Учение диогена что правильно а что нет

Философские взгляды Диогена Синопского

Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет

Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет

Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет

Расцвет кинизма

Диоген Синопский стал символом движения киников. Диоген был старшим современником Александра. Один из источников говорит, что он умер в Коринфе в тот же день, что и Александр в Вавилоне.

Учение Диогена никоим образом не было тем, что мы теперь называем «циничным», как раз наоборот. Он пламенно стремился к «добродетели», в сравнении с которой, как он утверждал, все земные блага ничего не стоят. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желания: будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха. Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес человеку искусства, породившие сложность и искусственность современной жизни.

Выразить всю программу этого философа может одна фраза: «Ищу человека», которую он повторял с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня, провоцируя ироническую реакцию. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив.

В этом контексте понятны его утверждения о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений. Кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные.

Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Киники без устали настаивали на свободе, теряя меру. Перед лицом всемогущих они были на грани безрассудства в отстаивании свободы слова «parrhesia«. «Anaideia«, свобода действия, призвана была показать всю ненатуральность поведения греков. В одном роскошном доме в ответ на просьбу соблюдать порядок, Диоген плюнул в лицо хозяину, заметив, что не видал более скверного места.

Источник

Уроки мудрости от Диогена Синопского

Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нетСегодня свои уроки мудрости нам преподаст Диоген Синопский – самый яркий представитель кинизма. Диоген известен своим эпатажем и аскетизмом, Платон даже называл его «сумасшедшим Сократом». Чему же может научить нас этот «сумасшедший», но всё-таки «Сократ»?

Стоит упомянуть, что сам Диоген придерживался принципа апедевсии – он был отстранён от религии и культуры, считал, что письменность делает знание мёртвым. Поэтому никаких сочинений он после себя не оставил, и мы знаем о его жизни только из чужих книг.

Но зато Диоген Синопский, как истинный киник, считал, что мудрость – это понятие сугубо практическое. Философ должен показывать свой ум своим поведением, а не словесами. Уже саму эту ориентацию на практическую сторону жизни можно считать уроком. Но этим учение Диогена не ограничивается.

Диоген просил милостыню у статуй

У афинян возник вполне ожидаемый вопрос: «Зачем?». На что наш философ отвечал: «Приучаю себя к отказам».

В наше время слово «отказ» вызывает у большинства людей настоящий страх, причём чаще всего это страх ожидания, то есть люди предвосхищают отказ и сами себя ограничивают, чтобы избежать его.

Хотя в отказах нет ничего страшного, мы зря отказываемся от своих возможностей. Преодолеть эту иррациональную боязнь получить отказ поможет терапия отказами. Это полезный опыт, и просить милостыню у статуй будет вовсе не обязательно.

Аксесис

Аксесис – один из основополагающих принципов кинизма. Аксесис – это предельное упрощение, неприхотливость.

Диоген, например, как многим известно, жил в пифосе и был вынужден просить (точнее требовать) подаяние. Конечно, мы не просим вас отказываться от всех благ цивилизации, но задумайтесь: действительно ли то, что вы имеете или хотите иметь, вам нужно?

Автаркия

Ещё один важный принцип кинизма. Автаркия – это самодостаточность, независимость ни от кого и ни от чего.

Однажды Александр Македонский, восхищённый мудростью Диогена, пообещал тому осуществить любое его желание. Диоген потребовал, чтобы Македонский отошёл и не заслонял ему солнца.

Естественно, нужно соблюдать меру и не быть циником в современном понимании этого слова, но развивать в себе самодостаточность, самостоятельность и независимость также необходимо.

«Я чихаю только тогда, когда мне в нос попадает соринка, в других случаях я не чихаю»

Если обобщить, то получим: «Я делаю что-то только тогда, когда есть повод для этого». Это относится как к беспочвенному страданию, так и к бесцельным действиям. Дело, совершаемое без повода или причины, – пустое дело.

«Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь»

До того, как Диоген начал заниматься философией, он какое-то время был фальшивомонетчиком. За это его, кстати, выгнали из родного города. И как-то раз его попрекнули за такое прошлое, на что Диоген ответил вышенаписанными словами.

Нам кажется, это важный урок. Нужно помнить, что мы те, кто мы есть сейчас. Если мы оступились в прошлом, мы должны исправиться, а не смириться и продолжать жить с клеймом. А как считаете вы? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Рыба на философской лекции

Однажды Диоген пришёл на лекцию к философу Анаксимену Ламсакскому. Сел где-то в задних рядах, достал из своего мешка рыбу и поднял её над головой. Сначала на него посмотрел только один человек. Потом ещё один, потом ещё и ещё. Через какое-то время на Диогена смотрели все ученики.

Лектор, конечно же, взбесился и обвинил Диогена: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит твоя лекция, если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?» – ответил киник.

И действительно, чего стоит лекция, если слушатели предпочли смотреть на рыбу? С похожим явлением часто сталкиваемся и мы: порою нас отвлекают совершенно пустые занятия, например, скроллинг ленты в соцсетях.

Поэтому если вы постоянно отвлекаетесь на что-то, следует задать себе вопрос: а чего стоит то, чем я занимаюсь? Либо вы делаете что-то ненужное, либо вам нужно ещё раз взвесить приоритеты – в любом случае такой вопрос принесёт вам пользу.

Источник

Учение диогена что правильно а что нет

Донецький національний технічний університет

Источник: Доклад по курсу «Психология общения и ораторское искусство» / Донецк, ДонНТУ. — 2011.

Введение

Как считается, Диоген начал свою «философскую карьеру» после того, как его изгнали из родного города за порчу монеты. Лаэртий упоминает о том, что до того, как обратиться к философии, Диоген управлял чеканной мастерской, а его отец был менялой. Отец пытался привлечь сына к изготовлению фальшивых монет. Сомневающийся Диоген предпринял путешествие в Дельфы к оракулу Аполлона, который дал совет «сделать переоценку ценностей», в результате чего Диоген принял участие в афере отца, был вместе с ним разоблачён, пойман и изгнан из родного города.

Другая версия гласит, что после разоблачения Диоген сам бежал в Дельфы, где в ответ на вопрос, что ему нужно сделать, чтобы стать знаменитым, получил от оракула совет «сделать переоценку ценностей». После этого Диоген отправился странствовать по Греции, ок. 355—350 до н. э. появился в Афинах, где стал последователем Антисфена.

Выглядел Диоген так:

— был совершенно лыс, хотя и носил длинную бороду, дабы, по якобы его словам, не изменять вида, данного ему природой;

— был сутул до сгорбленности, из-за этого его взгляд всегда был исподлобья;

— ходил, опираясь на палку, в верхней части которой был сук, куда Диоген вешал свою котомку странника;

— ко всем он относился с язвительным презрением.

Одевался Диоген следующим образом:

— короткий плащ на голое тело,

— сума через плечо и дорожный посох;

— было знаменито также его жилище: он жил в глиняной бочке на афинской площади.

Диоген много писал, в том числе трагедии (в которых, по-видимому, пропагандировал свое учение). Автор 7 трагедий и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших дней. Герой многочисленных притч и анекдотов, которые рисуют Диогена философом-аскетом, жившем в бочке (пифосе).

На основании позднейших сообщений можно сделать выводы о сути учения Диогена. Основным содержанием учения Диогена была моралистическая проповедь идеала жизни согласно природе и аскетическому воздержанию во всем, что касается телесных потребностей. Строгий обличитель всякой сексуальной невоздержности (особенно подростковой и женской проституции), сам был известен афинским обывателям как «бесстыдник», склонный к различным непристойным жестам, чем выказывалось его презрение к нормам и «законам» человеческого существования.

Диоген отвергал все условности, запрещавшие удовлетворение естественных потребностей в любое время и в любом месте. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм. Диоген пытался донести до всех людей свое убеждение в том, что отказ от желаний гораздо добродетельней и благотворней, чем их удовлетворение. За свое «бесстыдство» он был прозван «собакой», и это животное сделалось символом киников.

Диоген считал идеальным первобытное общество, а потому решительно отвергал цивилизацию, государство, культуру. Не признавал патриотизма, называл себя космополитом, и вслед за Платоном отвергал семью, проповедуя общность жен.

Диоген жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей. Киники полагали высшей нравственной задачей человека максимально ограничить свои потребности и вернуться, таким образом, к своему «естественному» состоянию.

Случаи из жизни Диогена

Как-то раз он средь бела дня ходил по Афинам с фонарем, говоря, что «ищет человека».

Философ закалял свое тело: летом катался по раскаленному солнцем песку, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. По поводу закалки Диогена тоже осталась легенда.

Однажды некий «олимпиец» сказал Диогену:

— Как жаль, Диоген, что ты никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка был бы первым!

— Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.

— В каких же это? — не понял атлет.

— Я состязаюсь в борьбе с пороками.

Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».

Однажды Диоген плыл на корабле в Афины. Все было хорошо, как вдруг у о. Крит на судно напали морские пираты. В итоге Диоген в качестве раба попал на невольничий рынок. Последующая сценка, написанная на основании древних свидетельств и легенд, рисует незаурядный облик этого необычного человека.

“Хотя Диоген изнывал от зноя, он весело улыбался. Потом без разрешения хозяина уселся на песок.

Работорговец удивленно захохотал и дозволил рабу сесть на песок. Тут Диоген, приободряя заморенных жарой невольников, закричал на весь базар:

В толпе послышался смех рабов и их хозяев, потому что шутку любят все. И подобревшие работорговцы сказали: “А ведь, пожалуй, их и в самом деле не мешает покормить!” И потянулись к невольникам руки с ломтями хлеба, с сушеной рыбой, гроздьями винограда и даже бурдюки с водой. Утолив слегка голод и жажду, повеселевшие рабы со всех сторон благодарили сидящего Диогена улыбками. Тогда его хозяин, снисходя к такому необычному рабу, спросил:

— А что ты умеешь делать, старик?

— Да кто же купит раба, который корчит из себя господина?

— Нет уж! Если хочешь, сам о себе объявляй. А я погляжу, что из этого выйдет!

Диоген поднялся и громко закричал, покачиваясь из стороны в сторону:

— Граждане! Кто хочет купить себе хозяина?! Кто хочет купить хозяина, спешите сюда!

Все вокруг потешались, но тут к Диогену приблизился какой-то пожилой человек в голубом хитоне и, смеясь, спросил:

— Уж не ты ли и есть хозяин, продающий себя?

Покупатель в сомнении покачал головой, собираясь отойти, но Диоген задержал его:

И, улыбнувшись, покупатель сказал:

— Прекрасно! И куда же скачет твой ум?

— В просторы философии, милейший!

— Ты изучаешь явления космоса?

— Что ж, в таком случае ты сгодишься моим сыновьям как воспитатель. Согласен?

— Этот тип еще смеет условия ставить!

— Следовать за мной и делать только то, что я тебе скажу. И снова в толпе рассмеялись, а покупатель, желая намекнуть на пословицу, что яйца не учат курицу, насмешливо продекламировал:

— Вспять потекли источники рек!

— На какую кличку ты отзываешься?

— Я торговец Ксениад.

— Ко мне домой, в Коринф.

В Коринфе он не нанял себе жилья и не поселился ни у кого из гостеприимцев, а стал жить под открытым небом.

Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл 70-летнего Диогена в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться.

На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном».

Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам свою бочку, в которой жил. Его спросили: “Зачем это, Диоген?” Он ответил: “У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать; а бочку я катаю, потому что ничего другого у меня нет”.

Из всех гражданских и человеческих категорий бытия он признавал лишь одну — аскетическую добродетель. В своем следовании школе киников далеко превзошел своего учителя – Антисфена.

Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».

Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?»

Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».

Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.

Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

Льстец — самое опасное из ручных животных.

Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.

Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Народу много, а людей немного.

Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген?» И философ ответил: «Ищу человека!»

Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.

С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.

Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

Торжество над самим собой есть венец философии.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

Одна из притч Диогена

На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник, изображающий пса.

1. «Антология кинизма»; под ред. И. М. Нахова. М.: Наука, 1984.

2. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов». М.: Мысль, 1986.

3. Кисиль В. Я., Рибери В. В. Галерея античных философов; в 2-х томах. М., 2002

4. Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981

5. Антология кинизма. – Изд. подг. И.М.Нахов. М., 1996

Источник

Диоген и бочка

Существует всеобщая уверенность, что греческий философ Диоген жил в бочке. В правдивости этого утверждения уверены даже те, кто ничего больше о «сумасбродном Сократе» и не знает. Впрочем, чем больше всеобщая уверенность в чем-либо, тем больше вероятность того, что все было совсем не так. И в случае с Диогеном, похоже, эта закономерность тоже действенна…

Даже если Диоген и выбрал себе столь экстравагантное жилище, то это была не бочка, а пифос – большой глиняный кувшин (бочек в Древней Греции просто не существовало).

Известно, что пифосы, пришедшие в негодность, греки использовали в качестве собачьих будок, и Диоген, одно из прозвищ которого было «Собака», мог для эпатажа выбрать себе такое жильё, что, впрочем, также представляется сомнительным.

Не верится, что в таком, мягко говоря, неудобном жилище можно было сочинять философские труды и обучать учеников, которых у пользовавшегося популярностью Диогена было не мало.

Диоген в бочке. Художники не видели разницы между бочкой и пифосом.

По мнению Людвига Соучека, автора «Энциклопедии всеобщих заблуждений» предание о бочке может иметь один из следующих источников:

«1. Диоген жил в маленьком домике, который афиняне насмешливо называли «пифос», то есть бочка (Соучек не прав тут, поскольку пифос, как уже отмечено выше — не бочка, а кувшин — С.М,); жилье философа казалось его согражданам весьма эксцентричным — ведь он имел много учеников и был популярен.

2. Однако Диоген имел и завистников, и врагов – один из его философских оппонентов однажды объявил: «Человек настолько злонамеренный должен бы жить в бочке, как пес».

Пифос в Древней Греции — большой керамический сосуд (мог быть размером с человека и более) для хранения продуктов — зерна, вина, оливкового масла, солёной рыбы. Получил распространение по всей территории Средиземноморья.

3. Многие годы Диоген был воспитателем детей богатого коринфского купца Ксениада, выкупившего его у морских разбойников на Крите. Когда же Диоген умер, благодарные критяне поставили на его могиле памятник: фигуру собаки из парского мрамора.

Трудно сказать, что должно было символизировать это оригинальное надгробие, однако известно, что в качестве собачьих будок в те времена в Греции служили старые бочки».

Заблуждаются и те, кто считает, что все анекдоты и веселые истории о Диогене имеют отношение к реальному Диогену Синопскому — одному из основателей философского течения кинизма (кстати, слово цинизм происходит от названия этой школы).

Во-первых, есть информация о существовании в один период по крайней мере пяти Диогенов. Во-вторых, от самого Диогена не осталось ни одного из 14 приписываемых ему философских сочинений. И получается, что Диоген из бочки (пифоса), искавший с фонарем среди бела дня человека, скорее всего очень сильно отличался от реального философа Диогена Синопского.

Диоген в поисках человека.

Кстати, не заблуждаемся ли мы в очередной раз, когда говорим «фонарь Диогена»? Откуда в Древней Греции фонари? Может, правильнее «свеча»? Или «огонь»? «Днем с огнём…» — такой вариант мне ближе.

Диоген Синопский

др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύςдревнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киниковок. 412 — 323 до н. э. просмотров: всего 11098 сегодня 6

Краткая биография

Родился Диоген Синопский около 400 г. до н. э. (в разных источниках даты разнятся) в Синопе, в семействе знатного и богатого банкира Гикесия. В молодости он стал изгнанником: горожане выгнали его за то, что он помогал отцу делать фальшивые деньги его чеканной мастерской. Согласно одной легенде, пребывающий в сомнениях Диоген искал совета у оракула Аполлона, отправившись в Дельфы. Совет «сделать переоценку ценностей» Диоген воспринял как указание на допустимость того, что предлагал тему отец. По другой версии, в Дельфах Диоген оказался уже после его с отцом разоблачения и бегства и не пытался разрешить сомнения, а спрашивал о путях к известности. Получив вышеупомянутый совет, будущий философ превратился в странника и много путешествовал по своей стране. Примерно в 355-350 г. до н. э. он оказался в столице, где примкнул к числу учеников философа Антисфена, основавшего школу киников. У Диогена Лаэртского можно найти сведения о 14 философско-этических работах Диогена Синопского, дававших представление о системе взглядов их сочинителя. Кроме того, он считается автором семи трагедий.

Привычки, способы выражения негативного отношения к обществу и морали, высказывания Диогена, вероятнее всего, впоследствии были преувеличены, и сегодня никто не может сказать, что в многочисленных анекдоты и историях о Диогене является правдой, а что мифом, вымыслом. Как бы там ни было, Диоген Синопский является одним из ярчайших представителей античной эпохи, а его взгляды оказали заметное влияние на позднейшие философские концепции.

Легенда гласит, что Диоген лишился жизни добровольно путем задержки дыхания. Случилось это в Коринфе в 323 г. до н. э. На могиле философа-оригинала установили памятник из мрамора, изображающий собаку.

Биография из Википедии

Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς; около 412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф) — древнегреческий философ, ученик Антисфена, основателя школы киников.

Главный источник сведений о Диогене — Диоген Лаэртский, составивший книгу популярных (и зачастую недостоверных) анекдотов о древнегреческих философах. Согласно его описанию, философ Диоген был сыном менялы Гикесия. Оказавшись в Дельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматься, на что получил ответ: «переоценкой ценностей» (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). Первоначально он понял это изречение как «перечеканка монет», однако, будучи изгнанным, он осознал своё призвание в философии. В Афинах примкнул к Антисфену. Своё жилище он устроил возле афинской агоры в большом глиняном сосуде — пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (Позднейшая историческая и художественная традиция приписала Диогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). Однажды мальчишки разбили его дом. Позже афиняне предоставили ему новый пифос.

Споры с Платоном

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрёк, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «обезумевшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

Рабство у Ксениада

Диоген участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Умирая, он попросил своего хозяина похоронить его лицом вниз.

Эпатаж

Диоген эпатировал современников, в частности, принимал пищу на площади (во времена Диогена публичный приём пищи считался неприличием) и открыто занимался рукоблудием, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума», — сказал им Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Смерть

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским.

На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас научил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Сочинения

Диоген Лаэртский всё же сообщает, ссылаясь на Сотиона, о 14 сочинениях Диогена, среди которых представлены как философские работы («О добродетели», «О добре» и т. д.), так и несколько трагедий. Обратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у Диогена вполне сформированной системы взглядов.

Аскетизм

Диоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, которая ничего не боялась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. Жизнь Диогена в глиняном кувшине — пифосе, использование плаща вместо постели иллюстрировали этот принцип. Из вещей он имел лишь суму и посох. Иногда его видели ходящим босым по снегу. У Александра Македонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. Смысл аскетизма заключался в том, что подлинное счастье заключается в свободе и независимости.

Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет

Джон Уотерхаус, «Диоген»

Случаи из жизни Диогена

Сохранился известный рассказ: когда кто-то утверждал, что движения не существует, Диоген просто вставал и начинал ходить.

Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет

Тупылев И. Ф. Александр Македонский перед Диогеном, 1787

Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть фото Учение диогена что правильно а что нет. Смотреть картинку Учение диогена что правильно а что нет. Картинка про Учение диогена что правильно а что нет. Фото Учение диогена что правильно а что нет

Диоген Синопский : краткая биография

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *