Утлегарь что это такое

Значение слова утлегарь

утлегарь в словаре кроссвордиста

утлегарь

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

м. морск. продолженье бушприта, что стенга у мачты.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

утлегаря, м. (гол. uitleger) (мор.). Продолжение бушприта.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Наклонный брус, являющийся продолжением бугшприта и служащий для выноса вперед добавочных косых парусов.

Википедия

Утле́гарь — добавочное рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта вперёд и вверх. Иногда к утлегарю в качестве его продолжения крепится бом-утлегарь, равноценное рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря.

Частью стоячего такелажа утлегаря являются также утлегарь- перты , на которых стоят люди при креплении парусов.

Примеры употребления слова утлегарь в литературе.

Потеряв бом-утлегарь, утлегарь и бушприт со всеми носовыми парусами, барк перестал слушаться руля.

Когда, утлегарь наклонился, он проворно увернулся, и, пробравшись вдоль лееров, уселся рядом с товарищем по плаванию.

Когда Алеми передвинулся, чтобы укрепить утлегарь, жестом приказав Райдису вспомнить все, чему он был обучен как раз на случай такой ситуации.

Не могу сказать, сколько вздохов и сколько ударов сердца миновало, прежде чем мы увидели заостренный утлегарь, направленный в небо словно флагшток, водруженный на зеленом холме.

Неподалеку от того места, куда мы только что причалили, я обнаружил две пальмы, которые стояли достаточно далеко друг от друга, чтобы между ними поместился утлегарь, и в то же время достаточно близко, чтобы не бросаться в глаза.

Косые паруса или опускаются вниз и крепятся по утлегарю, по бугшприту, по топу мачты и проч.

В ответ на другой привычный жест Райдис подвинулся к корме и начал грести своим веслом, что бы сохранить движение вперед, пока Алеми развернет парус, позволив, утлегарю расправится.

Лодка была примерно шесть метров в длину и метр двадцать в ширину, всего с одним бамбуковым утлегарем на правом борту.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: utlegar’
Задом наперед читается как: ьрагелту
Утлегарь состоит из 8 букв

Источник

Утлегарь

Смотреть что такое «Утлегарь» в других словарях:

УТЛЕГАРЬ — Второе колено бушприта для переднего треугольного паруса (кливера). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. утлегарь (гол. uitlegger) мор. рангоут нов дерево на парусных судах, служащее про должением… … Словарь иностранных слов русского языка

Утлегарь — рангоутное дерево служащее продолжением бушприта EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Утлегарь рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту. EdwART … Морской словарь

УТЛЕГАРЬ — УТЛЕГАРЬ, утлегаря, муж. (голланд. uitleger) (мор.). Продолжение бушприта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

УТЛЕГАРЬ — муж., мор. продолженье бушприта, что стенга у мачты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

утлегарь — сущ., кол во синонимов: 2 • брус (86) • рангоут (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Утлегарь — (нидерл. uitleggen букв. удлинять) добавоч … Википедия

Утлегарь — м. Наклонный брус, являющийся продолжением бугшприта и служащий для выноса вперёд добавочных косых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта … Морские узлы

утлегарь — утлегарь, утлегари, утлегаря, утлегарей, утлегарю, утлегарям, утлегарь, утлегари, утлегарем, утлегарями, утлегаре, утлегарях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

утлегарь — утл егарь, я … Русский орфографический словарь

Источник

Утлегарь

Смотреть что такое «Утлегарь» в других словарях:

УТЛЕГАРЬ — Второе колено бушприта для переднего треугольного паруса (кливера). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. утлегарь (гол. uitlegger) мор. рангоут нов дерево на парусных судах, служащее про должением… … Словарь иностранных слов русского языка

Утлегарь — рангоутное дерево служащее продолжением бушприта EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Утлегарь рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту. EdwART … Морской словарь

УТЛЕГАРЬ — УТЛЕГАРЬ, утлегаря, муж. (голланд. uitleger) (мор.). Продолжение бушприта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

УТЛЕГАРЬ — муж., мор. продолженье бушприта, что стенга у мачты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

утлегарь — сущ., кол во синонимов: 2 • брус (86) • рангоут (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Утлегарь — (нидерл. uitleggen букв. удлинять) добавоч … Википедия

Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта; оно ставится выше последнего и выдвигается вперед через бушпритный эзельгофт (обойму) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Утлегарь — м. Наклонный брус, являющийся продолжением бугшприта и служащий для выноса вперёд добавочных косых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

утлегарь — утлегарь, утлегари, утлегаря, утлегарей, утлегарю, утлегарям, утлегарь, утлегари, утлегарем, утлегарями, утлегаре, утлегарях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

утлегарь — утл егарь, я … Русский орфографический словарь

Источник

Утлегарь
судов VIII века

Утлегарь что это такое. Смотреть фото Утлегарь что это такое. Смотреть картинку Утлегарь что это такое. Картинка про Утлегарь что это такое. Фото Утлегарь что это такоеВведение утлегаря стало заметным событием. С этим связано значительное изменение в вооружении носовой части. В переходный период от блинда-стеньги к утлегарю их часто несли вместе. При этом утлегарь железными бугелями крепили сбоку бушприта и пропускали через марс блинда-стеньги. Такую конструкцию м о жно видеть на моделях до 1730 г. Позднее марс исчезает, блинда-стеньга уменьшается и превращается в гюйс-шток. В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Европейские суда большей частью имели гюйс-шток на книце на бушприте и поэтому утлегарь несли на правом борту сбоку под углом 45 градусов. По этой же причине эзельгофт располагали по диагонали, а не перпендикулярно оси бушприта. Длина английского утлегаря в начале века была на 6 футов меньше ширины судна (длины мидель-бимса), а позднее от 7/10 до 5/7 длины бушприта. Диаметр составлял 7/8 дюйма на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т. е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в 1-й четверти 40/41, во 2-й четверти 11/12, в 3-й четверти 5/6 и на ноке 2/3 диаметра. Э. Пари для судна «Ройал Луи» приводит длину утлегаря, равную длине мидель-бимса, и толщину 1/48 длины. Для судна с длиной мидель-бимса в 46 футов он приводит длину 1,2 длины мидель-бимса и диаметр, равный 1/44 длины. По Кор-ту, длина утлегаря равнялась 1 длине мидель-бимса, а толщина 1/48 длины. До 1735 г. английский утлегарь по всей длине был круглым. Затем шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики («стоп») для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное, а после коническое утоньшение, по-вернутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя «кливер-ринга». Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора имелось еще горизон-тальное отверстие для найтова утлегаря.

В начале столетия, когда утлегарь стал вытеснять блинда-стеньгу и временно их несли вместе, утлегарь крепили двумя железными бугелями. Затем их заменили бушпритным эзельгофтом, подобным мачтовому. Его длина составляла 5 диаметров утлегаря, ширина—2 диаметра утлегаря плюс +1/2 диаметра гюйс-штока, толщина — 4/9 ширины. В нем имелись четырехугольное отверстие для бушприта и круглое для утлегаря. Отверстие для утлегаря на 3/4 дюйма превосходило его диаметр, чтобы его можно было обить кожей. Бушпритный эзельгофт на континентальных судах был очень похож на английский. Поскольку эзельгофт ставили по диагонали к оси бушприта, то правый угол эзельгофта на высоте утлегаря был срезан.

Позади эзельгофта помещалась «виолина» . Она представляла собой доски, закрепленные по обеим сторонам бушприта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку. «Виолина» вошла в употребление вместе с утлегарем и вплоть до середины века имела первоначальную форму. Позднее на английских судах внешнюю сторону досок стали делать прямой. На континентальных судах В-образная форма продержалась дольше, почти до конца века. В первые 40 лет «виолины» английских судов в каждом полукружии имели по отверстию. Французские суда, как указывает Пари, в течение всего рассматриваемого периода не имели отверстий. Через отверстия проводили стропы фор-стень- и фор-стень-лось-штагов. В 1750 г. в английских ВМС под «виолиной» был поставлен блок и переднее отверстие на правой стороне и заднее на левой увеличены, чтобы через них и их шкивы можно было провести штаги. Другие два отверстия оставались свободными и не имели шкивов. Они предназначались для проводки аварийных штагов. Щеки «виолины» находились не в одной плоскости, а были установлены несколько наискосок вверх по отношению к бушприту. Скос равнялся внутренней толщине «виолины» плюс 1 дюйм.

Длина «виолины» должна была равняться длине эзельгофта. Д. Стил приводит длину в 2 и 1/4 диаметра бушприта, ширина должна составлять 1/2 наибольшего диаметра, а по Стилу, 2/3 диаметра в месте крепления «виолины». Оба значения не должны были резко отли-чаться друг от друга. Толщина досок из вяза для изготовления «виолины» составляла 1/4 диаметра и наружу уменьшалась до 3/4 или 4/5 этой величины. Отверстия для проводки штагов были удалены от концов «виолины» на 1/4 ее длины. В отличие от французских «виолин» (без направляющих отверстий для штагов и без блока) И. Рёдинг приводит «виолину» с полукруглым блоком, установленным под передней щекой, причем фор-стень-штаг перед ней шел через шкив в блоке. «Виолин-блок». «Виолин-блоки» имели длину 7/9 длины «виолины», ширина их составляла 2 дюйма на каждый фут длины и толщина 7/8 их ширины. Отверстия для шкивов равнялись 2/7 длины блока и находились от его концов в 1/7 длины. Отверстия в блоке для аварийных штагов были четырехугольными и не имели шкивов. Ширина шкив-гатов для шкивов равнялась 1/4 их длины. Эти блоки были т. н. «ванген» (щековыми) блоками и соединялись с бушпритом болтами. Одновременно болты являлись осями для шкивов блока.
«Седла» и обоймы. К дальнейшему оснащению бушприта относились «седла» для утлегаря и ракс-бугеля блинда-рея и направляющая обойма для проводки бегучего такелажа. «Седло» утлегаря имело высоту в 1/6 диаметра бушприта и ширину в половину диаметра. Оно держало утлегарь параллельно бушприту. До 1730 г. большие суда несли утлегарь вместе с блинда-стеньгой, принайтовленным сбоку бушприта. Позже, вплоть до исчезновения блинда-стеньги, для его крепления использовали железные бугели. Перекрытие утлегаря с бушпритом равнялось 1/3 длины утлегаря. «Седло» должно было держать утлегарь достаточно высоко над находившимся под ним «седлом» ракс-бугеля блинда-рея, чтобы бугель мог достаточно свободно двигаться. «Седло» для ракс-бугеля блинда-рея появилось в 1775 г. Оно охваты-вало бушприт наполовину, высота и ширина его равнялись 1/8 диаметра бушприта. Направляющая обойма для бегучего такелажа была подобна «седлу» для ракс-бугеля и находи-лась перед вулингом бушприта. В отличие от «седла» эта обойма имела ряд горизонтальных отверстий, через которые проходила часть бегучего такелажа.
Упомянем еще о «вулинг-клампах». Это были рейки, принагеленные по половине окружности бушприта, чтобы вулинг держался на месте. Длина их 1/2 диаметра бушприта, а высота и ширина 1/4 этой длины.

Бом-утлегарь был введен не ранее последнего десятилетия века. В английских ВМС его ввели в 1794 г. Картины, рисунки и модели французских судов также показывают, что раньше им не вооружались. В работе Д. Стила 1794 г. речь идет о бом-утлегаре, однако он с большой вероятностью получил свое наименование от способа, которым в последнюю четверть века снова несли некоторые кливера, а именно летучими. Размеры бом-утлегаря: длина примерно 7/8 длины бушприта, диаметр около 1/2 дюйма на каждый ярд длины. Наибольшая толщина находилась в районе бугеля утлегаря. От этого места к внешней оконечности происходило утоньшение, как у утлегаря. Внутренний конец имел 3/4 наибольшей толщины. Бом-утлегарь был выполнен как утлегарь и на внешнем конце имел шкив и в шпоре горизонтальное отверстие, служившее для принайтовки его к утлегарю. Шпор был выделан так, чтобы подходить в подготовленное для него отверстие в эзельгофте. Бугель утлегаря тоже был подобен бугелю бушприта. Сам же бом-утлегарь помещали над утлегарем под 45 градусов сверху и сбоку. Суда с бом-утлегарем не несли бовен-блинда-рея.

«Выстрел» бушприта (мартин-гик)

Одновременно с введением бом-утлегаря становится известен и «выстрел» бушприта. Его ранняя датировка современными авторами не подтверждается. В английской литературе о нем впервые упоминает Д. Стил в 1794 г. В этом году «выстрел» бушприта официально вводится в английских ВМС. По Пари, на «Ройал Луи» в 1780 г. был бовен-блинд, но не было «выстрела» бушприта, в то время как «Протектёр» в 1793—1794 гг. имел «выстрел», но не имел бовен-блинда. Возможно, что «выстрел» бушприта во французских ВМС был введен несколько раньше, чем в английских. Но и здесь, особенно модели, надо рассматривать с осторожностью, так как такелаж часто приходится реставрировать, а переделки, не соответствующие времени, легко могут исказить вид модели. К примеру, двойной «выстрел» бушприта, согласно Д. Леверу, был введен после выхода 1-го издания его работы (1811 г.). Хотя модель I французского судна «Леон» 1780 г. уже имеет его, как и вышеназванные модели, она была отреставрирована в 1870 г. и идентич ность вооружения при этом, вероятно, пострадала. Единственными, за служивающими доверия источниками являются изображения и тексты Стила и Левера. В 1794 г. Стил отметил «выстрел» бушприта, а в 1811 г. Левер — двойной «выстрел» бушприта.
«Выстрел» бушприта в то время был круглым штоком, который с помощью железной обоймы крепили на передней стороне бушпритного эзельгофта. Иногда его выполняли четырехугольным. Д. Стил указывает, что «выстрел» изготовляли из ясеня; на нижнем конце его делали желоб-кип, через который проводили утлегарь-штаг. В конце века этот кип заменяют шкивом. «Выстрел» бушприта с двумя шкивами, изображенный Левером, относился к большим судам. Только в начале XIX в. «выстрел» бушприта начинает быстро совершенствоваться.

Источник

УТЛЕГАРЬ

Полезное

Смотреть что такое «УТЛЕГАРЬ» в других словарях:

Утлегарь — рангоутное дерево служащее продолжением бушприта EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Утлегарь рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту. EdwART … Морской словарь

УТЛЕГАРЬ — УТЛЕГАРЬ, утлегаря, муж. (голланд. uitleger) (мор.). Продолжение бушприта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

УТЛЕГАРЬ — муж., мор. продолженье бушприта, что стенга у мачты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

утлегарь — сущ., кол во синонимов: 2 • брус (86) • рангоут (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Утлегарь — (нидерл. uitleggen букв. удлинять) добавоч … Википедия

Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта; оно ставится выше последнего и выдвигается вперед через бушпритный эзельгофт (обойму) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Утлегарь — м. Наклонный брус, являющийся продолжением бугшприта и служащий для выноса вперёд добавочных косых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта … Морские узлы

утлегарь — утлегарь, утлегари, утлегаря, утлегарей, утлегарю, утлегарям, утлегарь, утлегари, утлегарем, утлегарями, утлегаре, утлегарях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

утлегарь — утл егарь, я … Русский орфографический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *