за что природа ненавидит женщин
За что природа ненавидит женщин
Ученые пришли к этому выводу после анализа поведения групп гетеросексуальных женщин. Исследователи проверяли, как дамы реагируют на женщин, одетых строго или же сексуально привлекательно, передает MEDdaily.
Из 46 женщин в возрасте 19 и 23 лет все, кроме двух, более грубо и субъективно относились к женщинам, носящим короткую юбку, высокие сапоги и кофту с декольте. «Участницы эксперимента предполагали, что откровенно одетые женщины были готовы пойти на половой контакт, или же просто нелицеприятно комментировали их внешность», — поясняет соавтор изыскания Трэйси Вэланкорт.
Подобная реакция обусловлена эволюционными механизмами, отмечают исследователи.
Кстати, помимо имитации оргазма, чтобы удержать партнера, женщины больше времени уделяли своим нарядам, следили за мужчинами и давали отпор потенциальным соперницам.
Потому что наверное обидно подарить своему мужчине себя и свою жизнь не беря за это много, не осуществлять свои мечты в погоне за ублажением любимого, который в последствии не ценит сделанного для него а ведётся на молодость. Нужно своё украсить и любить, тогда счастливых людей будет больше. и крепких семей. Но женщины в основе своей мудростью не лбладают. И даже если есть молодая соперница. под старость лет одной что б не остаться мужа не бросают, и вся злость на другую красоту переключается. Ну а мужчин в таком случае видимо считают неодушевлённым предметом движимым одним лишь инстинктом.
Не только девушек. Красивые женщины тоже далеко не всем нравятся))))
«Самцы — это ошибка природы» Как феминизм стал радикальным движением, решившим избавить мир от власти мужчин
Исправить нельзя отменить
Мужчина в Швеции едва ли сможет устроиться медбратом или воспитателем детского сада, даже если очень захочет и будет достаточно квалифицированным. На должность уборщика его кандидатуру тоже вряд ли станут рассматривать и скорее всего просто не позовут на собеседование. На эту проблему обратили внимание исследователи из Линчёпингского и Калифорнийского университетов.
Ученые занимались изучением дискриминации на рынке труда по заказу Шведского исследовательского совета и обнаружили, что здешним мужчинам недоступно подавляющее большинство традиционно «женских» профессий. При этом шведская женщина без проблем устроится слесарем, рабочим на складе, механиком — иными словами, на любую типично «мужскую» работу.
С дискриминацией при приеме на работу сталкиваются не только шведские мужчины. Так, в 2020 году суд оштрафовал мэрию Парижа на 90 тысяч евро: с приходом на пост мэра Анн Идальго большинство руководящих должностей в городской администрации оказались заняты женщинами, при том что согласно закону о паритете полов представители одного гендера не могут занимать более 60 процентов руководящих должностей.
Еще один дискриминационный скандал разгорелся в 2019 году в Google. Компания заказала зарплатное исследование, чтобы выявить случаи ущемления прав женщин и меньшинств в пользу мужчин, а обнаружила ровно противоположную картину. Оказалось, что как раз мужчинам платят меньше, чем женщинам, за одну и ту же работу. По итогам разбирательства более 10 тысяч сотрудников получили компенсации. Причем это уже второй такой скандал в Google: годом ранее бывшие сотрудники подали иск против компании и обвинили ее в «дискриминации белокожих мужчин консервативных взглядов». Программисты, уволенные за критику гендерной политики Google, утверждали, что руководство прибегает к незаконным квотам, чтобы нанять как можно больше женщин и представителей нацменьшинств.
Профессор Университета Мичиган-Флинт Марк Перри, активист, выступающий за права мужчин, рассказывает, что американские образовательные учреждения предоставляют намного больше преимуществ студенткам и преподавательницам в сравнении с мужчинами. Речь идет о стипендиях, грантах, финансировании исследований, материальной помощи — подобную поддержку все чаще предоставляют женщинам или представителям меньшинств. Ученый отмечает, что в среднем в университетах США есть 60-70 специальных стипендий для девушек и чаще всего ни одной для юношей.
В высшем образовании существуют очень лицемерные двойные стандарты. Администрация не терпит дискриминации в отношении женщин, но одобряет и фактически санкционирует дискриминационные программы в отношении мужчин
По словам Перри, подобные программы появляются, когда руководство учебных заведений, компаний, политики и властные институты идут на уступки фемактивисткам. «Это неэтично и нечестно — относиться к мужчинам и женщинам по-разному, организовывать специальные стипендии и программы только для женщин и лишать мужчин равных образовательных возможностей», — заключил он.
Ученый считает, что феминизм часто апеллирует к понятиям инклюзивности и равенства, но на практике как раз занимается их истреблением.
Такое заявление выглядит спорным, так как в данном случае профессор допускает неуместное обобщение. Современный феминизм насчитывает множество направлений и продолжает стремительно развиваться, ведь женщины по всему миру по-прежнему сталкиваются с несправедливостью и невозможностью защитить свои права и даже жизнь. Есть лишь одно направление феминизма, которое ставит перед собой более амбициозные цели, чем всеобщее гендерное равенство, и призывает к фундаментальному изменению миропорядка.
Борьба сквозь века
Феминизм зародился в конце XIX века в Великобритании и США. Первыми последовательницами этого движения принято считать суфражисток, боровшихся за предоставление женщинам избирательных прав.
В 1960-х годах на Западе сформировалась вторая волна феминизма. Активистки новой формации выступали против угнетения женщин в профессиональной и бытовой сфере, начали бороться против всех форм насилия, несправедливой разницы в оплате труда и возможностях профессионального роста. Тогда же феминистки начали защищать репродуктивные права женщины и права представителей ЛГБТ-сообщества.
В 1990-х годах представительницы третьей волны феминизма начали привлекать внимание к проблемам гендерной и сексуальной идентичности, а также сексуального удовольствия женщины. Теперь одним из ключевых принципов движения стала интерсекциональность — рассмотрение дискриминации сразу по нескольким признакам, таким как пол, раса, сексуальная ориентация.
«Я ненавижу мужчин. Я изначально не уважаю никого из них», — заявила в своей книге писательница Полин Арманж. Ее литературный труд с весьма провокационным названием «Я ненавижу мужчин» вышел всего год назад, но его уже признали манифестом радикального феминизма наравне с книгой «Лесбийский гений» Алис Коффин. Авторки призывают женщин не просто сместить мужчин с лидерских позиций, но исключить их из социума в принципе, воспитать в себе ненависть к ним. По их мнению, эта ненависть должна помочь женщинам взрастить любовь к себе и добиться большего в жизни. Писательницы гордо заявляют, что не смотрят фильмы, снятые мужчинами, не слушают музыкантов-мужчин.
Я решила выйти замуж за мужчину и должна признать, что до сих пор очень люблю его. Однако это не мешает мне задаваться вопросом, почему мужчины такие, какие они есть: жестокие, эгоистичные, ленивые и трусливые
Основную идею радикального феминизма (или радфема, как стали называть это направление движения) сформулировала писательница Кейт Миллет еще в 1970-х годах. Она заключается в том, что общество построено на системе патриархата, в рамках которой мужчины систематически угнетают женщин. По мнению Миллет и других идеологов радфема, такой порядок господствует в мире с самого зарождения человечества, и угнетение женщин следует считать древнейшей формой дискриминации.
Своей главной задачей радикальные феминистки объявили отказ от маскулинных стереотипов и традиционных гендерных ролей, которые приобретаются в рамках гендерной социализации. Этот процесс, по их мнению, начинается в раннем детстве: девочкам внушают, что они хрупкие и слабые, должны носить платья и не иметь больших амбиций.
Обыкновенная ненависть. Кого мы ненавидим и что с этим делать? Рекомендации сооснователя PSY.one Тимура Валеева
Ненавидим всей душой, ненавидим так, что готовы уничтожить. Да, именно уничтожить, не оставив от человека и следа, а затем всю оставшуюся жизнь ходить на могилку и … Что делать? Просить прощения? Продолжать ненавидеть? Или тайно признаваться в любви и страсти? Давайте разберемся кого и за что мы ненавидим, почему столько ночей не спим, думая об объекте ненависти и откуда берется столь сильное убивающее нас чувство?
При ненависти задействованы те же области мозга, что и при любви.
Примеров подобного поведения множество как в жизни, так и в литературе.
В своих работах Блейлер выделил три типа амбивалентности:
Эмоциональная: одновременно позитивное и негативное чувство к человеку, предмету, событию (например отношение детей к родителям).
Волевая: бесконечные колебания между противоположными решениями, зачастую приводящая к отказу от принятия решений вообще.
Интеллектуальная: чередование противоречащих друг другу, взаимоисключающих идей в рассуждениях человека.
Давайте попробуем понять природу ненависти.
Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что психическое представление ребенком груди матери воспринимается как “хорошая грудь”, когда удовлетворяет его голод, и “плохая грудь”, когда является источником фрустрации. То есть ребенок хочет есть, плачет, орет, а груди нет. В этот момент он представляет не свою мать как целостный объект, а только ее плохую грудь.
Ученик Фрейда Карл Абрахам связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной фазы психосексуального развития ребенка. Ребенок не только наслаждается насыщением от “хорошей груди”, но и причиняет ей боль сильно кусая. Как только ребенок перестает зависеть от объекта, как только его психика становится интегрированной и он способен ощутить себя цельной личностью, он становится способен произнести слово “ненависть” и главное найти его смысл в описании своих собственных чувств.
Любой ребенок рано или поздно говорит своим родителям что он их ненавидит.
Это ярко проявляется в конфликтных ситуациях, когда эмоции зашкаливают. Но что стоит за этой ненавистью? Все довольно просто: ребенок понимает, что он личность, его психика независима, он взрослеет и сам принимает решения. Это естественная фаза развития человека. И да, за этой ненавистью стоит именно безграничная любовь к родителям и запрет на инцест. Ребенок всегда испытывает сексуальное влечение к родителям. Но общественный запрет делает это влечение невозможным и от этого невыносимым. Именно внутренняя борьба становится источником развития психики. Ребенок взрослеет. Он переносит собственные желания на другие объекты. Это одна из базовых систем защиты и развития психики.
Ненависть в обыденной жизни обычно не принято связывать с влечениями и запретами. Мы привыкли слышать о ненависти к врагам, религиозной ненависти, социальной и классовой ненависти.
Отмечу, что все это не ненависть в чистом виде. Социальные науки для описания этих чувств используют термин “нетерпимость”. Давайте попробуем понять, как она работает с точки зрения психологии. Если взять религиозную ненависть, то на чем она строится? На идеях принадлежности к одной религии, любви к одному Богу и отрицании всего иного. И здесь опять всплывает история любви в одной крайности, и вытеснение всего противоположного. Именно идея превосходства одной религии и одного Бога над всеми другими заставляет верующих относиться ко всем другим религиям негативно. Этим же принципом можно объяснить поведение людей в секте. Но секты дополнительно психологически полностью ломают личность человека, заставляя его верить иногда в самые бредовые вещи.
Классовая ненависть работает немного иначе.
Ненависть, в отличии от аффекта, во многих странах рассматривается в суде как отягчающее обстоятельство во время преступления, или даже как самостоятельное преступление. Человек совершающий преступление в состоянии ненависти отдает отчет своим действиям.
Если вы испытываете ненависть на религиозной почве, начните изучать религию другого человека, достаточно прочитать несколько достоверных источников, чтобы отношение к религии, к которой вы испытываете нетерпимость, могло измениться.
Военные конфликты часто происходят из-за идеи превосходства одной нации над другой или мыслей избранности и величия правителя одного народа над правителем другого. Убедить обычных людей в этой избранности и превосходстве очень просто через ту же религию и священников или пропаганду и журналистов. Для обострения военных конфликтов и усиления мотивации сражаться яростнее и умирать во имя победы, власти используют психологические приемы обвиняя врага в самых жутких и недопустимых поступках. Подобные манипуляции используются с обеих сторон военного конфликта.
В 1939 году Лига Наций предложила Альберту Эйнштейну выбрать любого выдающегося человека и обменяться с ним мнениями по актуальным проблемам современности. Великий физик выбрал в оппоненты Зигмунда Фрейда и предложил ему обсудить тему возникновения международных военных конфликтов. Эйнштейн живо помнил, что происходило в Первую мировую войну. Он считал, что нет вопроса важнее, чем “поиск какого-либо способа избавить человечество от угрозы войны”. Эйнштейн обратился к Фрейду с конкретным вопросом: “Не обладают ли люди внутренней жаждой ненавидеть и уничтожать, обычно скрытой, но которую легко возбудить и раздуть до мощи коллективного психоза?”. Он интересовался, как ухищрения пропаганды могут быть настолько успешны, что побуждают людей к войне?
Знаете, что на это ответил Фрейд? Он написал следующее:
“Да, люди действительно одержимы ненавистью и стремлением убивать. Активный инстинкт ненависти и уничтожения живет в глубине человеческой личности…»
«Вы поражены, что людей столь легко заразить военной лихорадкой, и полагаете, что за этим должно стоять нечто реальное – инстинкт ненависти и уничтожения, заложенный в самом человеке, которым манипулируют подстрекатели войны. Я полностью согласен с Вами. Я верю в существование этого инстинкта и совсем недавно с болью наблюдал его оголтелые проявления… Этот инстинкт, без преувеличения, действует повсеместно, приводя к разрушениям и стремясь низвести жизнь до уровня косной материи. Со всею серьезностью он заслуживает названия инстинкта смерти, в то время как эротические влечения представляют собой борьбу за жизнь… Таким образом, как и в Вашей постановке задачи, подавление человеческой агрессивности не стоит на повестке дня; единственное, на что мы способны, — попытаться выпустить пар другим путем, избегая военных столкновений.”
Эйнштейн и Фрейд переписывались с 1931 по 1932 год. К сожалению, письма были опубликованы уже в 1933 году, когда к власти в Германии пришел Гитлер.
Согласившись с идеями Фрейда, нобелевский лауреат Конрад Лоренц пошел дальше в изучении врожденной агрессии человека, и обосновал ее, опираясь на теорию эволюции Дарвина и его классическую работу 1871 года “Происхождение человека”. Дарвин рассматривал инстинкт как влечение или импульс, побуждающий животное стремиться к определенной цели. Лоренц в свою очередь был убежден, что агрессивный инстинкт оказывает на людей более серьезное влияние чем на животных. В отличии от людей, у многих животных есть механизмы, сдерживающие их от нападения на себе подобных. Такие животные понимают, что могут уничтожить друг друга, и у них срабатывает что-то вроде инстинктивного выключателя.
Как же избавиться от агрессии и ненависти в обыденной жизни? Как я уже писал выше, можно применять метод эмпатии, пытаясь лучше понять и почувствовать ненавистного вам человека. Увидя его с разных сторон, вы можете понять, что он не так страшен и ужасен, как вам казалось прежде.
Последние данные по изучению агрессии в интернете позволяют сделать вывод о тои, что безнаказанное проявление своих негативных эмоций в социальных сетях, снижает общий уровень агрессии в обществе. Люди просто выкидывают свои эмоции в сеть, но реакция на них не такая, как если бы подобный негатив сливался конкретному человеку с глазу на глаз при личном контакте.
Мое мнение, что если бы люди могли открыто выражать собственную агрессию в малых дозах, не накапливая ее до фатального уровня, как ни странно, общий уровень агрессии в мире был бы ниже.
Материал написан в рамках проекта PSY.one
Международный проект поддержки личного развития на всех этапах жизни.
Мизогиния. Ненависть, неприязнь, либо укоренившееся предубеждение по отношению к женщинам
Мизогиния — один из самых распространённых феноменов современной российской действительности: будь то повседневная коммуникация, визуальное пространство, масс-медиа или законопроекты.
Так, преобладающее число граждан, с одной стороны, убеждены что мизогиния мифологична и разговоры о ней категорически безосновательны. В самом деле, гендерное равенство кажется давно достигнутым, и теперь все как будто в равных условиях, чтобы проявить свою так называемую истинную сущность.
С другой стороны, когда речь заходит об этой самой «сущности», выясняется, что большинство по-прежнему полагает, будто сущность даётся человеку вместе с его полом – от природы. И женская сущность в их интерпретации неожиданно оказывается неизменно куда менее состоятельной, нежели мужская: силы меньше, ум неразвит, достижения – несопоставимы с мужскими, и так далее.
Примечательно, что к таким выводам обычно приходят именно те, кто убеждён, что равноправие полностью достигнуто: в самом деле, уже давно все равны, а женщины по-прежнему не выказывают своей полноценности. Это означает, что если женщина и после получения равных с мужчиной прав не превзошла его и даже не стала равной ему в достижениях, то она от природы хуже, примитивнее. Именно к такому выводу приводит рассматриваемую многочисленную группу то обстоятельство, что на сегодняшний день большинство женщин действительно находится в крайне узких рамках мировосприятия. Но отнюдь не к выводу, например, о том, что гендерное равенство попросту так никогда и не было достигнуто.
Таким образом, в обществе по поводу мизогинии одновременно звучат две противоположные и взаимоисключающие установки: её отрицают и одновременно обосновывают. Вас никто не угнетает,— говорят женщинам мужчины,— но того, что вам дали равные права, вы всё равно не оправдываете: посмотрите на себя и на нас, вы нам не конкуренты, что и требовалось доказать; вы не оправдали наших ожиданий. В этом посыле отчётливо звучит не просто самое тривиальное патриархальное презрение (которое на самом деле никуда и не исчезало), но и высокомерная идея о том, что равные права были даны женщинам именно мужчинами – как взрослый делает одолжение и даёт ребёнку заведомо невыполнимую для него задачу, чтобы показать ему, что он ещё маленький. Что, разумеется, является грубым искажением самой истории по-настоящему тяжёлой борьбы женщин за гендерное равенство,— право на которое не просили, а именно отвоёвывали. А также очередным проявлением мизогинии.
Предпосылки и основания мизогинии.
Как убеждённые, так и новоразоблачённые сексисты, как правило, приводят массу аргументов в защиту своих позиций. В самом деле, в современном обществе женщины дают множество поводов заподозрить их в лучшем случае в радикальном мазохизме, а в худшем – в имманентной их внутренней конституции примитивности интеллекта и рабской покорности характера.
Все эти образы с самого детства неизбежно складывают в человеке представление о женщине как неком специфическом явлении с определённым набором характеристик – таких, например, как слабость логического мышления, поверхностность, бытовой конформизм, нарциссизм, бездарность, паразитизм и филистерство. Те, кому недосуг искать причины таких проявлений женщины в истории и современности, с энтузиазмом предлагают ей сгодиться «хоть на что-нибудь» — например, стать полезной в быту и приятной на вид. Ведь это не требует личностных усилий, а, кроме того,— очень кстати для другой, «полноценной» части общества.
Однако такой вывод настолько поверхностен и неадекватен тем знаниям о человеке, которые были получены благодаря психоанализу, гендерным теориям, современной антропологии, философским школам XX века, и многим другим областям интеллектуального поиска, что решительно невозможно не разоблачить его в этом, и в очередной раз не подвергнуть критике.
«Зачем Вы хотите, чтобы я была человеком?
Я не хочу быть никаким человеком,
я хочу быть просто женщиной и выполнят,
своё женское предназначение. Если бы родители
разрешили, я бы не пошла в ВУЗ, а родила бы скорее детей».
(Из ответа студентки на семинаре)
В рамках проведённого среди студентов социологического исследования около половины девушек выразили согласие с распространённым стереотипным представлением о том, что женщина от природы глупее мужчины. Впрочем, с точки зрения классических феминистских концепций, в этом обстоятельстве нет ничего странного: с детства слыша о таком положении вещей из самых авторитетных источников, девочка с лёгкостью усваивает эту идею и со временем просто смиряется с ней – разумеется, не делая ничего для того, чтобы её верифицировать.
Как всякое живое существо, в условиях отсутствия внешнего давления девочка выбирает путь наименьшего сопротивления и радостно погружается в не требующий усилий мир нарядов, быта, фантазий о принцах, и прочих идеологических конструктов. Тем временем, мальчик – под воздействием общества — учится мыслить, принимать решения, коммуницировать, убеждать, справляться с трудностями, громко говорить и быть победителем.
Для этого, однако, не обязательно, чтобы девочка воспитывалась непременно как будущая домохозяйка – на сегодняшний день, когда никаких гарантий её будущего счастливого брака быть не может, это было бы слишком опасно(около 60 % мужчин даже не платят алименты своим детям), и это понимают как учителя, так и родители. Для столь колоссальной – хоть и не всегда сразу очевидной — разницы достаточно просто воспитать девочку как того, кто должен нравиться, обслуживать, угождать, терпеть и по возможности – молчать. При этом она может хорошо справляться с учёбой и впоследствии – даже с работой (возможно, даже лучше, чем окружающие её мужчины).
В свете этого неудивительно, что женщина сама мыслит себя как существо, чья судьба исторически и биологически предопределена. Подобный детерминизм не только отстаивается женщинами, но и воспроизводится, и даже защищается ими. Так, в вопросе о жизненных приоритетах лишь 2% респонденток упомянутого выше исследования выбрали вариант «творчество и саморазвитие», 97% предпочли семью и материнство (в то время как среди юношей семья оказалась самым главным приоритетом лишь для 30%), 1% затруднились ответить. Примечательно также, что 85% студенток в качестве двух наиболее важных для женщины качеств выбрали сексуальную привлекательность и ориентацию на материнство. Умение молчать и подчиняться мужчине выбрали 10% респонденток. Личностные качества и интеллект оказались в числе приоритетов только для 30% опрошенных девушек.
Такое понимание себя, формируемое с детства, с неизбежностью влияет на дальнейшую социализацию женщины. Например, в студенческих группах с преобладанием юношей девушки зачастую стараются избегать высказываний. У этого обстоятельства две причины: первая состоит в том, что многие девушки убеждены, что не могут разобраться в предмете и ничего никогда в нём не поймут (эту проблему подробно рассматривала Симона де Бовуар в книге «Второй пол», где отмечала, что, столкнувшись с минимальными трудностями в области, требующей интеллектуальных усилий, девушка опускает руки и отчаивается, т.к. с детства к подобным усилиям её просто не приучали); вторая причина – в том, что зачастую — как только девушка пересиливает себя и начинает что-то говорить, вся мужская аудитория с нескрываемым энтузиазмом прислушивается к ней в ожидании какой-нибудь глупости, чтобы поскорее засмеяться. Либо, напротив, перебивает её, будучи уверенной, что она говорит совершенно незначительные вещи, слушать которые просто не стоит.
Эта крайне распространённая психологическая ситуация становится причиной, по которой девушки действительно начинают разбираться в предмете хуже – вероятно, надеясь найти себя в итоге в чём-то другом, не требующем качеств, которые им никогда не были представлены как приоритетные – например, в семье, в привлекательности, в кулинарии, и так далее.
Примечательно, что девушки и женщины со временем не просто привыкают к своей «второй роли» в обществе, но и приобретают навык смеяться над приписываемым им невежеством и ничтожеством. Так, большинство девушек не просто не имеют ничего против оскорбительных сексистских шуток, но и сами смеются над ними, видя в этом иронию по поводу печальной «правды жизни». Либо втайне надеясь, что если мужчины так шутят при них, то, быть может, они мысленно делают для них исключение.
Особенно показательны в этом отношении разнообразные развлекательные передачи, шоу и сериалы. Так, например, в популярной передаче «Comedy club» ведущий на протяжении 10 минут высказывает в высшей степени оскорбительные пассажи в адрес женщин за рулём. Не скупясь на ненормативную лексику, он долго и подробно объясняет, почему место женщины – у стиральной или швейной машины, или, в крайнем случае, на заднем сидении автомобиля. Само по себе такое поведение для современного российского общества с некоторых пор — в порядке вещей. Практически ничего удивительного в подобной передаче, пожалуй, и нет – разве что факт окончательной легитимации подобной мизогинии, которая раньше всё же не транслировалась центральными каналами. Однако нас интересует здесь другое: множество женщин, присутствующих в зале и снимаемых время от времени крупными планами,— смеются и – в ответ на сравнения себя с животными — радостно хлопают в ладоши.
Точно так же девушки довольно быстро осваивают роль идеала, которая конструируется в пространстве мужской прессы, а те, кто посмелее, и не слишком готов сразу и окончательно превратиться в красивую вещь – и вовсе пытаются идентифицироваться с самими мужчинами – например, начать болеть за футбольную команду, в опрометчивой надежде на то, что в глазах мужчин это подарит им статус субъекта.
Те же, кто стремится к идеалу, не посягают на роль субъекта, и потому находятся в относительной безопасности, не утрачивая шанса быть одобренными мужским сообществом – как имеющие право на существование. Такой взгляд сулит девушке как минимум статус «нормальной женщины», а в лучшем случае – положение, представляемое обществом как идеальное для неё (положение обеспеченной жены и матери). Поэтому соблюдение феминных комильфо с самых ранних лет становится женской идеей-фикс. В этом нет ничего удивительного. В рамках проведённого социологического опроса 100% юношей в качестве одной из двух главных черт, которые должны быть присущи женщине, выбрали сексуальную привлекательность. В качестве второй черты более половины юношей назвали ориентацию на материнство и хозяйство. Лишь 30% выбрали в качестве одной из приоритетных черт душевные и личностные качества женщины. А потому нет ничего странного в том, что после того, как субъект, представленный фигурой мужчины, определил требуемые параметры, женщина рьяно стремится этим требованиям удовлетворять.
Впрочем, многие здесь попытаются возразить, что быть красивой – приятно и самой женщине, и никакого соблюдения мужских условий здесь нет. Однако такое утверждение слишком близоруко, поскольку упускает из внимания то обстоятельство, что «красивый» — это не свойство самого объекта, а властный способ на него смотреть; реакция на степень его соответствия некоторым установленным ожиданиям. В случае патриархального общества эти ожидания устанавливаются мужским сообществом. То, как женщина должна выглядеть, она узнаёт из мужских журналов и других ресурсов, одобряемых мужчинами.
Не будет преувеличением сказать, что все рубрики таких ресурсов, повествующие о женщине, предлагают зрителю только «качественных» девушек (щедро и томно демонстрирующих своё полуобнажённое тело), то есть таких, какими девушки, в представлении современного мужского сообщества должны быть, и мнением каких вообще стоит интересоваться (остальные этого, разумеется, не достойны) – пусть даже и только по поводу одежды и любимых порнофильмов[4]. Но это уже кое-что,— как бы сообщают нам авторы ресурса.
То же самое происходит на всех прочих наиболее популярных мужских сетевых ресурсах: радикальная редукция женщины к сексуальной привлекательности и домашнему очагу становится всё более выраженной. Механизм рассмотрения женщины на предмет соответствия этим точкам редукции прост и быстро усваивается всё новыми и новыми юношами. В этом отношении результаты опроса, проведённого среди студентов лишь отражают эту общую тенденцию и лишний раз свидетельствуют о ней. А потому есть все основания предположить, что в случае культивирования не сексуальности и роли домохозяйки, а, скажем, умения прыгать с парашютом и играть в крокет – женские идеи-фикс в условиях патриархальной системы так же сместились бы в соответствующую строну: женщины состязались бы в прыжках с парашютом и с утра до вечера играли бы в крокет.
Крайне любопытно, при этом, что в числе наиболее раздражающих черт в женщине опрошенные юноши парадоксальным образом назвали одновременно несоответствие канонам сексуальной привлекательности и зацикленность на собственной внешности, стремление быть независимой от мужчины и интеллектуальную поверхностность. Однако довольно сложно представить себе интеллектуально развитую женщину, с готовностью и всецело зависящую от своего мужчины, а также сексуально привлекательную женщину, не следящую за своей сексуальной привлекательностью. Эти взаимоисключающие требования создают вокруг гендерных отношений определённое напряжение.
Женщина, вынужденная соблюдать привлекательность, чтобы соответствовать главному мужскому требованию, тут же подвергается презрению и насмешкам за то, что тратит время на такие глупости (а не на серьёзные дела, как мужчины). Женщина, не соблюдающая сексуальную привлекательность, подвергается мужскому остракизму и лишается шанса стать «нормальной». Женщина, умеющая сама обеспечивать себя, вызывает мужское негодование тем, что выходит за пределы роли, определяемой современным мужским сообществом как надлежащая (красота и домохозяйство), а женщина, отказавшаяся от работы, ведущая хозяйство и ревностно следящая за внешностью, обвиняется в том, что цинично заинтересована в доходах того, от кого зависит, а также в интеллектуальной примитивности.
В ситуации взаимоисключающих требований законодателя довольно непросто выбрать модель поведения, а потому большинство женщин вынуждены выбирать по принципу «из двух зол»: лучше соответствовать главным требованиям в обмен на презрение, чем, боясь презрения, подвергнуться остракизму за их несоблюдение и утратить шанс стать социально одобряемой женщиной. Лучше терпеть оскорбления и научиться самой смеяться над чертами, которые тебе приписывают как врождённые, чем остаться одной и быть стигматизированной как «ненормальная, неполноценная».
Как известно, в традиции гендерных исследований такой феномен обозначается термином «идентификация с агрессором». «Концепция идентификации с агрессором, предложенная Ференци (1933),— это наша реакция на ситуацию, в которой мы чувствуем угрозу нашей безопасности, в которой мы потеряли надежду на то, что мир придёт нам на помощь и защитит нас, и из которой мы не можем убежать. Тогда мы делаем так, чтобы наша самость (self) исчезла. Такая реакция протекает в условиях диссоциации нашего истинного опыта, реальных переживаний: как хамелеоны, мы сливаемся с ситуацией, мы становимся именно тем, что внушает нам страх, чтобы защитить себя. Мы перестаём быть самими собой и превращаемся в то, как представляет себе нас агрессор. Это происходит автоматически. Хроническая идентификация с агрессором становится фундаментом для развития Стокгольмского Синдрома. Ференци описывает три процесса, которые происходят одновременно и составляют феномен идентификации с агрессором:
Процесс первый: мы мысленно подчиняемся нападающему на нас.
Процесс второй: это подчинение позволяет нам отгадывать желания агрессора, проникать в его мысли и узнавать, о чём он думает и что чувствует, с точностью предугадывать его будущие действия и таким образом обеспечивать наше собственное выживание.
Процесс третий: мы делаем то, что, согласно нашим предчувствиям, может нас спасти; как правило, мы заставляем самих себя исчезнуть, раствориться в процессе подчинения и точно выверенной гратификации агрессора, всё время находясь с ним “на одной волне”.
Эти три процесса происходят одновременно и мгновенно. Конечным результатом, как правило, становится ситуация, противоположная той, которую описывает Анна Фрейд, а именно: мы не угрожаем и не нападаем, не проецируем агрессию на третьих лиц и не машем кулаками после драки, а удовлетворяем агрессора, подстраиваемся под него, подчиняемся ему».
Не этому ли искусству обучают женщину все женские журналы, телепередачи, Интернет-ресурсы, сетевые сообщества и социальные институты?
Следствием подобной утраты себя и адаптации к условиям агрессора становится самообъективация. Женщина, привыкшая соблюдать себя как объект с надлежащими свойствами, мыслит себя именно как объект и видит в других женщинах точно такие же объекты — поскольку она давно утратила свой взгляд субъекта и идентифицировалась с субъективностью мужчины.
В сущности, феномен мужского взгляда, подробно описанный в феминистском дискурсе, например, Лаурой Малви, работает здесь в полной мере. Женщина смотрит мужским взглядом не только на своё тело, но и на тела других женщин – как если бы она в этот момент становилась выбирающим мужчиной, перед которым представлен некоторый ассортимент женских тел. Наилучшая иллюстрация этого процесса – мужские сетевые сообщества и пресса, где регулярно проводятся голосования за самую красивую женщину. Механизм выбора и роль жюри настолько быстро усваиваются мужчиной, что в сети даже вне условий конкурса он по привычке сопоставляет женщин между собой по важным для него параметрам и, не стесняясь обидеть подписчиц мужских сетевых групп, зная, что они увидят написанное, комментирует, чем именно одна женщина хуже другой, не особо стесняясь в выражениях. Женщины, между тем, смиренно приемлют критику и отправляются работать над собой, чтобы однажды всё-таки стать приемлемыми.
Впрочем, аналогичная привычка комментирования женских тел характерна и для повседневности: на работе, на отдыхе, дома, в гостях мужчина оценивает женщину, комментирует наблюдаемое, и видит в этом некую природную предзаданность – как если бы половина общества только и должна была быть создана исключительно для того, чтобы его глазу было отрадно, а душе – спокойно за то, что все эти существа – другого порядка.
Женщина быстро осваивает подобный взгляд и ревностно следит за тем, чтобы удовлетворять максимальному количеству критериев, выдвигаемых ей мужским миром. В других женщинах, как и в себе, она не различает субъекта, не чувствует человека, но видит лишь сопоставимые с ней объекты, находящиеся, между прочим, в условиях принудительной конкуренции за мужской взгляд. В этом смысле нет ничего удивительного в том, что женская дружба становится явлением, о реалистичности которого спорят: человек, отчуждённый от своей самости, от собственной личности, редуцированный к одному лишь проявлению,— не в состоянии различить самость другого – что, между тем, необходимо для дружбы. В ситуации латентного патриархата большинство женщин находятся в таком состоянии, что, безусловно, делает проблематичными интеллектуальные, психологические и эмоциональные связи между ними. В условиях Стокгольмского синдрома конкуренция за внимание «законодателя» есть реакция на осознание опасности стигмы в случае его недовольства. В самом деле, самой отталкивающей чертой в женщинах 100% респондентов (мужчин) проведённого опроса назвали непривлекательность и неженственность. Стоит ли после этого комментировать женскую зацикленность на внешности и зависть, питаемую к другим женщинам?
Крайне любопытна, при этом, реакция женщин, идентифицировавшихся с агрессором, на женщин, отказавшихся от такой идентификации. Как правило, она располагается в диапазоне от изумления до агрессивного высмеивания. Сам факт наличия сценария, альтернативного «классическому», не может не пугать их. И не интриговать. Впрочем, чтобы он внезапно не оказался более привлекательным, лучше всего как можно скорее его дискредитировать, иначе придётся, во-первых, покидать зону комфорта, а, во-вторых, предпринимать непривычные усилия, и всё это – без однозначных гарантий. На такое мало кто захочет пойти. Именно поэтому женщины выказывают подозрение, а затем и неприятие любых женских ролей, отличных от патриархально общепринятых. Это неприятие фиксируется в риторике осуждения «отступниц», которым пророчат дальнейшее запоздалое мучительное раскаяние, страдания и гибель в невыносимых условиях. Что, впрочем, вполне правдоподобно, поскольку подобные условия создаются обществом, а общество состоит именно из этих самых женщин и оценивающих их и других женщин – мужчин.
Аналогичным образом женщины, идентифицировавшиеся с агрессором, солидаризировавшиеся друг с другом как объекты одного типа и одной системы, приучившиеся смеяться над оскорблениями,— не готовы к травматичному опыту осознания факта не единственности подчинившей их системы и предлагаемых ею наслаждений. Это означало бы осознать ситуацию своего рабства, по поводу которого теперь пришлось бы делать выбор: предпринять усилия для того, чтобы выйти из него (то есть пойти на риск), остаться внутри с тягостным осознанием золотой клетки, или вытеснить и забыть знание об альтернативных сценариях и об альтернативном наслаждении. Последний сценарий наименее обременителен. Именно поэтому (девочек учат избегать рисков), реализуя его, объективированные и объективирующие друг друга женщины солидаризируются с мужчинами в остракизме женщин — «отступниц». Именно поэтому так часто можно слышать, как ещё вчера завидовавшие друг другу женщины сплотились, осуждая третью женщину, рискнувшую не соблюсти феминные комильфо; именно поэтому женскому осуждению подвергаются феминистки, женщины, занятые в науке, искусстве, женщины, избегающие салонов красоты, не разбирающиеся в моде, не стремящиеся замуж, не искушённые в кулинарном искусстве, не читающие женских журналов (этих наилучших инструкций по идентификации с мужчиной), и так далее.
Таким образом, внутренняя мизогиния – это качество, приобретаемое женщиной в процессе гендерной социализации, и ориентирующее её на объективацию самой себя и других женщин; на отказ от того, чтобы видеть полноценного субъекта в себе и в них; на полицейскую функцию в отношении женщин, не осуществляющих идентификацию с «агрессором». В сущности, внутренняя мизогиния — это последняя степень отчуждения женщины от самой себя и радикальная форма интернализации власти – мужской власти. Интернализованная, эта власть действует в женщинах от лица мужского сообщества, но под видом биологического детерминизма, осуществляя контроль и санкции в отношении всех, кто является её объектом.
Итак, мы рассмотрели некоторые общие обстоятельства мизогинии в современном российском обществе. Очевидно, что состояние, в котором находится множество современных российских женщин, представляет собой отнюдь не доказательство их природной примитивности и, тем более, не провал эмансипационного проекта, но лишь мощную инерцию патриархального порядка. Судя по самовосприятию, артикулируемому ими, именно идентификация с «агрессором» и своеобразная вариация Стокгольмского синдрома фиксируют их на том, что в данной культуре обозначается как «феминное».
А значит, бытовой конформизм, редукция всей личности к эстетическому аспекту и агрессия в отношении других женщин, финансовая зависимость и интеллектуальная поверхностность, пресловутые «утиные губы» и глупые автопортреты, филистерство и меркантильность — всё это — в свете критического осмысления – не причина, а именно следствие мизогинии, не основания, но последствия безапелляционной инерции патриархального уклада. И потому преодоление этих унизительных качеств и проявлений возможно только путём преодоления патриархата и мизогинии в обществе: в мужчинах и, лишь затем, как следствие, в женщинах.