за что судили оскара уайльда
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Смертные грехи голубого эстета Оскара Уайльда
Возможно, самым большим прегрешением писателя было его сходство с «Джоном Буллом», вымышленным британским обществом
В этой статье писательница Вивиана О’Коннелл делает попытку погрузить современного читателя в эпоху, в которую жил и работал ирландский писатель. Она пытается проанализировать его гениальные произведения в социальном контексте, отобрав для своего анализа самые известные из его высказываний и фрагменты из поэмы «Баллада Рэдингской тюрьмы»
Сын незаурядных родителей, он родился под кровом необычного дома и получил образование в лучших колледжах Дублина, а затем и в Оксфорде. Уайльд женился на Констанс Ллойд (Constance Lloyd), в их семье было двое детей, а самому писателю выпала счастливая участь жить при правлении королевы Виктории (Victoria, 1837-1902).
Проведя в Лондоне лишь два года, Уайльд стал уже широко известным в обществе персонажем. Он всегда одевался по последней моде, хотя, возможно, несколько экстравагантно, столь же экстравагантны были и его высказывания на темы культуры и политики. Всю жизнь он прожил в соответствии со своими убеждениями. Уайльду сопутствовал успех, книги его приводили в восторг, а спектакли, поставленные по его театральным произведениям, пользовались ошеломляющим успехом у всего Лондона. Он постоянно преступал строгие нормы пуританской морали викторианской эпохи, поскольку ему доставляло удовольствие ужинать со всевозможными проходимцами и обитателями трущоб.
Уайльд утверждал: «Мне отвратительна вульгарность реализма в литературе. Того, кто может назвать палкой палку, следовало бы заставить пользоваться ею. Это единственное для чего он может пригодиться». Но позднее, противореча самому себе, пораженный судьбой одного человека, приговоренного к смертной казни, писатель создаст в своей камере номер С.3.3. тюрьмы Рэдинг «Балладу Рэдингской тюрьмы», в которой будут такие строки:
And all men kill the thing they love,
By all let this be heard,
Some do it with a bitter look,
Some with a flattering word.
The coward does it with a kiss,
The brave man with a sword
(перевод Валерия Брюсова)
«Я убежден, что Бог с самого начала создал для каждого человека отдельный мир, тот, что внутри нас, где мы должны пробовать жить». Оскар Фингал О’Флаэрти Уилс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde), пытался жить в своем собственном индивидуальном мире, существующем в мире реальном, и реальный мире его поглотил. Он умер от менингита, в полнейшей нищете и безвестности.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Суд эстета и суд над эстетом. Оскар Уайльд
Суд эстета и суд над эстетом. Оскар Уайльд, не переживший XIX столетия.
(Выборка очерков, опубликованных в книгах издательства Вече)
«Портрету Дориана Грея» Уайльд предпослал свое изящное кредо: «Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и всё». Оказалось не всё. Жизнь сложнее афоризмов. Гениально написанный, этот роман оказался универсальным губителем морали. Овладевая умами и душами людей, он вытравливает в них остатки нравственности либо наполняет ядом их пустоту. Но перейдем к мастеру.
Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд родился в Дублине 16 октября 1854 г. Его отец, сэр Уильям Роберт Уайльд, — знаменитый хирург-офтальмолог, отоларинголог, археолог, собирал антиквариат, писал книги об ирландском фольклоре. Мать, леди Джейн Франческа Уайльд, — поэтесса, экстравагантная, как все поэтессы, царица литературного салона, любила позу, жесты и тайну. Мальчик сполна поднабрался изящного и эпатажного. Впрочем, он был потрясающе трудолюбив и любознателен.
Оскар получил блестящее образование. С золотой медалью окончил Королевскую школу. Удостоившись Королевской стипендии, окончил дублинский колледж Святой Троицы и получил стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении. В Оксфорде получил престижнейшую Ньюдигейтскую премию за поэму «Равенна».
Юноша увлекся идеями теоретика искусства Д. Рескина, проповедника облагораживающей роли физического труда, и несколько раз нанимался на строительство дорог, разбивая там камни.
К счастью, после университета Уайльд стал не дорожным строителем, а журналистом и лектором — «апостолом красоты». «Ирландский остроумец» быстро влился в светскую жизнь столицы. Викторианской эпохе он противопоставил свой эстетизм, отгороженный от действительности непроницаемой стеной иронии. Образующуюся в замкнутом пространстве гниль поэт под соусом декадентства излагал в виде каламбуров и острот. Кто бы ему разъяснил, что его пресыщенность и усталость идут не от жизни, а от бегства из нее. Тогда-то он и стал апологетом искусства ради искусства. Даже организовал движение с таким названием. Богемный образ жизни наложил на него свой отпечаток, который забавлял окружающих. Им было занятно, в каком наряде он блеснет сегодня и что воткнет в петлицу — лилию или подсолнух.
В Париже и Нью-Йорке Уайльд прочитал несколько лекций по вопросам эстетики и этики, в которых сформулировал основные принципы декаданса, базирующиеся на неприятии жизни и культе красоты, подчас аморальной. Любил поражать слушателей неординарным умом и экстравагантностью. Когда на американской таможне ему предложили задекларировать ценности, он ответил: «Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности». А за пассажем, что лондонские туманы существуют потому, что «поэты и живописцы показали людям таинственную прелесть подобных эффектов», следовали другие, не менее изысканные.
Устав от лекций, Уайльд женился на дочери богатого дублинского адвоката, Констанс Ллойд. Она родила ему двух сыновей, Вивиана и Сирила. Не успев после родов прийти в норму, она разонравилась мужу-эстету. Разочаровавшись в женщинах «вообще», Уайльд увлекся студентом Р. Россом, что, правда, широко не афишировал.
Появились первые книги Уайльда: «Стихотворения», пьеса «Вера, или Нигилисты», сочиненные для своих детей сказки в сборнике «Счастливый принц», а также рассказы «Кентервильское привидение» и др. В сказках прекрасное и нравственное, добро и красота выступали как единое целое. Стремясь к тому, чтобы его произведения доставляли удовольствие своей красотой, писатель прекрасно справлялся с этой задачей.
Своей славой Уайльд обязан пьесе «Саломея» и блистательным комедиям, возродившим этот жанр на английской сцене: «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным». «Саломея» была написана драматургом на французском языке и поставлена в Париже со знаменитой Сарой Бернар в главной роли. На английский пьесу перевел поклонник Уайльда, лорд Альфред Дуглас, сыгравший роковую роль в жизни писателя.
Воспользовавшись тем, что Уайльд пленился его красотой и «свежестью», Дуглас тянул из него деньги и вынуждал публично превозносить его несуществующие литературные таланты. Несколько писем Уайльда к Альфреду попали к отцу Дугласа, маркизу Квинсберри, и тот направил писателю намеренно оскорбительное письмо. Уайльд возбудил против маркиза уголовное дело, но тот хорошо подготовился и на суде представил список свидетелей, готовых подтвердить то, что Уайльд является содомитом. Был назначен новый процесс, на котором обвинителем выступил уже Альфред. Уайльда за гомосексуальные притязания к Дугласу приговорили к двум годам каторжных работ. Книги его тут же изъяли из библиотек, пьесы сняли со сцены.
В вынесении приговора сыграл роль не только моральный облик писателя, но и его ирландское происхождение. А еще его остроумие. Своими парадоксами он высмеивал предрассудки, лицемерие, пошлость, распространенную среди мещан всех рангов. Оттого-то они, следуя рецепту Ницше, не только подтолкнули упавшего, а и всласть потоптались на нем.
Тюрьма сломала хребет эстету, но открыла глаза гению. Вся великосветская шелуха спала с поэта, и за два года он создал два шедевра, равных которым по отчаянию не знал мир — «Балладу Редингской тюрьмы» и тюремную исповедь «De Profondis». В них поэт вернулся к Богу и признал преданность, правду и доброту превыше всего. Не иначе, как во искупление, пока он находился в заточении, умерла его обожаемая мать и эмигрировала Констанс, изменив свою фамилию и сыновей на Холландов.
Провозгласив искусство важнейшей из ценностей жизни, поэт не предполагал, что куда важнее свобода. Вышел он на нее надломленным. Бежал общества, отвергшего его, жил в одиночестве на окраине Парижа, называясь Себастьяном Мельмотом (подразумевая бесприютного Мельмота Скитальца английского писателя-романтика Ч. Мэтьюрина).
«Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия», — как-то пошутил Уайльд и вскоре скончался, 30 ноября 1900 г., от острого менингита. Он был похоронен как правоверный католик (после исповеди и отпущения грехов) в Париже на кладбище Баньо. Через десять лет прах его перенесли на кладбище Пер-Лашез, а на могиле установили крылатого сфинкса из камня работы Эпстайна.
Его кончиной весьма символично закончился и XIX век, и славная викторианская эпоха. Впереди были войны, всеобщее падение нравов и полное торжество Дориана Грея, неувядаемого красавца со сгнившей душой.
Конечно же, Уайльд не Шекспир и не Свифт, но он в мировой литературе перл, которым не только любуются, но и не прочь помахать как знаменем все ныне здравствующие эстеты и декаденты.
Возлюбленных все убивают, —
Так повелось в веках, —
Тот — с дикой злобою во взоре,
Тот — с лестью на устах,
Кто трус — с коварным поцелуем,
Кто смел — с клинком в руках!»
В конце 2007 г. британская газета «Телеграф» признала Уайльда самым остроумным человеком Великобритании.
Переводили Уайльда на русский язык К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, А. Минцалова, М. Абкина и др.
Судебный процесс 1895 г. по делу Оскара Уайльда о «нарушении нравственности» приковал к себе внимание всего мира тем, что, осудив знаменитого писателя за содомию, наряду с этим заявил о правах сексуальных меньшинств. Именно после него адепты однополой любви стали испрашивать от общества снисхождения к себе, а позднее затребовали признания еще и некоей своей исключительности.
Процесс лишний раз показал, что в мире ханжества любой авторитет можно сбросить с самого высокого пьедестала. А еще — верность сентенции писателя: «Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека».
Оскара окружали сплошные легенды, да и сам он после опубликования романа «Портрет Дориана Грея» (1890) и постановки пяти его пьес превратился в человека-легенду. Блестящий рассказчик и сказочник, комедиограф и эссеист, критик и лектор, законодатель мод и мастак эпатажа — он целую «пятилетку» был звездой первой величины. Вдобавок Уайльд был признан вождем эстетизма и главой английских декадентов. После того, как Оскар стал завсегдатаем старейшего Уайт-клуба, членами которого был весь бомонд столицы, он стал воистину знаменит — министры и герцоги буквально смотрели ему в рот. Его называли «королем жизни», «принцем Парадокса», «апологетом Красоты», «мастером красноречия» и т.д. И вот в один прекрасный день вся эта позолота осыпалась, певец роскоши и наслаждений сменил «темно-лиловый бархатный жакет с кружевными манжетами» и бутоньеркой в петлице на полосатую робу арестанта и «сфинкс» превратился в каторжника.
1891 год стал для Уайльда годом триумфа «Портрета…» и знакомства с юным лордом Альфредом Дугласом («Бози»), горячим поклонником его таланта. 22-летний развратный красавец вскружил голову 37-летнему эстету и, перекинув на него свои проблемы, стал щедро тратить время и деньги писателя. Подсовывая Оскару «свежих» мальчиков, Дуглас и вовсе опускал Уайльда на дно духовного разложения.
Ничего нет тайного, что не стало бы явным — связь Уайльда с Дугласом стала известна отцу Альфреда, маркизу Квинсберри. К нему попало недвусмысленное письмо Оскара к Бози, и маркиз, исключенный ранее за множество скандалов из палаты лордов, решил устроить публичный скандал и выправить свое пошатнувшееся в обществе реноме. Для этого Квинсберри устроил «западню для олуха»: оставил в клубе записку Уайльду, в которой назвал его содомитом. Записка стала достоянием любопытных. Провокация, рассчитанная на вынужденный ответ писателя, сработала. К ответу же Оскара маркиз, по одной из версий, стал готовиться заранее, занявшись сбором сведений о сексуальных партнерах Уайльда. (По другим сведениям Квинсберри не собирался устраивать громкий скандал, Уайльд сам «полез в бутылку»).
Оскар не думал затевать судебное разбирательство, но Дуглас, ненавидевший своего отца, вынудил все же заняться этим. Друзья пытались убедить Оскара не возбуждать иск и уехать из Англии, но Уайльд не внял их словам и обвинил маркиза в клевете. 2 марта 1895 г. Квинсберри был арестован, но затем отпущен под залог.
Дело Уайльда в суде вел сэр Э. Кларк, виртуоз по части высоких дел. Маркиза защищал Э. Карсон, бывший однокурсник Уайльда по колледжу. Квинсберри подготовил список из 12 имен «мальчиков», готовых за умеренную плату дать любые показания, а Карсон внес пункт, обвинявший писателя «в безнравственности и гомосексуальных наклонностях, о которых свидетельствуют его опубликованные работы, в частности «Портрет Дориана Грея»». Карсон, зная Оскара, верно рассчитал, что тот обязательно ввяжется в обсуждение своего романа.
Так и произошло. Суд состоялся 3—5 апреля. Карсон умело повел процесс, столкнув Оскара на литературную колею, богато устлав ее обширными цитатами из Уайльда. Там денди, что называется, «понесло». От его остроумных эскапад переполненный зал покатывался со смеху. Процесс напоминал дискуссионный клуб беспечных литераторов, хотя в реальности одной из сторон грозила обструкция общества и каторга. Присяжные же с каждым остроумным (но не по существу) ответом писателя все больше склонялись в поддержку маркиза. Письмо Уайльда Дугласу, в котором Оскар сравнил «милого моего мальчика» с «Гиацинтом, которого так безумно любил Аполлон», зачитанное суду, лишь добавило присяжным решимости принять сторону Квинсберри.
После того, как от Искусства перешли к прозе жизни, и замаячили продажные «мальчики», Кларку все же удалось убедить Уайльда, что далее вести процесс бессмысленно, и тот отозвал свой иск. Присяжные вынесли вердикт: подсудимый Квинсберри не виновен.
Оправданный маркиз, не откладывая дела в долгий ящик, тут же передал все собранные материалы главному прокурору. 13 апреля Уайльда арестовали за «совершение непристойных действий лицами мужского пола». После доследования разрешили внести залог.
Оскара встретил другой Лондон. Большинство друзей отреклись от него. С молотка продали за ничтожную часть ее реальной стоимости всю богатую обстановку дома — в уплату долгов писателя. Сняли со сцены спектакли по его пьесам, прекратили продажу сочинений. Газетчики еще до решения суда склоняли эстета на всякий лад. Ему был закрыт доступ даже в отели и кафе.
Второй суд по обвинению Уайльда в гомосексуализме начался 26 апреля. Разбирательство вновь то и дело съезжало на разбор литературных произведений Уайльда, но Кларк, взявшийся бесплатно защищать Уайльда, старался строить защиту на дискредитации продажных свидетелей. Поединок остроумия и улик закончился вничью. Процесс зашел в тупик, и присяжные не смогли вынести вердикт. Судья вынужден был назначить по делу Уайльда третий суд.
7 мая писателя освободили под залог в 5000 фунтов, собранными друзьями. Оказавшись на свободе, Уайльд опять отказался покинуть страну.
Третий суд состоялся 20—25 мая. Там было все то же, вот только над головой обвиняемого тучи сгустились куда сильнее, чем месяц назад. Завершился процесс вердиктом: «Признан виновным по всем 25 пунктам обвинения и осужден на два года тюрьмы и тяжелых работ», по поводу чего судья посетовал, что, к сожалению, по данной статье обвинения нельзя дать больше. От последнего слова Уайльд отказался. А Англия полностью отказалась от него. Даже имя «Оскар» было предосудительно упоминать в печати.
В Редингской тюрьме Уайльд написал пропитанную болью исповедь «De Profundis» («Из бездны»), посвященную Бози, который ни разу не навестил его и ни разу ему не написал. О писателе вообще никто не вспоминал, разве что Бернард Шоу тщетно добивался его досрочного освобождения. В мае 1897 г. Оскар был выпущен из тюрьмы. Не имея средств к существованию, больной и разуверившийся в эстетизме, писатель уехал в Париж.
Гениальная поэма «Баллада Редингской тюрьмы» стала единственным литературным произведением Уайльда, опубликованным после его освобождения. Эта поэма и несколько писем в «Дейли крoникл» oб ужасном положении детей, содержавшихся в тюрьмах, привели к изменению статей английского законодательства. Более Оскар не писал ничего. К. Бальмонт назвал его «богачом, у которого целый рудник слов, но который больше не говорит ни слова».
По ходатайству англиканской церкви в «уголке поэтов» Вестминстерского аббатства была водружена мемориальная доска в честь Уайльда — рядом с досками Шекспира, Мильтона, Диккенса, Т.С. Элиот и Т. Дилана.
Оскар Уайльд: суд за непристойное поведение
Суд над Уайльдом и приговор, вынесенный ему в 1895 году, фактически положили конец жизни поэта, хотя после выхода из тюрьмы он прожил ещё три года.
В 1995 году в Вестминстерском аббатстве, в так называемом «уголке поэтов» — той части, где похоронены поэты, драматурги и писатели — была установлена памятная доска в честь Оскара Уайльда. Ровно за сто лет до этого состоялся судебный процесс, по итогам которого поэта приговорили к двум годам тюрьмы за нарушение общественной морали.
Установкой памятного знака в Вестминстере, где похоронены Чарльз Диккенс и Альфред Теннисон, Британия словно приносила извинения Уайльду, который вышел из тюрьмы совершенно сломленным человеком.
Непристойное поведение: Уайльд и Бози
3 апреля 1895 года начался процесс, в котором поэт и драматург Оскар Уайльд обвинял Джона Шолто Дугласа, 9-го маркиза Куинсберри, в клевете. Этому предшествовала долгая история взаимоотношений Уайльда с сыном маркиза Куинсберри Альфредом.
Оскар Уайльд, «ирландский остроумец», как именовали его в светских кругах, был популярной фигурой в Лондоне. Он поселился в английской столице в 1878 году, после окончания Оксфорда. Во время его путешествия в Америку в 1882 году на лекциях, с которыми Уайльд выступал в разных городах, собиралась восторженная публика, и по итогам турне он заявил: «Америку я уже цивилизовал». За американским турне последовала поездка в Париж, где Уайльд был хорошо принят в литературных кругах. По возвращении в Лондон он женился на Констанс Ллойд, которая родила ему двух сыновей. Казалось бы, в жизни Уайльда всё складывалось наилучшим образом, а литературная известность неуклонно росла. В 1890 году вышел его роман «Портрет Дориана Грея», и слава достигла апогея.
В 1891 году Уайльд через общих друзей познакомился с молодым человеком по имени Альфред Дуглас (все знакомые звали его Бози), который искренне восхищался «Дорианом Греем». Некоторое время они поддерживали лишь поверхностное знакомство, тем более что и разница в возрасте была заметная — 16 лет. Но внезапно Бози попросил Уайльда о помощи: молодой человек оказался в щекотливой ситуации, будучи уличённым в интимной переписке с одним из друзей. Уайльд помог знакомому: выкупил компрометирующие письма и избавил Бози от угрозы разоблачения. После этого достаточно быстро отношения Уайльда и Дугласа переросли в романтические, причём Дуглас стал и любовником Уайльда, и его музой, и, может быть, самой большой страстью его жизни.
Тут необходимо сделать небольшое отступление и пояснить, какие нравы царили в конце 19-го века в английском обществе.
Викторианская мораль
Конец позапрошлого столетия в Англии — это время правления королевы Виктории и расцвет того, что принято называть «викторианской моралью». Королева была на троне 64 года, с 1837-го по 1901-й, и её влияние на общество было, конечно же, огромным. Исследователи говорят, что нравственный уклад, сложившийся в Англии, был самым строгим в Европе, но при этом и самым лицемерным. В общем-то, именно это и нашло отражение в «Портрете Дориана Грея» — прекрасная внешность, скрывавшая внутренний порок.
Викторианская мораль основывалась на трёх главных приоритетах: монархия, церковь и семья. Образцом последней, конечно, были королева Виктория и её муж — принц Альберт Саксен-Кобург-Готский. Их семья, в которой росло 9 детей, а жена после смерти мужа погрузилась в траур до конца жизни, должна была стать примером для подражания. Время вдовства Виктории ввело новый «стандарт женского поведения» — скромная страдалица, болезненно бледная и незаметная.
Жёсткому табуированию в обществе подвергалось всё, что так или иначе относилось к области интимной жизни. Об этом нельзя было говорить, думать, как-либо упоминать в произведениях искусства. При этом «на теневой стороне» широко распространялась порнографическая литература и процветала проституция: только в Лондоне в конце 19-го века насчитывалось порядка 80 тыс. жриц любви.
Образ жизни Уайльда, который ушёл из семьи, предпочитал общество молодого возлюбленного, да ещё и пользовался услугами платных любовников, не соответствовал общественной морали. Но при этом Уайльд, конечно, не был единственным представителем богемы, который позволял себе многое. Другое дело, что именно его интимные тайны вышли наружу, и большую роль в этом сыграл отец Альфреда.
Дело не семейное
Джон Шолт Дуглас, маркиз Куинсберри — человек, вошедший в историю не только благодаря своему участию в деле Уайльда. Также о нем вспоминают, когда говорят о боксе. Получивший от современников прозвище «Багровый маркиз», сэр Джон вообще отличался характером жёстким, любил грубые развлечения, каким долгое время и был бокс. И именно маркиз Куинсберри придумал современные правила этого вида спорта.
Отношения Джона Дугласа с сыном были натянутыми (и это мягко сказано). Отец, до которого дошли слухи о непристойных отношениях Бози, настаивал на знакомстве с Уайльдом. Как ни странно, когда их встреча состоялась, поэт совершенно очаровал маркиза Куинсберри, и на некоторое время он, что называется, успокоился. Более того — сказал сыну, что будет защищать его от нападок.
Правда, достаточно быстро настроение «Багрового маркиза» поменялось, и он снова начал обвинять сына в аморальном поведении. Письма подписывал не иначе как «С отвращением, твой так называемый отец». В руках маркиза оказалась переписка Бози с Уайльдом, так что подозрения беспочвенными не были.
Куинсберри решил ещё раз увидеться с тем, кого он считал совратителем сына, и забронировал место в ложе на премьере пьесы «Как важно быть серьёзным». Уайльд узнал об этом и добился того, что бронь аннулировали. Не успокоившись, маркиз отправился в клуб, где поэт часто бывал, и оставил там оскорбительную записку с просьбой передать её Уайльду. Послание дошло до адресата почти две недели спустя, и поэт решил, что пора действовать решительно. Он подал в суд иск против Куинсберри, обвинив того в клевете.
Оскар Уайльд: три процесса
Слушания по делу начались 3 апреля 1895 года. Интересы Уайльда представлял очень известный адвокат сэр Эдвард Кларк. Ответчика представлял Эдвард Карсон — однокашник Уайльда по Оксфорду. «Не сомневаюсь, что он возьмётся за дело с озлобленностью старого друга», — писал поэт в одном из писем.
Надо сказать, что Куинсберри подготовился к процессу основательно: он нашёл бордель Альфреда Тейлора, который посещал Уайльд, и несколько работавших там юношей согласились дать показания против поэта.
Друзья Уайльда, предвидя, что суд ничем хорошим не закончится, уговаривали его уехать, но он отказался и явился на заседание. Там его ждало полное фиаско: во-первых, своим поведением он восстановил против себя присяжных, а во-вторых, его ответы на вопросы не оставляли сомнений в том, что он действительно предпочитал юношей и пользовался услугами борделя. Куинсберри оправдали, а вот Уайльда на следующий день арестовали по обвинению в гомосексуализме.
А преследовали за него в Англии строго. В 1828 году за это преступление полагалась смертная казнь, в 1861 году закон был смягчён, но наказание за гомосексуальные связи оставалось суровым: от 10 лет до пожизненного заключения. В 1885 году закон был смягчён ещё раз — срок заключения сократили до двух лет.
Дело Уайльда объединили с делом Тейлора, бордель которого тут же прикрыли. Тейлору предлагали дать показания против поэта и избежать преследования, но тот отказался. А вот кредиторы Уайльда предъявили все возможные иски, и он практически мгновенно стал банкротом. Альфред Дуглас покинул Англию.
Второй суд, теперь уже против самого Уайльда, состоялся 26 апреля. Поэт выглядел крайне подавленным и равнодушным к происходящему. Тем не менее, когда прокурор потребовал объяснить строчку одного из стихотворений Дугласа «Я — та Любовь, что о себе молчит», Уайльд произнёс вдохновенную речь о любви: «Любовь, что таит своё имя — это всё та же глубокая духовная страсть, отличающаяся чистотой и совершенством. Ею продиктованы, ею наполнены как великие произведения, подобные сонетам Шекспира и Микеланджело, так и мои два письма, которые были вам прочитаны. В нашем столетии эту любовь понимают превратно, настолько превратно, что воистину она теперь вынуждена таить своё имя. Именно она, эта любовь, привела меня туда, где я нахожусь сейчас».
По итогам этого процесса присяжные не смогли вынести решение, поэтому на 7 мая был назначен новый суд. После очередного скрупулёзного разбора личной жизни Уайльда его приговорили к 2 годам тюрьмы. Он отбыл срок полностью и вышел на свободу в мае 1897 года больным, без средств к существованию, фактически лишённым воли к жизни.
Уайльд умер три года спустя. Незадолго до смерти он сказал: «Я не переживу 19-го столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия».