Утилитарный снегоход что это такое
МотоТехника
Всё о мототехнике и вездеходах
Как выбрать лучший утилитарный снегоход
Для быстрого перемещения в условиях суровой зимы или дальнего Севера в основном используют снегоходы. Обычно этот вид транспортного средства имеет разные спецификации: горные, спортивные и утилитарные. Рассмотрим подробнее последний тип снегоходов и узнаем, какой из них лучше выбрать.
Особенности утилитарных снегоходов
Утилитарные снегоходы, в отличие от других категорий мототранспорта, обычно используются для транспортировки грузов, рыбалки и других «спокойных» целей. Утилитарные снегоходы еще называют wide track, что в переводе означает «широкая гусеница».
В отличие от спортивных скоростных мотовездеходов, утилитарные модели обладают большей проходимостью, но имеют меньше спортивных характеристик. Также они обычно рассчитаны не на одного, а на два человека. Такие снегоходы более комфортные и приспособлены для езды на большие расстояния, нежели горные, в которых устраняют все не особо нужные детали для облегчения всей конструкции. Утилитарники не такие маневренные за счет большой гусеницы, но по этой же причине не так вязнут в рыхлом глубоком снегу.
Если говорить о скорости, утилитарные снегоходы способны развивать ее более 100 км/ч. Благодаря мощному двигателю, один вездеход способен перевозить 100 и более килограммов на санях-волокушах. Добавив к этому вес водителя и пассажира, увидим реальные его возможности. За способность транспортировать объемные грузы утилитарники в цене у охотников и рыбаков. На санях-волокушах легко можно увезти, например, тушу дикого кабана. Однако чтобы заправлять мощный двигатель, понадобится тратить немалые суммы денег. На 100 км снегоход расходует в среднем около 40 л 92-го бензина. Не трудно подсчитать, сколько будет стоить обслуживание такого снегохода.
Утилитарные мотовездеходы снабжаются многорычажной или телескопической подвеской, в зависимости от назначения техники. Выбор подвески влияет на управляемость и проходимость снегохода – выбирать обычно приходится между двумя этими параметрами. Так, транспортное средство с многрычажной подвеской управляется легче, но легко может зацепиться за какой-нибудь куст или корягу в лесу. Этот тип подвесок однозначно не подходит для охоты. Плюс телескопической подвески в том, что она делает снегоход более проходимым, но управлять им тогда труднее.
Как выбирать утилитарный снегоход
Какой утилитарный снегоход лучше выбрать? Среди ведущих брендов можно перечислить Yamaha, Arctic Cat, Polaris, «Буран», «Рысь», «Тайга» и пр. Если вы новичок и решили приобрести свой первый снегоход, то модели ведущих брендов окажутся как нельзя кстати.
Более долговечными и качественными являются, конечно, более дорогие виды снегоходов отечественного или импортного производства. Среди вышеперечисленных по надежности хочется отметить наш «Буран» и импортные Yamaha. Транспортное средство низкой ценовой категории с китайским двигателем на борту вряд ли прослужит достаточно долго. Да и эксплуатацию такого снегохода никак нельзя назвать комфортной. Вскоре начнутся поломки, необходимость в замене деталей гусеничной ленты, трансмиссии и двигателя.
Предположим, что мы выбираем снегоход для охоты – это одна из самых частых причин покупки снегохода утилитарного типа. Обычно для охоты нужен мощный, проходимый и надежный транспорт. Все эти параметры должны быть совмещены в одной конструкции. Чтобы выбрать снегоход для охоты, лучше обратить внимание на качество мотора и подвески, на которую крепятся лыжи. Что касается мотора, лучше отдать предпочтение моделям с четырехтактным двигателем и наличием вариатора. Если вы остановились на какой-либо модели, узнайте номер его двигателя и посмотрите отзывы в Интернете на эту тему: гладко ли проходит его обкатка? Через сколько понадобится менять поршневые кольца, прокладки и прочие детали? Помните, хороший двигатель – не только мощный, но и надежный.
Если вы собираетесь охотиться на вашем мотовездеходе, то обратите также внимание на наличие достаточного количества комплектующих и опциональных возможностей. Поддерживается ли обогрев руля? Присутствуют ли в комплекте сани-волокуши, оборудован ли снегоход фаркопом и насколько удобно расположен багаж? Что касается последнего, должно быть достаточное количество багажных отделений. Лучше выбрать снегоход с кофрами для размещения инвентаря, чем потом сожалеть об отсутствии таковых.
Выше мы уже говорили, что лучше приобретать снегоходы ведущих брендов. Возможно, у других производителей тоже есть неплохие модели, да и по цене, казалось бы, гораздо дешевле. Но легко ли найти для них запчасти, когда придется ремонтировать или заменять основные узлы снегохода? А если вы не очень разбираетесь в ремонте, сколько квалифицированных СТО берутся за ремонт конкретно вашей модели? Эти вопросы очень важны, так как от этого зависит срок эксплуатации вездехода.
Утилитарные снегоходы российского производства
«Stels Росомаха 800» – это самый дорогой и, несомненно, самый мощный утилитарный снегоход. На борту установлен четырехтактный двухцилиндровый инжекторный двигатель, имеющий жидкостное охлаждение, объем 800 куб. см. и мощность 60 л. с. Для большей проходимости вместо обычной гусеницы 500 мм установлена 600 мм. Конструкторы Жуковского завода постарались насколько возможно снизить потребление снегоходом топлива, поэтому средний расход на 100 км составил всего лишь 12 л. Если у вас достаточно средств, лучше выбрать этот снегоход, известный своим качеством и надежностью.
Почетное второе место занимает снегоход «Тайга Варяг 550» и его упрощенная модель «Тайга Варяг 500». Как и широко известный «Буран», «Тайга» выпускается «Русской Механикой». «Тайга Варяг 550» имеет на борту двухтактный мощностью 50 л. с. двигателем, объемом 553 куб. см. Снегоход оснащен качественной гидравлической системой торможения, функцией подогрева руля и другими комфортными дополнениями. Стоимость запчастей не самая низкая, но аппарат постоянно технически поддерживается, и за его ремонт возьмутся практически в каждом СТО. В отличие от «Бурана» имеет некоторые недоработки в конструкции – так считают пользователи снегохода.
«Буран СБ-640А» – за многие годы его конструкция претерпела немало изменений, но до сих пор он бесспорно занимает третье место среди отечественных снегоходов. СБ-640А – современная двухместная модель с максимальной мощностью двигателя 34 л. с., позволяющим разогнаться до 55 км/ч. Особенностью снегохода считается его двухгусеничная лента, призванная обеспечить большую устойчивость во время езды. Более того, в отличие от большинства других снегоходов, «Буран» может питаться 76-м и 80-м бензином. Это возможно благодаря малой степени сжатия топлива.
Утилитарные снегоходы зарубежного производства
Arctic Cat Bearcat 5000 XT Limited 2015 стоит недешево. Оборудованный двухцилиндровым четырехтактным двигателем 125 л. с. от Suzuki, снегоход просто создан, чтобы радовать своего владельца. Эту модель нередко выбирают для использования на горнолыжных курортах для транспортировки грузов.
По оценкам пользователей, второе место среди зарубежных снегоходов занял Lynx 49 Ranger 600 ACE 2015. Этот мощный снегоход оснащен двухцилиндровым четырехтактным двигателем Rotax на борту. Благодаря совмещению трех основных параметров, цены, качества и мощности, этот снегоход уже успел полюбиться многим водителям.
На третьем месте Yamaha RS Viking Professional 2014 – надежный снегоход 2014 года выпуска с трехцилиндровым четырехтактным двигателем Genesis 120 мощностью 120 л. с. Yamaha всегда выпускает качественную технику, и этот снегоход не является исключением.
Помогаторы: обзор универсальных и утилитарных снегоходов
В прошлы раз мы познакомили вас с новинками горных снегоходов — машин, в которых производители воплощают передовые идеи и топовые технологии. Но не «топом» единым, как говорится. Надо на чем-то и бабушке в булочную ездить. В этот раз расскажем об универсалах и утилях
ARCTIC CAT
Американская компания представила новый универсальный снегоход Norseman, оборудованный 154-дюймовой гусеницей Cobra с задней подвеской XtraAction, подламывающейся пяткой, большим багажником, горным рулем, широкими лыжами ProUte и задней сумкой. Снегоход оснащается двигателем 6000 C-Tec2. Также будет доступна версия с 4-тактным двигателем.
Arctic Cat Norseman 6000
Семейство туристических снегоходов Pantera тоже получило мотор 6000 C-Tec2 мощностью 125 л. с. Модели с этим силовым агрегатом займут промежуточное положение между аппаратами с двигателем 3000 и 7000 серий.
Arctic Cat XF 6000 CrossTour
В сугубо утилитарном сегменте Arctic Cat новинка — Bearcat XT, которая, по сути, является «клоном» Yamaha Viking: 540-кубовый 2-цилиндровый карбюраторный мотор, 156-дюймовая (356 мм) гусеница Cobra, повышенная и пониженная передачи плюс реверс и электростартер.
Arctic Cat Pantera 7000 XT LTD
В компанию к кроссоверу CrossTour 7000 в 2018 модельном году добавляются модели с мотором 6000 и 9000 серий. Эти снегоходы предназначены для дальних путешествий: они имеют топливный бак на 70 литров, длинную гусеницу Cobra, которая обеспечивает комфортную езду, заднюю подвеску Slide-Action, зеркала заднего вида, ветровое стекло средней высоты и разъем для подключения обогрева шлема.
Arctic Cat в новом сезоне предлагает новую модель и для юных снегоходчиков. ZR 200 поможет плавно перейти от детского ZR 120 к взрослой технике. Снегоход оснащен 200-кубовым 4-тактным мотором Yamaha мощностью 9 л. с. и новым автоматически регулируемым вариатором, а также имеет удлиненное шасси, гидравлические дисковые тормоза, более высокое сиденье, гусеницу Cobra 236 мм (93”) и топливный бак объемом 8,5 литра. Новинка сможет угнаться за взрослыми снегоходами, что позволит подросткам кататься вместе с родителями.
BRP SKI-DOO
Ski-Doo Renegade Backcountry 850 E-Tec
Снегоходы серии Renegade Backcountry в 2018 году были значительно перестроены и теперь соответствуют статусу настоящего универсала 50/50, который уверенно чувствует себя как на трассе, так и в глубоком снегу. Эти модели также базируются на платформе REV Gen4 и оборудуются двигателем 850 E-Tec. Такой «комплект» обеспечивает легкое маневрирование, комфортную эргономику и быструю реакцию на газ. Подвески были разработаны специально под задачи этих снегоходов и включают новую заднюю подвеску cMotion.
Ski-Doo Expedition SE 1200
В линейках Expedition и Scandic обновление коснулось некоторых 4-тактных моделей, которые получили новую, улучшенную систему воздушного охлаждения с вентилятором.
Ski-Doo Skandic SWT 600 E-Tec
В честь своего 50-летия финская Lynx не только выпустила новую горную платформу Radien (см. «5 колесо» №10 2017), но и решила вернуть к жизни свой самый первый легендарный снегоход Commander 5900. Полвека назад это был первый широкогусеничный снегоход с маятниковой подвеской и невероятно мощным по тем временам двигателем Rotax 503, выдававшим 40 л. с.
Lynx Ranger Alpine 69 1200 4-Tec
Юбилейная модель 2018 года оснащается мотором Rotax 900 ACE iTC, гусеницей шириной 500 мм, подогреваемым сиденьем и лыжами Blade XC.
Lynx Commander 5900 900 ACE
Еще одна новинка будущего сезона — универсальный утилитарно-туристический снегоход 69 Ranger, оборудованный мотором 900 АСЕ, 600-й гусеницей, задней подвеской PPS, передней LFS+, лыжами Blade XC и сиденьем с подогревом — весьма комфортный и практичный рабочий аппарат.
POLARIS
Одна из самых интересных для России новинок — универсальный утилитарный снегоход Polaris Titan, который предназначен для езды как по укатанным трассам, так и по глубокому снегу, как с грузом, так и без.
Titan 800 построен на базе нового шасси AXYS Titan, оборудован двигателем Cleanfire и обладает высокой проходимостью и точной управляемостью.
Polaris 800 Switchback XCR
Инновационный регулятор напряжения зарядки обеспечивает необходимый ток даже при работе двигателя на холостом ходу или на низких оборотах. Система охлаждения Polaris Titan с радиатором и вентилятором обеспечивает оптимальную работу двигателя, а энергоемкая подвеска и гусеница шириной 508 мм (155”) с грунтозацепами высотой 46 мм позволяют снегоходу уверенно перемещаться по сложной местности даже при буксировке груза весом до 540 кг.
Polaris Titan оснащен встроенной системой хранения Lock&Ride, которая позволяет устанавливать и снимать багажник и отделения для хранения без специальных инструментов. В стандартную комплектацию также входит быстросъемное двухместное сиденье.
Новинка выпускается в трех комплектациях: 800 Titan SP 155, 800 Titan XC 155 и 800 Titan Adventure 155.
Polaris 800 Titan XC
Сегмент кроссоверов — это сегодня самая динамично развивающаяся категория в снегоходостроении, и Polaris предлагает райдерам модели Switchback, которые сочетают динамику, высокую степень сцепления с трассой, плавность хода, легкую управляемость за счет комфортного центрального расположения водителя и маневренность при движении по бездорожью.
Новые модели 600 и 800 Switch back XCR оснащены гусеницами шириной 348 мм (137”) с высотой грунтозацепа 65 мм.
Кроме новых моделей XCR, в линейку Switchback 2018 года входят снегоходы PRO-S, PRO-X и Assault с двигателем 800 H.O. Cleanfire или 600 Cleanfire.
Полная линейка снегоходов Polaris 2018 модельного года включает также модели семейства RUSH для укатанных трасс, туристические модели INDY и рекреационно-утилитарные снегоходы Voyageur.
STELS
Компания «Веломоторс» выпустила новый бюджетный снегоход Stels «Мороз», построенный по формуле «одна лыжа — две гусеницы». Модель сочетает в себе передовые конструкторские решения, уже воплощенные в снегоходе «Ермак», оригинальный дизайн и невысокую стоимость.
Новинка оборудована усиленной рамой с наклонной передней стенкой тоннеля для обеспечения дополнительного места для ног пилота и увеличения жесткости рамы на кручение и изгиб. Новый 2-тактный 2-цилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения с карбюратором на каждый цилиндр выдает мощность 49 л. с.
На снегоход установлены современная программируемая система зажигания, вентилятор охлаждения без приводного ремня (осевой привод), рулевое управление с виброзащитными подшипниками для снижения вибраций на руле. Улучшены и другие важные узлы и детали, в т. ч. рулевая колонка и виброзащита основания двигателя.
Снегоход выпускается в двух модификациях — обычной и удлиненной. Предусмотрены и дополнительные опции: силовой передний бампер, кофр для хранения принадлежностей, фара-искатель, защита для лыж.
YAMAHA
Японский производитель в новом сезоне предложит отечественным снегоходчикам обновленные утилитарные модели VK540 V и VK Professional II EPS.
VK Professional II EPS получил новую систему электроусилителя руля (EPS), а также новые передние газовые амортизаторы высокого давления в алюминиевом корпусе, новые 8HG поворотные кулаки, новые широкие лыжи на базе лыж Yamaha MQRD MTX, призванные уменьшить нагрузку на рулевую колонку и улучшить управляемость, облегченную спинку водительского сиденья и поддержку спины пассажира, а также облегченный брызговик.
Yamaha VK Professional II EPS
РУССКАЯ МЕХАНИКА
К сезону 2018 года компания представляет обновленный «Буран». Легендарный снегоход был усовершенствован с учетом предложений и ожиданий владельцев и получил «приставку» к имени: «Буран Лидер». Ключевые изменения касаются повышения прочности лыжи, улучшения управляемости и продления ресурса снегохода за счет установки стандартных твердосплавных подрезов СХТ «Тайга». Благодаря им при длительной эксплуатации не увеличивается радиус разворота снегохода и не требуется заменять лыжу целиком — только подрезы, сохраняющие свою функциональность при пробеге до 3000 км.
Обновленный «Буран» оснащается автоматическим натяжителем цепи на коробке реверса. Устройство позволяет владельцу экономить время на обслуживании, избавляет от ручной работы и необходимости перед каждым выездом проверять состояние цепи. Улучшенные тягово-динамические характеристики и возможность экономии топлива обеспечивает новый центробежный регулятор собственного производства «Русской механики». Модель «Буран Лидер» отличается высоким формованным ветровым стеклом, геометрия которого исключает возможность его деформации.
Стекло защищает водителя от встречного ветра и летящего снега, а усиленный бампер предотвращает повреждения техники при движении по лесу и плотному кустарнику. Легкости в управление снегоходом добавляет высокий руль с подогревом рукояток и курка газа. «Буран Лидер» также оснащен светодиодным задним фонарем.
Изменен и внешний вид снегохода: теперь он выполнен в яркой черно-оранжевой и бело-оранжевой расцветке. Кроме того, компания планирует выпуск специальной серии в зимнем камуфляже, предназначенной для охотников. Еще одна новинка «Русской механики» ориентировочно увидит свет в январе 2018 года. Это новый снегоход RMS 551i Tour — туристическая модель, построенная на базе «Тайги» с двухтактным двухцилиндровым мотором объемом 553 см3 мощностью 65 л. с. с жидкостным охлаждением и раздельной системой смазки. Передняя подвеска рычажная с ходом 225 мм, гусеница шириной 500 мм и грунтозацепами высотой 32 мм.
Разбираемся в типах снегоходов – спорт и отдых
В прошлой серии наших исследований мы весьма подробно изучили положение дел с современными утилитарными снегоходами. Сегодня же поговорим, пожалуй, о самом разветвленном семействе сноумобилей – о машинах для спорта и отдыха. Решили купить снегоход на дачу, но не уверены в выборе модели? Сейчас разберемся, что вам нужно!
Не секрет, что сегмент внедорожной техники планомерно перетекает из утилитарного в рекреационный. Все меньше людей покупает «квадрики» и снегоходы для работы, и все больше – в качестве техники для активного отдыха.
Разумеется, требования, которые предъявляются к технике в этом сегменте, радикально отличаются от тех, что формируют облик сегмента утилитарного. Ресурс не так важен, ведь наверняка «катальщик» не будет проезжать в год и десятой доли того расстояния, что проделывает какой-нибудь оленевод. Зато мощность мотора здесь на первом месте, ведь кататься должно быть весело! Вряд ли жителю Крайнего Севера, который ежедневно проезжает километров двести-триста по тундре, придет в голову «прыгнуть вон тот пятиметровый дроп» со снежного козырька. Ему чем ровнее дорога, тем лучше. Он не полезет в лощину, куда совершенно точно надуло пухляка метра три, он лучше объедет такое засадное место.
А человеку, который выехал покататься, наоборот: чем больше снега, тем лучше. Лощина с пухляком – что детская песочница. Козырьки? Замечательно. Можно попрыгать! Склоны – супер. Можно попилить траверсом! Словом, «катальщики» и «ездильщики» – люди прямо противоположные по своей сути. И требования, которые они предъявляют к своей технике, также противоположны.
Стоит ли говорить, что «рекреационная» техника ежегодно обновляется с точки зрения дизайна? Это буровику по фигу какого цвета снегоход – лишь бы ехал. А «быстрым» парням на снегоходе в прошлогодней расцветке и на людях появляться как-то стыдно.
Словом, все: рамы, подвески, гусеницы, моторы рекреационных снегоходов – отличается от утилитарников радикально. Разве что есть один класс, ближе всего тяготеющий к «утилям» – «туристы».
«Гран туризмо» по-зимнему
Туристические снегоходы – класс, наиболее приближенный к утилитарникам. Это обусловлено довольно близкими требованиями к тем и другим: экономичность, плавность хода, большой ресурс узлов и агрегатов. В то же время не так остро стоит вопрос массы, ведь «турист» должен ездить если не по подготовленным трассам, то по чьим-то следам, каким-то тропам. И уж точно – не по целине. Отличия от «утилей» вполне «маркетингового толка» – мощный двигатель, в большей степени как элемент статуса и причастности к высшему классу, множество комфортных опций, ассортимент тюнинга, благородный дизайн.
На фото: Arctic Cat Pantera 7000 Limited – яркий представитель туристического семейства
Поэтому туристические машины стоят на платформах тяжелых утилитарных моделей, практически не вторгаясь в конструкцию рамы, ходовой части, движителя или подвески. Гусеница длиной 152 дюйма (3 900 мм) и шириной 500 мм с весьма умеренным зацепом – это чаще всего обычная утилитарная гусеница. Двигатель в подавляющем большинстве случаев – четырехтактник большого объема. Это не только дань традиции или моде, просто 4Т всегда заметно экономичнее двухтактников, они значительно тише в работе и обладают весьма спокойным характером.
На фото: канадский Ski-Doo Expedition 900 ACE – комфорт, тишина, ветрозащита
Все эти факторы работают на комфорт, а еще такой сноумобиль может весьма уверенно разгоняться, достигать довольно высоких скоростей, но при этом не воняет горелым маслом, работает тихо и плавно. Нужно отметить, что основным потребителем больших «туристов» являются скандинавские страны и Канада. В Финляндии, например, протяженность официальных снегоходных дорог, за которыми ухаживают и содержат не хуже автомобильных, превышает протяженность дорог асфальтовых. Разумеется, в зимнее время. Так что тяжелый, комфортный, тихий, мощный и экономичный «турист», оснащенный подогревами всего, что можно, большим стеклом и мягкими креслами, для таких условий идеален.
На фото: японский взгляд на туризм – Yamaha RSVenture GT
Недостатки таких машин вытекают напрямую из достоинств. Проходимость и маневренность туристических снегоходов зачастую даже хуже, чем у «родственных» утилитарников. Причин тому – огромная масса. «Всадить» такую тачку в рыхлом снегу – легче легкого, а вот выкопать очень сложно. Поэтому не стоит присматриваться к этому типу снегоходов, если в ваших краях выпадает много снега, а трасс для катания мало. Или если вы живете в холмистой или лесистой местности: потом и кровью будет оборачиваться каждый выезд. Конечно, говорить о «подготовленных снегоходных трассах», как в Финляндии, не приходится вовсе, но если основными вашими маршрутами станут замерзшие реки и озера, или же если в ваших краях в основном встречаются поля, не очень густые леса, а снега выпадает не сказать чтобы очень много, то «турист» сможет подарить вам и вашей спутнице массу положительных эмоций.
На фото: Lynx Adventure GT 900 ACE – финский взгляд на вопрос снежного «дальнобоя»
Большой спорт
Диаметрально противоположное место в иерархии снегоходов занимают кроссовые модели. Эти снегоходы стоило бы вынести за рамки «гражданских» моделей, так же как кроссовые мотоциклы, которые вообще не считаются транспортными средствами, не имеют ПТС и не регистрируются в ГИБДД или технадзоре. Однако де-юре кроссовые снегоходы не отличаются от прочих, так что не сказать о них нельзя.
Обращая свое внимание на эту технику, стоит помнить, что она разрабатывалась для одной единственной цели – участия в соревнованиях по сноукроссу. У «кроссачей» очень короткая и узкая гусеница (120 дюймов или 3 051 мм в длину и 380 мм в ширину), рассчитанная на езду по плотному, утрамбованному снегу подготовленной кольцевой трассы. Мощный двухтактный двигатель рабочим объемом 600 или 800 кубических сантиметров (хотя встречаются и четырехтактные модели) и очень широкая база лыж – чтобы снегоход не опрокидывало в быстрых поворотах. Вариатор настроен на максимальный разгон, а подвеска очень жесткая, чтобы отрабатывать без пробоев максимальные нагрузки на высоких скоростях, многометровые прыжки с трамплинов и прочие «прелести» кроссовой трассы.
Снегоход лишен таких привычных опций, как подогрев рукояток руля, электрозапуск, ветрозащита. Все брошено на минимизацию массы. Настройки вариатора и двигателя таковы, что обычному человеку «кроссач» покажется безумно нервным и резким. Подвеска в обычном «покатушечном» режиме езды попросту не будет работать. Чтобы ее «раскачать», нужно ехать «на все деньги». Словом, любой «кроссач» – снегоход некомфортный, «злой», жесткий и при этом совершенно непроходимый. Короткая гусеница не способна вывозить снегоход из глубоких сугробов, а широкая база лыж и жесткие настройки амортизаторов не позволят активно «валять» снегоход с бока на бок и маневрировать в глубоком снегу.
На фото: Arctic Cat ZR 6000 El Tigre – чистокровный «кроссач». Короткий, легкий и « злой »
Зато «кроссачи» зачастую имеют металлические шипы на гусенице, позволяющие максимально эффективно реализовывать крутящий момент даже на укатанном снегу и льду, амортизаторы имеют все мыслимые настройки, а каталоги оригинального и неоригинального тюнинга предлагают огромный выбор деталей для настройки вариатора и двигателя.
На фото: Lynx Rave RE 800 E-TEC – финский царь трамплинов и поворотов. 215 кг, 174 л.с. и непробиваемая подвеска
Словом, этот класс аппаратов подойдет только тем, кто серьезно задумался о спорте или стантрайдинге. «Просто кататься» на этих машинах не выйдет. В глубоком снегу придется очень много копать, а на укатанном – постоянно переживать за собственные внутренности – вытрясет всю душу. Ну и, разумеется, как любая спортивная техника, «кроссачи» сугубо одноместные.
На фото: Polaris 600 Rush Pro-X. Короткая и широкая база, малый вес, мощный двигатель. Кросс по-американски
Лучше гор могут быть только горы…
Горная езда на снегоходе несет в себе примерно столько же практического смысла, как катание на сноуборде или горных лыжах – исключительно развлекательное времяпрепровождение. Тем не менее именно здесь проходит «линия фронта» борьбы за высокие технологии. Горные модели – одни из самых дорогих и технологичных машин, а горная езда – наиболее техничный и сложный вид снегоходного спорта.
«Горник» специально придуман и разработан для того, чтобы ездить высоко в горах, по очень глубокому снегу и по очень крутым склонам. Техника езды на «горнике» разительно отличается от привычной тем, кто катает по равнине. Например, снегоход не может ехать по склону больше определенной крутизны – он просто перевернется. Поэтому на «горнике» ездят на одной лыже, заваливая снегоход к склону.
На фото: крутизна склона зачастую не имеет значения. Лишь бы снега было побольше!
Отсюда и технические особенности – узкая гусеница и очень узкая база лыж. Чтобы компенсировать недостаток опорной поверхности узкой «гусянки», ее удлиняют. На данный момент самая длинная гусеница в заводском исполнении – у Ski-Doo Summit T3 и составляет она 174 дюйма или 4 141 мм.
На фото: Ski-Doo Summit T3 174 – первый в мире «горник» с гусеницей длиной 4 141 мм и зацепом в 76 мм
В этом году появилась версия со 174-й гусеницей и у Polaris RMK – главного конкурента Ski-Doo. Собственно, «горники» выпускают всего три фирмы в мире. Помимо указанных – еще Arctic Cat. Правда «коты» еще не добрались до столь монструозных гусениц, ограничиваясь максимальной длиной в 163 дюйма (4 140 мм). А вот «акулий» размер снегозацепов в три дюйма (76,2 мм) освоили уже все.
На фото: Polaris ProRMK 800 – самый легкий «горник», меньше 200 кг. В конструкции много композитных материалов и алюминия – легкий, но очень хрупкий
Есть еще Yamaha c их FX-Nytro M-TX 162, но тяжелый четырехтактник делает его плохим конкурентом легких двухтактников из Северной Америки.
На фото: FX-Nytro M-TX 162 – тяжелый четырехтактник не в тренде горного снегоходства
Стоит сказать и о подвеске – чистокровные «горники» рассчитаны на езду по очень рыхлому снегу, и всевозможные прыжки подразумеваются только в пухляк, да и то при острой необходимости. Поэтому подвеска у них хоть и энергоемкая, но весьма мягкая. Да и настроек у гидравлики зачастую нет: в рыхлом пухляке это без надобности.
На фото: нижний рычаг подвески Polaris Pro RMK выполнен из карбона и алюминия и склеен полиэфирной смолой. Все ради снижения массы. Но ударов такая конструкция не держит в принципе
Моторы «горников» настроены на работу в условиях разреженного воздуха высокогорья и внизу чувствуют себя не очень хорошо от переизбытка кислорода, а системы охлаждения опять же подразумевают большое количество рыхлого снега. Ради снижения массы радиаторы урезают до минимума, и при недостатке снега под гусеницей или на плотном снегу горники сильно греются.
На фото: радиатор Ski-Doo Summit. Минимизация массы приводит к дефициту производительности системы охлаждения. «Горники» греются при недостатке снега
Все это делает их плохими компаньонами на равнине. Длинные и узкие машины плохо держат траекторию, норовят опрокинуться при любом изменении направления, подвески их пробивает даже на легкой гребенке, а сам процесс управления на плотном снегу весьма затруднен, ведь снегоход опирается на поверхность не всей плоскостью гусеницы, а как бы стоит на «пуантах» огромных снегозацепов. Держак нулевой, управляемость тоже никакая. В лесу на длинной машине очень сложно маневрировать, а на укатанной трассе он постоянно греется. Словом, «горники» – машины очень специфичные. Собственно, как и горные лыжи: ни для чего другого, кроме катания с гор, они категорически не подходят.
Универсальные солдаты
Но что делать тем, кто хочет получить машину, способную быть одинаково удобной на укатанной трассе и в пухляке? Комфортную, с возможностью перевозки пассажира, но при этом бодрую и «зубастую», чтобы можно было газануть по склону и не застрять среди елок в лесу? Здесь на сцену выходят кроссоверы. Причем сейчас их появилось настолько много, что разобраться в них тоже зачастую непросто. Кроссоверы тяготеют к основным классам, перечисленным выше, но при этом несут в себе и качества, присущие другим типам. Здесь нужно помнить одно правило: никогда универсальное не будет столь же удобно, как специфичное. То есть никакой кроссовер с уклоном в горы не будет столь же хорош в горах, как чистокровный «горник», но зато в остальных ипостасях он будет заметно лучше.
Кроссовер с уклоном в горы – это машина, отвечающая большинству требований горного снегохода, но база лыж будет шире, чтобы он не так настойчиво стремился опрокинуться в поворотах, система охлаждения будет эффективнее (но и тяжелее), и в комплекте будет электрозапуск (а значит, снова лишний вес).
На фото: Lynx Boondocker DS. DS значит Deep Snow – глубокий снег. Почти «горник», но способный на нечто большее на равнине
Подвески будут оборудованы более энергоемкими амортизаторами, чтобы аппарат чувствовал себя уверенно не только в пухляке, но и на прочих типах снега. Масса машины будет больше, сфера применений – шире, но в горах он «сольет» обычному «горнику».
На фото: Arctic Cat XF Highcountry – «почти горник», но чуть более приспособленный для жизни на равнине. Не сильно хуже чистокровного «горника», но заметно универсальнее
Кроссовер с уклоном в туризм совместит в себе качества туристической машины (комфорт, пассажирское сиденье со спинкой и поручнями, высокое стекло) и качества «проходимца»: довольно узкую и «зубастую» гусеницу, средней ширины базу лыж и «злой» спортивный двухтактный двигатель. На таком будет весьма комфортно «пульнуть» по укатанному зимнику или по льду реки с пассажиром. И в то же время он позволит «побундочить» в пухляке в одно лицо и не застрять в густом лесу. С управляемостью и проходимостью будет все хорошо, однако стоит помнить, что такой аппарат будет весьма тяжел. По проходимости он будет хуже «спортивных» моделей, а по комфорту «сольет» чистым «туристам».
На фото: Lynx 49 Ranger 600 E-Tec – туристическое седло и большой ветровик, вместе с тем «зубастая гусеница» и спортивный двухтактник
Кроссовер с уклоном в спорт – пожалуй, одна из наиболее честных вариаций «межклассовых скрещиваний». По сути, это спортивные машины, с расширенными возможностями использования за пределами спортивных трасс. Этот класс характеризуется «борзыми» моторами высокой мощности, слегка удлиненными гусеницами со средней высоты зацепом, чтобы уверенно чувствовать себя не только на укатанной трассе, но и в сугробах, «злые» подвески с кучей регулировок, чтобы можно было без опаски «сажать» трамплины и в полный газ дубасить по разбитым «грейдерам», весьма широкая база лыж для устойчивости и одноместная компоновка.
На фото: Ski-Doo Renegade Backcountry X – способен на многое, но только там, где не очень много снега
Именно такие машины больше всего любят те, кто живет в средней полосе, где не очень много снега, но много пересеченки и хочется «газануть на все деньги». Москва, Питер и прочие крупные центры – вот основной рынок сбыта таких машин.
На фото: Polaris 600 Switchback PRO-X – почти «кроссач», но чуть более приспособлен для жизни вне трасс
Минусы спорткроссоверов очевидны – небольшая гусеница (хотя длина доходит до 152 дюймов) с невысоким зацепом пасует перед глубоким снегом, а широкая база лыж усложняет маневрирование на склонах. Удел таких машин – средняя полоса, где плоско, мало снега и много буераков.
Не боли, голова!
В стане рекреационных снегоходов можно найти машину на любой вкус и с сочетанием любых характеристик. Главное – не запутаться в выборе и купить именно то, что наилучшим образом подойдет именно под ваши запросы. Внешне снегоходы могут быть очень схожими. Единство стиля в дизайне у каждой марки зачастую делает противоположные модели неразличимыми для глаза обывателя, и велик риск купить не то что неподходящий снегоход, а как раз то, что категорически не нужно. Сколько раз я встречал людей на чистокровных «горниках» посреди подмосковных лесов. Как они с ними мучились! Хотя они покупали «самое лучшее» и самое дорогое, а в результате – ни удовольствия, ни пользы и зря потраченный миллион рублей.
На фото: «горник» в поле так же бесполезен, как ласты на катке