как выиграть олимпиаду по праву

Победить во Всеросе по праву: подготовка и полифазный сон

Советы от победителя Всероссийской олимпиады школьников по праву: почему общение с единомышленниками эффективнее зубрёжки и как во время подготовки избежать соблазна посмотреть «Игру престолов»

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Родился и вырос я в подмосковном городе Химки. После подготовительных занятий и конкурса поступил в одну из лучших школ области — лицей №17. Участвовать и побеждать в олимпиадах я начал с 7 класса. Благодаря прекрасным преподавателям, не имея особых талантов, я достиг успеха в разных предметах, хотя отличником никогда не был.

В 7 классе я победил в городских олимпиадах по географии и обществознанию, в 8 стал призёром по истории и биологии, а также победителем по обществознанию. Диплом призёра регионального этапа по географии я тоже получил в 8 классе, причём решал олимпиаду с 9-классниками. Ну а вместе с победой на Всеросе в 9 классе я завоевал призовые места в «Высшей пробе» и на муниципальном этапе ВсОШ по МХК.

Поворот на право

У нас в семье несколько юристов, и в заданиях по обществознанию мне больше всего нравились вопросы по праву. Так что уже в конце 8 класса я выбрал этот предмет и стал думать, как лучше подготовиться к олимпиаде.

Я уже знал о Фоксфорде от школьных учителей — они сами смотрят лекции и нам советуют. Первым делом я решил скачать учебник Фоксфорда, найти в нём обществознание и законспектировать все материалы в разделе права. Учебник оказался очень удобным, и я подумал: «Было бы здорово пройти онлайн-курс!»

Онлайн-занятия по праву вёл Дмитрий Алексеевич Фёдоров, который не раз побеждал во ВсОШ и других олимпиадах. Очень важно, чтобы преподаватель мог ответить на вопросы из практики, поэтому я выбрал и заранее купил именно этот курс.

Я не мог дождаться начала обучения, поэтому прорешал задания прошлых лет. Потом, ещё летом, договорился о занятиях и стал готовиться со знакомым преподавателем из Плехановского университета.

Подготовка к олимпиадам

Осенью я решил готовиться сразу по нескольким фронтам. Онлайн-курс Фоксфорда оказался полезным на 90%, а преподаватель находил время подробно ответить на мои объёмные вопросы. Если бы не Дмитрий Алексеевич, я бы, может, и муниципальный этап не прошёл.

Помимо онлайн-занятий два-три раза в неделю я приезжал в Москву на лекции и семинары Школы права при МГУ. В Школе права студенты юрфака проводят занятия для желающих углублённо изучать этот предмет. Я был восхищён уровнем и качеством подготовки, а преподаватели помогали разбираться в тонкостях права даже после окончания курса.

За несколько месяцев подготовки к олимпиаде я познакомился с замечательными людьми — преподавателями Ксенией Хигай и Иваном Иванниковым. Они поддерживали меня морально и отвечали на заковыристые вопросы. Иван помогал ориентироваться в материале, давал советы и делился конспектами — он уже побеждал во ВсОШ.

Благодаря различным инструментам: онлайн-курсам, очным занятиям и консультациям мне не приходилось утопать в учебниках. В лицее не требуют сидеть на всех лекциях, если ты учишься и понимаешь материал, так что у меня было свободное время. Я пересматривал занятия в Фоксфорде и свои конспекты.

Секреты успешной подготовки

На собственном опыте я убедился, что постоянно «ботать» — не самая эффективная стратегия. Лучше всего использовать приёмы для запоминания информации, учёбы и отдыха, чтобы не перегружать себя и всё успевать.

📝 Формулы

Технике мнемонических формул меня научил Дмитрий Алексеевич. Такая формула помогает запомнить длинный текст и проверить, что ты ничего не забыл. Например, первую букву каждой строчки преамбулы Конституции РФ я зашифровал как МСУСИ ЧВС ИСП:

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

В сфере семейного права, например, формула АЖ ПУЗО помогает запомнить все случаи лишения родительских прав: А — алкоголизм и наркомания, Ж — жестокое обращение с детьми, П — преступление против членов семьи и так далее.

⏰ Полифазный сон

Я приучил себя спать непрерывно 6 часов ночью и два раза днём по 20 минут. Первое время было сложно, но потом я вошёл в этот режим. Полифазный сон подзаряжает меня энергией в течение дня, но важнее его влияние на память.

За 20 минут — во время фазы быстрого сна — информация перерабатывается из кратковременной памяти в долговременную. Всё, что я учу в течение дня, запоминается прочнее.

Любые лайфхаки следует применять осторожно, прислушиваться к себе. Например, друг, с которым мы выиграли конкурс по географии, окончил музыкальную школу, хорошо учится, но не спит днём. После такого сна он чувствует себя разбитым и не может выйти из этого состояния.

Если вам не подходит полифазный сон, не нужно его практиковать. Ищите то, что будет полезно именно для вас.

🏃 Перезагрузка

Во время основного тура олимпиад я порой засиживался за учёбой, пока меня не вырубало. После этого я не мог нормально выспаться, восстановить силы. Я побеждал, но без большого отрыва, показывал средние результаты.

Чтобы психологически разгрузить ребят, Иван и другой победитель ВсОШ Борис Карпычев устраивали предолимпиадный пробег по территории МГУ. Мы бежали и разговаривали — это помогало переключиться.

После физической активности олимпиада воспринималась как дружеский квест, в котором ты можешь выиграть или проиграть, но жизнь продолжается.

Так что не забывайте про смену деятельности: чувствуете, что накопилось умственное или психологическое напряжение — бегом на улицу или в тренажёрный зал. И не забудьте провести вечер в компании близких по духу людей.

⛔️ Перед смертью не надышишься

Кто-то думает, что надо повторять материал до последнего. Я считаю, если ты учил весь год, то ничего нового в день олимпиады не узнаешь, а если не учил, такие занятия тебя не спасут.

По совету старших товарищей я не брал книжек в руки, когда приехал на заключительный этап олимпиады. Выглядел я белой вороной, да и чувствовал себя нервозно. От скуки порешал несколько заданий прошлых лет, но ничего не зубрил. Было сложно бездельничать, но я справился и выступил достойно.

💬 Общение против волнения

Олимпиада для меня, вероятно, то же, что для известных футболистов Чемпионат мира. Пусть они профессионалы и чувствуют себя на поле как дома, но нервы сдают у всех. В то время как ребята собирались и повторяли материал по большим книгам, я познакомился и разговорился с участниками из разных регионов.

Со старшеклассниками из Москвы и Архангельской области мы общались и на совсем отвлеченные темы, и обсуждали вопросы права. Мне уже хотелось даже не победить в олимпиаде, а задержаться подольше, чтобы поговорить с этими интересными людьми. Во время приятной беседы с живым человеком дрожь волнения уходит — мне это здорово помогло успокоиться и приступить к олимпиаде более уравновешенным.

Три шага к победе в олимпиаде

Чтобы победить, нужно очень сильно захотеть. Не просто «я хочу, пожалуйста, мне вот хочется». При этом нужно иметь не какой-то корыстный мотив, а цель, которая поможет сделать мир лучше.

У меня была цель преподавать, мне хотелось в качестве тьютора помогать другим людям готовиться к олимпиадам. У кого-то цель поступить в вуз мечты или порадовать родителей, чтобы они гордились, или прославить свою школу.

Найдите человека, а лучше несколько людей, с которыми вы будете вместе идти вперёд. Для меня таким людьми стали мои преподаватели в Фоксфорде и Школе права. Я всегда мог обратиться с вопросом, переговорить и выстроить стратегию подготовки с Дмитрием Алексеевичем, Артёмом Олеговичем, Иваном и Ксенией.

Поддержка нужна не только в учении. Я переживал разные стрессы, были моменты, когда хотелось всё бросить, накатывала депрессия и усталость, возникали проблемы в отношениях с родителями и со второй половинкой. В такие моменты преподаватели нашли нужные слова, чтобы поддержать меня морально, дали дельные советы.

Идите до конца и не отступайте. До 9 класса у меня проскакивали 1-2 «четверки», но когда я все силы направил на олимпиаду, успеваемость ухудшилась. Конечно, родители не обрадовались, но я знал, что добьюсь цели. Кстати, все оценки я исправил.

Будьте готовы пожертвовать временем. Я изучил семейное право 5 раз от начала и до конца, хотя в другое время предпочёл бы посмотреть «Игру престолов». Помните, ради чего вы прилагаете усилия — если не будете останавливаться, достигнете и большой, и малой целей.

Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

ВсОШ по праву: путь к победе. Часть 1

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Вместе с победителями и призерами всеросса по праву мы прошли от начала их олимпиадного пути до заветного диплома. В первой части статьи мы поговорили с абсолютом Александром Безбенко и призером олимпиады Софьей Рудкович. Как эффективно готовиться к ВсОШ и не перегореть, какой отпечаток наложил на всеросс коронавирус и почему важно быть «академически честным» с конкурентами? Читайте в нашем интервью!

Текст: Анастасия Соловьева

Александр Безбенко, абсолютный победитель, 10 класс, Москва

Начало олимпиадного пути. Почему право?

В восьмом классе я в первый раз попробовал свои силы на Всероссийской олимпиаде по праву, а в девятом — попал в команду Москвы и прошел на заключительный этап. Однако в прошлом году его отменили из-за коронавируса, поэтому только в десятом классе я смог продемонстрировать свою подготовку.

Право мне интересно из-за его применимости на практике. Есть множество законов, которые полезны в повседневной реальности, например, закон «О защите прав потребителей», который распространяет свое действие на нас каждый день. Мне нравится, когда право работает, и каждый может воспользоваться им в той или иной ситуации.

Подготовка к всероссу по праву

Из всех сборных Москвы тяжелее всего подготовка проходит у нас и у команды по истории, потому что за короткий промежуток времени нам приходится осваивать очень большой по объему материал. Это очень трудоемкий и энергозатратный процесс. Примерно за пять месяцев мы изучили чуть ли не всю бакалаврскую программу. Наша подготовка проходит каждый день с трех часов дня до девяти вечера, единственный выходной день — это вторник. Во время очных занятий я испытывал постоянное недосыпание, потому что у нас очень много домашней работы. Наша конфетка — это заполнение открытых вопросов: даны 1200 вопросов, например, по гражданскому процессу, и ты читаешь кодекс и заполняешь пропуски от руки. Это очень эффективно и помогает хорошо усвоить материал. Также мы сдавали экзамены и зачеты. На экзамен выносится 800–900 вопросов, используется система блокирующей оценки. Если ты не знаешь ответ, то на этом экзамен заканчивается, поэтому была огромная мотивация учить все. Наш тренер однажды сказал: «Мы подготовили для вас все материалы, организовали подачу. Ваша задача — просто выучить». И это действительно так. Команда Москвы внесла большой вклад в мою победу и развитие. Это они сделали из меня того, кем я являюсь сейчас.

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Эмоции от победы

Награждение должно было проходить в субботу вечером. Мы всей сборной приехали в ЦПМ в надежде, что включат онлайн-трансляцию, и мы будем сидеть в компании друзей и аплодировать друг другу. Однако в этом году были небольшие проблемы с организацией проведения олимпиады. Награждение перенесли сначала с девяти вечера на десять, а потом и вовсе на следующий день. Я пришел домой, лег спать и в два часа ночи проснулся от звонка. Так я узнал, что я первый в списке победителей. Это было очень странно, я был сонный и ничего не понимал. Я не был удивлен, потому что был уверен в своих силах. После технической апелляции, на которой мой результат повысили на 14 баллов, я понимал, что буду где-то наверху списка, но где именно, не знал и был немножко в шоке, что стал абсолютом.

Идеальный победитель. Кто он?

Победа и призерство на любой олимпиаде — это работа над собой, прокачка силы воли, огромное трудолюбие и титанические усилия. Когда в третьем часу ночи ты говоришь себе: «Сейчас еще десять страниц доботаю и потом лягу спать». Любой дипломант должен уметь преодолевать себя, признавать свои ошибки, очень много работать даже тогда, когда сил уже нет. Очень важна любовь к предмету. У меня она всегда была, поэтому проблем с изучением материала я никогда не испытывал.

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Всероссэто?

Всероссийская олимпиада школьников — это испытание. Это не про вуз и не про деньги, это экзамен, который ты должен сдать лично для себя. Конечно, я понимал, что поступление в вуз по всероссу имеет для меня очень большой приоритет, но право всегда меня интересовало. Я совмещал приятное с полезным и просто занимался тем, что мне нравится. Я делал свою работу, и она окупилась сполна.

Всеросс затащен, что дальше?

Когда я взял абсолюта, я написал своим ребятам: «Следующий этап моей жизни — это защита кандидатской диссертации». А если серьезно, то отдохнуть — это единственное, чего я сейчас хочу. Поступать планирую в ВШЭ на факультет права. Но у меня еще год впереди, и есть время, чтобы взвесить все за и против, потому что к выбору вуза нужно подходить очень ответственно.

О важности академической честности

Первые этапы Всероссийской олимпиады по праву проходили в дистанционном формате без системы прокторинга. Очень грустно, что к вопросу академической честности некоторых школьников организаторы олимпиады отнеслись не слишком серьезно. Вопрос академической честности перед своими коллегами, друзьями и, в первую очередь, перед самим собой — это огромная проблема современной системы образования. «Заключительный этап все рассудит», — сказал наш преподаватель. И действительно, все ребята, которые писали регион самостоятельно, были честны перед собой и другими, заняли призовые места, потому что на закле списать невозможно.

О влиянии коронавируса на заключительный этап всеросса

Нас обязали сдать ПЦР-тест за 72 часа. Я на первом туре заключительного этапа так не волновался, как в ожидании результатов ПЦР-теста. Положительный тест означал бы, что заключительный этап будет проходить без тебя, поэтому перед тестированием я сидел две недели дома.

Мы писали первый тур заключительного этапа четыре часа, и все время я сидел в маске, было тяжело дышать. Нас было 86 человек в одном помещении, очень душно. Устный тур проходил один день. Мы настроились, что будем выступать в масках. Но в моей аудитории во время выступления маску снимать разрешали, так как мы соблюдали дистанцию.

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Об атмосфере заключительного этапа

Атмосфера очень классная. В восемь утра мы шли огромной толпой из отеля с флагами и в московках — это очень воодушевляет перед туром. И ты понимаешь, что сила не в тебе, она в единстве.

Софья Рудкович, призер, 9 класс, Москва

Начало олимпиадного пути. Почему право?

Это первый раз, когда я участвую в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по праву. Любовь к праву зародила во мне школьная учительница по истории и обществознанию. Она смогла меня зацепить и показала, что мир права очень интересный. В восьмом классе я участвовала в Кутафинской олимпиаде школьников по праву, и мне не хватило одного балла, чтобы стать призером. Тогда я поставила себе цель пройти на заключительный этап всеросса.

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Подготовка к всероссу по праву

Я училась в Школе АПО. Лекции и семинары проходили несколько раз в неделю. Материалов давали много, но, когда интересно изучать предмет, сложность не является препятствием. Преподаватели — профессионалы, которые не только рассказывали, что именно нужно знать, но и помогали понять и осознать материал.

Весной по результатам регионального этапа меня пригласили на сборы команды Москвы. С этого момента я стала готовиться вместе со сборной. Занятия проходили интенсивно, мы писали много тестов, чтобы закрепить материал и понять, что мы не доучили. Было сложно привыкнуть, но я действительно счастлива, что попала в сборную. Это пошло мне на пользу.

Эмоции от победы

Результаты опубликовали ночью, я узнала их уже с утра. Это было неожиданно, и в то же время я была очень счастлива. Честно говоря, я не ожидала, что стану призером заключительного этапа в этом году.

Недостающие баллы на перечневых олимпиадах пробудили во мне силы, энергию, а мои преподаватели направили ее в нужное русло. Половина моего успеха — это поддержка администрации школы, учителей. Я благодарна родителям, которые видели и слезы радости, и слезы печали. Пусть я и недолго занималась в сборной команды Москвы, но хочу поблагодарить наших тренеров, педагогов и психологов за заботу, трепетное отношение и поддержку.

Идеальный победитель. Кто он?

Призер или победитель — это человек целеустремленный, который верит в себя и ценит свой труд. Он ценит все, что сделал, независимо от результата. Многое зависит от желания, готовности олимпиадника. Очень важно осознать, что право — это именно то, что вам нужно. Необходимо поставить себе цель и думать о процессе, а не о результате. Все получится, главное верить в себя!

Всеросс затащен, а что дальше?

Мне очень понравилось в сборной команды Москвы, и я не хочу с ней расставаться. Планирую продолжать участвовать в олимпиаде и ни за что не бросать изучение права.

Об атмосфере заключительного этапа

Впечатления от заключительного этапа всеросса по праву незабываемые. И я даже не о своем выступлении, а об атмосфере и обстановке. Было просто потрясающе идти вместе со сборной под флагом Москвы и петь гимн. Эти эмоции сложно передать словами.

О влиянии коронавируса на заключительный этап всеросса

Церемонии открытия и закрытия проводились онлайн, поэтому наши дипломы мы пока не получили. В предыдущие годы ребята уезжали с заключительного этапа счастливые вместе с дипломами, нам же нужно подождать. Была сложной процедура апелляции, которая также проходила онлайн. Хочется выразить слова благодарности техподдержке. Выдержать такое количество обращений, решить все наши проблемы в кратчайший срок, грамотно успокоить и объяснить ситуацию — это очень сложно. Огромное спасибо членам жюри за их профессионализм, терпение и объективность!

Источник

Как подготовиться к олимпиаде по праву в 9-11 классах

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

В статье собраны рекомендации по подготовке к олимпиадам по праву в 2021 году. Расскажем о самых известных из них, сколько времени понадобится, чтобы научиться отвечать на олимпиадные задания, и кто поможет со сложными темами.

3 варианта подготовки к олимпиадам по праву

Подготовиться к олимпиаде по праву можно самому или с помощью наставника. Расскажем подробно обо всех способах.

Самостоятельно.

Преимущество самоподготовки – это отсутствие расходов. При желании можно найти все учебные материалы в интернете: электронные книги, онлайн-тесты, законодательные акты и пр.

Но такой способ редко бывает эффективным: не хватает самодисциплины и мотивации, сложно запомнить большой объем информации, тяжело разобраться в законах, кодексах и юридических терминах. В отличие от ЕГЭ темы не публикуют заранее, поэтому приходится готовиться «вслепую».

С репетитором.

Можно заниматься дистанционно. Онлайн-уроки не уступают по качеству личным встречам с преподавателем, а стоят в 2 раза дешевле. Опытный педагог оценит уровень ваших знаний, составит индивидуальный план подготовки, выберет подходящую литературу. Он поможет освоить сложный материал, научит решать тесты и выполнять письменные задания: эссе, вопросы с развернутым ответом, творческие работы и пр.

На онлайн-курсах.

Это самый эффективный способ подготовки к олимпиаде по праву. Занятия в онлайн-школах ведут преподаватели ВУЗов и организаторы различных олимпиад, поэтому вы узнаете актуальную полезную информацию от экспертов. На уроках разбирают вопросы, которые встречались в олимпиадных заданиях прошлых лет: теория государства и права, уголовное, гражданское, международное право и пр. После каждой лекции есть тесты, с помощью которых вы проверите свои знания.

Подобрать подготовительные курсы или репетитора для подготовки к олимпиаде по праву можно в детском разделе нашего сайта. С помощью фильтра вы быстро найдете подходящую программу по цене, срокам и другим параметрам, а также у нас можно почитать отзывы учеников и родителей.

Как быстро подготовиться к олимпиаде по праву

У каждой олимпиады – свои условия, поэтому план подготовки зависит не только от вашей цели, но и от требований самого мероприятия: количество этапов, сложность заданий, формат и пр. Участие в них – это возможность не только проверить свои знания, но и получить льготы по учебе. Победители и призеры олимпиад имеют привилегии:

Чтобы подготовиться к олимпиаде, нужно иметь хорошие знания по избирательному, гражданскому и уголовному праву. Если времени на подготовку остается мало, а вы сомневаетесь в своих силах – вам помогут экспресс-курсы в онлайн-школах.

Большинство подготовительных программ рассчитаны на 5-7 месяцев, но онлайн-курсы в записи можно пройти быстрее – за 4-5 недель. Доступ к новому уроку открывают после сдачи домашнего задания по предыдущей теме.

Ниже расскажем об особенностях подготовки к разным олимпиадам по праву.

Всерос

Всероссийская олимпиада школьников – это самый известный и престижный интеллектуальный конкурс. Она проводится ежегодно при поддержке Министерства образования РФ. Состязание состоит из 4 туров: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Победители и призеры финального этапа могут поступить в лучшие ВУЗы страны без испытаний и без подтверждения результатов ЕГЭ.

Как подготовиться к ВсОШ:

Московская олимпиада школьников

Как готовиться к МОШ:

Высшая проба

Олимпиада, которая проводится Высшей школой экономики, состоит из двух этапов. На конкурсе проверяют не только знание разных отраслей права, но и навыки письменной речи, умение мыслить критически, анализировать и аргументировать точку зрения.

3 совета по подготовке к «Высшей пробе»:

Ломоносов

Организатором олимпиады является университет им. Ломоносова. Конкурс проводят ежегодно в 2 этапа: отборочный – онлайн, заключительный – очный, проходит одновременно в МГУ и на региональных площадках. Победители и призеры получают 100 баллов за ЕГЭ по обществознанию и поступают без испытаний на юрфак МГУ.

Как подготовиться к олимпиаде «Ломоносов»:

Где научат решать олимпиадные задачи с 9 по 11 класс

Для подготовки к олимпиаде по праву лучше всего пройти онлайн-курсы:

К примеру, в онлайн-школе «Фоксфорд» есть подготовительный курс к ВсОШ и вузовским олимпиадам по праву для 10-11 классов. Он состоит из 20 занятий с теорией и практическими заданиями. Можно учиться онлайн или купить прошлогодний курс в записи. Первый урок бесплатный.

Источник

Как написать олимпиаду по праву?

Мастер-класс «Вопросы и задания по праву: общие принципы и стратегии подготовки» прошел 19 апреля, во второй день олимпиады. Иван Шаповалов, доцент факультета права

Высшей школы экономики, объяснил руководителям делегаций, на выявление каких навыков направлены олимпиадные задания правового блока и на что нужно обратить внимание при выполнении этих заданий.

О заданиях первого тура

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

В первом туре есть задания нескольких типов. Первый тип — задания на истинность или ложность высказывания. Они предполагают наличие однозначного ответа, но вопрос все равно будет сформулирован так, чтобы запутать участника. Эти задания обычно связаны с определением правильности правового статуса или определения термина.

Другой тип заданий — на поиск ошибки. Чтобы ее определить, надо знать, как решается ситуация по закону, и понимать, в какой позиции находится персонаж задачи. Здесь необходимо знание конкретных отраслевых норм права. При этом задача предполагает не только поиск самой ошибки, но и ее объяснение. Без объяснения решения ответ не засчитывается.

Следующий тип — на квалификацию: в задании ставят условия, которые можно однозначно квалифицировать с точки зрения закона. Здесь проверяют умение вычленять юридически значимые признаки ситуации и давать им оценку. Обоснование ответа здесь важнее, чем сам ответ.

Есть вопросы и на поиск обобщающего понятия и исключение лишнего. В данном случае проверяется способность выходить на более высокий уровень обобщения и умение правильно выбирать объем понятия.

Еще одни задания — на чтение текста. Чаще всего предлагается сравнить несколько редакций текста и ответить на вопрос по двум из них. Проверяется умение прочесть именно то, что написано, потому что иногда школьники настолько увлекаются, что отходят от текста.

В этом задании необходимо понять, что изменилось из-за редакции. Это касается не текста в чистом виде, но тех изменений правового статуса лиц, чье поведение регламентировано документом. Ключевым понятием в курсе права является понятие обязанности и субъективного права.

То есть участник должен определить, какие права и обязанности возникли или не возникли после изменения текста.

Об эссе

Каждый год критерии эссе не существенно, но корректируются. На что жюри обращают внимание при проверке? Во-первых, на логику и структуру.

Позиция автора может быть любой, но она должна быть логически обоснована. Текст должен быть подкреплен аргументами, теоретическими или практическими.

Не надо злоупотреблять цитатами, а если ты не уверен в том, что собираешься написать, лучше вообще от этого отказаться.

О третьем туре

Для успешного выполнения третьего тура очень важно понять, к какой научной школе относится предложенный текст. Только так можно найти необходимый контекст для его трактовки.

О типичных ошибках

Есть ряд ошибок, которые повторяются довольно часто. Одна из них — в раскрытии таких признаков права как нормативность и формальная определенность. «Нормативно» не то, что написано, а то, что состоит из общих правил, которые распространяются на индивидуально неопределенную группу лиц.

Проблема заключается в неразличении объективного и субъективного права. Право в объективном смысле — система обязательных норм, а субъективное право принадлежит субъекту, это мера его поведения. Объективное право является основанием для возникновения субъективного.

Это важно учитывать при квалификации ситуации с позиции объективного права.

О подготовке к олимпиаде

Обязательно надо читать Конституцию, знать законы о гражданстве, о референдуме, законы о судах, о составе судей, о правительстве, выборах Президента и выборах в Госдуму. Надо знать кодексы, уделить особое внимание процессуальному праву.

Как выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников по литературе (и не поседеть)

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

О Всероссийской олимпиаде школьников (сокращенно «всеросс») было сказано уже очень многое, но я всё еще не встречала никаких советов, применимых на практике, только лишь общие фразы в духе «больше готовьтесь и точно выиграете, а если не выиграете — то не переживайте». И если сообщества некоторых предметов всеросса развиваются сейчас довольно активно (например, есть паблики ВКонтакте с материалами по подготовке к олимпиадам по математике, английскому, астрономии и МХК), то с литературой дела обстоят немного сложнее.

На мой взгляд, это связано с тем, что литературоведение — слишком широкая и абстрактная область знаний, так что здесь нет какого-то ограниченного списка тем или книг, которые вы обязаны прочитать при подготовке, поэтому сложно посоветовать что-то, что точно бы помогло выиграть всеросс. Но я всё же попробую.

Еще раз расставим все точки над «i»

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по правуСуществует два вида олимпиад: перечневые олимпиады и всеросс. Перечневые олимпиады бывают разных уровней, и вы получаете разные льготы при поступлении в зависимости от уровня олимпиады, но даже при самом лучшем раскладе вам нужно будет подтвердить её хорошими баллами ЕГЭ по профильному предмету (обычно 75+ баллов).

В отличие от перечневых, всероссийскую олимпиаду школьников не надо подтверждать баллами ЕГЭ.

То есть, являясь победителем всеросса по литературе, я имею право поступить в любой вуз страны, сдав ЕГЭ только по русскому языку и базовой математике и только на проходной балл для получения аттестата. Никакой литературы, истории, английского языка, никаких 75 баллов. Впечатляющие перспективы, не правда ли?

Естественно, всё это работает только в том случае, когда вы поступаете на специальность, где выигранный вами предмет является профильным (в моём случае это филология, журналистика и «медиа и коммуникации»).

Если же предмет не является профильным, то вы просто получаете 100 баллов за ЕГЭ по предмету, имея право не подтверждать эти баллы (то есть, если я захочу поступить на факультет дизайна со своим выигранным всероссом, я могу не сдавать литературу и получить 100 баллов за неё автоматически, но мне всё ещё надо будет сдать русский язык и творческий экзамен на высокие баллы). Льготы при поступлении действуют 4 года — получается, вы можете выиграть олимпиаду в 8 классе и больше ничего не делать (но лучше так не поступать).

Также, за победу на всероссе жителям некоторых городов выдаются денежные премии.

Жителям Москвы — 100 тысяч рублей за призовое место и 200 тысяч за победу, Московской области — 115 тысяч призёрам, 230 тысяч — победителям; школьникам Санкт-Петербурга — 30 и 60 тысяч соответственно.

Ребятам из некоторых других регионов также выдаются премии или вручаются призы и подарки, но это уже факультативно (если вы из города, в котором единственным вашим подарком окажется вялое похлопывание по плечу учителями, то автор статьи очень вас понимает).

Важно понимать — ваши усилия и труд не пропадут даром. Конечно, можно говорить, что все мы, олимпиадники, занимаемся этим только из жажды знаний и любви к своему профилю, но кому из нас не хочется получить хорошее образование и денежные средства?

Подготовка: где и с кем?

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по правуПожалуй, это самый сложный выбор в жизни любого олимпиадника — готовиться в школе, с репетитором, пойти на курсы или же учиться самостоятельно? Конечно, если вы только начинаете свою олимпиадную карьеру, скорее всего, вы сейчас запутаны, не знаете, что делать, чего ждать, за что хвататься, и, если в такую минуту рядом с вами будет хороший педагог, действительно разбирающийся в специфике олимпиад (которая очень сильно отличается от специфики школьного курса и подготовки к ЕГЭ, как вы понимаете), то это будет прекрасно.

Такой преподаватель может встретиться вам где угодно — это может быть как ваш школьный педагог (если вы обучаетесь в достаточно сильной школе гуманитарного профиля), так и репетитор из высшего учебного заведения.

По опыту знакомых и друзей, лучше выбрать того учителя, который уже успешно готовил ребят к олимпиадам (а если он сам состоял в комиссии жюри, то вообще чудесно).

Но иногда бывает так, что дают хорошую базу и совсем неопытные в данной сфере преподаватели.

Как понять, что тот или иной учитель вам подходит? Очевидно, занятия должны быть вам интересны (и не должны походить на скучные лекции по паре часов монотонным голосом), должны давать вам новые знания и умения.

Принципиально важный момент в выборе преподавателя — ваши с ним мнения и взгляды на вещи должны сходиться, поскольку филология — это всё-таки субъективная наука, абсолютных истин в ней не существует.

Например, как-то раз я встретила педагога, считавшего, что после Серебряного века настоящая поэзия умерла. Смогла бы я заниматься с преподавателем с такой позицией? Не думаю.

Также, если вы живете в большом городе, наверняка в нём существует множество курсов по подготовке к олимпиадам.

Например, в Москве их проводят такие организации, как Центр образования «Коалиция», Центр Педагогического Мастерства, Ассоциация Победителей Олимпиад и многие другие.

Также курсы предоставляют вузы — и в МГУ, и в ВШЭ существуют «Школы юного филолога». Все эти курсы и организации давно зарекомендовали себя как места, где прекрасно готовят будущих призеров и победителей.

Я же являюсь представителем самого малочисленного лагеря — лагеря самоподготовки. Мой школьный учитель не помогал мне, в моём городе не проводят курсы, а хороших репетиторов можно сосчитать по пальцам одной руки, да и те слишком дорогие. Поэтому моими лучшими педагогами навеки останутся библиотека и интернет.

Серьёзно: всё, что дает вам педагог, вы можете найти сами, надо только действительно хотеть найти. Если у вас есть желание и силы — будут и знания. Ничто и никогда не является достаточной помехой для достижения успеха, кроме вас самих.

Что читать?

Литература с человеческим лицом

Здесь всё очень индивидуально. Олимпиада — это не ЕГЭ, где присутствует кодификатор и все темы и произведения можно взять только оттуда. Во время тура вам может попасться что угодно.

Соотношение прочитанной вами художественной литературы и критической/научной должно быть примерно 50/50, так как вы должны знать не только сюжет произведений и какие-либо основные темы, но и уметь их анализировать, спокойно оперировать литературоведческой терминологией, отличать характерные черты стиля одних авторов от других и так далее.

Что касается художественной литературы, пригодиться может абсолютно всё, что вы когда-либо читали, и, конечно, ваш читательский опыт не должен ограничиваться школьной программой. Зачастую даже наоборот — половина моих знакомых, выигравших всеросс, так и не прочитали целиком «Войну и мир» и «Тихий Дон», и им прекрасно живется без этого.

Если в теории ваше задание может быть связано с любым произведением, то на практике чаще всего это работает так: у 9 классов бывают произведения, так или иначе связанные с первой половиной XIX века и романтизмом, у 10 — со второй половиной XIX века и реализмом и, соответственно, у 11 — с XX веком и модернизмом.

Это распределение относится скорее ко второму туру с творческими заданиями, требующими от участников знаний историко-социального контекста и особенностей того или иного периода литературного процесса.

На анализ может быть дано любое произведение, но очевидно, что, например, от девятиклассников не будет ожидаться хорошее знание советской литературы, а одиннадцатиклассникам уже вряд ли дадут стихотворение Пушкина.

Принцип «читайте то, что интересно конкретно вам» работает и с научной филологической литературой. Конечно, вы должны знать, кто такие М. Ю.Лотман, М. Л. Гаспаров, М. М. Бахтин, Л. Я.Гинзбург и чем их работы так важны для науки, но всё же вы имеете полное право не соглашаться с позицией того или иного литературоведа.

Очень важно читать не только книги, но и работы победителей и призеров олимпиады — именно они могут дать вам понимание того, на что обращают внимание жюри при проверке работ, а ещё они чаще всего просто интересные.

Структура олимпиады и лайфхаки по выполнению заданий

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по правуРечь пойдёт именно о структуре заключительного этапа олимпиады, но региональный отличается от него только отсутствием устного тура, а анализ есть вообще во всех четырёх этапах.

Итак, первый тур — анализ. На выбор даётся прозаический или поэтический текст. Важно понять, что вам ближе — проза или поэзия. Выбор часто зависит от самого произведения, но вы можете услышать от олимпиадников фразу «Я анализирую только прозу/поэзию».

Я, например, всегда выбираю поэтический текст, так как, на мой взгляд, удобнее анализировать большое сосредоточение образов и смыслов в маленьком тексте, нежели отыскивать их в большом объеме. Но проза обычно относительно понятнее, трактуется более однозначно.

Попробуйте писать анализы по заданиям прошлых лет — только путём проб и ошибок вы поймёте, какому виду текста отдаёте предпочтение и что у вас выходит лучше анализировать.

Анализ — это самое главное задание олимпиады, чаще всего за него даётся наибольшее количество баллов. Когда вы анализируете текст, помните о том, что вы создаёте свой собственный текст об этом тексте, и он должен быть не менее интересен читателю. Избегайте большого количества терминов, отстранённых, пустых фраз.

Жюри будет только тогда интересен ваш анализ, когда вы вложите в него свои собственные мысли, идеи, переживания, какие-то личные ассоциации, наполните написанный вами текст образами и метафорами.

Не старайтесь написать обо всём: если в данном вам стихотворении синтаксис не играет никакой роли — не пишите о нём, пишите о важном, действительно определяющем суть произведения, влияющем на его своеобразие. Не пишите текст на черновик — это пустая трата времени.

На черновике можно быстро набросать план анализа, основные тезисы и цитаты, а писать стоит прямо в чистовик (честно, жюри нет никакого дела до ваших зачёркиваний, если они не слишком сильно затрудняют понимание написанного).

Второй тур — творческий. Здесь вам может быть предложен любой формат задания: эссе, презентация, ответы на вопросы, написание письма и так далее. Именно здесь могут проверить ваше знание проблематики классических текстов или особенностей поэтики того или иного автора.

Каким должно быть хорошее решение творческого задания? Однозначно творческим. Если вы чего-то не знаете — не беда, максимально оригинально и полно покажите имеющиеся у вас знания, пусть они и кажутся вам обрывочными и недостаточными (никогда не знаешь, вдруг у других участников они будут ещё более обрывочными).

Здесь также важно ваше мнение, ваше видение, а не сухие знания.

Для творческого тура важным, на мой взгляд, является обладание своей собственной фишкой. То есть, должна быть какая-то тема, какой-то автор, какая-то эпоха или жанр, в которых вы разбираетесь настолько прекрасно, что вы можете говорить и писать о ней вечно.

Например, в этом году было задание — написать эссе о том, с какого произведения или автора началось ваше настоящее знакомство с литературой и как оно произошло.

Это была возможность написать о том, что вам действительно интересно, что вы любите и храните в самой глубине своего сердечка.

Наконец, третий тур — устный. Раньше суть его заключалась в том, что участнику даются темы на выбор, и он должен подготовить небольшой монолог на любую из них и выступить с ним перед жюри.

В этом году всё резко изменилось: давался текст незнакомого нам стихотворения, и после часа работы по его изучению участники должны были выступить перед жюри, рассказав всё, что они думают по поводу текста — кто является его автором, в какое время оно было написано и что дало нам возможность отнести его к тому или иному автору и эпохе.

На устном туре важнее всего справиться со своим волнением: сложно говорить правильно и красиво, когда голова кружится, коленки трясутся, а на вас ещё пристально смотрят две пары глаз. Спокойствие приходит с пониманием того, что жюри не хотят вас «завалить», а наоборот, желают вам только самого хорошего результата.

Представьте, что вы просто говорите со своими друзьями, выражаете свою точку зрения.

У вас есть свое собственное мнение, и именно тут у вас есть возможность быть услышанным, это ли не прекрасно? Учителя в школе часто требуют какого-то определённого ответа, чтобы всё было, как в учебнике, чётко и «под линеечку», а здесь вы сможете спокойно сказать то, что вы на самом деле думаете.

Помните, на олимпиаде вы все находитесь примерно в равных условиях, все имеете относительно одинаковый багаж знаний. Побеждает тот, кто берёт себя в руки и направляет все свои силы на выражение мыслей, а не на панические настроения в духе «тут все умнее меня» и «у меня точно ничего не получится».

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Самое важное

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Первыми коннотациями со словом «олимпиада» в вашей голове должны быть совсем не «подготовка», «книги» и «тяжелый труд», а что-то вроде «невероятные люди», «ночные посиделки с гитарой и игры в мафию», «путешествия по разным городам России» и всё в таком же прекрасном духе.

Я нашла на олимпиадах почти всех своих друзей и своего чудесного молодого человека, там же нашла и вдохновение, и мечты, и дальнейшие цели.

Ничто, кроме олимпиады, не научит вас так радоваться за других людей и так спокойно переживать все виды отношений на расстоянии (а что поделать, если все лучшие люди планеты по ней разбросаны?).

Олимпиада должна делать вас счастливым, а не уставшим и считающим всех вокруг соперниками. Не стоит ждать победы (в жизни есть вещи гораздо важнее) — стоит ждать ярких впечатлений и искренних эмоций. Только так это всё будет иметь какой-то смысл.

8 принципов подготовки к Всероссийской олимпиаде

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Всероссийская олимпиада школьников — главный интеллектуальный конкурс страны. Победитель заключительного этапа получает не только денежный приз и несколько минут славы, но и выбирает любой вуз по профилю олимпиады. Онлайн-школа «Фоксфорд» рассказывает о том, что поможет покорить вершину Всероса.

Согласитесь, приятно, когда МГУ, НИУ ВШЭ и МГИМО приглашают учиться у них, а вы говорите: «Ну, не знаю, я ещё думаю». Что же нужно сделать, чтобы выиграть олимпиаду и сказать эту заветную фразу? Много и упорно работать.

Схема простая: берёте и учите. Забываете про сон, про отдых и работаете не покладая рук. Совет верный, но уж очень размытый. Так и хочется спросить, ну а что именно делать-то? Может, какой секрет есть? Есть, и не один.

Чтобы хорошо подготовиться к ВсОШ, выберите предмет, которым горите. Допустим, вас хлебом не корми — дай теорию Ньютона проверить или сто новых слов по французскому выучить. Часто ребята идут на олимпиады по тем предметам, в которых больше достигли. И зря. Не всегда успехи говорят об истинных пристрастиях.

Поэтому выбирайте самый любимый предмет, даже если к началу олимпиадного пути вы знаете чуть меньше, чем ничего. Подготовка к олимпиаде это не 2-3 часа в день, а образ жизни. Олимпиадники вместо кино в выходной день слушают лекции по истории России или читают новую книжку Юрия Вяземского.

Не потому что думают только о победе, просто такое времяпрепровождение для них и есть отдых.

Определитесь

Победа в олимпиаде стоит немалых усилий. Не распыляйтесь, чтобы не пролететь. Может, вы и возьмёте призовые места на региональном этапе, но когда до участия в заключительном не хватит нескольких баллов, будет очень обидно.

Конечно, есть ребята, которые в один год умудряются выиграть сразу по трём предметам, но это, скорее, исключение, чем правило. Если уж очень хочется одержать победу в нескольких дисциплинах, распределите силы.

В девятом классе участвуйте во ВсОШ по английскому, а в десятом — по истории.

Анализируйте

Изучите требования разработчиков олимпиады. Вместе с заданиями прошлых лет обычно вывешивают и ключи. Научитесь видеть логику олимпиадных заданий. Не удивляйтесь, она там есть. Разделите задания на типы, выберите из них самые весомые по баллам и самые часто встречающиеся. Формулировка заданий вряд ли будет повторяться, а вот структура вполне может попасться вновь.

Внимательно посмотрите критерии оценки и выполняйте олимпиадные задания в соответствии с ними. При таком аналитическом подходе вы поймёте, какой объём знаний требуется для каждого уровня ВсОШ. Обязательно найдите ответы победителей и призёров олимпиады. Полезно увидеть, как выглядят работы реальных людей, а не просто критерии, заранее прописанные разработчиками заданий.

Мыслите критически

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

Олимпиада сильно отличается от ЕГЭ. Здесь недостаточно понять формат и выполнить задания по шаблону. Нужно уметь думать нестандартно. Чтобы развить гибкость мышления, выходите из зоны комфорта. Критическое мышление развивается, когда вы придумываете вопросы.

Вот вы послушали лекцию преподавателя, и в конце он спрашивает: «Есть ли вопросы?». Если у вас их нет — это плохо, но не безнадёжно. Чтобы исправить положение, сначала придётся выдавливать из себя вопросы. Но со временем они станут возникать естественным образом. Это будет означать, что вы немного освоили метод критического мышления.

Когда у вас легко появляются вопросы к предложенной информации — вопросы по содержанию, а не «можно ещё раз повторить? Я чихнул и не услышал» — это означает, что мозг работает добросовестно, пытается связать услышанное с прежними знаниями или усомниться в отдельных фактах. Умение логически мыслить тоже появляется благодаря тренировкам.

Прочтите вузовский учебник по логике и выполните задания к каждой главе.

Учитесь писать аккуратно. Поставьте себя на место преподавателя, который оценивает невнятно написанную работу. Если вы дали верный ответ к заданию, но зашифровали его каракулями, вместо заслуженного балла получите минус. Чтобы избежать досадного недоразумения, пишите понятно.

Составьте график

В подготовке к олимпиаде главное — начать. Для новичков это проблема, потому что информации нужно запомнить много. Школьный этап через неделю, а на завтра ещё из-за рэп-батла Оксимирона и Гнойного нужно стихотворение Гумилёва выучить. Ученик в такой ситуации паникует.

С приёмами тайм-менеджмента вы возьмёте себя в руки, справитесь и с эмоциями, и с предстоящими задачами.

Распределите работу равномерно: сегодня изучите Древнюю Грецию, завтра закрепите материал и переходите к Римской империи. Если учить каждый день хотя бы немного, ваши знания и уверенность в себе возрастут.

Чтобы лучше запомнить прочитанное, пересказывайте информацию друзьям или родственникам, на крайний случай — коту.

Окружите себя победителями

Общайтесь с победителями. Ребята, которые успешно прошли все круги Всероссийской олимпиады, помогут советами и личными историями.

Каждый предмет имеет свою специфику, поэтому нужно обращаться именно к призёрам и победителям олимпиад в вашем предмете.

Победители и абсолютные победители — самые подходящие собеседники, так как они готовились к олимпиаде целенаправленно и заработали победу своим трудом.

как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть фото как выиграть олимпиаду по праву. Смотреть картинку как выиграть олимпиаду по праву. Картинка про как выиграть олимпиаду по праву. Фото как выиграть олимпиаду по праву

На олимпиаде часто бывают ситуации, которые выводят из равновесия неподготовленных участников. Вы пытаетесь сосредоточиться, но сосед шелестит обёрткой от шоколадки. А ещё кто-нибудь обязательно сдаст задания раньше всех. Они уже закончили, а вы только приступаете ко второму листку.

Здесь главное не паниковать. Кто знает, может, они не написали и половину и просто решили уйти? Или в спешке наделали ошибок. В любом случае, ничто и никто не должен отвлекать вас от выполнения заданий. Отключитесь от окружающего мира на время олимпиады: есть только задания и вы.

Тренируйте концентрацию. Чаще участвуйте в олимпиадах, чтобы набраться опыта. Каждая олимпиада — это выход из зоны комфорта и стресс для организма. Если мини-стресс случается часто, вы будете меньше волноваться и обрастёте защитным панцирем. Чем больше тренировок — тем лучше результат.

Как победить на олимпиаде по литературе?

Эта статья — для тех, кто стремится поступить на Филологический факультет МГУ или хочет стать призером олимпиады по литературе.

Из года в год выпускники школ приходят в Университет на вступительные (или подают олимпиадные работы), пишут сочинение и делают одну и ту же ошибку: не умеют раскрыть тему, а нередко и вообще отходят от нее, превращая сочинение в пересказ произведения или биографии автора.

В основе хорошего сочинения лежит владение литературным материалом (то самое знание текста, о котором написано во всех пособиях), грамотность, умение логично излагать свои мысли и, наконец, способность к размышлению над темой. Можно существенно повысить уровень вашей вступительной работы, если, во-первых, избавиться от типичных ошибок, во-вторых, усвоить те требования, которые предъявляются как к вступительному сочинению, так и к работе олимпиадного уровня.

Эта статья объясняет не что надо писать, а как надо писать, о чем надо писать.

Для детального разбора обратимся к теме 2008 года «Пейзаж и его функция в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”».

План для этой темы может быть очень кратким. Например, таким:

1. Что такое пейзаж?
2. Функции пейзажа в произведении.
3. Приемы изображения природы.

Конечно, следует помнить о вступлении и заключении, обрамляющих работу.

Что такое пейзаж? Это средство композиции, и он выполняет различные функции в произведении. Экзаменаторы, оценивая полноту раскрытия темы, хотят увидеть в вашей работе именно это умение грамотно изложить, для чего нужен Лермонтову в той или иной главе романа пейзаж и какой именно это пейзаж.

Функции пейзажа в произведении (любом) обычно бывают такие:

Образец вступительного сочинения:

Пейзажи в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» значительное место уделено картинам природы, которые присутствуют в каждой из пяти повестей лермонтовского произведения. При этом для описания природы в каждой из новелл оказывается характерен какой-то определенный мотив, окрашивающий повесть в целом. Разные по содержанию, эти мотивы выполняют в романе каждый свою роль.

В повестях «Максим Максимыч» и «Бэла» доминируют горные пейзажи. Горный колорит в обоих рассказах обусловлен сюжетно. И оба эти рассказа и «Бэла», и «Максим Максимыч» — это путевые очерки офицера, путешествующего по горным дорогам Кавказа.

Однако художественная функция мотива гор в этих повестях значительно шире, чем простое обозначение места действия. Горные пейзажи даны от лица романтически настроенного повествователя.

Характерно, что в большинстве из них горы представлены как нечто манящее, блистающее и сверкающее: автор то восторженно описывает панораму Койшаурской долины, через которую, сверкая, «тянется серебряной нитью» Арагва, то восхищается видами «золотой бахромы» горных снегов, их блеском и яркостью («Бэла»), то с упоением наблюдает за громоздившимися на горах «золотыми облаками» («Максим Максимыч»).

Все эти картины вызывают у повествователя желание остаться здесь «жить навсегда» и являются символом природы, возвышающей человека. Тишину и покой, царящие в горах, повествователь сравнивает с тишиной «в сердце человека в минуту утренней молитвы».

Горная природа помогает человеческой душе избавится от всего порочного, «приобретенного» и делает ее вновь по-детски чистой, такой, какой, по убеждению рассказчика, она «была некогда и верно будет опять». В связи с такими ощущениями странствующий офицер, как она сам признавался, было «жалко» расставаться с горами.

Однако в «Бэле» мотив гор приобретает и другое значение.

В описании рассказчиком горной тропы, по которой они с Максимом Максимовичем спускались в Чертову долину, и погодного ненастья, застигнувшего их в пути, горы предстают в образе чего-то зловещего, несущего смерть: «узкая дорога частию была покрыта снегом, который в иных местах проваливался, а в других превращался в лед», «лошади падали, налево зияла глубокая расщелина», тучи сгущались, «повалил град, снег, ветер, врываясь в ущелья, ревел свистел, как Соловей-разбойник». Эта картина дисгармоничной и опасной природы, приобретая символические черты, напрямую соотносится с трагическим концом истории Бэлы, о котором проезжему офицеру еще предстояло узнать.

Мотив гор также присутствует в повести «Княжна Мери». Однако здесь он занимает значительно меньше места, чем в «Бэле», и в основном служит для выявления сложного характера Печорина, от лица которого ведется повествование.

Новелла начинается с описания героем панорамы, открывающей вид на Пятигорск из окон его квартиры (яркое солнце, синее небо, пестреющий внизу «чистенький, новенький городок», громоздящиеся за ним затуманенные горы, тянущаяся «на конце горизонта серебряная нить горных вершин»), Печорин завершает свое описание вопросом: «…зачем тут страсти, желания, сомнения?» Эти слова обнаруживают мучительное переживание героем своей повседневной суетности в сравнении с прекрасным, вечным.

В сущности, аналогичное отношение Печорина к природе прослеживается и в двух других горных пейзажах, предваряющих в повести описание дуэли с Грушницким. Печорин воспринимает окружающую природу как человек, которому в самое ближайшее время, возможно, придется проститься с жизнью: он с увлечением наблюдает, как «радостный луч молодого дня […] золотит […] верхи утесов», и наслаждается видом на терявшиеся в «золотом тумане утра» вершины гор.

Однако помимо передачи состояния героя эти две картины природы служат также созданию определенной обстановки, в которой разворачивается действие. По мере приближения к месту дуэли Печорин замечал, что утесы становились «все синее и страшнее» и, наконец, казалось, сходились непроницаемой стеной». Вид, открывавшийся с площадки, на которой проходил поединок, отличался еще большей напряженностью, зловещую атмосферу: «Внизу казалось темно и холодно, как в гробе, мшистые зубцы скал […] ожидали своей добычи».

В «Княжне Мери» также очень важную роль играют символические образы моря и звезд. Вся значимость этих мотивов становится ясна при сопоставлении их смысла в новеллах «Княжна Мери», «Тамань» и «Фаталист».

Если «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» — повести большей частью «горные», то в «Тамани» доминирующим оказывается мотив моря с неотъемлемым от него образом одинокого корабля.

Эти два символа, характерные для романтической поэзии, а также мотив луны и месяца, которые присутствуют почти во всех романтических пейзажах, создают в повести романтическую атмосферу таинственности, тревоги и простора.

Своеобразным поэтическим комментарием к образу неукротимой стихии и одиноко несущегося по ее темно-синим волнам судна служит песня контрабандистки. В этой песне «по вольной волюшке – по зеленому морю» ходит «лодка неснащенная», которой в «темну ночь» правит «буйна головушка».

Тема корабля в «Герое нашего времени» тесно перекликается с соответствующим мотивом лермонтовского стихотворения «Парус». Благодаря этой параллели мотив судна в романе приобретает важное значение психологической характеристики Печорина.

Подобно «парусу» в стихотворении, герой не может установить равновесие, найти гармоническое соответствие между своим внутренним миром и миром внешним. И как одинокое судно «мятежно просит бури», так и беспокойная душа Печорина стремится к хаосу и дисгармонии.

Эту внутреннюю тягу Печорин ясно ощущает, когда в конце повести «Княжна Мери» сравнивает себя с матросом, «рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига».

По словам героя, душа этого моряка «сжилась с бурями и битвами», и, случайно оказавшись на берегу, не прельщаясь ни тенистою рощей, ни светом мирного солнца, он все «всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте желанный парус […], мало-помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани».

Мотив звезд повторяется в «Княжне Мери» дважды – в связи с упоминаниями этих природных явлений Грушницкий и Печорин.

Грушницкий вспоминает о них, радуясь своему производству в офицеры: «О, эполеты, эполеты! ваши звездочки, путеводительные звездочки!» Печорин говорит о звезде накануне дуэли с Грушницким: «Но мы бросили жребий. и тогда… что […] если моя звезда наконец мне изменит? И немудрено: она так долго верно служила моим прихотям; на небесах не более постоянства, чем на земле». В обоих случаях звезды-«путеводители», но с той разницей, что для Грушницкого – это «путеводительная звездочка» карьеры, а для Печорина – звезда судьбы.

То же значение какого-то оберегающего начала в жизни Печорина, к которому судьба оказывается благосклонна во всех его рискованных предприятиях, звезды приобретают особое значение и в «Тамани».

Здесь они упоминаются всего один раз и именно в тот момент, когда Печорин направляется с таинственной «ундиной» навстречу своему опасному приключению: «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем небе».

С особенной силой мотив «путеводительной» звезды звучит в замыкающей роман повести «Фаталист». В этой новелле конкретный пейзаж ночного звездного неба посредством лирического отступления как бы переключается во вселенский.

«Спокойно сиявшие на темно-голубом своде» звезды, которые Печорин видит по пути от дома майора С***, наталкивают его на рассуждение о сопричастности небесных светил и человеческих судеб. Герой с усмешкой вспоминает, что «были некогда люди премудрые», думавшие, что «небо с его бесчисленными жителями» принимает неизменное участие в их судьбах.

Эту наивную уверенность, дававшую предкам силу для деятельной жизни, Печорин противопоставляет упадочному настроению современников, «жалких потомков», не имеющих какого-либо надличного идеала, а вместе с тем и нравственных убеждений, лишенных энергии и воли, верящих в «невозможность» счастья.

Во многом за счет этого пейзажно-философского лирического отступления, в котором проявится «метафизика главного героя», «Фаталист» служит своеобразным философским комментарием ко всему роману.

Таким образом, «Герой нашего времени» синтезирует различные типы пейзажа (аллегорический, философско-символический, идеалистический) и различные его функции (создание обстановки, фона действия, отражение внутреннего состояния героя, его психологического настроя).

В следующей статье: Темы сочинений на вступительных экзаменах в МГУ, с 2001 по 2013 год.

Возможно ли за год подготовиться к Всероссийской олимпиаде по истории и победить/стать призером? Обязателен ли репетитор?

Я не историк, а химик. Но, думаю, в вопросе подготовки к всероссам предметы похожи друг на друга. Мой ответ на вопрос: возможно всё. А теперь это же через свой пример.

Я училась в обычном классе общеобразовательной школы, где олимпиадники редкость, потому что их никто не готовит, а учителя считают, что просто «на олимпиады проходят одаренные, для них больше чем достаточно школьной программы». Но мне довелось сломать систему.

Меньше чем за месяц, практически с нуля я подготовилась сама региональному этапу по химии (10 класс), заняв 9 место в области.

Через год, начав готовиться за пару месяцев, заняла 5 место (отдельный привет моей внимательности, благодаря которой слетело в ноль баллов 20), оставив в верхних строках только лицей — умнейших детей области и России.

Что изменилось за эти два раза? В первый — все казалось случайным, начиная от того, как я туда попала, заканчивая тем, как все завершилось. Во второй — за два месяца перед олимпиадой до меня дошло, что всеросс — это реально. Для него не нужно быть учеником профильного класса, лицея, просто сильной школы. Нужен лишь труд участника. Почувствовалась конкурентоспособность.

Не было никаких репетиторов, знакомых олимпиадников, никого, кто мог бы как-то помочь. Представьте, как все удивлялись, когда узнавали это: обычный школьник и без Больших помощников обходит умнейших людей области?)) Это было забавное ощущение.

Теперь несколько советов и некоторых мыслей о ВсОШ:

Главное — очень много ботать и спокойно переступать через все неудачи, реально стремиться достичь цели. Всё получится! Всероссы — это реально, они дают преимущества в будущем. Если бы у меня была возможность ещё один раз поучаствовать во всероссийской олимпиаде школьников, я бы вложила все силы в то, чтобы уйти победителем заключительного этапа (а лучше межнара

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *