как в пути складываются отношения между данко и толпой
Как в пути складываются отношения между данко и толпой
Произведение Старуха Изергиль
Вот Библейская история:
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
1. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
2. Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
3. Как складываются отношения между Данко и толпой?
4. Как вы думаете, почему легендой о Данко заканчивается рассказ?
Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа «Старуха Изергиль»
Разделы: Литература
Ход урока.
I. Организационный момент
В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.
1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.
— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.
2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:
— В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);
— Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);
— Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);
— Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).
ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.
3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.
— Каково композиционное решение рассказа?
— В произведениях, каких авторов мы встречались с такой композицией? (“Ася” И.С. Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).
— Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).
— Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).
4. Анализ легенды о Ларре.
— Кто является главным героям первой легенды?
— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?
— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).
— Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).
— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)
— Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
— К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)
— Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).
— Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
— Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)
5. Анализ легенды о Данко.
а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:
— В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)
— Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).
б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)
— Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)
— Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).
ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
— Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.
Сопоставление образов Данко и Ларры
1. Отношение к толпе
3. Отличительная черта характера
4. Отношение к жизни
5. Легенда и современность
6. Поступки, совершаемые героями
7. Отношение писателя к героям
В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:
Сопоставление образов Данко и Ларры
1. Отношение к толпе
Любовь, жалость, желание
Презирает людей, относится к
ним высокомерно, не считается
3. отличительная черта характера
Любовь, сострадание, смелость,
Гордыня, эгоизм, крайний
милосердие, мужество, умение
индивидуализм, жестокость
4. Отношение к жизни
Готов пожертвовать своей
Берет от жизни и людей все, но
жизнью ради спасения людей
ничего не отдает взамен
5. Легенда и современность
Голубые искры (свет, тепло)
Превращается в тень (тьма,
6. Поступки, совершаемые героями
Подвиг ради любви к людям,
7. Отношение писателя к героям
Идеал, воспевает его красоту,
Антиидеал, осуждает его
смелость, подвиг ради любви к
поступки, античеловеческую
7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).
Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.
К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2
Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)
А к какому герою относит героиню автор? Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка
Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)
III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание:
«Легенда о Данко» к уроку литературы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок литературы в 7-м классе по теме: «Легенда о Данко»
(по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»
проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа “Старуха Изергиль”;
воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
Оборудование: презентация, рисунки учащихся к легенде о Данко
Эпиграфы к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»
1.Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.
Учитель. Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?» В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.
Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»
а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер. [ 1:II,3–18]
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)
Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)
Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.
ВЫВОД: Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
Как вы думаете, каково выражение авторской позиции?
Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
Самостоятельная работа. Написать образ Данко.
1) Отношение к людям
«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47]
«Дружно пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]
3) Отличительная черта характера
4) Отношение к жизни
Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.
— Какими вы видите людей этого племени? Могли ли они, на ваш взгляд, сделать что-то, чтобы чужие племена не сумели прогнать их в глубь леса?
— Люди были сильные, смелые, веселые. Такие, как они, должны идти до конца, ничего не бояться.
— Люди привыкли к веселой, беззаботной жизни, поэтому, когда возникла опасность, они и не смогли бороться с чужими племенами.
— Если это сильные и смелые люди, как пишет автор, то почему же они испугались “тяжелой поры” и даже не стали сопротивляться?
Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску.
— Как вы думаете, можно ли было как-то спасти племя от гибели?
(- Люди ушли в глубь старого леса, где были болота и тьма, они испугались за свою жизнь, но ничего не предпринимали. Думаю, они просто оказались слабыми.
— Вместо того чтобы искать выход, “отцы”, самые мудрые, я считаю, люди в племени, впали в тоску.
— Нужно было что-то делать, а не просто тосковать.)
— Что помешало людям бороться за свое племя? Оставалась ли еще надежда на спасение?
(- Горький описывает, как страшно людям было в лесу: великаны-деревья сдвигались вокруг людей по ночам, тьма словно собиралась раздавить людей, а ведь они привыкли к свободе, к простору степи. Страх помешал им действовать.
— Люди, хотя и оказались в дремучем лесу, все-таки еще думали пойти бороться с чужаками, но боялись погибнуть, ведь вместе с ними умерли бы и заветы.
— Но если люди останутся в лесу и будут дальше гибнуть от смрада болот, то все равно заветы будет некому передать, поэтому все-таки надо никогда не терять надежды на спасение. Все равно нужно было что-то делать.
— Я думаю, что надежда у них все-таки была, потому что это были сильные люди и они не переставали думать, как выбраться из леса, а значит, когда-нибудь все равно выход бы они нашли.)
— Какие краски являются главными в описании природы, окружающей людей? (Краски тьмы: “там были болота и тьма. так густо переплелись ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую тьму”.)
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
— Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?
(- Люди обрадовались, что нашелся кто-то, кто предложил выход.
— Человек всегда рад тому, кто решит за него, что делать.
— В такой ситуации люди всегда пойдут за лидером и будут ему благодарны за спасение.
— Люди увидели, что он лучший из всех, и поэтому пошли за Данко.
— Какой момент следует считать кульминационным?
(- Когда Данко вырвал из груди свое сердце и осветил им путь людям.)
Какими средствами художественной выразительности изображается сердце героя?
(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.
— Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.
— Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)
(- Да, предполагал, но надеялся, что люди окажутся добрее.
— Думал, что герои спасутся. Они и спаслись, но какой ценой.
— Наверное, нельзя строго судить людей, ведь не каждый человек способен на смелый поступок.
— Данко погиб. Его гибель не напрасна. Он спас целое племя от гибели. И может быть, сейчас люди и не думают о благодарности, но потом, я уверен, они поймут, что для них сделал Данко.)
4. Подведение итогов урока.
Что есть человек по Горькому?
— Можно ли назвать Данко героем? (Дети говорят и о том, что подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание. И о том, что подвиг Данко должен служить напоминанием новым поколениям о том, каким должен быть настоящий человек.)
День победы
Идут года, но кровоточат раны,
Врагами нанесенные в бою,
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою!
За то, что не стреляют автоматы,
Что мины не взрывают тишину,
Вы были молоды, ни в чем не виноваты,
За что судьба вам уготовила войну?
Чтоб дать нам право жить на этом свете,
Вы шли сражаться, грудью на врага,
Вас ждали дома мамы, жены, дети…
Храня тепло родного очага…
За то, чтоб звезды в небе нам сияли,
За то, чтоб на дворе цвела весна,
Сражались вы, и «за ценой не постояли»,
Но непомерно высока цена…
И каждый год весной, в начале мая,
Объединяет праздник всю страну,
Смотря на вас, я всякий раз не понимаю,
За что судьба вам уготовила войну.
И слезы всякий раз встают туманом,
Готовы ливнем грусти течь из глаз,
Спасибо, дорогие ветераны,
Вам всем! Отдельно каждому из вас…
Как кровь, сияют красные тюльпаны,
Возложенные к «Вечному огню»,
Спасибо, дорогие ветераны,
За молодость беспечную мою…
Я никогда, поверьте, не устану,
За ваши подвиги вас всех благодарить,
Спасибо, дорогие ветераны,
За этот шанс под мирным небом жить!
Что такое настоящий подвиг? По рассказу М.Горького «Старуха Изергиль». 7-й класс
Класс: 7
Презентация к уроку
Оборудование: портрет Горького, книги с текстом рассказа Горького “Старуха Изергиль”, мультимедийное оборудование.
Эпиграф
Подвиг есть сраженье,
Подвиг есть борьба,
Высший подвиг – в терпенье,
В любви и мольбе.
А.Хомяков
Я называю героем лишь того, кто велик сердцем.
Р.Ролан.
Вступительное слово учителя: Тема сегодняшнего урока: “Что такое настоящий подвиг?”
Зачитайте эпиграф и скажите, о чём мы с вами будем говорить? На какие вопросы должны найти ответы? ( после ответов учеников учитель подводит итог)
Обратим внимание на значение слова “подвиг”, поговорим о том, как совершаются подвиги. Попробуем ответить на вопрос: все ли могут совершить подвиг? Попробуем доказать, что люди, которые совершают подвиги – герои.
Кроме этого, рассмотрим на примере героев рассказа Горького “Старуха Изергиль”, какими чертами характера обладают герои, что их побуждает совершать такие поступки, называемые подвигом.
Учитель: С творчеством М. Горького мы с вами уже знакомы. Но мне хотелось обратиться к его рассказу “Старуха Изергиль”, который относится к раннему творчеству.
Именно этот рассказ входит в особую группу романтических произведений.
Горький писал: “Мечтать- значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили бы всё и, сотрясая, толкали вперёд”.
Так понимал высший смысл жизни писатель. Искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг и заставить изменить жизнь.
— Чем был вызван романтизм в творчестве М.Горького?
Ученик: Он искал для себя новые пути в литературе. Жизнь была сложна и трудна. Писатель желал видеть в человеке всё благородное и быстро. И такие герои могли быть в литературе.
— Что такое романтизм? Дайте определение этому слову. Сверим ответы.
— Какими чертами должен обладать романтический герой? После ответов детей на слайде ответы.
— личность яркая, исключительная;
— герои отважны, сильны, красивы, горды;
— стремятся к свободе, к духовному совершенству;
— поступками движет любовь к людям;
— действуют в вымышленном мире.
— Вспомните, а что такое легенда?
Именно легенда как нельзя лучше подходит для замысла – коротко, взволнованно, ярко воспеть всё лучшее, что есть в человеке.
— Каков идеал человека для Горького?
Ученик: Это человек сильный, яркий, стремится к свободе.готов жертвовать собой во имя других. (Слайд 7)
— Что значит свобода для Горького?
Ученик: Понятие “свобода” связано с понятием “подвиг”. (Слайд 8)
— А что такое подвиг?
— Каждый ли человек способен совершить подвиг? (Слайд 10) Попробуем это рассмотреть на примере двух героев: Данко и Ларры. Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как они оба сильные, смелые, гордые и красивые. Это привлекло внимание не только писателя, но и наше. Задание: Я предлагаю вам выполнить задание: составить словесный портрет
— Что объединяет героев и чем они отличаются?
Общие черты: сильные, красивые, смелые.
Различие: У Данко глаза полны необыкновенным сиянием;
У Ларры глаза были холодны и горды как у птицы.
(Слайд 11) (Ларра перед старейшинами)
— Какой эпизод запечатлил художник? Каким мы видим Ларру?
Ларра внешне похож на человека. Гордый, смелый, бесстрашный. В гордом одиночестве противостоит людям, не боится суда, потому что не принимает его.
Учитель: Попробуем порассуждать: гордость, уверенность в своём превосходстве – это сила или слабость Ларры? После ответов учащихся подвожу их к мысли, что презрение и гордость – это образ Ларры.
— К чему ведёт презрение к людям?
Ученик: К духовному омертвению личности, к нарушению моральных и нравственных норм. Такие люди обречены на вечные муки и одиночество.
—Такой человек, как Ларра, способен совершить подвиг?
(Слайд 12)(Данко) и слова:”Красивые- всегда смелы!”
— В чём настоящая привлекательность героя?
Используя текст, дети зачитывают: “ В его очах светилось много силы и живого огня. Он лучший из всех”, один из людей своего племени.
— Ценят ли люди его красоту? Как складываются у него отношения с людьми? (После ответов зачитать текст)
— Какими представлены люди писателем? Зачитать(сильные, смелые, весёлые).
— Почему они оказались бессильны перед опасностью? Зачитать (ими овладел страх).(Слайд 13)
— Как этот страх усиливается? Зачитывают.
(пейзаж зловещего, дремучего леса, сквозь который вынуждены пробираться люди, убегая от врагов).
Пейзаж построен на контрасте: свет – тень.
— Какие автор использует выразительные средства для описания леса?
Олицетворение – “великаны – деревья гудели сердитые песни”.
Эпитеты – холодный огонь, ядовитый смрад. (Слайд 14)
— С какой целью автор использует выразительные средства?
Они помогают создать напряжённый, взволнованный тон.
— Почему Данко берёт на себя ответственность за жизнь людей?
Он “лучший из всех”, верит в торжество добра. Он ответственен за свои поступки.
— Как складываются отношения в пути между Данко и толпой?
1- Сначала шли за ним..
2 – Но путь был трудный…
3 – Они стали роптать…
— Как выглядят в этот момент люди?
Они были как звери, на их лицах не было благородства. Были в злобе, в гневе.
— Какие чувства испытывал Данко? ( после ответов зачитывают эпизоды)
1. В его сердце кипело негодование: “Вы только шли …”.
2. Но от жалости к людям оно погасло: “ Вы шли как стадо овец”.
3. Вспыхнуло огнём желание спасти их.
Он простил им их грех.
— Что сделал для людей Данко? Зачитать ( вырвал сердце из груди и осветил путь)
— Какие художественные средства использует автор, чтобы показать огромную любовь к людям, описывая сердце?(Слайд 15)
Градация – “оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца”
Повторы – пылало, ярко, факел, освещённый.
Перифраз – сердце – факел великой любви к людям. Символ жертвенной любви.
Учитель: Данко решил добыть свободу для людей своего племени. Освещая путь вперёд, он “сжёг для людей своё сердце и умер, не прося у них ничего в награду”
— Можно ли назвать Данко героем? Обращаемся к эпиграфу: “Я называю героем лишь того, кто велик сердцем.” Р. Ролан.
После предположения учащихся делаю вывод: Данко – личность героическая. Героизм – это способность человека совершать то, что другим не под силу.
— Можно ли поступок Данко назвать подвигом? (Обращаемся ещё раз к эпиграфу)
Да, можно, потому что он жертвует собой, спасая людей.
— Какими качествами должен обладать человек, совершивший подвиг?
Ответы детей заслушиваются, а затем по представленной на слайде информации проверяются.
1. Мужеством, которое включает в себя 7 добродетелей:
— стойкость в беде и борьбе;
2. Убеждённостью в необходимости идти навстречу опасности;
3. благородством;
4. любовью к людям;
5. способностью жертвовать собой во имя свободы и счастья других.
— Что же такое настоящий подвиг?
— В чём настоящее бессмертие человека?
(картина художника Палеха) (Слайд 17) После размышлений детей задаю следующий вопрос:
— Назовите героев литературных произведений, которые так же, как Данко, приносили себя в жертву, спасая людей?
(Слайд 18 ) (картина “Прометей Прикованный”)
(Слайд 19) (Моисей водит израильтянский народ”)
Учитель: Я хочу закончить наши размышления словами Б.Шоу: “ Жизнь – не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям”
Предлагаю оценить свою работу на уроке и поставить оценку уроку. У каждого на столе оценочные листы.
Оценки за урок объявляются.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему: “Можно ли считать поступок Алеся Ивановича Мороза подвигом?”
- Шпигель на календаре что это
- как подать заявление на бесплатную газификацию жилых домов образец