за что закрыли куклы
Почему запретили программу «Куклы»?
Сатирическая передача «Куклы» на российском телевидении была по-настоящему революционным начинанием. Прежде за политической сатирой скрывались насмешки советских юмористов над США. Но вдруг на телеканале НТВ появились куклы, которые были очень похожи на современных российских политиков — вплоть до самых высокопоставленных, включая Бориса Ельцина.
Программа была острой, смешной, критичной и актуальной. Миллионы зрителей на всем постсоветском пространстве ждали ее каждую неделю и смеялись до слез. От радости и горечи.
Автором сценариев гениальной программы был замечательный российский публицист, юморист, писатель и театральный деятель Виктор Шендерович. С момента, когда в России к власти пришел Владимир Путина, Шендерович не написал ни одного сценария и не появился на телеэкране.
Вы начали писать после того, как вернулись из армии. У вас были настолько сильные впечатления?
Виктор Шендерович: В армию я уходил мальчиком из хорошей московской еврейской семьи, который писал стихи и читал книжки, учился актерству у известного режиссера Олега Табакова. Он приводил к нам на занятия таких людей, как Булат Окуджава, Владимир Высоцкий. Я думал, что это нормальная советская реальность, что они — советский народ.
Только в армии мне объяснили, кто я такой, и кто — советский народ. Я попал в отряд на китайской границе, но оттуда меня выгнали, потому что я якобы разлагал нравственность однополчан. А я своими словами рассказывал о результатах ХХ съезда Коммунистической партии СССР. Последние месяцы службы я провел за колючей проволокой. Большую роль сыграло то, что я был евреем из Москвы с вузовским дипломом. Катастрофа. Я едва не погиб. Но раз я выжил, я начал писать.
— Но то время не очень благоволило свободному творчеству…
— Мне было 24 года, и у власти был глава КГБ Юрий Андропов. Я чувствовал себя невероятно одиноким. Я не мог путешествовать, и, кстати, в последний раз в 1988 году меня не пустили в Чехословакию. То, что я писал, невозможно было напечатать. Печататься я начал в 1987 году, в период поздней перестройки.
Вы прославились, когда начали писать сценарии для передачи «Куклы»?
— Да. В 1994 году меня пригласил к себе выдающийся российский писатель, сценарист и сатирик Григорий Горин. Это ему предложили писать для «Кукол». Я был совершенно счастлив, когда он сказал мне: «Ищите концепцию». И я искал. Горин рассудил, что у меня получается, и так я стал единственным автором «Кукол».
— Я помню несколько выпусков, и все они были невероятно смешными. Как у вас это получалось каждую неделю?
— Если бы я знал раньше, я бы никогда не начал этим заниматься. Я трусливый человек и боюсь ответственности. Писать юмор на заказ ужасно трудно. Но «Куклы» меня захватили. Я человек театра. Поэтому в основу «Кукол» я положил традиционный русский юмористический жанр, который называется капустником. Его придумал Станиславский. Театралы показывают друг другу скетчи. «Куклы» были политическим капустником, смесью театра и публицистики. Часто благодаря «Куклам» мы могли выразить то, что нас всех беспокоило. Первоначально программа планировалась как юмористическая. Но прежде чем мы это придумали, началась война в Чечне. И из юмористической программы мы сделали сатирическую. Мы шутили над пьяным Ельциным, над дураками-депутатами, над старыми коммунистами, над ворами и демагогами.
— А что изменилось с началом войны в Чечне?
— Мы думали, что такое уже никогда не повторится. Мы думали, что СССР больше нет, и мы живем в новой стране. Моих родителей охватила бессильная ненависть, но у меня уже была возможность говорить о чем-то вслух. Поэтому «Куклы» и стали такими популярными: появился подлинный конфликт.
— Вы действительно были смешными каждую неделю?
— Нет, думаю, нет. Но ниже определенного уровня мы никогда не опускались. Каждую неделю придумывать нечто гениальное просто невозможно. Неудачи — часть моей профессии.
— Не рассматриваете ли вы возможность возродить сегодня «Куклы»? Скажем, на каком-нибудь интернет-канале…
— Как вы это объясняете?
— Запрет последовал за каким-то конкретным выпуском, когда президент разозлился?
— Тогда вы могли бы ему нравиться, ведь он не переносит высоких мужчин…
Вы хотите сказать, что «Куклы» стали жертвой путинских комплексов?
— Именно так. Он боится, что его отравят. Он отказался от хлеба и соли, которыми его приветствовали в Минске… и правильно делает. Потому что каждый первый в его окружении сейчас мечтает о том, чтобы с ним что-нибудь случилось.
Российская политическая элита хочет от Путина избавиться?
— Они хотят вернуться в 2013 — 2014 годы. Тогда в России крали и делали все, что хотели, а потом ехали за границу и там скупали дома, открывали счета, дети учились в зарубежных университетах.
— И они могли бы продолжать делать это, если бы Кремль не помешал?
— Конечно же, да. Но кое-кто сошел с ума. И теперь они хотят, чтобы Путина похитили марсиане, чтобы с ними остались их миллиарды, и чтобы на Западе их опять принимали с распростертыми объятьям. Они хотят, чтобы банки давали им кредиты. В России они не живут и жить не хотят: они ездят туда только за деньгами. Никто из тех, кто нас учит любить свою Родину, в России жить не хочет. Однако после Крыма ситуация изменилась. Появился очень опасный класс «невыездных» — тех, кто не может поехать на Запад из-за санкций. Эти люди не откажутся от власти ни под каким видом, потому что им некуда бежать. Поэтому они невероятно опасны.
— Почему вы, после того как у вас забрали вашу работу и свободу творчества, не эмигрировали?
— Сегодня ситуация лучше, чем при СССР. И хотя в России я практически не могу работать: путь на телевидение мне заказан, я могу писать для радиостанции «Эхо Москвы» и для «Новой газеты».
— Они — то последнее, что отличает нас от Узбекистана. Мы — своего рода Узбекистан «лайт».
— Когда, по вашим ожиданиям, на российском телевидение снова могут выходить «Куклы»?
Как, собственно говоря, такой художник-изгой может заработать в России на жизнь?
— Я зарабатываю на спектаклях и лекциях. Но в российские школы меня уже тоже не пускают, чтобы я не разлагал мышление молодежи. Поэтому я читаю лекции за рубежом. В последний раз это было в Кембридже, в Сорбонне, в Стэнфорде… но в Московский государственный университет мне нельзя. Я читаю лекции о цензуре и российской свободе слова, о литературе, о российской имперской цивилизации. Для россиян, проживающих за рубежом, я провожу спектакли, на которых читаю свои юмористические тексты. Зрителей у меня достаточно. Сегодня за границей проживает очень много россиян — путинская эмиграция.
Многие россияне хоть и живут за рубежом, но Путина любят. Ваша публика такая же?
— Какие причины у тех, кто живет многие десятилетия вне России, любить нынешнего российского президента?
— Но тем не менее эмиграция — это самая серьезная проблема для самой России, потому что, как известно, эмигрантами всегда становятся самые талантливые, самые образованные и смелые…
— Путинская эмиграция — это эмиграция молодых и образованных людей. Это то же самое, что исходить кровью. Для России это катастрофа. Ведь это пятая огромная эмиграционная волна за последние 100 лет. Россия сама себя уничтожает. Она выбрасывает из своего центра то лучшее, что у нее есть. И это будет иметь самые серьезные последствия. Я думаю, что эту проблему можно рассматривать даже с антропологической точки зрения. Паскаль говорил, что если из Франции уедет 300 лучших людей, она превратится в страну идиотов.
Если эту модель применить к России, то что у нас получается? Путинская эмиграция исчисляется уже миллионами. Ведь я вижу это на своих выступлениях в Америке. Раньше я мог поехать в три-четыре города в США, где были русские зрители. В Бостоне или Нью-Йорке ко мне на спектакль приходило 300-400 человек. А в последние десять лет, в особенности после Крыма? Вы не можете себе даже представить, в каких дырах теперь можно играть для русских.
Наконец я приехал в Канаду, в Калгари, центр нефтяной промышленности. Там на спектакль ко мне пришел целый Институт нефти и газа им. Губкина. Все сидят в зале, все из одного вуза, и все теперь в Канаде. В Калгари. Умные люди просто массово эмигрируют. Это те люди, которые могли бы стать в России либеральной интеллектуальной элитой. Но они не в России, а за границей.
Какое будущее вы, как драматург, предсказываете Владимиру Путину?
До 2018 года все останется по-старому?
Я процитирую некогда известного ученого Вячеслава Селчеванова — человека, который говорит на десятках языков, является гениальным философом, читает лекции о Вселенной, о ее возникновении, об истории человечества и смысле его бытия. Разумеется, он живет в Лос-Анджелесе. Ему 87 лет. Когда ему было 18, его выдворили из России, потому что на комсомольском собрании он встал и начал публично защищать Пастернака.
Я был у него в гостях, и мы беседовали о том, как можно изменить ситуацию в России. У нас было три сценария: плохой, еще хуже и катастрофический. Провожая меня, он вдруг сказал: «А еще может случиться чудо. Ведь в России никогда нельзя исключать чуда». Это сказал не папа, а ученый, философ и физик. И это единственная моя надежда: в России действительно иногда случаются чудеса. Приход Горбачева? Это и было как раз таким чудом, хотя оно и имело определенные закономерные мотивы. У нас кончалась еда. Если бы еда не заканчивалась, Горбачев бы не появился на сцене.
— Но сейчас может произойти то же самое: может закончиться еда…
— Именно так. Проблема в том, что чудо у нас случается после того, как происходит катастрофа. И к ней мы близки уже сейчас.
Источник: Z Putina se stal případ pro psychiatra, říká autor zakázaných ruských ‚gumáků‘ Šenderovič
Вывод:
После выхода в свет этой передачи жизнь россиян тоже была тяжелой, как сейчас. Но она заставляла людей улыбаться, смеяться и жить было гораздо веселее.
Ваше мнение уважаемые коллеги и подписчики?
За что закрыли куклы
НТВ закрыло телешоу, некогда бывшее главным хитом канала. Последние из вышедших в эфир «Кукол» были посвящены ситуации вокруг Санкт-Петербурга. Создатели программы решили пошутить, взяв за основу самый известный из романов Умберто Эко «Имя розы». Питерский губернатор Яковлев там воевал с «францисканцем» Степашиным. После этого «Куклы» исчезли из эфира. Сначала — на время летнего отпуска, но и с началом нового сезона телешоу в «ящик» не вернулось.
Искать политическую подоплеку в случившемся не стоит. Причина снятия программы с эфира — в ее низких рейтингах: в последнее время «Куклы» перестали входить даже в сотню самых популярных телепрограмм. Политический балаган в стране прекратился, шутки «Кукол» стали натянутыми. Хуже того, народ перестал узнавать своих вождей в лицо. Кроме Путина и Касьянова, остальных — ни-ни. А уж что говорить об узнавании членов правительства, отлитых в латексе?
На НТВ комментируют закрытие «Кукол» без энтузиазма, ссылаясь на то, что решение это не окончательное и что программа, возможно, еще вернется в эфир. Правда, неизвестно, когда именно и в какое время.
Продюсер «Кукол» Василий Григорьев тоже ограничивается туманными намеками:
— Есть серьезные причины, по которым «Куклы» ушли с НТВ, но мне бы сейчас не хотелось о них говорить. Мы планируем, что программа будет видоизменена и модернизирована. 2003 — 2004 годы — ответственное для «Кукол» время. А пока смотрите Масяню.
Как это начиналось?
Первый выпуск «Кукол» появился в январе 1995 года и был посвящен штурму Грозного. В качестве сценариста программы тогда выступал Виктор Шендерович. Премьерная программа была переделкой лермонтовского «Героя нашего времени».
А озвучивал «Кукол» в те далекие времена знаменитый ныне Сергей Безруков, говоривший голосами многих политиков, включая первого Президента России.
Владимир Жириновский: «Я по этому балагану не скучаю!»
Мы спросили лидера ЛДПР — одного из главных действующих лиц программы «Куклы», — как он относится к исчезновению программы из эфира.
— Ну и хорошо, что «Куклы» закрыли. Все равно на десять выпусков, дай Бог, один был более или менее интересным. Я бы на нашем ТВ еще несколько программ закрыл — антирусской, антироссийской направленности. Кстати, существование этих программ только подтверждает, что у нас в стране — свобода слова, какая и не снилась никому за рубежом. Причем эта свобода не имеет внутреннего ценза.
По «Куклам» не скучаю — если бы вы мне не сказали, что их больше нет, так и не знал бы, что этот балаган закрыли. А Шендеровича я, кажется, как-то видел его на ТВС — как всегда, издевался над зрителями, только скучно очень. На агонию похоже.
Почему правильно закрыли программу «Куклы»
На заре благословенных 90-х в России появилась программа «Куклы». Одним из ее бесменных авторов был Виктор Шендерович.
Ничего не напоминает вам тот великолепный расклад в нашей сегодняшней медийной реальности? Конечно, текущее состояние «мочилова» товарища Трампа в эфирах самых прогрессивных телеканалов самой демократической страны мира!
Секретная служба уже начала расследование на тему угрозы жизни президенту, выходку CNN уже осудили и демократы и республиканцы, а сама ведущая была вынуждена публично извиняться в стиле «мол это была шутка такая, но я перешла черту».
«Я обиделся, обиделся. » – начал говорить Венедиктов.
«Совершенно ущербная, на мой взгляд, идеология, когда даже не допускается мысли, что человек говорит не потому, что ему угрожают или дали денег, а потому, что он так думает! Я уже по шкале рукопожатности уважаемых либералов спустился куда-то ниже ада». «Оказалось, я защищал чужой кошелек. Гусинский позже честно признался мне, сказал: «Ты что, дурак? Какая свобода слова? Я все равно бы вас продал, когда мне это было выгодно». В эфир вернется шоу «Точная копия» — прообраз «Кукол». В нем будет кукла ПутинаБританское сатирическое кукольное шоу «Точная копия», которое стало прообразом программы «Куклы» на НТВ, вновь вернется в эфир. Об этом сообщила Русская служба Би-би-си. Продюсеры программы опубликовали фото куклы, которая будет изображать в шоу премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона. Ранее они показали куклу Владимира Путина, у которой на животе изображена татуировка «Thug Life» («Бандитская жизнь»). Кроме них героями шоу станут Дональд Трамп, рэпер Канье Уэст, Марк Цукерберг, члены британской королевской семьи и советник Джонсона Доминик Каммингс, известный своей неформальной манерой одеваться.
Шоу начнут показывать на стриминговой платформе BritBox осенью, программу создаст Би-би-си совместно с британской коммерческой телекомпанией Ай-ти-ви. В разработке будет участвовать один из создателей оригинальной программы Роджер Лоу. Он обещает сделать шоу «более резким, дерзким и скабрезным, чем его предыдущая инкарнация». «Точная копия» стала культовым шоу 1980-х и вышла в последний раз в 1996 году, после чего была закрыта из‑за низких рейтингов. Передачу часто сравнивают с российской версией — «Куклами», которую показывали по НТВ с 1994 по 2002 год. Порно с принцессой, фальшивый сын и потерянные миллионы. Как теории заговора помогают королевской семье травить неугодныхПохоже, заговор таблоидов против принца Гарри и Меган Маркл действительно существует. И его действительно подпитывает брат Гарри принц Уильям. Авторы нового документального фильма «Би-би-си» «Принцы и пресса» попытались выяснить, что стоит за освещением скандалов в британском королевском семействе. И хотя журналисты и эксперты, которых в нем показали, не сказали ничего нового, многое стало понятно. «Лента.ру» разобралась, что происходит. Конфликт между британской прессой, принцем Гарри и его женой Меган Маркл продолжается почти три года. Гарри и Меган называют его травлей, которая вынудила их уехать из страны. В интервью Опре Уинфри в марте 2021 года Гарри признался, что семья отказала ему, когда он просил помочь ему в борьбе с дезинформацией. Меган пошла еще дальше и заявила, что лживые сплетни о ней распространяются из Букингемского дворца. И таблоиды, и королевская семья отрицают все обвинения, тем более что доказать их нечем. Тем не менее основания для подозрений действительно есть — уж слишком слаженной была атака прессы на Гарри и Меган перед их интервью Опре. Даже респектабельная газета The Times, обычно избегающая королевских сплетен, опубликовала не одну, а сразу несколько статей с обвинениями в адрес Меган Маркл. В одной из них приводились отрывки из электронного письма Джейсона Кнауфа, бывшего пресс-секретаря Гарри и Меган. В послании, датированном октябрем 2018 года, он жаловался, что Меган издевается над своими сотрудницами. Больше всего публикации The Times напоминали слив компромата, который затеяли, чтобы запугать Гарри и Меган. И так полагали не только их сторонники. Даже бывший пресс-секретарь королевы Дики Арбитер признал, что письма Кнауфа могли попасть в прессу лишь с разрешения принца Уильяма, у которого он теперь работает. Авторы документального фильма «Би-би-си» обратились к королевскому корреспонденту The Times Валентину Лоу, написавшему ту самую статью, и спросили напрямую, в самом ли деле разоблачение было приурочено к интервью Опре. Лоу не стал отпираться. «Если бы статьи вышли после Опры, всем было бы на них плевать, — объяснил он. — А перед интервью — это как если бы мы махали флагом и говорили всем: просто запомните, что есть другая версия событий, которую тоже нужно выслушать». Он отказался объяснять, откуда взялась эта точка зрения, и заверил, что принц Уильям был ни при чем. Материалы по темеПринц Гарри и Меган Маркл впервые заговорили о кризисе в королевской семье«Вопиющая надменность и высокомерие»Все, по его словам, началось куда раньше. Поворотным моментом, после которого пресса принялась открыто травить Меган Маркл, была новость о том, что Меган довела Кейт до слез, опубликованная в 2018 году (по версии Меган, все было совсем наоборот). Авторы «Принцев и прессы» нашли и ее автора — редактора Daily Telegraph Камиллу Томини. Она объяснила, что услышала о плачущей Кейт из своих источников и решила об этих слухах написать. Но что за источники могли знать о событии, случившемся за закрытыми дверями, где, не считая Кейт и Меган, почти никого не было? «Кто это сказал? Помощники Кейт? Ее друзья?» — допытывались авторы фильма «Би-би-си». На этот вопрос Томини отвечать не захотела. За новостью о плачущей Кейт последовали другие скандальные истории о Меган. Ее обвиняли в растрате миллионов фунтов, объявляли плохой дочерью и уличали в неподобающих политических амбициях. Судя по осторожным ответам журналистов, с которыми беседовали авторы фильма «Би-би-си», готовность, с которой на нее набросились таблоиды, имеет два объяснения. С одной стороны, это отражало запрос их читателей — британцев старшего поколения, которые с самого начала недолюбливали Меган Маркл. С другой стороны, газетчикам надоело, что Гарри и Меган не желают играть с прессой по установленным правилам. Королевский корреспондент Daily Express Ричард Палмер с нескрываемой досадой рассказал авторам фильма «Би-би-си», как журналистов оповестили о том, что Меган Маркл рожает сына. Они съехались в Виндзор, ожидают, что Гарри и Меган выйдут к ним и, как требует традиция, продемонстрируют младенца, — и вдруг узнают, что ребенок родился еще до того, как их позвали, причем не в Виндзоре, а в Лондоне. «Было такое впечатление, что они сделали это специально, чтобы выставить нас дураками», — говорит Палмер. Зато Уильям и Кейт играли по правилам: мокли под дождем, махали рукой и исправно показывали ожидаемых младенцев. Ни один из журналистов, с которыми пообщались авторы «Принцев и прессы», не подтвердил, что негативные публикации о Гарри и Меган появлялись по заказу Уильяма и Кейт, однако между строк читается именно это. Редактор The Sun Дэн Вуттон признал, что большая часть информации о частной жизни обеих пар поступала либо от них самих, либо от их приближенных. Это, вероятно, объясняет, откуда газеты могли узнать о плачущей Кейт. В другой раз Уильям сыграл на руку таблоидам, которые травили его брата. Когда газеты обвинили Гарри в лицемерии из-за полетов на частном самолете, Уильям демонстративно воспользовался обычным авиарейсом, чего за ним никогда не водилось. Как ни толкуй этот жест, Уильям не мог не понимать, что после этого на Гарри набросятся еще сильнее. Так и произошло. Вопрос жизни и смертиНепростые отношения между британской королевской семьей и прессой начали складываться еще в XIX веке, когда британский престол занимала королева Виктория. Начало ее правления пришлось на годы, когда появились первые иллюстрированные издания. О фотографии, которая делала первые шаги, речи еще не шло. Вместо них газеты публиковали литографии и гравюры, которые рисовали штатные художники по мотивам текущих событий. Привлекательная молодая королева сразу же стала излюбленным персонажем прессы. Букингемский дворец с утра до вечера осаждали назойливые репортеры — что-то вроде современных папарацци, только без телеобъективов. Сатирическое издание Punch издевательски описывало журналистов из The Times и Morning Post, пытающихся разглядеть Викторию, вышедшую в сад для утренней прогулки, пока корреспондент Morning Herald разглядывает королевскую трапезу через щелочку. Результат его изысканий, статья о «29 самых интересных особенностях королевской каши», немедленно отправляется в Лондон для печати. Виктории приходилось терпеть, тем более что для этого была причина. Повышенное внимание шло на пользу и ей, и прессе. Благодаря ежедневным заметкам о себе королева могла наслаждаться такой народной любовью, о которой ее предшественники не могли и мечтать. Пресса тоже не оставалась внакладе. Газеты с репортажем о жизни членов королевской семьи просто сметали с прилавков. К примеру, когда женился старший сын Виктории, тираж The Times подскочил до 108 тысяч экземпляров, хотя в обычный день не превышал 60 тысяч. Благосклонность прессы стала еще важнее в начале XX века, когда страной правил король Георг V — внук Виктории, современник царя Николая II, дед Елизаветы II. На его глазах исчезли династии, которые правили Европой не одно столетие, и он прекрасно понимал, что то же самое может случиться и с Виндзорами. Поэтому народная любовь и популярность у простых британцев превратились для королевской семьи в вопрос жизни и смерти. Монархии требовалось понять, как себя вести и как себя подавать, чтобы выжить в эпоху демократии. Королевская семья сразу же перешла на тщательно спланированную пиар-стратегию. Ее целью было превратить в союзника своего естественного врага — рабочий класс Для формирования правильного образа монарха использовались любые средства — пресса, радио, а со временем и телевидение. В 1930-е годы появилась система RATS — прямая линия связи между дворцом и важнейшими средствами массовой информации, предназначенная для оповещения о смерти королевских особ. Когда-нибудь именно по ней будет передано сообщение о том, что скончалась Елизавета II. «Всякий раз, когда в редакции раздается странный шум, кто-нибудь спрашивает: «Уж не RATS ли это?» Потому что мы даже не знаем, как она звучит», — признался The Guardian один из сотрудников «Би-би-си». Чем сильнее открывалась королевская семья, тем наглее становились репортеры. В 1953 году газеты растрезвонили о тайном романе сестры Елизаветы II принцессы Маргарет с разведенным мужчиной. В результате им пришлось расстаться. А спустя всего десять лет фотограф Рей Беллизарио тайком сфотографировал Маргарет в купальнике и продал снимки Daily Express. Такого бесцеремонного вторжения в свою жизнь британские монархи не переживали с кромвелевских времен. Букингемскому дворцу пришлось использовать все свое влияние для того, чтобы предотвратить публикацию скандальных кадров. В тот раз это удалось, но за первым папарацци последовали другие. Беллизарио тоже не ушел на покой и продолжал донимать королевскую семью подсмотренными сценками из жизни принцев и принцесс, которые они предпочли бы скрыть. Королева опустила руки и больше не мешала печатать его фотографии, на которых принцесса Анна падает с лошади, а принц Чарльз катается по реке, сидя на стуле, который стоит на столе. И наверняка не раз об этом пожалела. Иногда пресса шла на уступки: первое время газеты скрывали скандал с Маргарет, ничего не писали о романе короля Эдуарда VIII и американки Уоллис Симпсон и не распространялись о службе принца Гарри в Афганистане в 2008 году. Но их, как правило, временная благосклонность обходилась королевской семье очень дорого. К 1990-м читатели таблоидов привыкли знать мельчайшие подробности частной жизни принцев и принцесс, проиллюстрированные снимками почти порнографического толка. «Если таблоиды решат, что твое время пришло, — тебе конец. Их власть почти абсолютна», — утверждает британский радиоведущий Джеймс О’Брайен, когда-то писавший светскую хронику для Daily Express. А королевская семья, по его мнению, — это птички в позолоченной клетке, которые вынуждены играть по чужим правилам: «Если они повздорят с таблоидами, те не перестанут о них писать, но не будут писать ничего хорошего». Королевские кибервойныЧлены королевской семьи давно научились обращать даже негативное влияние таблоидов в свою пользу. «Манипуляция средствами массовой информации, которую проводит дворец, куда масштабнее, чем может вообразить публика», — утверждает в фильме «Би-би-си» автор книги «Американская герцогиня» Анна Пастернак. Повлиять на общественное мнение можно за счет слухов, вбрасываемых через сочувствующих журналистов. Но это далеко не единственный метод. В октябре американская компания Bot Sentinel, которая занимается выявлением ботов в соцсетях, обнаружила, что большая часть негативного контента о Гарри и Меган распространяется по соцсетям в результате организованных вбросов. Хотя число ненавистников Гарри и Меган исчисляется миллионами, ядро этого сообщества состоит всего из 83 аккаунтов Twitter. 55 из них пишут исключительно о королевской семье, еще 28 делают репосты. Вместе они генерируют около 70 процентов теорий заговора и сплетней о Меган Маркл, которые затем подхватывают другие пользователи. Цитировать такие посты в чистом виде не рискуют даже самые желтые таблоиды. «Отмыванием» вбросов занимаются так называемые королевские эксперты — бывшие придворные или авторы книг и статей о королевской семье, которые рассказывают журналистам о том, что, по их мнению, происходит во дворце. Bot Sentinel выяснил, что 90 процентов королевских экспертов взаимодействовали хотя бы с одним из «центральных» конспирологических аккаунтов. Затем они пересказывают порожденную ими дезинформацию в газетах или на телевидении и таким образом доносят ее до аудитории, состоящей из десятков миллионов человек. Именно так появилась утка о том, что Гарри и Меган якобы заплатили 1,5 миллиона долларов за свою фотографию на обложке журнала Time. Автор книги «Гарри: Биография принца» Анджела Левин позаимствовала эту цифру у одного из 83 конспирологических аккаунтов и через три дня повторила ее на телевидении уже от своего имени. В результате об этом написали СМИ во всем мире. То, с чем не справляются эксперты, делают боты. В исследовании Bot Sentinel упоминается сеть аккаунтов Twitter, которые созданы по одному шаблону и автоматически транслируют клевету и оскорбления в адрес Гарри и Меган. Специалистам компании удалось найти 245 ботов, но, по-видимому, их куда больше. Почти все — совсем новые и пока не особенно активны. Судя по всему, момент, когда их собирались пустить в ход, еще не настал. Глава Bot Sentinel Кристофер Баузи подозревает, что если не все, то многие конспирологические аккаунты связаны между собой. По его словам, они действуют на редкость слаженно и умеют мастерски обманывать алгоритмы Twitter. «Такой уровень изощренности может исходить лишь от людей, которые знают, как делать такие вещи, и которым платят за то, чтобы они это делали», — заявил он в интервью Buzzfeed News. После публикации исследования Bot Sentinel у этой теории появилось еще одно подтверждение: почти все аккаунты, которые выявили специалисты компании, разом замолчали. «Если бы их активность была органической, мы не наблюдали бы такого резкого спада за такое короткое время», — считает Баузи. Иными словами, у клеветы на принца Гарри и Меган Маркл есть заказчик. Подозрения, разумеется, падают на королевскую семью, тем более что ее уже ловили за руку на махинациях в соцсетях. Борьба за популярностьГод назад газета New York Times обратила внимание на странности, которые окружали аккаунт Instagram @KensingtonRoyal, принадлежащий старшему брату Гарри принцу Уильяму и его супруге Кейт Миддлтон. Все началось после появления у Гарри и Меган собственного аккаунта, который назывался @SussexRoyal. В результате Уильям оказался вовлечен в невольное соперничество с братом — и поначалу проигрывал ему по всем статьям. Люди так активно подписывались на Гарри и Меган, что @SussexRoyal попал в Книгу рекордов Гиннесса. Но когда количество подписчиков двух аккаунтов почти сравнялось, @KensingtonRoyal принялся стремительно расти и ухитрился сохранить первое место. В течение следующего года он начинал прибавлять подписчиков всякий раз, когда появлялась угроза, что аккаунт Гарри и Меган обойдет его по популярности. Внезапный рост аккаунта Уильяма и Кейт невозможно объяснить естественными причинами. Как правило, после каждого поста крупные аккаунты Instagram теряют небольшое число подписчиков, а затем компенсируют потери за счет новых. @KensingtonRoyal не подчинялся этому правилу и набирал популярность даже в тех случаях, когда для этого не было никакого повода. Это особенно необычно, если учесть, что публикуемые в нем фотографии, судя по скудным комментариям и лайкам, не вызывали у читателей особого интереса. Со стороны кажется странным, что наследника британского престола может волновать количество подписчика в Instagram. Но это ложное представление. Члены королевской семьи вели мелочную борьбу за популярность задолго до появления соцсетей. В книге «Война в королевском семействе» Дилана Говарда и Энди Тиллетта упоминается, что в 1980-е годы принца Чарльза крайне беспокоила растущая популярность его супруги — принцессы Дианы. «Принц, будучи «гордым мужчиной», так боялся оказаться в ее тени, что потребовал, чтобы они перестали работать вместе», — пишут Говард и Тиллетт. Но даже после этого придворные продолжали винить Диану в том, что она затмевает более важных персон. Поводом для этого могло стать все, что угодно. Однажды принцесса всерьез разгневала Елизавету II тем, что постриглась как раз перед ее выступлением в парламенте. По словам королевского биографа Джеймса Уайтекера, королева считала, что таким образом Диана перевела акцент с важного события на себя. «А это не очень хорошо для демократии и династии Виндзоров», — объясняет он. Спустя почти 40 лет история повторилась. Принц Гарри и Меган Маркл стали настолько популярны, что волей-неволей отвлекали внимание публики от других членов королевской семьи. Как это воспринимали во дворце, можно судить по книге леди Колин Кэмпбелл «Меган и Гарри: настоящая история». В ее изложении любой, даже самый невинный шаг Гарри и Меган превращается в подлую атаку на принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Например, в апреле 2019 года Маркл опубликовала в Instagram фотографию слона и носорога. Это, по мнению леди Кэмпбелл, было коварной попыткой затмить пост Кейт о дне рождения ее годовалого сына. Через полгода Гарри и Меган явились на премьеру фильма «Король-лев». Леди Кэмпбелл считает, что таким образом они пытались отвлечь журналистов от Кейт, которая в тот день вручала награды победителям Уимблдона. А через месяц им, по версии леди Кэмпбелл, удалось сорвать поездку принца Уильяма в Пакистан. Газеты проигнорировали важную дипломатическую миссию законного наследника престола, потому что Гарри и Меган дали очередное интервью. По данным сервиса Ahrefs, в октябре пользователи Google более миллиона раз искали информацию о Меган и почти 600 тысяч раз — информацию о Гарри. У королевы и принца Чарльза — чуть больше 200 тысяч запросов, а принц Уильям, несмотря на все старания, занимает лишь седьмое место по популярности, уступая даже тишайшей принцессе Анне. И это не может не беспокоить дворец. Новый раунд скандалов застал британскую монархию в очень непростой момент. 99-летняя королева отменила все мероприятия и почти не показывается на публике. Поговаривают, что она серьезно больна. Тем временем ее наследник принц Чарльз непопулярен до такой степени, что его коронация, по мнению экспертов, может привести к окончательному распаду Содружества. По сути дела, распад уже начался: выход фильма «Би-би-си» застал Чарльза в Барбадосе, накануне отказавшемся считать британского монарха главой своего государства. Что касается Уильяма, он вызывает у потенциальных подданных еще меньше энтузиазма. В такой ситуации остается позавидовать Гарри, который вовремя перебрался на другую сторону Атлантики и может наблюдать за назревающей катастрофой с безопасного расстояния.
|