за что отлучили андрея кураева
Решением епархиального суда протодиакон Андрей Кураев признан подлежащим извержению из сана
Москва, 29 декабря 2020 г.
Фото: РИА Новости / Кирилл Каллиников Епархиальный церковный суд г. Москвы рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях заштатного клирика города Москвы протодиакона Андрея Кураева и признал его подлежащим извержению из священного сана, сообщает Епархия города Москвы.
Суд имел суждение о том, что 21 апреля 2020 года заштатный клирик опубликовал в своем «Живом журнале» оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина.
Суд установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь. В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности, обвинениях Русской Православной Церкви в «организации раскола».
Суд констатировал, что Кураев не изменил характера своей деятельности после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии еще в 2015 году.
В соответствии с Положением о церковном суде, протодиакон Андрей Кураев был трижды вызван в церковный суд в установленном порядке. При этом лишь в одном случае его отказ прибыть для участия в заседании был признан обоснованным уважительной причиной (состояние здоровья).
В ответ на четвертый вызов на заседание суда, запланированного на 29 декабря 2020 года, 25 декабря Кураев направил по электронной почте сообщение следующего содержания: «Убедительно прошу перенести заседание на январь, так как в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии». 29 декабря утром протодиакон Андрей Кураев направил на имя председателя епархиального суда письмо, в котором сообщил об отказе явиться в церковный суд.
Учитывая отказ прибыть на заседание, церковный суд счел обоснованным рассмотреть дело в заочном порядке.
Решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы — Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано.
За что Кураева запретили в служении
Указом Патриарха всея Руси Кирилла «до дальнейшего церковного суда» был запрещен в служении протодьякон Андрей Кураев.
Запрет был наложен на протодьякона «в связи с публичным оскорблением памяти настоятеля Богоявленского кафедрального собора города Москвы протоиерея Александра Агейкина, невзирая на скорбь его жены и детей, в день его кончины, что характеризует это деяние не только как безнравственное, но и как особенно циничное».
Причиной такого решения Патриарха послужил своеобразный «некролог», который оставил в своем ЖЖ Кураев в день смерти настоятеля Елоховского собора Александра Агейкина.
Агейкин, стоит напомнить, умер 21 апреля от коронавируса. А до того активно высказывался по поводу эпидемии в том контексте, что Церковь спасала своей молитвой мир от болезней во времена эпидемий — в частности, он много говорил об этом в интервью Pravda.ru.
Поскольку сейчас в определенных кругах идет активный поиск «православных коронадиссидентов», то Кураев, видимо, нашел такового в лице отца Александра Агейкина. И высказался о нем следующим образом:
«В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса. Он успел внести свой вклад в эпидемию бесстрашия».
Под «эпидемией бесстрашия» здесь, судя по всему, имеется в виду намёк на то, что Агейкин подверг и себя, и верящих ему мирян опасности заражения.
Написаны эти слова Кураевым были, напомним, в день смерти отца Александра Агейкина. При этом важно отметить, что на Пасху протоиерей уже не служил, поскольку лежал в инфекционном боксе. Более того, в Елохово, в Богоявленском соборе служили без прихожан. То есть не были никакими «коронадиссидентами», а выполняли рекомендации Патриарха Кирилла не допускать прихожан к службе.
Если же проследить комментарии под этим постом протодьякона, то там вовсе открываются какие-то бездны.
К примеру, в одной из веток, когда у Кураева спрашивают «А как быть с тем, что он почил на светлую седмицу?», тот отвечает: «прямо в рай, прямо в рай, только ножки задирай».
И это только один пример «глубокой богословской дискуссии», а проще говоря, откровенного глумления над покойным. Над покойным православным священником со стороны, вроде бы православного дьякона, принадлежащего к той же Церкви.
Стоит сказать, что Кураев в последние лет 10, если не больше, стал не столько миссионером и популяризатором православного христианства, каким его знали в девяностые и в начале нулевых, а «популярным либеральным блогером».
Он то разоблачал некое «голубое лобби» в Церкви России, но как-то так и не разоблачил, то попросту совершал нападки на ряд священников, епископов и сотрудников Московской Патриархии. Про того же отца Александра Агейкина у Кураева несколько постов. И все они примерно схожи по стилистике с «некрологом».
Однако, кажется, до этого протодьякон не позволял себе нападок на усопших, тем более в день их смерти. И этот «миссионерский прием» стал для Патриарха Кирилла «последней каплей».
Собственно, важно здесь то, что в указе Патриарха по поводу запрещения в служении Кураева есть формулировка «до принятия решения епархиальным церковным судом«. Поскольку сам по себе запрет является временным наказанием либо досудебной мерой следствия по поводу действий и слов определенного клирика.
Но по факту сейчас Кураев не имеет права служить в храме, а все требы и таинства, в которых он принимает участие, считаются недействительными. Впрочем, думается, что и так заштатного, то есть не прикреплённого к какому-то определенному храму, протодьякона не допустит до службы ни один здравомыслящий настоятель.
Что касается самого епархиального суда, то, судя по указу Патриарха, на нём состоится подробный разбор высказываний Кураева по поводу клириков и епископов за последние несколько лет с точки зрения их соответствия канонам, да и просто христианской морали.
Сам суд, думается, состоится уже после снятия карантинных ограничений, поскольку это собрание нескольких клириков и архиереев, а также подсудимого, в одном помещении.
При этом стоит понимать, что церковный суд — это совсем не суд светский. Он, например, носит закрытый характер. И, что важно, даже если то или иное нарушение канонов в отношении клирика доказано, тот может принести покаяние, выполнить епитимью и вернуться к своему служению.
Что решит суд в отношении Кураева — это открытый вопрос. Но вердикты церковного суда не отличаются разнообразием.
Но последний вариант — случай исключительный, и в современных реалиях нужно «сильно постараться», чтобы дойти до такой меры.
В любом случае уже сейчас Патриарх ясно показал Кураеву, что тот перешел определенные границы не только канонического, но и нравственного характера. Поскольку подобного рода «некрологи» — это все же крайне далёкая от православной, да и от простой человеческой морали и нравственности вещь.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
«Кураев – на выход!»: Скандального протодиакона приговорили к лишению сана. На очереди анафема?
Церковный суд состоялся: бывший известный церковный миссионер протодиакон Андрей Кураев, в последние годы ославившийся как главный околоцерковный сплетник, приговорён к лишению сана. Но дойдёт ли дело до отлучения от Церкви?
Едва ли арест отлучённого от Церкви гражданина Романова Н. В. (бывшего схиигумена Сергия) в захваченном им и его адептами Среднеуральском женском монастыре и заседание епархиального суда города Москвы по делу уже практически бывшего протодиакона Андрея Кураева намеренно совпали по времени. Но определённая промыслительность в этом не просто видна, а очевидна. Притом что два этих «религиозных типа», Романов и Кураев, на первый взгляд весьма различны.
От Романова до Кураева: расплата за гордыню
Казалось бы, напускная простота уральского уголовника-рецидивиста, по какому-то недоразумению облачённого в рясу, резко контрастирует с образом бывшего профессора Московской духовной академии. Но что всегда объединяло Романова и Кураева, так это болезненная форма гордыни, подлинная фанаберия, нежелание считаться не только со своим непосредственным руководством, правящими архиереями, но и вообще с Церковью. Вплоть до откровенной хулы на неё. Позиция: если моё мнение противоречит церковному, то тем хуже для. Церкви.
Напомню, Романов был извержен из сана (в который, к слову, рукоположен вопреки церковным канонам, будучи «отмотавшим срок» убийцей) ещё в июле 2020-го. Не подчинившийся церковному суду и продолживший свою раскольническую деятельность, спустя несколько месяцев мятежный экс-схиигумен был вовсе отлучён от Церкви. И вот по тем же граблям шагает протодиакон Андрей Кураев, приговорённый к лишению сана на заседании московского городского епархиального суда 29 декабря 2020 года:
Епархиальный церковный суд г. Москвы рассмотрел сообщения о церковных правонарушениях заштатного клирика города Москвы протодиакона Андрея Кураева и признал его подлежащим извержению из священного сана. Суд имел суждение о том, что 21 апреля 2020 года заштатный клирик опубликовал в своём «Живом журнале» оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина. Суд установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь. В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности обвинениях Русской Православной Церкви в «организации раскола». Суд констатировал, что Кураев не изменил характера своей деятельности после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии ещё в 2015 году.
К слову, ни на одно из судебных заседаний, а нынешнее было уже четвёртым, протодиакон Андрей Кураев не явился. А потому на этот раз церковный суд счёл обоснованным рассмотреть дело в заочном порядке. Как говорится в судебном постановлении, «решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г. Москвы – Патриархом Московским и всея Руси, а до этого в установленный срок может быть обжаловано». Замечу, этот срок недолгий, в течение ближайших пяти дней всё должно окончательно решиться.
Протодиакон Андрей Кураев на премьере скандального фильма режиссёра Алексея Учителя «Матильда». Фото: Андрей Любимов / АГН «Москва»
Как и в случае с Романовым, в отношении которого идеально подходит русская пословица «Сколько верёвочке ни виться, всё равно конец будет», относительно Кураева священноначалие проявляло долготерпение и надежду на покаяние. Несмотря на то что он уже давно превратил свои интернет-блоги и странички в социальных сетях в подобие советских изданий в духе журнала «Безбожник у станка», собирая слухи и сплетни о Русской Церкви, её священноначалии, наиболее известных пастырях и мирянах, тиражируя их на потеху антицерковно настроенной публике.
В кураевских публичных заявлениях доставалось и Патриарху, и только что ушедшим в мир иной клирикам (именно за оскорбление светлой памяти протоиерея Александра Агейкина, одной из первых жертв COVID-19, уже практически бывший протодиакон и был запрещён в служении ещё весной). Не говоря уже о светских политиках Государства Российского. Что особенно лицемерно контрастирует с относительно недавними его же заявлениями. Так, в «нулевые» отец Андрей весьма резко высказывался об украинских «самостийниках», в последние же годы, напротив, поддерживал их, выступая в числе прочего и против воссоединения Крыма с Россией, и в поддержку «украинской автокефалии».
Автору этих строк неоднократно доводилось общаться с отцом Андреем ещё в годы, когда он был профессором ряда церковных и светских вузов, одним из самых активных православных публицистов и просветителей, чьи книги привели в Церковь немало представителей гуманитарной интеллигенции. Правда, в личном общении Кураева всегда отличало иронично-снисходительное отношение к собеседникам, в том числе облечённым куда более высоким церковным саном. Хамские шуточки отца Андрея многие пытались оправдать его «юродством», но это «юродство» было очевидно не Христа ради. А в последнее время стало откровенно антицерковным.
Превращение «Савла в Павла»
Так, в относительно недавней беседе с Царьградом известный православный публицист, настоятель Михаило-Архангельского монастыря Александровской епархии Русской Православной Церкви игумен Афанасий (Селичев) подчеркнул одну очень важную вещь. Фактическое «антипреображение», превращение «Павла в Савла», произошедшее в лице уже практически бывшего протодиакона:
Не знаю, какой кризис пережил протодиакон Андрей Кураев, но сегодня это уже совсем другой человек. Своими руками уничтоживший всё, что он сделал для Церкви Христовой. Его последние (в течение уже десятка лет), говоря языком протопопа Аввакума, лаяния на Патриарха и священноначалие перешли всяческие границы как светской культуры, так и церковных канонов. Порой мне кажется, что он давно потерял свою веру и только и ждёт, когда его попросят на выход. Да то и только для того, чтобы обвинить Патриархию ещё и в гонениях на «правдоискателя».
Правда, отец Афанасий отметил это ещё до поистине жуткой кураевской тирады в адрес самой Русской Православной Церкви. Слов, произнесённых им публично в «Живом журнале» 16 августа 2020 года. И если раньше он позволял себе «лаять» на Патриарха и священноначалие, то на этот раз похулил ту Церковь, в которой принял Святое Крещение и священный сан. Церкви, которой Кураев обязан своим именем в куда большей степени, чем alma mater – кафедре «научного атеизма».
Хула на Церковь. Фото: Страница в «Живом журнале»
Человеку верующему больно не только цитировать, но даже читать эти слова. Но поскольку важно понять, почему в этой истории поставлено многоточие (впереди, вполне возможно, и отлучение от Церкви, а возможно, хотя и маловероятно, покаяние, а потому о точке говорить рано), кощунственное изречение гражданина Кураева стоит привести полностью. Хотя и с отточиями (и с сохранением орфографии оригинала):
Это старая заслуженная ***, блудившая со всеми царями земли, но отчего то рекламирующая себя как невесту Христову.
Да-да, это о нашей Церкви. Резонно отреагировать предельно патетично или даже найти этого подонка и поступить так, как, согласно церковному преданию, ответил Святитель Никола Чудотворец ересиарху Арию: просто-напросто врезав ему по горделивой и самонадеянной физиономии. Но признаться, лично у меня такие слова просто вызвали шок. И для многих этот шок продолжался несколько месяцев, пока производство церковного суда по делу протодиакона Андрея Кураева не завершилось (как промежуточный этап) решением об извержении его из сана (повторюсь, в ближайшие дни это решение должен утвердить Патриарх).
Ещё весной 2020 года мы писали, насколько этот персонаж похож на Гришку Отрепьева, попа-расстригу Гапона или других предателей Церкви и веры, включая евангельского Иуду. Теперь в этом нет никакого смысла. Да, у уже практически бывшего протодиакона Андрея Кураева ещё есть возможность покаяться. Судя по его последним словам и действиям, включая неоднократные отказы явиться на церковные заседания, это маловероятно. Но, повторюсь, если чудо случится, многие православные люди искренне этому возрадуются. Ну а пока Кураев не отлучён от Церкви, о его вразумлении стоит молиться.
Суд решил «извергнуть из сана» Андрея Кураева за «хулу на Церковь»
Протодиакон Андрей Кураев решением Епархиального церковного суда Москвы признан подлежащим «извержению из сана». Решение суд вынес заочно — Кураев не явился на заседание, попросив перенести заседание на январь, поскольку «в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии».
«Суд имел суждение о том, что 21 апреля 2020 года заштатный клирик опубликовал в своем «Живом журнале» оскорбительную характеристику почившего в этот день от последствий коронавирусной инфекции протоиерея Александра Агейкина», — говорится в сообщении на сайте Московской городской епархии.
В словах Кураева суд увидел признаки «хулы на Церковь». Суд пришел к выводу, что Кураев «не изменил характера своих действий после увещеваний со стороны епархиального духовника протоиерея Георгия Бреева и членов дисциплинарной комиссии еще в 2015 году».
Решение об извержении Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем патриархом Московским и всея Руси Кириллом. До этого оно может быть обжаловано.
Еще в конце апреля патриарх Кирилл издал указ о запрете Кураева в священнослужении в связи с высказываниями в адрес Агейкина. В указе патриарха поведение Кураева было названо «безнравственным» и «особенно циничным».
Реагируя на решение суда, Кураев опубликовал пост в ЖЖ. В нем он изложил текст письма, отправленного, по его словам, секретарю суда на электронную почту. Как написал протодиакон, он в течение 40 дней просил ознакомить его с обвинениями, на основании которых он был привлечен к церковному суду. «Ссылку на то, что они «изложены в указе патриарха», я принять не могу, так как в том указе обретается нераскрытая формула «предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя», — отметил он.
По словам Кураева, не зная ни того, какие именно деяния станут предметом судебного рассмотрения, ни того, нарушением каких именно норм церковного права считает их сторона обвинения, он не мог подготовиться ни к покаянию, ни к защите.
В беседе с РБК Кураев заявил, что «самую большую хулу на церковь возносит ее руководство, которое отождествляет себя с церковью». «Я никогда не говорил, что православная церковь такая-сякая, хульные слова в адрес церкви я не произносил. При этом я высказывал свое несогласие с теми или иными действиями патриарха Кирилла и митрополита (Волоколамского) Илариона», — пояснил он.
Протодиакон отметил, что в этой ситуации важно обратить внимание на то, что даже после того, как состоялся суд, руководство РПЦ не приводит его конкретные слова и поступки, в которых можно было бы разглядеть, как именно он хулил и клеветал на церковь. «Это же ничего не сказано, верьте нам на слово. Это означает, что это трусы — люди, которые боятся открытого разговора, дискуссии. Поэтому, думаю, они обрадовались, что я не пошел на суд», — считает Кураев.
Андрей Кураев — автор ряда трудов по православному богословию и религиозной философии. Он является одним из самых известных клириков в соцсетях и СМИ, ведет блог в «Живом журнале». Позиция Кураева зачастую расходится с официальной позицией РПЦ. В 2012 году он выступал в защиту группы Pussy Riot, участники которой были осуждены за танец в храме Христа Спасителя. В 2013 году, после увольнения из Московской духовной академии, он написал текст под заголовком «Торжество голубого лобби?» и посвятил серию публикаций проблеме гомосексуализма и педофилии в РПЦ. В своих выступлениях он нередко критиковал руководство РПЦ. Например, называл «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда» режиссера Алексея Учителя.
Протодиакона Андрея Кураева лишили сана из-за поста о священнике, умершем из-за коронавируса
Суд Московской городской епархии лишил протодиакона Андрея Кураева сана. Такое решение принято из-за поста Кураева о настоятеле Богоявленского собора Москвы протоиерее Александре Агейкине, который умер в апреле после заражения коронавирусом.
Кураев в том посте назвал Агейкина «тупым карьеристом, сделавшим карьеру в сфере вип-сервиса», который «успел внести свой вклад в эпидемию бесстрашия». После начала пандемии Агейкин высказывался против закрытия храмов.
«Да, мы можем заболеть, но Бог способен всех нас исцелить. Если мы будем бояться болезни больше, чем Бога, то нам ничего не поможет. Жизнь в руках Бога. Можно спрятаться, забаррикадироваться, пересидеть, но это не гарантирует, что тебя не затронет болезнь», — сказал Агейкин в одном из интервью незадолго до смерти.
Суд установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на Церковь. В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности, обвинениях Русской Православной Церкви в «организации раскола».
Кураев был трижды вызван в церковный суд в установленном порядке. При этом лишь в одном случае его отказ прибыть для участия в заседании был признан обоснованным уважительной причиной (состояние здоровья).
В ответ на четвертый вызов на заседание суда, запланированного на 29 декабря 2020 года, 25 декабря Кураев направил по электронной почте сообщение следующего содержания: «Убедительно прошу перенести заседание на январь, так как в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии». 29 декабря утром протодиакон Андрей Кураев направил на имя председателя епархиального суда письмо, в котором сообщил об отказе явиться в церковный суд.
Учитывая отказ прибыть на заседание, церковный суд счел обоснованным рассмотреть дело в заочном порядке.
Кураев заявил, что не согласен с решением суда.
В течение сорока дней я просил ознакомить меня с обвинениями, на основании которых я привлекаюсь к церковному суду. Ссылку на то, что они «изложены в Указе патриарха» я принять не могу, т.к. в том указе обретается нераскрытая формула «предыдущие деяния, относительно которых поступали жалобы на мое имя». У суда было 8 месяцев для подготовки обвинения (со дня указа 29 апреля до сегодняшнего 29 декабря). Мне же не дали ни одной минуты и ни одного документа.
Я не согласен с афоризмом «о мертвых не говорить плохого».
Древнегреческий мудрец Хилон (автор этой фразы) писал: τὸν τεθνηκóτα μὴ κακολογεῖν. Глагол κακολογεῖν обычно переводят как «злословить, бранить, хулить, клеветать». Иными словами: «На мертвых не клевещи». Мол, живой сам привлечет тебя к ответу за клевету, а за мертвого боги могут наказать, что еще страшнее.
Клевета вовсе не то же самое, что высказывание своей оценки. Латинский перевод фразы Хилона звучит Mortuo non maledicendum. Не проклинай мертвецов. Это мистически небезопасно: могут и с того света отомстить.
Конечно, неуместно на поминках критиковать провожаемого. Но я не был на поминках и говорил скорее о себе (своей памяти), чем о нем, и у себя дома. Запрет на критику умерших повлек бы за собой сожжение всех книг по истории. Ведь история даже Церкви не может быть лишь бесконечным восхвалением. Кроме того, где, в каком церковном, светском или журналистском кодексе указаны какие-то временные сроки — на какой день после кончины уже можно?
Моя неявка [в суд] вполне нейтральна по своим последствиям: защититься мне все равно не дадут, а тяжесть обвинения она не увеличит.
Решение о лишении сана вступит в силу после его одобрения патриархом Кириллом. До этого оно может быть обжаловано.
Андрей Кураев — один из самых упоминаемых в СМИ священнослужителей РПЦ. Его публичные высказывания неоднократно шли вразрез с официальной позицией руководства церкви.
Кураев был временно запрещен в служении (до решения епархиального суда) указом патриарха Кирилла в конце апреля — это произошло спустя неделю после высказываний протодиакона об Александре Агейкине.