как самозанятому выставить счет на оплату по безналу в мой налог
Счет от самозанятого: порядок оформления и образец
Счет от самозанятого — это документ, содержащий банковские реквизиты плательщика НПД, по которым покупатель произведет оплату товаров, работ или услуг.
Должен ли самозанятый выставлять счет покупателю
До сих пор в законодательстве нет четкого порядка взаимодействия юридических лиц и самозанятых физических лиц. Многие моменты носят неоднозначный характер. Так, вопрос, как самозанятому выставить счет организации, требует детального рассмотрения. В нормативных актах не указана обязанность самозанятых граждан формировать требование об оплате товаров или услуг в рамках заключенного соглашения. Но большинство организаций привыкли работать с данным бланком и требуют его от плательщика НПД, с которым сотрудничают.
Какой бланк использовать
Основным приложением для работы физического лица — плательщика налога на профессиональный доход является «Мой налог». Данная программа не имеет функции для выставления счетов. При необходимости плательщик налога на профессиональный доход вправе заполнить требуемый бланк в другой программе или использовать шаблон счета для самозанятых, скачанный из интернета, также самозанятый вправе попросить образец документа у контрагента.
Документ, передаваемый покупателю, по которому он оплачивает товар или услугу, не имеет строго установленной формы, так как не относится к первичным бухгалтерским документам. Однако чтобы бланк имел юридическую силу, необходимо заполнить обязательные поля:
Оптимальный способ, как выставить счет самозанятому юрлицу, — использовать шаблон.
Как самозанятому принимать оплату с клиентов
Самозанятых интересует: как им получать деньги от клиентов, чтобы не было проблем; как учитывать поступления и платить налог; нужно ли составлять договор, подписывать акты, счета или достаточно выдать чек.
Плательщик НПД может получать оплату наличными и перечислением. Для учета дохода ему достаточно ввести суммы в приложение «Мой налог», но есть нюансы — о них рассказываем в статье.
Нужен ли договор. Если самозанятый сотрудничает с ИП, он может подписать договор или устно согласовать сделку. Условия партнеры обсуждают лично — по телефону или при встрече — либо в переписке.
Если самозанятый заключает сделку с организацией, нужно обязательно оформить договор. Это может быть договор подряда, возмездного оказания услуг, договор поставки или агентский договор. Тип документа зависит от вида сотрудничества. Самозанятые не ведут бухгалтерского учета, поэтому не обязаны хранить договоры и первичные документы.
Чтобы упростить документооборот, можно использовать оферту — предложение о заключении сделки. Самые простые примеры оферты — цена товара на сайте, ценники в магазине, печатные каталоги товаров и услуг. Оферта не требует подписания. Если клиент платит, значит, он согласен с условиями сделки.
Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Нужен ли акт и счет. Если самозанятый оформил сделку документально, после выполнения работы стороны подписывают акт. Акт — закрывающий документ, он подтверждает, что условия сделки выполнены обеими сторонами и ее можно оплатить. Но в некоторых случаях можно обойтись без акта. Когда нет материального результата работы, акт не нужен, например, при оказании бухгалтерских, юридических, консультационных услуг.
Чтобы бизнес-клиент оплатил работу на расчетный счет или карту, самозанятый выставляет счет со своими реквизитами. Шаблона документа для самозанятых нет, поэтому за основу можно взять счет ИП. В нем самозанятый указывает свои данные и реквизиты банковской карты. Такого документа достаточно, чтобы бухгалтер клиента перевел по нему деньги.
Чтобы ускорить процесс и избежать лишних бумаг, договор и счет можно заменить единым документом. Договор-счет включает основные условия сделки и банковские реквизиты для оплаты. Можно скачать шаблон и внести в него свои реквизиты.
Нужна ли касса и банковский счет. Выбрать НПД для бизнеса может ИП и физическое лицо. Открыть расчетный счет для бизнеса или подключить кассовый аппарат вправе только самозанятые ИП. Если вы не индивидуальный предприниматель, этот пункт можете пропустить.
