за что посадили туполева приговор

«Враг народа»: за что авиаконструктора Туполева посадили в ГУЛАГ

за что посадили туполева приговор. Смотреть фото за что посадили туполева приговор. Смотреть картинку за что посадили туполева приговор. Картинка про за что посадили туполева приговор. Фото за что посадили туполева приговор

В мае 1940 года известный конструктор Андрей Николаевич Туполев был приговорен к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Ситуацию усугубил тот факт, что Туполев согласился с предъявленными ему обвинениями. Однако многие историки уверены в том, что Андрей Николаевича попросту вынудили дать признательные показания.

Арест и приговор

Как утверждает Алексей Топтыгин, автор книги «Неизвестный Берия», Андрей Туполев был взят под стражу 21 октября 1937 года прямо на своем рабочем месте в Главном Управлении авиационной промышленности. После этого Туполев провел в стенах Лефортовской и Бутырской тюрем около года. Когда же в конце концов авиаконструктор признался в предъявленных ему обвинениях, в том числе в националистических деяниях и шпионаже в пользу Франции, его оставили в покое и даже предложили работу. Осенью 1938 года Туполев был переведен в поселок Болшево под Москвой, где к тому моменту уже собралась внушительная компания ученых-арестантов.

Несмотря на то, что Андрей Николаевич продолжал работать, самолеты АНТ, созданные под его руководством, были переименованы в ЦАГИ. Пока Туполев трудился, ему заочно вынесли приговор – 15 лет исправительно-трудовых лагерей и 5 лет поражения в правах по 4-м пунктам 58-й статьи.

Рассказ сокамерника и угрозы следователей

Зачем же Туполев, если он и самом дел был ни в чем не виноват, поставил на себе такое клеймо? Многие историки уверены в том, что конструктор попросту был вынужден дать признательные показания. Следует отметить, что, по данным автора книги «Тюрьмы и ссылки» Р. В. Иванова-Разумника, волею судьбы в Лефортово Туполев оказался в одной камере с организатором оборонной промышленности Ромуальдом Муклевичем. Муклевич, не выдержав «допросов», сознался во всем и убеждал Туполева сделать того же самое. Военный деятель в красках описал сокамернику все, что с ним могут сделать в случае упорства.

Однако последней каплей для Туполева стала, по всей видимости, угроза несколько иного плана. Если верить Евгению Толстых, автору издания «Лаврентий Берия. Оболганный Герой Советского Союза», Андрею Николаевичу пригрозили: если он откажется от обвинений в свой адрес, его супруга тоже будет арестована, а дети окажутся в интернате. Туполеву, который не сомневался в том, что угрозы будут выполнены следователями в полном объеме, ничего не оставалось, как согласиться с условиями этого «договора».

Арест жены и ее отказ от дачи показаний

Тем не менее жена авиаконструктора Юлия Николаевна Туполева (в девичестве Желтикова), как утверждает Анатолий Сульянов, автор издания «Берия. Арестовать в Кремле», оказалась за решеткой всего через неделю после ареста мужа. По-видимому, Туполев об этом не знал, по крайней мере, поначалу. Когда же Андрею Николаевичу стало известно об аресте Юлии Николаевны, он потребовал ее немедленного освобождения. Берия заверил ученого, что его супруга уже давно находится на свободе, да и с их детьми все в порядке.

На самом же деле Берия солгал. Юлию Николаевну выпустили только в ноябре 1939 года. Примечательно, что Юлия Туполева, как пишет Ярослав Голованов в своей книге «Королев: факты и мифы», отказалась говорить что-либо против супруга, чем в существенной мере облегчила его участь. Потому как тот же Муклевич, например, в 1938 году был приговорен к смертной казни и расстрелян на следующий день после вынесения обвинительного вердикта.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Факты против лжи. За что был осужден Туполев.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован. В обвинительном заключении значилось: возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Следствие по делу Туполева закончено в апреле 1938.

Следственный документ из книги Анатолия Сульянова «Берия. Арестовать в Кремле»:
«Хранить вечно. № 855−38
Дело Туполева А. Н. Начато 7 января 1938 г. 1939 года января 4 дня старший следователь следственной части НКВД лейтенант государственной безопасности Есипенко, рассмотрев следственное дело № 14415 по обвинению Туполева А. Н. по ст. 58 п. 6, 7, 9, 11 УК РСФСР, нашел:
…В данное время от арестованных Некрасова и Вальтера получены показания, изобличающие Туполева, как одного из руководителей террористической деятельностью в контрреволюционной кадетско-фашистской организации, существовавшей в Москве и именовавшей себя русско-фашистской партией. Туполев арестован 21.10.37 г. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Сын помещика. Начальник конструкторского бюро НАГИ, заместитель директора ЦАГИ, проживает: Каляевская улица, дом 29, кв. 33.
Туполев группировал в ЦАГИ антисоветски настроенных людей, создал антисоветскую организацию и занялся вредительской работой в области авиационной промышленности:
— признавал проведение вредительства по строительству самолета „ДБА“, задержки постройки стратосферных самолетов по ДБ-2, РД, ВИТ, ДБ-3, И-21, ПБ, СБ, ДМП;
— признавал, что сорвал полет Громова на установление дальности, сорвал в 1935 году намеченный правительством перелет Леваневского через Северный полюс в Америку и в 1937 году рядом вредительских актов привел к гибели экипаж самолета Леваневского при полете в Америку через Северный полюс. В 1924 году завербован Моргулисом для шпионской деятельности в пользу Франции. Будучи в Париже в 1935 году, лично передал шпионские сведения о самолетах-истребителях и легких бомбардировщиках министру авиации Франции Денену.
На допросе 23.11.38 г. Туполев отказался от показаний в части шпионажа.
В совершенных преступлениях Туполев изобличен соучастниками:
1. Фрадкин А. Е. — на очной ставке с Туполевым 3.12.37 г. показал, что он был связан с ним по шпионской работе в пользу Франции с 1930 года и получил от Туполева в 1930 и 1934 годах шпионские материалы о самолетах.
2. Недашкевич А. В. ранее судим за вредительство, показал 17.10.37 г., что с июля 1934 года входил в антисоветскую организацию в ЦАГИ, возглавляемую Туполевым, по его указанию задерживал разработку новых образцов вооружения.
3. Озеров 25.11.37 г. показал, что входил с 1923 года в антисоветскую группу Туполева. По указанию Туполева группа переросла в антисоветскую вредительскую организацию с задачей ослаблять оборонную мощь Советского Союза.
9. Стечкин Б. С. показал на допросе 9.1.38 г., что он в 1936 году, будучи уволенным с завода № 38 как бывший вредитель, был приглашен Туполевым на работу в 1-й главк наркомата оборонной промышленности, но в главк пойти отказался и просил устроить его в ЦАГИ. По антисоветской деятельности связан с Туполевым с 1918 года.
Дали показания: Мясищев В. М., Минкер К. В., Осипов А. А., Черемухин А. М., Инюшин К. А., Погосский Е. И. Всего 22 человека».

Вскоре его без суда привезли в Болшево, в тюрьму, которая была своего рода сборно-распределительным пунктом для арестованных специалистов перед тем, как направить их по тюремным НИИ и КБ — «шарагам». Вспоминает сам Андрей Николаевич: «Кого там только не было: корабелы, танкисты, артиллеристы, химики. Через пару дней меня вызвали к начальству и получил я первое задание — составить список известных мне арестованных специалистов. Откровенно говоря, я был крайне озадачен. Всех арестованных до меня я знал, а после? Не выйдет ли так, что по моему списку посадят еще бог знает сколько народу? Поразмыслив, я решил переписать всех, кого я знаю, а знал-то я всех. Не может же быть, чтобы пересажали всю авиапромышленность? Такая позиция показалась мне разумной, и я написал список человек на 200. И что же ты думаешь, оказалось, что за редким исключением все они уже за решеткой!»

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА А.Л.ДЕДОВА, П.В.БАРАНОВА И И.А.СЕРОВА Н.С.ХРУЩЕВУ О РЕАБИЛИТАЦИИ А. Н.ТУПОЛЕВА, В. М. МЯСИЩЕВА, В. М. ПЕТЛЯКОВА И ДРУГИХ

На первом листе записки имеется копия следующей резолюции Н. С. Хрущева от 28 февраля 1955 г.: «Членам Президиума ЦК КПСС. Согласен». — Сост. 23 февраля 1955 г. Секретарю ЦК КПСС товарищу Н. С. Хрущеву В соответствии с Вашим поручением нами рассмотрены следственные дела на Туполева А. Н. и других крупных специалистов авиационной промышленности, находившихся в заключении. В ходе ознакомления со следственными делами вызывались для беседы авиаспециалисты, находившиеся под арестом, а также были допрошены: бывший прокурор СССР Панкратьев, бывшие члены Военной Коллегии Верховного Суда СССР Матулевич и Орлов, принимавшие участие в заочном рассмотрении дел на работников авиационной промышленности. Кроме того, проведена проверка обвинений, предъявленных авиаспециалистам во время следствия, и отобраны объяснения от бывших следственных работников НКВД, занимавшихся в тот период расследованием дела на Туполева и других. В результате установлено: Туполев и другие видные работники авиационной промышленности были арестованы НКВД СССР в 1937–1938 гг. Конкретных материалов для обвинения в распоряжении НКВД не имелось, и все следствие строилось лишь на показаниях арестованных, оговоривших друг друга. От Туполева, например, были получены показания, что он из числа сотрудников ЦАГИ создал антисоветскую группу, участники которой в первые годы существования советской власти якобы занимались саботажем, а впоследствии объединились во вражескую организацию и вредительски сконструировали почти все самолеты. Вскоре после ареста Туполева были также арестованы все ведущие работники ЦАГИ — Мясищев, Петляков, Некрасов и другие. Все эти лица на допросах показали, что они будто бы занимались организованной антисоветской деятельностью. В последующем большинство специалистов авиационной промышленности отказались от ранее данных показаний, как от вымышленных, и заявили, что они оговорили себя в результате применения запрещенных методов следствия. В 1938 году все эти лица, не будучи осужденными, были направлены на работу в Особое техническое бюро при НКВД СССР и дела на них без рассмотрения судом были сданы в архив.

С приходом в НКВД Берия, он для того, чтобы создать видимость использования заключенных специалистов для пользы дела, добился обманным путем перед инстанцией осуждения 307 авиаспециалистов заочно на разные сроки, указав, что «рассмотрение этих дел в обычном порядке нецелесообразно, т. к. это оторвет специалистов от их работы и сорвет план работы Особого технического бюро». Приведя эти явно надуманные и совершенно несостоятельные доводы, Берия вместе с тем лживо утверждал, что вина арестованных специалистов в совершении государственных преступлений якобы доказана, и отмечал, что вызов обвиняемых в судебное заседание ничего не даст, так как они длительное время находились во взаимном общении и договорились о характере показаний, которые следует давать в будущем. Далее в письме Берия просил разрешения на создание специальной комиссии в составе его, Прокурора СССР и председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР, которая заочно определит меру наказания каждому из арестованных специалистов в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет. В архиве КГБ имеются также протоколы заседаний указанной комиссии, которыми назначена мера наказания всем арестованным специалистам. В мае 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда заочно рассмотрела дела на арестованных специалистов и всем им определила меры наказания в соответствии с решением этой комиссии. Таким образом были осуждены все арестованные специалисты, а впоследствии в 1940-44 гг., по ходатайству НКВД, Президиумом Верховного Совета СССР многие из них были освобождены со снятием судимости.

В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Петлякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937–1938 гг. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздействия. Проверкой по Министерству авиационной промышленности установлено, что многие сконструированные Туполевым и другими работниками ЦАГИ самолеты, о которых следствие добилось показаний, как о сделанных вредительски, изготовлялись в серийном производстве и в свое время считались первоклассными (ТБ-3, СБ и др.). При этом бомбардировщик СБ получил очень высокую оценку во время боевых действий в Испании. В связи с изложенным считаем целесообразным поручить Генеральному Прокурору СССР внести в Верховный Суд СССР протесты по делам на Туполева и других специалистов авиационной промышленности об их полной реабилитации. В отношении работников быв. НКВД, допустивших нарушение социалистической законности по этим делам, провести расследование.

А. Дедов П. Баранов И. Серов АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 56–58. Копия. Машинопись.

за что посадили туполева приговор. Смотреть фото за что посадили туполева приговор. Смотреть картинку за что посадили туполева приговор. Картинка про за что посадили туполева приговор. Фото за что посадили туполева приговор

Что ж, из архивных документов хорошо ясно, что А.Н.Туполев, как и сотни тысяч других репрессированных в 1937-38гг. советских граждан, стал невинной жертвой созданной Сталиным системы тотального террора. Можно лишь добавить, что в заключении он повел себя как исключительно мужественный человек. Зная о том, что «органы» часто арестовывают и жен так называемых «врагов народа», он поставил условие своим тюремщикам: или они не трогают его семью, или он и пальцем не пошевелит для работы в авиационной «шарашке». И его условие было выполнено: жена (действительно уже арестованная) была отпущена на свободу.

Источник

Страницы истории

Здесь уместно напомнить, что примерно 90% советских авиаконструкторов оказались репрессированы в 30-х годах; некоторые, например, Константин Калинин (его самолеты были основой парка гражданской авиации СССР), были расстреляны. Григоровича и Поликарпова, кстати, засадили «шарашку» еще в конце 20-х. Что ж, обратимся к фактам и документам.

21 октября 1937 года А. Н. Туполев был арестован. В обвинительном заключении значилось: возглавлял антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности, проводил вредительскую и диверсионную работу в области самолетостроения и занимался шпионажем в пользу Франции. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. Следствие по делу Туполева закончено в апреле 1938.

Следственный документ из книги Анатолия Сульянова «Берия. Арестовать в Кремле»:
«Хранить вечно. № 855−38
Дело Туполева А. Н. Начато 7 января 1938 г. 1939 года января 4 дня старший следователь следственной части НКВД лейтенант государственной безопасности Есипенко, рассмотрев следственное дело № 14415 по обвинению Туполева А. Н. по ст. 58 п. 6, 7, 9, 11 УК РСФСР, нашел:
…В данное время от арестованных Некрасова и Вальтера получены показания, изобличающие Туполева, как одного из руководителей террористической деятельностью в контрреволюционной кадетско-фашистской организации, существовавшей в Москве и именовавшей себя русско-фашистской партией. Туполев арестован 21.10.37 г. Награжден 3 орденами Ленина, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. Сын помещика. Начальник конструкторского бюро НАГИ, заместитель директора ЦАГИ, проживает: Каляевская улица, дом 29, кв. 33.

Туполев группировал в ЦАГИ антисоветски настроенных людей, создал антисоветскую организацию и занялся вредительской работой в области авиационной промышленности:
— признавал проведение вредительства по строительству самолета „ДБА“, задержки постройки стратосферных самолетов по ДБ-2, РД, ВИТ, ДБ-3, И-21, ПБ, СБ, ДМП;
— признавал, что сорвал полет Громова на установление дальности, сорвал в 1935 году намеченный правительством перелет Леваневского через Северный полюс в Америку и в 1937 году рядом вредительских актов привел к гибели экипаж самолета Леваневского при полете в Америку через Северный полюс. В 1924 году завербован Моргулисом для шпионской деятельности в пользу Франции. Будучи в Париже в 1935 году, лично передал шпионские сведения о самолетах-истребителях и легких бомбардировщиках министру авиации Франции Денену.
На допросе 23.11.38 г. Туполев отказался от показаний в части шпионажа.
В совершенных преступлениях Туполев изобличен соучастниками:
1. Фрадкин А. Е. — на очной ставке с Туполевым 3.12.37 г. показал, что он был связан с ним по шпионской работе в пользу Франции с 1930 года и получил от Туполева в 1930 и 1934 годах шпионские материалы о самолетах.
2. Недашкевич А. В. ранее судим за вредительство, показал 17.10.37 г., что с июля 1934 года входил в антисоветскую организацию в ЦАГИ, возглавляемую Туполевым, по его указанию задерживал разработку новых образцов вооружения.
3. Озеров 25.11.37 г. показал, что входил с 1923 года в антисоветскую группу Туполева. По указанию Туполева группа переросла в антисоветскую вредительскую организацию с задачей ослаблять оборонную мощь Советского Союза.
9. Стечкин Б. С. показал на допросе 9.1.38 г., что он в 1936 году, будучи уволенным с завода № 38 как бывший вредитель, был приглашен Туполевым на работу в 1-й главк наркомата оборонной промышленности, но в главк пойти отказался и просил устроить его в ЦАГИ. По антисоветской деятельности связан с Туполевым с 1918 года.
Дали показания: Мясищев В. М., Минкер К. В., Осипов А. А., Черемухин А. М., Инюшин К. А., Погосский Е. И. Всего 22 человека».

Вскоре Туполева без суда привезли в Болшево, в тюрьму, которая была своего рода сборно-распределительным пунктом для арестованных специалистов перед тем, как направить их по тюремным НИИ и КБ — «шарагам». Вспоминает сам Андрей Николаевич: «Кого там только не было: корабелы, танкисты, артиллеристы, химики… Через пару дней меня вызвали к начальству и получил я первое задание — составить список известных мне арестованных специалистов. Откровенно говоря, я был крайне озадачен. Всех арестованных до меня я знал, а после? Не выйдет ли так, что по моему списку посадят еще бог знает сколько народу? Поразмыслив, я решил переписать всех, кого я знаю, а знал-то я всех. Не может же быть, чтобы пересажали всю авиапромышленность? Такая позиция показалась мне разумной, и я написал список человек на 200. И что же ты думаешь, оказалось, что за редким исключением все они уже за решеткой!»

Суд над Туполевым состоялся лишь в мае 1940 г., 28 мая он был приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. Почти все, проходившие по делу, получили по десять лет. Находясь в заключении, А.Н.Т. работал в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»), там он создал бомбардировщик Ту-2, который пошел в серию и стал лучшим фронтовым бомбером СССР. В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Но полностью реабилитирован Туполев был только через 2 года после смерти Сталина — в 1955 году.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА А.Л.ДЕДОВА, П.В.БАРАНОВА И И.А.СЕРОВА Н.С.ХРУЩЕВУ О РЕАБИЛИТАЦИИ А. Н. ТУПОЛЕВА, В. М. МЯСИЩЕВА, В. М. ПЕТЛЯКОВА И ДРУГИХ

На первом листе записки имеется копия следующей резолюции Н. С. Хрущева от 28 февраля 1955 г.: «Членам Президиума ЦК КПСС. Согласен». — Сост. 23 февраля 1955 г. Секретарю ЦК КПСС товарищу Н. С. Хрущеву В соответствии с Вашим поручением нами рассмотрены следственные дела на Туполева А. Н. и других крупных специалистов авиационной промышленности, находившихся в заключении. В ходе ознакомления со следственными делами вызывались для беседы авиаспециалисты, находившиеся под арестом, а также были допрошены: бывший прокурор СССР Панкратьев, бывшие члены Военной Коллегии Верховного Суда СССР Матулевич и Орлов, принимавшие участие в заочном рассмотрении дел на работников авиационной промышленности. Кроме того, проведена проверка обвинений, предъявленных авиаспециалистам во время следствия, и отобраны объяснения от бывших следственных работников НКВД, занимавшихся в тот период расследованием дела на Туполева и других. В результате установлено: Туполев и другие видные работники авиационной промышленности были арестованы НКВД СССР в 1937—1938 гг. Конкретных материалов для обвинения в распоряжении НКВД не имелось, и все следствие строилось лишь на показаниях арестованных, оговоривших друг друга. От Туполева, например, были получены показания, что он из числа сотрудников ЦАГИ создал антисоветскую группу, участники которой в первые годы существования советской власти якобы занимались саботажем, а впоследствии объединились во вражескую организацию и вредительски сконструировали почти все самолеты. Вскоре после ареста Туполева были также арестованы все ведущие работники ЦАГИ — Мясищев, Петляков, Некрасов и другие. Все эти лица на допросах показали, что они будто бы занимались организованной антисоветской деятельностью. В последующем большинство специалистов авиационной промышленности отказались от ранее данных показаний, как от вымышленных, и заявили, что они оговорили себя в результате применения запрещенных методов следствия. В 1938 году все эти лица, не будучи осужденными, были направлены на работу в Особое техническое бюро при НКВД СССР и дела на них без рассмотрения судом были сданы в архив.

С приходом в НКВД Берия, он для того, чтобы создать видимость использования заключенных специалистов для пользы дела, добился обманным путем перед инстанцией осуждения 307 авиаспециалистов заочно на разные сроки, указав, что «рассмотрение этих дел в обычном порядке нецелесообразно, т. к. это оторвет специалистов от их работы и сорвет план работы Особого технического бюро». Приведя эти явно надуманные и совершенно несостоятельные доводы, Берия вместе с тем лживо утверждал, что вина арестованных специалистов в совершении государственных преступлений якобы доказана, и отмечал, что вызов обвиняемых в судебное заседание ничего не даст, так как они длительное время находились во взаимном общении и договорились о характере показаний, которые следует давать в будущем. Далее в письме Берия просил разрешения на создание специальной комиссии в составе его, Прокурора СССР и председателя Военной Коллегии Верховного Суда СССР, которая заочно определит меру наказания каждому из арестованных специалистов в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет. В архиве КГБ имеются также протоколы заседаний указанной комиссии, которыми назначена мера наказания всем арестованным специалистам. В мае 1940 года Военная Коллегия Верховного Суда заочно рассмотрела дела на арестованных специалистов и всем им определила меры наказания в соответствии с решением этой комиссии. Таким образом были осуждены все арестованные специалисты, а впоследствии в 1940−44 гг., по ходатайству НКВД, Президиумом Верховного Совета СССР многие из них были освобождены со снятием судимости.

В результате проверки всех следственных материалов по делам на Туполева, Петлякова, Мясищева и других установлено, что они в 1937—1938 гг. были арестованы и привлечены к уголовной ответственности необоснованно, а следственные материалы были сфальсифицированы в результате применению к ним мер физического воздействия. Проверкой по Министерству авиационной промышленности установлено, что многие сконструированные Туполевым и другими работниками ЦАГИ самолеты, о которых следствие добилось показаний, как о сделанных вредительски, изготовлялись в серийном производстве и в свое время считались первоклассными (ТБ-3, СБ и др.). При этом бомбардировщик СБ получил очень высокую оценку во время боевых действий в Испании. В связи с изложенным считаем целесообразным поручить Генеральному Прокурору СССР внести в Верховный Суд СССР протесты по делам на Туполева и других специалистов авиационной промышленности об их полной реабилитации. В отношении работников быв. НКВД, допустивших нарушение социалистической законности по этим делам, провести расследование.

А. Дедов П. Баранов И. Серов АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 440. Л. 56−58. Копия. Машинопись.

Что ж, из архивных документов хорошо ясно, что А.Н.Туполев, как и сотни тысяч других репрессированных в 1937−38гг. советских граждан, стал невинной жертвой созданной Сталиным системы тотального террора. Можно лишь добавить, что в заключении он повел себя как исключительно мужественный человек. Зная о том, что «органы» часто арестовывают и жен так называемых «врагов народа», он поставил условие своим тюремщикам: или они не трогают его семью, или он и пальцем не пошевелит для работы в авиационной «шарашке». И его условие было выполнено: жена (действительно уже арестованная) была отпущена на свободу.

Источник

Дело «шпиона» Туполева: как конструктор пережил приговор врачей и советской власти и спас авиацию

за что посадили туполева приговор. Смотреть фото за что посадили туполева приговор. Смотреть картинку за что посадили туполева приговор. Картинка про за что посадили туполева приговор. Фото за что посадили туполева приговор

Человек, создавший одно из самых успешных и результативных конструкторских бюро, при советской власти был обвинен во вредительстве и шпионаже, вместе с ним по этапу хотели отправить еще десяток-другой «лучших умов». Туполев фактически спас тех, кто впоследствии создал свои КБ. Владимир Свержин рассказывает о том, как сын помещика стал известным авиаконструктором, «шпионом» и спасителем всей отрасли.

Ничего не предвещало бурного и необычного жизненного пути этого мальчика. Родился Андрей Туполев в селе Пустомазово Тверской губернии, в небольшом имении своей матери. Отец его работал нотариусом, в технике не разбирался и не стремился к этому. Все свободное время он посвящал сельскому хозяйству — работа на земле для него, выходца из сибирской казачьей семьи, была делом близким и понятным. Откуда взялся интерес к технике у сына, ни он сам, ни кто другой и предположить не мог. Он был шестым ребенком, поди уследи за всеми. Но по факту уже в гимназии Андрей Туполев мастерил из подручных средств механические игрушки, причем настолько хорошо, что в старших классах продавал их, чтобы оплатить учебу. А затем продал и выстроенные им модели деревянных кораблей и отправился в путешествие по России.

Естественно, продолжать дело отца гимназист Туполев не собирался, да и сам отец, вероятно, не желал сыну такого жребия. И в 1908 году он без особого труда и высокой протекции поступил в Императорское Московское техническое училище (нын. МГТУ им. Баумана).

Невзирая на отсутствие в названии слова «университет» или же менее звонкого, но почетного «институт», это учебное заведение относилось не просто к числу высших, но к числу самых престижных технических вузов Российской империи. Вот тут-то и произошла судьбоносная встреча студента с научным руководителем, основателем теории аэродинамики и гидродинамики Николаем Егоровичем Жуковским. В ту пору его провидческие идеи в области развития авиации можно было бы назвать фантастическими, если бы каждый раз они не подкреплялись точными расчетами.

В 1909 году Туполев вступил в возглавляемый Жуковским авиационный кружок, и вскоре было широко объявлено, что студент Императорского технического училища Туполев пролетит над Лефортовским парком на планере собственной конструкции. И полет состоялся. Не ахти какой дальний, не особо высотный, но успешный — и летательный аппарат и, что главное, сам авиатор остались целы.

Авиаторы были героями не только девичьих грез — великий князь Александр Михайлович, назначенный в 1910 году шефом Императорского военно-воздушного флота, активно работал над совершенствованием летательных аппаратов и навыков управления ими (в 1-ю мировую войну Россия вступила с самым большим количеством самолетов из стран Антанты). И кадры он подыскивал везде. Конечно же, студенческий кружок знаменитого Жуковского он без внимания оставить не мог. А Туполев здесь был самым заметным.

Можно лишь фантазировать, как бы развивалась карьера Андрея Николаевича, если бы не «досадная случайность», впрочем, бывшая яркой приметой времени. Как и во всяком российском вузе той поры, в Императорском Московском техническом училище имелся кружок социалистов. В целях конспирации приятели-революционеры попросили Туполева разрешить присылать на его московский адрес нелегальную литературу. Невесть почему тот согласился, и в марте 1911 года полиция уже стучала в его дверь. После недолгого созерцания небес через переплет решетки Туполев был отчислен из ИМТУ и отправлен восвояси. Иной бы после смены власти непременно сделал из этой неприятности громкую революционную заслугу, но не он. Более того, до последних дней, невзирая на компетентные намеки и открытые предложения, Туполев так и остался беспартийным.

В ту пору он был выслан из Москвы с запретом въезда в столицы под негласный надзор полиции. Такая сухая протокольная фраза фактически ставила крест на карьере молодого конструктора.

Спустя полтора года, по настоянию Жуковского, его любимый ученик был возвращен в ИМТУ и смог продолжить занятия. Но с этой поры у Туполева выработалось железное правило: чем больше жизненные обстоятельства пытались сломить его волю, тем сильнее он становился, тем активнее действовал.

В годы Первой мировой войны группа Жуковского активно работала, занимаясь расчетами летательных аппаратов, именно в то время авиастроительство стало принимать вид научно обоснованной и разработанной практики. Совсем недавно летательные аппараты были плодом скорее наития, чем инженерной и конструкторской мысли. Даже после Первой мировой войны, когда был накоплен немалый опыт конструирования самолетов, то и дело появлялись и воплощались нелепые проекты. Советская Россия, еще сражающаяся на фронтах Гражданской войны, делала колоссальный научный прорыв общемирового масштаба.

Взлет карьеры и приговор врачей

1 декабря 1918 года на базе Аэродинамической лаборатории Жуковского был основан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Заместителем директора стал Туполев. Ему же в те годы принадлежала идея аэродинамической трубы, в которой сегодня проходят рабочие испытания все модели самолетов в любой точке планеты. И вновь казалось, что его судьба идет на взлет. Но его поджидала новая беда — врачи диагностировали туберкулез легких. Одно легкое пришлось ампутировать. Врачи в один голос твердили, что жить в таких условиях Туполеву осталось недолго и то в очень щадящем режиме. Какие-либо перегрузки были категорически противопоказаны.

Туполев начал работать запойно, боялся не успеть сделать все, что задумал. Он предложил делать корпуса самолетов не из дерева и не из тяжелого железа, а из специального алюминия (из кольчугалюминия, по городу Кольчугино, где находился завод). Тренируясь в создании оптимальных корпусов для самолетов, в качестве «сопутствующих» Туполев строил торпедные катера, глиссеры и аэросани для РККА. Их же использовал для повышения навыков пилотирования самолетов «пеший по конному».

Результаты научного подхода не заставили себя долго ждать. Если первый самолет Туполева был, по сути, вариацией на тему французского самолета Блерио, то уже АНТ-2 из кольчугалюминия был вполне самостоятельной и весьма удачной пассажирской конструкцией. В серию из-за нехватки сплава он не пошел, но в 1924 году Конструкторское бюро Туполева получило карт-бланш на разработку новых, уже куда более мощных крылатых машин.

Когда же Валерий Чкалов на таком же АНТ-25 все же достиг США, ликованию советского народа и лично Сталина не было предела. В награду за несомненный успех Туполев был поощрен долговременной командировкой в Западную Европу и Америку для представления советской техники и изучения новинок зарубежного авиастроения.

После возвращения на родину Туполева ждали неприятные сюрпризы. Настроение руководства страны довольно резко переменилось. Возможно, все дело было в конкуренции Туполева с другим выдающимся авиаконструктором Яковлевым, ставшим к тому моменту референтом Сталина по вопросам авиации. Возможно, наговор злых языков — в США Андрей Николаевич купил образцы нескольких самолетов для изучения в СССР, что было обычной практикой, однако сделал он это не через ту фирму, которая была создана для подобных расчетов еще в 20-е годы. Что, несомненно, породило подозрения. К тому же в Америке он встречался с русским эмигрантом, летчиком и конструктором Прокофьевым (Северским) и приобрел несколько самолетов его конструкции. Как выяснилось позднее, они не соответствовали советским стандартам прочности. Стоит ли удивляться, что НКВД и без каких-либо «наветов» могло заинтересоваться «финансовыми махинациями» Туполева.

В октябре 1937 года он был арестован. Обвинения были абсурдны — контрреволюционная деятельность и шпионаж в пользу Франции. Почему именно так — остается гадать. Значительно проще было доказать растрату казенных средств, но официально об этом не вспомнили, хотя даже непролетарское происхождение старательно подчеркивали (сын помещика). В этот миг, когда жизнь авиаконструктора висела на волоске, он смог переломить обстоятельства и взять судьбу в свои руки.

Тюрьма для особо одаренных

В материалах дела говорилось, что «Туполев группировал в ЦАГИ антисоветски настроенных людей, создал антисоветскую организацию и занялся вредительской работой в области авиационной промышленности». Строилось обвинение якобы на показаниях соучастников. Говорилось, что «по указанию Туполева группа переросла в антисоветскую вредительскую организацию с задачей ослаблять оборонную мощь Советского Союза». Ему припомнили неудачи и задержки по некоторым проектам и даже ту самую жалобу Леваневского, обвинив Туполева в срыве полета в США.

Приговор, объявленный ему в 1940 году, был однообразно суров — 15 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 лет поражения в правах и конфискация имущества. Для человека с одним легким все, что шло после 15 лет, уже не имело значения — пережить такой срок было совершенно нереально. Однако Туполев был не намерен сдаваться. Ощущалось приближение войны, а по одному делу с Туполевым шли ведущие специалисты его КБ и многие другие авиастроители. Загонять в лагеря их не стали, направили на спецобъект НКВД — «шарагу», тюрьму для особо одаренных. Работать здесь приходилось по 10 часов в сутки, но кормили неплохо и условия жизни были приемлемые. По поручению руководства шарашки «французский шпион» составил список тех, кто нужен ему для работы, — знаменитый перечень из 200 человек, которых было приказано снять с этапа и направить в распоряжение начальника арестантского КБ.

Среди «спасенных» благодаря этому списку были те, кому в будущем предстояло стать основателями собственных КБ: Сухой, Мясищев, Петляков… Но сначала Туполев поставил условие: прежде чем он приступит к работе, будут отпущены домой его жена и дети. Руководство пошло ему навстречу. И это было только начало давления Туполева на тюремное начальство. Все время содержание в тюрьме своего коллектива он служил защитой для каждого из сотрудников.

Работа туполевской шараги очень скоро дала плоды — был запущен в производство скоростной фронтовой бомбардировщик Ту-2 (лучший из самолетов своего класса). Но главное — был сохранен цвет советского авиастроения.

Результатом такого успеха стало освобождение сотрудников шараги и снятие судимости. Хотя окончательная реабилитация Туполева состоялась только в 1955 году. В ту пору сам он, кроме работы над новыми, еще более сложными и наукоемкими проектами реактивных и турбовинтовых самолетов, возглавлял комиссию по реабилитации и помог множеству достойных людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *