Фгт в медицине что это
Подготовка к процедуре ФГДС (гастроскопии) — памятка для пациента
Гастроскопия — это инструментальная диагностическая процедура, в процессе которой изучают слизистую пищевода и желудка. Метод признан «золотым стандартом» диагностики заболеваний верхнего отдела пищеварительной системы. Однако для информативности исследования перед гастроскопией нужна подготовка. Кроме того, она помогает пациенту легче переносить процедуру.
Подготовка к ФГДС — памятка для пациента
Специалисты рекомендуют уделить внимание психоэмоциональному настрою. При четком соблюдении правил подготовки, процедура пройдет быстро и с минимальным дискомфортом. В процессе исследования нужно внимательно слушать врача и выполнять его рекомендации.
Сколько соблюдать диету?
В рамках подготовки к гастроскопии длительная диета не предусмотрена. Активная подготовка начинается накануне манипуляции. В этот день можно питаться в обычном режиме, исключив из рациона продукты, которые тяжело перевариваются и стимулируют газообразование в кишечнике.
Обед и ужин пациента не должны содержать жирную, жаренную, копченую, маринованную, острую пищу:
Также рекомендовано исключить употребление кофе, молока, газированных и алкогольных напитков.
Можно есть легкие супы, яйца, нежирные сорта рыбы и мяса, кисломолочные продукты (нежирные йогурты, творог, кефир), овощи, которые прошли температурную обработку (исключение капуста), подсушенный хлеб, галетное печенье. Пить можно негазированную воду и травяные чаи.
Сколько соблюдать голод?
Исследование желудка проводят строго натощак. Для этого нужно организовать полный покой пищеварительному тракту на протяжении 12 часов (минимально 8 часов).
Нарушение этого правила чревато сильной тошнотой в процессе исследования, рвотой и крайне неприятными ощущениями. Также информативность исследования резко снижается.
Можно ли пить воду при подготовке к ФГДС желудка?
Накануне исследования пациент соблюдает обычный питьевой режим. Чистую негазированную воду можно употреблять и после ужина. Последнюю порцию жидкости в размере до 100 мл (половина стакана) можно выпить не позднее, чем за 4 часа до начала манипуляции. Далее пить жидкость в любых объемах запрещено. То есть, если гастроскопия назначена на 9 часов утра, а пациент проснулся в 7, от употребления воды нужно воздержаться.
Как быть с вредными привычками?
Чтобы эффективно подготовиться к ФГДС желудка, взрослому человеку лучше отказаться от вредных привычек. Не менее, чем за 2 суток до исследования, следует исключить употребление алкоголя.
Отдельные рекомендации врачи дают курильщикам: необходимо отказаться от курения, по крайней мере, за 2 часа до исследования. Дело в том, что никотин стимулирует секрецию желудочного сока и перистальтику органов ЖКТ. Активность пищеварительной системы может стать причиной дополнительных неприятных ощущений для пациента. Чтобы избежать появления подобных симптомов, следует воздержаться от курения на некоторое время.
Что делать людям, которые принимают лекарства?
Для некоторых взрослых людей актуален вопрос, как готовиться к гастроскопии желудка, если нужно в определенное время принять медикаменты. Речь может идти о гипотензивных препаратах, средствах заместительной гормональной терапии и др. Этот момент лучше заранее согласовать с врачом, который назначает исследование желудка. Пропускать прием лекарств нельзя, так как это может неблагоприятно повлиять на самочувствие и общее состояние пациента во время медицинской манипуляции.
Одновременно нужно соблюсти требования относительно голода и ограничения жидкости. В преимуществе случаев решением становится прием медикаментов натощак, за 4 часа до исследования с небольшим количеством воды. Если процедура назначена на утро, пациенту лучше завести будильник и проснуться пораньше, чтобы в нужное время принять лекарства.
Как готовиться, если будут делать биопсию?
При выявлении язвенных дефектов слизистой, новообразований, очагов воспаления, гастроскопию сочетают с биопсией. Манипуляция подразумевает забор подозрительных участков слизистой в нескольких местах с целью проведения гистологического анализа. Биопсию могут назначать заблаговременно или непосредственно во время эндоскопического исследования желудка и 12-перстной кишки. Подготовка к процедуре совпадает со стандартной подготовкой к ФГДС. То есть, дополнительные организационные мероприятия не нужны.
Правила подготовки к ФГДС под наркозом
Применение общей анестезии позволяет избавить пациента от любых неприятных ощущений во время гастроскопии. Наркоз обеспечивает погружение в сон и полное расслабление мускулатуры, что упрощает проведение диагностики в целом. Однако медикаментозный сон требует дополнительной подготовки от пациента.
Для проведения ФГДС под наркозом пациентам старше 45 лет необходимо предоставить врачу – анестезиологу ЭКГ (срок годности – 1 месяц), а также допуск от врача – терапевта (при наличии патологий: сахарный диабет, заболевания сердца и др.).
Так как подготовка к гастроскопии подразумевает отказ от еды и питья, дополнительные ограничения не нужны. Необходимость применения или отмены медикаментов в день исследования, согласовывают с лечащим врачом.
Фгт в медицине что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 20 октября 2021 г. № 951 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)» (документ не вступил в силу)
В соответствии с пунктом 1 части 9.1 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года.
Министр | В.Н. Фальков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 ноября 2021 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
науки и высшего образования
Российской Федерации
от 20 октября 2021 г. № 951
Федеральные государственные требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)
I. Общие положения
Осуществление научной деятельности должно быть предусмотрено уставом организации.
Порядок формирования и утверждения индивидуального плана работы аспиранта (адъюнкта) определяется локальным нормативным актом организации.
II. Требования к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий аспирантов (адъюнктов)
5. Программа аспирантуры (адъюнктуры) включает в себя научный компонент, образовательный компонент, а также итоговую аттестацию.
Научный компонент программы аспирантуры (адъюнктуры) включает:
подготовку публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации, в рецензируемых научных изданиях, в приравненных к ним научных изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и Scopus и международных базах данных, определяемых в соответствии с рекомендацией Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, а также в научных изданиях, индексируемых в наукометрической базе данных Russian Science Citation Index (RSCI), и (или) заявок на патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, свидетельства о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем 3 ;
промежуточную аттестацию по этапам выполнения научного исследования.
Образовательный компонент программы аспирантуры (адъюнктуры) включает дисциплины (модули) и практику, а также промежуточную аттестацию по указанным дисциплинам (модулям) и практике.
Итоговая аттестация по программам аспирантуры (адъюнктуры) проводится в форме оценки диссертации на предмет ее соответствия критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» 4 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 2016, N 22, ст. 3096).
6. Организация при реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) вправе предусмотреть возможность освоения аспирантами (адъюнктами) факультативных и элективных дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, в порядке, установленном локальным нормативным актом организации.
Элективные дисциплины (модули) являются обязательными для освоения аспирантом (адъюнктом), если они включены организацией в программу аспирантуры (адъюнктуры).
Факультативные дисциплины являются необязательными для освоения аспирантом (адъюнктом).
7. Срок освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) по научным специальностям определяется согласно приложению к федеральным государственным требованиям.
8. При освоении программы аспирантуры инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок освоения такой программы не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным в соответствии с пунктом 7 федеральных государственных требований.
9. Структура программы аспирантуры (адъюнктуры):
10. Организации, реализующие программы аспирантуры (адъюнктуры), определяют вид и способы проведения практики самостоятельно в соответствии с локальными нормативными актами.
Аспиранты, совмещающие освоение программы аспирантуры с трудовой деятельностью, вправе проходить практику по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям программы аспирантуры к проведению практики.
III. Требования к условиям реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
11. Требования к условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры) включают в себя требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, к кадровым условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры).
12. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) доступ к научно-исследовательской инфраструктуре в соответствии с программой аспирантуры (адъюнктуры) и индивидуальным планом работы.
13. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) в течение всего периода освоения программы аспирантуры (адъюнктуры) индивидуальный доступ к электронной информационно-образовательной среде организации посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) локальной сети организации в пределах, установленных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны.
14. Организация обеспечивает аспиранту (адъюнкту) доступ к учебно-методическим материалам, библиотечным фондам и библиотечно-справочным системам, а также информационным, информационно-справочным системам, профессиональным базам данных, состав которых определен соответствующей программой аспирантуры (адъюнктуры) и индивидуальным планом работы.
15. Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает доступ аспиранту (адъюнкту) ко всем электронным ресурсам, которые сопровождают научно-исследовательский и образовательный процессы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) согласно соответствующим программам аспирантуры (адъюнктуры), в том числе к информации об итогах промежуточных аттестаций с результатами выполнения индивидуального плана научной деятельности и оценками выполнения индивидуального плана работы.
16. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета не менее одного учебного издания в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы аспирантуры (адъюнктуры), на каждого аспиранта (адъюнкта) по каждой дисциплине (модулю), входящей в индивидуальный план работы.
17. При реализации программы аспирантуры (адъюнктуры) в сетевой форме выполнение требований к условиям реализации программ аспирантуры (адъюнктуры), предусмотренных пунктами 12-14 федеральных государственных требований, осуществляется с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций, использующих сетевую форму реализации программы аспирантуры (адъюнктуры).
18. Не менее 60% процентов численности штатных научных и (или) научно-педагогических работников, участвующих в реализации программы аспирантуры (адъюнктуры), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).
1 Часть 7.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56).
2 Подпункт 4.2.60 пункта 4 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. N 682 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 26, ст. 3851).
3 Пункт 11 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2021, N 13, ст. 2252).
4 Часть 3.1 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2021, N 1, ст. 56).
5 Пункт 11 Положения о присуждении ученых степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. N 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 40, ст. 5074; 2021, N 13, ст. 2252).
Приложение
к федеральным государственным
требованиям к структуре программ
подготовки научных и научно-
педагогических кадров
в аспирантуре (адъюнктуре),
условиям их реализации, срокам
освоения этих программ с учетом
различных форм обучения,
образовательных технологий
и особенностей отдельных
категорий аспирантов (адъюнктов),
утвержденным приказом
Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 20 октября 2021 г. № 951
1 | 1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение |
---|---|
2 | 1.2.2. Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ |
3 | 1.2.3. Теоретическая информатика, кибернетика |
4 | 1.2.4. Кибербезопасность |
5 | 1.6.1. Общая и региональная геология. Геотектоника и геодинамика |
6 | 1.6.2. Палеонтология и стратиграфия |
7 | 1.6.3. Петрология, вулканология |
8 | 1.6.4. Минералогия, кристаллография. Геохимия, геохимические методы поисков полезных ископаемых |
9 | 1.6.5. Литология |
10 | 1.6.6. Гидрогеология |
11 | 1.6.7. Инженерная геология, мерзлотоведение и грунтоведение |
12 | 1.6.8. Гляциология и криология Земли |
13 | 1.6.9. Геофизика |
14 | 1.6.10. Геология, поиски и разведка твердых полезных ископаемых, минерагения |
15 | 1.6.11. Геология, поиски, разведка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений |
16 | 1.6.12. Физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов |
17 | 1.6.13. Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география |
18 | 1.6.14. Геоморфология и палеогеография |
19 | 1.6.15. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель |
20 | 1.6.16. Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия |
21 | 1.6.17. Океанология |
22 | 1.6.18. Науки об атмосфере и климате |
23 | 1.6.19. Аэрокосмические исследования Земли, фотограмметрия |
24 | 1.6.20. Геоинформатика, картография |
25 | 1.6.21. Геоэкология |
26 | 1.6.22. Геодезия |
27 | 2.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия |
28 | 2.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности |
29 | 2.1.13. Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов |
30 | 2.1.16. Охрана труда в строительстве |
31 | 2.3.1. Системный анализ, управление и обработка информации |
32 | 2.3.2. Вычислительные системы и их элементы |
33 | 2.3.3. Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами |
34 | 2.3.4. Управление в организационных системах |
35 | 2.3.5. Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей |
36 | 2.3.6. Методы и системы защиты информации, информационная безопасность |
37 | 2.3.7. Компьютерное моделирование и автоматизация проектирования |
38 | 2.3.8. Информатика и информационные процессы |
39 | 2.5.1. Инженерная геометрия и компьютерная графика. Цифровая поддержка жизненного цикла изделий |
40 | 2.5.22. Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства |
41 | 2.6.16. Технология производства изделий текстильной и легкой промышленности |
42 | 2.6.18. Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность |
43 | 2.8.10. Охрана труда, промышленная безопасность, безопасность в чрезвычайных ситуациях (недропользование) |
44 | 2.9.4. Управление процессами перевозок |
45 | 2.9.9. Логистические транспортные системы |
46 | 3.1.1. Рентгенэндоваскулярная хирургия |
47 | 3.1.2. Челюстно-лицевая хирургия |
48 | 3.1.3. Оториноларингология |
49 | 3.1.4. Акушерство и гинекология |
50 | 3.1.5. Офтальмология |
51 | 3.1.6. Онкология, лучевая терапия |
52 | 3.1.7. Стоматология |
53 | 3.1.8. Травматология и ортопедия |
54 | 3.1.9. Хирургия |
55 | 3.1.10. Нейрохирургия |
56 | 3.1.11. Детская хирургия |
57 | 3.1.12. Анестезиология и реаниматология |
58 | 3.1.13. Урология и андрология |
59 | 3.1.14. Трансплантология и искусственные органы |
60 | 3.1.15. Сердечно-сосудистая хирургия |
61 | 3.1.16. Пластическая хирургия |
62 | 3.1.17. Психиатрия и наркология |
63 | 3.1.18. Внутренние болезни |
64 | 3.1.19. Эндокринология |
65 | 3.1.20. Кардиология |
66 | 3.1.21. Педиатрия |
67 | 3.1.22. Инфекционные болезни |
68 | 3.1.23. Дерматовенерология |
69 | 3.1.24. Неврология |
70 | 3.1.25. Лучевая диагностика |
71 | 3.1.26. Фтизиатрия |
72 | 3.1.27. Ревматология |
73 | 3.1.28. Гематология и переливание крови |
74 | 3.1.29. Пульмонология |
75 | 3.1.30. Гастроэнтерология и диетология |
76 | 3.1.31. Геронтология и гериатрия |
77 | 3.1.32. Нефрология |
78 | 3.1.33. Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия |
79 | 3.2.1. Гигиена |
80 | 3.2.2. Эпидемиология |
81 | 3.2.3. Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины |
82 | 3.2.4. Медицина труда |
83 | 3.2.5. Медицинская психология |
84 | 3.2.6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях |
85 | 3.2.7. Аллергология и иммунология |
86 | 3.4.1. Промышленная фармация и технология получения лекарств |
87 | 3.4.2. Фармацевтическая химия, фармакогнозия |
88 | 3.4.3. Организация фармацевтического дела |
89 | 4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология |
90 | 4.2.2. Санитария, гигиена, экология, ветеринарно-санитарная экспертиза и биобезопасность |
91 | 4.2.3. Инфекционные болезни и иммунология животных |
92 | 4.2.4. Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства |
93 | 4.2.5. Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных |
94 | 4.2.6. Рыбное хозяйство, аквакультура и промышленное рыболовство |
95 | 4.3.1. Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса |
96 | 4.3.2. Электротехнологии, электрооборудование и энергоснабжение агропромышленного комплекса |
97 | 4.3.3. Пищевые системы |
98 | 4.3.4. Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины |
99 | 4.3.5. Биотехнология продуктов питания и биологически активных веществ |
100 | 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки |
101 | 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки |
102 | 5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки |
103 | 5.1.4. Уголовно-правовые науки |
104 | 5.1.5. Международно-правовые науки |
105 | 5.2.1. Экономическая теория |
106 | 5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике |
107 | 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика |
108 | 5.2.4. Финансы |
109 | 5.2.5. Мировая экономика |
110 | 5.2.6. Менеджмент |
111 | 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии |
112 | 5.3.2. Психофизиология |
113 | 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика |
114 | 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред |
115 | 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология |
116 | 5.3.6. Клиническая психология |
117 | 5.3.7. Возрастная психология |
118 | 5.3.8. Коррекционная психология и дефектология |
119 | 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности |
120 | 5.4.1. Теория, методология и история социологии |
121 | 5.4.2. Экономическая социология |
122 | 5.4.3. Демография |
123 | 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы |
124 | 5.4.5. Политическая социология |
125 | 5.4.6. Социология культуры |
126 | 5.4.7. Социология управления |
127 | 5.5.1. История и теория политики |
128 | 5.5.2. Политические институты, процессы, технологии |
129 | 5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики |
130 | 5.5.4. Международные отношения |
131 | 5.6.1. Отечественная история |
132 | 5.6.2. Всеобщая история |
133 | 5.6.3. Археология |
134 | 5.6.4. Этнология, антропология и этнография |
135 | 5.6.5. Историография, источниковедение, методы исторического исследования |
136 | 5.6.6. История науки и техники |
137 | 5.6.7. История международных отношений и внешней политики |
138 | 5.6.8. Документалистика, документоведение, архивоведение |
139 | 5.7.1. Онтология и теория познания |
140 | 5.7.2. История философии |
141 | 5.7.3. Эстетика |
142 | 5.7.4. Этика |
143 | 5.7.5. Логика |
144 | 5.7.6. Философия науки и техники |
145 | 5.7.7. Социальная и политическая философия |
146 | 5.7.8. Философская антропология, философия культуры |
147 | 5.7.9. Философия религии и религиоведение |
148 | 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования |
149 | 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) |
150 | 5.8.3. Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) |
151 | 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка |
152 | 5.8.5. Теория и методика спорта |
153 | 5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура |
154 | 5.8.7. Методология и технология профессионального образования |
155 | 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации |
156 | 5.9.2. Литературы народов мира |
157 | 5.9.3. Теория литературы |
158 | 5.9.4. Фольклористика |
159 | 5.9.5. Русский язык. Языки народов России |
160 | 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков) |
161 | 5.9.7. Классическая, византийская и новогреческая филология |
162 | 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика |
163 | 5.9.9. Медиакоммуникации и журналистика |
164 | 5.10.1. Теория и история культуры, искусства |
165 | 5.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов |
166 | 5.10.3. Виды искусства (с указанием конкретного искусства) |
167 | 5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) |
168 | 5.11.2. Историческая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) |
169 | 5.11.3. Практическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) |
170 | 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов |
171 | 5.12.2. Междисциплинарные исследования мозга |
172 | 5.12.3. Междисциплинарные исследования языка |
173 | 5.12.4. Когнитивное моделирование |
1 В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 апреля 2021 г., регистрационный N 62998).
1 В соответствии с номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2021 г. N 118 (зарегистрирован Минюстом России 6 апреля 2021 г., регистрационный N 62998).
Обзор документа
Для программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) установлены требования к структуре, условиям реализации и срокам освоения.
Программа включает в себя научный и образовательный компоненты, а также итоговую аттестацию.
Требования к условиям реализации касаются материально-технического и учебно-методического обеспечения, а также кадровых условий.
Срок освоения указан для каждой специальности и составляет 3-4 лет для очников и 4-5 лет для заочников.
Требования применяются с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г.