Бизнес обязан принимать наличные через онлайн-кассу, однако на самозанятых это требование не распространяется. По закону они входят в число исключений и могут применять онлайн-кассу по собственному желанию.
Если бизнес-клиентам удобнее проводить безналичные платежи, самозанятому ИП нужно открыть расчетный счет. Для ведения счета можно выбрать абонентское обслуживание или оплату за операцию. При абонентском обслуживании с владельца счета ежемесячно взимается определенная сумма. По тарифу без абонентского обслуживания владелец счета выплачивает комиссию за каждую операцию. Если по счету проходит много операций, выгоднее абонентское обслуживание.
К банковскому счету можно подключить эквайринг и принимать платежи картами. Для этого предприниматель устанавливает платежный POS-терминал — специальное оборудование, которое считывает информацию с платежной карты и отправляет запрос в банк. Если у клиента достаточно денег, покупка оплачивается, и терминал распечатывает чек. Если самозанятый продает через сайт, он может подключить интернет-эквайринг и получать оплату картой онлайн.
Чтобы подключить эквайринг, нужно обратиться в банк и заключить договор, при этом взимается комиссия в размере 1–2% от всех карточных платежей.
Как брать деньги. Самозанятый может принимать оплату любым способом:
Если самозанятый получает оплату перечислением, необходимо соблюсти очередность: сначала получить деньги и только потом сформировать чек в приложении «Мой налог». Это можно сделать до 9 числа следующего месяца. Если оплата картой или наличными, чек важно передать сразу — в момент расчетов.
Иногда приходится возвращать деньги, например, товар клиенту не подошел. В этом случае самозанятый аннулирует чек. В приложении он нажимает кнопку «Аннулировать» и указывает причину: возврат средств или неправильная операция. Аннулировать чек можно в любой момент, ограничений по сумме или количеству чеков не установлено.
Как выдать чек. Чек от самозанятого — это отчетный документ. Он подтверждает, что организация действительно перевела деньги за оплату товара или услуги. Клиенту можно отправить чек в электронном или бумажном виде. Нельзя объединять несколько платежей от разных клиентов в один чек и вносить одну запись с общей суммой. На каждый платеж — свой чек.
Чтобы правильно сформировать чек, в приложении указывают название компании или Ф. И. О. предпринимателя, ИНН. Эту информацию можно посмотреть в договоре или в уведомлении от онлайн-банка.
Как пользоваться приложением «Мой налог». Инструкция для самозанятых
Чтобы стать самозанятым, достаточно иметь смартфон. Не придется идти в налоговую инспекцию, писать заявление и что-то платить. Для самозанятых работает мобильное приложение «Мой налог». Оно нужно тем, кто хочет и может использовать новый спецрежим «Налог на профессиональный доход».
Если вы еще не знаете, что это такое, почитайте наши статьи:
Закон о налоге на профессиональный доход вступил в силу 1 января 2019 года. Чтобы платить налог по льготным ставкам и работать без кассы, положено зарегистрироваться — для этого и нужны приложение «Мой налог» и личный кабинет самозанятого. Вот самая подробная инструкция, как всем этим пользоваться.
Регистрация через приложение «Мой налог»
Применять новый спецрежим «Налог на профессиональный доход» смогут только те, кто подаст заявление через приложение или веб-кабинет и получит подтверждение от налоговой. Никаких бумаг заполнять и относить в налоговую не нужно, все только через интернет.
Вот как зарегистрироваться через приложение «Мой налог».
Скачайте мобильное приложение. Оно доступно в Эпсторе и Гугл-плее. Не попадитесь мошенникам: в интернете уже есть приложения-подделки. Вот правильные ссылки от ФНС:
Выберите способ регистрации. Их два — по паспорту и через личный кабинет налогоплательщика. Для регистрации по паспорту нужен разворот вашего паспорта с фотографией и работающая камера на телефоне. Для регистрации через личный кабинет — ИНН и пароль, который дают в налоговой и который вы вводите для проверки имущественных налогов.
Укажите номер телефона. В ответ придет код подтверждения. То есть телефон должен быть реальный и к нему нужен доступ. Без кода номер не подтвердят и регистрации не будет.
Выберите регион. Налог на профессиональный доход действует только в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Здесь учитывается не место жительства, а место ведения деятельности. Можно жить в Орле, а работать в Москве. Вы сами решаете, какой регион выбрать, но он должен быть только один.
Если пароля от личного кабинета у вас нет, а в налоговую за ним идти не хочется, можно зарегистрироваться по паспорту. Понадобится разворот с фотографией.
Вводить данные не придется, приложение будет само сканировать документы и заполнять заявление
Подтвердите регистрацию. Если вы согласны, то сейчас станете самозанятым. По крайней мере, получите доступ к функциям приложения: сможете отправлять чеки и следить за начислениями налога.
Еще нужно ввести пин для доступа. Дальше настраивайте вход по отпечатку пальца или фейс-айди — в зависимости от телефона. Но на работу приложения это уже не влияет.
Еще в приложении можно зарегистрироваться по учетной записи на госуслугах.
Иногда после регистрации появляется сообщение, что у вас тестовый доступ. Это значит, что налоговая проверяет данные. У нее на это есть шесть дней. Но чеки можно формировать и отправлять покупателям уже сейчас. Следите за статусом: если что-то пойдет не так, в регистрации могут и отказать.
Регистрация через веб-кабинет для самозанятых
На сайте nalog.ru есть личный кабинет налогоплательщика, о котором все и так знают. Но — внимание! — это не тот личный кабинет, через который регистрируются самозанятые. У них свой сервис и отдельный личный кабинет.
Вот правильная ссылка для доступа и регистрации: https://lknpd.nalog.ru/
Через веб-кабинет можно зарегистрироваться только по ИНН и паролю. По паспорту нельзя. Зато этот вариант подходит тем, у кого нет смартфона или кто не хочет скачивать приложение. Личный кабинет для спецрежима «Налог на профессиональный доход» доступен со стационарного компьютера, даже если у вас кнопочный телефон. Приложение «Мой налог» тут не пригодится.
При регистрации через сайт тоже нужно подтвердить номер телефона и выбрать регион.
Можно зарегистрироваться через приложение, а чеки отправлять через сайт — и наоборот. Когда вы стали самозанятым, то можно пользоваться любым сервисом. Информация о доходах тоже доступна везде.
В веб-кабинете доступна и регистрация по паролю от госуслуг. Если есть подтвержденная учетная запись, можно использовать ее для входа в личный кабинет. Но здесь нужно быть очень внимательным: при первой же авторизации таким способом произойдет автоматическая постановка на учет в качестве самозанятого.
Как сформировать и отправить чек
На каждое поступление от клиентов нужно сформировать чек. Как вы получили деньги, не имеет значения. На счет в банке, наличными или на карту — это ваше дело. Чек вы формируете сами.
Делать это нужно через приложение или на сайте.
Как самозанятому выставить счет
Самозанятые осуществляют деятельность в различных сферах, поэтому в процессе своей работы им может потребоваться выписывать счета на оплату за товары и услуги, когда клиентами выступают юридические лица или предприниматели.
Что говорится в законодательстве
Закон не регламентирует, каким образом должны осуществляться расчеты у самозанятого с контрагентами-юридическими лицами. Исходя из того, что самозанятые относятся к физическим лицам, так и порядок должен определяться, как при расчетах с частниками. Стандартно это заключение договора, выписка счета, получение денег.
Порядок выставления счетов при расчетах
Если самозанятый продает товар или оказывает услугу юридическому лицу, должна быть соблюдена следующая процедура оформления сделки:
Часто первые 2 этапа объединяются и счет несет в себе функции договора на поставку.
В случае с самозанятым счет на оплату может быть заменен чеком об оказании услуг, который формирует приложение «Мой налог». Он будет документом, подтверждающим получение платежа от покупателя, и подтверждать обоснованность перевода денежных средств.
Тут может возникнуть неразбериха в дате операции, если выручка вносится в отчет авансом, т. е. фактически вы ее еще не получили, а уже ввели сумму в систему, операция по переводу денежных средств должна быть проведена в этот же день. Часто в фирмах работают «приходящие бухгалтеры», которые могут переводить деньги не день в день, на следующий. В этом случае у вас не совпадут дата прихода и дата чека. Поэтому потребуется согласовывать дату сделки заранее.
Поэтому лучшим вариантом будет выставление счета на оплату и после получения денег введение суммы выручки в приложение «Мой налог» и формирование чека для отчета.
Зачем нужен счет от самозанятого юридическому лицу
Компании бизнеса должны иметь документ, на основании которого совершается платеж. Это требование относится ко всем операциям, совершаемым по расчетному счету компании. При переводе денежных средств со счета в основании платежа потребуется указать номер и дату договора или номер и дату счета на оплату.
Без обосновывающих документов юридическое лицо не вправе осуществлять платеж.
Как выставить счет на оплату самозанятому
Счет на оплату можно сформировать самостоятельно или воспользоваться специальными онлайн-сервисами.
Как выставить счет от самозанятого юридическому лицу:
Обязательных требований по формированию счета нет, отсутствует и унифицированной форма для его составления. Вы можете убирать ненужные строки или вставлять дополнительные данные. Главное, чтобы из документа было понятно, какой товар или услуга оплачивается, кто продавец, куда должны быть перечислены деньги.
Если вам сложно самостоятельно сформировать счет, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, где можно зарегистрироваться и в личном кабинете ввести свои данные, сведения о контрагентах. Счета будут формироваться автоматически, вам потребуется только их распечатать и подписать.
Часто задаваемые вопросы
Как платить самозанятому с расчетного счета ООО?
ООО может рассчитываться с самозанятым наличными, если сумма сделки не превышает 100 тыс. руб. Безналичным способом это можно сделать на счет карты самозанятого. Для этого потребуются полные реквизиты счета, т. к. юридические лица производят оплату с расчетного счета с помощью платежного поручения.
Какой документ является подтверждением произведения оплаты по счету?
После поступления оплаты самозанятый вводит в приложении «Мой налог» сумму выручки, и система формирует счет, который отправляется покупателю в качестве подтверждения совершения операции. При необходимости составляется акт выполненных работ.
Можно ли сформировать счет в приложении «Мой налог?»
Нет, такая возможность в приложении не предусмотрена.
Резюме
Самозанятые могут работать без выставления счетов, но для того, чтобы не возникали разногласия с покупателями, лучше их выписывать.
Может ли самозанятый выставить счет юридическому лицу – да, при этом он может быть выписан на основании договора или выступать как договор-счет в одном документе.
Можно сформировать счет самостоятельно или воспользоваться специальными онлайн-сервисами.
Самозанятый предоставляет чек о получении денег за товар или услугу. Это можно сделать лично, по электронной почте, через мессенджер.
Функционал приложения «Мой налог» не предусматривает формирование счетов на оплату.
Как самозанятому выставить счет организации? Варианты через приложение «Мой налог» и не только
Режим налога на профессиональный доход позволяет самозанятым платить всего 4% или 6% от полученного дохода на сумму до 2,4 миллионов рублей в год. Однако, работая с организациями, самозанятый должен правильно выставлять счета, чтобы заказчик не получил санкций от налоговой. В материале разберем, как правильно выставить счет организации через «Мой налог» и другие способы.
«Мой налог» и не только
Один из самых простых способов – кстати этим способом многие пользуются, – это создание счетов вручную. Можно найти в интернете шаблон, адаптировать его под себя и использовать в работе.
Есть также бесплатные сайты регистрацию проходить не обязательно, но пройдя регистрацию можно будет получить ряд существенных плюсов. В частности, вы можете добавить данные о продавце (самозанятом), о покупателях, сохранять созданные счета.
После добавления всех данных, вам останется лишь нажать на кнопку «Скачать» справа в самом низу, чтобы сформировать счет и скачать его в PDF-формате.
