завод газ что выпускает сейчас
Горьковский автомобильный завод
Содержание
История
Строительство и довоенные годы
31 мая 1929 года ВСНХ СССР и американская фирма Ford Motor Company заключили соглашение о технической помощи по организации и налаживанию массового производства легковых и грузовых автомобилей. Основой производственной программы были выбраны модели Ford-A и Ford-АА.
Нижегородский автомобильный завод (НАЗ) вступил в строй 1 января 1932 и в этом же году с его конвейера сошёл первый 1,5-тонный грузовик НАЗ-АА (с 1933 года — ГАЗ-АА). В декабре того же года началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».
Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов: на ГАЗовских моделях были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, дюймовая резьба была заменена на метрическую. Сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений, конструкторы ГАЗа создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций на базе полуторки ГАЗ-АА:
17 апреля 1935 года, с конвейера завода сошёл стотысячный автомобиль. Это был легковой ГАЗ-А. Таким образом, ГАЗ оказался первым автомобилестроительным предприятием в стране, выпустившим 100 000 автомобилей.
Согласно соглашению с Ford Motor, ГАЗ продолжал получать техническую поддержку американской фирмы на протяжении ещё 5 лет после пуска завода. Так в СССР получили документацию на модель Ford Model B 1933 модельного года. Она отличалась закрытым кузовом с современным обликом и четырёхцилиндровым двигателем (в отличие от Ford Model 18 со сложным в производстве восьмицилиндровым). Модель была принята для производства на ГАЗе, но с достаточно серьёзными доработками по требованиям эксплуатации в СССР, например, две поперечные рессоры заменены на четыре продольные, а двигатель оставлен 4-цилиндровым, но с увеличенной до 50 л. с. мощностью. В мае 1936 года начался серийный выпуск 4-дверного 5-местного седана ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), известного как «Эмка». Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской легковой моделью. На базе «Эмки» был создан ряд серийных модификаций:
Перед самым началом Великой Отечественной войны на ГАЗе был создан армейский командирский полноприводный автомобиль («джип») ГАЗ-64. Первый автомобиль был выпущен в августе 1941 года. Практически одновременно с выходом американского джипа «Willys-MA». При этом ГАЗ-64 превосходил американский аналог по многим параметрам.
В меньшей степени известно о работах на ГАЗе в области танкостроения. В 1936 году предприятие выпустило первую серию малых плавающих танков Т-38, разработанных на московском заводе № 37. Однако после сдачи 35 машин их производство было завершено, а конструкторский коллектив попытался разработать альтернативный вариант малого плавающего танка. Это завершилось созданием прототипа ТМ («Танк Молотова»), который по ряду характеристик превосходил Т-38, по ряду — уступал, а в целом оба этих типа обладали крайне ограниченной боеспособностью. В результате до осени 1941 года танкостроение на ГАЗе дальнейшего развития не имело, хотя предприятие обладало огромным потенциалом по выпуску лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники, нужной Красной Армии. Он оказался востребованным впоследствии.
1941—1945 годы
В годы Великой Отечественной войны предприятие было целиком переориентировано на выпуск военной техники.
За годы Великой Отечественной войны было выпущено:
Правительством СССР был высоко оценён труд автозаводцев в годы войны. Завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.
1946—1960 годы
По окончании Великой Отечественной войны на заводе была проведена работа по замене всего довоенного модельного ряда, разработка которого была начата частично до войны и активно возобновилась в 1943—1945 гг. Уже в первом послевоенном 1946 году в серию пошли знаменитый седан «Победа» ГАЗ-М-20 (прототип в 1944 году) и 2,5-тонный грузовик ГАЗ-51 (прототип в 1943 году). В 1947-м производство полуторки ГАЗ-ММ было передано на УльЗиС. Тогда же освоен выпуск гусеничного снегоболотохода ГАЗ-47. В 1948 году освоен полноприводный грузовик ГАЗ-63, а в 1949-м создан прототип джипа ГАЗ-69 «Труженик». В 1950-м с конвейера начал сходить представительский седан большого класса ГАЗ-12 «ЗИМ», началось серийное производство бронетранспортёра БТР-40 (ГАЗ-40). В 1953—1954 годах было освоено производство джипов ГАЗ-69 и ГАЗ-69А (в 1955—1956 годах переданных на Ульяновский автомобильный завод — УАЗ), а также первого комфортабельного внедорожника с несущим кузовом ГАЗ-М-72 на агрегатах ГАЗ-69.
В 1956 году на смену «Победе» пришёл седан среднего класса «Волга» ГАЗ-21, претерпевший на пути к массовому производству ряд модернизаций. В 1959-м «ЗИМ» сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13, продержавшаяся в производстве свыше двух десятилетий.
Работам коллектива конструкторов и дизайнеров завода ГАЗ, таким как ГАЗ-21 «Волга», ГАЗ-13 «Чайка» и грузовик ГАЗ-52 на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году была присуждена высшая награда — Гран-при.
Во второй половине 1950-х ведётся подготовка производства третьего поколения грузовых автомобилей, включавшего модели ГАЗ-56 (грузоподъёмность 1,5 т), ГАЗ-52 (2,5 т) и ГАЗ-53 (3,5 т). Для Советской армии в 1958-м был освоен десантный 1,2-тонный грузовик ГАЗ-62 с кабиной над двигателем. К сожалению, по ряду причин полуторка ГАЗ-56 в серию так и не пошла, а освоение производства грузовиков ГАЗ-52 и ГАЗ-53 затянулось до 1960-х.
1961—1980 годы
С начала 1960-х на смену знаменитой «21-й» «Волге» велась разработка легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», опытно-промышленная партия которого была готова в 1968 году, а с 1970 года началось массовое производство. Автомобиль был отмечен наградами: золотыми медалями на Международных выставках в 1969 году в Пловдиве (Болгария) и в 1970 году в Лейпциге (ГДР). Производство ветерана ГАЗ-21 было свёрнуто в июле 1970-го, а в апреле 1975 года, с производства был снят другой ветеран — ГАЗ-51А. Последний сошедший с конвейера легендарный грузовик отправился в Музей истории ГАЗ.
Также в 1970-е годы, была проведена реорганизация производства: 24 августа 1971 года на базе заводов-филиалов и производств головного предприятия образовано производственное объединение «АвтоГАЗ». В 1973 году оно переименовано в ПО «ГАЗ», в состав которого вошли 11 заводов.
За успешное освоение производства новых грузовых и легковых автомобилей для народного хозяйства в 1971 году автозавод ГАЗ награждён орденом Ленина.
В эти годы начинается разработка следующего поколения грузовых автомобилей ГАЗ с прицелом на их дизелизацию, а также намечается существенная модернизация «Волги».
1981—1991 годы
В марте 1981 года с конвейера завода сошёл 10-миллионный автомобиль ГАЗ.
В 1980-е годы, руководствуясь правительственной программой дизелизации, ГАЗ начинает работу над грузовиком четвёртого поколения и дизельным двигателем для него. В 1984 году был собран первый грузовой автомобиль ГАЗ-4301 с дизельным двигателем воздушного охлаждения, самостоятельно разработанным специалистами автозавода.
На фоне этого долгостроя и в производстве легковых автомобилей наметился определённый застой. Появившаяся в 1981 году «новая Волга» ГАЗ-3102 с двигателем с форкамерно-факельным зажиганием и передними дисковыми тормозами, не стала принципиальной новинкой, а лишь глубоким рестайлингом «24-ки». К тому же объёмы её производства были ограничены несколькими тысячами в год. В результате престижная «31-я» модель «Волги» заняла нишу между обычной «Волгой» и «Чайкой» и, как и последняя, предназначалась исключительно для обслуживания руководства важных государственных учреждений. В то же время ГАЗ-24, модернизированный в 1985 году и получивший индекс ГАЗ-24-10, продолжал поступать в таксопарки и в ограниченном количестве продаваться частным владельцам (преимущественно через сеть чековых магазинов «Берёзка»). Только в конце 1980-х началась разработка принципиально нового семейства легковых автомобилей с передним и полным приводом. Первым началось проектирование представительского седана ГАЗ-3105, который впоследствии выпускался ограниченной серией. Предназначенные для массового производства седаны ГАЗ-3103 (передний привод) и ГАЗ-3104 (полный привод) из-за кризиса в 1990-х так и не стали серийными.
В 1989 году на волне перестройки на заводе начались инициативные работы по созданию малотоннажного грузовика полной массой до 3,5 тонн для нужд только появившегося в то время малого бизнеса. Благодаря системе конструирования САПР и ускоренной процедуре испытаний будущее семейство «Газель» встало на конвейер в рекордно короткие сроки — ещё в первой половине 1990-х.
С конца 1989 года на конвейер встал переходный от третьего к четвёртому поколению грузовик ГАЗ-3307.
Проектная мощность и выпуск автомобилей заводом к концу советского периода превышали 200 тысяч в год, около половины из числа которых составляли легковые автомобили.
1992—2000 годы
После распада СССР промышленность Российской Федерации погрузилась в глубокий системный кризис. ГАЗ стал одним из первых крупных предприятий страны, попытавшихся адаптироваться к новым рыночным условиям. В ноябре 1992 года Горьковский автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа (ОАО). Президентом ОАО «ГАЗ» был избран Н. А. Пугин.
С начала 1990-х среднетоннажный карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 переходного поколения, а также призванные ему на смену дизельные модели четвёртого поколения: ГАЗ-4301, ГАЗ-3306 и ГАЗ-3309 с оригинальными дизелями ГАЗ воздушного охлаждения, потеряли массовый рынок и уже не могли обеспечить полной загрузки мощностей и дальнейшего успешного финансового существования огромного градообразующего предприятия в условиях отсутствия господдержки. Зато огромный со времён СССР отложенный спрос на легковые автомобили позволил ГАЗу увеличить выпуск «Волги» в 1,8 раза (с
70 до 125 тыс. машин в год).
Попутно осуществлялась перманентная модернизация семейства «Волга». Так, в 1992 году появился седан ГАЗ-31029, отличавшийся от прежней модели ГАЗ-24-10 преимущественно осовремененным дизайном передней и задней частей кузова. Параллельно на базе «Волги» был создан развозной пикап ГАЗ-2304 «Бурлак», так и не пошедший в серию по причине резкого увеличения выпуска легковой модели. Мелкосерийный седан бизнес-класса ГАЗ-3105, намечавшийся на место «Чайки», спроса не нашёл из-за высокой стоимости, которая была связана, прежде всего, с отсутствием отечественных технологий производства современных комплектующих и аксессуаров, а также всё усиливающейся конкуренцией со стороны престижных иномарок.
Микроавтобус ГАЗ-32213 семейства «Газель», освоенный весной 1996 года, стал основой возрождённого массового вида общественного транспорта — маршрутного такси.
В 1996 году ГАЗ стал первым в России производителем, применившим на своих моделях двигатели с 4 клапанами на цилиндр. Это были 2,3-литровые 4-цилиндровые моторы семейства ЗМЗ-406. Однако они ещё долго не могли вытеснить морально устаревшие карбюраторные двигатели семейства ЗМЗ-402, ведущие свою родословную с 1958 года, по причине их более низкой стоимости.
В 1997 году была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель получила индекс ГАЗ-3110. В том же году ГАЗ приобрёл лицензию у австрийской компании Steyr на производство малолитражных дизельных двигателей для легковых автомобилей, микроавтобусов и лёгких грузовиков. Также в 1997 году ГАЗ заключил соглашение с итальянским концерном Fiat о создании совместного предприятия под названием «Нижегород-моторс» по сборке легковых автомобилей Fiat. Под новое СП были подготовлены площади цехов бывшего завода дизельных двигателей ГАЗ, простаивавшие после сворачивания их выпуска, но из-за дефолта 1998 года проект не состоялся. Во второй половине 1998 года в производство было запущено второе семейство малотоннажных грузовиков и микроавтобусов ГАЗ «Соболь» полной массой до 2,8 т. В 1999 году внедорожный грузовик двойного назначения ГАЗ-66, выпущенный почти миллионным тиражом, был заменён более совершенным капотным грузовиком ГАЗ-3308 «Садко», также принятым на вооружение Российской армии.
Со второй половины 1990-х проводились активные работы по созданию семейства малотоннажных пикапов и внедорожников ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» и ГАЗ-3106 «Атаман-2». В 1998 году на заднеприводной платформе «Волга» был разработан «переходный» седан ГАЗ-3111, призванный укрепить позиции ГАЗа в бизнес-классе (сегмент Е2) до момента освоения в серии перспективных моделей ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, основанных на платформе модели ГАЗ-3105. Однако после дефолта 1998 года даже стоимость не столь сложной модели ГАЗ-3111 оказалась слишком высокой для «просевшего» рынка.
С конца 1990-х ГАЗ начал конструкторские работы по созданию перспективного среднетоннажного низкорамного грузовика ГАЗ-3310.
В 1990-е годы ГАЗ развернул сотрудничество с мировыми производителями оборудования и автокомпонентов:
2000—2010 годы
В ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был приобретён компанией «Базовый элемент», Олега Дерипаски. В 2001 году ОАО «ГАЗ» вошло в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ОАО «ГАЗ» отведена роль головного предприятия. Соответственно все продукты «Группы» были распределены между дивизионами, сформированными по производственному, а не территориальному принципу. Специализация ОАО «ГАЗ» по выпуску лёгких и средних коммерческих автомобилей была сохранена. По данным «Группы» она занимает 7-е место в мире по выпуску лёгких коммерческих автомобилей.
Из-за конфликта по ценам на двигатели с ЗМЗ в 2006—2008 годах часть выпуска «Волг», «Соболей» и «ГАЗелей» оснащалась импортными двигателями Chrysler 2,4 л.
Дивизион «Легковые автомобили» осуществил в июне 2007 года рестайлинг салона седанов «Волга» (31105 и 3102), но падение спроса на морально устаревшие модельный ряд и кризис заставили ГАЗ свернуть в конце 2008 года производство данных моделей. В развитие легкового модельного ряда «Группа ГАЗ» купила в 2006 году у концерна DaimlerChrysler сборочное предприятие «Стерлинг-Хиллз», производившее среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge Stratus. На оборудовании, вывезенном из США, с июля 2008 года был организован выпуск собственной модели сегмента Е Volga Siber. Объём производства Volga Siber предполагался в количестве 65 тыс. в год, но модель оказалась непопулярной, и после выпуска 8,7 тыс. автомобилей сборка была свёрнута в конце 2010 года.
В 2010 году ГАЗ произвёл 70,3 тыс. грузовых автомобилей (+78,1 % к 2009 году). Через дилерскую сеть ОАО «ГАЗ» в 2010 году было реализовано 83,25 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (+61,6 % к 2009 году), включая экспорт в более чем 30 стран мира.
Если доля ООО «ГАЗ» в производстве LCV и микроавтобусов в стране составляет около 59 %, то в производстве легковых автомобилей его доля упала до 0,4 % и на этом присутствие самостоятельной марки «ГАЗ» в легковом секторе закончилось. Однако в перспективе предприятие намеревается вернуться в легковой сегмент за счёт сборки иностранных брендов Chevrolet, Volkswagen и Skoda.
ГАЗ и кризис 2008—2010 годов
ГАЗ в 2011 году
В начале февраля 2011 года «Группа ГАЗ» и американский концерн GM подписали соглашение о контрактной сборке на мощностях ГАЗ нового поколения модели Chevrolet Aveo. Начало сборки предполагается с лета 2012 года.
Награды
В период с 1935 по 1957 год завод назывался ЗИМ, то есть «Завод имени Молотова».
Продукция и сбыт
В 2010 году завод выпускал различные модели легковых и грузовых автомобилей и микроавтобусов:
Кроме этого, автозавод участвует в реализации национального проекта «Здравоохранение», поставляя автомобили скорой помощи на базе автомобиля «Газель» в учреждения здравоохранения во всех регионах России (80 % парка медицинских автомобилей страны).
«ГАЗ» экспортирует свою продукцию в более чем 30 стран мира. Традиционными рынками сбыта являются страны Восточной Европы и СНГ, Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.
ОАО «ГАЗ» имеет сертификат на соответствие системы качества национальным и международным стандартам ISO 9001:2000, присвоенный экспертами «TUV Management Service GmbH» (Германия).
Группа ГАЗ из-за дефицита микрочипов стала выпускать некомплектные автомобили
Группа ГАЗ уже почти две недели не получает некоторые компоненты, в которых используются микрочипы, рассказал «Ведомостям» 9 сентября управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов. Из-за этого некомплектные автомобили сходят с конвейера около недели, уточнил он.
По словам Софонова, компания искала такое решение, чтобы не останавливать конвейеры, а после поступления недостающих деталей быстро их установить и отдать автомобили в рынок. «Автомобиль проходит всю производственную цепочку и остается на заводской площадке без недостающей детали, а когда комплектующие придут, мы вернем его в технологический процесс и завершим производство», – рассказал Софонов. По его словам, для этого были перенастроены технологические потоки в рамках производственной системы группы ГАЗ.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, группа ГАЗ в августе продала в России 5161 коммерческий автомобиль (+34% к августу 2020 г.). Количество проданной техники примерно соответствует месячному объему производства, пояснил представитель компании. Проблема дефицита компонентов касается отдельных моделей, сказал собеседник «Ведомостей», не уточнив, о каких именно моделях идет речь.
На ГАЗе выпускаются легкие коммерческие автомобили («ГАЗель NN», «ГАЗель Next», «Соболь») и среднетоннажные грузовики «ГАЗон Next», «Валдай Next», «Садко Next», а также спецтехника на их базе.
Софонов подчеркнул, что решение по выпуску некомплекта применяется только для автомобилей, которые предназначены для коммерческой продажи. Под выпуск школьных автобусов и автомобилей «Скорой помощи» в рамках федеральной программы сформирован резерв компонентов, обязательства будут выполнены в срок, пояснил топ-менеджер. Правительство в 2021 г. выделило почти 10 млрд руб. на закупку 4187 школьных автобусов и более 5,5 млрд руб. на закупку 1624 автомобилей «Скорой помощи» для сельских районов и малых городов страны. Поставщиками в рамках программы назначены предприятия группы ГАЗ и УАЗ, входящий в группу «Соллерс» Вадима Швецова.
Автомобильную отрасль лихорадит из-за дефицита микрочипов уже несколько месяцев. Автопроизводители по всему миру из-за дефицита чипов не смогут выпустить в этом году от 7 млн до 9 млн легковых автомобилей, подсчитали в августе аналитики BCG («Ведомости» сообщали об этом). В I квартале 2021 г. потери мирового авторынка составили примерно 1,4 млн новых автомобилей, во II квартале – 2,6 млн шт. Во второй половине года, согласно прогнозам BCG, не будет собрано еще 3–5 млн машин. По данным сервиса Statista, в 2020 г. в мире было произведено около 77 млн легковых машин.
Сейчас в большинстве случаев при дефиците микроэлектронных компонентов автоконцерны просто полностью или частично останавливают сборку машин на своих конвейерах. Из российских автозаводов от дефицита микроэлектроники первым пострадал «АвтоВАЗ». Летом компании не раз приходилось останавливать конвейеры в Тольятти, из-за того что не хватало микрочипов марки Bosch. Опрошенные «Ведомостями» автодилеры говорили, что эти внеплановые паузы привели к дефициту в России самых популярных моделей – Lada Granta и Vesta. 9 сентября на «АвтоВАЗе» работала только линия по сборке Lada Granta, сказал «Ведомостям» представитель компании. Такой же режим сохранится и на 10 сентября. Завод «Лада-Ижевск», где делают Lada Vesta, работает без перебоев, добавил он.
В сентябре снизить производство из-за нехватки чипов планирует и российский завод Volkswagen в Калуге, передавал «Интерфакс». Автомобили не будут выпускаться со 2 по 3, с 9 по 10, с 16 по 17 и с 20 по 24 сентября. Завод выпускает Volkswagen Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid. Производственная площадка Volkswagen на мощностях группы ГАЗ в Нижнем Новгороде останавливала сборку в июне. Там делают Skoda Octavia, Karoq и Kodiaq, а также Volkswagen Taos. Источники «Ведомостей» среди автодилеров ожидают снижения выпуска по этой площадке в сентябре на уровне 80% к прошлому году.
Группа ГАЗ – пока единственный российский производитель, решившийся не останавливать сборку, а выпускать некомплектные автомобили. Как долго продлится такая практика, представитель компании не уточнил. Эксперты и участники рынка в последние недели ожидали, что проблему дефицита микрочипов удастся решить лишь в следующем году. «По моей оценке, дефицит компонентов будет преследовать нас еще весь 2022 год», – говорил в интервью «Ведомостям» генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин.
В российском автопроме практика некомплектной сборки ранее была достаточно широко распространена, напоминает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По его словам, установка недостающих деталей уже после основной сборки позволит ГАЗу намного быстрее выпустить автомобили в продажу при появлении этих компонентов, чем в случае если завод остановил бы конвейер. «Поскольку спрос есть, компания сможет быстрее его закрыть, собирая больше машин при наличии деталей», – уточняет аналитик. Эксперт SBS-Consulting Дмитрий Бабанский соглашается с этим. Если сейчас приостановить конвейер и ждать комплектующих, то после их появления будет слишком долгий отклик производства на потребности рынка, отмечает он.
Из-за глобального дефицита микросхем ГАЗ выпускает некомплектные «Газели»
ГАЗ начал выпускать некомплектные автомобили из-за дефицита полупроводников. Решение касается только отдельных коммерческих моделей, выпуск школьных автобусов и автомобилей «Скорой помощи» компания обещает завершить в срок.
«Чтобы не останавливать конвейер»
Дефицит полупроводников в автопроме становится все ощутимее: «Группа ГАЗ» почти две недели не получает компоненты, содержащие микросхемы. Компания решила выпускать некомплектные автомобили, чтобы не останавливать конвейеры, — сообщают «Ведомости».
Остановка конвейеров и простой рабочих обошлись бы группе ГАЗ дороже, чем установка недостающих деталей в уже готовые автомобили. «Автомобиль проходит всю производственную цепочку и остается на заводской площадке без недостающей детали, а когда комплектующие придут, мы вернем его в технологический процесс и завершим производство», – сообщил «Ведомостям» управляющий директор ГАЗа Андрей Софонов.
Такая практика позволит быстрее отправлять автомобили в продажу, когда поступят детали. Сейчас на машины есть спрос, а если конвейер будет приостановлен до поступления комплектующих, то отклик производства на потребности рынка даже после появления необходимых деталей будет слишком долгим. ГАЗ — единственный российский производитель, который решился на такую практику. Однако сколько она будет продолжаться, в компании пока не уточнили.
Только отдельные коммерческие модели
ГАЗ выпускает легкие коммерческие автомобили, такие как «ГАЗель NN», «ГАЗель Next», «Соболь», а также среднетоннажные грузовики «ГАЗон Next», «Валдай Next», «Садко Next». Кроме того, группа предприятий ГАЗа и УАЗа выступит поставщиком в государственной программе: правительство выделило около 10 млрд на закупку школьных автобусов и больше 5,5 млрд — на закупку машин «Скорой помощи». Они будут направлены в сельские районы и малые города страны. Их выпуск, по словам Софонова, будет завершен в срок, согласно принятой программе.
Директор ГАЗа отметил, что некомплектные автомобили будут выпускаться только из числа коммерческих отдельных моделей, на многие ГАЗели дефицит компонентов не влияет. Поэтому месячный объем производства удалось сохранить. По данным Ассоциации европейского бизнеса, «Группа ГАЗ» за август продала в России 5161 коммерческий автомобиль (+34% к августу 2020 г.).
Дефицит в отрасли
Дефицит микросхем на рынке, в том числе в автопроме уже давно вызывает беспокойство экспертов. «По моей оценке, дефицит компонентов будет преследовать нас еще весь 2022 г.», – рассказывал в интервью «Ведомостям» генеральный директор «Камаза» Сергей Когогин.
CNews сообщал в январе 2021 г. о причинах и последствиях дефицита полупроводников на рынке. За последнее время произошла переориентация чипмейкеров на производителей потребительской электроники, а именно смартфонов и ПК. Это связано с тем, что после начала пандемии COVID-19 резко выросли продажи компьютеров и увеличилась потребность в электронике для облачных сервисов.
В то же время продажи новых автомобилей существенно сократились. Чипы в автопромышленности необходимы не только для работы таких сложных систем, как GPS-навигация, но и для самых мелких операций, например, чтобы открыть багажник. С одной стороны, сократившийся спрос, с другой стороны, дефицит деталей вынуждают останавливать заводы и сокращать производство такие крупные компании, как Ford, Nissan, Toyota и Volkswagen.
Автодилеры рассказали ведомостям, что приходилось брать внеплановые паузы в производстве. «АвтоВАЗ» этим летом из-за отсутствия чипов неоднократно останавливал конвейеры в Тольятти. Это привело к тому, что самые популярные в России модели, Lada Granta и Vesta оказались в дефиците.
По сообщению «Интерфакса», из-за дефицита чипов российское представительство Volkswagen в Калуге было вынуждено вводить кратковременные простои на заводе. «В связи со сложившейся ситуацией объем производства компании в сентябре будет снижен. По предварительным данным, производство в Калуге будет приостановлено со 2 по 3 сентября, с 9 по 10 сентября, с 16 по 17 сентября и с 20 по 24 сентября», — сообщила пресс-служба компании.