Утлегарь что это такое
Значение слова утлегарь
утлегарь в словаре кроссвордиста
утлегарь
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
м. морск. продолженье бушприта, что стенга у мачты.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
утлегаря, м. (гол. uitleger) (мор.). Продолжение бушприта.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
м. Наклонный брус, являющийся продолжением бугшприта и служащий для выноса вперед добавочных косых парусов.
Википедия
Утле́гарь — добавочное рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта вперёд и вверх. Иногда к утлегарю в качестве его продолжения крепится бом-утлегарь, равноценное рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря.
Частью стоячего такелажа утлегаря являются также утлегарь- перты , на которых стоят люди при креплении парусов.
Примеры употребления слова утлегарь в литературе.
Потеряв бом-утлегарь, утлегарь и бушприт со всеми носовыми парусами, барк перестал слушаться руля.
Когда, утлегарь наклонился, он проворно увернулся, и, пробравшись вдоль лееров, уселся рядом с товарищем по плаванию.
Когда Алеми передвинулся, чтобы укрепить утлегарь, жестом приказав Райдису вспомнить все, чему он был обучен как раз на случай такой ситуации.
Не могу сказать, сколько вздохов и сколько ударов сердца миновало, прежде чем мы увидели заостренный утлегарь, направленный в небо словно флагшток, водруженный на зеленом холме.
Неподалеку от того места, куда мы только что причалили, я обнаружил две пальмы, которые стояли достаточно далеко друг от друга, чтобы между ними поместился утлегарь, и в то же время достаточно близко, чтобы не бросаться в глаза.
Косые паруса или опускаются вниз и крепятся по утлегарю, по бугшприту, по топу мачты и проч.
В ответ на другой привычный жест Райдис подвинулся к корме и начал грести своим веслом, что бы сохранить движение вперед, пока Алеми развернет парус, позволив, утлегарю расправится.
Лодка была примерно шесть метров в длину и метр двадцать в ширину, всего с одним бамбуковым утлегарем на правом борту.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: utlegar’
Задом наперед читается как: ьрагелту
Утлегарь состоит из 8 букв
Утлегарь
Смотреть что такое «Утлегарь» в других словарях:
УТЛЕГАРЬ — Второе колено бушприта для переднего треугольного паруса (кливера). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. утлегарь (гол. uitlegger) мор. рангоут нов дерево на парусных судах, служащее про должением… … Словарь иностранных слов русского языка
Утлегарь — рангоутное дерево служащее продолжением бушприта EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Утлегарь рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту. EdwART … Морской словарь
УТЛЕГАРЬ — УТЛЕГАРЬ, утлегаря, муж. (голланд. uitleger) (мор.). Продолжение бушприта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
УТЛЕГАРЬ — муж., мор. продолженье бушприта, что стенга у мачты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
утлегарь — сущ., кол во синонимов: 2 • брус (86) • рангоут (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Утлегарь — (нидерл. uitleggen букв. удлинять) добавоч … Википедия
Утлегарь — м. Наклонный брус, являющийся продолжением бугшприта и служащий для выноса вперёд добавочных косых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта … Морские узлы
утлегарь — утлегарь, утлегари, утлегаря, утлегарей, утлегарю, утлегарям, утлегарь, утлегари, утлегарем, утлегарями, утлегаре, утлегарях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
утлегарь — утл егарь, я … Русский орфографический словарь
Утлегарь
Смотреть что такое «Утлегарь» в других словарях:
УТЛЕГАРЬ — Второе колено бушприта для переднего треугольного паруса (кливера). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. утлегарь (гол. uitlegger) мор. рангоут нов дерево на парусных судах, служащее про должением… … Словарь иностранных слов русского языка
Утлегарь — рангоутное дерево служащее продолжением бушприта EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Утлегарь рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту. EdwART … Морской словарь
УТЛЕГАРЬ — УТЛЕГАРЬ, утлегаря, муж. (голланд. uitleger) (мор.). Продолжение бушприта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
УТЛЕГАРЬ — муж., мор. продолженье бушприта, что стенга у мачты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
утлегарь — сущ., кол во синонимов: 2 • брус (86) • рангоут (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Утлегарь — (нидерл. uitleggen букв. удлинять) добавоч … Википедия
Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта; оно ставится выше последнего и выдвигается вперед через бушпритный эзельгофт (обойму) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Утлегарь — м. Наклонный брус, являющийся продолжением бугшприта и служащий для выноса вперёд добавочных косых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
утлегарь — утлегарь, утлегари, утлегаря, утлегарей, утлегарю, утлегарям, утлегарь, утлегари, утлегарем, утлегарями, утлегаре, утлегарях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
утлегарь — утл егарь, я … Русский орфографический словарь
Утлегарь
судов VIII века
Введение утлегаря стало заметным событием. С этим связано значительное изменение в вооружении носовой части. В переходный период от блинда-стеньги к утлегарю их часто несли вместе. При этом утлегарь железными бугелями крепили сбоку бушприта и пропускали через марс блинда-стеньги. Такую конструкцию м о жно видеть на моделях до 1730 г. Позднее марс исчезает, блинда-стеньга уменьшается и превращается в гюйс-шток. В английских ВМС утлегарь ставили над бушпритом. Европейские суда большей частью имели гюйс-шток на книце на бушприте и поэтому утлегарь несли на правом борту сбоку под углом 45 градусов. По этой же причине эзельгофт располагали по диагонали, а не перпендикулярно оси бушприта. Длина английского утлегаря в начале века была на 6 футов меньше ширины судна (длины мидель-бимса), а позднее от 7/10 до 5/7 длины бушприта. Диаметр составлял 7/8 дюйма на каждый ярд его длины. Этот диаметр относился к внутренней трети утлегаря, т. е. от шпора до эзельгофта. Далее к ноку он уменьшался: в 1-й четверти 40/41, во 2-й четверти 11/12, в 3-й четверти 5/6 и на ноке 2/3 диаметра. Э. Пари для судна «Ройал Луи» приводит длину утлегаря, равную длине мидель-бимса, и толщину 1/48 длины. Для судна с длиной мидель-бимса в 46 футов он приводит длину 1,2 длины мидель-бимса и диаметр, равный 1/44 длины. По Кор-ту, длина утлегаря равнялась 1 длине мидель-бимса, а толщина 1/48 длины. До 1735 г. английский утлегарь по всей длине был круглым. Затем шпор по длине в 3,5 диаметра стали делать восьмиугольным. В 1,5 диаметрах от нока утлегаря помещали заплечики («стоп») для фор-брам-штага. Заплечики приблизительно до 1775 г. представляли собой параллельное, а после коническое утоньшение, по-вернутое в корму. Сразу же после заплечиков был вертикальный вырез шкив-гата со шкивом для горденя «кливер-ринга». Другой шкив-гат со шкивом находился в 1,5 диаметрах от шпора и был расположен горизонтально. Он служил для фала утлегаря. В задней части шпора имелось еще горизон-тальное отверстие для найтова утлегаря.
В начале столетия, когда утлегарь стал вытеснять блинда-стеньгу и временно их несли вместе, утлегарь крепили двумя железными бугелями. Затем их заменили бушпритным эзельгофтом, подобным мачтовому. Его длина составляла 5 диаметров утлегаря, ширина—2 диаметра утлегаря плюс +1/2 диаметра гюйс-штока, толщина — 4/9 ширины. В нем имелись четырехугольное отверстие для бушприта и круглое для утлегаря. Отверстие для утлегаря на 3/4 дюйма превосходило его диаметр, чтобы его можно было обить кожей. Бушпритный эзельгофт на континентальных судах был очень похож на английский. Поскольку эзельгофт ставили по диагонали к оси бушприта, то правый угол эзельгофта на высоте утлегаря был срезан.
Позади эзельгофта помещалась «виолина» . Она представляла собой доски, закрепленные по обеим сторонам бушприта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку. «Виолина» вошла в употребление вместе с утлегарем и вплоть до середины века имела первоначальную форму. Позднее на английских судах внешнюю сторону досок стали делать прямой. На континентальных судах В-образная форма продержалась дольше, почти до конца века. В первые 40 лет «виолины» английских судов в каждом полукружии имели по отверстию. Французские суда, как указывает Пари, в течение всего рассматриваемого периода не имели отверстий. Через отверстия проводили стропы фор-стень- и фор-стень-лось-штагов. В 1750 г. в английских ВМС под «виолиной» был поставлен блок и переднее отверстие на правой стороне и заднее на левой увеличены, чтобы через них и их шкивы можно было провести штаги. Другие два отверстия оставались свободными и не имели шкивов. Они предназначались для проводки аварийных штагов. Щеки «виолины» находились не в одной плоскости, а были установлены несколько наискосок вверх по отношению к бушприту. Скос равнялся внутренней толщине «виолины» плюс 1 дюйм.
Длина «виолины» должна была равняться длине эзельгофта. Д. Стил приводит длину в 2 и 1/4 диаметра бушприта, ширина должна составлять 1/2 наибольшего диаметра, а по Стилу, 2/3 диаметра в месте крепления «виолины». Оба значения не должны были резко отли-чаться друг от друга. Толщина досок из вяза для изготовления «виолины» составляла 1/4 диаметра и наружу уменьшалась до 3/4 или 4/5 этой величины. Отверстия для проводки штагов были удалены от концов «виолины» на 1/4 ее длины. В отличие от французских «виолин» (без направляющих отверстий для штагов и без блока) И. Рёдинг приводит «виолину» с полукруглым блоком, установленным под передней щекой, причем фор-стень-штаг перед ней шел через шкив в блоке. «Виолин-блок». «Виолин-блоки» имели длину 7/9 длины «виолины», ширина их составляла 2 дюйма на каждый фут длины и толщина 7/8 их ширины. Отверстия для шкивов равнялись 2/7 длины блока и находились от его концов в 1/7 длины. Отверстия в блоке для аварийных штагов были четырехугольными и не имели шкивов. Ширина шкив-гатов для шкивов равнялась 1/4 их длины. Эти блоки были т. н. «ванген» (щековыми) блоками и соединялись с бушпритом болтами. Одновременно болты являлись осями для шкивов блока.
«Седла» и обоймы. К дальнейшему оснащению бушприта относились «седла» для утлегаря и ракс-бугеля блинда-рея и направляющая обойма для проводки бегучего такелажа. «Седло» утлегаря имело высоту в 1/6 диаметра бушприта и ширину в половину диаметра. Оно держало утлегарь параллельно бушприту. До 1730 г. большие суда несли утлегарь вместе с блинда-стеньгой, принайтовленным сбоку бушприта. Позже, вплоть до исчезновения блинда-стеньги, для его крепления использовали железные бугели. Перекрытие утлегаря с бушпритом равнялось 1/3 длины утлегаря. «Седло» должно было держать утлегарь достаточно высоко над находившимся под ним «седлом» ракс-бугеля блинда-рея, чтобы бугель мог достаточно свободно двигаться. «Седло» для ракс-бугеля блинда-рея появилось в 1775 г. Оно охваты-вало бушприт наполовину, высота и ширина его равнялись 1/8 диаметра бушприта. Направляющая обойма для бегучего такелажа была подобна «седлу» для ракс-бугеля и находи-лась перед вулингом бушприта. В отличие от «седла» эта обойма имела ряд горизонтальных отверстий, через которые проходила часть бегучего такелажа.
Упомянем еще о «вулинг-клампах». Это были рейки, принагеленные по половине окружности бушприта, чтобы вулинг держался на месте. Длина их 1/2 диаметра бушприта, а высота и ширина 1/4 этой длины.
Бом-утлегарь был введен не ранее последнего десятилетия века. В английских ВМС его ввели в 1794 г. Картины, рисунки и модели французских судов также показывают, что раньше им не вооружались. В работе Д. Стила 1794 г. речь идет о бом-утлегаре, однако он с большой вероятностью получил свое наименование от способа, которым в последнюю четверть века снова несли некоторые кливера, а именно летучими. Размеры бом-утлегаря: длина примерно 7/8 длины бушприта, диаметр около 1/2 дюйма на каждый ярд длины. Наибольшая толщина находилась в районе бугеля утлегаря. От этого места к внешней оконечности происходило утоньшение, как у утлегаря. Внутренний конец имел 3/4 наибольшей толщины. Бом-утлегарь был выполнен как утлегарь и на внешнем конце имел шкив и в шпоре горизонтальное отверстие, служившее для принайтовки его к утлегарю. Шпор был выделан так, чтобы подходить в подготовленное для него отверстие в эзельгофте. Бугель утлегаря тоже был подобен бугелю бушприта. Сам же бом-утлегарь помещали над утлегарем под 45 градусов сверху и сбоку. Суда с бом-утлегарем не несли бовен-блинда-рея.
«Выстрел» бушприта (мартин-гик)
Одновременно с введением бом-утлегаря становится известен и «выстрел» бушприта. Его ранняя датировка современными авторами не подтверждается. В английской литературе о нем впервые упоминает Д. Стил в 1794 г. В этом году «выстрел» бушприта официально вводится в английских ВМС. По Пари, на «Ройал Луи» в 1780 г. был бовен-блинд, но не было «выстрела» бушприта, в то время как «Протектёр» в 1793—1794 гг. имел «выстрел», но не имел бовен-блинда. Возможно, что «выстрел» бушприта во французских ВМС был введен несколько раньше, чем в английских. Но и здесь, особенно модели, надо рассматривать с осторожностью, так как такелаж часто приходится реставрировать, а переделки, не соответствующие времени, легко могут исказить вид модели. К примеру, двойной «выстрел» бушприта, согласно Д. Леверу, был введен после выхода 1-го издания его работы (1811 г.). Хотя модель I французского судна «Леон» 1780 г. уже имеет его, как и вышеназванные модели, она была отреставрирована в 1870 г. и идентич ность вооружения при этом, вероятно, пострадала. Единственными, за служивающими доверия источниками являются изображения и тексты Стила и Левера. В 1794 г. Стил отметил «выстрел» бушприта, а в 1811 г. Левер — двойной «выстрел» бушприта.
«Выстрел» бушприта в то время был круглым штоком, который с помощью железной обоймы крепили на передней стороне бушпритного эзельгофта. Иногда его выполняли четырехугольным. Д. Стил указывает, что «выстрел» изготовляли из ясеня; на нижнем конце его делали желоб-кип, через который проводили утлегарь-штаг. В конце века этот кип заменяют шкивом. «Выстрел» бушприта с двумя шкивами, изображенный Левером, относился к большим судам. Только в начале XIX в. «выстрел» бушприта начинает быстро совершенствоваться.
УТЛЕГАРЬ
Полезное
Смотреть что такое «УТЛЕГАРЬ» в других словарях:
Утлегарь — рангоутное дерево служащее продолжением бушприта EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Утлегарь рангоутное дерево, служащее продолжением бушприту. EdwART … Морской словарь
УТЛЕГАРЬ — УТЛЕГАРЬ, утлегаря, муж. (голланд. uitleger) (мор.). Продолжение бушприта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
УТЛЕГАРЬ — муж., мор. продолженье бушприта, что стенга у мачты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
утлегарь — сущ., кол во синонимов: 2 • брус (86) • рангоут (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Утлегарь — (нидерл. uitleggen букв. удлинять) добавоч … Википедия
Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта; оно ставится выше последнего и выдвигается вперед через бушпритный эзельгофт (обойму) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Утлегарь — м. Наклонный брус, являющийся продолжением бугшприта и служащий для выноса вперёд добавочных косых парусов. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Утлегарь — рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта … Морские узлы
утлегарь — утлегарь, утлегари, утлегаря, утлегарей, утлегарю, утлегарям, утлегарь, утлегари, утлегарем, утлегарями, утлегаре, утлегарях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
утлегарь — утл егарь, я … Русский орфографический словарь