как заполнить акт о приеме передаче объекта основных средств образец
Акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1
Составление акта приема-передачи основных средств происходит тогда, когда имущество, причисляемое к основным средствам переходит из пользования одной компании к другой.
Основные средства – что это такое
К основным средствам предприятий и организаций относится любое имущество, при помощи которого фирма осуществляет свою деятельность: оборудование, техника, инвентарь, материалы, транспорт, приборы и т.д. Здания и сооружения также являются основными средствами, ровно как разводимый скот и некоторые виды растений.
А вот те предметы или продукция, которые находятся в складских помещениях и планируются для дальнейшего сбыта, а также те, которые находятся в стадии транспортировки, основными средствами не считаются.
Задача акта по форме ОС-1
Акт составляется при передаче объекта основных средств (одного или нескольких) от организации к другому предприятию, в целях реализации условий какого-либо договора.
При этом не имеет значение, кто является сторонами сделки: юридические лица или индивидуальные предприниматели — акт должен быть сформирован вне зависимости от этого.
Создание акта в основном преследует одну цель: зафиксировать факт передачи основных средств.
Кроме того, на основе этого документа в организациях происходит постановка передаваемых товарно-материальных ценностей на бухгалтерский учет и ввод имущества в эксплуатацию.
Акт приемки-передачи основных средств является приложением к договору и в дальнейшем в случае возникновения каких-либо разногласий, может стать доказательством в суде как с одной, так и с другой стороны.
Обязательно ли создавать комиссию
В приеме-передаче основных средств, как уже говорилось выше, всегда участвуют две организации. При этом в некоторых случаях, для проведения процедуры и оформления акта создается целая комиссия.
Обычно это бывает нужно, когда имущество (например, оборудование или приборы) имеет сложные технические характеристики. Для удостоверения того, что оно передается в надлежащем качестве, работающем состоянии и без каких бы то ни было поломок, дефектов и изъянов, в комиссию иногда включают и сторонних экспертов.
Основные моменты при заполнении формы ОС-1
Акт относится к первичной документации, к которой с 2013 года отменены строгие требования. Поэтому на сегодняшний день предприятий и организации имеют полное право составлять документ в произвольном виде, использовать шаблон, утвержденный внутри фирмы или заполнять ранее обязательную к применению стандартную унифицированную форму. Последний вариант удобен тем, что он включает в себя все нужные сведения, не требуется ломать голову над структурой и содержанием документа.
К необходимой информации в акте относят:
Если получатель имущества не имеет претензий к поставщику, это нужно обязательно отметить, если же таковые претензии существуют, их необходимо описать во всех подробностях.
На что обратить внимание при оформлении акта
Сведения в документ можно вносить как на компьютере (при наличии электронной формы), так и от руки (шариковой ручкой, но не карандашом).
Важное требование, которое надо соблюсти обязательно: наличие подписей руководителей организаций или представителей, действующих от их имени (использование факсимильных подписей при этом недопустимо).
Заверять бланк при помощи штемпельных изделий нет строгой необходимости, поскольку с 2016 года юридические лица имеют право применять печати и штампы в своей работе только при том условии, что эта норма закреплена в их внутренних нормативно-правовых актах.
Документ создается как минимум в двух экземплярах (по одной для каждой из сторон сделки), но при надобности можно сделать и дополнительные копии.
Как и сколько времени хранить акт
По всем правилам сформированный и завизированный документ необходимо хранить вместе с договором. После того, как актуальность его истечет, его можно передать в архив предприятия, где он должен находиться период, установленный законодательством или внутренними нормативно-правовыми бумагами фирмы.
Образец оформления акта приема-передачи основных средств
Заполнение первой страницы акта
Все остальные сведения вносятся по мере необходимости.
Заполнение второй страницы акта
Вторая страница акта включает в себя три таблицы:
Заполнение решения комиссии и подписи сторон
В следующую часть документа вписываются дата, а также результаты проведения испытаний передаваемого имущества и заключение комиссии, присутствовавшей при приеме-передаче.
Если к документу есть какие-то приложения (например, заключение эксперта), это необходимо отметить в отдельном пункте.
В завершение акт подписывают все члены приёмо-сдаточной комиссии, а также руководители и главные бухгалтера предприятий.
Акт приема передачи основных средств – где скачать бланк
Унифицированная форма ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7. Скачать бланк этой формы можно бесплатно на нашем сайте:
О применении самостоятельно разработанных форм документов читайте в материале «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».
Применение формы ОС-1
Акт приема передачи ОС-1 предназначен для оформления:
Исключением являются случаи, когда прием-передача объектов и ввод их в действие должны оформляться в соответствии с действующим законодательством в особом порядке.
Акт о приеме передаче объекта основных средств – сколько экземпляров составлять?
Если происходит прием-передача основного средства между его бывшим владельцем и новым собственником, акт составляется в 2 экземплярах: один — для передающей стороны, другой — для принимающей. При этом составляет его организация-сдатчик.
Оба экземпляра утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика. К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к объекту ОС.
Как правильно учесть поступление ОС при покупке, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
При покупке нового ОС, которое для продавца является товаром, или при вводе объекта, который организация создала сама, оформляется только 1 экземпляр акта.
Образец заполнения – форма ОС 1 и ее особенности
ОС 1 – образец заполнения вы найдете чуть ниже, составляется на 3 страницах. Перед тем как использовать образец заполнения – форма ОС 1, следует уяснить, что такой документ заводится лишь для постановки на учет нового основного средства. При продаже основных средств в образце заполнения ОС 1 (акте приема-передачи) принимающей стороне следует обязательно переписать информацию о заключении приемочной комиссии в соответствующую графу.
Главной особенностью для образца заполнения ОС 1 у лизингополучателя является то, что в актеделается отметка о том, что поступивший объект вводится в эксплуатацию по договору лизинга. К сведению: в данном договоре должно быть прописано условие о том, что основное средство передается лизингополучателю на баланс.
В связи с тем, что после принятия нового закона о бухучете с 2013 года применение унифицированных бланков не является обязательным, каждый бухгалтер может по-своему отредактировать бланк такого документа. Корректируя акт приема передачи ОС-1,следует помнить, в каких графах отображать требуемую информацию.
На странице 1 приводятся:
Важно! Грифы унифицированной формы ОС-1 (образец заполненияпоможет разобраться в этом) содержат такой реквизит, как место печати. при этом печать не поименована в числе обязательных реквизитов первичного учетного документа, установленных ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Именно поэтому в том случае, если организация (приемщик или сдатчик ОС) официально отказалась от использования печати (федеральный закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ), проставлять оттиск необязательно. Это подтверждает письмо Минфина России от 06.08.2015 № 03-01-10/45390.
Вторая страница акта содержит 3 раздела.
Раздел 1 заполняется только по объектам, бывшим в эксплуатации в качестве ОС на основании данных организации-сдатчика. Здесь содержатся сведения об объекте ОС на дату передачи, в том числе даты выпуска, ввода в эксплуатацию, капремонта, фактический срок эксплуатации, срок полезного использования, а также информация о начисленной бывшим собственником амортизации и остаточной стоимости основного средства.
Раздел 2 заполняет только организация-получатель в одном (своем) экземпляре. Здесь приводится информация по порядку амортизации объекта: его первоначальная стоимость, установленный новым владельцем срок полезного использования, а также способ и норма амортизации.
Об амортизации ОС в бухучете см.:
Раздел 3 содержит краткую индивидуальную характеристику объекта основных средств. Здесь отражаются все его приспособления и принадлежности, указываются содержание драгметаллов (при их наличии в составе) и прочие характеристики объекта.
На третьей странице документа приводятся:
В самом конце проставляются отметки бухгалтерии:
Как заполнить акт о приеме-передаче здания (сооружения) по форме N ОС-1а, подробно рассказано в Готовом решении от КонсультантПлюс. Там же вы можете ознакомиться с образцом заполненного акта. Пробный доступ к К+ предоставляется бесплатно.
ОС-1 – образец заполнения для скачивания
На акт приема передачи основных средств образец смотрите на нашем сайте:
Акт приема передачи оборудования в монтаж – форма ОС-15
В некоторых обстоятельствах у предприятий возникают трудности с составлением акта на поступившее оборудование, которое должно быть смонтировано. Несмотря на кажущееся сходство с описанной выше формой, здесь используется свой бланк ОС-15.
При получении оборудования для целей монтажа путь у него свой: первым делом оно идет на склад, потом монтируется, и уже после тестирования происходит передача объекта в категорию основных средств.
Форма ОС-15 оформляется, когда оборудование монтируется на предприятии. Заполнение бланка не представляет трудностей, поскольку содержит стандартный набор реквизитов, строк и граф. Скачать бланк этой формы можно на нашем сайте.
Итоги
Форма ОС-1 применяется при оприходовании объекта ОС при покупке. При этом не обязательно использовать унифицированную форму. Акт приема-передачи можно разработать самостоятельно.
Унифицированная форма ОС-1а (бланк)
Унифицированная форма ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)» утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7.
Скачать ее бланк можно на нашем сайте.
Напомним, что использование унифицированных форм сейчас необязательно. При желании форму данного акта вы можете разработать и утвердить самостоятельно. Подробнее об этом — «Первичный документ: требования к форме и последствия ее нарушения».
Применение формы ОС-1а
Унифицированная форма ОС-1а используется для оформления:
Как отразить в документах по инвентаризации здание, законченное строительством, но не оформленное актом приема-передачи по форме ОС-1а? Ответ на этот вопрос разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Кто составляет акт ОС-1а
В том случае, если объект (здание, сооружение) переходит от бывшего владельца данного ОС к новому собственнику, акт составляет прежний собственник в 2 экземплярах:
При этом оба экземпляра утверждаются руководителями и организации-получателя, и организации-сдатчика. К акту прилагается техническая документация по переданному объекту.
При покупке нового здания, сооружения, а также при вводе в эксплуатацию самостоятельно построенных объектов принимающая ОС организация составляет акт лишь в 1 экземпляре — для себя. При этом реквизиты сдающей стороны не заполняются.
Нюансы заполнения акта по форме ОС-1а
Акт составляется на 3 страницах.
На странице 1 приводятся:
ВАЖНО! Поля для отметки об утверждении акта унифицированной формы ОС-1а содержат такой реквизит, как место печати. Однако печать не поименована в числе обязательных реквизитов первичного учетного документа, установленных ч. 2 ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, поэтому в случае, если организация (приемщик или сдатчик ОС) официально отказалась от использования печати (закон от 06.04.2015 № 82-ФЗ), проставлять оттиск необязательно. Это подтверждает письмо Минфина России от 06.08.2015 № 03-01-10/45390.
Вторая страница акта содержит 3 раздела.
Раздел 1 заполняет организация-сдатчик. По новым объектам этот раздел не заполняют. Здесь содержатся сведения об объекте ОС на дату передачи, в том числе даты строительства, ввода в эксплуатацию, реконструкции, модернизации, капремонта, фактический срок эксплуатации, срок полезного использования, а также информация о начисленной бывшим собственником амортизации и остаточной стоимости основного средства.
Раздел 2 заполняет только принимающая объект сторона в своем экземпляре. Здесь приводится информация по порядку амортизации объекта: его первоначальная стоимость, срок полезного использования, а также способ начисления и норма амортизации.
Раздел 3 содержит краткую индивидуальную характеристику объекта недвижимости.
На третьей странице документа приводятся:
В самом конце проставляются отметки бухгалтерии о записях в инвентарных карточках.
Образец заполнения унифицированной формы ОС-1а смотрите на нашем сайте.
Итоги
Форма ОС-1а применяется при вводе в эксплуатацию построенного здания или при его продаже стороннему юрлицу. Налогоплательщики вправе использовать как унифицированный бланк, так и разработанный самостоятельно.
Унифицированная форма ОС-3 (бланк)
Унифицированная форма ОС-3 — это акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. Бланк формы и указания по его заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 (скачать его можно на нашем сайте).
Напомним, что использование унифицированных форм сейчас необязательно. При желании вы можете самостоятельно разработать и утвердить форму документа по ремонту ОС.
Чтобы избежать претензий со стороны налоговиков, узнайте, как правильно учитывать модернизацию и реконструкцию ОС в налоговом учете с помощью готового решения от «КонсультантПлюс»:
Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Применение и заполнение формы ОС-3
Посредством унифицированной формы ОС-3 оформляют прием и ввод в эксплуатацию основных средств по окончании работ по их ремонту, реконструкции или модернизации.
Акт включает два раздела:
На оборотной стороне акта приводится заключение приемочной комиссии и сведения о вводе отремонтированного объекта в эксплуатацию.
Затем акт утверждается руководителем или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Если ремонт, реконструкцию или модернизацию выполняет сторонний подрядчик, акт составляется в 2 экземплярах: один остается в организации, второй передается исполнителю работ.
Данные ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма № ОС-6).
О форме ОС-6 и ее вариантах читайте в статьях:
Один из образцов заполнения акта можно посмотреть на нашем сайте.
Итоги
Чтобы подтвердить модернизацию или реконструкцию основного средства в учете, оформите акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств. Вы можете заполнить бланк, разработанный самостоятельно, или же воспользоваться унифицированной формой ОС-3.
Форма ОС-1 при продаже основного средства: правила заполнения и образец
Форма ОС-1 — это акт, являющийся основанием для принятия объекта к учету, т. е. постановки его на баланс в качестве основного средства.
Кому и для чего нужна форма
При поступлении оборудования и нематериальных активов бухгалтер приходует их на счет 08, который предназначен для учета затрат на приобретение активов. Пока объекты числятся на этом счете, они в хозяйственной деятельности не используются.
Для ввода оборудования в эксплуатацию назначается комиссия в составе нескольких сотрудников. Чаще всего это руководитель предприятия, главный бухгалтер и лица, ответственные за дальнейшее использование объекта. Документом, подтверждающим постановку на баланс в качестве основного средства, является акт формы ОС-1.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно учесть продажу основных средств. Используйте эти инструкции бесплатно.
Кто и на основании чего ее заполняет
Форма ОС-1 заполняется бухгалтером или другим ответственным лицом на основании технической документации и утверждается руководителями двух организаций — поставщика и покупателя. Бланк утвержден постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
При продаже основного средства организация-сдатчик заполняет левую сторону акта, а организация-получатель — правую. Обратите внимание на образец акта ОС-1 при продаже основного средства (титульный лист) и реквизиты, обязательные к заполнению.
Порядок заполнения
Организация-сдатчик заполняет следующие поля на титульном листе формы ОС-1:
На второй странице следует указать такие данные:
Так выглядит образец заполнения формы ОС-1 с примером продажи кондиционера:
На третьей странице формы ОС-1 заполняются данные о результатах испытаний и подписи ответственных лиц передающей и принимающей сторон.
О результатах работы комиссии составляется отдельный протокол принятия объекта к учету.
Образец
Примерный образец заполнения ОС-1 при продаже автомобиля выглядит так: