Увидя что мужик трудяся над дугами их прибыльно
Трудолюбивый медведь (Увидя, что мужик…)
Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг),
Медведь задумал жить такими же трудами,
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березняка и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?»
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
Басня Крылова Трудолюбивый медведь
Мораль басни Трудолюбивый медведь
Анализ басни Трудолюбивый медведь
«Терпенье и труд все перетрут» – эта поговорка как нельзя лучше выражает мораль басни «Трудолюбивый медведь». Мужик – профессионал своего дела. Он легко гнет ветки в дуги и продает их на рынке за хорошие деньги. Медведь, увидев это, решил, что и он справится. Прельстившись легким доходом, он и не подумал, что ломать ветки – мало. Нужно еще уметь с ними работать. Хорошо, что Косолапый вовремя это понял и пришел к Мужику за советом. Хочется верить, что вооружившись терпеньем и приложив некоторые усилия, Мишка все-таки смог заработать.
Басня «Трудолюбивый медведь»
Примечания
[1] Дуга́ – принадлежность упряжи из круто изогнутого ствола тонкого дерева, концы которого вдеваются в гужи (петли у хомута) для скрепления оглобель с хомутом.
[2] Верста́ – русская единица измерения расстояния, равная 1,067 км.
[3] Оре́шник (лещина) – род кустарников, реже деревьев (семейство березовые).
[4] Бере́зник – берёзовый лес.
[5] Вяз – большое лиственное дерево с прочной и гибкой древесиной.
[6] Кум – крестный отец по отношению к крестной матери и к родителям крестника; отец ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[7] Предполагают, что непосредственным поводом к написанию басни явилось высочайшее распоряжение о срочной каталогизации публичной библиотеки в марте 1817 г., в то время как самые принципы каталогизации ещё не были выработаны.
Время написания: 1818 г.
Первая публикация: «Журнал древней и новой словесности», СПБ, 1818 г., ч. I, № 3, стр. 179–180.
Крылатое выражение: А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. Цитируется как шутливо-ироническое порицание чьей-либо торопливости, а также поверхностного, легкомысленного отношения к делу, которое требует мастерства и терпения.
Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3‑х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга шестая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946
29. Басня Крылова Трудолюбивый медведь. Русский язык, литература
Анализ и мораль басни — Трудолюбивый медведь. Русский язык и литература
Басня Трудолюбивый медведь читать текст
Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?» —
«В том, — отвечал сосед, — Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».
Мораль басни Трудолюбивый медведь
Скажи, в чем есть тут главное уменье?» —
«В том, — отвечал сосед, — Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».
Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Трудолюбивый медведь
Мораль этой басни содержит в себе два вывода. Во-первых, легко и интересно смотреть за тем, как трудится другой. Кажется, что это легко и не нужно учиться. Достаточно лишь взяться и сделать. Но на деле оказывается все совсем по-другому! Прежде, чем браться за какое-либо дело, нужно хорошенько изучить все нюансы, потрудиться и начинать с малого.
Ну и, конечно же, в любом деле необходимо терпение! Если проявить старание, терпение, усидчивость и много трудиться, то можно научиться многому и многого добиться. Это и есть секрет любого мастерства.
Анализ басни Трудолюбивый медведь
Итак, мужик выступает в басне как наставник. Трудолюбивый и усидчивый. Он знает свое дело и терпеливо делает его, справедливо получая за это вознаграждение. Медведь же, напротив, не зная дела, хватается за него, думая не о качестве своего труда, а о выгоде. Но терпит неудачу. Хорошо, что у медведя хватило ума отказаться от своих амбиций и прийти за советом к мастеру.
Краткое содержание
В произведении известного баснописца Ивана Андреевича Крылова «Трудолюбивый медведь» рассказывается о трудолюбивом ремесленнике, который изготавливал деревянные дуги. Изделия быстро и выгодно распродавались. Все это увидел медведь и решил так же подзаработать. Уйдя в лес, он наломал массу деревьев и кустарников, но так и не смог смастерить ни одной дуги. В полном расстройстве пришел медведь к Мужику с мучающим его вопросом: ну почему у него ничего не получилось? Ведь он такой сильный и может свалить дерево и вырвать с корнем куст!? На что Мужик ответил, что не хватает нашему герою ТЕРПЕНЬЯ.
Трудолюбивый медведь
Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?» —
«В том, — отвечал сосед, — Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».
В басне автора мы наталкиваемся на знакомые всем нам яркие фигуры: в лице Мужика предстает перед нами работящий мужчина, он вдумчивый виртуоз личного дела, а вот в лице Медведя – очень нетерпеливый неумеха, какой свыкся решать все вопросы силой.
Мораль басни. Тайна всякого мастерства – терпенье и усидчивость, а также долгая и прилежная работа. Чужой труд легче всего, в силу того что, наблюдая за поступками виртуоза, грезится, что всё очень легко сделать, а на самом деле бывает и тяжело, если не проявить старание и умение.
Вот отличный пример того, как надо обучаться мастерству и пониманию того чем ты хочешь заниматься по жизни. Все не так и сложно и в тоже время совсем не просто. Басня просто на пять с плюсами.
Тут конечно басня пытается научить нас терпению, но ведь по сути не каждому дано. Хотя наверное все дело в мотивации. И все же мужику стоило бы поучить мишку, а не просто указывать ему на его ошибки как по мне. Вот и выходит: каждый вынесет что-то свое из этой басни.
Тимур
Нпоминает мне старую народную мудрость — «Сила есть, а ума не надо». Очень хорошая басня. Вообще обожаю читать все басни Крылова. Они всегда интересные и поучительные.С самого детства их люблю.
Мораль этой басни содержит в себе два вывода. Во-первых, легко и интересно смотреть за тем, как трудится другой. Кажется, что это легко и не нужно учиться. Достаточно лишь взяться и сделать. Но на деле оказывается все совсем по-другому! Прежде, чем браться за какое-либо дело, нужно хорошенько изучить все нюансы, потрудиться и начинать с малого.
Русская сказка
Читайте, смотрите и слушайте детские сказки
Трудолюбивый Медведь, басня Крылова
Басня «Трудолюбивый Медведь»
Очень часто басни знаменитого русского публициста и поэта Ивана Андреевича Крылова отображали не только сатиру на какие-либо недостатки или пороки общества или личности, но имели совершенно конкретную историческую подоплеку.
Басня о трудолюбивом медведе была написано предположительно в 1817 году, а уже через год опубликована в «Журнале древней и новой словесности». Существует мнение, что это басня явилась своеобразным откликом на указ Александра I, согласно которому должна была быть ускорена работа по составлению каталогов в Публичной библиотеке. Крылов, который работал в данном учреждении с 1812 года, не поддерживал такой суетливости и поспешности, опасаясь за качество такой работы.
Так или иначе, даже без знания возможного исторического подтекста, басня является актуальной по сей день, и воспринимается потомками, как забавная и поучительная история о глупости, гордыне и нетерпеливости.
Герой и сюжет
Главный герой этой остроумной басни — Медведь. Увидел однажды Медведь, как мужик дуги гнёт и продает их. Смекнул наш герой, что это достаточно выгодное дело и решил заняться этим же ремеслом.
Наполнился лес шумом и треском — это Михаил Потапыч гнул деревья. Немало деревьев он погубил: и орешник, и берёзы, и вязы, и ели пострадали от неумелых действий медведя. Не получилось у него ничего!
Расстроенный пошёл Медведь к мужику, спросить, отчего же у него ничего путного не вышло. Мужик разумно заметил, что главное чего не хватает медведю в этом деле — это терпения.
Анализ басни и мораль
Уже по заглавию этой истории читатель чувствует иронию автора. Крылов озаглавил своё произведение «трудолюбивый медведь», но по ходу действия басни, мы узнаем, что мало быть трудолюбивым – гораздо важнее, чтобы активные действия сопровождались умением и навыками.
Любое занятие требует определённых знаний. Очень легко смотреть на какое-то дело, ремесло, профессию со стороны, ведь порою кажется, что в этом нет ничего заумного. Вот и Медведю казалось, что гнуть дуги не великая наука. На деле же бестолковое отношение и неумелые действия главного героя погубили множество деревьев.
Философская мораль басни вложена автором в уста мужика-умельца. Он объясняет медведю о важности терпения в любом деле, подразумевая под этим желание учиться и практиковаться, усердно применяя новые знания в деле. Всё это требует от человека усилий, времени и прилежания. А желание что-то освоить «по-быстренькому» обычно не находит успеха. Неумелыми руками да глупой головой можно и вред нанести, и беды немалые учинить, как произошло с нашим «трудолюбивым» медведем.
Трудолюбивый Медведь
Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг),
Медведь задумал жить такими же трудами,
Пошел по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березняка и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не дается ремесло.
Вот идет к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?»
«В том, — отвечал сосед, —
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».