Юзер стори что это

Что такое пользовательская история?

Юзер стори что это. Смотреть фото Юзер стори что это. Смотреть картинку Юзер стори что это. Картинка про Юзер стори что это. Фото Юзер стори что это

Так вот, пользовательские истории! Несомненно, это один из основных столпов agile(гибкой)-разработки и необходимый инструмент для продакт-менеджера.

Одним из принципов agile-разработки является идея разбиения крупных разработок на более мелкие части, называемые историями. На пути к тому, чтобы стать ниндзя-мастером на позиции продакт-менеджера и приносить пользу клиентам с помощью своего продукта, вам придется заботиться о бэклоге и содержащихся в нем пользовательских историй.

Но что такое пользовательская история?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разделим это понятие на части:

История, в данном контексте, — это «устное или письменное изложение материала в художественной форме».

Пользователь — это человек, который владеет или пользуется чем-то по желанию, то есть человек, который использует компьютер, программное обеспечение, системы или компьютерные услуги.

Таким образом, можно сказать, что история пользователя — это письменное повествование об использовании системы.

Когда мы говорим о методологии agile-разработки, пользовательская история — это инструмент, который помогает переключить внимание с детализации требований к системе на их обсуждение.

Обычно это делается с помощью предложений, в которых говорится об удовлетворении требования, например:

Юзер стори что это. Смотреть фото Юзер стори что это. Смотреть картинку Юзер стори что это. Картинка про Юзер стори что это. Фото Юзер стори что этоШаблон пользовательской истории

Давайте приведем несколько примеров обычных историй для иллюстрации?

Как менеджер по маркетингу, я хочу знать источник и механизм получения информации о том, что послужило причиной покупки на нашем сайте, чтобы понять, какие каналы коммуникации лучше всего подходят для реализации нашего продукта.

Как руководитель компании, я хочу знать среднюю величину дохода по каждому проданному продукту, чтобы решить, куда вкладывать больше или меньше средств.

Одно из преимуществ следования этой модели заключается в том, что автор истории вынужден сосредоточиться на «ЧТО», а не на «КАК» — за последнее отвечает команда разработчиков.

При создании новой истории автор всегда должен сосредоточиться на описании своих потребностей и цели, которую он пытается достичь с ее помощью. Благодаря этому команда, выслушав историю и не будучи ограниченной уже предложенными попытками решения, может свободно создать или предложить наилучшую альтернативу для решения проблемы.

Кто является действующими лицами или персонами в историях?

Это конечные пользователи историй. Именно они часто их пишут или запрашивают.

В примерах выше в качестве действующих лиц мы используем менеджера по маркетингу и руководителя компании, но участниками могут быть все, кто имеет отношение к вашему продукту, конечный клиент, внутренний пользователь, внешний пользователь, сам PM (продакт-менеджер) и т.д.

Только ли PM должен писать истории?

Определенно нет. PM действует как часть команды разработчиков продукта и служит составителем историй, которые могут поступать от клиента, других заинтересованных сторон (стейкхолдеров проекта) или даже от самой команды.

Задача PM, однако, состоит в том, чтобы убедиться, что истории хорошо описаны и содержат достаточно информации, чтобы команда могла их легко понять. Именно на основе конкретной пользовательской истории команда будет планировать свою работу и оценивать ее сложность.

Плохие пользовательские истории

Чтобы понять суть этого высказывания, давайте рассмотрим несколько примеров некорректно написанных историй использования?

A) «Не хватает кнопки загрузки».

B) «Я бы хотел, чтобы на прикрепленном экране отображалось больше информации о продукте».

C) «Включите больше изображений».

Один из способов превратить плохие истории в нечто полезное — использовать метод 5 Whys ( 5 “Почему«). Он также помогает автору быть более подготовленным и правильно описать свою следующую историю.

Гипотетически, давайте представим, что я применил этот способ с первой историей (А) из приведенных выше примеров.

Проблема: «Не хватает кнопки загрузки».

Обладая этой информацией, можно было бы улучшить исходную историю, например:

Я хочу экспортировать данные из отчета XYZ в формате CSV;

Чтобы вы могли предоставить совету директоров компании точную информацию о продажах и поступлении доходов от реализации нашей продукции.

Критерии приемки

Не стоит забывать, что хорошая пользовательская история также содержит четко сформулированные критерии приемки.

Критерии приемки, как следует из названия, — это критерии, по которым история может быть принята или отклонена.

Они представляют собой набор инструкций, каждая из которых дает четкий результат «прошел или не прошел» — например, контрольный список, в котором указаны функциональные и нефункциональные требования.

Юзер стори что это. Смотреть фото Юзер стори что это. Смотреть картинку Юзер стори что это. Картинка про Юзер стори что это. Фото Юзер стори что это

Критерии приёмки в конечном результате представляют собой «Определение выполненного» и, по существу, хорошо выполненного.

Используя эту идею и ранее упомянутую модель истории, мы могли бы определить некоторые критерии приемки:

Как BI-аналитик, я хочу экспортировать данные из отчета XYZ в формате CSV, чтобы предоставить совету директоров компании точную информацию о продажах и поступлении доходов от реализации нашей продукции.

Критерии приемки:

— При открытии отчета XYZ в конце списка результатов вы увидите кнопку, с помощью которой можно загрузить отчет в формате CSV;

— При нажатии на кнопку загрузка начинается автоматически;

— Файл экспортируется в формате UTF-8, чтобы быть совместимым с используемыми в настоящее время форматами;

Конечно, все это может быть гораздо сложнее и содержать большее количество шагов. На самом деле количество критериев не ограничено. Все зависит от размера истории, о которой идет речь. Однако ясно, что это не будет «Agile» (гибко), если это история с 423 критериями приемки.

Всех желающих приглашаем на открытый урок «Бизнес- и системный анализ как подготовка к тестированию качества программного продукта». На этом демоуроке обсудим:
— Зачем нужны User story для написания тест-кейсов?
— Как системные требования помогают наполнить тест-кейсы?
— Что такое тестовая модель и из чего она состоит?
— Как формируется тестовая модель и наполняется?

Источник

Гайд по User Stories для Junior BA / PO / PM

Статья будет полезная Junior-специалистам, которые так или иначе работают с документацией на проекте. В статье рассматриваются как сами пользовательские истории, так и критерии, по которым можно написать хорошую историю. Из статьи читатель сможет подчерпнуть и как писать истории, и как правильно дополнить их деталями, и какие детали важны, и как не перегрузить историю.

Содержание:

Вводная информация о User Stories

Что такое User Stories

Сейчас User Stories являются одним из главных приемов работы бизнес-аналитиков и Product Owner. Бизнес-стейкхолдеры рассказывают эти истории, чтобы показать команде разработки суть и ценность задачи, которую надо реализовать. Они короткие, написаны деловым языком и поэтому понятны всем заинтересованным лицам проекта.

Дать емкое определение этому приёму сложно. Его внешняя простота заставляет сводить его описание к внешним характеристикам. Поэтому я, как автор, хотел бы дать читателю несколько определений.

В качестве первого ответа приведем «официальное» определение из книги М. Кона «Пользовательские истории: гибкая методология разработки ПО».

Пользовательские истории — это краткое описание функциональности, детали которой должны уточняться в ходе устных обсуждений между заинтересованными лицами проекта.

Такое определение не помогает разобраться в сути приема и его распространенности среди пользователей. Неужели главное — это записи или то, что детали должны уточняться? Думаю, нет. Поэтому я не бросил копания и начал смотреть другие источники. Множество сайтов предлагает такое определение:

Этот ответ тоже не удовлетворил моё любопытство. Такое определение ставит во главу угла формат. Ведь User Story может существовать и без какой-то части (As a user, I want to save data) и быть написанной без обсуждения интровертным продакт-овнером. Но самое главное — об этом будет ниже — User Story может быть написана по совершенно иному формату!

Пройдя круг обсуждений с ментором, прочитав и посмотрев много статей и видео, я понял, что главное в пользовательской истории — это ценность, которую пользователь получит от функции. Поэтому я попытался сгенерировать определение:

Очень важно отметить, что история и ее ценность может быть направлена не только на какую-то группу пользователей. Она может быть направлена на команду разработки (обновить компонент, добавить компонент, переделать код. ), Product Owner или представителей бизнеса.

Далее в статье я использую однострочные примеры пользовательских историй: «Как Х, я хочу Y, чтобы Z«. Тем не менее, многие аналитики использую другой подход, который считается даже более каноничным.

Так, истории пишутся в три строки:

Job Stories

В целом Job Stories — схожая с US техника. Можно назвать их приёмом-субститутом, ведь обычно они не используются вместе и выполняют максимально похожую функцию. Job Stories представляют требование в виде действия, которое выполняет пользователь. Они не описывают саму функцию, а лишь концентрируют внимание команды на потребности.

Job Stories концентрируются на психологической части фичи, на эмоциях, тревогах и прочем, что может возникнуть во время использования функции.

«Тело» JS делится на три части:

Situation: дает контекст обо всей JS, который помогает dev-команде придумать возможное решение.

Motivation: описывает невидимую руку, которая ведет юзера к использованию данной функции.

Expected Outcome: описывает, что получит юзер после использования функции.

Job Stories могут писаться по двум форматам:

В одну строку:
When X I want to Y so I can Z» или «When X, actor is Y so that Z.

В три строки:
When X
I want to Y
So I can Z.

When I want to withdraw money from my bank account, I want to know I have enough money in my account to withdraw some now so that I can go out to dinner with my friends.

Вопросы, которые следует задавать во время написания стори

Решает ли это настоящую проблему юзера?

Есть ли у такого решения какие-либо side effects? Влияет ли это на продукт в целом?

Какие последствия от такого решения?

А при работе с другими стейкхолдерами и выяснении первопричин нужды у них аналитик может использовать знаменитый приём «5 почему?».

Юзер стори что это. Смотреть фото Юзер стори что это. Смотреть картинку Юзер стори что это. Картинка про Юзер стори что это. Фото Юзер стори что этоПример работы техники «5 почему».

Три С в User Story

Первое определение говорит о коммуникации и карточках, но не упоминает согласие. Эти три понятия образуют «the 3 C’s of User Stories».

Card — по задумке автора метода истории пишутся на физических карточках. В реальности они пишутся в Jira и Confluence, поэтому мы не так ограничены в детальности.

Conversation — каждая стори — это множество митингов вокруг нее, которые и направлены на понимание деталей.

Confirmation — перед началом работы клиент дает согласие на данное решение, а команда полностью уверена в выполнимости решения.

User Personas

Этот метод представляет собой детализированное описание пользователя продукта. Описание пользователя должно быть конкретным и детальным, ведь по его описанию члены команды должны понять, что это целевая аудитория приложения, которое они делают.

Создавая четкого и детального персонажа, аналитик требований или Product Owner уменьшает вероятность того, что нужды пользователя будут забыты или заменены на нужды тех членов проектной команды, которые ставят себя на место пользователей.

Карточка персонажа не обязана быть полностью правильной, но она обязана содержать максимальное количество деталей.

Наиболее важными деталями персонажа являются его имя, место работы (роль в системе), место проживания. Причём имя и роль в будущем могут использоваться и при написании историй:

Как Георгий, я хочу печатать документы, чтобы я мог работать над ними вне компьютера.

Стоит также отразить маркетинговые характеристики персонажа такие как предпочитаемые бренды, блюда, увлечения и хобби. Эти характеристики важны не только, чтобы знать для кого мы создаем ПО, но и как его рекламировать и продавать. Описание должно также раскрывать и характер персонажа. Он веселый или чаще хмурится? Он делится информацией в соцсетях или вовсе не ведет их?

В описании следует отразить и задачи, которые наиболее важны для персонажа в его работе с системой. Это поможет всей команде увидеть нужды персонажа и поможет создать стимул для покупки премиум-версии или подписки.

Не стоит забывать и об еще одной важной детали. Персонажи не могут «гулять» из продукта в продукт, но человек, который создаёт их описание, может обращаться к давно созданным образам как за вдохновением, так и за шаблоном описания.

Создав одного персонажа, можно отдохнуть и насладиться проделанной работой. Однако не стоит останавливаться, так как именно набор персонажей (от 3 до 10) поможет в будущем выстроить систему, которая поможет приоритизировать истории, благодаря пониманию того, что нужно тому или другому персонажу. А если что-то нужно двум из трех персонажей, то следует бросить все силы на эту функцию.

Юзер стори что это. Смотреть фото Юзер стори что это. Смотреть картинку Юзер стори что это. Картинка про Юзер стори что это. Фото Юзер стори что это

Что же в сухой практике использования User Personas?

Отрицательный персонаж

Не все персонажи должны создаваться, чтобы показать пользователей системы. Задача некоторых указать, кому в приложении нет места.

Создавая любое приложение для такси, мы вспомним, что в процессе заказа традиционно есть 3 участника: клиент, водитель, оператор. Скорее всего, задачей нашего приложения будет автоматизация работы оператора так, чтобы клиент мог связаться с водителем напрямую. В таком случае самому оператору в системе не будет места.

Ключевой персонаж

Ключевыми персонажами являются те, для кого и будет проводиться проектирование решения. Такой персонаж олицетворяет группу пользователей, которая будет либо чаще всего пользоваться приложением, либо имеет какие-то особенности, из-за которых им следует пользоваться приложением иначе. Такие персонажи заслуживают отдельных интерфейсов в системе.

Давайте вернемся к приложению для саппорта. В нем оба персонажа, которые всё-таки будут пользоваться системой, будут ключевыми. Так, тому, кто будет устранять жалобы, нужен интерфейс, который показывает жалобы и помогает выстроить маршрут. В тоже время клиенту, скорее всего, нужно посмотреть все его жалобы и оставить новую.

INVEST

По критериям INVEST мы можем судить, хорошо ли написана User Story и можно ли над ней работать.

I — Independent — Независимый

Следует избегать зависимости между историями, так как иногда это приводит к проблемам во время имплементации. (пример: задача А не может быть реализована без задачи Б, однако задача А — очень важна, а Б лишь желательно иметь в готовом продукте).

На практике это стремление не всегда достижимо. Например, в случае зависимости нескольких историй друг от друга, следует искать другой способ разбить их.

Мы хотим добавить в наш продукт поддержку банковских карт MasterCard, Visa и третьей системы. Тогда проще всего разделить эту стори на три. В первой, самой большой, разработчик должен добавить поддержку банковских карт в целом и какую-то из списка. А остальные две могут пойти в другую стори, которая зависит от первой.

N — Negotiable — Обсуждаемый

После написания черновика истории следует обсудить ее со стейкхолдерами и, возможно, внести изменения, исправить ошибки. В ходе обсуждения команда ещё не говорит о том, как данная история будет реализована, а обсуждается лишь то, как будет удовлетворяться нужда пользователя.

V — Valuable — Ценный

Каждая User Story должна нести пользу как пользователю, так и продукту, а описание должно создаваться так, чтобы ценность была наиболее очевидна. Так команда разработки будет понимать, зачем это нужно реализовывать.

Если ценность историй, которые несут новый функционал или улучшают старый, очевидна, то с теми, которые завязаны на технической стороне продукта, не все так очевидно. Но и истории, в рамках которой команда избавляется от легаси-кода, делает рефакторинг или переносит старый функционал на новую инфраструктуру (например, в новую базу данных) несут ценность для как для продукта, так и для пользователя. Скорее всего, пользователь ощутит их благодаря улучшению отзывчивости или скорости работы системы. Это следует отразить в описании такой задачи.

E — Estimable — Оцениваемый

История должна быть настолько ясно написана, чтобы у разработчика было достаточно понимания ведь без него он сможет выдать оценку, близкую к правде. Есть три причины, почему dev не может выдать оценку:

история слишком большая;

в описании недостаточно данных;

разработчику нужно больше опыта.

Однако подробнее об оценках поговорим в отделе “Оценка историй”.

S — Small — Компактный

Этот пункт говорит не о самом описании под историей, а о ее размере, времени на реализацию. На многих проектах команды устанавливают рамки, в которые должна уместиться история. Так, часто можно услышать о правиле, согласно которому история должна укладываться в рабочий день. Однако на других же пользовательской историей может считаться функция, на реализацию которой нужно несколько месяцев времени разработчика.

T — Testable — Тестируемый

Суть этого пункта не только в том, что команда тестировщиков должна понимать, что проверять, но и в том, что пользовательская история должна обладать чем-то, что можно посмотреть, запустить.

Однако не стоит забывать, что стоит писать истории так, чтобы QA-команда могла понять, какие кейсы и сценарии ей тестировать. Для создания этого понимания аналитику требований следует пользоваться критериями приемки и описанием сценариев по Gherkin. Подробнее об этих приемах можно прочитать в разделе “Как добавить деталей к истории”.

Как добавить деталей к истории?

Очень важно понимать, что когда работа над «телом» стори закончена, начинается работа над деталями, которые и помогут команде понять, что надо реализовать. Среди способов добавить детали самыми знаменитыми являются Acceptance Criteria и сценарии по Gherkin.

Acceptance Criteria

Что такое АС

Элемент User Stories, который дополняет их так, что команда начинает видеть историю в деталях. Этот инструмент помогает понять, что должно быть сделано, чтобы удовлетворить потребность бизнеса.

АС помогают увидеть фичу с точки зрения конечного пользователя, установить границы фичи и создать понимание того, что должно быть сделано и что будет проверяться.

Их надо понимать максимально буквально, потому что это те критерии по которым мы понимаем, выполнена история или нет.

Для чего нужны

Показывают фичу с точки зрения конечного юзера.

Для понимания задач бизнеса.

Достижения консенсуса с бизнесом относительно какой-то стори.

Служат базой для тестов.

Помогают эстимировать стори.

Правила написания

Мы пишем их не в форме should, а в настоящем времени (суть в том, что человек читает и видит, какими «способностями» обладает юзер или система).

Должны быть измеримы.

Пишутся ДО работы над задачей.

Включают функциональные и нефункциональные критерии.

Пользователь может выбрать цвет. Пример: есть дропдаун с цветами.

Не слишком узкие (привязаны к одному юз-кейсу-примеру) и не слишком широкие (понятно где сделано и как работает).

Не содержат технического арго.

Что делать, когда надо выбрать одно из нескольких решений?

Тогда на помощь приходит Evaluation Criteria. Используются, чтобы оценить ценность нескольких решений и выбрать нужное.

Компания хочет пообедать в итальянском веганском ресторане, где играет живая испанская гитара. Тогда ресторан, который подойдёт, должен соответствовать трем критериям:

1. Ресторан должен быть итальянским.
2. Ресторан должен быть должен подавать вегетарианские блюда.
3. В ресторане играет живая испанская гитара.

Gherkin

Scenario: Dr Bill posts to his own blog.
GIVEN I am logged in as Dr Bill
WHEN I try to post to my blog
THEN I should see «Your article was published»

Базовый синтаксис Gherkin

1) Пишется сценарий-скелет.

Scenario Outline: Dr Bill posts to his own blog.
Given I Have published
When I try to post a new blog
Then I should see

2) Создается таблица с примерами.

В данном примере мы должны показать связь между количеством постов в блоге и тем, какое сообщение увидит пользователь.Например:

Источник

Как писать User Story

May 10, 2016 · 19 min read

User Story — это короткая формулировка намерения, описывающая что-то, что система должна делать для пользователя.

User Story — это не требования.

Несмотря на то, что user story играют в огромной степени роль, ранее принадлежавшую спецификациям требований, сценариям использования и т. п., они все же ощутимо отличаются рядом тонких, но критических нюансов:

Структура user story

«Представьте, что вы составляете „пожелание пользователя Amazon.com“. Пробный вариант выглядит так: „Мне как потребителю нужен крупнейший в мире магазин книг, где я могу купить любую книгу в любое время“. Это описание вполне отвечает характеру Amazon, но история получилась слишком расплывчатой, чтобы с ней можно было что-то сделать. Нужно фрагментировать нашу историю. Сделать ее действительно очень конкретной и функциональной. Приведу несколько образцов пользовательских историй, которые вы можете написать, имея в виду книжный интернет-магазин:

Как потребителю мне удобно искать книги по жанрам, чтобы быстро найти те, которые я люблю читать.
Как потребитель я, отбирая книги для покупки, хочу класть сразу каждую в корзину.
Как управляющий по выпуску новой продукции я хочу иметь возможность отслеживать покупки наших клиентов, чтобы быть в курсе, какие книги им можно предлагать.

Вот профессионально сделанные пожелания пользователя, характер которых группа должна принять во внимание».

Actor

C актером все б олее-менее просто. Вы выделили персоны, или у вас есть роли, и вы легко их вписываете в начало истории. Есть одна проблема. Убери часть истории про актера. Если история ничего при этом не потеряла — значит эта часть бесполезна.
Вы определили роли в Системе и поняли что их не очень много — Пользователь, Оператор и Админ. И креативите по 100 историй, которые начинаются как “Как Пользователь Я …”. У вас закрываются несколько спринтов, истории которых начинаются одинаково. Зачем вам это нужно? Да, это бесполезно.
Джеф Паттон предлагает следующее:

Действие

Наверное здесь сложно ошибиться — это суть истории, “что нужно сделать”. Что можно улучшить. Действие должно быть одно — основное. Нет смысла описывать “авторизуется и выполняется поиск” или “указывает параметры поиска и выполняет поиск”. Укажите то действие, что вам действительно нужно.
Важно описывать историю на уровне “ЧТО?” делает, а не “КАК?” Это главное в истории. Опишите проблему, а не ее решение. Лучше вы потом с командой это обсудите и найдете более оптимальное “КАК”-решение.

Ценность

Главная проблема с User Story. Вы всегда знаете первую часть истории, но всегда сложно указать для чего это делается. Но это Scrum, все должно быть указано как User story согласно шаблону, и потому вы пишите “чтобы …” и какую-то чушь, в которую сами не верите.
Уберите эту часть из истории. Если ничего не потеряли — значит формализация ценности в истории была бесполезна. Что же можно сделать?

Отказаться от формулировки “чтобы”. Это корень зла. ДА, для каких-то историй можно указать ценность истории в таком формате, но не для большинства.

Перейти с понятия ценности (value) на влияние (impact). Ваша история не обязательна должна иметь ценность, но обязательно должна оказывать влияние на кого актера, что указан в истории. А уже это влияние ведет в конечном итоге к цели, которая имеет для вас ценность.

Представим что вы создали историю — “Как инвестиционный аналитик я получаю отчет №17 об инвестициях чтобы БЫСТРЕЕ принять решение”.
У меня Аcceptance Сriteria — это метрика на value в US. Как померить такой value? Как понять что аналитик принял решение быстрее? Как вы поймете в конце что история выполнена?
Переделаем историю на влияние — “Как инвестиционный аналитик я получаю отчет №17 об инвестициях БЫСТРЕЕ”. То есть сейчас этот отчет формируется за 60 сек. Вы указываете в АС что отчет должен формироваться за 15 сек. В конце понятно выполнено ли АС, понятно какие влияние вы оказали на работу аналитика.

Но в чем ценность того, что аналитик стал получать отчет быстрее?
Здесь можно перейти к общей постановке Цели для продукта. Чтобы прийти к такой истории вы:

То есть смысл Impact map — это трассировка от User story к общей Цели продукта. Если такой связи нет и вы не можете ее найти — значит вы делаете что-то бесполезное.

То же самое можно сделать в любой момент времени на любом этапе создания продукта. Вы знаете что нужно сделать и это будет полезно, но вот ценность определить однозначно не можете. Вы видите десятки вариантов то, что нужно написать в “чтобы …”. Постройте путь до цели в Impact map. Найти то влияние что вы должны оказать на актера в результате. Не пишите всякую чушь, в которую сами не верите.

Юсторию можно оценить по критериям «INVEST»:

Наиболее распространенные ошибки при написании историй

История для юзера

Пример: «Как пользователь я хочу управлять рекламными объявлениями, чтобы удалять устаревшие или ошибочные объявления»

На первый взгляд, вы не увидите в этой истории никаких изъянов — все элементы на месте. А теперь расскажите-ка, для кого вы собираетесь сделать эту фичу и что этот юзер знает об управлении объявлениями? Он администратор портала объявлений, которому нужно время от времени чистить базу и премодерировать объявления? Или, может, он рекламодатель, которому нужно просматривать список созданных им объявлений и иметь возможность удалять ненужные объявления прямо из этого списка?
Вы могли заметить, что у этих двух пользователей совсем разные роли, с разными ожиданиями с разными требованиями к системе. Основная ошибка этой истории — игнорирование роли и персоны пользователя.

История для продакт оунера

Пример: «Как продакт оунер, я хочу, чтобы в системе была возможность удалять объявления, чтобы юзеры могли удалять объявления»

И опять, вроде бы все на месте, но что-то не так. Для начала эта история формата «хотели историю? — получили». Очевидно, что автор истории написал ее исключительно ради самого написания:) Конечно, ваш продакт оунер может написать все истории со своей точки зрения, а не с точки зрения нужд конечных пользователей, но это означает всего 2 вещи: вы движетесь не в ту сторону и у вас проблемы с имплементацией аджайла. Возьмите вашего продакт оунера за шкирку, потрясите его хорошенько и заставьте думать головой:)

История для девелопера

Пример: «Как девелопер, я хочу заменить виджет папок, чтобы у меня был лучший виджет папок:)»

Часто такие истории становятся частью technical debt, который состоит из переход на обновленные версии фреймворков и библиотек, рефакторинга и так далее. У них есть полное право на то, чтобы быть сделанными, но на словах они не представляют никакой ценности для юзера и вам достаточно тяжело будет заставить продакт оунера «купить» их. К тому же по хорошему любая история должна создавать пользовательскую ценность и ваша команда должна уметь рассказать на демо, зачем она все-таки заимплементила ее. Так как же поступить с этой историей?

Перепишите ее с пользовательской точки зрения: «Как рекламодатель, я хочу, чтобы система позволяла создавать мне папки, чтобы я мог быстрее работать с большими списками объявлений»
Технические задачи к этой истории могут выглядеть так:

При этом к такой истории гораздо проще написать критерии приемки:

Никакой бизнес ценности для пользователя

Пример: «Как рекламодатель, я хочу чтобы у меня была возможность фильтровать объявления»

У нас есть роль, есть потребность, но причина или бизнес ценность куда-то запропастились. Зачем рекламодателю фильтровать объявления? Чего он хочет достигнуть? Не думайте, что это буквоедство, история действительно теряет смысл без нужных элементов.

Никаких критериев приемки

В любом из примеров приведенных выше, кроме истории для девелопера, нет критериев приемки. Истории могут проваливать тесты, или тест кейсы могут проверять не те критерии из-за отсутствия понимания того, как должен выглядеть конечный результат и каким требованиям он должен соответствовать. Критерии приемки нужны именно для того, чтобы рассеять ложные предположения, а иногда даже перепланировать историю или разбить ее на меньшие.

Практические советы по написанию пользовательских историй

Сомнительные практики

Рекомендации от ведущих специалистов Scrum

Анна Минникова, Гиперболоид, сертифицированный Scrum Professional, работала продакт и проджект менеджером в крупнейших геомобильных приложениях СНГ, сейчас занимается lean коучингом.

1. Как правильно написать User Story?

Командой. Причем команда обязательно должна включать в себя менеджера продукта/клиента/стейкхолдера или даже конечных пользователей вашего продукта. Пишите user story не для того, чтобы получить формальные «требования», а чтобы вытащить на свет все важные для вашего продукта, бизнеса и пользователей нюансы.

Обязательно формулируйте персоны вашего продукта до начала работы над user story. Это поможет вам лучше прочувствовать пользовательские нужды/боли/желания и лучше понять, для кого вы проектируете ваш продукт.

Ваша идеальная история должна быть написана по такому образцу:

Сейчас вы сформулировали бизнес-ценность для пользователя вашего продукта. Но прелесть пользовательской истории в том, что она формулирует не только бизнес-ценность, но и требования для разработки и тестирования. К этой простой формулировке вы можете добавить критерии приемки, технические заметки, описание обработки ошибок, которые суммируют все задачи, которые вам нужно сделать.

Вот как в укороченном виде выглядела пользовательская история в одном из моих проектов:

Как водитель с загоревшейся лампочкой бензина я хочу быстро найти ближайшую хорошую заправку, чтобы заправиться качественным бензином.

1. При выключенной геолокации пользователя необходимо дать ему информацию о том, где ее включить.

1. Заправки в списке должны обновляться при изменении местоположения пользователя на 100 метров.

Такая формулировка задачи помогает разработчикам и тестировщикам не пытаться сравнивать готовую задачу с ui требованиями, которые быстро устаревают, а смотреть на основные проблемы, которые должны быть решены в рамках задачи. Дополненная прототипами, такая история легко становится задачкой в джире или бейскемпе, которую можно делать даже без финального дизайна.

Вот как выглядели экраны, относящиеся к этой истории, в итоговом приложении:

2. Как объективно оценить ее полезность и востребованность?

Пользовательские истории полезны, если вы понимаете, что с написанием пользовательской истории для самого простого проекта вы ступили на тяжелый путь сомнений: «зачем мы делаем наш продукт»?, «точно ли нужна эта фича в продукте?», «да пользователей с такими потребностями днем с огнем не сыщешь», «кто будет пользоваться тем, что мы делаем?». Эти вопросы не очень приятны, но честные ответы на них помогут вам спроектировать лучший продукт.

3. Чего делать не стоит при работе с User Story?

Писать их в гордом одиночестве или поручать написать пользовательские истории, к примеру, менеджеру проекта. Если, конечно, вы не являетесь конечным core пользователем продукта, который вы разрабатываете 🙂

Также не очень здорово писать объемные, большие истории. Если ваша история не вмещается в стандартную итерацию вашей команды (я надеюсь, что это максимум 4 недели:), то она слишком велика и стоит задуматься, как можно ее поделить на несколько.

И самые главные грабли — писать пользовательские истории, которые пойдут в разработку, до того, как вы прошли через процесс customer development. Хорошо сделать это для общего понимания того, что пользователь, по вашему мнению, будет делать с продуктом.

Но пользовательские истории нужно писать не только для того, чтобы выразить ваше мнение о продукте или мнение заказчика. Они должны выражать мнение тех, кто будет покупать и пользоваться продуктом (не забудьте о том, что это не только конечные пользователи, но и те, кто оказывают влияние на совершение покупки. К примеру, конечными пользователями игр часто являются дети, но покупают их родители).

Поэтому для того, чтобы написать ценную и реалистичную пользовательскую историю, вам нужно получить максимум информации о ваших будущих пользователях:

Это самый большой и объемный пункт, поэтому очень хочу порекомендовать к прочтению 2 книги:

Four Steps to the Epiphany — библия customer development, которая даст вам фундаментальное понимание об этапе создания продуктов, которые вам нужно пройти перед тем, как написать пользовательские истории.

User Stories Applied — самая лучшая и полная книга о том, как писать, оценивать, тестировать и принимать пользовательские истории.

Евгений Плохой, CEO at CapableBits, Founder of CBLabs.mobi

1. Как правильно написать User Story?

Хорошая User Story должна соответствовать модели INVEST.

2. Как объективно оценить ее полезность и востребованность?

Объективно оценить её полезность и востребованность достаточно сложно, т.к. непосредственно в процессе разработки она не участвует, а служит отправной точкой. Это способ начать диалог без понятных маркеров его завершения. Субъективно для нас этот инструмент бесполезен.

3. Чего делать не стоит при работе с User Story?

User story от Юлии Козловой, PR & Event Manager в Touch Instinct

1. Как правильно написать User Story?

Не важно то, как она будет написана и оформлена, главное — насколько правильно и точно она описывает потребности пользователя. В Touch Instinct мы проговариваем пользовательскую историю с клиентом устно, во время переговоров. Делаем заметки. Кто пользователи, чего они хотят? Мы выясняем формализованные потребности: мгновенная покупка, удобное чтение новостей, бронирование мест, заказ билетов и т.д., из которых прорабатываем детальные требования к сценариям использования будущей программы. «Я как пользователь хочу сортировать товары по цене, чтобы выбрать лучшее из одной ценовой категории». «Я как пользователь хочу сохранять музыку в кэш, чтобы слушать без интернета». Далее на основе юз кейсов строим интерфейс, на этом этапе мы понимаем, от какого функционала стоит отказаться, например, нужны ли комментарии к фотографиям или нет.

2. Как объективно оценить ее полезность и востребованность?

Заказчик хорошо знает свой продукт и потребителя. На переговорах мы стараемся вытянуть из него максимальную информацию о том, чего хочет пользователь. Полезность юзер стори прежде всего в том, что они помогают разработчику лучше понять область, продукт, аудиторию заказчика. Мы не совершаем действий ради действий. Востребованность юзер стори оценивается обнаружением и проработкой пользовательских потребностей, на выходе продукт их должен удовлетворять.

3. Чего делать не стоит при работе с user story?

Не стоит зацикливаться и затягивать с проработкой. Зафиксировали ключевой функционал, держите его в фокусе, перед глазами, но не воспринимайте как инструкцию. Юзер стори достаточно гибкая вещь, в которую можно вносить изменения.

Наталия Давыдова, менеджер Heads and Hands

User Story обычно используется при гибких методологиях разработки. В нашей компании часть проектов ведется по такой методологии. Обычно мы организуем встречу с клиентом, на которой просим его описать обычным пользовательским языком пожелания к функционалу сайта или мобильного приложения. На основе этого мы составляем конечное описание работ для итерации (беклог). Правильный пользовательский сценарий, на наш взгляд, должен быть:

Объективно можно оценить полезность в том случае, если по user story можно сформировать удобный и понятный конечному потребителю продукта интерфейс.

При написании user story нужно стараться придерживаться максимально простого описания (без ухода в технические детали), учитывать роли пользователей при работе с продуктом, стараться не увеличивать размер истории, т.к. это должно вписаться в одну итерацию, которая при гибких методологиях длится не более 2х недель.

Пример разработки User Story

1 Как пользователь я могу хранить свои фотографии в системе, чтобы иметь возможность показать или продать их другим пользователям.

2 Как рекламодатель я могу помещать свою рекламу в системе, ориентированную на пользователей.

3 Как администратор я могу управлять фотографиями пользователей, так чтобы контент сайта был легальным.

Во время обсуждения первой истории, заказчик и команда приходят к тому, что пользователи системы должны быть авторизированны системой перед выполнением каких-либо действий с фотографиями. Это приводит к появлению новой пользовательской роли «гостя» — группе людей, которые неавторизированны системой или вообще пока не имеют пользовательской учетной записи.

4 Как гость я могу зарегистрироваться в системе для получения пользовательской учетной записи и последующей работы.

5 Как гость я могу войти в систему под ранее созданной учетной записью, для последующей работы.

Пользуясь принципом симметричности требований, команда и заказчик принимают решение, что пользователь должен иметь возможность удалить свою учетную запись в случае необходимости:

6 Как пользователь я могу удалить свою учетную запись и перестать быть пользователем системы.

Обсуждая концепцию учетных записей, рождаются также следующие истории:

7 Как пользователь я могу изменить данные своей учетной записи.

8 Как пользователь я могу сделать некоторые поля своей учетной записи видимыми для других пользователей.

Просто? Достаточно. По крайней мере, не сложнее, чем писать спецификации. Но дальше — интереснее.

ВОПРОСЫ?

К этому моменту, я надеюсь, у вас появилось много интригующих вопросов, даже, может быть, их у вас стало больше, чем до начала чтения этой статьи… Я попробую вкратце разъяснить как же все-таки это все может работать.

КУДА ДЕЛИСЬ ДЕТАЛИ?

Первый вопрос, который задает человек, который привык работать с более тяжеловесным подходом к требованиями (основанным к примеру на подходе Software RequirementsSpecifications из RUP), это «куда подевались детали?»

Это вопрос затрагивает ключевой аспект использования историй. Попробую коротко объяснить.

Конечно, детали есть, и их никто не отменял — как без понимания деталей программист может написать адекватный код, а тестировщик его принять? Детали необходимы. Но использование историй смещает суть и время выработки деталей.

Детали историй — это больше не неизменная часть требований, которые продумываются заказчиками во время написания требований и предъявляются команде в готовом виде. Вместо этого заказчик и команда во время обсуждений историй совместно приходят к понимаю уровня детализации, который необходим на текущей фазе, и принимают совместные решения, пополняя истории все большим количеством информации.

ПРИМЕР ДЕТАЛИЗАЦИИ.

Рассмотрим одну из историй, идентифицированную выше:

4 Как гость я могу зарегистрироваться в системе для получения пользовательской учетной записи и последующей работы.

Во время обсуждения этой истории с командой заказчику задают вопрос о том какая информация нужна для создания пользовательской учетной записи. Обсуждая различные варианты, заказчик и команда приходят к тому, что для первой версии системы достаточно будет проверенного электронного адреса плюс имени пользователя и его пароля.

К истории дописывается этой комментарий. Теперь история выглядит так:

4 Как гость я могу зарегистрироваться в системе для получения пользовательской учетной записи и последующей работы.

Нужен проверенный email и выбранные пользователем имя и пароль.

В ходе дальнейших высказываний кто-то из тестировщиков задает резонный вопрос о минимальной длине пароля и проверке на уникальности имени. Продолжая дискуссию, команда и заказчики приходят к мнению, что необходимо описать основные критерии готовности истории, чтобы команда понимала ожидания и знала, когда объявлять историю готовой:

4 Как гость я могу зарегистрироваться в системе для получения пользовательской учетной записи и последующей работы.

Нужен проверенный email и выбранные пользователем имя и пароль.

Тест 1: пользователь не может ввести пароль меньше 6 символов

Тест 2: пользователь не может ввести имя меньше 3 и больше 20 символов

Тест 3: пользователь должен иметь уникальное имя в системе

Тест 4: после регистрации пользователь должен получить имейл для активизации своей учетной записи

Тест 5: пользователь не может войти в систему, если учетная запись не была активизирована

Тест 6: при успешном входе система приветствует пользователя текстом «Добро пожаловать, »

Возможно во время реализации, тестирования и приема истории возникнут ещё какие-то дополнительные моменты. В этом случае они могут быть описаны в виде уточняющих тестов или как комментарии. Возможно из этих дополнения появятся новые истории.

Таким образом истории пополняются деталями по мере необходимости, эволюционируя от коротких высказываний до детализированных и согласованных требований со встроенными критериями готовности.

МОЩНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЯМИ: УПОРЯДОЧИВАНИЕ, РАЗБИЕНИЕ И ГРУППИРОВКА

Как видно, описанные выше истории являются более-менее автономными сущностями, и, как следствие, могут быть перечислены в другом порядке. Конечно между историями существуют связи и логические цепочки — нельзя, к примеру, удалять пользовательские записи, не умея создавать их. Но все таки можно научиться составлять истории таким образом, чтоб обеспечить некоторую свободу в выборе порядка их реализации. Свободы будет, естественно, тем больше, чем больше самих историй и чем независимее они друг от друга.

Если же истории независимы, да к тому же их достаточно много, то можно смело предположить, что их ценность с точки зрения вклада в систему различна. А значит, варьируя порядком историй, можно выставить их в таком порядке, что первые «n» историй будут играть ключевую роль в полезности системы, в то время как другие истории будут скорее необязательными добавками, привлекающими пользователей или облегчающими их работу.

Пользуясь знанием рынка, а также здравым смыслом (к сожалению на сегодняшний день оба этих критерия не поддаются численной оценке), заказчик выстраивает список историй таким образом, чтобы максимизировать возврат вложений от проекта.

Вот пример, как могли бы быть отсортированы истории вышеописанного проекта (это всего лишь один из вариантов, конечно, есть и другие):

4 Как гость я могу зарегистрироваться в системе для получения пользовательской учётной записи и последующей работы.

5 Как гость я могу войти в систему, имперсонализируясь с ранее созданной учётной записью, для последующей работы.

1 Как пользователь я могу хранить свои фотографии в системе, чтобы иметь возможность показать или продать их другим пользователям.

3 Как администратор я могу управлять фотографиями пользователей, так чтобы контент сайта был легальным.

7 Как пользователь я могу изменить данные своей учетной записи для корректировки измененных или неверных данных.

2 Как рекламодатель я могу помещать свою рекламу в системе, ориентированную на пользователей.

8 Как пользователь я могу сделать некоторые поля своей учетной записи видимыми для других пользователей.

6 Как пользователь я могу удалить свою учетную запись и перестать быть пользователем системы.

Как вы видете, истории выстроены в порядке, который, во-первых, логичен с точки зрения заказчика и команды, а во-вторых ценность историй уменьшается сверху вниз. Таким образом, если, к примеру, на половине проекта наступает нехватка ресурсов (скажем, после реализации истории для администратора системы), заказчики смогут получить выгоду от продукта, так как наиболее важные истории уже будут реализованы. Это ни что иное как минимизация рисков от вложений.

Конечно, порой не так легко и очевидно принять правильное решение о порядке историй, но в этом и состоит мастерство быть заказчиком (это отдельная, неисчерпаемая тема…)

Кроме инструментария ранжирования историй, в руках у заказчика есть и другие мощные средства, позволяющие повысить эффективность своих финансовых вложений. К примеру, одна из описанных на ранней фазе проекта историй в какой-то момент может показаться слишком большой в сравнении с другими, что усложняет понимание её приоритета:

1 Как пользователь я могу хранить свои фотографии в системе, чтобы иметь возможность показать или продать их другим пользователям.

В этом случае заказчик и команда могут попробовать разбить ее на несколько более мелких историй, каждая из которых может получить свой приоритет:

9 Как пользователь я могу хранить свои фотографии в системе, чтобы иметь возможность показать их другим пользователям.

10 Как пользователь я могу хранить свои фотографии в системе, чтобы иметь возможность продать их другим пользователям.

При этом нужно учесть, что начальная история не разбивается на две «под-истории», а замещается двумя новыми. Это не разбиение историй на подзадачи для постановки их программистам, это всего лишь переформулировка требований для более эффективного управления ими.

Подобный процесс разбиения сложных и больших истории на более простые может осуществляться в теории довольно долго. На практике же, заказчики и команда в скором времени вырабатывают совместное понимание адекватного размера историй и следуют ему при написании новых и разбиении существующих историй. Этот размер зависит от количества историй, реализуемых за итерацию. Но об этом поговорим подробнее, обсуждая планирование.

Механизмом, обратным разбиению, служит группировка историй. Иногда бывает полезно склеить мелкие истории в одну побольше для улучшения понимания связности историй.

Я уверен, вы неоднократно будете пользоваться этими простыми но мощными средствами управления требованиями, когда начнете использовать истории в своих проектах.

Как вы до сих пор справлялись с подобными задачами?

ДИНАМИКА ЗНАНИЙ

Программный продукт — это не только код и документация. Это также знания о пользователях, рынке, особенностях продукта, технологиях и прочее. Если же проект — это развитие продукта, то тогда в нем должны гармонично изменяться все его составные части: код, документация и знания. А, следовательно, знания динамичны. Таким образом, что вчера казалось фактом, сегодня в свете новоприобретенных знаний таковым может уже не быть. Для историй это значит, что порядок приоритезации историй, сделанный вчера, уже сегодня, возможно, должен быть изменен.

И в этом нет ничего плохого: меняется мир, также меняются наши знания о мире. И это такой же факт для индустрии программного обеспечения, как и для всего остального.

Вот ещё один плюс хранения требований в виде списка относительно независимых историй. Его в любой момент можно пересортировать, добавить новые или удалить ненужные истории. Хранение требований в виде историй не препятствует динамичности знаний, а наоборот, базируется на том, что наши знания будут и должны меняться, иначе продукт устареет, ещё не начав использоваться.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Когда начальный набор историй готов, все истории обговорены и детализированы до нужной степени, ничего больше не остается, как перейти к их реализации, выпуская программный продукт, в соответствии с приоритетами заказчиков и желаниями пользователей.

Про оценивание размера историй, планирование историй по итерациям, предсказание времени готовности историй и прочие важные аспекты речь пойдет во второй части статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *