казахстан форма правления и государственное устройство
Законодательство Казахстана
База данных «Законодательство Казахстана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.
Государственное устройство Казахстана
Органы государственного управления
Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.
Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.
Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.
Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.
Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.
Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.
Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.
Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.
Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.
Местные органы власти
В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.
Политические партии
Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».
Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».
© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.
Республика Казахстан
Республика Казахстан
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Согласно Конституции, страна утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Казахстан обрел независимость 16 декабря 1991 года. Столица – город Нур-Султан. Государственный язык – казахский, русский имеет статус языка межнационального общения. Денежная единица – тенге.
Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент – символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью.
Законодательные функции выполняет Парламент, который состоит из двух Палат – Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, представляющие по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом с учетом необходимости обеспечения представительства национально-культурных и иных значимых интересов общества.
Мажилис состоит из ста семи депутатов, девять из них избираются Ассамблеей народа Казахстана. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет, депутатов Мажилиса – пять лет. В настоящее время в Мажилисе представлены три партии – «Нұр Отан», «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана.
Административно-территориальная структура страны включает 14 областей и 3 города республиканского значения.
Занимая территорию 2 млн 724,9 тыс квадратных километров, страна находится на девятом месте по площади в мире. На севере и западе республика имеет общие границы с Россией – 7 591 км (самая длинная непрерывная сухопутная граница в мире), на востоке с Китаем – 1 783 км, на юге с Кыргызстаном – 1 242 км, Узбекистаном – 2 351 км и Туркменистаном – 426 км. Общая протяженность сухопутных границ – 13 200 км.
Казахстан – самая крупная страна в мире, которая не имеет прямого выхода в Мировой океан. Большую часть территории страны составляют пустыни – 44% и полупустыни – 14%. Степи занимают 26% площади Казахстана, леса – 5,5%. В стране насчитывается 8,5 тысяч рек. Северо-восточная часть акватории Каспийского моря входит в пределы республики. Аральское море разделено между Казахстаном и Узбекистаном. В Казахстане есть 48 тысяч больших и малых озер. Самые крупные из них – Балхаш, Зайсан и Алакол. Удаленность от океанов обусловливает резко континентальный климат страны.
Минерально-сырьевая база страны состоит из более 5 тысяч месторождений, прогнозная стоимость которых оценивается в десятки триллионов долларов. Республика занимает первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе – по серебру, свинцу и хромитам, третье – по меди и флюориту, четвертое – по молибдену, шестое – по золоту.
Казахстан также имеет значительные нефтегазовые ресурсы (9-е место в мире по подтвержденным запасам нефти), которые сосредоточены в западных областях. Кроме этого, республика занимает 8-е место по запасам угля и 2-е место по запасам урана.
Казахстан входит в десятку ведущих мировых экспортеров зерна и является одним из лидеров по экспорту муки. 70% пахотных земель на севере занято зерновыми и техническими культурами – пшеницей, ячменем, просом. На юге страны выращивают рис, хлопчатник, табак. Казахстан славится также своими садами, виноградниками и бахчевыми культурами. Одним из ведущих направлений сельского хозяйства является животноводство.
Главными экспортными товарами является продукция добывающей, топливно-энергетической, металлургической и химической промышленностей, а также зерновой индустрии. Основные торговые партнеры республики – Россия, Китай, государства Европы и СНГ.
Для диверсификации экономики в стране успешно реализуется программа индустриально-инновационного развития, в соответствии с которой модернизируются старые и открываются новые предприятия.
Казахстан реализует масштабный проект «Новый Шелковый Путь», который должен возродить историческую роль страны как главного связующего звена континента и превратить ее в крупнейший деловой и транзитный хаб региона – своеобразный мост между Европой и Азией. К 2020 году объем транзитного грузопотока через республику должен возрасти почти в 2 раза.
В 2014 году Главой государства объявлена программа масштабного инфраструктурного строительства «Нұрлы жол», призванная соединить магистральными путями регионы Казахстана, модернизировать логистическую, социальную и индустриальную инфраструктуру.
Казахстан приступил к реализации «Плана нации – 100 конкретных шагов», что предусматривает коренные преобразования с целью реализации Пяти народных реформ: формирования профессионального государственного аппарата, обеспечения верховенства закона, индустриализации и экономического роста, идентичности и единства, формирования подотчетного государства.
Осуществляется масштабная социальная модернизация страны – строятся новые школы, профессиональные колледжи и университеты, открываются современные медицинские клиники и больницы, совершенствуется система социальной поддержки населения.
В настоящее время в республике проживают представители 130 этносов, успешно действует консультативно-совещательный орган по гармонизации межэтнических отношений – Ассамблея народа Казахстана. В Нур-Султане на регулярной основе проводятся Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
Являясь лидером в Центральной Азии, республика вносит значительный вклад в укрепление стабильности региона. Больших успехов страна добилась и на мировой арене. Об этом свидетельствует председательство Казахстана в ОБСЕ и проведение в Нур-Султане Саммита этой авторитетной международной организации в декабре 2010 года. Значимой инициативой страны стал запуск и развитие проекта СВМДА – азиатского аналога ОБСЕ. Положительные отзывы получила созидательная деятельность Казахстана в качестве председателя ведущей организации исламского мира – ОИС. Страна является также признанным лидером в глобальном антиядерном движении.
Казахстан является членом Евразийского экономического союза.
Стабильный рост всех отраслей экономики, международное признание, политическая стабильность стали основой процветания казахстанского общества. Казахстан – это страна, устремленная в будущее, которая сохраняет свои культурные традиции и успешно реализует огромный созидательный потенциал в современном динамичном мире.
Государственный строй Казахстана
Из Википедии — свободной энциклопедии
Казахстан — согласно конституции — унитарная, светская республика с президентской [1] формой правления.
Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в неё были внесены поправки. По новой конституции Казахстан — демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Президент, не относится ни к одной из трёх ветвей власти, и избирается на пять лет из граждан Казахстана не моложе 40 лет, являющиеся гражданами по рождению, проживающие в республике последние 15 лет, свободно говорящие на государственном (то есть казахском) языке и имеющие высшее образование.(Раздел III Конституции). Исполнительную власть осуществляет Правительство, которое образуется Президентом в порядке предусмотренной Конституцией.(Раздел V Конституции). Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат — 49 депутатов и Мажилис — 107 депутатов), судебную власть — система судов посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи избираются или назначаются на должность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом и наделяются полномочиями на постоянной основе [2] [3] (см. раздел VII Конституции). Конституционный Совет осуществляет функции Конституционного суда не относясь к судебной власти (см. раздел VI Конституции). Прокуратура наделена функциями надзорного органа государственной власти не относясь ни к одной из трёх ветвей власти (см. статью 83 Конституции).
Республика Казахстан
Республика Казахстан находится в Центральной Азии и Восточной Европе. По территории занимает 9 место в мире 2 724 900 км².
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Состоит из 14 областей и 2 городов республиканского значения (Астана, Алматы).
Общая численность населения Казахстана по данным на 2013 год составляет 16 896 000 человек.
Недра Казахстана хранят более 90 видов полезных ископаемых. В периодической таблице Д. И. Менделеева почти не осталось элементов, которые не были бы найдены в недрах республики.
На сегодняшний день подтвержденные запасы нефти в республике составляют около 40 млрд баррелей, или 6,5 млрд тонн нефти. Прогнозные запасы нефти только по месторождениям, расположенным в казахстанском секторе Каспийского моря, составляют более 124,3 млрд баррелей, или 17 млрд тонн.
Разведанные запасы урановых месторождений Казахстана составляют 1,69 млн тонн, что составляет 21 % от мировых запасов (2-е место в мире по состоянию на 2005 год). Коммерческой реализацией урана в стране занимается образованная в 1997 году государственная компания «Казатомпром». В 2005 году по объёму добычи урана компания заняла 3-е место в мире (после канадской «Cameco» и французской «Cogema»).
Денежной единицей Республики Казахстан является казахстанский тенге.
Казахстан является наиболее развитой страной в Центральной Азии.
В Казахстане развита горнодобывающая промышленность. Активно добываются угли, нефть, природный газ, железные руды, медные руды, свинцово-цинковые руды, никелевые руды, бокситы и другие полезные ископаемые. Основной и одной из крупнейшей медной компанией в Казахстане с полным циклом от добычи руды до производства готовой продукции, разрабатываемой в Джезказганском регионе, является корпорация «Казахмыс».
Ведущими отраслями промышленности являются цветная и чёрная металлургия, химическая, машиностроение, лёгкая, пищевая. Развиты также нефтепереработка и производство стройматериалов.
Основной культурой в растениеводстве является пшеница, главным образом твёрдых сортов. Также выращиваются кормовые и технические культуры: подсолнечник, хлопчатник, лён-кудряш, сахарная свекла и т.д.
Животноводство представлено мясошерстяным овцеводством, мясным и мясомолочным скотоводством. Разводят верблюдов и лошадей.
Интернет ресурсы (сайты) органов государственной власти Республики Казахстан
Казахстан форма правления и государственное устройство
Государственное устройство
Правовая система
Правовая система Казахстана входит в романо-германскую правовую семью, образуя в ней вместе с правовыми системами России и других республик СНГ самостоятельную «евразийскую» группу. На развитие конституционного права сильно повлияла французская доктрина.
Вплоть до 1920-х гг. на территории современного Казахстана господствовала система обычного права (адат). Оно существовало преимущественно в устной форме, что было естественно при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, его нормы соответствовали потребностям патриархального общества кочевников-скотоводов. Наиболее значительная до присоединения Казахстана к России кодификация обычаев была предпринята при Тауке-хане (1680-1718 гг.). Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий-судья, старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Нормы обычного права, в том числе и Жеты-Жаргы, постоянно пополнялись и видоизменялись в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей, решения наиболее авторитетных из которых становились обязательными прецедентами. Одной из форм правотворческой деятельности биев-судей были положения нескольких биев (эреже) о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Такие эреже становились источниками права.
Посредством судебных прецедентов и эреже казахские бии внесли в обычное право (под влиянием мусульманского духовенства) некоторые нормы шариата, жестоко каравшие за отступления от требований ислама.
В советский период в Казахстане была фактически осуществлена рецепция социалистического права РСФСР и до конца 1980-хгг. официальная правовая система Казахской ССР копировала право других союзных республик.
Как и в других бывших советских республиках, правовая система Казахстана переживает коренную трансформацию с начала 1990-х гг. Провозглашенные принципы реформ: идеологический и политический плюрализм, социально ориентированная рыночная экономика, расширение прав и свобод личности и укрепление их гарантий.
По темпам правовых реформ Казахстан занимает одно из первых мест среди бывших советских республик. К 2000 г. здесь принят целый ряд новых кодексов: Гражданский (1994-1999), Уголовный (1997), Уголовно-процессуальный (1997), Уголовно-исполнительный (1997), Гражданско-процессуальный (1999). Некоторые бывшие советские кодексы (о браке и семье, КЗоТ) были заменены новыми кодифицированными законами. Новые кодексы и законы чаще всего концептуально совпадают с соответствующим российским законодательством, поскольку при их создании в качестве основы используются общие модельные акты. В то же время развитие казахстанской правовой системы на современном этапе носит самостоятельный и достаточно творческий, оригинальный характер.
Согласно Конституции (п.1 ст.4) действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и других обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда Республики.
Иерархия источников права в Казахстане определяется Законом «О нормативных правовых актах», принятым 24 марта 1998 г. Самое высокое положение занимает Конституция, за ней следуют: законы об изменении и дополнении в Конституцию; конституционные законы; обычные законы и указы Президента, имеющие силу закона; нормативные указы Президента; нормативные постановления Парламента Казахстана; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы министерств, постановления государственных комитетов, приказы и постановления других центральных органов; нормативные решения маслихатов и акимов.
За пределами общей иерархии остаются нормативные постановления Конституционного совета, Верховного суда и Центральной избирательной комиссии Казахстана. Однако постановления Конституционного совета основываются исключительно на Конституции Казахстана, и потому ни один нормативный акт не может противоречить постановлениям Конституционного совета.
Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издать закон (п.3 ст.5 Конституции). Международные договоры, признанные Конституционным советом не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть ратифицированы и введены в действие.
Обычаи делового оборота признаются дополнительным источником гражданского права при условии их соответствия гражданскому законодательству.
Гражданское и смежные с ним
отрасли права
Так же как и в России, гражданское право Казахстана в 1990-е гг. подверглось преобразованию в соответствии с принципами рыночной экономики и романо-германскими цивилистическими традициями.
Основы новых экономических отношений были установлены в Конституции 1995 г., согласно которой (ст.6) в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность. Конституция Казахстана дословно заимствовала из Основного закона ФРГ 1949 г. (п.2 ст.14) знаменитую формулу «собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу» (п.2 ст.6).
Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (п.3 ст.6).
Гражданский кодекс Республики Казахстан состоит из двух частей. Часть первая была принята 27 декабря 1994 г. и вступила в силу 1 марта 1995 г. Часть вторая вступила в силу с 1 июля 1999 г. Со времени введения в действие части первой в нее внесены сотни изменений и дополнений, а в ноябре 1999 г. изменения были внесены и в часть вторую.
Структура ГК РК практически совпадает со структурой новых гражданских кодексов РФ, Беларуси, Узбекистана и Кыргызстана. Общая часть состоит из трех разделов: раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и иные вещные права», раздел III «Обязательственное право» (включает общие положения об обязательстве и о договоре). Особенная часть включает раздел IV «Отдельные виды обязательств», раздел V «Право интеллектуальной собственности», раздел VI «Наследственное право», раздел VII «Международное частное право».
ГК вслед за Конституцией предусматривает деление собственности на частную и государственную. Частная собственность выступает как собственность граждан и (или) негосударственных юридических лиц и их объединений. Особым видом частной собственности считается собственность общественных, в том числе религиозных объединений (ст.191). Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности (ст.192).
К вещным правам наряду с правом собственности относятся: 1) право землепользования; 2) право хозяйственного ведения; 3) право оперативного управления; 4) другие вещные права (ст.195).
В 1990-е гг. в Казахстане, как и в других бывших социалистических государствах, принято обширное законодательство, создающее правовую базу для развития рыночных отношений. Причем первоначальное хозяйственное законодательство 1990-1993 гг. было практически полностью заменено с 1995 г. новыми актами, учитывающими накопленный опыт экономических реформ.
Правовой статус хозяйствующих субъектов наряду с ГК определяется указами Президента РК, имеющими силу закона: «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 г.; «О государственном предприятии» от 19 июня 1995 г. и «О производственных кооперативах» от 5 октября 1995 г.; законами «О банкротстве» от 21 января 1997 г.; «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997 г.; «Об акционерных обществах» от 10 июля 1998 г.; «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 г.
Отношения по поводу ценных бумаг регулируются законами «О рынке ценных бумаг» от 5 марта 1997 г.; «О вексельном обращении в Республике Казахстан» от 28 апреля 1997 г.; «О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан» от 5 марта 1997 г.; «Об инвестиционных фондах в Республике Казахстан» от 6 марта 1997 г.
В финансовой сфере действуют также указы, имеющие силу закона: «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 г.; «О страховании» от 3 октября 1995 г.; законы «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 г. и «О валютном регулировании» от 24 декабря 1996 г.
Отношения интеллектуальной собственности наряду с ГК подпадают под действие Патентного закона от 24 июля 1992 г. и Закона «Об авторском праве и смежных правах» от 10 июня 1996 г.
Земельные отношения в Казахстане регулируются Указом Президента (имеющим силу закона) «О земле» от 22 декабря 1995 г. Право частной собственности на землю по юридическим представлениям казахов вплоть до XIX в. отсутствовало. Пастбища по обычному праву казахов считались общей собственностью. В современном Казахстане частная собственность на землю была легализована только Конституцией 1995 г. Действует Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 31 марта 1998 г.
Внешнеэкономические отношения регулируются Законом «Об основных принципах (основах) внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», принятым 15 декабря 1990 г.; Указом Президента Казахстана «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 11 января 1995 г. и, что более важно, Законом «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 г. Иностранцы в Казахстане пользуются правами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Казахстана и Указом «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 г.
Полностью обновлено семейное право, нормы которого стали менее императивными. Кодекс о семье и браке Казахской ССР 1969 г. был заменен Законом «О браке и семье» от 17 декабря 1998 г. Этот акт принципиально ничем не отличается от Семейного кодекса РФ 1995 г., хотя содержит раздел об актах гражданского состояния. Так же, как и в Российской Федерации, закрепляется новый институт брачного договора.
Казахстан стремится реформировать трудовое право, сохранив традиционные гарантии трудящихся. Конституция 1995 г. (ст.24) закрепляет право каждого на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии; на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации; а также на социальную защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Кодекс законов о труде Казахской ССР 1972 г. был заменен Законом «О труде в Республике Казахстан» от 10 декабря 1999 г., вступившим в силу с 1 января 2000 г. Другим важным источником трудового права Казахстана является Закон «О занятости населения» от 30 декабря 1998 г., вступивший в силу с 1 января 1999 г. Право на забастовку и порядок разрешения коллективных трудовых споров регулируется Законом «О коллективных трудовых спорах и забастовках» от 8 июля 1996 г.
Гражданско-процессуальный кодекс Казахской ССР 1963 г. был заменен Гражданско-процессуальным кодексом Республики Казахстан 1999 г., вступившим в силу с 1 июля 1999 г. Исполнение судебных решений регулируется Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» от 30 июня 1998 г. (с изменениями).
Уголовное право и процесс
Судебная система. Органы контроля