Учитель мхк что это

Для чего нужна Мировая художественная культура в школе?

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати – тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и не интересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.

Источник

Урок МХК в современной школе

Материал подготовлен учителем русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №10» г.Шадринска

Губановой Валерией Алексеевной

Урок МХК в современной школе.

Мировая художественная культура (далее МХК) как самостоятельный предмет возникла сравнительно недавно. Это молодой предмет, его история насчитывает около двадцати – тридцати лет. Курс «Мировая художественная» культура отличается от других предметов школьной программы тем, что его методические требования еще только формируются, систематизируются. Следствием этого можно сделать вывод о том, что слабая разработанность методологии и требований к уроку МХК делает предмет МХК «блёклым» и неинтересным по отношению к другим предметам школьной программы. Поэтому учителю МХК и администрации школы предстоит решать данные проблемы.

Мировая художественная культура как учебный предмет принадлежит к образовательной области «Искусство».

Урок МХК в современной школе призван формировать целостную гармоничную личность. Наиболее эффективными для достижения этого являются коммуникативные формы работы с учащимися. В своей работе я использую фронтальные, групповые формы работы с учащимися. Именно коммуникативные формы предполагают не просто обмен высказываниями, репликами по поводу того или иного предмета искусства, а целостную организацию обмена мнениями, при которой, подчеркиваю, эти мнения никому не навязываются. Благодаря такому целенаправленному и упорядоченному обмену, современный ученик составляет собственное видение предмета искусства: будь-то репродукция, книга, памятник архитектуры или отрывок из музыкального произведения.

Уроки по искусству, на мой взгляд, лучше проводить в форме дискуссий, семинаров, творческих мастерских, небольших театрализованных представлений. Именно такие формы организации урока способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала учениками.

Нельзя забывать учителю и о межпредметных связях школьного предмета МХК с другими дисциплинами, которые преподаются в школе. Так все мы знаем, что искусство тесно связано с историей, географией, литературой, музыкой. Поэтому на уроке МХК обязательно нужно проводить параллели к этим предметам. Но отмечу сразу то, что современный школьник не знает или плохо знает историю, литературу. Так на одном из уроков МХК работая со слайдами, на которых был изображен памятник архитектуры 16 века, мною был задан следующий вопрос учащимся: «Кто правил государством в данный момент времени?» И что меня поразило, из семнадцати учеников ответил только один.

Беседуя о памятниках литературы на уроках МХК можно сказать о том, что современный школьник не знает или плохо знает авторов произведений, да и сами произведения, хотя на уроках литературы учителя-словесники углублённо изучают с учениками и поэтов и писателей. Из этого следует вывод, что учитель МХК должен обладать знаниями о том или ином предмете, который он хочет обсудить на уроке с учениками. Нам, учителям, не только самим нужно проводить параллели, связи, с другими предметами школьного курса, но и учить на уроке МХК своих учеников самим делать это.

На уроке МХК в современной школе под руководством учителя учащиеся должны научиться самостоятельно и творчески организовывать свою деятельность, осуществлять поиск и систематизацию материала в различных источниках и преобразовывать ее в знания, использовать компьютерные технологии для оформления творческих и домашних работ.

Хочу подчеркнуть, что на уроках искусства должна присутствовать и проектная деятельность учащихся. Она должна быть ориентирована на развитие интереса к самостоятельной творческой работе, умение работать с текстом, выделять главное, выполнять презентации, анализировать, обобщать изученное. Учитель здесь должен выступать в качестве наставника, ментора. Проектная деятельность может выступать как самостоятельная форма организации урока.

Таким образом, урок МХК в современной школе должен не только раскрывать перед нами целостную, гармоничную личность, но и воспитывать ее.

Источник

Учитель МХК. Технологии проектирования и реализации учебного процесса с учетом требований ФГОС с присвоением квалификации «Учитель мировой художественной культуры» (340ч)

Новогодняя скидка 57%

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что это

Учитель мхк что это. Смотреть фото Учитель мхк что это. Смотреть картинку Учитель мхк что это. Картинка про Учитель мхк что это. Фото Учитель мхк что этоПредмет «мировая художественная культура» (МХК) направлен на знакомство с художественной культурой разных эпох. МХК прививает ученикам любовь к познавательно-научной деятельности, развивает вкус, учит разбираться в стилевых направлениях, проводить сравнительный анализ творческой мысли различных эпох, даёт понятие об эстетических идеалах прошлого и представлении о красоте современных мастеров. Изучение МХК позволяет школьникам сформировать систему культурных ценностей, научиться формулировать мысли и дискутировать с оппонентами, найти свой путь самовыражения. Чтобы получить квалификацию, позволяющую преподавать МХК в школе, можно окончить курсы профпереподготовки. Вы пройдёте подготовку в области методики обучения предмету, узнаете, как преподавать историю художественной культуры от первобытных времён до современной эпохи.

Подарок при поступлении

Программы со скидкой

Квалификация: Учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры

Эта программа для вас, если вы…

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 3 месяца (340 часов).

Цели и задачи курса

Цель курса: дать специалисту дополнительную квалификацию в области ведения уроков МХК с применением инновационных технологий, рекомендованных ФГОС. Вы изучите методику преподавания предмета, узнаете особенности реализации системно-деятельностного подхода и научитесь активизировать самостоятельную работу учеников с различными источниками информации. Вы поймёте, как применять проектный метод, проводить круглые столы, искусствоведческие дискуссии и пр. на занятиях по изучению культурных памятников разных эпох. Вы также будете способны привлечь школьников к научно-практической деятельности при помощи внеклассной работы.

Программа даст ответы на вопросы:

Методы обучения

Обучение проходит в специальном разделе сайта. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) Слушатели получают после зачисления. Раздел содержит учебные материалы, тесты, задания, электронную зачётную книжку, расписание вебинаров. Теоретическая подготовка включает изучение текстов лекций, учебников, просмотр записей видеолекций. Практическая часть представлена заданиями, основанными на профессиональных ситуациях. За очное участие в вебинаре Слушателю выдаётся дополнительный сертификат. Общаться с экспертами-практиками можно на форуме, вебинарах.

Узнать больше о процессе дистанционного обучения можно по ссылке.

Результаты и перспективы:

Требования к Слушателям:

Обратите внимание!

Для поступления достаточно прислать скан-копии или фотографии документов, а также осуществить удаленное заключение договора. Копии документов должны быть чёткими, разборчивыми, легко читаемыми.

Обучающимся от юридического лица необходимо отправить бумажные документы почтой до окончания обучения.

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в отделе по организации приема по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся. Подробнее Вы можете узнать по телефону или через форму обратной связи.

© 2016-2021, АНО «НИИДПО»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону. Объекты интеллектуальной собственности задепонированы, имеется охранный документ.

Учебный план программы профессиональной переподготовки «Учитель МХК. Технологии проектирования и реализации учебного процесса с учетом требований ФГОС» с присвоением квалификации «Учитель мировой художественной культуры»

Срок обучения: 12 недель

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Художественная культура первобытного мира и Древнего мира

Художественная культура Средневековья и Возрождения

Художественная культура эпохи Нового времени

Художественная культура конца XIX–XX веков

Методика обучения мировой художественной культуре

Инновационные технологии обучения МХК как основа реализации ФГОС

Итоговый междисциплинарный экзамен

Отзывы о программе

Отзывы публикуются с согласия Слушателей, прошедших обучение. Сохранены оригинальные орфография и пунктуация.

Источник

Доклад на тему:» Особенности преподавания интегрированного курса»Мировая художественная культура в школе»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики «Георгиевская средняя школа №1 Лутугинского района»

«Особенности преподавания интегрированного курса

«Мировая художественная культура» в школе»

Харченко Мария Васильевна,

ГОУ ЛНР «Георгиевская средняя

школа №1 Лутугинского района»

Особенности преподавания интегрированного курса

«Мировая художественная культура»

Интегрированный курс «МХК» – один из наиболее интересных, глубоких и значимых в образовательной базовой области «Искусство», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном освоении различных видов искусств в их взаимосвязи .

Интеграция лежит в основе курса МХК и является основным принципом построения его программы. Ее реализация призвана помочь подростку ответить на вопросы – как устанавливались теснейшие идейно – нравственные и эстетические связи в разных цивилизациях, как связаны между собой литература, музыка, изобразительное искусство, как передают духовные ценности от поколения к поколению, чтобы помочь человеку понять окружающий мир.

Применение интегрированного принципа открывает большие возможности для воспроизведения новых связей с предметами гуманитарного цикла и реализацию комплексной системы классных, внеклассных, внешкольных занятий учащихся искусством. В связи с этим перед педагогом стоит задача формирования духовного мира подростка силой воздействия различных искусств в их комплексе, основ эстетического воспитания, нравственной позиции и, конечно, создания условий для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке и во внеклассных занятиях, развитие у детей способности полноценно и цельно воспринимать художественную культуру в своей дальнейшей жизни.

Одной из первых задач в изучении МХК является раскрытие перед учащимися закономерностей развития мировой культуры, особенностей художественно-образного языка искусства. Главным в методике становится

развитие способности восприятия, понимания языка искусства, его роли в жизни людей, воспитание читателя, зрителя, слушателя, обогащения его духовного мира в процессе общения с прекрасным.

Рекомендуемые к использованию в образовательном процессе учебники:

1.Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях.

РХК : [учебник] / Л.А. Рапацкая. — М. : Гуманитарный

изд. центр ВЛАДОС, 2016.

2.Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2  х частях. Русская художественная культура : [учебник] / Л.А. Рапацкая. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015.

В дополнение к учебной литературе использую на уроках

виртуальные музеи, онлайн – галереи и архивы мира.

Еженедельный выпуск 2010 года.«50 художников. Шедевры русской живописи».

Богородица: полная энциклопедия жизни и чудес/ (Автор-составитель М.Тимофеев).- М.: Эскимо, 2009.

Во внеурочное время обучающиеся 10 и 11 классов школы просматривают спектакли в ГУК ЛНР « Луганский академический украинский музыкально драматический театр на Оборонной»;

ГУК ЛНР « Луганский академический русский драматический театр имени П. Луспекаева».

Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Так, при изучении темы «Культура Киевской Руси» демонстрирую

десятиклассникам копии картин В.Васнецова «Крещение Руси», «Крещение

Демонстрирую икону византийских ченцов «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», которые совершили в І Х веке первый славянский перевод Библии, книги книг.

Демонстрирую изображение главного книжно-просветительского и

Осуществляю в форме беседы межпредметную связь с ОПК:

1.Чем отличается храм от обычного здания?

3.Какое устройство в храма?

4.Где провела свое детство Пресвятая Богородица? Почему?

5. Какая символика куполов храма?

7 Таинств христианских; 9 куполов – 9 чинов ангельских; 13 куполов –Христос и 12 апостолов; 24 купола – 12 пророков в Ветхом Завете и

33 купола – возраст Иисуса Христа, в котором Его распяли).

6. Где построен первый в мире храм? (У горы Синай Моисеем, где он получил 10 заповедей, которые мы должны все исполнять).

7. В честь кого в мире названы Софийские соборы?

Почтение святых икон было окончательно утверждено на Помесном Константинопольском Соборе в 842 году при императрице Феодоре).

«Крещение Господне», «Преображение», «Вход Господний в Иерусалим», «Вознесение Господне»,«День Святой Троицы, сошествие Святого Духа», «Успение Пресвятой Богородицы», «Воздвижение Честного Креста Господня».

Провожу интеграцию с ИЗО, используя анализ картин художников мира: Александра Иванова «Благовещение», «Преображение», «Бегство в

Египет», Виктора Васнецова «Христос Вседержитель», Карла Брюллова

Андрея Рублева «Вход Господень в Иерусалим», Рембрандта ван Рейна «Снятие с Креста», Питера Пауля Рубенса «Воздвижение Христа», «Бегство в Египет».

Анализ картины Ивана Крамского «Христос в пустыне»

В начале пути к Голгофе

Розовая заря, разгорающая за спиной Христа, выступает тут очевидным символом, знаменуя собой начало новой жизни. «Новая земля и новое небо». Солнце христианства над миром еще не поднялось, но оно уже совсем рядом.

Тему «Отношение христианина к природе» помогут раскрыть учителю полотна Ивана Шишкина и Ивана Айвазовского.

При изучении творчества Ивана Шишкина использую «Портрет Шишкина» Ивана Крамского.

Анализ картины И.Шишкина «Рожь»

Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят

Могучая сосна – символ всего шишкинского творчества. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает ее нежно и подробно – с ее клонящимися от тяжести вниз ветвями, с ее причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с ее гордо вознесенной в самую высь верхушкой.

Некрасов, чье творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:

Все рожь кругом, как степь, живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.

Дорога – один из символов национальной жизни: тут и устремленность

Анализируя картину И. Шишкина «Рожь», провожу интеграцию ИЗО с украинской литературой с помощью отрывка новеллы «Intermezzo» М.Коцюбинского:

«Мої дні течуть тепер серед степу, серед долини, налитої зеленим хлібом. Безконечні стежки, скриті, інтимні, наче для самих близьких, водять мене по нивах, а ниви котять та й котять зелені хвилі і хлюпають ними аж в краї неба. Я тепер маю окремий світ, він наче перлова скойка: стулились краями дві половини — одна зелена, друга блакитна — й замкнули у собі сонце, немов перлину. А я там ходжу і шукаю спокою. Йду. Невідступно за мною летить хмарка дрібненьких мушок. Можу подумать, що я планета. Бачу, як синє небо надвоє розтяли чорні дихаючі крила ворони. І від того — синіше небо; чорніші крила.

На небі сонце — серед нив я. Більше нікого. Йду. Гладжу рукою соболину

шерсть ячменів, шовк колосистої хвилі. Вітер набива мені вуха шматками згуків, покошланим шумом. Такий він гарячий, такий нетерплячий, що аж киплять від нього срібноволоті вівса.

Йду далі — киплять. Тихо пливе блакитними річками льон. Так тихо, спокійно в зелених берегах, що хочеться сісти на човен й поплисти. А там ячмінь хилиться й тче. тче з тонких вусів зелений серпанок. Йду далі. Все тче. Хвилює серпанок. Стежки зміяться глибоко в житі, їх око не бачить, сама ловить нога. Волошки дивляться в небо. Вони хотіли бути як небо і стали як небо. Тепер пішла пшениця. Твердий безостий колос б’є по руках, а стебло лізе під ноги. Йду далі — усе пшениця й пшениця. Коли ж сьому край буде? Біжить за вітром, немов табун лисиць, й блищать на сонці хвилясті хребти. А я все йду, самотній на землі, як сонце на небі, і так мені добре, що не паде між нами тінь когось третього. Прибій колосистого моря йде через мене кудись у безвість. Врешті стаю. Мене спиняє біла піна гречок, запашна, легка, наче збита крилами бджіл. Просто під ноги лягла співуча арфа й гуде на всі струни. Стою і слухаю.

Повні вуха маю того дивного гомону поля, того шелесту шовку, того безупинного, як текуча вода, пересипання зерна. І повні очі сяйва сонця, бо кожна стеблина бере від нього й назад вертає відбитий від себе блиск.

При прослушивании «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена обучающиеся анализируют картины Ивана Крамского «Лунная ночь» и Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

При изучении темы «Реализм в живописи», использую «Портрет императора Николая ІІ » Валентина Серова. Рассказываю о том, что в ходе Февральской революции 2 марта 1917 года император Николай ІІ отрекся от

Женившись в 1894 году на Александре Федоровне, Николай ІІ проявил себя как идеальный семьянин и тяжело переживал неизлечимую болезнь единственного сына и наследника цесаревича Алексея – гемофилию.

Арестованного 8 марта 1917 года Николай ІІ вместе с женой, сыном и четырьма дочерьми отвезли сначала в Царское Село, затем в Тобольск, оттуда – в Екатеринбург.Там по постановлению Уральского областного сонета и приказу из Кремля семья последнего российского императора была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1998 г. останки царя и его семьи были перезахоронены в Петропавловском соборе Санкт – Петербурга. В августе 2000 года император Николай ІІ и его семья причислены к лику святых. Демонстрирую икону «Святые царственные страстотерпцы».

2019 год –год семьи, а семью российского императора Николая ІІ считают идеальной.

Анализ картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Илья Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» на протяжении более чем десять лет, внося изменения в композицию картины и уточняя исторические детали. Сюжетом для нее послужило реальное историческое событие.

Письмо турецкого султана к казакам

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Слева изображены израненный запорожец, выражающий свое презренне к султану не смехом, а решительным взглядом, и мягко улыбающийся гоголевский «Андрий».

Обнаженный до пояса казак с крепкой «бычьей шеей во многом символизирует «физический» и нравственный» характер запорожской вольницы. Над писцом склонился предводитель казаков. Он смотрит лукавым обжигающим взглядом на своих товарищей, явно наслаждаясь только что «рожденной» издевательской фразой.

Справа, схватившись за бока, безудержно хохочет могучий, решительный и прямодушный запорожець в белой меховой шапке (гоголевский «Тарас Бульба»).

После анализа картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», дети прослушивают информацию о оскорбительном письме запорожцев турецкому султану, которое записано украинским писателем Владимиром Маликом в романе «Тайный посол».

При изучении творчества Санти Рафаэля использую на уроке видеоролик «Гимн любви апостола Павла», ученик делает анализ его репродукции картины «Сикстинская Мадонна», нарисованной в 1512 –

великомученица Варвара» и рассказываю кратко о жизни и ее мученической смерти, делаю обзор темы «Образ матери в творчестве Т.Г.Шевченко», дети выразительно читают сонет Ивана Франко «Сикстинская мадонна», впервые напечатанного в 1887 году.

Хто смів сказать, що не богиня ти?

Де той безбожник, що без серця дрожі

В твоє лице небесне глянуть може,

Неткнутий блиском твої красоти?

Так, ти богиня! Мати, райська роже,

О глянь на мене з свої висоти!

Бач, я, що в небесах не міг найти

Богів, перед тобою клонюсь тоже.

О бозі, духах мож ся сумнівати

І небо й пекло казкою вважати,

Та ти й краса твоя – не казка, ні!

І час прийде, коли весь світ покине

Богів і духів, лиш тебе, богине,

Чтить буде вічно – тут, на полотні.

Святая Варвара – покровительница шахтеров

Святая Варвара – одна с христианских святых, покровительница шахтеров всего мира. Ее художественные и скульптурные изображения можно встретить не только в многочисленных храмах, но и в шахтах многих европейских стран. Святая Варвара в глазах шахтеров есть примером мужества, твердости в вере. Эти качества, которые свойственны и самим шахтерам, сделали св.Варвару их покровительницей и защитницей. Ежегодно 4 декабря (17 по новому стилю) в день памяти Святой Варвары шахтеры почитают свою покровительницу, посвящают молодых в свою профессию. Мощи Святой Варвары находятся с 1960 года в Кафедральном Соборе Святого Владимира в Киеве.

При изучении творчества Грека Феофана анализирую на уроке с обучающимися его икону «Успение Богородицы»:

1.Кто стоит у погребального ложа Марии? (Апостолы).

2.Какое чувство охватило каждого из апостолов?(Смятение, удивление, отчаяние, горестное размышление о смерти – читаем на их лицах).

3.Кто высится над одром Марии?(Сияющий золотом Христос с душой Богоматери в руках).

4.Видят ли апостолы Иисуса? Почему? (Им, земным людям, не дано узнать тайну «вечной жизни» Марии).

5.Почему только Христу известна эта тайна?(Потому, что он принадлежит двум мирам: божественному и человеческому. Христос

полон решимости и силы, апостолы – скорби и внутреннего смятения).

6. Какое содержание иконы «Успение Богородицы»? (Напряженное размышление о смерти).

7.Что символизирует свеча на иконе «Успение Богородицы»? (Свеча – символ души Богоматери, светящей миру. Свеча догорает, это значит, что кончается время земного прощания с Марией).

8.Почему Иисус Христос держит в руках душу Пресвятой Марии? (Потому что Она молила Сына своего и Господа о том, чтобы Сам Он, придя с небес со святыми Своими ангелами, принял ее святую душу в свои Божественные руки, как обещал ей это прежде).

9. Почему Богородица – покровительница всех сирот и бедствующих?

Анализ репродукции картины «Сикстинская мадонна» Санти Рафаэля.

Словно недавно открылась занавесь и к людям из небес медленно и торжественно спускается Божья Мать, неся в руках Сына. И Святой Сикст, и Святая Варвара, что встречают Мадонну, восхищены Марией.

Искусствоведы много писали о взгляде Сикстинской Мадонны. Во взгляде Мадонны – смысловая бесконечность, в нем – и любовь к сыну, и волнение за его будущее, и готовность все понять и все простить… Ее сын смотрит на мир с упреком, словно чувствует, что в этом мире ему придется непросто.

Смотря на картину, ощущаешь момент собственного очищения. В какой – то миг открывается вечная красота материнства – красота рождення и продолжения жизни, красота материнской любви.

Самая любимая тема живописи, к которой Рафаэль неоднократно обращался – тема Мадонны.

Тарас Шевченко также написал поэму «Мария», посвященную Богоматери, потому что тема Мадонны для него была важной. К такому образу своей Мадонны он обращался в последний период творчества. А до этого он изображал земных Мадонн – обыкновенных украинских женщин – матерей.

Шевченковая женщина – мать – это украинская Мадонна:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *