как взять субсидию на развитие малого бизнеса и не возвращать деньги
Как бизнесу получить субсидии на работников с 1 ноября 2021 года
Правительство утвердило программу господдержки малого и среднего бизнеса из-за нового локдауна. Компании из реестра МСП смогут получить по одному МРОТ на каждого работника и не возвращать эти деньги. Господдержка положена только пострадавшим отраслям. Подать заявление можно онлайн с 1 ноября, а деньги тратить как угодно.
Вот главное об этой программе: кто и как сможет получить деньги.
Курс о больших делах
Что это за программа
Это новая программа господдержки, которая была анонсирована на недавнем совещании президента и правительства в связи с новыми ограничениями и нерабочими днями. Компании и ИП могут получить гранты в зависимости от официального количества работников в штате. Всего гранты будут выделены примерно на 3 млн работников — на выплаты пойдет в общей сложности 38,5 млрд рублей.
Такая программа уже работала в 2020 году. Это новый этап, но условия изменились. Сейчас эта господдержка называется субсидией на нерабочие дни. Есть еще на карантин — это зависит от региональных ограничений.
Кто получит деньги
Гранты положены организациям и ИП, которые соответствуют таким требованиям:
Каков размер субсидии
Субсидия на нерабочие дни считается по такой формуле:
Количество работников по отчетности за июнь 2021 года × 12 792 Р
Численность работников учитывается по данным РСВ за полугодие — при условии, что отчетность представлена вовремя. Оформить кого-то задним числом уже не получится. ИП без работников получат по 12 792 Р на себя, с работниками — еще и на весь штат.
Деньги дают один раз и без разделения на части.
Как оформить субсидию
Автоматически она не придет — нужно подать заявление. Это можно сделать онлайн или по почте:
Что с налогами и взносами
Эта субсидия освобождена от налогов. А если она идет на зарплату, то и от взносов и НДФЛ тоже.
Какие еще есть меры поддержки бизнеса
Из-за нерабочих дней до конца года еще можно будет взять льготный кредит под 3%. Но это не субсидия, деньги придется вернуть. А льготная ставка сохранится, только если 90% работников останется в штате.
Как московскому бизнесу получить деньги и не возвращать их
На развитие, обучение и оборудование
Департамент предпринимательства Москвы предлагает малому и среднему бизнесу вернуть часть денег, вложенных в компанию.
Эти деньги следует потратить на развитие своего дела, например на зарплаты или покупку оборудования, а возвращать их не нужно.
Кому дают субсидии
Получателем может быть компания или ИП из Москвы. Есть ограничение: деньги не получат агенты и посредники. Бизнес должен относиться к категории МСП — малого и среднего предпринимательства.
Требования к компании зависят от вида субсидии. Например, чтобы получить компенсацию затрат на экспорт, бизнес должен работать в столице минимум полгода. Субсидии могут получить и юридические лица, и ИП, за исключением субсидии за обучение сотрудников: ее получат только юрлица.
Если в требованиях нет особых ограничений, можно претендовать сразу на несколько субсидий: выбрать подходящую и подать заявление можно на сайте департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Там же по ИНН можно найти все субсидии, на которые вы можете претендовать.
Если производство находится в регионе, но компания зарегистрирована в Москве, такой бизнес тоже может претендовать на грант.
Вот за какие расходы московский бизнес может получить деньги от государства.
Обучение сотрудников
Сколько можно получить: до 95% затрат. Есть лимиты: не более 10 000 000 Р на организацию, не более 120 000 Р на сотрудника.
Компенсируют деньги, потраченные на обучение сотрудников. Под обучением понимают MBA, EMBA, MPA и все специальности, включенные в Общероссийский классификатор специальностей по образованию. У компании должны быть договоры, по которым сотрудники обучаются сейчас или закончили учиться после 1 января 2019 года. Еще нужно предоставить соглашение с сотрудником, по которому он обязуется отработать в организации минимум год после обучения.
Срок подачи документов: до 30 октября 2020 года.
Экспорт товаров и услуг
Компенсируют транспортировку продукции до зарубежного заказчика, затраты на сертификацию производства и продукции. Есть субсидия на адаптацию продукции для зарубежного заказчика, например на разработку ИТ-системы.
Еще экспортеры могут выиграть грант. Это 10% от экспортного договора, но не более 10 000 000 Р и не более 50% от налогов, уплаченных в бюджет.
Срок подачи документов: до 30 октября 2020 года.
Покупка оборудования
Сколько можно получить: до 35% от стоимости оборудования или суммы лизинговых платежей.
Условия: субсидию получают резиденты технопарков и Московского инновационного кластера. Стать резидентом МИК можно бесплатно.
Если покупали отечественное оборудование, то компенсируют 35% его стоимости или суммы лизинга. Если иностранное — 25%. Есть ограничение по срокам: компенсируют стоимость оборудования, приобретенного не ранее чем за год до подачи заявки.
Компенсацию дают за оборудование 4—10 амортизационных групп, кроме транспортных средств: например, оборудование для производства, электропечи и промышленные камеры.
Срок подачи документов: до 30 октября 2020 года.
Развитие гостиничного бизнеса
Условия: нужно заниматься гостиничным бизнесом. Деньги получат юридические лица и ИП.
Компенсируют 35% от стоимости отечественного оборудования или от суммы его лизинга. Если иностранное — 25%. Но только в том случае, если это оборудование купили не раньше чем за год до даты подачи заявки.
Компенсацию дают за оборудование 4—10 амортизационных групп, кроме транспортных средств. Это огромный список, начиная от небольших сейфов, отопительных котлов и заканчивая системами сигнализации.
Плюс возмещают расходы на коммунальные платежи за период с 1 января до 1 декабря этого года, но не более 70%.
Срок подачи документов: до 30 октября 2020 года.
Создание коворкинга
Сколько можно получить: индивидуально, пределы не озвучивают.
Условия: площадь коворкинга должна быть не меньше 500 м², с переговорными зонами и конференц-залом минимум на 20 мест.
Чтобы получить субсидию, нужно организовать Центр услуг для бизнеса — ЦУБ: смонтировать информационный киоск и бесплатно консультировать людей, которые хотят открыть бизнес. Предварительно сотрудники должны пройти тренинг.
Компенсируют расходы на создание ЦУБ, на покупку и монтаж оборудования, на оплату коммунальных услуг. Есть субсидия на создание льготных мест в коворкинге — если будете выделять малому и среднему бизнесу не меньше 5% мест со скидкой 50%.
Срок подачи документов: до 30 октября 2020 года.
Инжиниринг
Условия: нужно быть участником Московского инновационного кластера — стать участником можно бесплатно. Должно быть подтверждение инжиниринговой деятельности и выручка от продажи продуктов, относящихся к этой категории. Оборудование должно быть на территории Москвы.
Под инжинирингом понимают работу по ГОСТ Р 57 306−2016: например, разработку 3Д-моделей продукта, документации, изготовление прототипов, опытных образцов. Еще возместят расходы на приобретение, поставку, монтаж и запуск оборудования, приобретение, калибровку и поверку средств измерений, испытательных стендов и установок.
Срок подачи документов: до 23 октября 2020 года.
Социальное предпринимательство
Условия: нужно иметь статус социального предпринимателя, производить товары и услуги для людей из социально уязвимых категорий или взять на работу людей из этих категорий. Таких работников должно быть 50% всего штата, но не менее двух.
Если покупали отечественное оборудование, то компенсируют 35% его стоимости или суммы лизинга. Если иностранное — 25%. Есть ограничение по срокам: компенсируют стоимость оборудования, приобретенного не ранее чем за год до подачи заявки.
Компенсацию дают за оборудование 4—10 амортизационных групп, кроме транспортных средств: например, за медицинскую мебель, парикмахерские кресла, чертежные столы.
Плюсом возмещают расходы на коммунальные услуги с 1 января до 1 декабря 2020 года, но не более 70%.
Срок подачи документов: до 30 октября 2020 года.
Развитие бизнеса в сфере образования и досуга
Условия: компания должна работать в сфере допобразования детей и взрослых. Субсидии предоставят компаниям из индустрии отдыха, развлечений и спорта: например, кинотеатрам, творческим и развлекательным студиям, фитнес-центрам.
Компенсируют 35% от стоимости отечественного оборудования или от суммы его лизинга. Если иностранное — 25%. Но только в случае, если это оборудование купили не раньше чем за год до даты подачи заявки.
Компенсацию дают за оборудование 4—10 амортизационных групп, кроме транспортных средств: например, за покупку систем сигнализации, отопительных котлов и даже музыкальных инструментов.
Возмещают расходы на коммунальные платежи за период с 1 января до 1 декабря этого года, но не более 70%.
Срок подачи документов: до 30 октября 2020 года.
Как получить субсидию на бизнес
И открыть свое дело за счет государства
В октябре 2017 года я получила от центра занятости 98 000 рублей субсидии на открытие малого бизнеса.
В таком размере субсидии малому бизнесу выплачивают в Крыму. В Москве и других городах сумма субсидий может быть меньше или больше. Это не кредит и не ссуда, а программа государственной финансовой поддержки субъектов РФ. Я потратила средства на развитие правильно, сдала финансовый отчет и плачу налоги на бизнес, поэтому возвращать ничего не придется.
Вот что нужно сделать для получения единовременной государственной субсидии малому бизнесу в своем городе, если вы безработный, совершеннолетний, не учитесь и не служите.
О какой финансовой поддержке идет речь
Государство борется с безработицей в субъектах по-разному, в том числе помогая безработным стать предпринимателями с помощью субсидий. Это называется государственной поддержкой предпринимательской инициативы в регионах. Разработкой конкретных программ субсидирования малого бизнеса в субъектах РФ занимаются региональные органы власти.
Я подала заявку в центре занятости в середине июня 2017 года. Меня предупредили, что программа поддержки моего региона на этот год еще не запущена: государственное финансирование будет только к осени.
На этом этапе задавали вопросы о том, какое дело я хочу открыть. Государство готово дать субсидию не всем проектам малого бизнеса: например, еще один табачный ларек или магазин пива городу не нужен. Моя идея — интернет-магазин товаров для детского творчества — была полезна для региона и встретила безусловную поддержку.
Документы для постановки на учет по безработице у меня были с собой, поэтому я решила не ждать сентября и сдаваться сразу. Оформление заявки заняло полчаса, и через 10 дней я стала безработной официально. Еще я получила право на государственные субсидии при открытии ИП и начала получать небольшую материальную помощь — пособие по безработице в размере 850 рублей в месяц.
К концу лета я пожалела, что встала на учет заранее. Пока я ждала получения субсидии на открытие своего бизнеса, каждые две недели мне вручали три направления на собеседование. Мне пришлось бегать по городу, чтобы сохранить статус безработной для участия в программе. Я 12 раз убеждала разных работодателей отказать мне хоть по какой-нибудь причине — это не самые приятные впечатления.
Поэтому не стоит подавать заявку на учет, если средства для субсидирования малого бизнеса еще не поступили, а у вас нет времени ходить по направлениям от центра занятости. Попросите сотрудника сообщить вам новости о поступлении государственных средств для субсидий в вашем субъекте — скорее всего, вам не откажут.
В конце августа в моем городе запустили программу государственной поддержки. Меня попросили заполнить заявку на получение субсидии малому бизнесу от государства, и поиски работы закончились.
Всех, кто хотел получить государственные субсидии на открытие своего бизнеса, отправили на курсы по основам предпринимательской деятельности. В 2017 году на моем потоке было 9 человек.
Курсы предпринимателей оказались платными — 2815 рублей, но оплата обучения входит в программу государственной поддержки субъектов. Я заключила трехсторонний договор на предоставление образовательных услуг с центром занятости и образовательным центром и в начале сентября пошла учиться.
Занятия длились 2 недели по 3–4 часа в день. Строгой программы у курсов нет: у потока, который учился до нас, были другие преподаватели и темы. Думаю, в разных субъектах содержание тоже может отличаться.
Для получения государственной поддержки мы готовили бизнес-планы и тренировались отвечать на вопросы воображаемой комиссии. К концу обучения у каждого предпринимателя в группе был готовый проект своего будущего бизнеса. Мы писали их без помощи преподавателей.
В последний день курсов мы сдали простой экзамен: каждый ответил на вопросы по окупаемости своего бизнеса и выбранной системе налогообложения. По итогам мы получили корочки о прохождении курсов предпринимателей.
В центре занятости нам выдали памятку с форматом титульного листа и рекомендуемой структурой бизнес-плана. У нас не было строгих требований к объему. Чтобы претендовать на получение поддержки в своем регионе, важно было раскрыть:
В моем проекте интернет-магазина товаров для детского творчества было всего 20 страниц.
Готовый бизнес-план я сдала в центр занятости, чтобы получить доступ к защите. Просто отнести и забыть не получилось: проект бизнеса возвращали на доработку два раза. Я переписывала раздел об охране труда и исправляла ошибки в оформлении.
Параллельно с подготовкой бизнес-плана я прошла тестирование в центре занятости. Психолог определял, есть ли у меня предпринимательские способности и правильно ли я выбрала бизнес как сферу деятельности. Заключение специалиста можно воспринимать как рекомендацию — результаты тестов не влияют на предоставление государственной субсидии для малого бизнеса.
Лучше писать бизнес-план самостоятельно, а не скачивать готовый из интернета. Во-первых, это несложно: в центре занятости дадут памятку, всё объяснят и помогут исправить ошибки. Во-вторых, это дополнительная поддержка: на защите вы будете выглядеть уверенно, отвечая на вопросы комиссии.
На 26 сентября нашей группе назначили защиту бизнес-планов. Давать ли субсидию малому бизнесу, решали наш преподаватель с курсов, сотрудница налоговой и несколько человек из центра занятости.
На презентацию каждого проекта выделили 10 минут. Этого времени хватило, чтобы рассказать о сути моего будущего бизнеса и о том, как я планирую действовать, когда получу субсидию на его открытие. Комиссия задала только один финансовый вопрос — как я собираюсь рассчитывать налоги.
Защита оказалась похожей не на экзамен, а на презентацию бизнес-проекта для инвесторов региона. Строгого регламента у выступления не было — все просто пересказывали свой бизнес-план. Парень из нашей группы решил заручиться поддержкой комиссии и угостил их фруктами, которые планировал продавать жителям города.
Когда мы защитились, председатель комиссии объявил решение: субсидии на развитие малого бизнеса получают все. В общем, бороться за государственную поддержку было совсем несложно: защита дипломной работы в университете мне показалась гораздо страшнее.
Перед тем как получить субсидию от государства на открытие и ведение бизнеса, нужно зарегистрировать ИП, ООО или фермерское хозяйство. Я выбрала ИП и подготовила все необходимые документы для участия в программе развития бизнеса:
При открытии ИП нужно выбрать вид деятельности, которым вы будете заниматься. Для этого существует ОКВЭД — общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Предприниматель может совмещать несколько видов деятельности, но основным нужно указать тот, который приносит большую часть дохода.
Я сразу подстраховалась на случай, если через пару лет мне надоест торговать: кроме основного ОКВЭДа — «интернет-торговля», зарегистрировала еще несколько видов деятельности, которые связаны с разработкой сайтов, писательством и информационными услугами.
В итоге мне это пригодилось. Весной 2018 года я закрыла свой интернет-магазин, и мне не пришлось ничего переоформлять в налоговой — спустя год я просто переключилась на новый вид деятельности.
Когда я регистрировала ИП, то сразу подала уведомление о переходе на упрощенку со ставкой налога 6 % от доходов, потому что это самый простой и дешевый режим для малого бизнеса.
Я сдала все бумаги в налоговую по месту жительства и через 5 дней стала индивидуальным предпринимателем. На этапе предоставления документов не было никаких сложностей: раньше мне помогали в центре занятости, а сейчас — в налоговой. Зря я готовилась к бюрократии и злым лицам.
Я волновалась, что сделаю что-то не так, и поэтому обратилась в налоговую лично. На самом деле зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно и на сайте госуслуг. Там это займет 3 рабочих дня и будет стоить 560 рублей.
Еще я сразу заказала себе печать. По закону предприниматель может обойтись и без нее, но мне показалось, что поставить печать на документах намного проще, чем объяснить, что у тебя пока ничего нет.
Чтобы компенсировать в центре занятости расходы на регистрацию индивидуального предпринимателя, нужно сохранить квитанцию об уплате пошлины, чек на покупку печати и акт выполненных работ по ее изготовлению.
Я отнесла в центр занятости копию листа записи из ЕГРИП — это документ, который подтверждает, что я зарегистрировала ИП. Чтобы компенсировать свои расходы при получении субсидии на открытие бизнеса, вместе с этой копией я отдала оригинал квитанции об уплате пошлины за регистрацию ИП, чек за печать и акт выполненных работ.
Последний документ, который меня попросили представить в центр занятости, — реквизиты карты «Мир», на которую мне перечислят субсидию на открытие бизнеса. Карта у меня уже была — я завела ее для получения пособия по безработице, а реквизиты взяла за 5 минут в банке.
я получила от центра занятости на открытие своего бизнеса
Получение средств — это еще не конец истории. Субсидию нужно не только получить, но и умудриться ее не вернуть. Чтобы субсидию на открытие и ведение бизнеса не потребовали назад, нужно отчитаться государству за расходование средств и сохранить ИП.
Карта «Мир»
На «Визу» или «Мастеркард» получить субсидию малому бизнесу не удастся. Согласно статье 30.5 Федерального закона «О национальной платежной системе», выплаты за счет государственного бюджета должны зачисляться на банковские счета с использованием национальных платежных инструментов, то есть карты «Мир».
В центре занятости мне сразу сказали, что для субсидии малому бизнесу нужна именно карта «Мир». Таковы условия договора.
По условиям договора о выделении субсидии у предпринимателя есть 90 дней, чтобы потратить полученные деньги и подтвердить траты оригиналами документов. Расходовать субсидию на открытие малого бизнеса я могла только так, как указано в бизнес-плане. Если написала, что материальная помощь нужна для покупки товара и кассового аппарата, значит, оплачивать аренду или оборудование нельзя.
Закупка товаров для детского творчества и сбор документов вызвали у меня панику. Внезапно я узнала, что конец октября у поставщиков в любом регионе — это уже предновогодний период, поэтому обработка заявок задерживается, некоторых позиций не оказывается в наличии и все это всплывает, когда распаковываешь посылку с заказом.
За 3,5 недели до истечения срока для отчета я наконец потратила всю сумму субсидии на открытие и ведение бизнеса и пошла в центр занятости. С собой я взяла:
После проверки у меня не приняли документы, которые подтверждали траты на 20 000 рублей: по двум заказам у одного поставщика суммы в счетах не совпадали с суммами в накладных. В первый раз поставщик не доложил товар на 200 Р и поэтому во второй раз выставил счет на 200 Р меньше. Я и не думала, что это станет проблемой.
Я запросила у поставщика акт сверки, из которого было понятно, что в итоге я получила товары ровно на оплаченную сумму. Акт ситуацию не спас, потому что он не входит в список документов, которые принимает центр занятости. Спасибо поставщику, который срочно переделал и отправил мне накладные с нужными суммами — такими же, как и в счетах.
25 декабря я сдала исправленные документы и получила акт о выполнении обязательств, который подтверждает, что центр занятости не имеет ко мне претензий по субсидии для малого бизнеса. Было страшно: если бы поставщик не переделал документы, мне пришлось бы вернуть все средства — то есть, 98 000 рублей субсидии, которые я уже потратила.
Что делать, чтобы не было проблем с отчетом
Вот о чем нужно помнить, чтобы не было проблем с отчетом по субсидии для малого бизнеса:
Последнее условие договора, которое мне осталось выполнить, — не закрывать ИП в течение года с момента предоставления субсидии на открытие малого бизнеса и вовремя платить все налоги и взносы. С этим у меня проблем не возникло.
Взносы и налоги на бизнес я автоматически рассчитываю с помощью специального сервиса. Мне остается только нажать кнопку «Оплатить» в личном кабинете и подтвердить платеж в банке. Самой отслеживать сроки оплаты не нужно: я контролирую их с помощью смс-оповещений.
Несмотря на то что я поменяла сферу бизнеса, закрывать ИП я не собираюсь. От всей истории у меня остались положительные впечатления. Сотрудники центра занятости и налоговой помогали подготовить документы для получения субсидий и понять порядок действий при открытии малого бизнеса, отвечали на вопросы в непонятных ситуациях.
Как бизнесу получить льготный кредит под 3% в ноябре — декабре 2021 года
Из-за очередного локдауна возобновляется программа льготных кредитов для бизнеса. Это второй вид господдержки после субсидий на работников. А больше пока ничего и не предусмотрено.
При работе в пострадавших отраслях можно будет взять в банке деньги под 3%. Сумма зависит от численности сотрудников. Вернуть кредит нужно в течение 12 месяцев после полугодового льготного периода, когда платежей вообще не будет.
Заявки на кредиты принимаются с 1 ноября по 30 декабря.
Курс о больших делах
Что это за программа
Это вторая волна программы ФОТ 3.0. Программа была запущена на ограниченный срок в марте 2021 года, чтобы помочь компаниям в восстановлении деятельности.
Из-за новых ограничений принято решение снова предоставить бизнесу льготные кредиты под 3% при условии сохранения штата. Но прочие условия изменились: теперь отраслей не 11, а 17, срок погашения тоже другой. Если ваш бизнес не подходил под условия программы в первую волну, можно попробовать сейчас.
Но важно понимать, что это кредит, который точно придется вернуть. В 2020 году была еще одна программа господдержки бизнеса — с невозвратными кредитами. Сейчас работает другая — деньги точно придется возвращать банку. И, возможно, даже по обычной рыночной ставке.
Кто может взять льготный кредит
С 1 ноября по 30 декабря 2021 года заемщиками могут стать организации и ИП, которые отвечают одному из условий:
Для малых и микропредприятий к пострадавшей отрасли может относиться основной или удополнительный код ОКВЭД на 1 июля 2021 года. Для остальных важен именно основной.
Все заемщики должны отвечать общим требованиям: нет процедуры банкротства, приостановки и ликвидации.
Список пострадавших отраслей
Вид деятельности | Код по ОКВЭД |
---|---|
Гостиницы | 55 |
Общепит | 56 |
Кинотеатры | 59.14 |
Турагентства | 79 |
Организаторы конференций и выставок | 82.3 |
Дополнительное образование | 85.41 |
Стоматология | 86.23 |
Санатории | 86.90.4 |
Услуги по дневному уходу за детьми | 88.91 |
Театры, концертные залы, творчество, развлечения | 90 |
Музеи | 91.02 |
Зоопарки | 91.04.1 |
Фитнес, парки, развлечения | 93 |
Ремонт компьютеров и предметов личного потребления | 95 |
Стирка, химчистка | 96.01 |
Парикмахерские и салоны красоты | 96.02 |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | 96.04 |
Если не брали кредит под 2% в 2020 году
Льготный кредит под 3% сейчас взять не получится. Исключение — только для бизнеса, который был создан после 1 июля 2020 года. Если вы работали и раньше, но не стали брать кредит по первой программе господдержки, а теперь он нужен — ничего не выйдет. Фактически программа для тех, кто уже брал льготные кредиты и хочет еще. И тех, кто стал работать уже в период пандемии.
Это странное и не очень справедливое условие, которое чиновники не упоминают в анонсах программы. Но оно есть.
Сколько денег можно взять
Сумма кредита зависит от численности сотрудников по данным отчетности. Эти данные банк получит из ФНС при рассмотрении заявки:
Количество работников × 12 792 Р × 12 месяцев
Максимум можно взять 300 млн рублей. В первую волну можно было взять до 500 млн.
Если в штате официально 20 сотрудников, льготный кредит составит до 3,07 млн рублей. Если 100 человек, можно взять до 15,3 млн. Но все это потом нужно вернуть с процентами.
Как начисляются проценты
Ставка по кредиту — 3% на весь срок. Разницу между льготными и обычными процентами банку возместит государство в виде субсидий. На эти цели из бюджета выделено 20 млрд рублей.
Льготная ставка сохранится только в том случае, если заемщик сохранит 90% численности, которая использовалась для расчета максимальной суммы на дату заключения договора. Банки будут проверять эти данные каждый месяц.
Если условие по численности не будет соблюдаться или уобнаружится выкуп собственных акций или увыплата дивидендов, ставка станет обычной — той, что установлена в договоре. Правилами она не регламентируется — как решит банк. Читайте договор до подписания, чтобы точно понимать, сколько будет стоить кредит, если придется сократить людей или уони сами решат уволиться.
Как возвращать кредит
В первую волну программы долг нужно было возвращать с 7-го по 12-й месяц. Теперь срок увеличили до полутора лет. То есть кредит с процентами нужно вернуть за 12 месяцев, а начать платить — через полгода после оформления договора. Будет 12 равных платежей.
При желании можно погасить кредит досрочно, вносить платежи раньше или ув большем размере.
Куда подавать заявку
За кредитом нужно обращаться в банк — заранее уточнив, участвует ли он в программе. Если в начале 2021 года такой кредит уже оформлялся, можно взять еще один в том же банке, а можно в другом. Одна волна программы — один договор.
Договор нужно заключить до 30 декабря 2021 года.
Что с кредитами в рамках первой волны программы
Их условия тоже изменятся. Банки должны уточнить договоры до 1 декабря 2021 года. Срок возврата кредита автоматически увеличится с 12 до 18 месяцев. А остаток долга будет распределен — то есть платежи уменьшатся.