как в международном гуманитарном праве называется представитель вооруженных сил воюющей стороны
Комбатант
Концепция комбатантов занимает особое место в системе международного гуманитарного права. Одной из определяющих характеристик современного государства является монополия на законное применение силы. Только государственные органы имеют право в определенных обстоятельствах использовать силу в пределах территории государства и за ее пределами. Таким образом, исторически статус комбатантов присваивался личному составу регулярных вооруженных сил государства, которые осуществляют право государства на использование силы для защиты своих интересов. Поэтому только комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях.
Комбатанты не могут быть привлечены к ответственности за участие в военных действиях. Тем не менее, они могут подвергаться нападению, пока не попадут в руки неприятеля или выведены из строя. Попав во власть неприятеля, если соблюдают персональные требования отличия от гражданских лиц, они получают статус военнопленного. Эти требования, призванные содействовать защите гражданского населения от последствий военных действий, формулируются как условия получения и сохранения статуса комбатанта. Несоблюдение данных требований лишает комбатанта статуса военнопленного, а также иммунитета к судебному преследованию.
Комбатанты в международном праве.
Комбатант (сражающийся) — лицо, входящее в состав вооруженных сил одной из сторон международного вооруженного конфликта (ст. 3 приложения к Гаагской конвенции 1907 года и ст.43, п. 2 Дополнительного протокола I). Никто не может стать комбатантом лишь по собственной воле; он должен принадлежать к группе, которая, в свою очередь, должна принадлежать одной из сторон международного вооруженного конфликта, то есть государству (ст. 2 общая для Женевских конвенций I-IV) либо национально-освободительному движению (ст. 1, п. 4 Дополнительного протокола I).
Все ли члены регулярных государственных вооруженных сил являются комбатантами? Статья 3 приложения к Гаагской конвенции 1907 года может вызвать путаницу, поскольку в ней говорится, что «вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и несражающихся», и обе категории пользуются правами военнопленных. Категория несражающихся, указанная в данной статье, включала, например, поваров и других членов вооруженных сил, не принимавших непосредственного участия в боевых действиях.
Однако в современной терминологии такое различие не проводится. Практически все участники, вне зависимости от исполняемых функций, являются комбатантами, то есть могут принимать непосредственное участие в военных действиях и подвергаться нападению (ст. 43, п. 2 Дополнительного протокола I). Однако военный медицинский и религиозный персонал не являются комбатантами. Они не могут непосредственно участвовать в военных действиях, не могут подвергаться нападению и не считаются военнопленными, если попадут во власть неприятеля. В подобном случае они должны быть освобождены и репатриированы, если их задержание не требуется для ухода за военнопленными.
Женевская конвенция III.
Строго говоря, ст. 4 Женевской конвенции III применяется не только к сражающимся. Тем не менее, к категории лиц, пользующихся статусом военнопленных, относятся преимущественно комбатанты.
Дополнительный протокол I.
В статье 43 Дополнительного протокола I применяется более широкая и обобщенная концепция вооруженных сил. Вооруженные силы включают все организованные вооруженные группы и подразделения, находящихся под командованием лица, ответственного перед стороной конфликта, при условии, что такие силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, в частности, обеспечивает соблюдение международного гуманитарного права. Члены таких групп являются комбатантами.
Статья 44, п. 6 Дополнительного протокола I добавляет, что ни одно лицо, являющееся комбатантом в соответствии с Женевской конвенцией III, не может быть лишено своего статуса в соответствии с Дополнительным протоколом I.
Отдельные категории участников вооруженных конфликтов.
Наемники.
Согласно статье 47 Дополнительного протокола I наемники не являются комбатантами и военнопленными. Одно из условий, определяющих статус наемника – не состоять в вооруженных силах стороны конфликта, является нормой международного обычного права. Действительно, в соответствии с обычным и договорным гуманитарным правом первое условие, которое должно соблюдаться для получения статуса военнопленного – принадлежать к личному составу вооруженных сил одной из сторон международного вооруженного конфликта.
Шпионы.
В соответствии со статьей 46 Дополнительного протокола I, подтверждающей положения международного обычного права, лица, захваченные во время занятия шпионажем, не имеющее на себе форменной одежды, не имеют права на статус военнопленного и привилегии комбатанта.
Дети-солдаты.
Дети-солдаты – это категория сражающихся, которая пользуется особым международным вниманием. В международных вооруженных конфликтах, как указано в ст. 77, п. 2 Дополнительного протокола I, государства должны предпринимать все «практически возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях». В любом случае, дети-солдаты, которые попали во власть одной из сторон конфликта, независимо от того, имеют ли они статус военнопленных, также пользуются дополнительной защитой для детей предусмотренной, в частности, в ст. 77 Дополнительного протокола I.
Незаконные комбатанты.
Комбатанты в немеждународных вооруженных конфликтах.
Международное гуманитарное право, применимое во время немеждународных вооруженных конфликтов, не содержит ни каких упоминаний ни о комбатантах, ни о статусе комбатанта или военнопленного. Действительно, ни одно государство не станет признавать, что его собственные граждане, участвующие в вооруженном противостоянии против правительства или друг против друга, имеют право безнаказанно совершать акты насилия, даже при соблюдении требований международного гуманитарного права. Поэтому международное гуманитарное право немеждународных вооруженных конфликтов просто обеспечивает основные гарантии гуманного обращения для всех тех, кто не принимает или перестал принимать участие в военных действиях, «включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие», в соответствии со статьей 3, общей для Женевских конвенций I-IV.
Война и международное гуманитарное право
29-10-2010 Обзор
Вооруженные конфликты сопровождали всю историю человечества. Во время военных действий издавна руководствовались так называемым обычным правом, но только в течение последних 150 лет, исходя из соображений гуманности, государства установили международные нормы, ограничивающие способы ведения войны и защищающие ее жертвы. Основными такими нормами являются Женевские конвенции и Гаагские конвенции. Совокупность их норм обычно называют международным гуманитарным правом (МГП), или правом войны, или правом вооруженных конфликтов.
Международное гуманитарное право является частью международного права, которое регулирует отношения между государствами. МГП призвано ограничить последствия вооруженных конфликтов.. Его целью является защита лиц, не принимающих или больше не принимающих участия в военных действиях, больных и раненых, пленных и гражданских лиц, а также установление прав и обязанностей сторон конфликта при ведении военных действий.
Являясь законом, МГП налагает обязательства на лиц, принимающих участие в вооруженном конфликте. Эти лица должны не только сами соблюдать закон, но и обязаны обеспечивать соблюдение его другими. Не совершать нарушений закона и не допускать того, чтобы их совершал кто-то другой – вот один из основных принципов МГП.
Краеугольным камнем МГП являются Женевские конвенции. Первую из них приняли в 1864 году шестнадцать государств. В течение многих веков до этого существовали правила ведения войн, но они основывались на обычаях и традициях, носили местный характер или были только временными. Все изменилось в 1864 году: начался процесс создания совокупности норм права, которые продолжают эволюционировать и сегодня.
Инициаторами первой конвенции явились пять граждан Женевы. Один из них, Анри Дюнан, случайно оказался на поле только что закончившейся битвы близ Сольферино в 1859 году. Он был потрясен тем, что раненые были брошены без всякой помощи, и привлек местных жителей для ухода за ними. Этот акт милосердия положил начало одному из ключевых элементов первой конвенции – гуманному обращению с теми, кто больше не участвует в сражении, независимо от того, к какой стороне конфликта они принадлежат.
Именно в те годы была принята защитная эмблема, символизирующая нейтральность лиц, оказывающих помощь жертвам конфликта: красный крест на белом фоне (что является обратным расположением цветов швейцарского флага).
За прошедшие полтора века нормативная база международного гуманитарного права неуклонно увеличивалась в объеме. Женевская конвенция была расширена в 1906 и 1929 годах с целью улучшения участи больных и раненых солдат в действующих армиях и для установления новых норм, касающихся защиты военнопленных. В 1899 и 1907 годах были также приняты Гаагские конвенции, предназначенные, главным образом, для регулирования военных действий. В августе 1949 года были приняты известные нам сегодня четыре Женевские конвенции. На этот раз, учитывая ужасный опыт Второй мировой войны, в них включили положения о защите гражданского населения.
Тем не менее сердцевиной МГП остаются четыре Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 и 2005 годов. Они включают в себя четкие правовые обязанности и закрепляют основополагающие гуманитарные принципы.
• Раненые и больные должны быть подобраны и воюющая сторона, во власти которой они находятся, должна оказать им помощь. Защите также подлежит медицинский персонал, медицинские формирования, транспорт и оборудование. Эмблема красного креста, красного полумесяца или красного кристалла является знаком такой защиты и ее следует уважать.
• Взятые в плен имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений. Их необходимо защитить от любых актов насилия и репрессалий. Им должно быть предоставлено право переписки с семьями и получения гуманитарной помощи.
• Гражданские лица, находящиеся во власти воюющей стороны или оккупационной державы, гражданами которой они не являются, имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений.
• Каждый имеет право пользоваться основными судебными гарантиями. Никто не может быть осужден без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом. Никто не может быть признан ответственным за действие, которое он не совершал. Никого нельзя подвергать физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям или жестокому и унижающему обращению.
• Стороны конфликта должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами с тем, чтобы щадить гражданское население и имущество. Для этого, прежде чем начать атаку, необходимо принять соответствующие меры предосторожности.
Международный Комитет Красного Креста считается хранителем Женевских конвенций и всех других договоров, составляющих международное гуманитарное право. Он, однако, не может выступать в качестве полицейского или судьи. Эти функции принадлежат правительствам тех стран, которые являются участниками международных договоров. Их обязанность – предупреждать нарушения МГП и не допускать продолжения таких нарушений. Они также взяли на себя обязательства наказывать лиц, ответственных за то, что мы называем «серьезными нарушениями» МГП, или военными преступлениями.
Международное гуманитарное право
Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
В вооруженном конфликте международного характера противоборствующие государства представлены, как правило, военным организмом, основу которого составляют вооруженные силы. И именно на них распространяется большинство предписаний правил ведения войны. Сое гав и структура вооруженных сил государств определяются национальным законодательством.
Так, согласно Федеральному закону «Об обороне» 1996 г. Вооруженные Силы России составляют основу обороны Российской Федерации и состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил России, в тыл Вооруженных Сил России, а также войска, не входящие в них.
В случае участия Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов в международных вооруженных конфликтах или в вооруженных конфликтах немеждународного характера они должны применять нормы международного гуманитарного нрава в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Если воюющее государство включает в свои вооруженные силы полувоенную или иную вооруженную структуру (например милицию, полицию), обеспечивающую охрану правопорядка, то она уведомляет об этом другие стороны, находящиеся в конфликте (ст. 43 п. 3 Протокола I). Находясь в составе вооруженных сил, сотрудники милиции (полиции) в период вооруженного конфликта руководствуются нормами международного гуманитарного права.
Вооруженные силы государств, будучи основным участником вооруженной борьбы, являются объектом защиты международного гуманитарного права, против которого неприятельские войска обязаны применять законные методы и средства ведения военных действий.
В 1977 г. на дипломатической конференции, принявшей Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., впервые было сформулировано понятие «вооруженные силы». Дополнительный протокол I (ст. 43) связывает это понятие с наличием:
Таким образом, в Дополнительном протоколе I было уточнено положение о том, кто относится к законным участникам вооруженных конфликтов.
С учетом сказанного к комбатантам относятся:
Нормы международного гуманитарного права обязывают воюющих вести военные действия только против комбатантов, которые для этого и должны отличать себя от гражданского населения, что было закреплено еще в Гаагском положении о законах и обычаях войны (ст. I). Эта норма нашла юридическое подтверждение в Дополнительном протоколе I. В нем, в частности, отмечается, что «для того чтобы содействовать усилению защиты гражданского населения от последствий военных действий, комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или военной операции, являющейся подготовительной к нападению. Однако в связи с тем, что во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатанта при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие:
Безусловно, вышеприведенные положения — свидетельство дальнейшего позитивного развития международного гуманитарного права.
Что же касается некомбатантов, то в случае их пленения, они не должны считаться военнопленными. В соответствии со ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными держащая в плену держава предоставляет им возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным.
Ввиду того, что зачастую в вооруженном конфликте военные действия ведутся на морских пространствах, появляется необходимость в освещении вопроса о комбатантах в морской войне. Таковыми являются: экипажи военных кораблей всех видов (линкоров, крейсеров, миноносцев, авианосцев, подводных лодок, катеров и т.п.), экипажи летательных аппаратов ВМФ (самолетов, вертолетов), вспомогательных судов всех видов, а также торговых, переоборудованных в военные корабли.
Особо следует сказать о торговых судах, переоборудованных в военные корабли, и о подводных лодках. Появление подводных лодок, нарушение правил ведения морской войны германскими подводными лодками в годы Первой мировой войны поставили вопрос о необходимости соблюдения их экипажами норм международного гуманитарного права. В Вашингтонских правилах ведения морской войны (1922), Лондонском протоколе (1936), Нионском соглашении (1937) была сформулирована норма, согласно которой экипажи подводных лодок должны соблюдать правила ведения морской войны, установленные для надводных кораблей.
Гаагская конвенция 1907 г. об обращении торговых судов в суда военные устанавливает следующие условия: судно должно быть поставлено под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства, флаг которого оно носит; торговые суда, обращенные в военные корабли, должны носить внешние отличительные знаки военных кораблей и их национальности; командир судна должен состоять на государственной службе и быть надлежащим образом назначен компетентными властями. Его имя должно значиться в списке офицеров военного флота; экипаж такого судна должен быть подчинен правилам воинской дисциплины; экипаж каждого торгового судна, обращенного в судно военное, обязан соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны. Обращение торгового судна в военный корабль допустимо в собственном порту или в территориальных водах, а также в водах союзника и в водах, находящихся под военной оккупацией, но запрещается в портах и территориальных водах нейтрального государства и в открытом море.
Некомбатантами в морской войне являются экипажи военных госпитальных судов, если такие суда построены или оборудованы государствами со специальной целью — оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, а также экипажи госпитальных судов МККК. Они не могут быть подвергнуты нападению, а также захвачены, так как находятся под защитой норм международного гуманитарного права.
Ведение воздушной войны, ее регламентация тесно связаны с историей развития авиации. С того времени, как в 1903 г. братья Орвилл и Уилбер Райт в г. Дейтоне (штат Огайо, США) впервые в мире успешно осуществили полет продолжительностью 59 с на высоте 3 м над землей на расстояние 260 м, человек старался использовать летательные аппараты в мирных целях. И даже маршал Фош заявил в 1910 г., что авиация является увлекательным видом спорта, но не представляет никакого интереса для вооруженных сил. Но уже во время итало-турецкой войны в 1911-1912 гг. лейтенант Гавотти подверг бомбардировке с воздуха оазис Айн-Зара, чем положил начало применению авиации в ходе ведения военных действий. С того времени авиация стала играть важную роль в боях, проводимых совместно с наземными силами.
Бомбардировки с воздуха регулярно совершались во время Второй мировой войны воюющими сторонами, в частности Германией и Великобританией. Известным примером является «налет тысячи бомбардировщиков» на Кёльн в мае 1942 г., предпринятой в качестве репрессалий за германские бомбардировки Лондона. В ходе налета в центре города были произведены разрушения на площади свыше 242 га.
В то же время в современном международном праве отсутствуют международно-правовые акты, которые регламентировали бы правила ведения воздушной войны. На Гаагской конференции 1899 г. была принята специальная Декларация, запрещающая метание снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров, которая была признана на Гаагской конференции 1907 г. обязательной для всех государств, однако специальную конвенцию по этому вопросу разработать не удалось.
Подготовленный в Гааге (1923 г.) проект Правил ведения воздушной войны так и не вступил в силу. Несмотря на то, что он разрабатывался комиссией видных юристов, в которую входили представители США, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, под ним не поставили свои подписи даже те государства, представители которых являлись членами этой комиссии. В то же время следует подчеркнуть, что большинство норм, содержащихся в указанном проекте документа, стали частью обычного права еще до того, как они были сформулированы. Некоторые из них были кодифицированы в Дополнительном протоколе I. Содержащиеся в Проекте правил ведения воздушной войны положения имеют добротную основу для формирования норм ведения воздушной войны. В свете имеющих место противоправных бомбардировок военной авиацией НАТО незащищенных городов в различных регионах мира актуальность принятия таких правил все более возрастает.
Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющих государств и имеющих их опознавательные знаки. К ним относятся и экипажи судов гражданской авиации, превращенных в военные в пределах юрисдикции воюющего государства.
Некомбатантами в воздушной войне являются экипажи санитарных самолетов, а также госпитальных воздушных судов, используемых воюющими государствами и национальными обществами Красного Креста для эвакуации, лечения раненых и больных. Санитарные и госпитальные суда должны иметь свой ясно видимый отличительный знак, а в установленных случаях — также отличительную эмблему Красного Креста. Государствам, находящимся в конфликте, запрещается использовать санитарные летательные аппараты для обеспечения неприкосновенности военных объектов, сбора разведывательных данных, а также для перевозки личного состава и военных грузов в целях оказания помощи воюющим.
Говоря о законных участниках вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть о шпионах и наемниках. Что же они представляют собою с точки зрения международного права?
Положения о шпионах явились логическим развитием норм о лазутчиках, предусмотренных Гаагским положением о законах и обычаях сухопутной войны, т.е. лазутчиком «может быть признаваемо только такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения о районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне» (ст. XXIX). Лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда. Лазутчик, возвратившийся в свою армию и впоследствии плененный неприятелем, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия как лазутчика.
Согласно Дополнительному протоколу I шпионом признается любое лицо из состава вооруженных сил воюющего государства, попадающее во власть неприятеля в то время, когда оно занимается шпионажем. Оно не имеет права на статус военнопленного (ст. 46).
Понятие «наемник» впервые было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 1977 г., т.е. это лицо:
Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена.
Институт наемничества получил дельнейшее развитие в международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой резолюцией XXXXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1989 г. Согласно названной конвенции термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:
Наемник согласно определению, приведенному выше, который непосредственно участвует в военных или совместных насильственных действиях, совершает преступление.
Любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, также совершает преступление.
Обществознание. 11 класс
Конспект урока
Обществознание, 11 класс
Урок 8. Международное гуманитарное право
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Что такое международное право, его источники.
2. Субъекты международного гуманитарного права.
3. Международная защита прав человека в условиях военного времени.
4. Права военнопленных, терпящих кораблекрушение и детей во время вооруженных конфликтов.
Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Откуда происходит международное право? Ответ на этот простой вопрос значительно сложнее, чем может представиться на первый взгляд. На самом деле, не существует никакого специального парламента, разрабатывающего нормы международного права.
Международное право создается децентрализовано в процессе взаимообусловленной деятельности большинства государств международного сообщества.
Нормы международного права закрепляются в источниках международного права. Источник международного права — это внешняя форма выражения международно-правовой нормы.
Наименования международных актов могут быть самыми разными — конвенция, хартия, договор, декларация, протокол, пакт, меморандум, соглашение, устав, резолюция и т.п.
Среди источников международного права выделяют писаные и неписаные.
К писаным источникам относятся международные договоры различных видов, декларации, конвенции, меморандумы и другие акты, принимаемые международными организациями в письменном виде. Они являются основными источниками международного права.
К неписаным источникам относятся международные обычаи. Международные обычаи, для того чтобы быть источником права, должны иметь нормативное значение, т.е. порядок, предусмотренный этими обычаями, должен быть общепризнан для совершения определенных действий.
Особый вид источника международного права — это общепризнанные принципы международного права, большинство которых содержится в Уставе Организации Объединенных Наций. Такие принципы не обязательно должны иметь письменное выражение, главное, чтобы они были общепризнанными в мировом сообществе.
Другим специфическим источником международного права служат акты различных международных судов, которые являются скорее правоприменительными, нежели нормативными.
Источники современного международного гуманитарного права
Предметом международного права являются отношения между государствами, международными организациями, между государствами, их отдельными регионами и международными организациями, отношения между иностранными юридическими лицами и физическими лицами.
В современном мире нередки вооруженные конфликты между различными странами. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права.
Субъектами международного гуманитарного права являются:
❿ юридические лица, это, в первую очередь государства, в вооруженном конфликте, как правило, противостоящие друг другу, и межгосударственные организации.
Ко второй категории относится прежде всего ООН, которая в случае нарушения мира и актов агрессии может непосредственно принимать участие в вооруженном конфликте. ЮНЕСКО уполномочена осуществлять кодификацию норм по охране культурного наследия во время вооруженных конфликтов.
Международный комитет Красного Креста – организация, наделенная международным сообществом мандатом на защиту и предоставление помощи жертвам вооруженных конфликтов. МККК имеет право заниматься гуманитарной деятельностью на территории воющих сторон.
❿ физические лица – комбатанты (воюющие), военнопленные, раненые и больные, гражданское население (мирное население, не входящее в состав вооруженных сил), сотрудники международных организаций, иностранцы, беженцы и вынужденные переселенцы, апатриды (лица без гражданства), бипатриды (лица с двойным гражданством), наемники, лазутчики и шпионы.
Участники вооруженных конфликтов делятся на комбатантов и некомбатантов (не воюющие).
К некомбатантам относятся: медицинский персонал, духовный персонал, военные юристы и корреспонденты. На комбатантов распространяется режим военного плена, а некомбатанты военнопленными не считаются.
Военнопленные — участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
После Первой и Второй мировых войн возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования защиты прав человека.
В мире существуют три постоянных суда, которые являются органами, осуществляющими контроль над соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд.
В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.
В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН.
В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).
В случае вооруженного конфликта – международного или немеждународного – дети пользуются общей защитой, которая предоставляется гражданским лицам, не принимающим участия в военных действиях. Им гарантируется гуманное обращение. Устанавливается ряд конкретных норм, предоставляющих детям особую защиту. Дети, принимающие непосредственное участие в военных действиях, не утрачивают этой защиты, также устанавливаются ограничения на участие детей в военных действиях.
Третья Женевская конвенция обеспечивает всестороннюю защиту военнопленных.
Неприятельское государство, во власти которого находятся военнопленные, несет полную ответственность за обращение с ними.
Держащая в плену держава должна бесплатно снабжать военнопленных водой и качественной пищей в достаточном количестве, предоставлять им необходимую одежду и медицинскую помощь.
Военнопленным предоставляется полная свобода для выполнения обрядов их религии. Также им должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно посылаются через Центральное агентство по розыску МККК).
Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работам, не связанным с ведением боевых действий. Использовать пленных на опасных и вредных для здоровья работах, таких как удаление мин, можно только в добровольном порядке.
Военнопленные должны быть освобождены и возвращены на родину сразу же после прекращения боевых действий.
Вопросы защиты раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение регулируются Второй Женевской конвенцией 1949 г., а также Первым дополнительным протоколом 1977 г.
К лицам, потерпевшим кораблекрушение, относятся военнослужащие и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от каких-либо враждебных действий.
После каждого боя воюющие стороны обязаны принять меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления, обеспечить им необходимый уход.
Разбор типового тренировочного задания
1.Установите соответствие между определениями и понятиями.
Источник международного права
лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте
внешняя форма выражения международно-правовой нормы
лицо с двойным гражданством
мирное население, не входящее в состав вооруженных сил
участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта
лицо без гражданства
Источник международного права
внешняя форма выражения международно-правовой нормы
лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте
мирное население, не входящее в состав вооруженных сил
лицо с двойным гражданством
лицо без гражданства
участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта
2.Найдите и выделите цветом в филворде по вертикали и горизонтали наименования международных актов.
Правильный ответ: резолюция, пакт, меморандум.