нужно заранее, когда в процессе исполнения обязательств что-то пошло не так — собирать документы, переписку и прочие доказательства отсутствия вины.
Внимание! Иногда заказчик обращается к поставщику с предложением расторгнуть контракт в одностороннем порядке, по его инициативе. Соглашаться на это рискованно. Если обе стороны считают, что контракт следует расторгнуть, целесообразно это делать по обоюдному согласию. Ведь иначе заказчик обязан передать сведения о поставщике в РНП.
Как сведения попадают в Реестр
Процесс включения в РНП таков:
Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.
ФАС рассматривает дело. На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться. К этому придется подготовиться:
Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.
Важный нюанс! Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно. И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно. Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.
В практике есть примеры таких уважительных причин:
А вот эти причины не были признаны уважительными:
Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено. Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик. Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.
В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.
Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик. Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.
При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года. Контракты при этом заключать он не сможет.
Подведем итоги
Обобщая сказанное выше, можно сделать такие выводы:
Расторжение договора по 223-ФЗ
Регламентация
Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятый в 2011 году, регламентирует порядок проведения закупок компаниями с долей участия государства. Подробный список организаций, работающих по 223-ФЗ, перечислены в пункте 2 статьи 1 данного закона.
Документ даёт возможность заказчикам менять условия заключенного договора в части объемов, сроков и цен работ, услуг и товаров, при этом процедура расторжения контракта не предусматривается. В спорных ситуациях приходится обращаться к положению о закупке, установленному самим заказчиком, и нормам Гражданского кодекса РФ.
Иначе обстоят дела с федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Эксперты называют его более лояльным, так как в законе четко прописаны условия, по которым договор может расторгаться в одностороннем порядке, либо по соглашению сторон.
При этом цену, сроки поставки и другие существенные условия изменить нельзя, если речь не идет о строительных закупках (возможно изменение сроков и объемов работ не более чем на 30 процентов).
Отказ от сделки
Расторжение договора по 223-ФЗ возможно. Гражданское законодательство предусматривает такие варианты отказа от сделки:
Во всех случаях процедура должна осуществляться в рамках действующего законодательства РФ.
Односторонний способ расторжения
Отказ от сделки по инициативе одной из сторон происходит из-за существенных нарушений условий договора другим участником.
Например, заказчик может расторгнуть контракт, если поставщик более одного раза нарушил оговоренные сроки, отказался передать товар или он оказался некачественным, либо в заявке на участие в закупке обнаружились ложные сведения. Поставщик же имеет право на расторжение сделки, если она не оплачена в нужное время.
Инициатор прекращения договора по 223-ФЗ должен направить другой стороне уведомление, в котором следует указать:
Если происходит односторонний отказ от исполнения договора по инициативе заказчика, то сведения о второй стороне передаются в Реестр недобросовестных поставщиков. Однако перед включением в РНП уполномоченный орган может назначить оценку действий поставщика для выяснения всех обстоятельств дела.
Расторжение по соглашению сторон
Это наиболее оптимальный вариант отказа от сделки по 223-ФЗ. Аннулирование по взаимному согласию обоих её участников предусмотрено статьей 450 ГК РФ.
Особый порядок в таких случаях не предусмотрен, достаточно официального письма от одной из сторон с предложением расторгнуть контракт.
Необходимо указать причину, почему необходимо прекратить договорные отношения. Если другая сторона согласна с предложением, она составляет соответствующее соглашение, оба участники закупки его подписывают, и заключенный ранее договор считается недействительным. Если заказчик уже получил часть товара, он обязан его вернуть, а поставщик обязуется перечислить обратно вырученные деньги.
При наличии такой договоренности с заказчиком поставщик не попадает в реестр недобросовестных, его репутация остаётся неизменной.
Расторжение по решению суда
Иногда одна из сторон категорически не желает расторгать контракт. В таких случаях приходится обращаться в суд.
При этом должны иметься существенные основания для прекращения действия договора, и истец обязан доказать наличие нарушений со стороны ответчика. К примеру, если действия последнего нанесли значительный ущерб.
Важно соблюсти претензионный порядок: инициатор расторжения контракта обязан в письменной форме уведомить вторую сторону о своём намерении и предложить устранить нарушения до обращения в судебные инстанции. На ответ выделяется 30 дней, если его не последовало, можно подавать иск.
Расторжение сделки в суде является невыгодным для поставщика, так как сведения о нём также направляются в РНП. Однако подрядчик имеет право оспорить данное решение через суд, чтобы в дальнейшем получить возможность заключать контракты.
Риски и последствия
Расторжение контрактов чаще всего сказывается на репутации подрядчика. Внесение в Реестр недобросовестных поставщиков влечет запрет на участие в государственных торгах, при чем не только по нормам 223-ФЗ, но и по 44-ФЗ. Ограничение вводится на 2 года.
Заказчик в это время не получает исполнение контракта, процедура закупки обесценивается, её придётся проводить заново.
Кроме того, инициатор аннулирования контракта может наложить штрафные санкции за его ненадлежащее исполнение, и ответчик понесет финансовые потери. В соответствии с пунктом 5 статьи 453 ГК РФ потребовать возмещения убытков, которые повлекло расторжение договора, может любая из сторон — как заказчик, так и поставщик. Выплата средств возможна в досудебном порядке, если обе стороны с этим согласны.
В случае обращения в суд также потребуются деньги на издержки.
Есть риск и для истца: если судебная инстанция признает его требования не законными, то он может превратиться в ответчика. Поэтому важно изучить все правовые нормы и условия контракта, прежде чем принимать решение о его расторжении.
Последствия могут быть для каждой из сторон, за несоблюдение законодательства предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. 8 видов нарушений при закупках по 223-ФЗ и виды наказаний за них указаны в статье 7.32.3 КоАП РФ.
Таким образом, инициировать прекращение действия договора может и заказчик, и поставщик. Однако для этого должны иметься достаточные основания, важно фиксировать все факты нарушений. И перед тем, как обращаться в суд или прибегать к одностороннему способу расторжения, лучше попробовать договориться.
Как проводится изменение и расторжение договора по 223 ФЗ
Из нашей статьи вы узнаете:
В действующем законодательстве прописана возможность расторгнуть контракт, который был подписан согласно Федеральному закону №223. Непрямое упоминание о том, что допускается внесение корректировок в контракт, содержится в обязанности заказчика отправлять сведения о поправках в реестр договоров. Закон о закупках — основополагающий нормативный акт. Однако заказчикам надлежит учитывать также положения гражданского законодательства, требования локального положения.
Как происходит по 223 ФЗ расторжение договора
По 223 ФЗ расторжение договора может происходить следующими способами:
Гражданский кодекс в статье 450 предусматривает возможность расторжения договора по соглашению сторон. Однако это должно быть прописано в тексте контракта.
Такой вариант считается наиболее удобным в силу минимального риска неблагоприятных последствий. Инициатором может стать любая сторона, будь то заказчик либо поставщик. Соглашение допускается в ситуации, когда исполнение договорных обязательств не несет выгоды одному из участников договорных отношений, в то время как у второго нет возражений. Законодательные ограничения для реализации процедуры отсутствуют, если таковые не прописаны в положении о закупке.
Процедура следующая. Одна сторона должна выслать уведомление второй. В тексте должно быть сказано о невозможности продолжить контрактные отношения и оговорена просьба об их прекращении. При отсутствии возражений от второй стороны можно подписывать соглашение о расторжении. Его форма идентична контракту — пункт 1 статьи 452 ГК РФ. Далее документация публикуется в единой информсистеме. Такой отказ от исполнения договорных обязательств предпочтителен в силу того, что данные о поставщике не передаются в РНА. Его репутация остается неиспорченной. В том случае, когда контрактные обязательства расторгаются после поставки части ТРУ, заказчику надлежит вернуть переданные ему материальные ценности. От поставщика же требуется произвести возврат перечисленных за них денег.
В одностороннем внесудебном порядке расторгнуть договор можно лишь в тех случаях, которые упомянуты в его тексте либо в положении о закупке или ГК РФ. Односторонний отказ от контракта допускается. Точный порядок выполнения процедуры в ФЗ №223 не оговорен. Это нужно прописать самому заказчику в положении о закупке.
Если речь идет о заказчике, то здесь причинами отказа от договора могут быть:
Заказчику дается право расторжения контракта при обнаружении факта подделки данных победителей закупочного мероприятия при подаче с их стороны заявки на участие.
Порядок действий таков:
С момента получения уведомления контрактные обязательства прекращаются.
Неправильно выполненная процедура отказа от исполнения договорных обязательств влечет неприятные последствия для обеих сторон. Для поставщика это попадание в РНП, что чревато наложением запрета на участие в закупочных мероприятиях на протяжении 2 лет. Об этом говорится в тексте ФЗ №223. Также поставщику придется выплатить неустойку или же штраф, возместить причиненные убытки. Заказчику придется снова проводить закупочную процедуру, причем не исключено, что понадобится повысить цену. Также может быть наложен административный штраф, если договорные обязательства были разорваны с нарушениями. Поставщик может подать жалобу в ФАС или же иск в судебную инстанцию. В итоге заказчик сам станет ответчиком, если было нарушено законодательство.
Только если не удалось решить вопрос описанными двумя способами, приходится обращаться в суд.
Для поиска наиболее выгодных предложений в сфере закупок стоит воспользоваться сервисом Астрал.Поставщик.
Возможна ли пролонгация договора по 223фз
Внести изменение в договор можно и по другому поводу. Одним из них является пролонгация заключенного по ФЗ №223 контракта. Такая возможность предусмотрена положениями нормативного акта. ФЗ №223 допускает добавление в текст контракта почти любого условия, не противоречащего ГК РФ. Разрешено корректировать объем ТРУ, стоимость контракта и точную дату его исполнения. Все это оговорено в части 1 статьи 450 ГК РФ и части 5 статьи 4 ФЗ №223. Число пролонгаций регламентировано лишь положением о закупке.
Есть также нюансы. Пролонгировать контракт с единственным поставщиком становится возможно лишь в том случае, когда это оговорено в положении о закупке и самом договоре. При отсутствии в ЕИС публикации о контракте по причине его малого объема, в то время как пролонгация привела к росту стоимости контракта до 100 тысяч рублей и более, надлежит отправить данные о договоре, чтобы его включили в реестр. Также нужно принять решение о публикации информации о самой закупочной процедуре согласно положению.
Увеличение цены договора
ФЗ №223 считается более лояльным в сравнении с ФЗ №44. Внесение корректировок в контракт допускается и в одностороннем порядке — такие ситуации описаны в статье 450 ГК РФ либо в самом тексте договора.
Повысить цену контракта согласно ФЗ №223 можно в таком случае:
Если речь идет о повышении цены контракта в судебном порядке, понадобится доказать, что имели место следующие обстоятельства:
В этом случае есть шанс на корректировку цены контракта согласно ФЗ №223.
Данные о подписании допсоглашения должны быть отправлены в ЕИС в течение 10 суток с момента, когда было принято решение о корректировках. Это прописано в ФЗ №223. Нормативный акт указывает на то, что данные должны быть опубликованы в ЕИС в том случае, когда цена договора изменилась в сравнении с итоговым протоколом. Поправки следует направить и в реестр контрактов, которые были заключены по итогам закупки согласно Постановлению Правительства №1132.
Изменение цены должно иметь под собой веские причины. В противном случае пересмотр стоимости контракта подлежит обжалованию. Заказчик несет ответственность за нарушение принципов конкуренции. Это подразумевает его проверку на предмет коррупционного сговора с поставщиком.
Возможно ли внесение изменений в аукционную документацию по 223 ФЗ
Отказ заказчиков от закупочной процедуры никак не регламентирован ФЗ №223. В тексте нормативного акта практически нет ограничений в этом вопросе.
Допускается и внесение корректировок в аукционные документы. Достаточно лишь, чтобы такое действие было предусмотрено положением о закупке и сопутствующей документацией. Сделанные поправки понадобится опубликовать в ЕИС. На это дается лишь 3 суток. Исходной точкой является дата принятия решения о внесении поправок. Также срок приема заявок после сделанных корректировок должен быть не меньше половины срока приема заявок, который указан в положении о закупке для электронного аукциона. В противном случае нужно в обязательном порядке увеличить дату окончания подачи заявок.
Разобраться, как действовать в той или иной ситуации, позволит Астрал.Тендер. Эксперты поделятся актуальной информацией касательно работы на ЭТП.
Заключение
Отказ от исполнения договорных обязательств никак не регламентирован ФЗ №223. Единственным регулятором здесь становится гражданское законодательство. Поэтому содержание составленных заказчиками положений о закупке не должно противоречить нормам ГК РФ. Расторжение контракта допускается различными способами. При этом обычно не требуется вмешательство судебных инстанций.
Чтобы принимать участие в госзакупках, надлежит обзавестись ЭЦП для торгов.
Как не попасть в РНП
Что делать, если вас сочли недобросовестным поставщиком
В реестр недобросовестных поставщиков, или РНП, попадают нарушители госзаказов. Чтобы оказаться в реестре, много не надо, достаточно забыть подписать контракт.
На рынке госзакупок ежегодно заключаются контракты на несколько триллионов рублей. Доходы от госзакупок часто составляют основную долю выручки для многих предпринимателей — поставщиков и подрядчиков B2B, которые продают свои товары или выполняют заказы для государственных и муниципальных нужд. Если участвовать в госзакупках становится невозможно, это серьезно бьет по карману предпринимателя.
Но избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков можно. В статье расскажу, как это можно сделать.
Что такое РНП
Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП — это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на 2 года.
В закупках по 44-ФЗ есть поставщики, исполнители и подрядчики. Поставщик доставляет товары, исполнитель оказывает услуги, подрядчик выполняет работы. Несмотря на название, РНП грозит не только поставщикам, но и подрядчикам, исполнителям по контрактам, которые нарушают свои обязательства.
За что попадают в РНП
Государство установило довольно жесткие правила отбора поставщиков и исполнителей в госзакупках.
Основных правил два:
Если эти правила не нарушать, то все будет хорошо. Участник закупки, признанный победителем по итогам закупочной процедуры — конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений, — заключает контракт, исполняет его и получает оплату в установленном контрактом размере.
Расскажу подробнее про каждую.
Уклонение от заключения контракта. Обычно именно по этой причине заказчики направляют сведения об участниках закупок для включения в РНП.
Если вы думаете, что речь о каком-то намеренном действии, то это не совсем так. Процедура заключения контракта строго регламентирована законом.
Вот как все происходит: когда, например, аукцион завершается, заказчик направляет контракт в электронной форме участнику-победителю — в течение 5 дней. Этот контракт приходит в личный кабинет победителя на электронной площадке, где проходили торги, и тот получает уведомление на свою электронную почту.
Дальше уже победитель аукциона в течение 5 дней должен подписать контракт и направить его заказчику вместе с обеспечением исполнения контракта — это деньги или поручительство банка, которые гарантируют, что победитель закупки выполнит свои обязательства. Если победитель не согласен с условиями контракта, он должен направить заказчику протокол разногласий. Если этого не сделать, заказчик обязан признать победителя аукциона уклонившимся и передать сведения об этом в Федеральную антимонопольную службу — ФАС.
Несмотря на простые правила, на практике победители довольно часто не подписывают контракт вовремя. Обычно у участников нет намерения уклоняться от заключения контракта.
Например, был случай, когда победитель не получил уведомление о том, что контракт поступил в личный кабинет, и из-за этого пропустил срок. На заседании в Удмуртском УФАС — Управлении Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике — он пояснил, что уведомление от электронной площадки попало в папку спам, из-за чего он его не увидел. УФАС признало причину неуважительной и включило участника в РНП. Участник обжаловал решение в суде, но ему отказали.
Ко мне недавно обратился участник закупки, который не подписал контракт вовремя из-за регламентных работ в ЕИС — площадке, где происходят закупки. Он должен был подписать контракт до 31 августа 2020 года включительно. Но с 27 по 31 августа в ЕИС были регламентные работы, и войти в личный кабинет он не смог. Он подписал контракт уже 1 сентября, за пределами установленных сроков, а заказчику отправил письмо, почему нарушил сроки. Заказчик пошел навстречу, и контракт был заключен. Но далеко не все заканчивается так благополучно.
Постановление арбитражного судаPDF, 259 КБ
Нарушение условий контракта исполнителем. Попасть в РНП можно за нарушение условий контракта, то есть плохое исполнение контракта или его неисполнение.
Не за любое нарушение включат в РНП. Такое нарушение должно быть, как сказано в законе, существенным.
Например, если поставщик привез товар с опозданием на пару дней, то это нарушение контракта. Но за него начислят пени. А если поставщик многократно нарушает сроки поставки, это уже может быть существенным. У заказчика может закончиться терпение из-за того, что его регулярно подводят, и он может отказаться от исполнения контракта. В этом случае поставщику грозит не только пени за просрочку, но и штраф за неисполнение контракта, а также РНП.
Здесь есть важный нюанс. Если исполнитель контракта его нарушает, РНП грозит только, если контракт расторгнут по решению суда или если заказчик отказался от его исполнения в одностороннем порядке. Если нарушение было, но стороны расторгли контракт по соглашению сторон, в РНП никого не внесут.
Что ждет нарушителя правил госзакупок
Если нарушить правила госзакупок, то исполнителя ждут неприятности — штрафы, пени, взыскание убытков, а кого-то могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Одновременно могут применить сразу несколько мер наказания, все зависит от обстоятельств.
Если уклониться от заключения контракта, например не подписать контракт в установленные сроки или не предоставить обеспечение исполнения контракта, грозит вот что:
Если победитель конкурса или аукциона не подпишет контракт, он как минимум потеряет обеспечение заявки. Если выяснится, что уклонение было умышленным, то его внесут в РНП. А если при этом у заказчика возникнут убытки, то он может предъявить их в судебном порядке.
Если же контракт заключен, но не выполнен, плохому исполнителю грозит:
Почему в РНП лучше не попадать
Для многих участников госзакупок попасть в реестр недобросовестных поставщиков — это худшее наказание. Целых два года такой предприниматель не сможет участвовать в закупках.
Закон 44-ФЗ дает заказчикам возможность ограничивать доступ ненадежных поставщиков к своим закупкам.
При подготовке закупочной документации заказчики устанавливают требования к участникам закупок. Одним из таких требований является отсутствие сведений об участнике в РНП.
И хотя в законе написано, что заказчики вправе, но не обязаны устанавливать такое требование, на практике оно есть в каждой закупочной документации. Так заказчики не допускают недобросовестных исполнителей получить госзаказ, потому что не хотят иметь с ними дело. Если такой участник подает заявку, то ее отклоняют в ходе проведения закупочных процедур.
В РНП включают не только сведения о фирме. Туда заносят и сведения о ее участниках и руководителе. Поэтому зарегистрировать новую фирму с теми же участниками и вернуться на рынок закупок не получится.
По закону 44-ФЗ закупаются в основном органы власти и казенные учреждения. По закону 223-ФЗ заказы размещают субъекты естественных монополий, компании с долей участия государства, бюджетные и автономные учреждения.
Кто и как вносит участника закупки в РНП
Процедуру внесения в РНП начинает заказчик — отправив сведения в антимонопольную службу. А там уже принимают решение, вносить ли участника торгов в РНП или нет.
Заказчик отправляет сведения в антимонопольный орган, если:
Антимонопольная служба приглашает заказчика и участника закупки на заседание. К этому заседанию участник может представить пояснения, почему он нарушил контракт или не подписал его. От того, как участник объяснит свое поведение, будет во многом зависеть и решение.
Решая вопрос о внесении в РНП, антимонопольная служба должна учитывать поведение участника. На это обратил внимание Верховный суд РФ в обзоре судебной практики. Суд указал, что если у участника не было намерения уклониться, то включать в РНП его не должны. Антимонопольные органы эту позицию учитывают.
Обзор судебной практикиPDF, 560 КБ
В свою очередь участник закупки может доказать, что намерения уклоняться не было, а контракт не был подписан из-за поломки ноутбука, перебоев с электричеством, регламентных работ в ЕИС или по другим уважительным причинам.
Так же и с исполнением контракта. Если поставщик сможет объяснить, что от исполнения контракта он не уклонялся, хотел исполнить свои контрактные обязательства, но не смог это сделать, например, из-за форс-мажорных обстоятельств, то в РНП его включать не будут.
В деле, о котором расскажу далее, поставщик не смог подписать контракт вовремя и был признан заказчиком уклонившимся, но РНП избежал.
Кейс: компанию признали уклонившейся, но в РНП не включили
Ко мне обратился поставщик, который попал в неприятную историю. Госпиталь для ветеранов войн проводил аукцион на поставку медицинских изделий. Компания победила в аукционе, но контракт в установленный срок не подписала.
Как выяснилось, причиной стала поломка ноутбука, на котором было установлено необходимое для работы на площадке программное обеспечение. В сроки, отведенные на подписание контракта, ноутбук починить не удалось. Другой возможности подписать контракт у поставщика не было — с ЕИС он работал только с этого ноутбука. Все подтверждающие документы — договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ — у поставщика были.
Поставщик пытался решить проблему и направил контракт, подписанный на бумаге, курьером заказчику. Но заказчик такой контракт подписывать не стал, так как по закону контракт заключается в электронной форме в единой информационной системе. Нарушить эти правила заказчик не вправе.
Поэтому заказчик признал поставщика медизделий уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в Кировский УФАС для включения в РНП.
УФАС должен провести проверку поступивших от заказчика сведений и в течение пяти рабочих дней с момента получения этих сведений решить: включать или не включать поставщика в РНП.
Кировское УФАС уведомило поставщика медизделий о заседании по этому делу и предложило представить пояснения.
Мы подготовили пояснения и объяснили причины, по которым не подписали контракт вовремя, приложив подтверждающие документы: договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение.
Еще обратили внимание УФАС на ряд обстоятельств:
Таким образом поставщик хотел доказать УФАС, что не имел намерения уклониться от заключения контракта, а нарушение сроков подписания контракта произошло из-за неблагоприятного стечения обстоятельств.
Также поставщик попросил УФАС предоставить ему техническую возможность заключить контракт по итогам этой закупки — то есть отправить площадке предписание, чтобы там разблокировали возможность подписания контракта. Некоторые антимонопольные органы выдают такие предписания по итогам заседания по делу о включении в РНП.
Решение по делу № 010/06/104-125/2019 Карельского УФАСDOC, 67 КБ
В этом деле Кировское УФАС приняло решение не включать поставщика в РНП. Но предписание о заключении контракта выдавать не стало.
УФАС посчитало доказанным, что намерения уклониться не было. В решении указаны такие доказательства:
Также в УФАС учли информацию о том, что поставщик длительное время — с 2017 по 2019 год — участвовал в закупках и многократно добросовестно исполнял контракты, то есть имеет репутацию добросовестного поставщика. Это тоже отражено в решении.
В итоге Кировское УФАС не стало включать компанию в РНП. Хотя контракт был упущен, главная цель была достигнута — компания не попала в черный список и не выбыла из закупок на два года.
Если бы УФАС приняло другое решение и включило поставщика в РНП, то и в этом случае еще не все потеряно. Решение можно обжаловать в судебном порядке.
Ко мне обратилось охранное бюро, которое Пермское УФАС внесло в РНП за уклонение от заключения контракта. Бюро обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения УФАС недействительным.
В дополнение к заявлению мы подготовили доказательства, что намерения уклониться от заключения контракта не было. Бюро не подписало контракт вовремя, так как случайно пропустило сроки на его подписание. Уведомление от площадки, на которой заключался контракт, пришло на электронную почту директора бюро, хотя до этого все уведомления приходили на почту менеджера, отвечающего за контракт. Директор уведомление пропустил. Из-за этого бюро не подписало контракт вовремя.
Суду были представлены доказательства того, что бюро принимало меры к заключению контракта и готовилось к его исполнению. Например, подключило объекты заказчика к пульту централизованного наблюдения, готовилось к монтажу охранного оборудования на объектах заказчика. После того как возможность подписания контракта была заблокирована на площадке, бюро направило заказчику контракт, подписанный на бумаге.
Суду были представлены доказательства, подтверждающие добросовестность бюро — сведения о полном исполнении 25 контрактов, а также о 20 контрактах, которые исполнялись бюро в тот момент.
С учетом всех обстоятельств суд принял решение, что у бюро не было намерения уклониться от заключения контракта, и признал решение Пермского УФАС недействительным. Суд обязал антимонопольную службу устранить допущенное нарушение — исключить сведения о бюро из РНП.