На законодательном уровне не указана обязанность самозанятых граждан формировать требование об оплате товаров или услуг в рамках заключенного соглашения. Но большинство организаций все-таки привыкли работать с бланками и требуют его от плательщика НПД (налог на профессиональный доход), с которым сотрудничают.
Основным приложением для работы физического лица – плательщика налога на профессиональный доход является «Мой налог». Чек подтверждает лишь факт расчетов с самозанятым.
Данная программа, к сожалению, не имеет функции для выставления счетов. Но при необходимости плательщик налога на профессиональный доход вправе заполнить требуемый бланк в другой программе или использовать шаблон счета для самозанятых, скачанный из интернета, кроме этого, самозанятый вправе попросить образец документа у контрагента (заказчика). Чтобы бланк заимел юридическую силу, необходимо Самозанятому заполнить обязательные поля:
Организация вправе рассчитаться с самозанятым гражданином как наличными, так и безналичным способом. При оплате наличными максимальная сумма переводов в месяц не должна превышать 100 000 рублей.
Как самозанятый предоставляет закрывающие документы? Акты выполненных работ, акты сверки?
Если вспомнить про статью ГК РФ под номером 720 (новая редакция). В частности, в ней указано, что Заказчик должен принять произведенные Исполнителем работы в установленные договором сроки и в случае выявления недостатков незамедлительно сообщить об этом Исполнителю и сделать отметки в каком-либо сопровождающим сделку документе.
Но Законодательством не предусмотрена обязательная форма для составления акта выполненных работ или услуг между самозанятым и предприятием, или самозанятым и физическим лицом. Поэтому акт придется составлять самостоятельно, опираясь на требования закона и на особенность тех работ, которые выполняет самозанятый гражданин.
Акт выполненных работ является главным доказательством выполнения работ самозанятым. Акт выполненных работ должен быть правильно составлен. Акт должен быть подписан обоими сторонами. Если заказчиком по договору является организация, то организацией однозначно следует запастись актом выполненных работ для документального подтверждения расходов (ст. 252 НК РФ) (для организации). В данном случает выданного одного чека самозанятым, будет недостаточно. При составлении акта выполненных работ самозанятым никаких особенностей в общем нет. Акт в общем порядке должен содержать информацию об исполнителе и заказчике, об объеме и стоимости каждого вида работ, об общей стоимости работ, о наличии или отсутствии у заказчика претензий по объему, качеству и срокам выполнения работ.
Форма бланка акта такая:
Самозанятый обязательно должен указать в акте выполненных работ следующую информацию:
«Исполнитель является самозанятым лицом и применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». В качестве плательщика налога Исполнитель зарегистрирован в ИФНС N ___ по г. _________».
Если стороны подписали акт выполненных работ, а деньги по договору еще не выплачены, самозанятый не должен сразу сообщать в налоговую инспекцию о полученном доходе. Доход нужно отразить в приложении «Мой налог» в момент получения денег от заказчика.
Но есть один минус – даже при наличии договора и подписанного акта без чека организация не сможет объяснить налоговому органу списания денежных средств с баланса компании. Поэтому наличие чека необходимо. В противном случае организации назначат штраф и выплату налогов и взносов за самозанятого, как за оформленного в штате сотрудника.
Как ИП, или ООО которая работает с самозанятым использовать электронные чеки для отчётности?
Как уже описывалось выше ИП или ООО работающий с самозанятым помимо чека еще необходимо подкреплять актами выполненных работ (не сверками) поскольку акт выполненных работ и чек в совокупности подтверждает о наличии договорных отношений.
Отсутствие одного из данного компонента может негативно сказаться для ИП или ООО поскольку налоговая может выписать предписание о доначислении налогов, как на работающего сотрудника свыше 2 лет. Потому что отсюда предполагается заключение – что, заключая договор ИП или ООО с самозанятым – это выполнение главного условия – что самозанятый не должен быть действующим сотрудником у ИП или ООО, или должен числится уволенным свыше 2 лет.
- за что уволили директора школы 24 нижнего новгорода
- жидкость для линз чем заменить в домашних условиях на ночь