Установлено что сенситивная реакция характеризуется
Сенситивность — повышенная чувствительность
Повышенная чувствительность или сенситивность, это особая чувствительность человека которая не редко может снижать качество его жизни.
Звоните +7(495)135-44-02 и мы сможем помочь Вам!
Лечение повышенной чувствительности протекает обычно быстро и приносит положительный эффект.
Межличностная сенситивность
Определяется чувствами личностной неадекватности и неполноценности, в особенности при сравнении с другими, когда человек начинает оценивать себя в сравнении с другими людьми. Самоосуждение, чувство беспокойства и значительный дискомфорт, в процессе межличностного взаимодействия, что человеком ощущается в виде снижения качества жизни. Кроме того, очень часто обостряется чувство осознания собственного «Я» и негативных ожиданиях относительно межличностного взаимодействия и любых межличностными коммуникациями.
Сенситивность – Особенность личности, заключающаяся в повышенной чувствительности и ранимости, в неуверенности в себе, повышенной совестливости и склонности к сомнениям, к фиксации своих переживаний.
Жалобы при сенситивности, повышенной чувствительности
Сенситивный (сензитивный) – Человек, обладающий повышенной чувствительностью, психически легко ранимый.
Сенситивный период – Период в жизни ребенка, в которой усваивается или развивается двигательная способность. Точнее формулировать этот период, когда ребенок достаточно психически созрел, чтобы усвоить определенные функции. Обычно среда, в которой ребенок живет и окружающие его люди предоставляют ему многочисленные случаи для упражнения, соответствующие его потребностям в данный момент, в который они становятся осязаемыми. Когда этого не происходит, возможность естественного усвоения теряется. Т.е. теряется период особой чувствительности. В таких случаях у детей может почти полностью быть утеряна способность усваивать позднее человеческий язык и соответствующее человеку поведение (Критический период в развитии ребенка).
Повышенная чувствительность человека
Сенситивная аура – выражается в ощущениях парестезии, боли, сердечных и желудочных диестезиях, чаще всего в виде «дурноты», поднимающейся от желудка к горлу, в приступах удушья и др. Наблюдается при патологии головного мозга.
Парестезия — один из видов расстройства чувствительности, характеризующийся ощущениями онемения, чувства покалывания, ползания мурашек. Ложные ощущения.
Дизестезия — более общее понятие, включающее также извращенное восприятие внешних раздражителей, часто может проявляться в виде синдрома «раздраженных ног». Синдром раздражения, жгучего болезненного характера. Не редко может проявляться и в виде аллергических реакций.
Бред сенситивного отношения – Бред, связанный с реальной или мнимой физической или моральной ущербностью больного, физическими или психическими недостатками, совершенными в прошлом неприличными поступками. Часто пациент убежден, что какой-то поступок, чаще не хороший, известен окружающим и является почвой для намеков и обсуждений. Его повышенная чувствительность обостряется ещё больше.
Сенситивный бред отношений Кречмера – Психогенно обусловленный паранойяльный бред отношения, в возникновении которого существенна роль повышенной чувствительности человека, его акцентуированной аффективности и конституционального предрасположения. Таким образом, сенситивный бред отношения как бы производен от характера личности и эмоционального состояния больного.
Межличностная сенситивность, или особая чувствительность может проявляться как кратковременные состояния, например при сильном огорчении, разочаровании или нервном напряжении: «Все против меня», «Весь Мир ополчился на меня». Так же эти ощущения могут быть частым явлением или быть постоянными. Не редко сенситивное мышление подчиняет себе поведение человека и препятствует его социальной адаптации.
Надо ли лечить повышенную чувствительность
При проявлении подобной симптоматики, врач-психиатр, психотерапевт (врач-психотерапевт) должен очень внимательно отнестись к более подробному сбору информации, так как имеется высокая вероятность установки ошибочного мнения, что приведет к выбору не верной тактики лечения пациента, а это означает, что лечение не принесет человеку ожидаемого облегчения его психического состояния.
Сенситивность, или особая, повышенная чувствительность может наблюдаться при различных психических расстройствах, например:
Для точного определения истинного состояния и установления полного и точного диагноза, правильного подбора лечения психического расстройства, врач-психотерапевт обязан провести дифференциальную диагностику.
Сензитивность
Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.
С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.
Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.
В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.
Сензитивность в психологии
Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды. Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.
Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.
Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.
С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.
Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).
Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.
Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.
Возрастная сензитивность
Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.
Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.
Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.
Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.
Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.
Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.
Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.
Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.
Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.
Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).
Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.
Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.
Тренинг сензитивности
Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».
Тренинг сензитивности называют «группами встреч».
Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.
В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:
— наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);
— теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);
— номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);
— идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).
Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к восприятию и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.
— повышение самосознания участников в связи с приобретением знаний о том, как остальные воспринимают поведения других;
— рост восприимчивости к групповому процессу, к действиям других, которые связанны с восприятием коммуникативных стимулов, воспринимающихся от других;
— восприятие условий, осложняющих или облегчающих функционирование группы;
— формирование диагностических умений в сфере межличностного общения;
— развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.
— вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;
— развитие аутентичности межличностных отношений;
— расширение знаний о других людях;
— формирование способности сотрудничества с окружающими.
Задачи тренинга сензитивности:
— развитие различных поведенческих навыков;
— повышение понимания между участниками группы и самопонимания;
— чувственное осознание групповых процессов;
— обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.
В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.
Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, конфликты, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.
Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов. Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и мотиваций.
Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.
В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.
Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.
И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Сензитивность
Сензитивность является индивидуальным качеством личности и представляет собой повышение его чувствительности. В жизни каждого человека бывают такие периоды, когда его сензитивность повышается под воздействием тех или иных факторов. Важно научиться использовать эту личностную особенность во благо.
Что такое сензитивность
В психологии сензитивностью называют повышенную впечатлительность индивида при восприятии тех или иных жизненных событий и ситуаций. Данное определение синонимично таким понятиям, как «эмоциональная чувствительность», «восприимчивость».
Сензитивная девушка
Противоположной характеристикой для сензитивности является равнодушное отношение человека к происходящему вокруг него — резистентность. В этом случае человека мало интересуют окружающие люди и события. Ему сложно выражать свои чувства. Даже в общении с близкими он проявляет эмоциональную холодность, бестактность, эгоистичность.
Резистентность
Сензитивный уровень человека определяется таким факторами, как:
Такое качество характера как сенситивность в большей степени свойственно холерикам и меланхоликам. На флегматиков и сангвиников внешние воздействия, как правило, не производят сильного впечатления.
Гиперсензитивность (слишком высокая чувствительность) приводит к повышению ситуативной и личностной тревожности.
С возрастом человек может научиться управлять этим личностным свойством, тогда уровень тревожности будет в норме. Накапливая жизненный опыт, человек развивает у себя навыки самоконтроля, учится проще относиться к тем или иным эмоциональным потрясениям.
Что такое сензитивные периоды
Сенситивные периоды – это отрезки онтогенеза, на которых личностная восприимчивость к явлениям и событиям жизни резко повышается. Это означает, что на протяжении жизни отношение человека к людям и событиям может изменяться. Этот процесс не зависит от религиозной, культурной или расовой принадлежности человека. Наступление сенситивно-значимого периода обусловлено индивидуальными особенностями личности. На основе этого утверждения в науке сформировались такие подходу к обучению и воспитанию, как индивидуально-ориентированный и личностно-центрированный.
Вопросами изучения динамики впечатлительности на разных этапах онтогенеза занимаются возрастная психология, психофизиология и педагогика. Ученые установили, что признаки выраженности у ребенка такой черты характера как сенситивность, заметны уже в возрасте 1,5 – 2 лет. Маленькие сенситивы ведут себя нерешительно, когда в дом приходят гости, закрывают лицо ладошками. В группу сверстников идут неохотно, предпочитая оставаться рядом с мамой.
Малышка-сензитив
По мнению психологов, пик сенситивности как черты характера наблюдается у юношей и девушек в период подросткового возраста. Отчасти это связано с наступлением кризиса взросления.
Результаты психолого-педагогических и психофизиологических исследований помогают специалистам помогающих профессий определить приоритетные направления в развитии личности на том или ином периоде развития.
Возраст от 0 до 5 лет считается наиболее благоприятным для становлении речевой функции у ребенка. В период от рождения до 1 года у крохи формируются предпосылки к овладению родным языком. В возрасте 2 – 3 лет дети демонстрируют высокую чувствительность к звучащей речи. Это проявляется в том, что они быстро запоминают слова, стремятся многократно повторять их, соотносить с конкретным предметом. Именно поэтому психологи говорят о том, что с такими малышами будут эффективны занятия по изучению иностранного языка.
К моменту поступления в школу дети свободно общаются на родном языке, употребляют в речи слова в правильной форме, демонстрируют базовые знания грамматики и фонетики.
Период с 6 до 10 лет – это самый благоприятный период для формирования универсальных общеучебных навыков. В этом возрасте структуры мозга пластичны, благодаря чему дети быстро усваивают новые знания, учатся с интересом. Познавательный интерес и высокая учебная мотивация создают благоприятные условия для формирования письма, счетных навыков, становления абстрактно-логического мышления младших школьников.
В 10 – 15 лет наступает оптимальное время развития самопознания личности. Именно в этот период подростки активно пробуют себя в разных видах творческой деятельности, стремясь самореализоваться и заявить о себе. Благодаря подростковой романтичности, в этот период многие дети быстро осваивают базовые принципы игры на гитаре.
Впечатлительный подросток
Юность – это сензитивный период для профессионального и личностного самоопределения человека. В это время у молодых людей и девушек завершается формирование системы жизненных ценностей и нравственных ориентиров.
Те или другие способности, умения и навыки быстрее формируются у ребенка, когда он наиболее восприимчив к специально организованным обучающим воздействиям. Если же развивающие условия в тот иди иной сензитивный период не будут созданы, велика вероятность того, что социально и личностно значимые качества индивида не смогут сформироваться в полной мере. Так, если ребенка в возрасте 1 – 3 лет лишить возможности слушать родную речь, его навыки говорения не разовьются сами собой.
Каким-либо образом повлиять на наступление сензитивного периода человек не может. Но он может научиться внимательно относиться к себе и своим потребностям. Такой подход поможет своевременно начать осваивать новые виды деятельности.
Признаки сенситивности
Признаками сенситивного человека являются:
Гиперчувствительность как черту характера не стоит путать с перевозбуждением. Сензитивный человек всегда остро реагирует на явления и события, а перевозбуждение как кратковременное состояние может наблюдаться у каждого человека в тот или иной момент жизни.
Виды сенситивности
Традиционным подходом к классификации сенситивности является теория Г. Смита, который выделял следующие виды данной индивидуальной особенности:
Причины появления
Повышение уровня чувствительности может быть обусловлено разными причинами:
Плюсы и минусы
Специалисты в области психологии и педагогики полагают, что рассматривать сензитивность как положительную или как отрицательную черту характера индивида нельзя. У этого качества есть свои плюсы и минусы.
Чтобы нейтрализовать отрицательные последствия сензитивности, человеку необходима психологическая помощь.
Как использовать сенситивность себе во благо
Гиперчувствительность не должна восприниматься человеком как отрицательная черта характера. Чтобы использовать ее себе во благо, сензитив должен помнить о своих преимуществах:
Подходящие профессии
Люди с повышенной сенситивностью испытывают трудности при работе в команде. Их эффективность в той или иной сфере труда гораздо выше, если они работают одни. Им не свойственно часто менять место работы, стремиться к быстрому продвижению по карьерной лестнице. В профессиональной сфере для них главное – это стабильность и комфортные условия труда.
Сезитивность обеспечивает успех индивиду в таких профессиях, как:
Важно! При выборе профессии сенситиву нужно исходить из условий труда. Необходимость активного взаимодействия с людьми, работа в большом коллективе, работа в экстремальных условиях быстро приведут к эмоциональному выгоранию.
Развитие сензитивности
Развитие сензитивности наиболее успешно происходит в групповой динамической форме. Для тренировки данного навыка психологами были созданы так называемые группы встреч (Т-группы). В задачи таких тренинговых групп входят:
Основными методами работы Т-группы, направленной на развитие сенситивности, являются:
Эффективными упражнениями развития сенситивности являются:
Таким образом, сензитивность – это черта характера. Конечно, в некоторых ситуациях она мешает человеку получать удовольствие от жизни, но однозначно говорить о том, что ее нужно искоренять, нельзя. Сензитивность помогает развивать такие социально значимые способности, как эмпатия, чуткость, социальное прогнозирование, интуиция.
Что такое гнев: 5 стадий гнева человека с точки зрения психологии