Шпалерная мануфактура что это

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Дом царицы Марфы Матвеевны

Дом Федора Апраксина (с 1715)

Дом Берг- и Мануфактур-коллегии (с 1717)

Императорская Шпалерная мануфактура

Канцелярия. Офицерское собрание, часть Офицерских квартир

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Вот чертеж фасада, из книги: М.С.Штиглиц. Промышленная
архитектура Петербурга. СПб,»Журнал «Нева», 1995
(добавил S.P. )

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Шпалера «Слон и лошадь». 1748 г.
Имп.Шпалерная Мануфактура.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Шпалера «Гектор, укоряющий
Париса». ГЭ

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Фрагмент схемы
РГИС 2016 г.

После смерти Петра I положение мануфактуры было тяжелым, но работы продолжались. Русские ученики становились мастерами. В 1732 г. Шпалерная мануфактура состояла в ведомстве Придворной конторы, из Екатерингофа она была переведена в бывший дом царицы Марфы Матвеевны. После её смерти в 1715 г. дом вместе со всем имуществом перешли к её брату адмиралу Федору Апраксину, одному из ближайших сподвижников Петра I, и дом стали называть «домом Апраксина». Апраксин вскоре построил себе дворец у Адмиралтейства, а дом сестры отдал Берг- и Мануфактур-коллегии, основанной в 1717 г. В новом помещении мануфактуры установили 10 ткацких станков и сделали красильню.

В это время на Петербургской шпалерной мануфактуре уже работала большая группа русских ткачей, обученных Ф. Бегаглем и его помощниками. Здесь создается ряд интереснейших шпалерных ансамблей. До наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе. В 1732-1746 гг. было изготовлено 80 шпалер. Шпалерные мастера создали пышные композиции с фонтанами, архитектурными фрагментами, букетами, птицами и пейзажами на дальнем плане. Создана серия «Индийские ковры».

В 1741 г. создана школа рисования при мануфактуре. Но, несмотря на несомненные успехи русской шпалерной мануфактуры, шпалеры почти не использовались и гнили на складе. Со второй половины 1740-х гг. производство шпалер замирает. На мануфактуре в голоде и холоде работают лишь два ткача, остальные нищенствуют. Здание разрушается.

Новый расцвет ожидал мануфактуру с середины XVIII в. По указу 1755 г. имп. Елизаветы Петровны надлежало привести мануфактуру в порядок для производства шпалер в будущий Зимний дворец.

В конце 1750-х гг. Шпалерная мануфактура была реконструирована арх. А. Вистом. Но уже не было ни ткачей, ни живописцев, ни красильщиков. Снова вербуют мастеров в Париже, а в ученики отправляют детей тех, кто работает на петербургской мануфактуре, солдатских детей.

Особенно заботилась о мануфактуре Екатерина II: отпускались деньги на содержание 117 учеников, закупались лучшие заграничные сорта шерсти и шелка. Мастеров обучали рисунку. Частные заказы пополняли казну мануфактуры. В 1764 был принят Устав мануфактуры, определивший финансовую базу, штат и задачи предприятия. В 1880-гг. штат её состоял из 180 русских мастеров, работавших на 30 станках.

Источник

Первые гобелены Императорской шпалерной мануфактуры

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Во время двухлетнего путешествия по странам западной Европы 1716 — 1717 г.г. царь Пётр I со свитой дипломатов побывал при дворе прусского короля в Гамбурге, Берлине, после посещения Лувра в Париже, царская свита отправилась в Голландию и в августе 1717 г., в Амстердаме был заключён союзный договор между Россией, Францией и Пруссией. Посещая королевские дворцы западной Европы Пётр I по достоинству оценили красоту убранства парадных королевских покоев европейских монархов, особенно ему понравились шпалеры, украшавшие стены дворцов.

