за что не возьмусь ничего не получается православие

Будет счастье

«Жизнь не задалась. Все не так! Вот другие. Почему у них все получается, все планы реализуются, все спорится? Чем хуже я, чем лучше они? Отчего все так несправедливо? Почему Господь мне не помогает?»

Знакомые вопросы? Часто приходится их слышать? А отвечать на них? А самому задавать. Не вслух, может быть, про себя только. Но случается ведь.

А и правда — отчего? Почему?

Ведь Господь всегда «близ призывающих Его» (Пс. 144, 18). Ведь нет никого, кто был бы Им нелюбим, бесповоротно отвергнут. И нет, не может быть у Него никакого лицеприятия. Что же тогда?

Верит человек, в храм ходит, исповедуется, причащается, молится. А все одно — как об стену горох: те же неудачи, то же кручение на одном месте, та же бестолковость жизни, бесплодность всех усилий. И то же непроходящее недоумение, до скорби, до боли, до обиды: «Да почему?!».

Есть один ответ. Очень внятный, очень ясный, единственно верный. Одновременно и на поверхности лежащий, и предельно глубокий, серьезный. И вместе с этим — умом и сердцем не просто не принимаемый, а прямо отторгаемый ими.

. Как же часто мы просим Господа о помощи и одновременно противимся Ему — всеми силами, всем существом своим! Как просил некогда Августин: «Господи, даруй мне целомудрие. Но только не сейчас!». И больше того: «Помоги, но не так, и не так. Этого не отбирай! То — оставь! Спаси, но дай свободу грешить. ».

Ищем счастья и бежим от Того, Кто один — не только его источник, но и само счастье. Пытаемся украдкой от Всевидящего (!) что-то урвать от жизни, насладиться тем, что противно Ему.

И искренне обижаемся. на Него. И жалуемся. И ропщем. И от всего этого — еще хуже.

А состояться-то подлинным образом можно лишь одним способом. «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142, 8). А еще лучше: «Сам меня, Господи, этим путем поведи, даже если не захочу потом этого, если вырываться буду, биться в Твоих руках. Сейчас, когда мой ум хотя бы отчасти ясен, когда страсти не помрачают его, приношу молитву мою. Вонми ей, не дай пропасть мне вдали от Тебя».

Поразительно, как мы боимся сказать что называется у отцов «в чувстве сердца»: «Да будет воля Твоя!» или проще: «Делай со мной, что хочешь, только спаси!». По Его воле приходим в этот мир, по Его же воле его покидаем, от Его решения и вечная участь наша зависит всецело, и Ему не доверяем? Никто не любил и не полюбит нас так, как Он, и Его боимся?

«. Господь мой еси Ты, яко благих моих не требуеши» (Пс. 15, 2). Ничего, что для нас на самом деле благо, полезно, спасительно, не отнимет у нас Христос. Он отсекает лишь вредное, чуждое, болезненное, то, с чем невозможно идти вслед Его и войти никак нельзя — туда, где Он, «придя прежде, все устроил для нас» (ср.: Ин. 14, 2-3). Больно, страшно? Иногда очень. Но без этого — как?

Кому охота ложиться на операционный стол? И вместе с тем — как быть, если иначе нельзя? И можно ли ожидать от хирурга, что он справится со своей задачей, если мы будем хватать его за руки, дергаться и брыкаться, спрыгивать с этого стола на пол, а то и вовсе из клиники сбегать?

Да, конечно, Господь не врач земной, все в Его власти и все Ему возможно. Но без нашей воли ничего не сделает с нами и Он, ибо какой в этом смысл?

Спасает ведь не одна лишь Его любовь, сама по себе, иначе не было бы никого не спасшегося. Спасает нас способность откликнуться на нее, спасает способность довериться. Не противиться, не бороться, не мешать Ему творить с нами дивные и великие Его чудеса.

Откликнешься, и не будет чувства, что жизнь не задалась. Доверишься, и не будет недоумений, вопрошаний, роптаний. Будет счастье.

Источник

Если ты оказался за бортом жизни

Сегодня многие из нас оказались за бортом жизни. Кто-то вынужден заниматься не своим делом, кто-то и вовсе остался без работы, не сумел реализовать свои таланты. На вопросы о том, почему так могло случиться и можно ли что-то исправить, отвечает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

за что не возьмусь ничего не получается православие. Смотреть фото за что не возьмусь ничего не получается православие. Смотреть картинку за что не возьмусь ничего не получается православие. Картинка про за что не возьмусь ничего не получается православие. Фото за что не возьмусь ничего не получается православие

Сегодня перед многими людьми стоит проблема нахождения своего места в жизни, трудоустроенности, работы по профессии и образованию, реализации талантов. Не всегда это совпадает, и мы видим, что часто не совпадает: физик работает на компьютере, литератор устраивается большей частью не по специальности. Но если у человека есть трудовое умение, которое он делает хорошо и профессионально, — он не останется неустроенным.

Оставьте детям трудовой навык!

Недавно я начал читать книгу о старце Паисии. Его отец был плотником, он умел выживать в деревне: умел не только плотничать, но и сковать плуг, изготовить столярный инструмент. Тогда «Ашанов», «Икеи», «Леруа Мерлен» не было, люди все делали сами, и это было принципом их выживания. Отец учил сына профессионализму, сын воспринимал навыки отца и шел вперед. Так и отец старца Паисия обучил его плотницкому ремеслу, и старец Паисий — ему это пригодилось на всю жизнь — умел построить келью, сделать табуретку, стол, шкаф, кровать — жизненно необходимые предметы. У него был навык к конкретному делу. И старец Амвросий Оптинский говорил: «Оставьте детям правую веру, пример доброй жизни и трудовой навык, чтобы они могли заработать себе копейку на хлеб» — трудовой навык! Сейчас — кругом «экономисты, юристы и чекисты», ну а кто руками-то что-то умеет делать? Коснись — маляр, плотник, сантехник, электрик — вот сейчас в нашем храме конкретно в них есть нужда. «Ты что умеешь делать? — Посчитать. — Что посчитать? — Деньги». — Так их заработать сначала надо, а посчитать всякий дурак сумеет, я тоже посчитаю! А ты попробуй руками своими их заработать!

Что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь

Проблема лишних людей — откуда она взялась? Люди имели специальности, но вдруг, когда шла череда сокращений: сократили здесь, сократили там, — и человек остался без работы. Хотя талантливого специалиста в полном смысле этого слова вряд ли кто-то просто так сократит-уволит. У Оптинских старцев и вообще у мудрых людей был девиз: «Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь», — ты должен уметь очень хорошо делать какое-то дело. Так, чтобы, кроме тебя, это никто не сделал!

Как-то мужики ремонтировали машину богатому человеку, — один специалист, второй, и все никак, — пригласили еще одного. Тот приходит, посмотрел, пощупал, послушал, покрутил, потом взял молоточек и три раза по ней ударил, — машина заработала. А он говорит: «С вас 150 долларов». «С какой стати, за три удара – 150 долларов?! – Вы знаете, чтобы правильно и в нужном месте ударить эту машину, я учился семь лет. С вас 150 долларов». Другие-то тоже были умные, специалисты, но сделать этого не могли, а он смог. Потому что человек должен «знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь».

Многие иконы, которыми одет храм Петра и Павла в Ясеневе, были приобретены на Вернисаже. Там я познакомился с антикварами. И я поражался красоте и неповторимости вещей, которые умели делать люди. Из дерева, из меди, из латуни — самовары, замки, засовы, рукомойники, комоды, зеркала! Да, на это уходило время, это были не штамповки, человек никуда не торопился и продавал свое рукоделие достойным образом за достойную цену, и люди покупали за достойную цену, потому что понимали — это шедевр. И сейчас огромные деньги платят, за что? — За талант рукоделия. А за «Шатуру» заплатят? Станет ли она антикварной? Вещь считается антикварной, если ей больше 50 лет, — мебель «Шатура» развалится раньше, и 50 лет не переживет! А вещь, сделанная специалистом — переживет!

Развивай талант смолоду

Есть передача такая детская — «Голос. Дети». Показывали девочку, она пела «Кукушку» Цоя, и все пришли в восторг, выбрали ее с первых куплетов, потому что талант. Но «что такое талант», спросили у одного выдающегося, талантливого человека — «Это 10 % осенения свыше, от Бога, и 90 % — труд». Бах говорил: «Если я не играю один день, я начинаю это слышать, если я не играю три дня, это начинает слышать моя жена, если я не играл неделю — это начинают слышать мои родственники».

Навык, навык и труд — вот что такое талант, вот что такое гениальность, профессионализм. Если бы ты с детства шел по одной линии, если у тебя была цель, если бы ты учился-учился-учился, то не стал бы лишним человеком! А когда ты об этом задумался? Когда потерял работу? А почему ты с детства об этом не думал? Если ты ничего не сеял, ты ничего не пожнешь.

Возвращаясь к «Голосу»: моя знакомая сидит с маленькой девочкой. Ей 9 лет. Она посмотрела одну передачу, вторую, и потом закатила матери истерику: «Мама, мама, мне 9 лет, а чего я добилась в жизни?!» — Потрясающе! В 9 лет человек пришел к осознанию, что если ты хочешь так прыгать, петь, декламировать, кувыркаться — что они там еще делают. — надо работать сызмальства! Жаль, что у нас пока нет конкурсов мастеров-профессионалов: чтобы показали, как что-то выжечь, что-то слепить руками, нарисовать за несколько секунд. «А как вы этому научились? — В 3 года папа меня учил горшок из глины делать. — И сделал за 5 минут этот горшок. — Ничего себе! — С вас 150 долларов!» — Чтобы это дорого стоило, это должно быть вещью, а чтобы это было вещью, этому надо учиться!

Я жалею, что пришел я поздно, но радуюсь, что не опоздал

В 9 лет девочка поняла, что она уже опаздывает! А что делать, когда мы сами оказались этими опоздавшими, лишними людьми? Когда нас сократили? Когда мы хотели, чтобы весь мир валялся у наших ног, перед нашим талантом, а валяется не мир, а мы? Вот что тогда делать? Есть такая восточная пословица: «Я жалею, что пришел я поздно, но радуюсь, что не опоздал». Никогда не поздно начать жизнь с начала. Люди в 60 и в 70 лет учат английский язык, чтобы потом водить экскурсии по Москве на английском языке (а такие специалисты нужны). Оптимист учит английский, пессимист изучает китайский. Выучит человек китайский, пусть ломаный, — будет задействован. Китайцев полтора миллиарда. Я был в Лавре — в Лавре слово «туалет» написано на русском, английском и китайском языках. Видел своими глазами надписи в Лавре на китайском языке! Если кто без специальности — учите китайский язык!

Делай то, что должно, и будет то, что будет, а будет то, что Бог даст

Никогда не поздно, оказавшись за бортом этой жизни, начать искать конкретную специальность, которой можно заработать на хлеб, пойти заново учиться, — вот человек пошел на курсы кулинаров, научился делать пирожные. У нас на день рождения дарят цветы и торты, потому что цветы не едят, только выброшенные деньги, а торт подарить, особенно, если сам половину съешь, — это и практично, и приятно. Он красивый и съедобный. Что-то в жизни всегда можно найти.

Волка ноги кормят. Просто так с неба ничего не сваливается. Счастье — маленькая птичка, и она прилетает туда, где есть корм. У тебя появился навык, плюс молитва — и Господь пошлет человека, который с твоим навыком тебя возьмет. По слову Оптинских старцев: «Делай то, что должно, и будет то, что будет, а будет то, что Бог даст». Если ты не делаешь, что должен, — то откуда будет то, что Бог даст? Бог дает на почву, подготовленную тобой. Дождем заведует Бог, но зерно посеять и вспахать, сорняки выполоть — должен ты. Сами растут, без всякого труда, — крапива и лопух. Помидоры, огурцы, клубнику, редиску надо пропалывать, и даже за простой морковкой нужен уход.

Человек, вдруг оказавшись неустроенным в жизни, пожинает плоды своего многоспания, бестолковости, несобранности, нецелеустремленности, бездеятельности, лени — но что толку говорить о причинах? О причинах надо говорить с детьми, объясняя, что если ты так будешь — тройки-тройки-тройки, — ну и всё! Однажды учитель разговаривал с парнем, который одно, другое, третье занятие проспал: «Юноша, а где ты был? — Я проспал. — А позавчера? — И позавчера проспал. — Юноша, запомни на всю жизнь: те, кто спят, видят только сны». Мы должны видеть жизнь: все дается навыком и трудом непосильным.

Лапки складывать нельзя

А что сейчас делать, если вдруг не сложились обстоятельства жизни? — Учиться заново! «Я жалею, что пришел я поздно, но радуюсь, что не опоздал».

Однажды две лягушки попали в кувшин с молоком, одна буль-буль — и утонула, другая начала лапами по молоку мутузить — сбила комочек масла, оттолкнулась от него и выпрыгнула из кувшина. Передайте людям, у которых опускаются руки: если ты попробуешь начать заново, у тебя есть два варианта развития событий: получится или не получится. Если ты не начнешь пробовать, у тебя есть только один вариант — не получится. Поэтому пробовать все надо, браться за все, если человек вдруг остался без работы.

Есть еще понятие характерa, понятие взаимоотношений: может, ты талант, суперпрофессионал, но ты настолько высокомерный, неуживчивый, некоммуникабельный человек, как говорят — «тяжелый характер», что это тебе мешает? Из двоих кого оставить? Профессионала с дурным характером или нормального человека? Кому важнее профессионализм, оставят профессионала. Но если в коллективе есть межличностные отношения, важнее характер. Хуже сердечной недостаточности есть только недостаток сердечности, поэтому нужен и профессионализм, но нужны и личные человеческие качества для устроенности, востребованности.

Никогда хороший человек без дела не останется. Кто живет по воле Божией, о том в псалмах есть слова: «Я не видел праведника оставленным и семью его просящей хлеба». Поэтому если кто просит хлеба, может быть, в этом есть доля его собственной неправедности? Причины — в прошлом и внутри человека. Но никогда не поздно начать новое дело, начать учиться чему-то практическому. «Везение» в нашей жизни — от Бога, а Бог своих не оставляет. Обязательно у хорошего человека найдется школьный друг, студенческий друг, армейский друг, тюремный друг, — не дай Бог, конечно, — соседи, родственники, может быть, кто-то из них встал на прямую дорогу и тебя, как паровоз вагончик, подцепит, и ты сможешь принести пользу для общего дела. Если хорошему человеку не повезло с деньгами, ему уже повезло, что он просто хороший человек. Бог пошлет ему за его хорошесть людей, которые в беде не оставят.

Опасность и возможность

Кризис в японском языке обозначается двумя иероглифами: «опасность» и «возможность». Когда отец, чтобы научить ребенка плавать, иногда на несколько секунд его оставляет, — что это? — это опасность, это кризис, но в то же время и возможность, поплыть самому. А Отец поддержит!

Источник

Почему в жизни все плохо — ни работы, ни семьи?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день, батюшка! Помогите пожалуйста, совсем в жизни потерялась. Меня зовут Екатерина, мне 30 лет, мужа нет, работы тоже. С самого детства жизнь как-то не задалась. Почему так происходит? Когда была маленькая говорили что на мне порча, бабушка моя со стороны отца проклинала и на самом деле не хотела моего рождения, мама говорила, что она требовала от нее делать аборт.

В школе часто болела, много пропускала и в результате важные знания прошли мимо меня. Сейчас, будучи взрослой, тоже часто что-то имею проблему со здоровьем, плохой иммунитет, несмотря на витамины, питание. За всю жизнь работала только 9 месяцев, частые отказы от работодателей. Мне стыдно в таком возрасте зависеть от мамы, мужа тоже найти не получается, хотя и общаюсь и всюду ищу, а словно нет моего человека, а без этого чувства я не могу строить отношения. Я робкая и сложно общаться с людьми. Живу с отчимом тираном, хотела бы встретить мужа, переехать, работать и жить счастливой жизнью, но все не удается ни в чем.

Сил не осталось словно. Раньше много молилась и читала акафисты, причащалась, а сейчас ослабла в вере, не понимаю, куда иду в плане профессии и жизни. Но самое главное, за какое дело ни возьмусь — не идет. По жизни мало энергии словно, быстро устаю. Не знаю, что с этим делать. Хочется счастливой жизни, но полоса неудач следует по пятам. совсем отчаялась. Хочу понять, что Бог хочет мне сказать, в чем провинилась, что живу в зависимости от других?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Уважаемая Екатерина, все мысли о порче или о том, что на то, как складывается жизнь, фатально и непоправимо влияет желание или нежелание родственников, чтобы был ребенок, нужно сразу отбросить. Конечно, важно, в какой обстановке формируется человек, но любая обстановка не определяет жизнь человека на 100%: и в любящей семье может вырасти никудышный человек, и из самых непростых условий может выйти очень достойный и умеющий справляться со своей жизнью человек. Так что эти мысли не должны довлеть над Вами.

Идею о вине тоже нужно отбросить сразу, потому что Бог — это любящий Отец, и не бывает так, что человек сделал что-то не то — и ему посылается наказание. Человек может сам пожинать плоды своих ошибок (например, пригорела у Вас еда — Вы едите горелое или остались без ужина; не подготовились к собеседованию — не получили работу; сделали много ошибок — не сдали экзамен или работу потеряли и так далее), а Бог всегда открыт человеку навстречу и готов ему помочь. Но Он не водит человеком, как марионеткой, и оставляет ему свободу, а свобода, что логично, чревата и успехами от правильного выбора, и нехорошими последствиями вследствие неправильного, вот и все.

И тут мы переходим к отправной точке, с которой Вы можете начать выстраивание Вашей жизненной ситуации, — к тому, что в каждый момент своей жизни Вы абсолютно свободны в Вашем выборе и ничто над Вами 100% не довлеет, а Господь всегда готов помогать.

Как я понял, Вы хотите работать, быть здоровой и финансово независимой, выйти замуж и переехать от мамы и отчима. Все пункты, за исключением замужества, в основном зависят от Вашего решения, а переехать от родителей (если своего жилья нет и к родственникам тоже не переедешь) можно на съемную квартиру или комнату. Все эти вещи — не за гранью возможностей, а просто составляют самую обычную и нормальную составляющую, я бы даже сказал, базу жизни взрослого человека. Так что, дорогая Екатерина, все это более чем реально. Нужно начать все выстраивать постепенно, причем взять ответственность за свою жизнь в свои руки и положиться на Бога. Но свою часть — собственные действия, решения, ответственность — не отпускать!

Во-первых, Вам нужно всерьез заняться здоровьем. Вы молодая 30-летняя женщина (девушка), это самый расцвет. Срочно идите к терапевту, обследуйтесь. Параллельно нужно начать заниматься спортом — самой или записаться на занятия. Проконсультируйтесь с терапевтом, нет ли противопоказаний. Если нет, каждый день нужно начинать с зарядки, хотя бы самой простой, обязательно много ходить, я бы посоветовал, когда будет можно, бассейн или постепенно добавлять какие-то активные нагрузки. Тело должно быть в форме, обязательно! Несколько недель будет трудно, потом Вы должны втянуться. Непременно режим дня — ложиться и вставать примерно в одно и то же время, это важно. За питанием, вроде, Вы следите.

Параллельно с этим сходить к психологу (например, по полису), выяснить, нет ли у Вас депрессии, если есть, то какова ее степень, начать лечение.

Что касается духовной жизни, не нужно изнурять себя, читая подолгу молитвы и акафисты, возьмите самый минимум: молитвы утренние и вечерние, но регулярно, каждый день, не реже раза в месяц исповедь и причастие, и перед каждый делом просите Бога и Матерь Божию о помощи. Все. Более конкретные моменты Вы будете разбирать со священником, которому станете исповедоваться, и все.

Так Вы обретете финансовую независимость. Дальше посмотрите, куда тут можно расти. Может быть, заработка хватит и на съем жилья, как раз попробуете, что такое жить самой, вдали от отчима, это будет благотворно для Вас.

А насчет замужества — просите Бога, чтобы Он тут помог Вам. Думаю, что заботы о своем здоровье — физическом и внутреннем, — а также уверенное ощущение себя в профессии только добавят Вам привлекательности и будут способствовать дальнейшему устройству жизни.

Источник

Почему мы не преуспеваем?

за что не возьмусь ничего не получается православие. Смотреть фото за что не возьмусь ничего не получается православие. Смотреть картинку за что не возьмусь ничего не получается православие. Картинка про за что не возьмусь ничего не получается православие. Фото за что не возьмусь ничего не получается православие

«Унылые церковные будни»

Затрагивая тему преуспеяния в христианской жизни, нужно, наверное, говорить не о нем как таковом, а о его отсутствии – о том, почему мы не преуспеваем, поскольку совершенно очевидно: если бы мы все преуспевали в жизни христианской как должно, то церковная жизнь, которую мы видим, была бы принципиально иной. И никто из людей, в нее еще не вошедших, только лишь рассматривающих эту жизнь с порога, не высказывал бы недоумения по поводу того, почему у православных на службе такие грустные лица. Полагаю, что они бывают грустны не только оттого, что мы сосредоточенно внимаем песнопениям, молитвословиям, которые раздаются в храме, но и оттого, что мы задумываемся о своей жизни. Нас печалит понимание того, насколько наша жизнь не такова, какова она должна быть у человека, идущего за Христом, – мы слишком привязаны к земному, слишком отягощены заботами и печалями житейскими.

Человек так устроен, что, к какому бы делу он ни приступал, заниматься им продолжительное время без переутомления и не ломая себя он может только тогда, когда видит какие-то успехи. Когда мы замечаем, что хотя бы немного движемся вперед, это дает нам силы движение продолжать. Дело в том, что только движение дает нам возможность творчества в самом широком смысле этого слова, а необходимость в последнем заложена в каждом из нас: заканчивается творчество – и заканчивается радость. Возникает желание что-то поменять – но внешние перемены не спасут ситуацию, потому что причины такого рода тупика заключаются в нас самих.

Всё это относится и к христианской жизни. Можно порой увидеть, как люди, которым когда-то участие в богослужении и делах милосердия приносило радость, которые в этой жизни ощущали удивительную наполненность, относятся к ней теперь как к унылым церковным будням. Вообще это страшные слова – «унылые церковные будни», поскольку если мы заглянем в календарь, то увидим, что в Церкви каждый день – праздник, больший или меньший, но именно так он и должен нами переживаться, иначе наша церковная жизнь не будет развиваться правильно. И, опять же, это уныние возникает, когда человек не преуспевает в вере и, как следствие, время, вложенное в жизнь церковную, начинает воспринимать как напрасно потраченное. Человек унывает и не понимает, что делать дальше.

Пожалуй, в этом случае не лишним было бы обратиться к опыту людей, которые преуспевают на каком-то светском поприще. В Евангелии мы неоднократно встречаем такие сравнения, которые показывают нам пример для духовного делания. Можно рассмотреть опыт современников, который у нас перед глазами, и попытаться понять, почему эти люди так успешны там, где они этого хотят. И, наверное, мы увидим в этом два фактора, два явных момента.

История любого успеха – это история труда: длительного, кропотливого, упорного

Прежде всего, история практически всех успешных людей – это история труда. Действительно длительного, действительно кропотливого, действительно упорного.

Безусловно, мы в современной российской действительности сталкиваемся с тем, что в материальном плане порой имеют очень многое люди, которые не особенно для этого потрудились; это происходит в силу определенных обстоятельств, нередко незаконным или просто случайным образом. Но эти истории я бы вынес за скобки – по одной простой причине: то, что легко приобретается, столь же легко и теряется, и здесь можно говорить скорее не о том, что человек преуспевает, а о том, что он просто живет и всем этим пользуется, пока у него есть такая возможность.

А второе, что мы увидим: в основе преуспеяния состоявшихся людей лежит системный подход. Это основа их отношения к работе, к бизнесу; они правильно определяют для себя цели и продумывают пути, ведущие к этим целям; они держат в поле своего внимания всё, что может способствовать или помешать этому развитию. Можно возразить на это, что духовная жизнь – совсем другая сфера и плод преуспеяния в ней совершенно иной, – но если люди так трудятся ради каких-то временных стяжаний, тем более так должно было бы поступать нам, христианам, трудясь ради целей не временных, а вечных. Но мы, по словам Христа Спасителя, оказываемся гораздо менее догадливыми, нежели сыны века сего (ср.: Лк. 16: 8).

Заповеди – это легко?

Человек верующий, конечно, должен понимать, что такое христианское преуспеяние в принципе, в чем его отличие от мирской славы, от земного благополучия – от всего того, что нас к жизни вечной никак не приближает. По сути это то состояние радости и мира о Духе Святом, которое присуще человеку, ощущающему в своей жизни присутствие Бога и саму эту жизнь как предстояние пред Божиим лицом. Всё остальное – лишь средства, которые нас к этому ведут.

Одним из признаков преуспеяния в вере является легкость исполнения евангельских заповедей. Человек, который только-только начинает учиться их исполнять, обязательно сталкивается с тем, что это очень трудоемко. И больше всего сил при этом уходит на внутреннюю борьбу – со своим ветхим человеком, со своими страстями, которые подсказывают нам выбор прямо противоположный. Но по мере возрастания в жизни христианской заповеди приобретают для человека естественный характер, он уже не испытывает таких мучительных колебаний – и поэтому ему становится легко.

Преуспевшего в христианской жизни человека отличают его реакции на происходящее: это именно реакции человека нового – цельного, рожденного во Христе. Случается что-то неприятное – и он не раздражается, его первые слова – «слава Богу за всё». Обидел его кто-то – он не оскорбляется, а иногда радуется даже, поскольку видит в этом возможность какие-то свои несовершенства заметить и исправить. Утесняют его в чем-то обстоятельства – и опять же для него это не огорчение. Если же мы наблюдаем у себя реакции противоположные, то можно сделать вывод, что мы от духовного преуспеяния достаточно далеки.

Что необходимо для того, чтобы двигаться по пути преуспеяния? Необходимы удивительно простые вещи, но мы ими довольно часто пренебрегаем.

Прежде всего необходимо уважение к законам духовной жизни. Опять-таки, какую бы сферу мы ни взяли – экономику, искусство, спорт, – в них существуют свои законы, и людям не приходит в голову их игнорировать, если они хотят чего-то добиться. Точно так же человек не может преуспеть как христианин, игнорируя опыт Церкви.

Нельзя преуспеть как христианин, пренебрегая опытом Церкви, игнорируя духовные законы

Духовные законы, действующие в жизни человека, описаны в аскетике, в творениях святых отцов. О них нужно обязательно получить представление – может быть, даже взять тетрадь и выписать для себя эти закономерности, составить себе конспект. Ведь всем нам предстоит сдавать самый главный в жизни экзамен – перехода в жизнь вечную и ответа перед Богом.

Кроме того, очень важно выстроить в своей жизни систему приоритетов. У людей разные способности, но когда мы ставим что-то на центральное место в своей жизни, оно у нас, как правило, начинает получаться. Мы можем сокрушаться, что ничего не успеваем, но на то, что входит в приоритеты, у нас каким-то образом находится время. К примеру, время на то, чтобы поесть, хотя бы два-три раза в день, находят даже самые занятые люди. Так происходит просто потому, что человек понимает: иначе он потом встать не сможет. Если бы понимали, что точно так же бывает трудно подняться душе, утратившей навык молитвы, то, наверное, 20 минут на утреннее и вечернее правило у нас бы всегда находилось.

И еще нужно сказать о том, что, когда человек на что-то сознательно нацелен, направлен, это не просто занимает значительную часть его жизни – это изменяет всю его жизнь. И когда человек для себя делает главным в жизни следование путем исполнения заповедей Христовых, в его жизни, порой в самых неожиданных ее сферах, многое начинает меняться. Меняются обстоятельства, меняются отношения с людьми, меняются поступки, которые он совершает. И поначалу это может приводить человека в растерянность, но со временем он начинает смотреть на всё происходящее с ним духовно, и жить становится гораздо легче – появляется та простота, которой мы так часто себя лишаем, блуждая по каким-то тупикам.

Если же для нас принадлежность к христианству – просто одна из сфер интересов, то ничего хорошего у нас в христианской жизни не получится. Мы можем помнить, что должны что-то сделать ради Христа и любви к ближнему, что должны как-то иначе поступить, нежели поступали прежде, но это воспоминание будет постоянно вытесняться на задний план нашей жизни и в нас угасать.

Система жизни

В обычной, мирской жизни, в светских профессиях выстраивание приоритетов – часть того, что называют стратегическим планированием. Меня спрашивают порой, допустимо ли такое планирование в жизни духовной. Я бы сказал, что да, в определенной мере допустимо и даже необходимо. В частности, это относится к молитвенному правилу, духовному чтению, каким-то практическим делам, которые являются частью нашей церковной жизни. И это планирование должно быть достаточно твердым, потому что от этих дел нас будет с особенной силой отвлекать враг.

Должно быть и планирование, причем достаточно твердое, потому что от нашего делания враг будет отвлекать с особенной силой

К слову, не стоит такие дела откладывать на вторую половину дня – чем раньше мы их сделаем, тем лучше. Либо нужно постараться в начале дня сделать хотя бы какую-то часть подобных дел: тогда не только враг не успеет нас отвлечь, но и мы будем мотивированы это дело завершить, не бросить начатым.

Но наряду с таким планированием в духовной жизни необходимо и гибкое реагирование на изменения окружающей обстановки и на те перемены, которые происходят в нас самих. Некоторые воспринимают это как абсолютную спонтанность: я куда-то иду и вижу, что кому-то нужна помощь, – я всё бросаю и помогаю этому человеку. Но чтобы откликаться спонтанно и при этом правильно, тоже нужна подготовка: такое реагирование должно быть запланированным, как ни чудно это звучит.

Христианину необходима система жизни. Система, в которой существуют определенные настройки на внешние раздражители – оскорбления, несправедливость, житейские неурядицы. Система, в которой мы настроены мгновенно откликаться на боль и беду других людей. Система, в которой человек предупреждает свои греховные ошибки или по крайней мере исправляет их. Если же мы живем как христиане бессистемно: сегодня трудимся, идем в храм, потом на душеполезную беседу, кому-то помогаем во славу Божию, а потом неделю от этого «отдыхаем», оставив и молитву, и памятование о Боге, – то мы находимся в положении человека, который сегодня строит дом, завтра не строит, а послезавтра разрушает построенное. И когда он решит вновь вернуться к стройке в следующий раз, неизвестно, будут ли у него силы и желание продолжать. Именно поэтому нам так трудно бывает собраться на исповедь, трудно вернуться к молитвенному правилу, посещению служб, если мы раз за разом их оставляем. Кажется, что на это просто нет сил, но на самом деле они истощаются именно от бессистемного труда.

А чтобы системность в этом труде появилась, нужно постоянно напоминать себе, что мы не просто живем, дышим, едим, ходим на работу, общаемся со знакомыми и незнакомыми людьми – мы через всё это поучаемся в том, чему желает научить нас Господь. Все ситуации с нами не просто «случаются» – они нас проверяют, они нас побуждают к чему-то, они нас закаляют, они умягчают наше сердце, чтобы оно могло вместить Божественную любовь. Из этого и рождается то преуспеяние, плоды которого не истлеют и не отнимутся у нас в жизни земной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *