Уразумение жизни что значит

уразумение

Смотреть что такое «уразумение» в других словарях:

уразумение — См. суждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. уразумение понимание, постижение, уяснение, осмысление, осознание, соображение, суждение; прозревание, осознавание,… … Словарь синонимов

Уразумение — ср. 1. процесс действия по гл. уразуметь, уразумевать 2. Результат такого действия. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

уразумение — уразумение, уразумения, уразумения, уразумений, уразумению, уразумениям, уразумение, уразумения, уразумением, уразумениями, уразумении, уразумениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

уразумение — уразум ение, я … Русский орфографический словарь

уразумение — (2 с), Пр. об уразуме/нии … Орфографический словарь русского языка

уразумение — Syn: понимание, постижение (приподн.), уяснение, осмысление, осознание, соображение … Тезаурус русской деловой лексики

уразумение — см. уразуметь; я; ср. Уразуме/ние требований. Объяснить до полного уразумения кем л … Словарь многих выражений

уразумение — у/раз/ум/ени/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

понимание — Познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение. Ср … Словарь синонимов

осмысление — понимание, постижение, уразумение, уяснение, осознание; осознавание, прозревание, прозрение, осмысливание, думание, разгадывание, переваривание, улавливание, постигание, просекание Словарь русских синонимов. осмысление см. понимание 1 Словарь… … Словарь синонимов

Источник

Уразумение

Смотреть что такое «Уразумение» в других словарях:

уразумение — См. суждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. уразумение понимание, постижение, уяснение, осмысление, осознание, соображение, суждение; прозревание, осознавание,… … Словарь синонимов

уразумение — УРАЗУМЕТЬ, ею, еешь; сов., что (часто ирон.). Понять, постигнуть. У. значение чьих н. слов. Уразумел, к чему он клонит. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

уразумение — уразумение, уразумения, уразумения, уразумений, уразумению, уразумениям, уразумение, уразумения, уразумением, уразумениями, уразумении, уразумениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

уразумение — уразум ение, я … Русский орфографический словарь

уразумение — (2 с), Пр. об уразуме/нии … Орфографический словарь русского языка

уразумение — Syn: понимание, постижение (приподн.), уяснение, осмысление, осознание, соображение … Тезаурус русской деловой лексики

уразумение — см. уразуметь; я; ср. Уразуме/ние требований. Объяснить до полного уразумения кем л … Словарь многих выражений

уразумение — у/раз/ум/ени/е [й/э] … Морфемно-орфографический словарь

понимание — Познавание, познание, сознание, постигание, постижение, воспринятие, восприятие, проникновение, усвоение, уразумение, уяснение. Ср … Словарь синонимов

осмысление — понимание, постижение, уразумение, уяснение, осознание; осознавание, прозревание, прозрение, осмысливание, думание, разгадывание, переваривание, улавливание, постигание, просекание Словарь русских синонимов. осмысление см. понимание 1 Словарь… … Словарь синонимов

Источник

Уразумение разумеющий человек ученик разумение пра

Уразумение разумеющий человек ученик разумение правильное собственное значение определение выработать чужое зависит смысл разуметь не поддается уразумению необходимо способность уразуметь свое действительности происходящего новое умение влияет наступило

Уразумение разумеющий человек ученик разумение правильное собственное значение определение выработать чужое зависит смысл разуметь не поддается уразумению необходимо способность уразуметь свое действительности происходящего новое умение влияет наступило

з Уразумение – понимание действительности, постижение…
пзв В формировании правильного уразумения действительности очень важную роль играет духовность, нравственность, человеколюбие, благожелательность, любовь к природе, деятельность.
з Кардинально меняет уразумения человека вера в Бога.
з На формирование уразумения действительности влияет нравственность через стыд, совесть, сострадание, милосердие, чувство долга…
п Главное не увидеть – а уразуметь.
а Мудрецу достаточно наблюдения превращения курицы из яйца – что бы уразуметь все.
кл То, что человек не может уразуметь – он чувствует сердцем.
п Уразумение – важнее знания.
п Не так важно узнать, увидеть, услышать, главное – уразуметь, а
нужное применить.
к Уразумение – больше чем глаза и уши.
п Чтобы что-то лучше уразуметь – надо этим пожить.
а Если ложь уразуметь лучше, чем истину – верят ей.
к Не уразумел – потерял.
а То, что человек не способен уразуметь – проходит мимо него.
пв Чтобы по-настоящему что-то уразуметь – его сначала надо полюбить.
п Вопросительный знак – двигатель уразумения.
п Человек не должен проходить мимо чего-то незнакомого.
з Желание человека к уразумению действительности вызвано не праздным любопытством – а инстинктом самосохранения.
а Мешает уразумению – равнодушие.
д Размышляя – можно многое уразуметь.
а Живой ум по обрывку информации способен многое уразуметь.
зп Чтобы лучше информацию уразуметь ее надо получить несколько раз.
зд Помогают уразуметь знания.
а Уразумение чувства пасет.
п Помехой в уразумении действительности является противоречивость.
з Увязав уразумения действительности – человек становится всевидящим.
а Уразумение часто приходит со временем.
п Спешите уразуметь! Многое мы понимаем слишком поздно.
з Умный и глупый меньше различаются в уразумении природного, нежели того, что создано цивилизацией.
з Чем необычней, тем сложнее для уразумения.
а Мы ощущаем только то, что способны уразуметь.
к Без внимания – нет уразумения.
а Проницательному человеку достаточно немного увидеть или
услышать, чтобы многое уразуметь.
пз Подруга уразумения – догадливость.
з Уразумению способствует интуиция.
п Человек понимает то – что желает уразуметь.
п Если хотите чтобы человек, что-то уразумел – сделайте это его интересом.
а Многие люди не могут уразуметь существенную часть действительности.
з Воображение помогает представить, чтобы уразуметь.
а Человек как разумное существо живет тем, что способен уразуметь.
а Если что-то не уразумел – так вроде бы его и нет.
пз Самый короткий, простой и доступный способ уразумения – через истины.
пз Настоящее, глубокое, подлинное, долговечное уразумение приходит не через жизненную информацию и даже не через образование, а через истины, рожденные размышлениями и наблюдениями.
пз Уразумение в существенной степени осуществляется – через наблюдение.
пз Чтобы к человеку приходило уразумение, надо интересоваться всем, что происходит вокруг, полученную информацию логически осмысливать и делать выводы.
п Выгоднее уразуметь то – на что ты можешь повлиять.
п Лучше уразуметь наперед все – с чем можешь столкнуться, а не то – что уже свалилось на голову.
сп Эффектнее и легче уразуметь действительность, не ища ответ на заданные себе вопросы, а фиксируя самопроизвольно приходящие ответы.
з Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, необходимы
знания и усилия для изучения данной темы.
зс Осеняющий нас ответ, прибиваемый к нам течением жизни, на
вопрос, который мы когда-то себе задавали, надо всего лишь зафиксировать, не тратя время на раздумья и изучение побочного материала.
з Чтобы обогатить, прояснить, закрепить свои уразумения люди вынуждены постоянно беседовать друг с другом, приписывая этому занятию совершенно другие причины.
пз Путем наблюдений, сравнений, опыта и анализа – можно многое уразуметь самому.
п Уразумение питается интересом и удивлением.
п Самое ценное уразумение то, которое относится к быту – оно ближе всего к натуральной, природной жизнедеятельности.
з Чем профессия и другие обязанности ближе к быту, природе,
тем меньшей помехой в общем, уразумении они являются.
з Умный человек, залезая в дебри, распыляется и поэтому не
очень хорошо знает примитивные области жизни, где глупому
знакома каждая мелочь.
з Глупый инстинктивно не изучает сложные материи, чтобы все
силы своего скудного интеллекта бросить на такие основы, как
питание, размножение и выживание.
а Иногда, чтобы что-то уразуметь – не хватает жизни.
пз Мы не можем уразуметь действительность сразу, целиком и вынуждены постигать ее по частям. Не так страшно, если в этом
нет системы. Главное, чтобы человек мог осмыслить эти части и соединить в одно целое. Многим не удается это сделать, и они превращаются в умных дураков, понятиями обладают, а увязать
их не могут.
п Если все происходящее наблюдать, уразуметь, анализировать – этого может быть достаточно, чтобы с годами стать человеком понимающим.
п Здоровое любопытство и любовь к жизни, людям, природе –
хорошие помощники уразумения действительности.
п Анализ и логика – в уразумении действительности верные помощники.
а Настоящая человеческая жизнь начинается только после уразумения действительности.
п Если не хотите, чтобы жизнь Вас унизила, а то и растоптала,
выкроите время от сигарет, пива, секса и уразумейте действительность.
п Чем быстрее человек уразумеет действительность – тем раньше выберет верную дорогу.
а Одни пытаются уразуметь действительность по возникшей необходимости, другие – по праздному любопытству. И только третьи, по-настоящему влюбленные в жизнь и понимающие цену осмысления – постигают ее увлеченно и ответственно.
з Человек уразуметь все способен лишь поверхностно.
з Уразумения человека зависят от уклада его жизни и традиций.
к Каждый все уразумеет – по своему.
пв При отрицательном уразумении действительности человека не может сложится правильно.
пв Человек с отрицательным уразумением – не может приобрести настоящее счастье.
зв Целенаправленная выработка уразумения – показатель зрелости.
к Уразумение – дитя разума и чувств.
з Уразумения человека формируются через знания, чувства, эмоции, мышление, наблюдения, опыт, анализ, выводы, настроение, самочувствие…
пзв Невозможно правильно уразуметь – в области, которая не изучена и не прочувствована.
з В формировании уразумений необходимы знания естественные, социально-исторические, технические, философские, житейские…
зпв Уразумения имеют огромное практическое значение, влияя на благополучие, поведение, быт, интересы, цели, образ жизни, отношения людей …
з На уразумения влияют жизненные ценности.
п Первой подружкой нового уразумения – должна быть дискуссия.
кл Уразумение должно рождаться как дитя – внутри человека.
з Обмен уразумениями – стержень общения.
кл Правильное уразумение – есть истина.
с Уразумение – растворяется в выгоде.
з Смена уразумения может увести человека в другой мир, жизнь, сообщество, поколение…
кл У людей, не владеющих собой уразумения одни – жизнь другая.
к Отпечаток уразумений – на лице человека.
п Неправильное уразумение может приводить к порокам, проступкам, а то и преступлениям.
пв Когда уразумения неправильны – жизнь человека и его близких превращается в кошмар.
лвп Глупость чтобы иметь уразумение – вынуждена, доверятся молве.
а Уразумения юности – самое стойкое.
п Уразумение без сомнений – большая глупость.
з Существенная деформация уразумений человека происходит под воздействием инстинкта размножения.
з На индивидуальные уразумения существенно влияет – широко распространенные и господствующие настроения общества.
з Правильности уразумения способствует ясность и гибкость ума.
з В установке правильного уразумения без логического мышления – не обойтись.
п Человек наряду с собственным уразумением должен представлять картину взглядов различных обществ.
п В уразумениях важна созвучность.
п В уразумениях очень важна – логическая стройность.
з Усвоение чужих уразумений, без анализа и поиска – уничтожает личность.
з Хорошей опорой для формирования правильного уразумения действительности служит анализ и опыт.
зп Чтобы избавится от путаности уразумений действительности, следует начинать с простых житейских истин, медленно двигаясь, увязывая их между собой.
п Разноголосица в уразумениях разумных людей приводит к поиску истины, глупцов – к вражде и неприязни.
пзв Нетерпимость к чужому уразумению – мешает развитию, установлению истины, принятию правильных решений.
зпв От правильности уразумений человека зависит его судьба и благополучие.
з Уразумения человека зависят от его деятельности.
з Уразумения приводят к принципиальности и убежденности.
з Без уразумения – нет мнения.
з Через призму уразумений человек оценивает все происходящее.
зпвд Утрата правильного прежнего уразумения происходит под натиском пороков, соблазнов, удовольствий…
пв Уразумение должно меняться вдумчиво и в первую очередь на почве роста духовности и познания.
п Собственное уразумение – убедительней.
п Необходимо периодически делать переоценку своих уразумений.
п Мы часто поступаемся своим уразумениями – удовлетворяя потребности.
в Противоположность уразумений разрушает психику и затуманивает разум.
взп Некоторые люди уразумения постоянно меняют. Причем эти мнения часто прямо противоположны. Со временем они окончательно запутываются. Можно считать, что они вообще никакого собственного взгляда не имеют и не могут иметь. Человек без мнения не может поступать верно, поэтому эти люди живут неправильно, делая массу ошибок. Не выправив это положение, у них один выход – найти в жизни поводыря, лучше родственника, и слепо ему подчиняться.
пз Противоречивость следует искоренять, начиная с самых простых понятий, прекратив при этом общение с лжецами и путаниками, исключив контакт с информацией о высших материях.
пз При искоренении противоречивости главенствующую роль играет увязывание познаний между собой в одно логическое целое.
з Уразумения часто обязаны симпатиям и желаниям.
п Неправильное уразумение мешают увидеть истину.
в У знающего человека уразумения правильней.
а Некоторые люди склонны лишь к отличительному уразумению.
с Человеку ничего не остается, как иметь уразумение по подсказке других в том, знаниями, о чем он не располагает, или в том, что он не в состоянии осмыслить.
з Многие люди не способны понять действительность – они лишь путано, туманно и противоречиво высказывают осмысление других, выдавая его за свое.
з Собственному уразумению даже у способных понять – трудно пробиться через мнение родителей, учителей, общественности то каким мир им хотят показать.
ю Уразумение фанатика – непоколебимо.
ю Природе в отличие от цивилизации не ведомо что такое уразумение – ее волнует лишь размножение.
ю Необычность уразумения чаще от глупости – нежели гениальности.
ю Некоторые недоступное для уразумения – воспринимают как не пристойное.

Источник

Уразумение, разумение и сообразование (стр. 1 )

Уразумение жизни что значит. Смотреть фото Уразумение жизни что значит. Смотреть картинку Уразумение жизни что значит. Картинка про Уразумение жизни что значит. Фото Уразумение жизни что значитИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Уразумение жизни что значит. Смотреть фото Уразумение жизни что значит. Смотреть картинку Уразумение жизни что значит. Картинка про Уразумение жизни что значит. Фото Уразумение жизни что значит

Нет больше ценности для человека в нем самом, чем ревность духовная. Тем более при внешне деятельной натуре. Но именно этот дар Божий легче всего потерять, осуетить, даже делами, вполне служительными Богу. От чего же зависит – будешь терять или нет? От твоего внутреннего устроения. От умения или неумения сердцем или разумом жить Богу. От того, насколько развито твое нравственное и особенно духовное сердце. От того, насколько разумные силы твоих души и духа пришли в живость. Есть три устроения, благодаря которым возможно удерживать себя в следовании благодатному дару.

1. СПОСОБНОСТЬ К УРАЗУМЕНИЮ УЧЕНИЙ

Во всяком деле вникать в Его, Богу угодное, содержание. Не только в то, какой материал, какие средства, условия и какие люди нужны для дела, не только в то, как дело само качественно, профессионально устроить, но более того – вникать, как сделать его угодным Богу.

Из чего, с кем и как дело устроить – если в этом матушка будет следовать природе материала и дела, а равно дарованиям его устроителей, значит, оно будет делаться в благую волю Божию. Здесь нужен профессионализм, т. е. точное и хорошее знание дела, здесь нужны благословение и молитва, чтобы дело было ограждено от искушений и ладно исполнялось. На Руси говорили – классяно (классно) исполнялось.

Чтобы дело совершалось в благоугодную волю Божию, нужно, чтобы делалось оно от всей души, по совести и по вере. От всей души, значит, от сил души, в свободе их от греховных покровов. Если это сейчас невозможно, потому как мы люди грешные, значит, нужно уразуметь, как поставить работу с людьми ради их высвобождения из греховных покровов. Какой характер нужно иметь самой матушке, в каком характере отношений должна быть она сама с людьми, и люди между собою, чтобы идти к этой свободе? Какое значение для этого будет иметь церковная жизнь, ее уклад, богослужения и церковные праздники, их содержание и действия с человеком, таинства, молитвы, пост? Во всем этом нужно разобраться, мало того – устроить вместе с батюшкой, да еще устроить в постепенность, шаг за шагом, зная, над чем трудимся в этом году, над чем – в следующем. Невольно за всем этим обратишься к книгам отцов и святых отцов Церкви. Невольно будешь искать благословения и живой помощи у Бога, Матери Божией и у святых. И это в любом деле: что в клиросном пении и чтении, что в шитье облачений, или в устроении воскресной школы, или в бухгалтерии, или в ремонте.

Что значит – делать по совести? Оказывается, и в этом нужно разобраться. Совесть-то она разная бывает. Прежде всего, говорит нравственное богословие, нужно уразуметь, что вся природа человека извращена грехом. В уме появились медленность и тупость в познании Божественной истины. В воле явилось самолюбие, порождающее все порочные склонности и страсти. В сердце, в чувстве – склонность к благам чувственным, плотским, утомляемость от всего духовного. В совести – нечувствие и неразличение воли Божией и случаев преступлений ее. щ

Сама совесть при этом имеет у людей разное состояние. У одних она погрешительная – человек поступает и по совести, но не согласно с подлинным законом добра. У других усыпленная – они чувствуют, что поступают противозаконно, знают даже об этом, но не имеют угрызений совести. У третьих она сожженная – люди совершают великие преступления, в том числе и смертные грехи. У четвертых мнительная – человек склонен к унынию после грехопадений или проступков, не доверяет покаянию и примирению с Богом.

Уразумев все это, нужно начать труд над развитием совести. Для этого придется увидеть ее отношения с разумом, волей и силами души. Окажется, что без разума, без разумения учений Церкви совесть слепа. Равно и неразвитый разум не может разъяснить себе требований совести. Томит совесть, а почему и куда – не ясно.

Воля постоянно враждует с совестью и тормозит ее развитие. Она не любит разсматривать себя в зеркале совести.

Силы души должны бы быть в единогласии с совестью, но грех разстроил их и пропитал своими покровами. Поэтому совесть, зависимая от греховных покровов, может погрешать и заблуждаться, может быть глуха, а может спать.

И, наконец, что значит делать все по вере? Нужно, как минимум, распознавать этап веры, ее степень, различать ее состояние, чтобы не заблуждаться относительно себя, сотрудников и подопечных. Человеку сегодня очень трудно разобраться в себе, тем более в вере, которую помрачают столько покровов и внутренних соблазнов и искушений как со стороны мнительных и порой обильных знаний о христианстве, так со стороны греховных покровов сердца и со стороны уз духа. О первых подробно и хорошо пишет митрополит Вениамин (Федченков) в своей книге «О вере, неверии и сомнении». О вторых и третьих отошлю вас к своим книгам: «Родительство, семья, община» и «Пути и ошибки новоначальных». Там найдете много подробностей.

Все, сказанное здесь, относится к уразумению учений Церкви То есть к постижению тайн Божиих. Когда слова учений напояются силою и делаются Божественной реальностью. Так например, если учение Церкви говорит об устроении человека, тогда, трудясь над словом учения, человек начинает в себе распознавать то, о чем ему говорит учение. Или больше того, душа, встречаясь с знаниями Церкви, узнает себя в них и навстречу им оживает, высвобождается. Так что слово сообщается душе и душа совершается в слово.

Если учение Церкви говорит о Господе, о Святой Троице, о вышеестественных явлениях благодати, тогда разумная сила души приемлет их в начальное вдение, не в знание только, принадлежащее разсудку, но в, разумом осязаемую, явь. «Кто премудр и сохранит сия: иуразумеютмилости Господни»(Пс.106:43). «В заповедех Твоих поглумлюся иуразумеюпути Твоя. Открый очи мои иуразумеючудеса от закона Твоего. Пути моя возвестих, и услышал мя еси: научи мя оправданием Твоим. Путь оправданий Твоихвразумими. Благости и наказанию иразумунаучи мя. Вразуми мя и научуся заповедем Твоим. Видех не разумевающыяи истаях: яко словес Твоих не сохраниша»(Пс118:15,18,26,66,73,158).Такое восприятие слов Божиих святые отцы называют смиренномудрием. Оно предваряет смирение и ведет к нему. Смиренномудрием совершается уразумение.

Вот какое толкование дают святые отцы на другие слова псалма, которые приведем ниже. «Давид боялся более заповедей Божиих, нежели князей века сего – духов злобы и подвластных им злых людей. Поэтому, хотя Саул с приближенными и гонялся за ними по пустыне, но Давиду все это было не страшно, потому что сердце его боялось словес Божиих. «Князи погнаша мя туне, и от словес Твоих убояся сердце мое» (Пс.118:161). Услышать в этих словах псалма приведенное пред ними толкование и позволяет смиренномудрие. И далее: «Возрадуюся аз от словес Твоих, яко обретаяй корысть многу»(Пс.118:162).

«Вернейшее соблюдение слова, – говорят свв. Иоанн Златоуст и Афанасий Великий, – бывает то, которое производится с радостью. Поэтому святой муж не из страха только оказывал повиновение Божественным словесам, но с великою радостью, какая бывает о приобретенном богатстве. Вот урок нам, чтобы выше всякой радости мы ставили веселие и радость о заповедях Божиих»[1].

Такое восприятие учений Церкви перестает быть схоластикой. И без него невозможно истинное воцерковление. Это первое устроение, над которым нужно трудиться.

В самом начальном приближении, в доцерковном нашем опыте уразумение – это возвращение к прочитанному после пережитого опыта. Каждый из нас знает, как вторичное чтение одной и той же книги спустя длительное время (два-пять лет) открывает ее совсем по-новому. Текст и содержание те же самые, а впечатление совсем иное. Порой открываются такие мудрости, о которых мы не подозревали при первом прочтении. Текст ли за это время изменился? С книгой ли это сделалось? Нет. И текст, и книга те же. Мы изменились. Тем бльшие перемены восприятия содержания бывают, когда прочитанное и отпечатлевшееся в душе долго хранится в ней, и однажды случится событие, в котором прочитанное произойдет с нами. Если после этого вернуться к книге и прочесть это именно место еще раз, оно заиграет порой иными оттенками, и даже смысл может перемениться. До опытного переживания так прочесть данный текст мы не могли. Это возвращение к содержанию после пережитого опыта и новое его восприятие и есть его начальное уразумение. До этого уразумения не было, было понимание. И оно было разсудочным, а у кого-то и вообще рациональным.

Таким образом, уразумение – это содержание, наполненное опытом. Уразумение учений Церкви или разумение Евангелия – это восприятие слов, содержания личным опытом, в котором пережито содействие благодати. Уразуметь слово – это значит сердцем, разумом прикоснуться к тайнам Божиим, пережить присутствие Божие. Опытно. Услышать невидимое, прикоснуться к несказуемому. Например: «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:19). «ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк.1:76-77); или «дай мне уразуметь путь повелений Твоих» (Пс.118:27), или «но они не уразумели этого сердцем» (Ис.42:25). Если человек прочитал, затем в событиях жизни опытно пережил и заново вернулся к прочитанному содержанию, значит он совершил уразумение первой степени. Если далее по жизни Господь дает пережить заново прочитанное во второй раз, тогда в третье возвращение к тексту будет уразумением его второй степени. И так всю жизнь. Сколько ни перечитывай Евангелие и святых отцов, уразумению их не будет конца. И всякий раз мы будем открывать, что предыдущее уразумение было неполным. Вот что говорится в толковании к Псалтыри[2]: «Нам нужно Божественное разумение, чтобы преуспевать в добродетели: упражняться в милосердии к людям без тщеславия, не домогаться человеческих похвал, жить в целомудрии. Нужно молить Господа, чтобы Он вразумил пройти путь этот истинно и сердечно; ибо сила не во внешнем ходе дела, а во внутренних расположениях сердца».

Восприятие текста может совершать разсудок. Тогда это будет понимание. Или воспринимает текст разумная сила души. В таком случае это будет уже уразумение, т. е. содержание будет принадлежать внутренней душе, началу внутреннего человека, будет вразумлять. Уразуметь – ощутить, почувствовать существо излагаемого, но не в представлении, а в чувстве сердца. В том самом чувстве или чувствии, которое слышит благоразумие, мудрость. Церковно-славянский словарь Дьяченко эту способность чувствия называет высшей способностью человека, сообщающейся с Божеством. Это уже дух человека. «Был еси и престал чувствия и мудрости приятелище» – то есть: ты был седалищем благоразумия и вместилищем мудрости. Или: «Не разумеюще бо Божия правды и свою правду ищуще поставити» (Рим.10:3); или: «хотяще быти законоучителем, не разумеюще ни яже глаголют, ни о них же утверждают»(1Тим.1:7); или: «Разумех, Господи, яко правда судьбы Твоя» (Пс.118:85). Если теперь содержание уразумения мы воспроизводим в разсудке, оно становится для нас пониманием.

Уразумение и понимание текста существенно различаются. В уразумении душа слышит и одновременно в себе воспроизводит излагаемый предмет как живую реальность. Предмет присутствует в ней не в отраженном представлении, а в его сущностном бытии, как сейчас и действительно существующий и благословленный к всегда существованию. «Сейчас» по церковно-славянски – это ныне, «всегда» – это присно. Слышать в существе живое существование существующего и есть свойство разумной силы, есть уразумение, ею совершаемое.

В понимании же разсудок отображает в виде представлений часть того, что известно разумению (здесь разумение, как итог, плод уразумения). И это в том случае, если разсудок приучен прислушиваться к разумению. Равно разумение, чтобы выразить в слове то, что в себе содержит, прибегает к помощи разсудка. Если же с текстом книги дело имеет только разсудок, тогда он воспринимает из текста только то, что входит в его рассуждение. Разсуждать – значит различать, распознавать, т. е. выделять из массы разных предметов, значит выделять признаки, свойства, по которым и можно отделить одно явление от другого, один предмет от другого. Разсудить – значит разобраться, расследовать судом, совершить суд по поводу какой-либо мысли. Взвесить, уяснить, выявить последовательность, взаимосвязь. Не подлежащее разсуждению не понимается и потому не берется. Иной раз книгу святого отца человек читает, перечитывает, но ум скользит по тексту, а взять ничего не может. Значит, текст не поддается рассуждению, пониманию. Либо этот текст берет механическая память, если она есть у кого (мало таких людей, в основном люди запоминают логической памятью, т. е. тоже разсудительной).

Чтобы учения Церкви брать сразу уразумением, нужно разумную силу души иметь свободной от греховных покровов самообольщения, разсеяния и плотяного покрова. А так как такого состояния у людей и ни у кого из нас нет, значит, над обретением его нужно трудиться. Т. е. извне пробиваться к разумной силе и разумению. Важными действиями при этом будут три.

Три шага к уразумению

Первый. Внимательно вчитаться в текст Евангелия, или святого отца, или сформулированного учения Церкви. Разсудительно усвоить его в меру, насколько хватит разсудительности.

Второй. Носить с собой в сознании, но не для общения и разговоров, не для суждений и пересудов, а для осуществления в жизни, одновременно испрашивая у Бога самого осуществления. Нужно помнить, что описанное у святых отцов и в учениях Церкви происходит не без благодати Божией. Более того, именно при участии Бога происходимое с нами и есть собственно то, что описано, и мы читаем в трудах отцов Церкви. Без Бога это будет какая-нибудь прелесть. Поэтому второе действие или второй шаг – это Богом даруемое осуществление усвоенного или опытное его переживание.

Третий. Нужно вернуться к тексту и внимательно прочесть его, вникая в его содержание уже не разсуждением, а опытным разумением, т. е., не разсудком, а разумной силой души. В последующем, когда действие разумной силы будет пережито во вкусе и усвоится в начальное делание, тогда при всяком первом чтении нового текста сразу идти мимо разсудка. Когда в разумении закрепится читаемое, тогда только сделать его и достоянием разсудка. При этом, когда пользуешься разсудком, самому оставаться в разуме души, т. е. там, где предмет по существу всегда жив. В разсудке он умирает, и остается один логический слепок с него. Этот слепок может быть введен даже в компьютер, и компьютер будет делать с ним то же, что делает разсудок. Содержание же разума в компьютер ввести нельзя.

Культура разумного обращения с текстами, звучавшими на слух в храмах, была свойственна православным людям в прошлые века. Она естественно складывалась благодаря устному преданию, т. е. непосредственному общению человека с человеком, без книг, от разумения одного к разумению другого. От жизненных поступков и слов одного к жизненным поступкам и словам другого. Равно и во время богослужений тоже уразумение или в разуме совершаемое обращение к другому совершалось в непосредственном общении с Богом в молитве и со священником во время проповеди. Особенно эта культура живого общения складывалась в простом народе русском, которые не знали письма и книг. И складывалась с самого детства, в котором не было разжигающих воображение приключений, волшебных сказок, неосуществимых и нереальных фантазий. Тем более не было телезрелищ и компьютерных игр. Детская душа сохранялась в ее разумном естестве чистой и неоскверненной. Соответственно, в том естественном соотношении разумной силы души и разсудка, уразумения и понимания, в котором первое было базисом, второе – обслуживанием первого, или служением первому.

Теперь же все перевернулось. Разсудок вышел в полное превосходство над разумной силой, а в наше время настолько, что жизнь уразумения телевизионные дети теряют уже к четырем годам. Все дальнейшее доделывает с ними школа с ее рациональным обучением, продолжающийся телевизор и входящий к ним на подмогу компьютер. Таковыми сделались сегодня и многие взрослые.

Одновременно с этим между пониманием и уразумением в сознании человека образовалась мощная сила – самомнение. Оно теперь перехватывает все содержание разсуждения, в себе складывает свое собственное понимание, и даже если в точности отражает содержание учения Церкви, то задерживает его в области представлений, т. е. той области, в которой это содержание теряет благодатное наполнение, а живет и поддерживается энергией самолюбия от уз духа и в таком виде пользуется в делах: в разсуждениях, обучении, в общении, во взаимных спорах, статьях, книгах, конференциях, в устроении богослужений, воскресных школ, огласительных курсов, православных гимназий. В том числе и наши духовные семинария и академия являются, в основном, такими же. Спасаются от этого рационального обучения лишь те семинаристы, которые от рождения одарены разумением и уразумением и могут устоять в них в годы учебы. Мы же можем с большою скорбью констатировать реальный факт, что у большинства людей нет сегодня другого знания, кроме как самомнительного. Чтобы появилось знание разумное, нужна совсем другая культура обучения. Недаром есть еще духовники, которые не благословляют своих чад учиться рациональным богословским наукам. Иным образом ведут их к Евангелию, трудам святых отцов и учениям Церкви.

Святитель Феофан Затворник в своей книге «Начертание христианского нравоучения» приводит еще способ разумного собирания. Он пишет: «Старцы Божии заповедуют, обыкновенно, держаться следующего порядка: сосредоточить внимание свое на избранном тобою предмете, например, присутствии Божием, смерти, крещении, и разсматривай его с разных сторон. При сем каждую родившуюся у тебя мысль старайся проводить до чувства или внедрять в сердце, например, из мысли о близости смерти роди страх или раскаяние, из помышления об обетах крещения радость или печаль, и проч. Заключай же всякое размышление выводом правил действий для себя, применительно к твоей жизни и твоим обстоятельствам; например, Бог везде есть, все видит, следовательно, и меня; не буду же я допускать худых помыслов, – лучше умру, нежели согрешу; а в таком-то случае буду поступать так и так, чтоб не прогневать Бога, видящаго меня»[3].

Теперь, чтобы переходить ко второму устроению (первое – разумение учений), нужно иметь плод первого – уразумение содержания учений. Не понимание только, но, прежде всего, разумение. Тогда вторым устроением человека на пути к сообразованию себя с Господом и угодниками Божиими будет разумение себя, жизни и своего служения.

2. СПОСОБНОСТЬ К РАЗУМЕНИЮ СЕБЯ, ЖИЗНИ И СВОЕГО СЛУЖЕНИЯ

Пожалуй, это самое трудное для современного человека действие. На пути к нему лежат мощные механизмы самообороны, которые не пускают благодать проникать к душе и к духу человека. Мы имеем регулярное причастие Тела и Крови Христа. Что сильнее может быть в действиях Бога по отношению к человеку, как не это таинство сокровенного единения Бога и человека? Казалось бы, мы должны видимым образом преображаться после каждого Причастия. Увы, не только преображения, но и чувства себя причастником человек может не испытывать. Нет разницы: что причащался, что нет. Одна из причин этого – мощные греховные защиты, которые современный человек имеет в себе и ими не пускает к себе благодать. Это механизмы самомнения, своеволия и своенравия.

Самомнение – способность составить обо всем, и особенно о людях, свое мнение и затем упорно держаться его. Другой человек может покаяться, может изменить весь строй своей жизни, а мы по-прежнему будем иметь свое, однажды сложившееся к нему отношение. Этот механизм работает как сильнейшее вражье средство по разрушению людей в семье, при переходе из поколения в поколение. Так, почти нет родителей, которые к своим детям имели бы отношение как к чадам Божиим. Т. е. имели бы свободное, от чистых сил души, что значит – от чистого сердца – отношение к своим детям. Есть непременно какое-то мнение о своем ребенке. У каждого родителя свое. Мой ребенок самый красивый, самый лучший, самый умный, одаренный. Или – мой просто умный, просто хороший. Или – мой урод, образина, недоумок, калека. Или – мой больной, нежный к суровым условиям, слабый. Или – ни к чему не годный, руки не оттуда растут, растяпа, оболтус. Или – чтоб пропал, да лучше б ты не родился, навязался на мою голову. Все это мнения, имеющие активный характер. Родитель не один раз его повторяет. Более того, он относится к ребенку из этого мнения и обращается с ним также из него.

Нужно ребенку иметь очень большую нравственную и духовную одаренность от Бога и сугубый ангельский покров, чтобы остаться свободным от насилия родительского отношения к нему. Увы, большинство детей не имеют этой одаренности. Греховные покровы их, непроизвольно для самого ребенка, ловят эти мнения родителей, напояются ими, т. к. для покровов это лакомая пища, это то, от чего сам покров получает свое развитие. Так, дитя, рожденное с нераскаянными родительскими грехами и страстными наклонностями в душе, полученными от родителей, в первые же годы своего развития начинает проявляться в них, и получает в этих наклонностях сильную поддержку и развитие через непроизвольное обращение родителей с ним. Непроизвольность эта имеет скрытый самомнительный характер, которого родители обычно даже многими годами церковной жизни не могут в себе распознать.

Самые тяжелые наложения самомнительных родительских образов на детей происходят сегодня у мам, чувственно привязанных к своему ребенку, особенно к мальчикам. В этих случаях болезненное изменение характера и всей психики ребенка простирается уже на всю жизнь ее дитя. Ребенок отвечает ответною привязанностью и превращается в придаток мамы, который неспособен к самостоятельной жизни ни в двадцать, ни в сорок, ни даже в пятьдесят лет. Так и остается при ней с изуродованной душой, с неврастеническими и подобными им повреждениями психики и всего уклада жизни. Это особая и очень большая, по нынешнему времени, тема. Отложим ее для другой, более удобной для этой темы книги.

О том, что и описанные здесь, и другие отношения родителей к своим детям являются самомнительными, свидетельствуют: а) потрясения, которые переживает родитель, узнав о своем ребенке нечто такое, чего он не подозревал, или сам увидев его иным, таким, каков он вне дома; б) потрясения от поступков ребенка, от первых его краж из дома, его курений, лени, распоясанности, первых капризов, упрямств и др., в) потрясения, недоумения и скорбь от того, каким он вдруг делается в подростковом возрасте, в юношеском, причем подобные потрясения и недоумения могут происходить не только от злых, но и от добрых и неожиданных для родителя проявлений ребенка (надо же, какой он оказался), г) недоумения перед задачей видеть в ребенке чадо Божие – как это, что это такое? вижу, как вижу, но чадо не вижу; д) недоверие педагогическим книгам, особенно по церковной педагогике, или невосприятие их – мол, сама знаю, как воспитывать и что, а как вы пишете и Церковь пишет, это все не для нас, для нас нужно что-нибудь попроще.

Самомнение составляет одну из значительных причин расстройств супружеских отношений. Сколько ссор, недоразумений, ложных упований и затем разочарований происходят только по тому, что один не так, т. е. самомнительно, услышал другого и сразу не уяснил ошибку. Сколько неожиданностей переживают супруги друг от друга оттого, что в период жениха и невесты насочиняли себе самомнительный образ о другом, еще больше самомнения сочинили относительно себя – и любить буду до смерти, и потерплю все неожиданности его характера, и буду уповать на Бога, и крест понесу, какой бы он ни был, лишь бы сейчас пожениться.

В этом же механизме может протекать все супружество. «Еще немного подожду, все изменится, он сделается другой, я сама перестроюсь, Господь нас не оставит». Откуда ей знать, что даже в этом «Господь не оставит» нет действительного упования, а одно самомнение строит розовые пустые утешения. Что в этом «немного подожду, потерплю» нет свободы сил души и духа, и потому одно неблагоразумное поведение, самообольщение, глупость даже в поступках и самоослепленное, а вместе с тем, очень обнадеженное упрямство.

Равно бывает много и обратного содержания самомнения, когда супруг подозревается в тех или иных поступках, когда усваиваются ему смыслы поведения, не имеющие к нему никакого отношения – «а, теперь знаю, почему ты так делаешь; что от тебя еще можно ждать, ты такой был, есть и будешь»; – когда извращается весь характер церковной жизни и из-за самомнения видится все в черном свете, без намека на христианское утешение, без правды человеческой, не говоря уже о Божией, в свете одной только правды греховной. Самомнение, усиленное эмоциями досады, саможаления, ревности, обиды, не может в этой, для нее как бы правде, увидеть, что она (правда) греховная. Еще бльшим самомнением напоены бывают мужья. Наиболее глубокие самомнительные мысли открываются обычно тогда, когда муж выпьет. Всякое чувство приличия слетает как пыль, и он начинает нести околесицу, какой свет не видывал. Каких только подозрений ни услышит жена, родители. Оказывается, он болезненным самолюбием или ревностью подхватывал какое-нибудь слово в речах жены, не дослушивал ее до конца или вообще не вдавался в смысл ее речи, и, зацепившись за слово, придавал ему значение, какого она и близко не имела ввиду, достраивал из него какую-нибудь свою картину, закручивался на нее, но молчал, досадуя, злобясь и обижаясь. Теперь, напившись, все содержание самомнительного ада своей души он будет обрушивать на жену или на ближних, совершенно уверенный, что он правильно услышал, что он и без того знал, что его не любят, что он никому не нужен, что она у него такая-сякая и прочую всякую напраслину.

В самомнениях складываются в основном все наши отношения с окружающими людьми. Мнение о человеке мы начинаем складывать с первой же минуты знакомства с ним. И все последующие с ним отношения – это, в основе своей, продолжающееся самомнение о нем.

Жизнь в сфере самомнения о людях занимает так много места в нас, что настоящих, чистых и, тем более, действительно дружеских отношений просто быть не может. Их и нет сейчас среди людей. Но если нет даже дружеских отношений, тем более неоткуда взяться отношениям братским и сестринским во Христе. Христа в наших отношениях нет. Вместо Него – самомнения о других. Одни – как приятное впечатление о человеке, нечто, рождающее симпатию к нему, доверие, влечение; другие – как рождающие неприязнь, гнушение, небрежение ближним; третьи – как причина равнодушия, нечувствия человека.

Жизнь в сфере самомнения порождает острое влечение к слухам, разным пересудам о других, расцвечивание этих слухов в разные тона личного отклика, одни – в тона розовые и восторженные, другие – в тона пасмурные и мрачные. Такое расцвечивание так лакомо человеку, что оно для него как жизнь. Осуждение – грех этой сферы жизни. Причем ни положительный, ни отрицательный тон отклика в самомнении не будет устойчивым. Едва только другой не угодил, как самомнение в отношениях с ним тут же переменится с плюса на минус. И наоборот, как только человек угодит, он в одночасье делается желанным, приятным, нужным.

Второй механизм греховной защиты – своенравие. Когда человеку безотчетно или явно нравится свой характер, свои манеры, тон голоса, походка, привычные чувства, действия, привычный ход мыслей, чувствований. За этим скрываются очень глубокие привычность и довольство всем своим, т. е. внутренним складом души и разными чувствованиями себя. Это любовь к тому, что составляет натуру человека. Этой натуры иногда бывает так много и она с такой любовью и беззаветностью носится человеком в себе самом, что, с одной стороны, удивляешься широте, с которой человек живет собою, а с другой, скорбишь за такую самовлюбленность.

Однажды к нам в училище заехала семья священника с детьми. Матушка, открытая, жизнелюбивая, немного полная, костистая, свободно вошла ко мне в кабинет: «Ну, рассказывайте, как вы здесь живете?» По-хозяйски, широко разставив ноги под широкой юбкой, села, без всяких стеснений расположилась на стуле, заполонив собою все пространство вокруг себя, и начала по-простому, с живым любопытством оглядываться вокруг. О благословении, о приветствии не было даже речи. Я понял, что она так привыкла жить – широко, с любовью к своей натуре и с любовью к жизни. Подобного склада матушек, чуть скромнее в поступках и аккуратнее в манерах, я встречал не один раз в своей жизни. Рядом с ними были всегда такие же дети. Только в них, чем они были младше, тем больше в эту любовь к своей натуре примешивались вольность, дерзость, непослушание. Ребенок шел или лез куда хотел, напролом, наперерез, невзирая на окружающих. Как будто их, окружающих, просто не было или они были для него наряду с мебелью.

Дети постарше немного ориентировались среди людей, в чье окружение они попадали, но при этом все равно все их общение было только с матушкой или с батюшкой. Не обращая внимания на тех, с кем матушка и батюшка беседуют, они дергали их разными вопросами, репликами, впечатлениями, неожиданно вспомнившимися подробностями. И матушке, и батюшке обычно нравились свои дети и нравилось их такое прилепление к ним. Они и не останавливали их, разве уж когда черезчур те расшалятся. Благодать ли давала им такую свободу или положение при матушке, при батюшке – не знаю. Бог знает.

Совсем другой склад своенравного характера проявляется в наглости, хамоватости, властности и надмении матушки. Когда она ни во что никого не ставит и при этом со властью управляет всеми, кто попадается на ее пути. Встретив на приходе пришедших не своих детей, подростков и молодежь без лишних разговоров определяет, кому что для нее делать. Да и со взрослыми не церемонится. Живя в общежитии, всем общим будет пользоваться, как своим, ни у кого не спрашивая, никому не подчиняясь. На замечания скажет: «Цыц!» – или смерит взглядом и продемонстрирует полное небрежение, а то и отшутится, продолжая делать свое. И батюшка управиться с ней не может, и духовник, если таковой есть. Бывало, тому и другому скажет: «Ну что я могу с собой сделать? Ничего. Принимайте меня, уж какая есть». Ни скорби о себе, ни самоукорения.

Своенравие может удерживать матушку в любом ее характере, какой бы он ни был. Одну в обидчивости, капризах, другую в постоянной ревности, подозрениях, третью в безпечном жизнелюбии и ухарстве даже, четвертую в деловитости, пятую в лени, рассыпанности. Матушка может даже пытаться как-то исправить себя, но копнет раз-два в свою сторону и бросит это занятие, снова перехваченная своей любимой натурой, будет жить в ней и ею. Попытаешься ее остановить. Если доверяет, остановится, но через минуту – опять за свое.

«Есть религиозность – пишет священник Александр Ельчанинов в своих «Записях»[4], – тесно спутанная с эмоциями эстетическими, сентиментальными, страстными, легко уживающаяся с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника, исповедь их трудна, так как они приходят на исповедь, чтобы пожаловаться на других, поплакать, они полны собой, легко обвиняют других. Недоброкачественность их религиозной экзальтации лучше всего доказывается легким переходом к раздражительности и злобе. Люди этого типа дальше от возможности настоящего покаяния, чем самые закоренелые грешники».

«Неврастения», «нервность» и т. п., – пишет он в другом месте, – мне кажется, – это просто виды греха и именно греха гордости. Самый главный неврастеник – диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого. И обратно – почему неврастения выражается непременно в злобе, раздражительности, осуждении всех, кроме себя, нетерпимости, ненависти к людям, крайней чувствительности ко всему личному?»[5]. Мы добавим к этому, что неврастения – один из видов болезненного своенравия.

Оба эти механизма – самомнение и своенравие – закрывают сердцу действительное значение и смысл евангельских слов и писаний святых отцов. Человек читает содержание на свой лад, делает свои, ему только ведомые акценты и порой может вытащить из текста то, чего там совсем не содержится, но на этом сделает упор, выведет какую-нибудь для себя мысль и по ней будет строить свои поступки.

Своенравие может выдумывать какие-нибудь обычаи, которые ему очень понравились, и с упорством держаться их. Например, с умилением подставлять ладони, когда священник благословляет из алтаря: «Мир всем» – и затем прижимать их к груди, как будто поймали что-то. Или воду богоявленскую чтить особо, а крещенскую меньше, не различая, что Крещение Господне и есть Богоявление, и чин освящения воды один и тот же. Или праздник Рождества Христова чтить выше, чем праздник Крещения Господня. А уж сколько суеверных обычаев может придумать своенравие только потому, что какое-то действие или смысл уж больно понравились душе! При этом своенравные впечатления бывают так сильны, что никакое разумное отражение их не может с ними ничего сделать. Будут держаться за них до смерти.

Власть своенравия – это одна из центральных причин, почему человек не меняется в нраве, порой десятками лет пребывая в Церкви. Как была матушка своенравной, так и остается такой. Притча во языцех – верующие бабушки в храмах, разгоняющие новичков своим нравом. Каждый из нас эту власть испытал на себе не единожды. Вот матушка читает о кротости, незлобии. Нравится ей читаемое. Умиляется даже житийным рассказам. Но час спустя обратился к ней батюшка. Вспомнила было о кротости, да поздно уже. Привычно взметнулась в душе резкость в адрес батюшки, и было уже не остановить. Сознанию нравится кротость, а душе своенравной нравится резкость. И второе «нравится» оказалось сильнее.

Если бы то, что нам нравится во время чтения, мы бы усваивали душе, народ Божий только одним чтением был бы возстановлен к райской жизни. Увы, ничего подобного не происходит. А ведь столько и так много начитанных людей, как в наше время не было ни в один прежний период христианства. Почему же не происходит перемены нрава? Потому что, помимо прочих причин, есть самомнение и своенравие. Мы не говорим пока еще о своеволии.

Самомнение имеет жажду к чтению. При этом, разсудочно воспринимая читаемое, оно переживает его содержание в эмоциях. Эмоциональная жизнь выращена у современных людей в телевизионных и театральных зрелищах. Она подкреплена и сделалась навыком благодаря эмоциональному чтению в детстве и подростковом возрасте, когда чтения было много, а жизненных поступков по прочитанному мало, или они вообще не требовались. Если же чтение возбуждало подражание, оно, в основном, все проигрывалось в мечтах и грезах, лишь некоторая часть совершалась в жизни, и то – не столько в поступках, сколько в некотором воображульстве, которое свойственно подростковому возрасту. В жизненный поступок выходила ничтожно малая доля. Эта-то часть читаемого и становилась достоянием нрава и то в ту меру, в какую нам удавалось прочитанное воспроизвести в своем поведении.

Людей, склонных больше к мечтательному воспроизведению, называют романтическими натурами. Тех, кто на какой-то период проигрывает в своей жизни образ прочитанного героя, называют воображалами или артистами в жизни. И только те, кто действительно прочитанный образ берут в свой нрав, являются действительными учениками у прочитанного. Таких немного. Это люди, у которых пониженное своенравие и повышенное или высокое ученичество.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *