Щебень с расклинцовкой что это
Расклинцовка щебня
Высокопрочные поверхности из асфальта, железобетона и других материалов, нуждаются в особо твердой, неподвижной подушке. Такое основание должно быть плотным и основательным. Сейчас СНиП (Строительные нормы и правила) указывают нормативы и способы уплотнения основания высокопрочных покрытий для автомобильных дорог, взлетных полос, мостовых конструкций и строительных площадок, фундаментов зданий.
Что такое расклинцовка
Последовательные этапы расклинцовки
Слоев так же может быть несколько. Самая подходящая последовательность расклинцовки это крупный, средний и мелкий щебень. Каждый слой рекомендуется смачивать водой для минимализации процесса трения камней. Расклинцовка виброкатком всех слоев последовательно позволяет получить высокопрочное основание. Сама схема очень проста. Более мелкие фракции заклинивают более крупные. При трамбовании и закатке щебень образует подушку с небольшим коэффициентом подвижности.
Коэффициент уплотнения и другие показатели при расклинцовке
У каждого сыпучего материала существует коэффициент уплотнения или КУ. Знание КУ щебня перед расклинцовкой потребуется для следующих моментов:
Массу можно рассчитать, имея три величины. Это КУ, объем и удельный вес. Каждый, уважающий себя, продавец обязан указать КУ на марке щебня. Все три величины необходимо перемножить между собой. Специалисты пользуются специальными таблицами, где указана средняя масса определенной фракции щебня. Например, в 1 м3 помещается полтора килограмма щебня мелкой фракции от 0 до 5 и 1470 кг более крупной фракции от 40 до 70.
Расклинцовка щебня Если считать расход щебня на площадь работ, то здесь так же пользуются примерными таблицами. Так, при использовании фракции от 40 до 70, то на 1000 м2 расходуется примерно 15м3 уплотненного материала.
Очень важна при расклинцовке и насыпная плотность. Значение этой величины определяется при помощи специальных сосудов емкостью 50 л. Масса порожнего и заполненного сосуда делится на объем самой емкости.
Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве
Довольно часто, мы видим или ездим по плохим автомобильных дорогах, сетуя на плохой асфальт или сезон, когда его укладывали. Но далеко не все знают, что дело не всегда в асфальте или погодных условиях. В таких строениях важным фактором является основа – подушка, на которую укладывают строительный слой материалов.
Недооценивать такую подушку ни в коем случае нельзя – те дороги, которые мы часто видим, как раз и построены с явным нарушением строительных требований и норм для возведения основания дороги. А уж потом будет укладываться асфальт, но речь не о нем.
Высокопрочные современные асфальтовые или бетонные покрытия дорог, аэродромных покрытий нуждаются именно в надежной неподвижной подушке – основания, которая выдерживает высокие нагрузки без деформации.
Расклинцовка – суть метода
Суть процесса заключается в трамбовании нескольких слоев различных фракций щебня для максимального уплотнения, чтобы в щебне не было пустот. Когда этими работами пренебрегают или экономят, пустоты заполняет вода, которая замерзает зимой и рвет дорожное покрытие.
Работы по укладке и трамбовке щебня разбивают на несколько этапов:
Первый этап
На первом подготовительном этапе важным процессом является подготовка грунта, на котором будет дорога. Поверхность предварительно очищается от мусора, выравнивается. Иногда, вырывается специальный котлован, по которому пройдет будущая дорога, если речь идет о дороге. Дно, как правило, устилается специальным полотном – геотекстилем, это делается для защиты дорожного полотна от грунтовых вод, которые пагубно воздействуют в целом на почву, делая ее рыхлой и мягкой.
На строительном сленге это звучит – обустройство гидроизоляции.
Затем, подготовленную почву засыпают песком, слой которого учитывают при проектировании покрытия, с учетом неровностей и особенности местности. В среднем, этот слой составляет 10 – 20 см.
Правильной принято считать основу, на которой лежит три фракции щебня – крупный, средний, мелкий; более мелкая фракция заклинивает более крупную.
Второй этап
Дальнейший процесс заключается в укладке крупной фракции щебня – 40 – 70 мм, в отдельных случаях 70 – 120 мм. Чтобы слой получился равномерным, его укатывают тяжелыми дорожными катками – щебень ляжет плотно и ровным слоем.
Третий этап
Поверх крупного щебня, засыпают средний размер камня, который также трамбуется с помощью специальных дорожных катков. Каждый слой щебня положено увлажнять водой, для уменьшения нагрева и трения между зернами.
Все слои необходимо утрамбовать несколько раз дорожными катками или виброплитой.
Четвертый этап
Последним слоем в расклинцовке щебня является строительный щебень мелкой фракции. Именно благодаря мелкому зерну, заполняются всевозможные воздушные пустоты. Такой слой также смачивается водой и укатывается минимум три раза тяжелой строительной техникой.
Отсутствие волны в результате воздействия на основание и отсутствие усадки и подвижности означает, что процесс трамбования можно прекратить – слои щебня уложены и утрамбованы плотно, расклинцовка закончена.
Виды щебня для расклинцовки
Для подобных работ используют, как правило, гранитный или гравийный щебень. Показатели прочности у данных видов самые высокие. В домашнем хозяйстве для подобных работ, используют более дешевый вид щебня – известняковый. В частных постройках не всегда уместно применять более дорогие виды щебня, домашние нагрузки известняк легко выдерживает.
Проверочные заключительные работы
Суть расклинцовки щебнем заключена в возведении неподвижной, прочной и надежной подушки, с высокой плотностью щебеночного слоя. Определить на глаз качество расклинцовки невозможно, для этого используется специальный прибор.
Работает он по принципу динамического зондирования – производятся насколько ударов по уложенному щебеночному слою, выявляется степень усадки. Если она соответствует существующим заявленным нормативам, работа считается выполнена. Такая проверка может быть как в процессе укладки слоя щебня, так и по окончанию работ.
По окончанию расклинцовки щебнем, рабочую поверхность засыпают небольшим слоем песка. Это особенно важно, если сразу не производится асфальтирование или бетонирование покрытия.
Места применения расклинцовки
Указанная процедура актуальна не только при возведении автобанов и взлетно – посадочных площадок. Такие работы также производят при:
Расход щебня
Расход строительного щебня различного размера, определен дорожными нормативами. Согласно Госту 8267, при укладке подушки крупнозернистым щебнем 40 – 70 мм, необходимо использовать порядка 15м3/м, фракции 10 – 20 мм – 10м3/м и фракции 5 – 10 мм также 10 м3/м на тысячу квадратных метров площади.
С аналогичным расходом будет обустройство основания с использованием фракции 70 – 120 мм для первичного слоя. Такой расход определен величиной щебня, его размерами.
В некоторых случаях, выполняется единоразовое уплотнение щебня при использовании различных песчано – щебеночных смесей различных фракций.
Коэффициент уплотнения щебня при расклинцовке
Коэффициент уплотнения является важным показателем при покупке горного щебня для строительства объектов различного назначения. Цифровое обозначение присутствует в сопроводительных документах на товар, который обязан предоставить продавец по просьбе покупателя. Знание данного коэффициента поможет определить степень усадки и позволит закупить нужное количество строительного горного щебня для расклинцовки.
Количество необходимого материала можно рассчитать при помощи простого арифметического действия – перемножаем между собой три показателя – коэффициент усадки, удельный вес щебня и его объем.
Для примерного понятия расхода материала. необходимо воспользоваться специальными таблицами, где указаны фракция щебня и его объем, с учетом расхода на 1000м3.
Документы на расклинцовку щебня
Перед началом дорожных работ, подготавливаются разрешительные документы. Главным является акт на расклинцовку щебня, в нем указывают:
Заключение
Расклинцовка щебнем в дорожном строительстве является неотъемлемой работой, которой важно уделить особое внимание. Такие работы выполняются на основании :
Без определения нужного количества требуемых материалов невозможно изготовить качественно основу будущей дороги или фундамента.
Заключительный рабочий процесс заключен в укладке асфальта на правильно подготовленную основу, в домашнем частном хозяйстве можно просто присыпать песком.
О расклинцовке щебня
Основная характеристика эффективного дорожного покрытия — высокая восприимчивость к непрекращающимуся прессингу. Чтобы трасса прослужила долго, щебеночная подушка должна быть плотной и упругой. С этой целью создана специальная технология укладки сыпучего материала, под названием расклинцовка щебня. Подробно об этой методике в статье.
Что такое расклинцовка щебня
Чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия, недостаточно верхних слоев из асфальта и железобетона. Необходима хорошая основа. Ее укладывают таким образом, чтобы избежать образование пустот. Обычным способом это сделать нет возможности, так как отдельные частички гравия имеют разную конфигурацию.
Расклинцовка щебня — это процедура, созданная для устранения пустот между отдельными зернышками. Благодаря этой технике, частички укладываются в прочную, ровную подушку. С введением в действие «Санитарных норм и правил» (СНИП), эта процедура стала обязательной.
ГОСТ регулирует, какие фракции щебня подходят для клинцовки гравия другого диаметра. Основными считают фракции 40–80 и 80–120 мм. В качестве расклинивающего гравия, разрешают использовать камни диаметром 5–10 или 10–20 мм. Процент в расклинцовке материала, размером более 10 мм, составляет до 15%.
Последовательные этапы расклинцовки
Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:
Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.
Подготовительная стадия
Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.
Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.
После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.
Иногда гравий перед укладкой обрабатывают вяжущим веществом. На 1м2 дорожного полотна используют от 2 до 4 литров вещества.
Основные работы
После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.
В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку. Иногда используют кирпичные остатки.
Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.
Операцию повторяют 5 раз, после каждой процедуры поливая камни водой. Этот прием предупреждает перегрев щебня. В итоге толщина слоя равна 20 см.
Чтобы полностью расклинить щебень, в конце выкладывают тонкий слой мелких камешков, диаметром 5–20 мм. То есть самый маленький гравий располагают сверху.
Для уплотнения материала по способу заклинки, на каждом этапе используют 16 тонные катки. Также можно брать прицепные на 6 тонн или гладковальцовые на 10. Ими обрабатывают камни от 30 и более раз.
Стадия проверки
Зрительно невозможно оценить прочность и качество дорожного покрытия. Для этого используется устройство, принцип работы которого основан на зондировании. Прибор наносит ряд ударов, позволяющих определить эффективность утрамбовывания. Если погрешностей не обнаружено, можно накатывать следующий слой.
Коэффициент уплотнения при расклинцовке
Основной показатель при проведении операции — коэффициент уплотнения (КУ). Продавец указывает его на упаковке щебня. КУ нужен для закупки правильного количества сырья, определения степени усадки. Массу необходимого щебня рассчитывают, перемножив между собой 3 величины: коэффициент укладки, удельный вес и объемы.
Чтобы понять приблизительный расход материала на площадь дорожного покрытия, пользуются таблицами. В ней указан диаметр щебня и объем, который тратится на 1000 м3 автострады.
Стоимость расклинцовки
Можно рассчитать примерную цену строительной технологии самостоятельно, зная расценки щебня и его расход на 1000 м3. На основе этого составляется смета.Средняя стоимость в столице РФ составляет 600 рублей на 1м2, но это без учета доставки и разницы в цене на отдельные фракции.
Стоимость 1 тонны гравия варьируется от 3 000 до 7 000 рублей. Дешевле всего крупный камень диаметром от 70 мм, среднедисперсный дороже.
Акт на расклинцовку щебня
Перед проведением операции, готовятся документы. Одним из них является акт на расклинцовку щебня.В нем указывают такие данные:
В акте также указывают инструментарий, отмечают ответственных за операционный и приемочный контроль.
Заключение
Расклинцовка гранитного материала — важная процедура в дорожно-транспортных работах. Помимо правильной техники, нужно обращать внимание на время укладки материала. Оптимальным считают период за 2 недели до осенних дождей. Тогда можно рассчитывать на хороший результат работ.
Порядок расклинцовки щебня
Для создания основания при строительстве автомобильных трасс или железобетонных конструкций используется щебень. Чтобы достичь высокой прочности и неподвижности подушки, выполняется расклинцовка щебня.
Что такое расклинцовка?
Расклинцовка — это расклинивание крупнофракционного щебня более мелкими частицами дробленого камня. Такая технология позволяет создать полотно, практически не имеющее пустот между составляющими его частицами.
Технология укладки
При укладке подушки сыпучий материал различных фракций укладывают несколькими слоями. Весь рабочий процесс выполняется в три этапа:
Подготовительные работы
Перед тем, как осуществить укладку щебенки, необходимо выполнить следующие действия:
Укладка
Расклинцовка щебенки осуществляется следующим образом. Сначала насыпают слой материала, имеющего размеры зерен от 20 до 70 миллиметров. После этого производят утрамбовку камней.
Следующим шагом является создание второго слоя. Для него используются зерна размером от 20 до 40 миллиметров. Трамбуют покрытие при помощи специализированной техники, такой как катки или виброплиты. Во избежание нагрева материала, в результате трения частиц друг об друга, его периодически смачивают водой.
На заключительном этапе проводят отсыпку полотна мелкой фракцией. Ее частицы имеют размеры от 5 до 20 миллиметров. Так удается заполнить все пустоты, находящиеся между зернами щебенки. После трамбовки окончательного слоя образуется устойчивое полотно, которое способно выдерживать высокие нагрузки на протяжении длительного времени.
Контроль
Плотность и прочность расклинцованного материала проверяется на всех этапах. Проверка производится при помощи специализированного устройства. Оно подвергает щебень динамическим нагрузкам и фиксирует уровень его усадки. Если показатели не выходят за рамки нормы, то можно засыпать следующую фракцию или заканчивать работу. При превышении допустимых отклонений, потребуется проводить повторную трамбовку.
Свойства готовой подушки
Основание, полученное после расклинцовки материала, имеет хорошую плотность и устойчивость к разного рода нагрузкам. Оно надежно, и может использоваться в течении длительного времени, без дополнительного ремонта.
Правильно подготовленное полотно не подвержено влиянию температурного режима. Осуществлять работы по созданию или ремонту основы можно в любых погодных условиях. В результате расклинцовки материалом различных фракций удается устранить пустоты, возникающие между частями щебня одинакового размера.
Применение основы
Расклинцовка материала применяется при подготовке основания для различных строительных объектов:
Из вышеперечисленного следует, что расклинцовка щебня необходима для получения качественного покрытия. Полученная по окончанию работ основа отличается высокой плотностью и надежностью. На ней можно выполнять укладку асфальта для автомобильных магистралей с высокой пропускной способностью или возведение других строительных объектов.
Видео по теме: Навесной распределитель щебня
Расклинцовка щебня
Базальтовый щебень. Фото Грунтовозов
Одним из важнейших требований, предъявляемых к автомобильным дорогам, является наличие надежного и прочного основания. Получить долговечное покрытие позволяет устройство плотной и упругой щебеночной подушки (основания). Недооценивать важность такой подушки нельзя. Те дороги, к которым автомобилисты предъявляют претензии, построены с нарушением строительных норм и требований. Современные высокопрочные асфальтовые и бетонные дорожные полотна, аэродромные покрытия нуждаются в неподвижной подушке, способной выдерживать значительные нагрузки без деформации. Для достижения максимальной стойкости и прочности основания создана специальная технология укладки фракционного материала, получившая название «расклинцовка».
Что это такое, суть метода
Дорожное покрытие должно обладать высокой устойчивостью к постоянным значительным нагрузкам. Верхнего слоя из асфальта или бетона недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности полотна, которое прослужит долгие годы. Покрытие должно иметь под собой надежное, а главное, неподвижное основание.
Щебень является сыпучим материалом, частицы которого никак не сцепляются друг с другом. Поэтому при нагрузках щебень, из которого обустроена подушка, может разъезжаться или проседать. В результате для получения монолитного основания приходится добавлять в материал вяжущие вещества: битум или цемент, либо приобретать черный щебень. Обычная технология укладки щебня не позволяет исключить пустоты между фракциями. Для решения данных вопросов и была создана технология расклинцовки.
Расклинцовка щебня представляет собой один из способов утрамбовки камней разных размеров в прочный ровный однородный слой. Суть метода заключается в перераспределении щебня таким образом, чтобы между отдельными фракциями не осталось пустот, которые невозможно заполнить материалом одного размера. Именно поэтому размеры зерен должны быть различными.
Мелкие зерна при трамбовке заклинивают средние и крупные, поэтому технологию нередко имеют методом заклинки или расклинки. Таким образом, основание представляет собой большую мозаику. Основание, созданное по технологии расклинцовки, отличает монолитность, упругость, устойчивость к нагрузкам при движении и давлении. Проведение расклинцовки некачественно приведет к потери прочности покрытия. Статические нагрузки приведут к расхождению камней и с большой долей вероятности к разрушению всей конструкции.
Сферы применения
Расклинцовка щебня применяется на промышленных объектах и частных стройках. При реализации некоторых проектов технология должна использоваться в обязательном порядке: возведение высотных зданий, оборудование взлетно-посадочных полос на аэродромах, прокладка скоростных шоссе и магистралей с высокой пропускной способностью, капитальное строительство крупных промышленных объектов и железных дорог, производство ответственных железобетонных изделий.
Дорожное полотно. Фото Грунтовозов
С помощью данной технологии возможно решить и другие задачи: устройство подушки под фундамент дома, строительство дорог со средними и малыми нагрузками, бутование столбов забора.
Необходимые документы
Перед проведением работ необходимо подготовить разрешительные документы. Одним из основных является акт на расклинцовку, в котором указываются следующие данные:
Виды подходящего для работ щебня
Требования к щебню для проведения расклинцовки детально прописаны в нескольких документах:
Щебень для расклинцовки должен не только соответствовать ряду требований, но и быть высокого качества. При выборе вида материала следует учитывать несколько характеристик:
1) Фракция. Для расклинцовки используется материал разных фракций. Зерна крупной фракции являются основными, так как они несут практически всю нагрузку. В соответствии с ГОСТом к основным фракциям относится щебень 40-70 или 70-120 мм. Но на практике используется материал 40-80, 80-120, 70-150 мм. Зерна 70-120 и 80-120 предназначены для строительства трасс с интенсивным движением, аэродромных полос и железных дорог.
Известняковый щебень разных фракций. Фото Грунтовозов
Щебень 40-70 и 40-80 используется для обустройства оснований фундаментов и подушек под дорожными полотнами со средним и малым трафиком. Средние и мелкие камни называются расклинивающими. Материал 20-40 и 10-20 засыпают поверх основного. Самые мелкие фракции (5-10) применяются в конце с целью обеспечения полного заклинивания крупных зерен. В частном строительстве в качестве мелких фракций допускается использование нестандартных фракций 10-15 или 15-20, а также отсева 0-10.
2) Прочность. В соответствии со СНиПом для расклинцовки возможно использовать материал из магматических пород марки не ниже М800 и осадочных от М600. При строительстве дорог I-II категорий и высотных зданий марка должна превышать М1000. Прочность основной фракции должна быть на одну марку выше, чем расклинивающей.
3) Лещадность. Щебень с высоким показателем лещадности плохо утрамбовывается, поэтому не подходит для выполнения расклинцовки. Таким образом, для выполнения работ подходит материал 1-ой (кубовидной) и 2-ой (улучшенной) групп, в которых количество лещадных зерен не превышает 15%. В частном строительстве допускается использование щебня 3-ьй и 4-ой групп, процент лещадных зерен не превышает 35.
Кубовидный щебень уплотняется лучше лещадного. Фото Грунтовозов
5) Насыпная плотность полезна не при выборе, а при приобретении материала. Показатель позволяет выполнить расчет необходимого количества щебня и помогает узнать, транспорт какой вместимости потребуется для транспортировки сыпучей продукции.
6) Радиоактивность. Для расклинцовки при выполнении определенных условий может использоваться щебень всех четырех классов. Но рекомендуется применять материал 1-го класса, он самый безопасный, подходит для выполнения любых работ.
7) Содержание зерен слабых пород. Чем выше марка щебня по дробимости (прочности), тем меньшее количество слабых зерен содержится в его общей массе. Для расклинцовки рекомендуется использовать материал, в котором количество частиц не превышает 10%.
8) Водопоглощение. Значительному водопоглощению способствует наличие пор, примесей глины и пыли. Поэтому рекомендуется использовать щебень с низкой пористостью, например, гранитный, мраморный.
9) Водостойкость. Для расклинцовки подходит материал марки 1 и 2, потеря массы образцов при испытаниях в которых не превышает 3%. Показатель важен в тех случаях, когда работы проводятся на болотистой местности или на территории с близким к поверхности расположением водоносного горизонта.
Фракции мраморного щебня. Фото Петрович
10) Вид. В результате для расклинцовки подходят несколько видов: амфиболитовый, базальтовый, габбро, гранитный, диоритовый, известняковый, мраморный, серпентинитовый.
Этапы выполнения расклинки
Метод расклинцовки является универсальным, поэтому успешно применяется для возведения промышленных объектов и частного строительства. Однако, существуют некоторые отличия.
Гравийный щебень. Фото Грунтовозов
Так промышленная расклинцовка осуществляется с помощью специализированной техники, укладка сыпучего материала осуществляется прицепными катками весом 6-15 тонн различных видов: вибрационные, пневматические, комбинированные. Для расклинцовки используются высокопрочные виды щебня: гранитный, базальтовый, диоритовый, габбро, серпентинитовый.
Работы выполняются с соблюдением всех государственных стандартов и строго в соответствии с регламентом. Характеристики готового покрытия должны быть подтверждены сертификатами. Контроль выполняется специальным оборудованием, предназначенным для проверки динамической усадки полотна.
Работы по расклинцовке в частном строительстве возможно выполнить своими руками. Для трамбовки рекомендуется использовать бытовые виброплиты. Подходящим сыпучим материалом является не только представленные ранее дорогие разновидности щебня, но и другие, более доступные по стоимости, например, известняковый и гравийный.
Процесс расклинцовки осуществляется в несколько последовательных этапов.
Подготовительный
Подготовительный этап включает выполнение следующих работ:
1) Оформление разрешительных документов.
2) Подготовка инструментов и материалов. На данном этапе следует остановить внимание, так как некоторые хозяева предпочтут выполнить работы самостоятельно, для этого исполнителю потребуется следующие инструменты и оборудование:
Не стоит забывать о материалах для работ:
3) Разметка территории.
4) Удаление верхнего плодородного слоя грунта.
5) Очистка территории от мусора, выравнивание участка, в некоторых случаях требуется вырыть котлован или траншею определенной глубины, в зависимости от типа будущего сооружения: под фундамент — 1-2 метра, под дорогами и подъездами к участку или дому — 0,7-1,5.
Справка.
1) Желательно, чтобы земля под будущим сооружением была прочной, грунтовые воды не подходили близко к поверхности.
2) Дно ямы на глиняных почвах должно располагаться ниже уровня уровня промерзания.
6) Уплотнение грунта виброплитой или ручными инструментами, при необходимости используется щебень.
7) Обустройство гидроизоляции, геотекстиль застилается с целью защиты конструкции (дороги или фундамента) от грунтовых вод, пагубно влияющих на почву, делая ее рыхлой и мягкой.
8) Формирование подушки из песка и отсева щебня или смеси данных материалов. Толщина слоя рассчитывается при проектировании, при этом учитываются неровности и особенности местности. В среднем толщина слоя составляет 100-200 мм. Подушка трамбуется.
Основной
После проведения подготовительных работ приступают непосредственно к расклинцовке. Данный этап наиболее трудоемкий, поэтому распределяется на три последовательных подэтапа. Правильным принято считать основание, включающее в себя три слоя из крупной, средней и мелкой фракций щебня. Таким образом, мелкая фракция заклинивает более крупную.
Укладка материала 40-70
В самом начале укладывается щебень с размером зерен 40-70 мм., в некоторых случаях используется материал 70-120 мм. Слой, толщина которого составляет 150-300 мм., смачивается водой, расход которой примерно равен 15-25 литрам на 1 кв.м., что улучшает сцепление и уменьшает перегрев материала при укатке техникой (дорожными тяжелыми катками при выполнении работ профессионалами, виброплитой или вручную при самостоятельном проведении процедуры). Рекомендуется пройтись оборудованием по основанию 3-4 раза. В результате щебень укладывается плотно и ровным слоем.
Мраморный щебень 40-70. Фото Грунтовозов
Второй подэтап подразумевает укладку фракций среднего размера — 20-40 или 10-20 мм. Толщина слоя составляет 200 мм. Утрамбовывается прослойка катками, виброплитой или с помощью ручных приспособлений минимум 5-6 раз. Для уменьшения перегрева поверхности и снижения силы трения между зернами в момент утрамбовывания щебень каждый раз смачивается водой, расход которой составляет 5-10 литров на 1 кв.м.
В последнюю очередь укладывается щебень мелкой фракции — 5-20 или 5-10 мм., который заполняет все имеющиеся воздушные пустоты. Толщина слоя не превышает 100 мм. Прослойка также смачивается водой в количестве 5-10 литров на 1 кв.м. и укатывается 3-6 раз. Отсутствие волны при воздействии на основание, а также усадки и подвижности означает, что процесс трамбования возможно завершить. Щебень уложен и утрамбован плотно, расклинцовка закончена.
Гранитный щебень 5-20 крупным планом. Фото Грунтовозов
Проверочный
Качество проведения работ рекомендуется контролировать во время прохождения техники по основанию. После качественного уплотнения на поверхности не должны образовываться волны.
Существует и другой метод проверки — если положить щебень под каток, он должен дробиться, а не вдавливаться в поверхность основания.
Альтернативным способом является проверка усадки. По краям полученного основания устанавливаются столбики с отметками. Если после прохождения трамбовочной техники уровень не опускается ниже отметки, то работы можно считать законченными.
Выполнить качество расклинцовки возможно после завершения одного из этапов. Точно определить плотность, прочность и надежность полученного основания при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор, принцип работы которого основан на динамическом зондировании.
Диоритовый щебень подходит для расклинцовки. Фото Грунтовозов
Прибор наносит несколько ударов, что и позволяет определить эффективность выполненной трамбовки посредством фиксации степени усадки. Если показатель соответствует заявленным требованиям, то щебень утрамбован качественно. Поэтому работы можно продолжать, т.е. укладывать следующий слой, или завершать их. Все зависит от количества расклинцовок, которые необходимо выполнить.
Расход расклинивающих фракций щебня, норма
Расход щебня определяется ГОСТом и обозначает количество материала для укладки основания в 1000 кв.м. При укладке основания щебнем 40-70 мм., потребуется порядка 15 куб.м. Расход фракций 10-20 и 5-10 мм. составляет 10 кубов на тысячу квадратных метров площади. С аналогичным расходом будет сопряжено обустройство основы с применением фракции 70-120.
Коэффициент уплотнения
Коэффициент уплотнения (КУ) является важной характеристикой при покупке щебня для расклинцовки. Показатель указывается в сопроводительных документах к продукции. КУ важен при закупке необходимого количества материала и определении степени усадки. Масса необходимого щебня рассчитывается путем перемножения коэффициента укладки, удельного веса и объема щебня. Для понимания приблизительного расхода следует ознакомиться с табличными данными, в которых указаны диаметр зерен и объем, который необходим для строительства 1000 куб.м. автострады.
Видео
Где купить
Приобрести щебень для реализации различных проектов, в том числе и для расклинцовки, возможно одной из компаний, контактные данные которых собраны здесь.