Усредненный показатель частоты предоставления медицинской услуги что это
Материалы
Стандарты лечения в РФ
Разработка МЭС требуется для решения следующих задач:
– для выбора оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациента;
– для проведения экспертизы качества и объема оказанной медицинской помощи в соответствии со стандартом помощи по конкретному заболеванию;
– для расчета необходимых затрат на оказание медицинской помощи.
Стоит отметить, что медико-экономические стандарты, внедряемые Минздравом РФ в последние годы, являются клинико-экономическими стандартами – нормативными документами, описывающими оптимальный объем медицинской помощи, которая должна быть оказана пациенту с конкретным заболеванием с количественными характеристиками медицинских технологий, частоты предоставления услуг, среднего количества их назначений на отдельный случай лечения, дозы, а также количества лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Частота предоставления медицинской услуги
Данная характеристика может принимать значение от 0,01 до 1,0, где 1,0 означает, что всем 100% пациентам, к которым применяется данный стандарт, необходимо предоставить названную услугу. Цифры менее 1,0 (десятые и сотые доли) означают, что настоящая услуга оказывается не всем пациентам. Так, при частоте 0,1 услуга предоставляется 10% пациентов, а при частоте 0,05 – 5%.
Медицинские услуги с частотой выполнения 1,0 формируют основной перечень медицинских услуг, а услуги с частотой выполнения менее 1,0 – дополнительный перечень.
Основной перечень – это набор медицинских услуг, который должен быть предоставлен всем пациентам в рамках конкретного МЭС, независимо от особенностей течения заболевания. Дополнительный перечень, в свою очередь, учитывает особенности течения заболевания.
Назначение лекарственных средств согласно МЭС
Лекарственные средства в МЭС представляются в формате клинико-фармакологической классификации с указанием фармакотерапевтической группы и подгруппы, к которой относится конкретный препарат. Например, фармакотерапевтическая группа может быть указана как “средства для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей”, а фармакотерапевтическая подгруппа – как “диуретики”.
Международное непатентованное наименование лекарственного средства (далее – МНН). Торговые наименования лекарственных средств не могут указываться в МЭС, лекарственные средства указываются в МЭС исключительно согласно МНН.
Кроме того, МЭС содержит:
– форму выпуска, дозировку и пути введения лекарственного средства;
– среднее число единиц лекарственного средства на курс лечения в стационаре, дневном стационаре при амбулаторном лечении;
– частоту назначения лекарственного средства (потребность) в группе пациентов, подлежащих ведению в рамках данного МЭС. Расчет данной частоты аналогичен расчету частоты предоставления медицинской услуги.
Значение МЭС для врача и пациента
Несмотря на то, что технология разработки и внедрения медико-экономических стандартов производится с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта по разработке стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, научных публикаций и действующих нормативных документов, определяющих оценку и управление качеством медицинской помощи, выявляется большое количество недочетов в их структуре. Например: наличие избыточного или недостаточного количества медицинских услуг, включение методов лечения с недоказанной эффективностью, отсутствием в некоторых стандартах доказательной базы по оказанию помощи при конкретных заболеваниях. Медико-экономический стандарт – это документ, необходимый для организаторов здравоохранения, главных врачей лечебно-профилактических учреждений, ответственных за качество оказываемой помощи и за оснащение ЛПУ необходимым оборудованием и лекарственными препаратами. Минздрав РФ утвердил проекты тысячи стандартов медицинской помощи, включающих наиболее распространенные нозологические формы (заболевания и синдромы). Всего планируется внедрить более 2 тысяч нормативов. В ведомстве говорят о том, что новые стандарты существуют в первую очередь для экономических расчетов – лечение за рамками стандартов финансироваться из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) не будет. Тем не менее, врач вынужден знать суть МЭС, чтобы иметь представление, какие услуги могут быть финансированы за счет средств страховой компании или фонда ОМС. Так, например, в Постановлении Правительства Москвы от 28.12.2011 №661-ПП “О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в городе Москве на 2012 год” отмечается, что “ оплата законченного случая госпитализации (за пролеченного больного) производится по медико-экономическому стандарту”.
Стандарты нужны для того, чтобы обеспечить права пациентов на получение единой помощи в зависимости от заболевания и требуемой ему помощи, а не в зависимости от желаний или финансовых возможностей региона или города. Таково практическое значение МЭС для пациента. Большего интереса для обычного человека данные нормативные документы данные стандарты не представляют.
Отличие медико-экономического стандарта от клинических рекомендаций
Разработка рекомендаций отличается своей организованной методологией, гарантирует современность, достоверность, доказательность и эффективность, опираясь на международный медицинский опыт и данные многочисленных рандомизированных клинических исследований. Суждение об эффективности может быть основано на строгих научных доказательствах. Существует система ранжирования эффективности предлагаемых медицинских вмешательств по уровням достоверности в зависимости от количества и качества имеющихся доказательств. Каждый указанный в рекомендации метод лечения или диагностики сопровождается указанием степени доказательности (от A до D – от высокодостоверного до метода с неопределенной достоверностью, соответственно).
Клинические рекомендации разработаны врачами международных профессиональных сообществ для использования врачами практического здравоохранения и служат не только для обеспечения качества медицинской помощи, но и для обеспечения максимально возможного результата и безопасности для пациента. Данные документы не являются экономически- или фармацевтически-ангажированными, а служат для реализации принципов “доказательного здравоохранения” (evidence-based health care) – здравоохранения, основанного на принципах доказательной медицины. В России клинические рекомендации носят название “национальных руководств” по специальностям, они разработаны научными профессиональными сообществами, опираясь на международный и отечественный опыт. Национальные руководства рекомендованы к применению в практической деятельности российского врача. Данные руководства издаются на бумажных и электронных носителях и могут быть приобретены в магазине специализированной литературы.
Медико-экономические стандарты публикуются и обновляются с определенной периодичностью и доступны в электронном виде на сайте Министерства здравоохранения РФ.
Стандарты лечения в РФ в формате *.DOC: MS Word
Стандарты лечения в РФ в формате *.PDF: Acrobat Reader
Приложение. Порядок разработки стандартов медицинской помощи
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 8 февраля 2018 г. N 53н
Порядок разработки стандартов медицинской помощи
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
2. Стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 1.
Информация об изменениях:
2.1. Стандарт медицинской помощи состоит из паспортной и основной частей.
Информация об изменениях:
3. Паспортная часть стандарта медицинской помощи включает:
1) возрастную категорию пациента;
3) вид медицинской помощи;
4) условия оказания медицинской помощи;
5) форму оказания медицинской помощи;
6) фазу течения заболевания (состояния);
7) стадию и (или) степень тяжести заболевания (состояния);
8) осложнение (при наличии);
9) среднюю продолжительность лечения законченного случая (количество дней);
10) нозологические единицы с указанием кода в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем.
4. Основная часть стандарта медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
Информация об изменениях:
1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг 1-1 ;
3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека 2 ;
4) компонентов крови;
5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
5. Разработка стандарта медицинской помощи включает в себя формирование проекта стандарта медицинской помощи и проекта нормативного правового акта об утверждении стандарта медицинской помощи.
а) главными внештатными специалистами Министерства;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья;
в) Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;
г) департаментами Министерства.
7. Предложения по разработке проекта стандарта медицинской помощи направляются на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, и включают в себя следующую информацию:
а) наименование заболевания (состояния), включая стадию и (или) степень тяжести заболевания с перечислением осложнений (при наличии) с указанием кода в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем;
б) возрастную категорию пациента;
в) условия и форму оказания медицинской помощи;
г) рекомендуемые к включению медицинские услуги, лекарственные препараты;
д) рекомендуемые к включению медицинские изделия, имплантируемые в организм человека, компоненты крови, виды лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
е) иное, исходя из особенностей заболевания (состояния).
Информация об изменениях:
7.1. Разработка стандарта медицинской помощи осуществляется на основе соответствующих клинических рекомендаций не позднее 6 месяцев после их размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Информация об изменениях:
8. Включение в проект стандарта медицинской помощи медицинских услуг, лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, осуществляется с учетом наличия их в клинических рекомендациях.
11. Организационное и методическое обеспечение разработки стандартов медицинской помощи осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства, в соответствии с уставом федерального государственного бюджетного учреждения.
12. В рамках организационного и методического обеспечения разработки стандартов медицинской помощи осуществляется:
1) размещение проектов стандартов медицинской помощи в информационной системе;
2) медико-экономическая оценка стандартов медицинской помощи;
3) экспертиза стандартов медицинской помощи в части:
а) соответствия медицинских услуг номенклатуре медицинских услуг, а также корректности усредненных показателей частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг;
б) наличия государственной регистрации лекарственных препаратов на основании сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств;
в) соответствия указания фармакотерапевтической группы анатомо- терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
Информация об изменениях:
г) соответствия средних доз лекарственных препаратов инструкции по применению лекарственного препарата и клиническим рекомендациям и корректности усредненных показателей частоты предоставления лекарственных препаратов;
д) соответствия медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденному Перечню медицинских изделий;
е) соответствия средних доз компонентов крови клиническим рекомендациям и корректности усредненного показателя частоты предоставления компонентов крови;
13. В рамках установленной компетенции департаментами Министерства осуществляется оценка проекта стандарта медицинской помощи:
1) Департаментом лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий, Департаментом государственного регулирования обращения лекарственных средств в течение 15 дней с даты размещения проекта стандарта медицинской помощи в информационной системе на предмет:
а) наличия государственной регистрации лекарственного препарата на основании сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств;
б) соответствия указания фармакотерапевтической группы анатомо- терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
в) соответствия средних доз лекарственных препаратов инструкции по применению лекарственного препарата и клиническим рекомендациям и корректности усредненных показателей частоты предоставления лекарственных препаратов;
г) соответствия медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, утвержденному Перечню медицинских изделий 2 ;
2) Департаментом организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела, Департаментом медицинской помощи детям и службы родовспоможения, Департаментом организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности в течение 15 дней с даты окончания проведения оценки проекта стандарта медицинской помощи, предусмотренной подпунктом 1 настоящего пункта, на предмет:
а) соответствия медицинских услуг номенклатуре медицинских услуг, а также корректности усредненных показателей частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг;
б) соответствия средних доз компонентов крови клиническим рекомендациям и корректности усредненного показателя частоты предоставления компонентов крови;
в) наличия государственной регистрации специализированных продуктов лечебного питания.
14. После завершения проведения оценки проекта стандарта медицинской помощи в информационной системе в соответствии с пунктом 13 порядка ответственный департамент подготавливает с соблюдением установленных процедур 4 проект нормативного правового акта об утверждении стандарта медицинской помощи и формирует пакет документов, необходимых для его издания.
Информация об изменениях:
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2015, N 10, ст. 1425; 2017, N 31, ст. 4791; 2018, N 53, ст. 8415.
1-1 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2017 г., регистрационный N 48808) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 апреля 2019 г. N 217н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 июня 2019 г., регистрационный N 55024).
3 Статья 25 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP TC 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15 декабря 2011 г.), с изменениями, внесенными решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 июня 2013 г. N 129 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 18 июня 2013 г.) и от 10 июня 2014 г. N 91 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 июня 2014 г.).
4 Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 36, ст. 4902; N 52, ст. 7491, 7507; 2014, N 32, ст. 4502; 2015, N 6, ст. 965; N 31, ст. 4692; 2016, N 10, ст. 1423; N 15, ст. 2086; N 43, ст. 6028; 2017, N 4, ст. 657; N 29, ст. 4374; 2018, N 6, ст. 880), постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2012, N 52, ст. 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 48, ст. 6278; 2015, N 6, ст. 965; N 30, ст. 4604; 2017, N 29, ст. 4374).
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026; 2002, N 40, ст. 3929; 2006, N 29, ст. 3251; 2009, N 2, ст. 240; N 12, ст. 1443; 2010, N 9, ст. 964; N 21, ст. 2602; 2011, N 9, ст. 1251; N 29, ст. 4472; N 32, ст. 4834; 2012, N 1, ст. 148; N 19, ст. 2419; N 27, ст. 3739; N 38, ст. 5102; N 49, ст. 6880; N 52, ст. 7491, 7507; 2013, N 13, ст. 1575; N 38, ст. 4831; N 48, ст. 6259; 2014, N 8, ст. 816; N 51, ст. 7434; 2015, N 6, ст. 965; 2016, N 13, ст. 1840; N 20, ст. 2832; N 35, ст. 5348; N 43, ст. 6028; 2017, N 32, ст. 5088).
Приказ Минздрава России от 10.06.2021 N 609н Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сифилисе
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 10 июня 2021 г. N 609н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАНДАРТОВ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ ПРИ СИФИЛИСЕ
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2018, N 53, ст. 8415) и подпунктом 5.2.18 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:
стандарт медицинской помощи взрослым при сифилисе (превентивное лечение и профилактическое лечение беременных) согласно приложению N 1;
стандарт медицинской помощи взрослым при сифилисе (диагностика и лечение) согласно приложению N 2;
стандарт первичной медико-санитарной помощи взрослым при сифилисе (клинико-серологический контроль) согласно приложению N 3.
к приказу Министерства здравоохранения
от 10 июня 2021 г. N 609н
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВЗРОСЛЫМ ПРИ СИФИЛИСЕ (ПРЕВЕНТИВНОЕ
ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННЫХ)
Возрастная категория пациента: взрослые
Пол пациента: любой
Вид медицинской помощи: специализированная медицинская помощь, первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: стационарно, в дневном стационаре, амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: плановая
Фаза течения заболевания (состояния): вне зависимости от фазы
Стадия и (или) степень тяжести заболевания (состояния): вне зависимости
Осложнения: вне зависимости
Средняя продолжительность лечения законченного случая (количество дней): 10
Нозологические единицы (код по МКБ X ):
A53 Другие и неуточненные формы сифилиса
1. Медицинские услуги для диагностики заболевания, состояния
1.1. Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Прием (осмотр, консультация) врача-дерматовенеролога первичный
2. Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением
2.1. Прием (осмотр, консультация) и наблюдение врача-специалиста
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Прием (осмотр, консультация) врача-дерматовенеролога повторный
Ежедневный осмотр врачом-дерматовенерологом с наблюдением и уходом среднего и младшего медицинского персонала в отделении стационара
3. Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз
Наименование лекарственного препарата
Усредненный показатель частоты предоставления
Пенициллины, чувствительные к беталактамазам
Стандарты в медицине. Давайте разберемся?
Тема стандартов в медицине неоднократно возникала при обсуждении различных моих статей. Кроме того, я ее слегка затрагивал в этой статье. Но из дискуссий становится ясно, что в массе те, кто не имеет отношения к медицине, представление о медицинских стандартах имеют весьма искаженное и не соответствующее реальности. Да и возлагается на них слишком много надежд, которые оправдаться никак не могут. Давайте попробуем со всем этим разобраться.
Сначала о том, какое впечатление у меня создалось о том, как представляют себе медицинские стандарты народ.
Похоже, что стандарт воспринимается ка некий алгоритм, примерно вот такой:
То есть пришел больной, если у него симптомы А+В, то делаем обследования X+Y+Z, потом назначаем лечение M+N, а если у него симптомы C+D, то делаем исследования V+X+U, потом назначаем лечение G+F, если оно не помогает меняем на S+K.
На первый взгляд, все четко, логично и должно работать. За исключением одной маленькой детали: так работать не будет.
Давайте посмотрим, что представляет из себя стандарт. Все стандарты (что наши, что западные) построены по одному и тому же шаблону, который я и разберу ниже. Для примера размещаю российский стандарт для лечения пневмонии (утвержден приказом МинЗдрава РФ от 20 декабря 2012 г. № 1213н).
Стандарт первичной медико-санитарной помощи при пневмонии
Категория возрастная: взрослые, дети
Пол: любой
Фаза: все
Стадия: все
Осложнение: без осложнений
Вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь
Условия оказания медицинской помощи: амбулаторно
Форма оказания медицинской помощи: неотложная
Средние сроки лечения (количество дней): 15
Код по МКБ X*
Нозологические единицы
Пневмония, вызванная Mycoplasma pneumoniae
Бактериальная пневмония неуточненная
Пневмония, вызванная хламидиями
Другая пневмония, возбудитель не уточнен
Острая респираторная инфекция нижних дыхательных путей неуточненная
1. Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния
Прием (осмотр, консультация) врача-специалиста
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Прием (осмотр, консультация) врача общей практики (семейного врача) первичный
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра участкового первичный
Прием (осмотр, консультация) врача-пульмонолога первичный
Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового первичный
Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового первичный
Лабораторные методы исследования
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Исследование физических свойств мокроты
Микроскопическое исследование мазков мокроты на микобактерии туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis)
Общий (клинический) анализ крови развернутый
Анализ крови биохимический общетерапевтический
Инструментальные методы исследования
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Флюорография легких цифровая
Рентгенография легких цифровая
2. Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением
Прием (осмотр, консультация) и наблюдение врача-специалиста
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Прием (осмотр, консультация) врача по лечебной физкультуре
Прием (осмотр, консультация) врача общей практики (семейного врача) повторный
Прием (осмотр, консультация) врача-педиатра участкового повторный
Прием (осмотр, консультация) врача-пульмонолога повторный
Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта подросткового повторный
Прием (осмотр, консультация) врача-терапевта участкового повторный
Осмотр (консультация) врача-физиотерапевта
Прием (осмотр, консультация) врача-фтизиатра первичный
Наблюдение и уход за пациентом медицинскими работниками со средним (начальным) профессиональным образованием
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Внутримышечное введение лекарственных препаратов
Взятие крови из пальца
Ингаляторное введение лекарственных препаратов через небулайзер
Взятие крови из периферической вены
Очаговая проба с туберкулином
Лабораторные методы исследования
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Цитологическое исследование мокроты
Определение антител классов А, M, G (IgA, IgM, IgG) к хламидии пневмонии (Chlamidia pheumoniae) в крови
Определение антител классов M, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1(Human immunodeficiency virus HIV 1) в крови
Определение антител классов M, G (IgM, IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-2 (Human immunodeficiency virus HIV 2) в крови
Определение антител классов M, G (IgM, IgG) к микоплазме пневмонии (Mycoplasma pheumoniae) в крови
Микроскопическое исследование мазков мокроты на микобактерии туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis)
Общий (клинический) анализ крови развернутый
Анализ крови биохимический общетерапевтический
Инструментальные методы исследования
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Ультразвуковое исследование плевральной полости
Компьютерная томография органов грудной полости
Компьютерная томография органов грудной полости с внутривенным болюсным контрастированием
Флюорография легких цифровая
Прицельная рентгенография органов грудной клетки
Рентгенография легких цифровая
Исследование неспровоцированных дыхательных объемов и потоков
Исследование дыхательных объемов с применением лекарственных препаратов
Немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации
Код медицинской услуги
Наименование медицинской услуги
Усредненный показатель частоты предоставления
Усредненный показатель кратности применения
Воздействие токами ультравысокой частоты при заболеваниях нижних дыхательных путей
Воздействие электромагнитным излучением сантиметрового диапазона (СМВ-терапия)
Воздействие переменным магнитным полем (ПеМП)
Воздействие сверхвысокочастотным электромагнитным полем
Лечебная физкультура при заболеваниях бронхолегочной системы
Дыхательные упражнения дренирующие
Массаж грудной клетки
3. Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз
Анатомо-терапевтическо-химическая классификация
Наименование лекарственного препарата**
Усредненный показатель частоты предоставления
Единицы измерения
ССД***
СКД****
Пенициллины широкого спектра действия
Комбинации пенициллинов, включая комбинации с ингибиторами бета-лактамаз
Другие вакцины для профилактики бактериальных инфекций
Вакцина из антигенов условно-патогенных микроорганизмов поликомпонентная
Производные пропионовой кислоты
Прочие средства системного действия для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей
Другие противокашлевые средства в комбинации с отхаркивающими средствами
Амброксол+Натрия глицирризинат+Тимьяна ползучего травы экстракт
Растворители и разбавители, включая ирригационные растворы
1. Лекарственные препараты для медицинского применения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, назначаются в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, а также с учетом способа введения и применения лекарственного препарата. При назначении лекарственных препаратов для медицинского применения детям доза определяется с учетом массы тела, возраста в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата для медицинского применения.
2. Назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3442, 3446)).
3. Граждане, имеющие в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 48, ст. 4945; 2007, № 43, ст. 5084; 2008, № 9, ст. 817; 2008, № 29, ст. 3410; № 52, ст. 6224; 2009, № 18, ст. 2152; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6417; 2010, № 50, ст. 6603; 2011, № 27, ст. 3880; 2012, № 31, ст. 4322) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.09.2006 № 8322).
вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов для медицинского применения (медицинских изделий), включенных в стандарт медицинской помощи, которая может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100% пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 – указанному в стандарте медицинской помощи проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания
Как видим, стандарт состоит из нескольких частей.
Начнем с разбора шапки стандарта. Посмотрите, что в ней указывается:
Если мы рассмотрим шапку, то станет понятно, что стандарт можно применить только после того, как поставлен диагноз, хотя бы предварительный. Без постановки диагноза мы не можем знать, какой стандарт применять. Обратите на это особое внимание.
Далее следуют три части, каждая из которых может состоять из нескольких таблиц. Рассмотрим эти части поподробнее:
1. Медицинские мероприятия для диагностики заболевания, состояния.
Если чуть задуматься, возникают недоуменные вопросы:
1. «Зачем нужна эта часть, если воспользоваться стандартом мы сможем исключительно после того, как установим диагноз?»
2. «Почему выбрано разделение таблиц именно по этим признакам?»
3. «Почему использовано простое перечисление?»
Однако же все сразу же становится на свои места, если мы предположим, что стандарт предназначен не для помощи врачу в диагностике, а для контроля действий врача исключительно после того, как лечение заболевания закончено или для расчета средней стоимости одного случая лечения данного заболевания.
Переходим к следующей части:
2. Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением.
Состоит из пяти таблиц: прием (осмотр, консультация) и наблюдение врача-специалиста, наблюдение и уход за пациентом медицинскими работниками со средним (начальным) профессиональным образованием, лабораторные методы исследования, инструментальные методы исследования и немедикаментозные методы профилактики, лечения и медицинской реабилитации. В таблицах присутствуют те же 4 колонки.
Опять же, если чуть задуматься возникают почти те же недоуменные вопросы, по крайней мере второй и третий. Плюс добавляются еще два:
4. «Зачем нужна вторая таблица ( наблюдение и уход за пациентом медицинскими работниками со средним (начальным) профессиональным образованием)?»
5. «Как рассматривать ситуацию, когда при использовании этих дополнительных методов вдруг выявляется что-то, в корне меняющее диагноз, и, соответственно, стандарт который должен применяться?»
Однако же, опять все становится на свои места, если мы принимаем те же самые предположения, которые высказали после рассмотрения первой части: стандарт предназначен не для лечения и не для использования врачами, а для контроля действий врача после того, как лечение заболевания закончено или расчета средней стоимости одного случая лечения данного заболевания. В этих случаях все вопросы отпадают.
Ну и наконец последняя часть:
3. Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, с указанием средних суточных и курсовых доз.
И по этому разделу точно также возникают те же самые недоуменные вопросы, которые отпадают, если мы примем версию, что это предназначается совершенно не для того, чтобы этим пользовались лечащие врачи.
Таким образом из даже самого поверхностного анализа видно, что стандарт не предназначен для использования врачом для лечения, а цели, которые ставятся при его создании совершенно другие.
Теперь давайте попробуем разобраться с тем, к чему приведет проталкивание стандартов во главу угла, то есть то, чем сейчас активно занимается Минздрав.
Последствие 1. Как мы уже видели, стандарт нельзя применить, пока не будет установлен диагноз заболевания. Соответственно, если давить на врача, заставляя применять стандарты, весьма скукожится фаза диагностики и установки диагноза. Доктор, вместо того, чтобы вдумчиво и скрупулезно разбираться в состоянии больного, вынужден побыстрее влепить ему какой-нибудь диагноз, подходящий под какой-то стандарт. Я думаю, не нужно говорить о том, к чему это может привести в достаточно большом количестве случаев.
Последствие 2. Доктор с одной стороны резко ограничивается в методах диагностики, не подходящих под стандарт по предварительно поставленному диагнозу, а с другой стороны его заставляют применять методы без которых вполне можно обойтись в данном конкретном случае, но в стандарте они прописаны. То же самое касается и лечения. К чему это приводит, я думаю ясно.
Последствие 3. Доктор отучается думать. Зачем думать, когда в стандарте все написано? Досконально выполняй стандарт и будешь всегда прав, никто и никогда к тебе придраться не сможет. К чему это приводит, абсолютно четко замечено в одной из реплик обсуждения одной из статей:
Ну и на закуску, вопрос к технарям, которые считают, что все проблему медицины можно решить принятием «правильных» стандартов: подумайте на досуге, как вы смогли бы алгоритмизировать процесс, в котором 2х2 в 60% будет равно 4, в 30% будет равно 3 или 5, причем безо всякой логики и без заранее предсказуемого результата, а в 10% будет равно всему чему угодно от пирога с малиной до косинуса пи пополам в военное время. Да еще при условии, что для того, чтобы определить множитель нужны определенные никак не формализуемые навыки, такие, например, как умение «читать живот» при пальпации у достаточно опытного хирурга.