за что платить бухгалтеру
За что бухгалтер получает зарплату
Задачи бухгалтера
Задачи бухгалтера зависят от занимаемой им должности. Например, единственный бухгалтер в компании выполняет все обязанности главбуха, в том числе несет ответственность за свои ошибки. Если в фирме создано бухгалтерское подразделение, список задач отдельного бухгалтера меньше.
Что же делает бухгалтер?
Ответственность бухгалтера
Бухгалтер работает с деньгами компании, поэтому его ответственность выше, чем у простых сотрудников.
Дисциплинарная ответственность. Бухгалтер — такой же работник, как и все остальные. За прогулы, неявку на работу или невыполнение своих обязанностей, бухгалтеру Пете могут объявить выговор наравне с охранником Васей. Наказание в этом случае — замечание, выговор или увольнение. Применить дисциплинарные взыскания можно, если игнорируются обязанности, прописанные в трудовом договоре.
Материальная ответственность. Размер материальной ответственности бухгалтера надо прописывать в трудовом договоре. В большинстве случаев бухгалтер отвечает за ущерб, который он своей работой нанес предприятию, — в размере своей зарплаты. Но иногда трудовой договор предполагает полную материальную ответственность, например, как у бухгалтера-кассира и часто у главбуха, то размер взыскания зарплатой не ограничится. Тогда придется возместить ущерб в полном объеме, даже если он больше зарплаты.
Административная ответственность. Бухгалтера могут привлечь к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6, 15.11, 15.25, 15.33 КоАП РФ. Штраф зависит от нарушения. Например, за грубое нарушение правил ведения бухучета есть штраф от 5 000 рублей. При повторном нарушении возможна дисквалификация сроком до 2-х лет.
Уголовная ответственность. Уголовка предусмотрена за уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Сейчас отчетность в налоговую подписывает только директор компании, поэтому бухгалтеры полагают, что привлечь их к ответственности невозможно. Но, к сожалению, судебная практика говорит об обратном. Формирование отчетности — это основная функция бухгалтера, и за фальсификацию данных его могут привлечь как соучастника. Логика налоговой проста: распоряжение о занижении сумм налогов дает руководитель, а бухгалтер искажает первичку и формирует отчет.
Зарплата бухгалтера соразмерна его задачам и ответственности. Она зависит и от образования, квалификации и опыта бухгалтера. Если вам нужен бухгалтер — мы подберем вам удаленного специалиста под ваш бюджет и специфику, будем контролировать его работу, чтобы вы были довольны обслуживанием.
Записки неадекватного главбуха: о том, почему бухгалтерам мало платят
Порой засиживаемся на работе до позднего вечера, и так себя жалко – слезы наворачиваются. В такие дни сомнений и тягостных раздумий начинаешь шерстить сайты по поиску работы в надежде найти волшебное место, где будет хорошая зарплата и полное соответствие должностной инструкции и профстандарту. А на этих сайтах меж тем – масса всего интересного.
Увы, давно прошли те времена, когда бухгалтерам платили большие деньги, а профессия считалась безопасной и вообще не особенно сложной.
Сейчас стоимость наших услуг, на мой взгляд, серьезно недооценена. То ли потому что кризис, который пришел к нам в 2008 году, да так и остался, то ли потому что бухгалтером себя числит каждый, закончивший трехмесячные курсы системы «слева – дебет, справа – кредит», поэтому предложение существенно превышает спрос, то ли аутсорсинговые фирмы демпингуют.
БУХ.1С публикует записки Лены Михалевой – московского главбуха, замученного жизнью и фискальными органами.
Я работаю главным бухгалтером давно – кажется, столько вообще не живут. Веду 8 компаний на разных режимах и с разными – очень разными – руководителями.
Поскольку в прошлой жизни я занималась естественными науками, особенности поведения и мировосприятия разных людей вызывают мой живой интерес.
Среди моих директоров нет двух одинаковых.
Один сбагрил в мои крепкие мужественные руки всю бухгалтерию и расслабился – лишь бы я не мешала ему работать. Второй, наоборот, пытается вникнуть в то, что я делаю, спорит с Налоговым кодексом в лице меня, и готов оторвать мне голову за каждую копейку, уплаченную в бюджет.
При этом, общаясь с коллегами по цеху, я понимаю, что мои подопечные в сравнении с их руководством – это вообще зефир в шоколаде.
Стыдно становится за то, что я еще смею роптать. Но молчать тяжело.
Мои записки – они о наших радостях и проблемах, знакомых каждому, кто отличает дебет от кредита.
Однажды в интернете я наткнулась на предложение: полный набор – бухгалтерский, налоговый и кадровый учет за 1 000 (ОДНУ ТЫСЯЧУ) рублей в месяц. Интереса ради позвонила – действительно 1000 рублей в месяц. Ну потому что отчетность сформировать в 1С – это ж только кнопку нажать, больше эта работа не стоит, правда ведь?
Такое, конечно, редкость. Чаще всего объявления содержат подробное описание обязанностей главного бухгалтера и кадровика в одном флаконе. При этом в свободное время вменяется в обязанность «выполнение поручений руководителя». Какого рода поручений – не уточняется, что наводит на странные размышления как о наличии свободного времени, так и о содержании этих самых поручений. Также следует заниматься закупкой канцелярских товаров, воды, чая, кофе в офис. И за все это счастье предлагается баснословная сумма в 35 000 рублей в месяц. И да – это Москва. То есть бухгалтер с функциями кадровика, личного помощника, менеджера офиса и бог знает кого еще.
На бухгалтерских форумах у посетителей, когда приводят примеры таких вакансий, возникает закономерный вопрос: «А полы еще мыть не надо?».
Вполне возможно, что эта обязанность вытекает из поручений руководителя. И добро бы при этом хотели девочку после бухгалтерских курсов – нет. Требуется опыт работы единственным бухгалтером от 10 лет, возраст кандидата – не старше 35 лет, опыт прохождения выездных налоговых проверок и аттестат профессионального бухгалтера.
И задумываешься. С одной стороны, еще Кейнс справедливо утверждал, что спрос рождает предложение, и, вполне возможно, у авторов этого объявления от кандидатов нет отбоя. А с другой, если вдуматься, оно дает понять, насколько работодатель не ценит труд бухгалтера и мыслит в парадигме устоявшегося стереотипа «бухгалтеры на работе сидят и чаи гоняют».
Порой контекстный поиск выдает дивное предложение – секретарь (кофе-леди) за 90 тысяч рублей в месяц. Среди стандартного набора секретарских обязанностей вроде «регистрации входящей и исходящей корреспонденции» вижу прекрасное: «формирование и сдача бухгалтерской и налоговой отчетности».
Любая кухарка может управлять государством? Нет, понятно, что в результате руководитель выхватит проблем с фискальными органами и заплатит в разы больше за восстановление учета и сдачу уточненных деклараций, но тенденция прослеживается очень печальная. Секретарь оплачивается лучше, чем профессиональный бухгалтер. Обесценивается наша профессия. Печально.
Как бухгалтер может повысить свой доход: 5 способов
По данным HeadHunter, 71 % бухгалтеров мечтают зарабатывать больше. Совместно с Анной Осиповой, руководителем пресс-службы HeadHunter Урал, мы выяснили, в каких регионах, отраслях и за какие навыки бухгалтерам платят больше. А ещё узнали, как действуют бухгалтеры, которые хотят повысить свой доход в той же компании.
Способ 1. Попросить директора повысить зарплату
Самый очевидный способ — пойти к начальнику и попросить о прибавке. Это проще, чем уволиться и переехать в другой город, но тоже тяжело морально. Никто не любит получать отказы.
hh.ru спросил бухгалтеров о том, пробовали ли они общаться с руководством на тему повышения зарплаты. Среди всех опрошенных прибавку просили 60 %, и успеха добился каждый второй — 53 %. Вот как бухгалтеры обосновывали свою просьбу:
Сложно сказать, какой аргумент дал лучший результат. Но мы точно знаем, на какой из них вы легко можете повлиять: это новые знания и опыт.
Способ 2. Освоить новый участок или навык
Бухгалтер — одна из профессий, которые не терпят застоя. Чтобы быть востребованным специалистом, нужно постоянно следить за новшествами в законе, развиваться и учиться новому. На большую зарплату могут претендовать бухгалтеры, которые умеют:
По данным базы вакансий hh.ru, за последние шесть месяцев зарплаты бухгалтеров в среднем по России варьируются в зависимости от специализации следующим образом:
Специализация | Средняя зарплата по специализации, руб. |
---|---|
Руководство бухгалтерией | 63 702 |
Бюджетирование и планирование | 62 242 |
Планово-экономическое управление | 59 051 |
Учёт заработной платы | 41 745 |
Учёт счетов и платежей | 41 220 |
ТМЦ | 39 954 |
Первичная документация | 37 783 |
Бухгалтер-калькулятор | 37 706 |
До 1 млн рублей
зарплата главбуха в российском нефтегазовом холдинге
От 500 тыс. рублей
до вычета налогов предлагают главбуху девелоперской компании
400–600 тыс. рублей
на такую зарплату ищут главбуха — стратега ERP
Способ 3. Сменить место работы — размер компании и отрасль
Зарплата зависит и от отрасли. HH.ru сообщил, что больше всего зарабатывают бухгалтеры компаний добывающей отрасли, тяжёлого машиностроения и строительства.
Вот средние предлагаемые зарплаты бухгалтеров по данным hh.ru в зависимости от отрасли компании-работодателя (по данным за август 2019 — январь 2020 года):
Отрасль | Зарплата, руб. |
---|---|
Добывающая отрасль | 58 904 |
Тяжёлое машиностроение | 54 537 |
Строительство и недвижимость | 53 933 |
Услуги для бизнеса | 51 466 |
Энергетика | 49 674 |
IT | 47 695 |
Медицина и фармацевтика | 47 625 |
Искусство, культура | 47 455 |
Лесная промышленность | 45 199 |
ЖКХ | 45 109 |
Металлургия | 44 168 |
Образование | 43 781 |
Финансовый сектор | 43 267 |
Химическое производство | 43 252 |
Сельское хозяйство | 41 571 |
СМИ, маркетинг, реклама | 41 421 |
Перевозки, склад, ВЭД | 41 193 |
Услуги для населения | 40 774 |
Автомобильный бизнес | 39 309 |
Продукты питания | 38 782 |
Гостиницы и общепит | 38 376 |
Розничная торговля | 34 595 |
Сменить отрасль непросто, но можно. Придётся привыкать ко всем новинкам: другие операции и счета, отчёты, правила и нюансы. Но сам бухучёт не так отличается.
Гораздо сложнее перестроиться с привычного объёма работы и перейти в крупный бизнес. Невозможно сравнить обязанности главного бухгалтера розничного магазина игрушек и завода по производству патронов. У главбуха маленькой компании нет сотрудников, которыми нужно руководить, и сложных вопросов, которые нужно решать. Чаще всего он выполняет рядовые обязанности: позвонить в налоговую, обработать первичку, сформировать журнал-ордер и раз в месяц свести баланс.
Если вы понимаете, что достигли в своей компании потолка и заскучали, то пора менять работу. После того как вы оптимизируете все процессы и заскучаете на новом месте — двигайтесь дальше. Конечно, бывает и такое, что бизнес открывает новые направления, набирает больше сотрудников и наращивает обороты. Тогда бухгалтер может смело расти вместе с ним.
Способ 4. Переехать в другой город
Зарплата зависит не только от квалификации и отрасли, но и от города. hh.ru собрал в таблице средние зарплаты, которые предлагают в профессиональной сфере «Бухгалтерия» в зависимости от региона (по данным за август — январь 2019–2020 годов).
Руководитель бухгалтерии в Уфе будет получать в среднем 44 773 рубля, а в Москве сможет увеличить свой доход в два раза — до 91 137 рублей. Но нужно помнить, что жизнь в столице дороже, чем в регионах. Огромную часть прироста зарплаты «съест» аренда квартиры. Есть и более лёгкие способы повысить заработок.
Способ 5. Уйти на фриланс
Средняя предлагаемая зарплата зависит и от формы занятости:
Казалось бы, зачем нужна удалёнка, если в офисе платят больше? Всё не так однозначно: многие российские предприниматели работают на специальных режимах и не нуждаются в постоянном присутствии бухгалтера, но им всё равно приходится вести хотя бы минимальный учёт и периодически сдавать отчётность. Для этого они обращаются в аутсорсинговые компании или ищут удалённых специалистов. Если вам не приходится сидеть в офисе, то можно найти несколько работодателей и получать в 2–3 раза больше, чем в штате.
Ведите всех своих клиентов под одной учёткой в Экстерне и получайте процент за каждую новую компанию, которая подключается к нашему сервису.
Кроме того, на фрилансе можно брать клиентов из более «дорогих» регионов. Документами можно обмениваться онлайн, а общаться в чате. Есть и специальные сервисы для совместной работы директора и бухгалтера, как раз рассчитанные на удалённое сотрудничество. Например, у вас может быть одна-две фирмы в вашем родном городе и один-два клиента из Петербурга или Хабаровска. Чтобы оставаться конкурентоспособными, вы можете брать за обслуживание чуть меньше, чем «местные», но больше, чем вы заработали бы на «своих».
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
«Мне нравится искать ошибки»: сколько зарабатывает старший бухгалтер
В Кирове
Героиня этого выпуска с детства мечтала работать с цифрами и документами, выучилась на бухгалтера, но поначалу денег на самостоятельную жизнь вдали от родного дома мучительно не хватало. Она рассказала, как ей удалось переехать в город покрупнее и как пришлось самой осваивать новую программу для бухучета, а потом обучать других.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Еще в школе мне нравилось считать и работать с бумагами: заполнять разные бланки, анкеты. В детстве я не пропускала ни одну форму в газете, которую можно было заполнить. Школьные тесты по профориентации тоже показали, что мне лучше работать одной, что-то считать.
Еще я не хотела, чтобы в роду у кого-то была такая же профессия: все мои родственники работают в разных областях. Поэтому после школы я поступила в университет на специальность «бухгалтерский учет, анализ и аудит».
В Кирове меня ждала приятная новость. Так совпало, что две мои подруги поступили на эту же специальность в этот же вуз. Поселили нас тоже вместе, поэтому адаптация проходила легко. По дому не скучала, приезжала в гости к родителям на выходные.
В комнате нас проживало четыре человека. Душ и кухня были строго по расписанию. Часто воды не было в принципе никакой. Если хотелось сходить в клуб, то не спать надо было до утра, потому что двери общежития открывали в 05:00. Но несмотря ни на какие трудности, это было самое счастливое время. В институте у меня появилось много новых друзей, а о том периоде осталась куча приятных воспоминаний. Общага меня научила большему, чем вуз.
На последних курсах я начала подрабатывать. Раздавала листовки, платили 500 Р за смену. Потом работала в частной фирме менеджером по спецодежде, получала 2000 Р в месяц. Еще в банке предлагала и помогала посетителям оплатить услуги через терминал, а не через кассу, зарплата была 10 000 Р в месяц. На заработанные деньги я могла купить себе одежду, которая мне нравилась, а не только устраивала по цене, сходить в кафе.
После получения диплома пришлось вернуться домой к родителям. Не осталась в Кирове сразу, потому что не нашла человека, с которым на двоих можно было бы снимать жилье. Аренда квартиры стоила 7000 Р в месяц, таких денег у меня не было.
Суть профессии
Я готовила документы по нулевой ставке НДС для налоговой, отслеживала движение средств на расчетных счетах, проверяла наличие необходимых документов по переводам. Занималась авансовыми отчетами: выдавала расходный кассовый ордер, с которым сотрудник шел в кассу получить деньги. И потом он мне отчитывался, на что эти деньги потратил: на командировку, учебу, праздник, материалы для производства, медосмотр, проезд в общественном транспорте. С проездом работники любили хитрить. В качестве оправдательных документов они прикладывали билеты, в которых номера шли подряд, — как будто они по этим билетам ездили в разные дни, а на самом деле брали их у соседей по автобусу. Мне надо было найти такие билеты и убрать лишние.
Еще я проверяла документы по кассе. Занималась сверкой взаиморасчетов с поставщиками. Отвечала за проверку входящих счетов-фактур. От того, правильно ли они оформлены, зависело возмещение НДС. Если каких-то документов не хватало, не было оригиналов или в них содержались ошибки, я связывалась с отделом снабжения и с поставщиками, просила прислать нужные бумаги или что-то исправить.
Когда я звонила, то от страха сначала даже заикалась.
Обычно отдел снабжения не любил выполнять такие задачи: «Вам надо — сами и разбирайтесь». Приходилось доканывать их каждый день или звонить самой поставщику, но тогда это расценивалось мной как поражение: не смогла воздействовать на других сотрудников, чтобы они выполнили свою работу качественно. А так как в первое время я плохо ориентировалась и не была уверена, что правда на моей стороне, приходилось постоянно спрашивать совета старших коллег. В целом они терпимо и понимающе относились к моим вопросам, но за спиной, скорее всего, обсуждали меня всячески.
Начинать работать бухгалтером мне было очень тяжело. Все, что мы изучали во время учебы, по большому счету не пригодилось. В вузе мы решали задачи, писали проводки, заполняли бланки на бумаге. В реальной работе это все оказалось не нужно. Проводки делает программа, а от меня требуется знать нужную операцию и правильно заполнить поля. С этим у меня были проблемы.
Практические занятия проводились не в той программе, в которой в итоге пришлось работать. На своей первой работе я задавала много глупых вопросов: спрашивала банальные вещи, постоянно уточняла какие-то мелочи. Мне было неловко и казалось, что я это и так должна знать. Но сейчас, когда я сама обучила уже двух людей, понимаю, что мои вопросы были адекватными: лучше переспросить, чем сделать ошибку, которую придется потом исправлять. И сама всегда с радостью помогаю и делюсь информацией.
Через год мне добавили функциональность кассира и накинули 5000 Р к зарплате. Я была счастлива. В кассе я работала два часа вечером. Принимала деньги от людей за мелкие услуги, которые оказывал завод, выдавала зарплату. Работать надо было именно с кассовым аппаратом.
Еще в течение дня я выдавала деньги сотрудникам под отчет. Деньги были у меня в сейфе на моем рабочем месте, а касса находилась фактически за пределами предприятия. И иногда приходилось бегать с одного рабочего места на другое, если была острая необходимость.
Кассу освоила быстро, так как до этого проверяла связанные с кассой документы, а когда кассир был в отпуске, замещала ее. Мне нравилось работать кассиром, но я все время помнила, что на мне полная материальная ответственность за все деньги. Эта мысль держала в тонусе. И всегда надо было следить, что есть мелочь для кассы. Мелочь из моего кошелька и кошельков моих родителей переходила в кассу, а нам взамен шли купюры.
Но мое счастье продлилось недолго. Через несколько месяцев после того, как мне добавили обязанности кассира, мы стали часто работать четыре дня в неделю и доход снова упал.
Хотя на работу ходили и в пятницу, но уже «за идею».
На работе не было никакого роста, новых задач не появлялось, плюс удручала принудительная четырехдневка. Через некоторое время я переехала в Киров, где тоже устроилась бухгалтером.
Все четыре с половиной года после вуза я страстно желала уехать из родного города. Когда удалось накопить денег, а жить там стало совсем тошно, я уволилась. Еще у меня был парень в Кирове, поэтому я рвалась туда.
Искала работу полгода, активно — три последних месяца на «Хедхантере». Сложность была в том, что я не хотела, чтобы на старом месте работы узнали о моем поиске, поэтому на вакансии откликалась только я, в открытом доступе работодатели мое резюме не видели. Ради каждого собеседования надо было ехать в Киров — два с половиной часа в один конец. На дорогу уходило очень много времени. Сначала долго не могла найти место, которое меня бы устраивало, а в конце поиска была уже нарасхват, несколько приличных компаний готовы были меня взять.
Место работы
Последние два с половиной года я работаю в крупной аутсорсинговой компании. В отличие от предыдущего места работы здесь полностью электронный документооборот, общение тоже происходит в основном по электронной почте и в рабочем мессенджере.
Коллектив молодой, коллеги моего возраста — это классно, разговоров о грядках минимум. Современный офис, опенспейс. На рабочем месте у меня стол с двумя мониторами и небольшая тумбочка для личных вещей.
Утром я хожу на работу пешком, дорога занимает 50 минут. Обратно, если не лето, 30 минут еду на автобусе. Добираться удобно.
Но к сотрудникам отношение потребительское. Главное — результат. Могут позвонить в любое время — в выходной или поздно вечером, — потому что нужно срочно что-то сделать. На высокие руководящие должности местным не пробиться, каким бы замечательным сотрудником ни был, все топ-менеджеры — из Москвы.
Всего в нашей компании работает примерно 300 человек. Это бухгалтеры, казначейство, экономисты, снабжение, программисты. Конкретно на моем участке 20—25 сотрудников.
С февраля 2021 года я работаю в должности старшего бухгалтера. Но до этого уже полгода фактически выполняла эти обязанности, потому что уволились два человека, которые находились на этом участке давно. Они ушли, поскольку не захотели работать в новой программе: в прошлом году из 1С мы перешли в САП. Вместо них наняли новичков без опыта, и нам с ними пришлось осваивать программу вместе.
Привыкнуть было нелегко, все названия операций и процессов в САПе другие. Мы прошли обучение, но от него не было никакого толка. Консультанты, к которым мы обращались за помощью, сами учились на нас. В итоге мне пришлось разбираться самой и обучать других.
Программу мы не освоили до сих пор. Каждую неделю что-то для себя открываем.
У меня сейчас один человек в подчинении. Было двое, но второй уволился.
Поскольку сейчас у всех каша в голове и учет в новой программе только настраивается, то, если мы что-то сделали неправильно, нас не сильно ругают. И проверять нас некому, другие понимают еще меньше нас. А когда работали в старой программе, с нами не церемонились. Если допустил серьезную ошибку, депремировали.
Самое трудное — это закрытие месяца, когда за несколько дней нужно сделать огромный объем работы. Возможно, так происходит, потому что ответственные сотрудники непосредственно в компаниях не стремятся выполнять свою работу равномерно. Поступающие к нам задачи мы обрабатываем самое долгое три дня, но в конце каждого месяца стабильно начинаются адские переработки. Закрытие длится с 30-го или 31-го по 3-е число. В закрытие мы работаем по 14 часов в день, из которых пять — переработка. Переработки не оплачиваются, и в эти дни очень сложно взять отгул.
Из этого вытекает и другой недостаток — текучка кадров. Многие увольняются, не проработав и года. Думаю, что в основном это именно из-за переработок, а не потому, что работа им надоела.
Я не считаю мою работу монотонной. Мне нравится узнавать, как в программе правильно провести какую-то операцию. Каждый день происходит что-то интересное, возникают новые задачи, которые надо оперативно решить. Я привыкла к цифрам, они не утомляют меня. Чтобы лишний раз не напрягать глаза, максимально использую возможности «Экселя»: выгружаю в него данные из бухгалтерской программы, применяю различные комбинации клавиш — и он считает вместо меня.