заброшенный бугель красная поляна что это такое
Старое Краснополянское шоссе A149 и самая опасная дорога «Господи, пронеси»
Сегодня в Красную Поляну идет новая широкая и комфортная дорога, поэтому сложно поверить, что еще каких-то 15-20 лет назад поездка в этот поселок таила кучу опасностей для жизни. Один из участков даже назвали «Господи, пронеси!». Сейчас около 10 км новой дороги проходит по тоннелям, которые не имеют объездов по поверхности, и именно здесь открываются самые красивые и интересные места. А теперь давайте пройдемся по старой Краснополянской дороге и посмотрим, как строили дороги в конце 19 века.
Чтобы увидеть заброшенный участок дороги, нужно поехать от Красной Поляны не по новой дороге, построенной к Олимпиаде, а по старой, которая идет через поселки по правой стороне реки Мзымта.
Через какое то время вы увидите перекрытые шлагбаумом ответвления, таких участков от Красной Поляны до аэропорта несколько. Тут можно оставить машину и дальше двигаться либо пешком, либо на велосипеде.
А теперь немного истории. В 19-м веке единственным путем сообщения между горными поселками и побережьем Черного моря служила конная тропа, по которой можно было передвигаться максимум полгода. В остальное время дорогу либо размывало, либо заносило снегом. Поэтому жителям поселков приходилось запасаться провизией впрок на всю зиму. Строительство дороги началось в 1897 году, а стройку поручили руководить молодому горному инженеру Василию Константиновичу Константинову. Строителям в прямом смысле приходилось прорубать дорогу через горы и скалы. Получалась такого рода ступенька, которая огибала эти горы в самых сложных местах.
В конце 20 века — начале 21-го некоторые опасные участки этой дороги, где были возможно, заменили тоннелем. На некоторых точках, кстати, открывается потрясающий вид, где можно оценить разницу в строительстве дорог трех веков: справа конец 19-го, посередине конец 20 и слева современное шоссе 21 столетия.
Самая большая опасность старой дороги — это постоянные камнепады и провалы, поэтому на машине там уже не проехать даже при большом желании.
Вернувшись обратно к машине, прыгаем в нее и едем дальше через тоннель к следующему заброшенному участку.
Здесь есть парковка, а старая дорога уже не так заметна, как предыдущая часть
И больше напоминает конную тропу
Но самый опасный и колоритный заброшенный участок находится около поселка Кепша — ущелье Ахцу Здесь тоже можно увидеть дороги из трех веков.
Оставляем машину на парковке и проходим мимо старого кладбища, тут перед нами предстает 1897 год и 2013
Этот участок из-за опасности закрыт с обоих сторон железными воротами, но способ пройти все-таки есть — в заборе проделана дыра
Из-за опасности камнепадов сюда без каски лучше не заходить, а то как в том фильме «Камень в башка попадет, совсем мертвым будешь». И это совсем не шутка. В свое время этот участок Краснополянскй дороги назывался «Господи, пронеси!». Во время строительства дороги этот участок длинной 3 километра через ущелье Ацху был самым тяжелым.
Сейчас река потихоньку подмывает дорогу
Пройдя еще немного, видим несколько тоннелей. Их когда-то начинали строить, но потом забросили, поэтому сквозного соединения нет ни у одного, ни у второго. В итоге новый тоннель пустили полностью в объезд этого скального участка дороги в августе 2005 года.
Дальше встречаем памятник героям, отдавшим жизнь за советскую родину. В сентябре 1920 года в районе Красной поляны свыше 20 красноармейцев 273 полка были захвачены белогвардейцами в неравном бою. Здесь они были зверски казнены. Их изрубленные тела сбросили в пропасть.
А вот и первый виадук, их на этой дороге несколько
Их устанавливали от камнепадов в самых опасных участках дороги
Один из участков дороги вырублен в скале
Тут можно увидеть икону Богоматери
Сложно поверить, что относительно недавно по этому участку дороги было вполне обыденным ездить на автомобилях
Не представляю, как тут разъезжались, особенно на ПАЗиках
Пока изучал дорогу, встретил огромное количество туристов, которые тут также гуляли и фотографировались
Под одним из виадуков установлен памятник горному инженеру Константинову В.К., который и руководил строительством этой дороги в конце 19 века
И еще нашел памятник, который поставили, по всей видимости, одному из погибших водителей, но информации об этом никакой нет.
Пугающе-красивое место, но не смотря на опасность, это место хочется посещать снова и снова.
Пронеси, Господи! Прогулка по старой краснополянской дороге
Заброшка + экстрим = старая краснополянская дорога! Без каски по ней ходить не советуют. Узнайте, где она находится, как туда добраться и что посмотреть.
Сегодня в Красную Поляну ведет комфортная и широкая трасса, но еще не так давно поездка в горный поселок была не такой безопасной. Особенно страшен был скальный участок с тоннелем близ села Кепша: скалы немного нависают над дорогой, и часто случаются камнепады. Пишут, что в народе эту дорогу называли «Пронеси, Господи».
Такая предупреждающая табличка и шлагбаум встретят вас при входе на скальный участок.
Старая краснополянская дорога.
Строили шоссе в очень тяжелых условиях. Его приходилось буквально прорубать в скале кирками и лопатами. Почитайте об истории строительства дороги — в статье есть интересные факты и старинные фотографии.
Старая краснополянская дорога.
Сейчас старая краснополянская дорога давно заброшена и стала достопримечательностью Сочи. Несмотря на опасность, здесь проводят экскурсии, устраивают фотосессии, выгуливают собак и просто гуляют вдоль живописного берега реки Мзымты.
За короткую прогулку мы повстречали много пеших туристов, группы мотоциклистов и велосипедистов.
Мы любим заброшенные места и решили непременно посетить этот скальный участок. Поначалу идти было жутковато, ведь дорога усыпана мелкими камнями, а кое-где встречаются и внушительные булыжники. Прилети такой в голову — придется не сладко!
В некоторых местах дорога сильно обрушилась и обвалилась в реку. Несколько раз было слышно, как скалы осыпаются, и дважды камни стучали по крыше полутоннеля. Если решитесь посетить скальный участок, будьте внимательны. Я читала рассказ о том, что на этой дороге несколько лет назад во время обвала погиб маленький мальчик.
Местами дорога сильно обрушилась.
Скалы никто не укрепляют, поэтому сверху падают камни.
Что посмотреть
Дорога живописна, тут просто приятно гулять, смотреть на бурную Мзымту и восхищаться высотой скал. Это отличная локация для съемок постапокалиптических фильмов: заброшенные тоннели темным зевом завлекают внутрь, сквозь ребра полутоннеля красиво падают лучи солнца, где-то внизу бурлит река, шелестят в листве ящерки, тихо осыпаются камни.
«Оставь надежду всяк сюда входящий» — такая табличка висит у входа в этот тоннель.
В ущелье бурлит река Мзымта.
В одном из тоннелей, на самом узком его участке, вы увидите икону Богоматери, а чуть дальше выступает из скалы белый монумент в честь бойцов Красной армии.
Примерно посередине дороги находится первый из ребристых полутоннелей — тех самых, что чаще всего фотографируют. Там же есть хорошая смотровая площадка. Примерные координаты: 43.605288, 40.038397.
Еще с этой дороги можно полюбоваться на новенький вантовый мост.
Остатки тоннелей.
Смотровая на ущелье.
Вам будет интересно узнать:
Полезная информация
Как добраться
До скального участка старой краснополянской дороги очень легко добраться на своем авто. Если ехать из Красной Поляны, нужно съехать с нового шоссе и прямо перед кепшинским тоннелем сверните налево на парковку пожарников Минтранса. Мы оставили машину там. Координаты парковки: 43.613911, 40.048822.
Если же едете со стороны Адлера, тоже оставьте машину перед тоннелем. Справа там есть небольшой участок на 4 машины. Примерные координаты: 43.598201, 40.023799.
На сам скальный участок дороги на машине заехать невозможно — с обеих сторон он перегорожен шлагбаумом.
Автобусы тоже ходят — № 105, 105с, 135 до остановки «Кепша», но после того как пройдете весь участок, придется возвращаться на остановку.
Если нет своего авто и не хочется ехать на автобусе, возьмите экскурсию:
Дорога смерти, или как ездили в Красную Поляну 15 лет назад
ТУРИСТАС покоряет один из самых захватывающих маршрутов России.
Мы привыкли, что дорога из Сочи к самому большому горнолыжному кластеру страны — это шикарное многополосное шоссе. С тоннелями, эстакадами, многоуровневыми развязками, да еще и с дублирующей его дорогой. Все это транспортное великолепие появилось к зимней Олимпиаде 2014 года, которая вошла в историю как одна из самых дорогих за все время проведения игр. Но так было не всегда, и, вы не поверите, но еще до 2005 года водители молились, чтобы добраться живыми до Красной поляны, а участок серпантина через ущелье Ахцу на полном серьезе называли «Господи, пронеси». Мы прогулялись по уже закрытому участку дороги и вживую увидели, насколько он опасен.
Начнем с истории и того факта, что именно в Красной поляне в далеком 1864 году была окончена длившаяся почти 50 лет Кавказская война. Именно здесь после покорения горных районов встретились все отряды царской армии и была заложена крепость Романовск. Название впоследствии не прижилось, да и город опустел с уходом военных, но красоту и уединенность узкого горного ущелья реки Мзымта оценили первые мирные поселенцы, которые, к слову, пришли сюда пешком через перевалы из Греции. Слухи о целебном климате и множестве минеральных источников привели Красную поляну к статусу царской здравницы. Но добраться до нее все еще было непросто…
Из-за обильных снегопадов в долине единственная конная тропа оказывалась на 6 месяцев заваленной снегом. Поэтому в 1888 году было решено строить в Поляну собственное шоссе, строительство которого было поручено молодому инженеру Василию Константинову. именно он и спроектировал серпантин длинной в 45 верст по отвесным скалам над пропастью и грохочущей Мзымтой. Дорогу буквально вырубали в известняке — киркой, лопатой и динамитной шашкой. Без снаряжения на отвесных скалах ценой множества жизней рабочих побережье с Красной поляной связало вполне современное по тем временам шоссе шириной местами в одну конную повозку.
Водители неспроста окрестили эту дорогу «Господи, пронеси!» Внизу была пропасть в десятки метров с бушующей рекой, над головой отвесные скалы, с которым постоянно летели огромные камни. Сама же дорога постоянно размывалась дождями и обваливалась, а сквозь вырубленные в скалах тоннели струились целые водопады. С тех пор, конечно, дорога сильно изменилась, причем не в лучшую сторону. Теперь ее используют лишь как аварийный выход из знаменитых краснополянских тоннелей, а за самим асфальтом почти никак не следят. Поэтому свернув на старый серпантин у села Кепша и нырнув под величественный вантовый мост нового шоссе, мы застали старую дорогу в полуобморочном состоянии.
Местами проезжая часть обвалилась в реку настолько, что страшно пройти по оставшейся узкой тропинке. Огромные каменные глыбы, лежащие на дороге и сорвавшиеся с отвесных скал, могли бы с легкостью раздавить машину, а не то что человека. Пробитые в скалах тоннели оказались затоплены из-за множества ручьев и водопадов, пробивших себе путь в пористом известняке. А колоннады, защищающие особо узкие места от камнепадов уже как будто держались на честном слове, норовя обрушится прямо на голову. Где-то сошел сель, перекрывший шоссе тоннами породы, где-то камнепад не смогли остановить даже специально возведенные железобетонные стены.
Даже пешком эти 2,5 километра самого опасного участка шоссе идти порой было страшно. Случись что, деваться было бы некуда — внизу ревущая река, сверху отвесные скалы. Пройти тут на своих двоих уже целое испытание для нервов, а на автомобиле проезд и вовсе безумие. Остается только посочувствовать шоферам, которым аж до 2005 года приходилось ездить по этой дороге и радоваться, что в Красную Поляну теперь можно ездить по просторным и безопасным тоннелям. Всем любителям острых ощущений рекомендуем этот маршрут к прогулке, не забудьте лишь посматривать вверх, под ноги и одеть непромокаемую обувь.
Страх и красота: Заброшенная дорога в Сочи
Что такое, в сущности, дорога? С развитием цивилизации, инфраструктуры, появлением экологичного общественного транспорта, мощных и комфортных автомобилей, мы ждем от дороги ровного и широкого полотна, освещения, слаженной и незаметной работы коммунальных служб и ремонтных бригад. В общем все для того, чтобы дорога была своего рода телепортом из точки А в точку Б, желательно, с красивой картинкой за окном.
Жители больших городов, забыли те времена, когда дорога сама по себе была процессом, сопряженным с риском — не тем сортом риска, когда на заправке в кафе не оказывается кофе предпочитаемого бренда, а самым что ни на есть риском для жизни и техники. А вместе с тем такие дороги существуют и по сей день. Некоторые из них носят статус федеральных трасс, но сегодня мы поговорим не об этом…
Заброшенная скальная дорога в Красную Поляну, так называемый скальник. Небольшой участок в целом неплохой дороги в регион Красной Поляны. Длина — около трех километров. Но километров непростых…
Трасса была построена в конце 19 века и использовалась на протяжении всего 20 века, и это было сопряжено с огромным риском для жизни путешественников — особенно это касалось “скальника”. Хотя строительство и обошлось в миллион полновесных царских рублей, но о полноценных тоннелях через горы речи тогда не шло. В итоге узкая дорога на краю обрыва и непрекращающиеся камнепады делали обычные повседневные поездки смертельно опасными. Не зря один из участков водители прозвали «Пронеси, Господи!».
В настоящее время трасса полностью закрыта для транспорта и людей. Въезды и выезды охраняются, но катаясь на велосипеде по старой дороге, можно совершенно случайно оказаться на этом заброшенном скальнике.
Только небольшой участок до поворота в просвете низко склонившихся кустарников. По бокам — каменные осыпи. Трудно поверить, что еще 15 лет назад эта трасса была главным путем в обширный регион. Да, частный сектор. Но еще и туристы, любители необычайно мягкого легендарного краснополянского снега зимой, и пьянящего вкусом медовухи и домашнего вина в бархатный сезон. Ширина трассы — в один автомобиль, и я не могу представить себе разъезд двух “пазиков”. Но ведь ездили, и быстро ездили, курили за рулем, выбрасывая сигаретку в окно лишь тогда, когда начинало жечь пальцы…
Нависшие над дорогой каменные карнизы не пугают — ужасают, если вдуматься. И не нужно намеков, чтобы понять, откуда на покрытом трещинами асфальте столько свежих камней — а местами и булыжников размером с велосипед.
Это она, гравитация. Камни летят вниз, пробивая металл, плоть и асфальт. Точная статистика смертельных случаев мне неизвестна, она уже затерялась во мраке лет, но когда видишь висящие над головой камни, становится не по себе. Те самые “ПАЗики”, кстати, все были с сетками над крышей…
Дорогу периодически чистят от камней и упавших деревьев, так как она служит в качестве технической трассы для вывода людей из тоннеля, случись что. Так что все камни тут — свежие. На моей голове — велосипедный шлем, но в случае падения булыжника он несильно поможет. Одна надежда — на послеобеденный зной, ведь камни падают обычно по утрам, когда перепад температур максимален.
Добавляют драматизма восприятия скальника раскиданные тут и там знаки смерти. Тут погиб водитель. Имя и дату трагедии уже не узнать — непогода смыла краску с металлической таблички.
А тут погибло несколько десятков красноармейцев, разрубленных на куски и сброшенных в реку во времена постреволюционной смуты.
“Пронеси Господи!”. Узкий, словно прогрызенный, как нора тоннель в каменной глыбе освещает только давно потухшая лампадка у иконы в нише.
Пропитанный человеческими судьбами, как губка, скальник — место сакральное. Жарить шашлыки под узким бетонным сводом — то же самое, что романтическое свидание на кладбище. Острота ощущений!
Кругом — только дикая зелень, камни и серый бетон полутоннелей-шелтеров.
Старая дорога
Несколько лет назад, и особенно при подготовке к Олимпиаде 2014 года, были отстроены старые и проложены новые широкие, с прекрасным устойчивым покрытием дороги и тоннели Краснодарского края. Это относится и к автостраде А-149 из Адлера в Красную Поляну.
Тем не менее, часть старой дороги, которая связывала этот обширный горный регион с побережьем, сохранили. Ее предполагают использовать на случай вывода людей из тоннеля, если случится что-то непредвиденное.
Въезд и выезд из нее закрыты и охраняемы, так как она опасна для жизни! Особенно участок около 3 км длиной, так называемый «скальник». Он тянется вдоль живописной реки Мзымта с быстрым течением, которая начинается высоко в горах и впадает в Черное море.
Только самые отчаянные туристы проникают на эту дорогу при велосипедных прогулках. Здесь всегда прохлада и полумрак из-за того, что скалы горизонтально нависают над головой. Нередко от них откалываются камни и падают вниз. Особенно часто это происходит по утрам, при перепаде температур от ночной к дневной. Все рейсовые автобусы, перевозившие пассажиров, были оснащены защитными сетками сверху, которые защищали от падающих сверху камней.
Часть асфальта осыпалась вниз, в речку, и под ним обнажилась каменная кладка царской дороги, проложенной в прошлые века при завоевании Кавказа. Сохранились и тоннели как 19 века, так и построенные в советское время. Это полутоннели-шелтеры. Они совсем другие, чем мы привыкли — вырубленные в скалах, низкие, с отверстиями, куда проникает солнце.
В конце одного из тоннелей в скале вырублена икона Божьей матери с давно потухшей лампадой. В другом месте белый монумент в честь красноармейцев. Нередко встречаются кресты, отмечающие места аварий, в которых погибли люди.
Любого человека, попавшего сюда, охватывает волнение. Ведь это заброшенное место — наша история. Год от года растительность разрастается все больше и больше, отвоевывая место у асфальта, заплетая отверстия в тоннелях. И тишина нарушается только бурлящим течением горной реки, особенно быстрой в этом месте.