Вернувшись из европейского путешествия Пётр I приказал основать в Петербурге Императорскую шпалерную мануфактуру. Её создание положило начало новому для России художественному производству, призванному обеспечить царские дворцы модным, как в западной Европе, убранством интерьеров – шпалерами или тканевыми гобеленами.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Прототипом современных фото обоев на стенах можно считать как античные фрески, так и тканевые гобелены, шпалеры — модное убранство замков и соборов средневековой Европы. Особой популярностью пользуются фото обои, стилизованные под старину, с камином и витражами, с цветочными вазами, свечами, фруктами. https://klv-oboi.ru/wallpapers-arhitektura/razdel/2 Создание фотообоев, как нового а искусства, быстро привлекло внимание фотографов, художников, дизайнеров и мастеров производственников. Фото обои с видами городов, видом из окна на природу и животных, с морем и парусником или египетскими пирамидами стали пользоваться невероятным спросом среди потребителей.

На рубеже XVII-XVIII веков все большее количество шпалер проникает в Россию. Их приобретают приближенные русского царя для украшения своих дворцов и для подарков Петру Алексеевичу. Шпалеры широко использовались, как модный элемент декоративного убранства интерьеров, о чем свидетельствуют гравюры того времени и записи современников.

В 1716 году в Париже были заключены контракты сроком на пять лет с опытными ткачами, мастерами всемирно известной французской Королевской гобеленовой мануфактуры, которые прибыли в Петербург вскоре, в 1717 году. Видную роль в развитии шпалерного искусства в России сыграл французский мастер Филипп Бегагль-сын, обучивший русских мастеров Петербургской мануфактуры, которые уже в 1720 году показали царю свои первые работы.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Эрмитаж владеет одной из самых ранних шпалер, созданных на Петербургской мануфактуре, — «Полтавская баталия».

Баталии — новый жанр в русском светском искусстве первой четверти ХVIII века, вызванный к жизни блестящими победами русской армии над шведами в Северной войне (1700-1721). Эта тема нашла яркое воплощение в в искусстве живописи и графике тех лет. Победа русских войск под Полтавой — решающий момент в ходе Северной войны — особенно часто привлекала внимание художников и ткачей, создателей гобеленов, шпалер.

Петр Алексеевич повелел ткачам выткать на Императорской шпалерной мануфактуре в Петербурге, шпалеру с изображением Полтавской баталии. Работа по её созданию была начата в 1719 году — в десятилетний юбилей Полтавской битвы. Шпалера «Полтавская баталия» Государственного Эрмитажа была выткана, по картону придворного живописца Л. Каравакка французским мастером Филиппом Бегаглем, одним из основоположников развития шпалерного ткачества в России. Филиппу Бегаглю помогал первый русский ученик-шпалерник Иван Кобыляков, принятый на мануфактуру в 1719 году. Шпалера «Полтавская баталия» была закончена в 1722 году, о чем свидетельствует тканое клеймо с подписью мастера и датой. В правом нижнем углу шпалеры выткано: «ЗДЕЛАНА ВСАНКТЪ ПИТЕРБУРЪХЕ ПАРЪ ФИЛИПЪ БЕГАГЛЪ 1722 ГОДУ».

Имя Ивана Кобылякова на шпалере не обозначено, но о его участии в этой работе сообщают архивные документы. На первоначальной стадии обучения Иван Кобыляков мог исполнять лишь подсобные работы, а в 1720-1722 годах этот, по аттестации мастера Бегагля, одарённый и очень трудолюбивый ткач, вероятно, уже ткал отдельные участки гобеленов.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Композиция шпалеры «Полтавская баталия» воспринимается скорее как парадный портрет русского царя, где сражение — только фон, и отражение грандиозных победных свершений Петра Великого. Царь Пётр изображен на переднем плане, его величественная фигура на вздыбленном коне выдвинута вперед и является центром всей композиции. Над головой царственного всадника парит орёл, венчающий голову Петра лавровым венком победителя. Пётр Великий эффектно выделяется на фоне Полтавского сражения, развертывающегося в глубине сцены боя. Великолепно передана схватка всадников, в бурном движении и сложных ракурсах, до едва намеченных вдали войск. Дерево на переднем плане слева, сломанное бурей, — символ поверженного врага, вдали едва намечен силуэт строений Полтавы.

Стремительное движение коня, рвущегося в бой, выразительная фигура Петра, держащей шпагу в правой руке, объединяют его с динамикой всего сражения. Автор сюжета — художник картона и исполнитель – ткач шпалеры сумели найти ту степень обобщения, которая позволила достичь монументальности изображения победного батального сюжета.

Создатели шпалеры «Полтавская баталия» сумели избежать ошибок в рисунках — картонах Д.Мартена Младшего, на которые указывал опытный мастер шпалер из Брюсселя Урбен Лениер. Отмечая достоинства художника в рисунке и живописи, мастер считал основным их недостатком дробность изображения, отсутствие монументальности, обобщенности, необходимых для подобных работ, а также слишком малый масштаб фигур, «даже персоны царя», и неумение найти правильное соотношение в построении художественной композиции. Мастерство исполнения позволяет отнести шпалеру «Полтавская баталия» к числу интереснейших памятников русского декоративного искусства первой четверти ХVIII века.

Портрет — сложнейший вид художественного ткачества, требующий верного рисунка, особого мастерства в подборе колеров шёлка и шерсти и тонкого чувства материала, умения найти ту необходимую степень обобщения, которая скупыми средствами ткачества позволила бы создать яркий выразительный художественный образ. Этим мастерством владел Филипп Бегагль.

Как и при создании «Полтавской баталии», в работе над портретом французскому мастеру также помогал русский ткач Сергей Климов, имя его сохранили лишь архивные документы. Сын солдата Преображенского полка, Сергей Климов, был принятый на Императорскую шпалерную мануфактуру учеником в 1724 году, а к началу 1730-х годов — он проявил себя как один из самых искусных ткачей. В 1733 году мастер Бегагль выдвинул его на должность подмастерья. Однако звания подмастерья был удостоен лишь один ткач — Иван Кобыляков.

В списке работ Сергея Климова, оконченных в 1732 году, значится «два портрета Ея Императорского Величества с мастером Бегаглем у которых он мастер делал одни лица» – это самое трудное в портрете! Начаты оба портрета были осенью 1731 года, а в сентябре 1732 года — завершены, и к ним сделаны резные рамы. В октябре того же года «её императорского величества портреты шелковые с серебром и золотом в рамах резных золоченых… переданы в комнаты императрицы».

В это время на Петербургской шпалерной мануфактуре уже работала большая группа русских ткачей, обученных Филиппом Бегаглем и его помощниками. В Петербургской шпалерной мануфактуре создается ряд интереснейших шпалерных ансамблей, вошедших в сокровищницу русского декоративно-прикладного искусства России. О том, что мастерски выполненные в Петербурге серии шпалер использовались в декоре интерьеров императорских дворцов, пишут «Санкт-Петербургские ведомости» за 1737 год. В описании убранства Зимнего дворца Анны Иоанновны сообщается, что «…большой саль преизрядными на брюссельский манер здесь деланными шпалерами обит был». Однако до наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе.

Огромный интерес представляют шпалеры Эрмитажа из серии «Страны света», по праву отнесённые к лучшим работам Петербургской шпалерной мануфактуры. Четыре шпалеры из серии «Страны света» с аллегорическими изображениями стран света: Европы, Азии, Африки и Америки, дважды повторялась на мануфактуре в 1740-х годах в технике готлисс и басслисс. Шпалеры Азия, Африка и Америка сегодня украшают стены Малой столовой Зимнего дворца.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Автор картонов, с которых были вытканы эти ковры, остается неизвестен. Центр эффектных композиций из серии «Страны света», решённых с характерной для искусства барокко пышностью, — изображения молодых женщин в ярких экзотических одеждах.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Увенчанная полумесяцем красавица с курильницей в руках – аллегорическая фигура Азии, с символичными дарами природы, поверженными штандартами, изображена на фоне пейзажа и многоярусной буддийской пагоды.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Американская индианка, изображенная в пышном головном уборе в юбке из страусовых перьев с колчаном за спиной — является олицетворением свободолюбивого народа Америки, и изображение христианского храма на скале, символизирует христианизацию этого континента.

Шпалеры из серии «Страны света» исполнены уже не робкими учениками, а настоящими русскими искусными ткачами, овладевшими в совершенстве мастерством шпалерного искусства. Работы русских мастеров отличались особой декоративностью, богатой разработкой деталей, умением органично, расположить элементы декора, избегая дробности.

Интенсивная цветовая гамма русских шпалер, с преобладанием синих, зелёных, красных и золотисто-коричневых тонов, прекрасно гармонировала с золоченой резьбой декора и мебели дворцовых интерьеров эпохи барокко. За более чем 250 лет, прошедших с момента создания, русские шпалеры неоднократно перемещались из одного царского дворца в другой.

В 1831 году шпалеры из серии «Страны света» были переданы в московскую дворцовую контору для убранства московских дворцов, в 1891 году они значатся в Придворно-конюшенном музее, а с 1895 года — украшают интерьер Малой столовой Зимнего дворца, созданный по проекту архитектора Мельцера.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

В штате Императорской шпалерной мануфактуры в 1730-1740 годы значились от 30 до 40 русских ткачей разного уровня мастерства. После смерти Ф.Бегагля в 1732 году, все работы, так же как и обучение новых ткачей, велись исключительно силами русских специалистов, достигших значительных успехов в овладении сложным мастерством шпалерного ткачества. По свидетельству архивных документов, за период с 1732 по 1746 год было выткано пятьдесят семь шпалер «разных гисторий и других фигур», не считая декоративных орнаментальных композиций, всего восемьдесят шпалер общей мерою 1555 кв. аршин 211 вершков.

В эти годы был создан целый ряд гобеленовых ковров, повторяющих лучшие западные образцы ХVI-XVII веков. Обращение к западным образцам шпалер объяснялось прежде всего постоянной нехваткой картонов для производства работ. Приписанный к Императорской шпалерной мануфактуре живописец Дмитрий Соловьев, с 1733 года работавший вместе с сыном, и его несколько рисовальных учеников, не могли обеспечить достаточным количеством картонов быстро растущее шпалерное производство. Сохранились несколько таких картонов русских художников огромного размера с многофигурными композициями на мифологические и библейские сюжеты, состоявшие из нескольких шпалер.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Популярны в России были французские шпалеры из серии «Истории Дианы», неоднократно повторявшиеся в Петербурге: «Диана с Юпитером», «Возвращение Дианы с охоты» и другие. Шпалера Государственного Эрмитажа «Рождение Дианы и Аполлона» также входила в эту серию, и имеет тканое клеймо Петербургской шпалерной мануфактуры и дату «1749». В архивных документах шпалера названа — «Латона идольская богиня с двумя детьми». Русские ткачи повторили французский оригинал шпалер со всеми его достоинствами и недостатками, но на Императорской шпалерной мануфактуре шпалерам придавали новое орнаментальное обрамление в стиле рококо с русским имперским двуглавым орлом в центре и вензелем императрицы Елизаветы — «ЕР» в пышных картушах по углам.

В 1750-е годы, в связи с нехваткой картонов для производства работ, на мануфактуре повторяют ранее созданные здесь работы.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Великолепная шпалера «Борьба зверей», имеющая тканое клеймо, свидетельствующее, что она была выткана на Императорской шпалерной мануфактуре в 1757 году, повторяющая в зеркальном изображении шпалеру 1747 года. На плоскости ковра развертывается полная драматизма сцена борьбы диких зверей и птиц на водопое на фоне пышной экзотической природы. Декоративность и насыщенность композиции, эмоциональный строй, мастерская передача животных и птиц в сложном движении, умение удачно найти соотношение масштабов первого плана и фона, колористическое решение в гамме интенсивных зеленовато-синих и золотисто-коричневых тонов отличают эту работу, как и другие шпалеры, создававшиеся для декора интерьеров эпохи барокко. В основе этой композиции лежит сюжет одного из французских гобеленов серии «Индийских ковров», полученных в 1717 году в Париже Петром I в дар при посещении им Парижской Гобеленовой мануфактуры. Созданы эти гобелены по рисункам-картонам голландского художника Альберта ван дер Экхоута, написанным в Бразилии во время его путешествия с принцем Насауским.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Другая работа этого периода, шпалера «Лебеди», в настоящее время украшает одну из стен Малой столовой Зимнего дворца. Исполнена она в 1758 году и является повторением композиции шпалеры, украшающей Оружейную палату с 1734 года. Однако изменился ее колорит, иными стали пропорции. На смену бордюру, имитирующему резную золоченую раму, пришло исполненное в соответствии с требованиями господствующего в середине века в России стиля рококо пышное обрамление из трельяжной решетки с четырех лепестковыми розетками, причудливыми завитками, гирляндами плодов и цветов. Через него открывается вид на далекий пейзаж с оливково-зелеными деревьями на фоне облачного неба. В центре, на переднем плане, в массивной вазе с фигурками амуров — мастерски переданный букет и бассейн с лебедями. Прекрасно найденное цветовое решение, искусное изображение натюрморта, пейзажа, птиц — свидетельствуют о незаурядном мастерстве и тонком художественном вкусе её творцов.

Исполнена эта шпалера, так же как и «Звери на водопое», могла быть опытными русскими ткачами, принимавшими участие в создании серии шпалер Оружейной палаты 1730 — 1740 годов, продолжавшими трудиться на Императорской шпалерной мануфактуре — это Григорий Ежиков, Сергей Климов, Авраам Артемьев, Захар Максимов и Клим Крылов, и подмастерье А. Старков.

Источник

Первые гобелены Императорской шпалерной мануфактуры.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Во время двухлетнего путешествия по странам западной Европы 1716 — 1717 г.г. царь Пётр I со свитой дипломатов побывал при дворе прусского короля в Гамбурге, Берлине, после посещения Лувра в Париже, царская свита отправилась в Голландию и в августе 1717 г., в Амстердаме был заключён союзный договор между Россией, Францией и Пруссией. Посещая королевские дворцы западной Европы Пётр I по достоинству оценили красоту убранства парадных королевских покоев европейских монархов, особенно ему понравились шпалеры, украшавшие стены дворцов.

Вернувшись из европейского путешествия Пётр I приказал основать в Петербурге Императорскую шпалерную мануфактуру. Её создание положило начало новому для России художественному производству, призванному обеспечить царские дворцы модным, как в западной Европе, убранством интерьеров – шпалерами или тканевыми гобеленами.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

На рубеже XVII-XVIII веков все большее количество шпалер проникает в Россию. Их приобретают приближенные русского царя для украшения своих дворцов и для подарков Петру Алексеевичу. Шпалеры широко использовались, как модный элемент декоративного убранства интерьеров, о чем свидетельствуют гравюры того времени и записи современников.

В 1716 году в Париже были заключены контракты сроком на пять лет с опытными ткачами, мастерами всемирно известной французской Королевской гобеленовой мануфактуры, которые прибыли в Петербург вскоре, в 1717 году. Видную роль в развитии шпалерного искусства в России сыграл французский мастер Филипп Бегагль-сын, обучивший русских мастеров Петербургской мануфактуры, которые уже в 1720 году показали царю свои первые работы.

Эрмитаж владеет одной из самых ранних шпалер, созданных на Петербургской мануфактуре, — «Полтавская баталия».

Баталии — новый жанр в русском светском искусстве первой четверти ХVIII века, вызванный к жизни блестящими победами русской армии над шведами в Северной войне (1700-1721). Эта тема нашла яркое воплощение в в искусстве живописи и графике тех лет. Победа русских войск под Полтавой — решающий момент в ходе Северной войны — особенно часто привлекала внимание художников и ткачей, создателей гобеленов, шпалер.

Петр Алексеевич повелел ткачам выткать на Императорской шпалерной мануфактуре в Петербурге, шпалеру с изображением Полтавской баталии. Работа по её созданию была начата в 1719 году — в десятилетний юбилей Полтавской битвы. Шпалера «Полтавская баталия» Государственного Эрмитажа была выткана, по картону придворного живописца Л. Каравакка французским мастером Филиппом Бегаглем, одним из основоположников развития шпалерного ткачества в России. Филиппу Бегаглю помогал первый русский ученик-шпалерник Иван Кобыляков, принятый на мануфактуру в 1719 году. Шпалера «Полтавская баталия» была закончена в 1722 году, о чем свидетельствует тканое клеймо с подписью мастера и датой. В правом нижнем углу шпалеры выткано: «ЗДЕЛАНА ВСАНКТЪ ПИТЕРБУРЪХЕ ПАРЪ ФИЛИПЪ БЕГАГЛЪ 1722 ГОДУ».

Имя Ивана Кобылякова на шпалере не обозначено, но о его участии в этой работе сообщают архивные документы. На первоначальной стадии обучения Иван Кобыляков мог исполнять лишь подсобные работы, а в 1720-1722 годах этот, по аттестации мастера Бегагля, одарённый и очень трудолюбивый ткач, вероятно, уже ткал отдельные участки гобеленов.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Композиция шпалеры «Полтавская баталия» воспринимается скорее как парадный портрет русского царя, где сражение — только фон, и отражение грандиозных победных свершений Петра Великого. Царь Пётр изображен на переднем плане, его величественная фигура на вздыбленном коне выдвинута вперед и является центром всей композиции. Над головой царственного всадника парит орёл, венчающий голову Петра лавровым венком победителя. Пётр Великий эффектно выделяется на фоне Полтавского сражения, развертывающегося в глубине сцены боя. Великолепно передана схватка всадников, в бурном движении и сложных ракурсах, до едва намеченных вдали войск. Дерево на переднем плане слева, сломанное бурей, — символ поверженного врага, вдали едва намечен силуэт строений Полтавы.

Стремительное движение коня, рвущегося в бой, выразительная фигура Петра, держащей шпагу в правой руке, объединяют его с динамикой всего сражения. Автор сюжета — художник картона и исполнитель – ткач шпалеры сумели найти ту степень обобщения, которая позволила достичь монументальности изображения победного батального сюжета.

Создатели шпалеры «Полтавская баталия» сумели избежать ошибок в рисунках — картонах Д.Мартена Младшего, на которые указывал опытный мастер шпалер из Брюсселя Урбен Лениер. Отмечая достоинства художника в рисунке и живописи, мастер считал основным их недостатком дробность изображения, отсутствие монументальности, обобщенности, необходимых для подобных работ, а также слишком малый масштаб фигур, «даже персоны царя», и неумение найти правильное соотношение в построении художественной композиции. Мастерство исполнения позволяет отнести шпалеру «Полтавская баталия» к числу интереснейших памятников русского декоративного искусства первой четверти ХVIII века.

Портрет — сложнейший вид художественного ткачества, требующий верного рисунка, особого мастерства в подборе колеров шёлка и шерсти и тонкого чувства материала, умения найти ту необходимую степень обобщения, которая скупыми средствами ткачества позволила бы создать яркий выразительный художественный образ. Этим мастерством владел Филипп Бегагль.

Как и при создании «Полтавской баталии», в работе над портретом французскому мастеру также помогал русский ткач Сергей Климов, имя его сохранили лишь архивные документы. Сын солдата Преображенского полка, Сергей Климов, был принятый на Императорскую шпалерную мануфактуру учеником в 1724 году, а к началу 1730-х годов — он проявил себя как один из самых искусных ткачей. В 1733 году мастер Бегагль выдвинул его на должность подмастерья. Однако звания подмастерья был удостоен лишь один ткач — Иван Кобыляков.

В списке работ Сергея Климова, оконченных в 1732 году, значится «два портрета Ея Императорского Величества с мастером Бегаглем у которых он мастер делал одни лица» – это самое трудное в портрете! Начаты оба портрета были осенью 1731 года, а в сентябре 1732 года — завершены, и к ним сделаны резные рамы. В октябре того же года «её императорского величества портреты шелковые с серебром и золотом в рамах резных золоченых… переданы в комнаты императрицы».

В это время на Петербургской шпалерной мануфактуре уже работала большая группа русских ткачей, обученных Филиппом Бегаглем и его помощниками. В Петербургской шпалерной мануфактуре создается ряд интереснейших шпалерных ансамблей, вошедших в сокровищницу русского декоративно-прикладного искусства России. О том, что мастерски выполненные в Петербурге серии шпалер использовались в декоре интерьеров императорских дворцов, пишут «Санкт-Петербургские ведомости» за 1737 год. В описании убранства Зимнего дворца Анны Иоанновны сообщается, что «…большой саль преизрядными на брюссельский манер здесь деланными шпалерами обит был». Однако до наших дней сохранился лишь ансамбль шпалер Ассамблейного зала в Монплезире в Петергофе.

Огромный интерес представляют шпалеры Эрмитажа из серии «Страны света», по праву отнесённые к лучшим работам Петербургской шпалерной мануфактуры. Четыре шпалеры из серии «Страны света» с аллегорическими изображениями стран света: Европы, Азии, Африки и Америки, дважды повторялась на мануфактуре в 1740-х годах в технике готлисс и басслисс. Шпалеры Азия, Африка и Америка сегодня украшают стены Малой столовой Зимнего дворца.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Автор картонов, с которых были вытканы эти ковры, остается неизвестен. Центр эффектных композиций из серии «Страны света», решённых с характерной для искусства барокко пышностью, — изображения молодых женщин в ярких экзотических одеждах.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Увенчанная полумесяцем красавица с курильницей в руках – аллегорическая фигура Азии, с символичными дарами природы, поверженными штандартами, изображена на фоне пейзажа и многоярусной буддийской пагоды.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Американская индианка, изображенная в пышном головном уборе в юбке из страусовых перьев с колчаном за спиной — является олицетворением свободолюбивого народа Америки, и изображение христианского храма на скале, символизирует христианизацию этого континента.

Шпалеры из серии «Страны света» исполнены уже не робкими учениками, а настоящими русскими искусными ткачами, овладевшими в совершенстве мастерством шпалерного искусства. Работы русских мастеров отличались особой декоративностью, богатой разработкой деталей, умением органично, расположить элементы декора, избегая дробности.

Интенсивная цветовая гамма русских шпалер, с преобладанием синих, зелёных, красных и золотисто-коричневых тонов, прекрасно гармонировала с золоченой резьбой декора и мебели дворцовых интерьеров эпохи барокко. За более чем 250 лет, прошедших с момента создания, русские шпалеры неоднократно перемещались из одного царского дворца в другой.

В 1831 году шпалеры из серии «Страны света» были переданы в московскую дворцовую контору для убранства московских дворцов, в 1891 году они значатся в Придворно-конюшенном музее, а с 1895 года — украшают интерьер Малой столовой Зимнего дворца, созданный по проекту архитектора Мельцера.

В штате Императорской шпалерной мануфактуры в 1730-1740 годы значились от 30 до 40 русских ткачей разного уровня мастерства. После смерти Ф.Бегагля в 1732 году, все работы, так же как и обучение новых ткачей, велись исключительно силами русских специалистов, достигших значительных успехов в овладении сложным мастерством шпалерного ткачества. По свидетельству архивных документов, за период с 1732 по 1746 год было выткано пятьдесят семь шпалер «разных гисторий и других фигур», не считая декоративных орнаментальных композиций, всего восемьдесят шпалер общей мерою 1555 кв. аршин 211 вершков.

В эти годы был создан целый ряд гобеленовых ковров, повторяющих лучшие западные образцы ХVI-XVII веков. Обращение к западным образцам шпалер объяснялось прежде всего постоянной нехваткой картонов для производства работ. Приписанный к Императорской шпалерной мануфактуре живописец Дмитрий Соловьев, с 1733 года работавший вместе с сыном, и его несколько рисовальных учеников, не могли обеспечить достаточным количеством картонов быстро растущее шпалерное производство. Сохранились несколько таких картонов русских художников огромного размера с многофигурными композициями на мифологические и библейские сюжеты, состоявшие из нескольких шпалер.

Популярны в России были французские шпалеры из серии «Истории Дианы», неоднократно повторявшиеся в Петербурге: «Диана с Юпитером», «Возвращение Дианы с охоты» и другие. Шпалера Государственного Эрмитажа «Рождение Дианы и Аполлона» также входила в эту серию, и имеет тканое клеймо Петербургской шпалерной мануфактуры и дату «1749». В архивных документах шпалера названа — «Латона идольская богиня с двумя детьми». Русские ткачи повторили французский оригинал шпалер со всеми его достоинствами и недостатками, но на Императорской шпалерной мануфактуре шпалерам придавали новое орнаментальное обрамление в стиле рококо с русским имперским двуглавым орлом в центре и вензелем императрицы Елизаветы — «ЕР» в пышных картушах по углам.

В 1750-е годы, в связи с нехваткой картонов для производства работ, на мануфактуре повторяют ранее созданные здесь работы.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Великолепная шпалера «Борьба зверей», имеющая тканое клеймо, свидетельствующее, что она была выткана на Императорской шпалерной мануфактуре в 1757 году, повторяющая в зеркальном изображении шпалеру 1747 года. На плоскости ковра развертывается полная драматизма сцена борьбы диких зверей и птиц на водопое на фоне пышной экзотической природы. Декоративность и насыщенность композиции, эмоциональный строй, мастерская передача животных и птиц в сложном движении, умение удачно найти соотношение масштабов первого плана и фона, колористическое решение в гамме интенсивных зеленовато-синих и золотисто-коричневых тонов отличают эту работу, как и другие шпалеры, создававшиеся для декора интерьеров эпохи барокко. В основе этой композиции лежит сюжет одного из французских гобеленов серии «Индийских ковров»,полученных в 1717 году в Париже Петром I в дар при посещении им Парижской Гобеленовой мануфактуры. Созданы эти гобелены по рисункам-картонам голландского художника Альберта ван дер Экхоута, написанным в Бразилии во время его путешествия с принцем Насауским.

Шпалерная мануфактура что это. Смотреть фото Шпалерная мануфактура что это. Смотреть картинку Шпалерная мануфактура что это. Картинка про Шпалерная мануфактура что это. Фото Шпалерная мануфактура что это

Другая работа этого периода, шпалера «Лебеди», в настоящее время украшает одну из стен Малой столовой Зимнего дворца. Исполнена она в 1758 году и является повторением композиции шпалеры, украшающей Оружейную палату с 1734 года. Однако изменился ее колорит, иными стали пропорции. На смену бордюру, имитирующему резную золоченую раму, пришло исполненное в соответствии с требованиями господствующего в середине века в России стиля рококо пышное обрамление из трельяжной решетки с четырех лепестковыми розетками, причудливыми завитками, гирляндами плодов и цветов. Через него открывается вид на далекий пейзаж с оливково-зелеными деревьями на фоне облачного неба. В центре, на переднем плане, в массивной вазе с фигурками амуров — мастерски переданный букет и бассейн с лебедями. Прекрасно найденное цветовое решение, искусное изображение натюрморта, пейзажа, птиц — свидетельствуют о незаурядном мастерстве и тонком художественном вкусе её творцов.

Исполнена эта шпалера, так же как и «Звери на водопое», могла быть опытными русскими ткачами, принимавшими участие в создании серии шпалер Оружейной палаты 1730 — 1740 годов, продолжавшими трудиться на Императорской шпалерной мануфактуре — это Григорий Ежиков, Сергей Климов, Авраам Артемьев, Захар Максимов и Клим Крылов, и подмастерье А. Старков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *