за что был арестован бетховен
Людвиг ван Бетховен
немецкий композитор, пианист, дирижер
Людвиг Ввн Бетховен
Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven) родился 16 декабря (по другим данным — 17 декабря) 1770 года в городе Бонн, в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. Впервые серьезно заниматься с Людвигом стал композитор Нефе. Уже в 12 лет Людвиг получил первую работу музыкальной направленности — помощника органиста при дворе.
Бетховен изучал несколько языков, пытался сочинять музыку. После смерти матери в 1787 году он взял на себя материальные обязанности семьи, играя в оркестре.
Слушая университетские лекции, он познакомился в Бонне с Гайдном. Бетховен решает брать у него уроки. Для этого он переезжает в Вену. После некоторых попыток Гайдн направляет Бетховена на занятия к Альбрехтсбергеру (Гайдн считал, что музыка Бетховена была мрачной и странной).
Виртуозная игра на пианино приносит Людвигу первую славу. В Вене были написаны знаменитые в будущем сочинения: Лунная соната Бетховена, Патетическая. В последующие годы он активно сочиняет новые произведения: первую и вторую симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».
Однако дальнейшее творчество Бетховена было осложнено развитием болезни уха – тинита. Композитор уединяется в городе Гейлигенштадте. Там он работает над третьей – «Героической» симфонией.
Полная глухота отделяет Людвига от внешнего мира. Однако даже это событие не может заставить его прекратить сочинять. По мнению критиков, третья симфония Бетховена полностью раскрывает его величайший талант.
В 1802-1812 годах Бетховен с особым желанием и рвением писал сонаты. Тогда были созданы целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса. Слава и популярность композитора в эти годы были очень велики. Даже власть, несмотря на его откровенные свободолюбивые мысли, не смела трогать музыканта.
Скончался великий композитор и музыкант Людвиг ван Бетховен 26 марта 1827 года в Вене.
Как глухой Бетховен смог стать одним из величайших композиторов, и почему от так и не женился
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.
Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.
Жестокий отец и несчастное детство
Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.
Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.
Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.
К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.
Глухой от рождения композитор
Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.
Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.
Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Одинокий и несчастный
Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.
Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?
С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.
Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»
В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.
Нищий гений
Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».
Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.
Послание Бетховена ко всему человечеству
Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».
Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.
Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»
Смерть героя и триумф жизни
Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.
Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.
«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)
Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Венский патологоанатом установил невольного убийцу великого композитора Людвига ван Бетховена. Им оказался его врач Андреас Ваврух, использовавший лекарства с содержанием свинца для лечения болей в животе, которыми Бетховен страдал в последние месяцы жизни. Доктор Ваврух не знал, что свинец может окончательно разрушить и без того больную печень Бетховена.
Венский врач-патологоанатом Кристиан Райтер опубликовал результаты своих исследований в американском журнале Beethoven Journal. В публикации Райтер специально оговаривает, что Вавруха нельзя считать сознательным убийцей композитора. Он не знал и не мог знать о том, что у Бетховена была больная печень. Только после вскрытия, проведенного 26 марта 1827 года, доктора узнали, что Бетховен страдал циррозом печени и водянкой желудка.
Райтеру удалось показать, как концентрация свинца в тканях композитора достигала пиковых значений в дни, когда Варвух назначал ему свое лечение. В промежутке между 5 декабря 1826 года и 27 февраля 1827-го доктор четырежды применял свой метод. Эти пики Райтер наблюдал, изучая состав волос Бетховена.
До того, как у Бетховена началась водянка, доктор Ваврух отметил в своем дневнике, что за несколько месяцев до смерти композитора он лечил его от воспаления легких солями, содержавшими свинец. Это могло еще более усугубить отравление.
Эти кости передавались в семье из поколения в поколение. Два больших и 11 маленьких фрагментов черепа попали к Полу Кауфману в 1990 году. Как считают эксперты, фрагменты костей попали к предку Пола Кауфмана, австрийскому врачу Ромео Селигманну в 1863 году. Тогда была произведена эксгумация тела Людвига ван Бетховена, и медик принимал участие во вскрытии. Во время работы с черепом композитора несколько фрагментов костей отвалились и были взяты врачом. Сначала они оказались во Франции, а потом в США.
По одной из версий, свинец мог попадать в организм Бетховена с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды. Есть также предположение, что Бетховен любил пить вино из кубка, сделанного из материала, в составе которого был свинец.
Но оба исследователя сходятся в том, что великий композитор был очень тяжело болен в последние годы жизни, и свинец наверняка сыграл не последнюю роль в его кончине в возрасте 56 лет. Как утверждают токсикологи, длительное и регулярное отравление могло проявляться в плохом пищеварении, хронических брюшных болях, раздражительности и депрессии. По одной из версий, попадание доз свинца в организм композитора, возможно, стало и причиной поразившей композитора глухоты.
42 примечательных факта о жизни Людвига ван Бетховена (5 фото)
1. Людвиг ван Бетховен родился в Бонне (Германия) в декабре 1770 года. Только тогда это называлось Кёльнское курфюршество, Священная Римская Империя. Фактическая дата его рождения неизвестна.
2. Отец Бетховена был певцом, но карьера его не задалась. Поэтому он возлагал на сына собственные надежды, заставляя его репетировать по несколько часов подряд каждый день. Отец часто бил Бетховена, когда тот ошибался и брал не те ноты.
3. Бетховену пришлось бросить школу в 11 лет, чтобы содержать семью. Из-за этого он так и не выучил умножение и деление.
5. У Бетховена было еще 6 братьев и сестер. Четверо из них умерли при его жизни.
7. К 18 годам Бетховен стал основным источником дохода для своей семьи.
8. Отец сказал Бетховену, что тот родился в 1772 году, а не в 1770 году. Это должно было создать иллюзию, что он моложе, чем был на самом деле, а следовательно, выпятить его таланты еще сильнее. Сам Бетховен узнал правду только спустя годы.
10. После смерти Моцарта в 1791 году венский граф Вальдштейн сказал молодому Бетховену, что если он будет достаточно много работать, то получит «дух Моцарта через руки Гайдна».
12. К сожалению, Бетховен был предрасположен к болезням и провел большую часть своей жизни, страдая от множества заболеваний, таких как колит, ревматизм, ревматическая лихорадка, тиф, кожные заболевания, абсцессы, ряд инфекций, офтальмия, воспалительное перерождение артерий, желтуха, хронический гепатит и цирроз печени.
14. Интересно, что эти двое часто теряли терпение и выходили из себя, поэтому дружеское общение между ними не сложилось. И впоследствии отношения между ними оставались натянутыми.
15. Когда Людвиг ван Бетховен начал сочинять музыку, клавесин был доминирующим инструментом. Однако Бетховен сосредоточился на сочинении произведений для фортепиано, для которого еще никто не писал полных пьес.
16. Бетховен ненавидел давать уроки игры на фортепиано, если только его ученики не были привлекательными женщинами или исключительно талантливыми.
17. К 1793 году, в возрасте 22 лет, Бетховен уже часто выступал в салонах венской знати, играя на пианино. Он быстро зарекомендовал себя как пианист-виртуоз, исполняя прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» Баха.
18. Бетховен исполнил свою первую симфонию в возрасте 30 лет. До того симфонии считались беззаботными и легкими произведениями, но Бетховен быстро изменил эти представления.
20. Считается, что ранний период творчества композитора закончился в 1802 году, после Гейлигенштадтского завещания, и включает в себя его первую и вторую симфонии, набор из шести струнных квартетов, фортепианный концерт No. 1 и 2, а также около десятка сонат для фортепиано, включая сонату «Pathétique» («Патетическую»).
21. Печальная «Лунная соната» была посвящена любовному увлечению Бетховена и его ученице, Джульетте Гвиччарди.
22. «Героический» средний период творчества Бетховена очень эмоциональный, весь про героев и борьбу. Этот период включает в себя Симфонию № 3, последние три фортепианных концерта, пять струнных квартетов, единственную оперу Бетховена, «Фиделио», и фортепианные сонаты, включая «Лунную сонату», «Вальдштейн» и «Апассионату».
23. Поздний период творчества, который включал Симфонию № 9 с хоровым финалом, Missa Solemnis, поздние струнные квартеты и некоторые из величайших фортепианных произведений, включая сонаты и вариации Диабелли, считается самым гениальным и интеллектуальным периодом.
Бетховен Людвиг Ван
Людвиг Ван Бетховен родился предположительно 16 декабря 1770 года в городе Бонне в Кельнском электорате, княжестве Священной Римской империи. Хотя точная дата его рождения неизвестна, Бетховен был крещен 17 декабря 1770 года.
Согласно закону и обычаям, дети в то время крестились в течение 24 часов после рождения, поэтому 16 декабря является его наиболее вероятной датой рождения. Однако сам Бетховен ошибочно полагал, что он родился спустя два года, в 1772 году, и упорно настаивал на неправильной дате, даже если ему предоставлялись официальные документы, которые были вне всяких сомнений подлинными и подтверждали, что 1770 год был его истинным годом рождения.
Семья
У Бетховена было два младших брата: Каспар, родившийся в 1774 году, и Иоганн, родившийся в 1776 году. Мать Бетховена, Мария Магдалина ван Бетховен, была стройной, благородной и глубоко интеллигентной женщиной. Его отец, Иоганн ван Бетховен, был посредственным придворным певцом, более известным своим алкоголизмом, чем какими-либо музыкальными способностями. Однако дед Бетховена, крестный отец и тезка, капельмейстер Людвиг ван Бетховен, был самым преуспевающим и выдающимся музыкантом Бонна, источником бесконечной гордости для молодого Людвига.
Где-то между рождением его двух младших братьев отец Бетховена начал преподавать ему музыку, с необычайной строгостью и жестокостью. Это отложилось у него в памяти на всю жизнь.
Соседи рассказывали о маленьком мальчике, который плакал, когда он играл на клавир, стоял на цыпочках, чтобы достать ключи, а отец избивал его за каждое колебание или ошибку.
Почти каждый день Бетховена пороли, закрывали в подвале и лишали сна, чтобы дополнительно попрактиковаться в музыке. Он изучал скрипку и клавир со своим отцом, а также брал дополнительные уроки у органистов по всему городу. Вне зависимости от драконовских методов своего отца, Бетховен был поразительно талантливым музыкантом с самых ранних дней.
Образование
Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом в духе Вольфганга Моцарта, отец Бетховена организовал его первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Он объявил его как «маленький сын 6 лет» (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии) хотя ему было фактически 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил того признания, которого ожидал отец.
Тем временем музыкальный вундеркинд посещал латинскую начальную школу под названием Tirocinium, где его одноклассник сказал спустя годы: «Не было обнаружено никаких признаков той гениальной искры, которая впоследствии так ярко светилась в нем».
В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен покинул школу, чтобы полностью посвятить себя музыке и учиться у Кристиана Готтлоба Неефе, недавно назначенного придворного органиста. Нееф представил Бетховена Иоганну Себастьяну Баху, и в возрасте 12 лет Бетховен опубликовал свою первую композицию, набор фортепианных вариаций в честь неизвестного классического композитора по имени Дресслер.
В 1784 году, когда его отец стал еще больше пить, а голос стал ухудшаться, отец Бетховена уже не мог содержать семью, и Людвиг ван Бетховен попросил официального назначения на должность помощника судебного исполнителя. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен в штат со скромной годовой заработной платой в 150 флоринов.
Бетховен и Моцарт
Есть только предположения и неубедительные доказательства того, что Бетховен когда-либо встречался с Моцартом, не говоря уже о том, чтобы учиться у него. Чтобы облегчить его музыкальное развитие, в 1787 году Бетховен отправился в Вену, европейскую столицу культуры и музыки, где он надеялся все-таки учиться у Моцарта.
Говорят, что, услышав о Бетховене, Моцарт сказал:
«Следите за ним; когда-нибудь он даст миру то, о чем потом будут долго говорить».
Всего через несколько недель после приезда в Вену, Людвиг узнал, что его мать заболела, и он вернулся домой в Бонн. Оставшись там, Бетховен продолжал завоевывать репутацию самого многообещающего молодого придворного музыканта города.
Ранняя карьера
Когда император Священной Римской империи Иосиф II умер в 1790 году, 19-летний Бетховен получил огромную честь составить музыкальный мемориал в его честь. По причинам, которые остаются неясными, композиция Бетховена никогда не исполнялась, и большинство полагало, что молодой музыкант оказался не в состоянии справиться с этой задачей.
Однако более века спустя Иоганнес Брамс обнаружил, что Бетховен на самом деле написал «красивую и благородную» музыкальную пьесу под названием «Кантата о смерти императора Иосифа II». В настоящее время это считается его самым ранним шедевром.
Бетховен и Гайдн
В 1792 году, когда французские революционные силы переправились через Рейнскую область в Кельнский электорат, Бетховен решил снова покинуть свой родной город и направиться в Вену. Моцарт скончался годом ранее, оставив теперь Джозефа Гайдна первым величайшим композитором.
В то время Гайдн жил в Вене, и именно у Гайдна молодой Бетховен теперь собирался учиться. В Вене Бетховен от всего сердца посвятил себя изучению музыки у самых выдающихся музыкантов того времени. Он изучал фортепиано с Гайдном, вокальную композицию с Антонио Сальери и контрапункт с Иоганном Альбрехтсбергером. Еще не известный как композитор, Бетховен быстро зарекомендовал себя как виртуозный пианист, который был особенно искусен в импровизации.
Дебютное выступление
Бетховен завоевал много покровителей среди богатых и именитых граждан венской аристократии, которые предоставили ему жилье и средства, позволив Бетховену в 1794 году разорвать все связи с электоратом Кельна. У Бетховена наконец состоялся долгожданный публичный дебют в Вене 29 марта 1795 года.
Первой весной нового века, 2 апреля 1800 года, Бетховен дебютировал со своей симфонией № 1 до мажор в Королевском императорском театре в Вене. Хотя Бетховен будет ненавидеть эту пьесу:
Изящная и мелодичная симфония, тем не менее, сделала его одним из самых знаменитых композиторов Европы.
По мере развития нового века Бетховен сочинял произведения за произведением, которые отмечали его как искусного композитора, достигшего своей музыкальной зрелости. Его «Шесть струнных квартетов», опубликованные в 1801 году, демонстрируют полное владение этой самой сложной и заветной из венских форм, разработанных Моцартом и Гайдном.
Бетховен также написал «Существа Прометея» в 1801 году, дико популярный балет, который ставился в 27 спектаклях в Императорском придворном театре. Примерно в то же время Бетховен обнаружил, что он теряет слух.
Личная жизнь
В течение многих лет ходили слухи о том, что Бетховен имел африканское происхождение. Эти необоснованные предположения могут основываться на темном цвете лица Бетховена или на том факте, что его предки происходили из региона Европы, в который когда-то вторглись испанцы, а мавры из северной Африки были частью испанской культуры. Однако никто при жизни Бетховена не называл композитора мавританцем или африканцем, и слухи о том, что он был чернокожим, в значительной степени опровергаются историками.
Был ли Бетховен глухим?
В то же время, когда Бетховен сочинял некоторые из своих самых бессмертных произведений, он изо всех сил пытался смириться с шокирующим и ужасным фактом, который он отчаянно пытался скрыть: он оглох.
На рубеже 19-го века Бетховен изо всех сил пытался разобрать слова, которые ему были сказаны в разговоре.
Бетховен раскрылся в душераздирающем письме 1801 года своему другу Францу Вегелеру:
«Я должен признаться, что я веду жалкую жизнь. В течение почти двух лет я перестал посещать какие-либо социальные общества, просто потому, что считаю невозможным сказать людям: Я глухой. Если бы у меня была другая профессия, я мог бы справиться со своей немощью, но в моей профессии это ужасный недостаток».
Завет Хайлигенштадта
Временами, доведенные до крайности меланхолией своим недугом, Бетховен описал свое отчаяние в длинной и пронзительной записке. Она датирована 6 октября 1802 года и упоминается как «Завет Хейлигенштадта». В ней говорится:
Почти чудесным образом, несмотря на свою быстро прогрессирующую глухоту, Бетховен продолжал сочинять в бешеном темпе.
С 1803 по 1812 год, который известен как «средний» или «героический» период, он сочинил оперу, шесть симфоний, четыре сольных концерта, пять струнных квартетов, шесть струнных сонат, семь фортепианных сонат, пять комплектов фортепианных вариаций, четыре увертюры, четыре трио, два секстета и 72 песни.
Лунная соната
Самыми известными среди них были незабвенная Лунная соната, симфонии № 3-8, скрипичная соната Кройцера и Фиделио, его единственная опера.
Превосходно сложная, оригинальная и красивая музыка, созданная в этот период жизни Бетховена не имеет аналогов ни у одного другого композитора в истории.
Уход из жизни
Бетховен скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет от постгепатитического цирроза печени.
Вскрытие также дало подсказки о причинах его глухоты: артериальная болезнь, вместе с тифом, которым он переболел летом 1796 года, но вылечился, дали осложнения на слуховой аппарат.
Ученые, анализирующие оставшийся фрагмент черепа Бетховена, отметили высокий уровень содержания свинца и предположили, что причина смерти была от отравления им, но эта теория была в значительной степени дискредитирована.