Укажите что является объектом кадровой политики мвд россии
Укажите что является объектом кадровой политики мвд россии
Статья 75. Принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел
1. Формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется на основе следующих принципов:
1) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел;
2) совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел;
3) назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) соблюдение последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий.
2. Основными направлениями формирования кадрового состава органов внутренних дел являются:
1) подготовка на плановой основе кадров для замещения должностей в органах внутренних дел;
2) создание условий для профессионального и должностного роста сотрудников органов внутренних дел;
3) оценка результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации;
4) создание кадрового резерва и его эффективное использование;
5) ведение перечня должностей в органах внутренних дел, подлежащих замещению по конкурсу;
6) применение современных кадровых технологий при приеме на службу в органы внутренних дел и ее прохождении.
Понятие, типы и виды кадровой политики
Кадры решают все – этот постулат является аксиомой не только в бизнесе. Как взаимодействовать с персоналом, чтобы работа шла эффективно, а качественный состав наемных сотрудников не ухудшался, своевременно обновляясь? Как построить стиль общения и управления? Предусмотрена ли законом какая-либо законодательная регламентация кадровой политики?
Рассмотрим самые распространенные стили взаимодействия руководства и/или собственников организации с наемными кадрами.
Определение кадровой политики
ВАЖНО! Образец Положения о кадровой политике от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Понятие политики предусматривает определенные особенности управления и взаимодействия. В данном случае, мы говорим о кадрах, то есть во внимание принимаются способы, принципы, методы, подходы, правила и т.п., которые отражают все виды прямого и косвенного влияния на наемный персонал. К ней имеют отношение абсолютно все мероприятия, связанные с кадрами:
Таким образом, кадровая политика – свод правил, которыми руководствуются представители организации во взаимодействии друг между другом и фирмой.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Даже если эти правила не задокументированы или вообще не сформулированы либо не осознаются, они, тем не менее, существуют в какой-либо форме и влияют на процесс кадрового взимодействия.
Задачи кадровой политики
Не просто осознаваемая, а грамотно спланированная тактика и стратегия управления кадрами на предприятии призвана решать ряд чисто практических задач:
Рассмотрение кадровой политики с позиций системного подхода требует «движения» минимум по двум направлениям. Первое направление заключается в определении элементов, образующих систему «кадровая политика», второе направление раскрывает целевую ориентированность такой системы.
Посмотреть подробнее
Принципы классификации кадровой политики
Разные типы масштабности кадровой политики
В зависимости от методов воздействия, кадровую политику разделяют на несколько типов.
Пассивная
Пассивная кадровая политика действует в таких бизнес-структурах, которые прикладывают минимум усилий для управления кадрами, пуская ситуацию «на самотек», ограничиваясь лишь карательными мерами или нивелированием отрицательных результатов действий персонала.
В таких фирмах руководство не успевает анализировать потребности в кадрах, прогнозировать влияние на персонал и планировать какие-либо кадровые мероприятия, поскольку вынуждено действовать в перманентном режиме «гашения» неожиданно вспыхивающих «пожаров», проанализировать причины которых уже нет возможности. Тактика значительно превышает стратегию. Естественно, что такая политика является наименее эффективной.
Реактивная
Реактивная кадровая политика отслеживает причины и следствия негативных моментов, связанных с персоналом. В рамках такого способа управления руководство волнуют такие возможные проблемы, как:
Проблемы нужно решать – на это и направлены усилия руководства. В рамках действия такой политики организация стремится разработать программы, направленные на анализ ситуаций с тем, чтобы не допустить их повторения, а также разрешить уже существующие конфликты к обоюдной пользе. Недостаток эффективности такого способа управления может обнаружиться при долгосрочном планировании.
Превентивная
Превентивная кадровая политика, напротив, направлена на будущий кадровый потенциал. Выбирая между «взглядом в прошлое» и прогнозированием будущей ситуации, кадровики, придерживающиеся такого стиля, выбирают последнее. Иногда невозможно одинаково совместить немедленное влияние на ситуации с персоналом с мероприятиями, направленными на формирование перспективы.
Организация предпочитает строить планы развития на более-менее долгий период, при этом ориентируясь и в текущих ситуациях с персоналом. Проблема с эффективностью такой политики в том, если потребуется разработка программы для реализации определенной кадровой цели.
Активная
Активная кадровая политика предусматривает не только прогнозирование, как средне-, так и долгосрочное, но и средства непосредственного воздействия на наличные кадровые ситуации. Кадровые службы фирмы, придерживающейся такой политики:
В зависимости от того, насколько верно руководство оценивает основания, положенные в расчет при анализе и программировании, активную политику в отношении кадров можно проводить двумя способами.
Типы кадровой политики по уровню взаимодействия со средой
Открытая кадровая политика характеризуется предельной прозрачностью для персонала любого уровня. Личный опыт работы в конкретной организации не имеет решающего значения для потенциального построения своей карьеры, важна только квалификация. Человек может быть взят сразу на ту должность, которой соответствует его уровень, если в этом нуждается фирма, при этом ему не обязательно проходить путь «с самых низов». Особенности такого типа управления:
Закрытая кадровая политика предусматривает постепенный рост и внутреннее замещение кадров, то есть персонал «варится» внутри фирмы, постепенно повышая квалификацию, возрастая и аккумулируя основные ценности и принципы организации, «корпоративного духа». Специфика такой политики:
Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел(на период до 2020 года)
КОНЦЕПЦИЯ
кадровой политики
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
в органах внутренних дел (на период до 2020 года)
1. Министерство внутренних дел Российской Федерации[1], определяя концептуальные основы ведомственной кадровой политики, исходит из:
признания человеческих ресурсов решающим фактором повышения эффективности правоохранительной деятельности;
необходимости формирования стратегического подхода к управлению персоналом, в основе которого наличие долгосрочной концепции кадровой политики;
необходимости обновления кадрового потенциала полицейских и иных подразделений Министерства, формирования нового профессионального и нравственного облика сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации[2].
2. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации[3] в органах внутренних дел Российской Федерации[4] представляет собой систему идей, взглядов, принципов, целей и задач реализации кадровой политики в системе Министерства, основанную на единстве воззрений и методологических подходов к осуществлению работы с личным составом органов внутренних дел.
3. Главная цель Концепции – определение долгосрочной стратегии и перспективных направлений развития системы работы с личным составом в Министерстве внутренних дел Российской Федерации на период до 2020 года, определение основных путей и методов её модернизации и совершенствования.
4. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами:
от 19 июля 2011 г. «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
от 30 ноября 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
от 01.01.01 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»;
от 01.01.01 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
от 01.01.01 г. «О противодействии коррупции»;
от 28 декабря 2010 года «О безопасности»;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 01.01.01 г.
;
Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года»;
Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации
от 1 марта 2011 г. № 000;
Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. № Пр-1496;
федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)», утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 10 марта
2009 г. № 000;
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. ;
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также на основе международных правовых актов в сфере внутренних дел.
5. Настоящая Концепция является основой для разработки нормативных правовых документов, ведомственных программ и планов, её положения учитываются при формировании стратегических направлений строительства и развития системы МВД России и его территориальных органов на период до 2020 года, определении приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел на год.
6. В настоящей Концепции применяются следующие термины:
6.1. Кадровая политика Министерства внутренних дел Российской Федерации[5] – комплекс принципов, норм, средств и методов, регулирующих деятельность руководителей органов, организаций и подразделений МВД России по формированию кадрового состава, управлению сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими, работниками органов внутренних дел[6].
Кадровая политика МВД России является неотъемлемой составной частью государственной кадровой политики, реализуемой в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел через работу с личным составом.
6.2. Работа с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации[7] – целенаправленная деятельность руководящего состава, уполномоченных подразделений аппаратов управления, направленная на оптимальное формирование, интенсивное развитие и рациональное использование кадрового потенциала органов внутренних дел.
Работа с личным составом органов, организаций и подразделений МВД России включает в себя кадровую работу, профессиональную подготовку и морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности.
6.3. Кадровый потенциал МВД России – возможность государства обеспечить качественными людскими ресурсами деятельность органов внутренних дел.
6.4. Кадровый потенциал органов внутренних дел – совокупность профессиональных и личностных возможностей, профессиональной подготовленности, морально-психологического состояния и опыта службы (работы) личного состава.
6.5. Служебный потенциал сотрудника – совокупность качественных характеристик сотрудника, определяющих его возможности и способности к эффективному осуществлению оперативно-служебной деятельности.
6.6. Кадровые ресурсы МВД России – граждане Российской Федерации, находящиеся в трудоспособном возрасте, соответствующие установленным требованиям и способные по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья служить (работать) в органах внутренних дел.
6.7. Кадры МВД России – постоянный состав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников, состоящих на службе либо в трудовых отношениях с органами, организациями и подразделениями системы МВД России.
6.8. Субъекты кадровой политики – руководители и аппараты управления, обладающие определённой законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами компетенцией принятия кадровых решений в системе МВД России.
6.9. Объекты кадровой политики – сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие, работники, служебные коллективы, а также процессы воспроизводства, формирования, использования и развития кадрового потенциала Министерства.
6.10. Механизм реализации кадровой политики – комплекс правовых норм, форм, методов и средств организационно-практической работы, обеспечивающей эффективность отбора и расстановки кадров, профессиональной подготовки и морально-психологического обеспечения их служебной деятельности.
6.11. Инфраструктура кадровой политики – совокупность организационных структур, ресурсов и средств обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел.
6.12. Кадровый резерв – сформированная в установленном порядке группа сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для назначения на должности руководящего состава.
6.13. Методика оценки кадрового потенциала – совокупность приёмов и способов определения уровня развития деловых и личных качеств, уровня профессиональной подготовленности, морально-психологического состояния кандидатов.
II. Цели, основные принципы и направления
7. Кадровая политика в системе МВД России реализуется в целях:
формирования профессионального состава кадров, сохранения, воспроизводства, укрепления, развития, рационального и эффективного использования кадрового потенциала органов внутренних дел в интересах оперативно-служебной деятельности;
повышения качества кадрового потенциала органов внутренних дел как одного из важнейших ресурсов интенсификации служебной деятельности, приведения её в соответствие с требованиями инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации;
воспитания и всестороннего развития личности сотрудника органов внутренних дел как гражданина Российской Федерации, защитника жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства, патриота своего Отечества на основе профессионально-нравственных идеалов, моральных ценностей службы и норм профессиональной этики;
формирования профессиональной культуры органов внутренних дел на базе осмысления трёхсотлетнего опыта служебной деятельности на благо российского государства, исторической славы, служебных и боевых традиций предшествующих поколений защитников правопорядка;
обеспечения благоприятного социального самочувствия сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников на основе создания приемлемых социально-бытовых условий осуществления служебной деятельности, наиболее полного удовлетворения социальных потребностей и сбережения кадрового потенциала органов внутренних дел;
формирования системы профилактики и предупреждения коррупционных и иных правонарушений среди сотрудников, направленной на укрепление служебной дисциплины и законности в служебных коллективах, искоренения причин и условий, порождающих правонарушения и чрезвычайные происшествия в органах внутренних дел.
8. Основными принципами осуществления кадровой политики в системе МВД России являются:
принцип единства научно-методических и организационных подходов к выработке и реализации кадровой политики во всех звеньях организационно-штатной структуры органов внутренних дел;
принцип инновационности, состоящий в разработке и внедрении прогрессивных научных технологий развития и использования человеческих ресурсов, постоянном совершенствовании форм и методов организационно-практической деятельности в сфере работы с кадрами;
принцип профессионализации управления, основанный на необходимости повышения организационного статуса и уровня профессиональной компетенции специалистов по работе с личным составом;
принцип практической направленности, означающий подчинённость кадровой политики целям, задачам и интересам оперативно-служебной деятельности полицейских и иных подразделений МВД России;
принцип гуманизма, основанный на сочетании методов социальной и профессиональной мобилизации сотрудников с их общественными, культурными потребностями и интересами, обновлении и гармонизации методов морального и материального стимулирования к деятельности.
9. Достижение целей кадровой политики осуществляется по следующим основным направлениям деятельности:
кадровая работа, обеспечивающая эффективное развитие и полноценное использование кадрового потенциала органов внутренних дел путём совершенствования системы комплектования и прохождения службы личным составом;
организационно-штатная работа, создающая условия для комплексного кадрового планирования, проектирования организационно-штатного построения органов внутренних дел, оптимального распределения штатной численности и формирования структурных подразделений в соответствии с характером и особенностями оперативно-служебной деятельности;
профессиональная подготовка, обеспечивающая достижение сотрудниками высокого уровня профессионализма в выполнении задач оперативно-служебной деятельности и служебных обязанностей на основе развития знаний, привития навыков и формирования умений;
морально-психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, формирующее устойчивое морально-психологическое состояние личного состава, благоприятный социально-психологический климат в служебных коллективах;
профилактика и противодействие коррупции, иных правонарушений, образовывающие надёжную систему профилактики и предупреждения правонарушений среди личного состава на основе развития высокого правосознания сотрудников, неукоснительного соблюдения ими норм профессионально-этических стандартов антикоррупционного поведения.
III. Задачи и содержание ведомственной политики
МВД России в области работы с кадрами
10. Приоритетными задачами в области работы с кадрами на период до 2020 года являются:
обеспечение качества кадрового состава за счёт комплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами, преимущественно выпускниками ведомственных образовательных учреждений, соответствующими государственным требованиям и общественным ожиданиям, способными и готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности;
проведение обновления кадрового состава органов внутренних дел, обеспечивая преемственность опыта служебной деятельности при помощи качественного отбора граждан на службу в органы внутренних дел, оптимальной расстановки личного состава на должностях с учётом имеющейся профессиональной квалификации, личностных качеств и способностей;
принятие комплекса мер по стабилизации профессионального кадрового состава органов внутренних дел, снижению текучести кадров, закреплению на службе опытных специалистов, а также выпускников ведомственных образовательных учреждений, стимулированию продолжительной службы сотрудников преимущественно до достижения выслуги лет, дающей право на пенсию;
создание эффективной системы кадрового планирования, сопряжённой с проектированием организационно-штатного построения органов внутренних дел, расчётом и распределением штатной численности с использованием научно обоснованных методик и результатов мониторинга кадровой ситуации;
обеспечение комплектования, обучения и эффективного использования многоуровневого кадрового резерва МВД России, обеспечивающего предельно высокую степень подготовки кандидатов к назначению на вышестоящие должности, широкое применение практики назначения сотрудников на вышестоящие должности преимущественно из кадрового резерва;
формирование системы профессиональной ориентации и отбора на службу в органы внутренних дел, предназначенной обеспечить привлечение наиболее интеллектуально развитых и физически подготовленных кандидатов, отвечающих государственным требованиям.
11. Решение задач работы с кадрами предполагает:
разработку и внедрение информационных систем управления кадровыми процессами и аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих упреждающий характер реагирования на изменения криминогенной обстановки, состава и структуры полицейских и иных подразделений, приоритетов в оперативно-служебной деятельности;
формирование и подготовку кадровых резервов всех уровней системы МВД России, обеспечивающих гарантии карьерного роста сотрудникам, добросовестно исполняющим служебные обязанности;
разработку и внедрение системы оценки кадрового потенциала органов внутренних дел, позволяющую обеспечить полное и всестороннее изучение и анализ кадровых характеристик, служебных возможностей и способностей сотрудников, подготовку объективных данных для принятия кадровых решений;
разработку квалификационных требований к должностям на основе профессиограмм, анализа и нормирования служебной деятельности личного состава, определения чётких границ служебной компетенции, полномочий и требований к уровню профессионального образования, стажу службы в органах внутренних дел или опыту работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья, необходимым для выполнения обязанностей по замещаемой должности;
развитие института личного поручительства при приёме кандидатов на службу, а также при назначении на вышестоящие должности в полицейских и иных подразделениях МВД России с установлением ответственности поручителя за рекомендуемого кандидата;
кадровое и организационное укрепление и развитие подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел путём преимущественного комплектования специалистами, имеющими профильное образование или прошедшими профессиональную переподготовку;
совершенствование механизма аттестации с использованием комплексной оценки служебного потенциала сотрудников по балльному рейтингу, формализованных документов и накопительных аттестационных сертификатов на весь период службы в органах внутренних дел;
планирование и стимулирование служебного роста сотрудников, создание прозрачных условий продвижения по службе на базе саморазвития личности и накопления опыта служебной деятельности;
формирование системы выдвижения кандидатов для замещения вакантных должностей на конкурсной основе по принципу «кадрового лифта» с использованием единого информационного банка кандидатур и вакансий, предоставляющего сотруднику возможность самостоятельно информировать руководство о своём служебном потенциале и готовности претендовать на вышестоящие должности;
организацию системы ротации кадров по горизонтали и вертикали с обязательной сменой региона прохождения службы по истечению нормативно закреплённого временного предела пребывания сотрудника в одной и той же должности с установлением перечня должностей, замещение которых предполагает обязательную ротацию;
разработку единого механизма перехода сотрудников на иной вид государственной службы в органах внутренних дел;
совершенствование и развитие наградной системы путём оптимизации видов ведомственных наград и поощрений, установления единых критериев оценки заслуг награждаемых сотрудников и очерёдности награждения;
формирование системы многоуровневой профессиональной ориентации детей и молодёжи для привлечения на службу в органы внутренних дел с широким применением методов пропаганды и рекламы в средствах массовой информации и сети Интернет с опорой на положительный образ сотрудника полиции;
оптимизацию и модернизацию системы отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе принципа «единого окна» в сети ведомственных рекрутинговых центров, позволяющую максимально сократить время проведения процедур проверки, снизить документообмен и влияние субъективных факторов при приёме на службу;
введение автоматизированной системы предварительной самооценки качеств и самотестирования кандидатов на службу в органы внутренних дел, а также первичного обращения с использованием Интернет-технологий;
создание федерального банка данных о лицах, поступавших на службу в органы внутренних дел, проходивших ранее службу, отклонённых либо уволенных по отрицательным мотивам, а также не прошедших испытательный срок.
IV. Задачи и содержание ведомственной политики
МВД России в области организационно-штатной работы
12. Основными задачами кадровой политики в области организационно-штатной работы до 2020 года являются:
приведение организационного построения и штатной численности органов внутренних дел в соответствие с приоритетными направлениями оперативно-служебной деятельности, решаемыми задачами и научно обоснованными нормативами;
укрепление и развитие вновь созданных подразделений полиции в системе МВД России;
оптимизация организационного построения системы МВД России на основе разграничения полномочий центрального аппарата и территориальных органов на всех уровнях;
укрупнение подразделений путём сокращения малоэффективных и дублирующих звеньев.
13. Оптимизация организационного построения системы МВД России предполагает:
приведение штатной численности территориальных органов
МВД России на региональном, межрегиональном и окружном уровнях в соответствие с требованиями практики и реальной служебной нагрузкой;
создание системы управления, представляющей собой совокупность организованных во времени и пространстве информационных, вычислительных и телекоммуникационных ресурсов, предназначенных для гарантированного управления территориальными органами и организациями МВД России;
изучение уровня обеспеченности оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России;
перераспределение штатной численности между территориальными органами МВД России с учётом реальной нагрузки;
устранение параллелизма в работе, слияние подразделений и организаций, выполняющих родственные функции.
14. Укрупнение подразделений путём сокращения малоэффективных и дублирующих звеньев предполагает:
сокращение на всех уровнях дублирующих и параллельных циклов (звеньев) управления, оптимизацию их состава, структуры, задач и функций для обеспечения своевременной и оперативной разработки и реализации решений в условиях изменения криминальной обстановки, возникновения чрезвычайных обстоятельств;
интеллектуализацию пунктов управления МВД России, территориальных органов, и организаций, входящих в систему Министерства;
переход на планирование деятельности органов внутренних дел в целом по территориальному органу (организации) без дублирующих планов в их структурных подразделениях;
создание условий для развития института федеральной государственной гражданской службы в системе МВД России;
уточнение состава, структуры, задач и функций МВД России, его территориальных органов и организаций в соответствии с направлениями развития системы Министерства, определенными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
V. Задачи и содержание ведомственной политики
МВД России в области профессиональной
15. Приоритетными задачами в области профессиональной подготовки кадров на период до 2020 года являются:
развитие многоуровневой практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися потребностями органов внутренних дел;
обеспечение инновационного характера профессионального образования;
формирование и развитие системы оценки качества профессионального образования;
модернизация ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, обеспечивающей поддержание высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел, ориентированной на актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и адаптированной к региональной специфике.
16. Развитие многоуровневой практико-ориентированной системы непрерывного профессионального образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с динамично изменяющимися потребностями органов внутренних дел предполагает:
активизацию профориентационной работы среди молодежи, в том числе среди военнослужащих срочной службы; разработку и внедрение дифференцированной системы целевого отбора кандидатов на обучение в ведомственные образовательные учреждения с учетом имеющегося уровня образования, а также критериев и системы оценки качества отбора кандидатов на обучение, повышающих ответственность комплектующих органов внутренних дел и их профильных структурных подразделений за результаты отбора;
совершенствование организационной и штатной структуры системы первоначальной подготовки рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, создание межрегиональных центров профессиональной подготовки, обладающих высококвалифицированным преподавательским составом и развитой материально-технической базой, позволяющих осуществлять качественную подготовку кадров по профессии «полицейский»;
разработку и реализацию нового поколения образовательных программ начальной профессиональной подготовки рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел;
разработку и реализацию нового поколения образовательных программ профессиональной переподготовки лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, из числа имеющих высшее неюридическое образование, предусматривая возможность их последующего заочного обучения по профильным магистерским программам; использование в этих целях потенциала ведомственных вузов;
разработку и реализацию профильных образовательных программ повышения квалификации лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел, из числа выпускников юридических факультетов гражданских вузов;
возобновление подготовки в ведомственных вузах по очной форме обучения на основе образовательных программ среднего профессионального образования кадров из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, прошедших срочную воинскую службу;
подготовку специалистов из числа среднего начальствующего состава органов внутренних дел преимущественно на базе очной формы обучения; перенос акцента в заочном образовании на реализацию сокращенных образовательных программ для лиц, имеющих среднее юридическое или высшее неюридическое образование;
разработку комплексного научного и методического обеспечения федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям, реализуемым в ведомственных образовательных учреждениях, разработку и реализацию практико-ориентированных образовательных программ, обеспечивающих наряду с базовым академическим образованием качественную прикладную профильную подготовку;
профилизацию ведомственных образовательных учреждений путём возложения на них функций научно-методических и учебно-научных центров по направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел;
осуществление коренной модернизации материально-технической базы образовательных учреждений и центров профессиональной подготовки, реконструкция и строительство учебных, учебно-лабораторных корпусов, комплексных учебно-практических полигонов, тиров, общежитий;
разработку научно обоснованных методик прогнозирования потребности органов внутренних дел в специалистах различных профилей;
модернизацию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров с учётом профилизации образовательных учреждений МВД России; возложение на институты повышения квалификации функций научно-методических и учебно-научных центров дополнительного профессионального образования;
совершенствование системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадровых резервов всех уровней с организацией эффективной стажировки на руководящих должностях;
последовательное повышение научной квалификации профессорско-преподавательского состава ведомственных образовательных учреждений, совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, оптимизацию сети адъюнктур и докторантур с учётом возможности их функционирования лишь в тех образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях, при которых действуют диссертационные советы.
17. Обеспечение инновационного характера профессионального образования предполагает:
оперативную разработку и внедрение образовательных программ, обеспечивающих обучение кадров по новым специализациям и профилям подготовки, в соответствии с запросами различных служб и подразделений органов внутренних дел;
создание материально-технической базы, необходимой для внедрения новых образовательных технологий, инновационных моделей и актуального содержания образования, в том числе комплексную модернизацию технической базы образовательных учреждений, необходимой для использования в образовательном процессе современных информационных и коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов и пособий, обеспечения профессорско-преподавательскому составу и обучающимся эффективного доступа к источникам информации в области науки и техники;
создание и развитие единого ведомственного электронного образовательного ресурса;
развитие системы грантовой поддержки образовательных учреждений и отдельных творческих коллективов, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы и технологии;
формирование и развитие системы повышения квалификации преподавателей в части использования в учебном процессе инновационных образовательных методик и технологий.
18. Формирование и развитие системы оценки качества профессионального образования предполагает:
разработку и реализацию механизмов обеспечения комплексного мониторинга качества образования, эффективности и успешности профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений в целях оперативной корректировки учебного процесса в зависимости от потребностей практики;
совершенствование обратной связи между ведомственными образовательными учреждениями и подразделениями органов внутренних дел – заказчиками кадров в целях обеспечения эффективного функционирования системы оценки качества образования выпускников;
внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений, в том числе общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
формирование ведомственной системы сертификации профессиональных квалификаций лиц, поступающих на службу в органы внутренних дел на должности среднего начальствующего состава;
создание технологий и измерительных материалов для оценки качества образования.
19. Модернизация ведомственной системы профессиональной служебной и физической подготовки, обеспечивающей поддержание высокого уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел, ориентированной на актуальные задачи оперативно-служебной деятельности и адаптированной к региональной специфике, предполагает:
совершенствование организационно-штатного обеспечения системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в процессе повседневной служебной деятельности;
создание механизмов контроля и оценки уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел с учетом должностных категорий и специфики служебной деятельности;
организацию профессиональной служебной и физической подготовки на качественно иных принципах, обеспечивающих жесткую взаимосвязь содержания подготовки с потребностями подразделений, учёт специфики региона, должностных обязанностей сотрудников, характера службы;
совершенствование методов профессиональной подготовки посредством перехода преимущественно к информационно-тренинговой модели обучения;
повышение мотивации сотрудников к постоянному совершенствованию профессионального уровня на основе использования широкого диапазона средств морального и материального стимулирования.
VI. Задачи и содержание кадровой политики в сфере
20. Главными задачами кадровой политики в сфере морально-психологического обеспечения до 2020 года являются:
модернизация системы воспитательной работы на базе современных психолого-педагогических и социологических подходов с учётом положительного отечественного и зарубежного опыта патриотического, профессионально-нравственного, правового и культурно-эстетического воспитания личного состава;
создание в органах внутренних дел централизованной системы организации исторической работы, направленной на глубокое и специализированное изучение исторического опыта развития Министерства для определения оптимальных путей строительства органов внутренних дел, повышения эффективности оперативно-служебной деятельности;
организация системного психологического сопровождения работы с личным составом, направленного на формирование, поддержание и восстановление морально-психологического состояния сотрудников, позволяющего успешно выполнять оперативно-служебные задачи;
обеспечение способности личного состава противостоять с государственных мировоззренческих позиций негативному информационно-психологическому воздействию преступных и экстремистских группировок через средства массовой информации и Интернет, распознавать и разоблачать попытки фальсификации фактов и сведений, направленных на дискредитацию деятельности органов государственной власти и органов внутренних дел по поддержанию конституционного правопорядка в обществе;
укрепление организационной структуры подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России, улучшение их качественного состава за счёт организации подготовки кадров на базе ведомственных образовательных учреждений;
создание целостной эффективной ведомственной системы обеспечения надёжной социальной и правовой защищённости личного состава, поддерживающей достойный уровень жизни сотрудников и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов внутренних дел;
организация всемерного оказания социальной поддержки членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и инвалидам вследствие военной травмы.
21. Модернизация системы организации воспитательной работы предполагает:
разработку и внедрение специальных программ профессионального воспитания сотрудников, профилированных по видам оперативно-служебной деятельности, направленных на формирование профессионально-нравственных и психологических качеств личности, обусловленных спецификой профессии;
организацию морально-психологической подготовки сотрудников с использованием современных информационных и педагогических технологий, форм и методов дистанционного обучения, контрольных тестовых систем;
обновление института наставничества на основе преемственности поколений, передачи передового опыта, знаний и практических навыков службы молодым сотрудникам, защиты их от коррупционных проявлений;
развитие художественного самодеятельного творчества личного состава с использованием современных форм и методов культурно-эстетического воспитания, направленного на укрепление авторитета и престижа службы в органах внутренних дел, формирования ее позитивного имиджа.
22. Создание системы исторической работы предусматривает:
формирование научно-практической инфраструктуры, обеспечивающей эффективный сбор и обобщение исторического опыта оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, создание подразделений в ведомственных научно-исследовательских и образовательных учреждениях, организация научно-исследовательской и поисковой работы;
организацию музейной работы в органах внутренних дел, развитие сети музейных учреждений и образований, исторических клубов на основе широкого привлечения сотрудников и ветеранов;
совершенствование мемориальной работы по увековечению памяти сотрудников, погибших при защите Отечества, исполнении служебных обязанностей, сохранению исторической памяти прошлых поколений защитников правопорядка российского государства;
осуществление комплекса мероприятий, посвящённых празднованию 300-летия российской полиции, в целях укрепления авторитета Министерства в обществе, воспитания у сотрудников чувства гордости и ответственности за службу в органах внутренних дел.
23. Организация психологического сопровождения работы с личным составом включает:
выработку психологической устойчивости сотрудников к воздействию факторов службы, готовности и способности к выполнению оперативно-служебных задач в любых условиях обстановки;
создание благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах, способствующего актуализации и максимальной реализации служебного потенциала личности в интересах оперативно-служебной деятельности;
формирование эффективной и действенной системы профессионального психологического отбора граждан на службу в органы внутренних дел;
разработку и внедрение в практическую деятельность методик комплексного психологического обследования служебных коллективов, их интеграцию в автоматизированную информационную систему ведомственного мониторинга морально-психологического состояния личного состава и социально-психологического климата в служебных коллективах органов внутренних дел;
организацию и развитие системы профессионального психологического отбора кандидатов при поступлении на службу в органы внутренних дел, психологического сопровождения служебной карьеры сотрудников при продвижении по службе;
проведение профессиографического описания основных видов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, создание каталогов профессиональных компетенций по типовым должностям.
24. Формирование системы защиты личного состава от негативного информационно-психологического воздействия включает:
выработку у сотрудников устойчивой системы взглядов, идей и подходов и формирование на этой основе способности к объективной оценке событий и фактов действительности с позиции интересов оперативно-служебной деятельности;
развитие форм и средств информационно-пропагандистского воздействия на личный состав в целях разъяснения истинного содержания важных общественно-политических событий, социально-экономических процессов и явлений, значимых для эффективной оперативно-служебной деятельности;
разработку и внедрение в практику современных информационных и психологических технологий защиты личного состава от негативного воздействия преступной среды, надёжного перекрытия каналов негативной информации, влияющей на сотрудников.
25. Развитие подразделений морально-психологического обеспечения территориальных органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России предполагает:
совершенствование организационно-штатной структуры, переход на единые принципы и нормы организационного построения подразделений морально-психологического обеспечения;
организацию системы подготовки кадров для укомплектования подразделений морально-психологического обеспечения высококвалифицированными специалистами, обладающими опытом службы в органах внутренних дел;
создание современной материально-технической базы морально-психологического обеспечения, позволяющей с помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий собирать и обрабатывать данные обстановки и на их основе эффективно управлять социально-психологическими процессами в служебных коллективах, оказывать формирующее и восстанавливающее воздействие на морально-психологическое состояние сотрудников.
26. Развитие системы социальной и правовой защиты предполагает:
формирование гибкой системы материального стимулирования служебной деятельности личного состава, обеспечивающей положительную мотивацию к службе, её престиж в обществе и привлекательность на рынке труда, повышение уровня жизни сотрудников на основе совершенствования законодательства и предоставления социального пакета, компенсирующего ограничения их прав и свобод, вызванные служебной необходимостью;
создание ведомственной системы охраны труда сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, работников органов внутренних дел с использованием современных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности;
развитие менеджмента здоровья сотрудников и членов их семей, федеральных государственных гражданских служащих и работников, профилактику профессиональных и общих заболеваний, стимулирование физической культуры и спорта, создание условий для ведения здорового образа жизни;
формирование системы защиты прав сотрудников и членов их семей с предоставлением широкого спектра правовых услуг: от юридических консультаций до правовой помощи для отстаивания их интересов и прав в суде;
обеспечение эргономики служебного пространства в органах внутренних дел, создание комфортной социально-бытовой среды в местах, где личный состав выполняет служебные обязанности, приведение в соответствие с государственными стандартами, эстетическими нормами и правилами.
27. Развитие системы социальной поддержки семей погибших сотрудников и инвалидов вследствие военной травмы предусматривает:
осуществление мониторинга социально-экономического и правового положения семей погибших сотрудников и инвалидов вследствие военной травмы в целях упреждающего выявления социальных нужд и потребностей, организации своевременной социальной помощи;
организацию внедрения программно-целевых методов управления социальной работой в органах внутренних дел, разработку и реализацию благотворительных социальных программ в территориальных органах МВД России на региональном уровне;
развитие и поддержание общественных инициатив оказания социальной помощи членам семей погибших сотрудников и инвалидам вследствие военной травмы.
VII. Задачи и содержание кадровой политики в сфере
укрепления служебной дисциплины и законности,
профилактики коррупционных правонарушений
среди личного состава
28. Приоритетными задачами кадровой политики в сфере укрепления служебной дисциплины и законности, профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава на период до 2020 года являются:
создание системы предупреждения коррупции, чрезвычайных происшествий и преступлений, профилактики профессионально-нравственной деформации личности в целях укрепления служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел;
формирование соответствующих потребностям времени нормативных правовых и организационных основ противодействия коррупции в органах внутренних дел;
организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения сотрудников и обеспечивающих снижение уровня коррупции в системе МВД России;
обеспечение выполнения сотрудниками органов внутренних дел норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
29. Создание системы профилактики и предупреждения чрезвычайных происшествий, коррупционных и иных правонарушений в органах внутренних дел предполагает:
формирование подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в составе подразделений по работе с личным составом органов внутренних дел;
введение мониторинга в органах внутренних дел состояния служебной дисциплины и законности, коррупционных и иных правонарушений, своевременно и точно поставляющего достоверную информацию, позволяющую принимать управленческие решения на упреждение чрезвычайных происшествий;
изучение морально-психологических и деловых качеств кандидатов на службу и сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, своевременное выявление признаков профессиональной деформации личности и проведение раннепрофилактических мероприятий по предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности, предательства интересов службы;
формирование в служебных коллективах общественных мнений и настроений, обстановки нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности, общественного осуждения противоправного поведения нарушителей и объективной оценки их действий;
планирование и практическую организацию комплекса воспитательно-профилактических мероприятий с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, принятие мер к устранению факторов, оказывающих криминогенное и нравственно-деформирующее воздействие на сотрудников, в том числе со стороны бывших сотрудников органов внутренних дел, уволенных по отрицательным основаниям;
разработку методики проведения системного анализа и оценки состояния служебной дисциплины и законности, позволяющей выявлять причины и условия совершения правонарушений, преступлений, чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков;
создание системы обмена информацией с оперативными подразделениями органов внутренних дел о фактах коррупционных правонарушений и возникновении условий для их совершения, конфликтах интересов и иных коррупционных проявлениях;
внедрение в практику методов мотивации антикоррупционного поведения на основе морального и материального стимулирования сотрудников;
разработку и внедрение в работу единой автоматизированной информационной системы сбора сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников органов внутренних дел и членов их семей;
нормативное урегулирование порядка передачи в МВД России подарков и иных вознаграждений, полученных сотрудниками органов внутренних дел в связи с служебными командировками, протокольными и другими официальными мероприятиями.
[1] Далее – «МВД России» или «Министерство».