завтрак буфет что это
Расшифровка типов питания в отелях
«А ты путешественник, что ли? А ну-ка, скажи что-нибудь по-гостиничному». Отельный язык напоминает позывные секретных агентов из шпионских саг: куча сокращений и аббревиатур, в которых скрывается сакральный смысл — в каких условиях ты проведёшь свой долгожданный отпуск. Чтобы не провалить операцию «Отдых», лови расшифровки типов питания.
Содержание
RO означает «room only». Расшифровка исчерпывающая: ты бронируешь только номер, питание в стоимость проживания не входит. Этот тип питания распространён в отелях, хостелах и на виллах. Такой вариант идеально подойдёт тем, кто не хочет привязываться к расписанию завтраков-обедов-ужинов. Ты можешь как угодно планировать свой день в поездке, не боясь пропустить уже оплаченную трапезу. А еду приготовишь на кухне или отведаешь все прелести местной кухни в ресторанах и кафе.
ВВ (он же «bed & breakfast» — постель и завтрак) — самый частый тип питания в отелях. В стоимость номера будет включён завтрак. Есть два распространённых формата — «шведский стол» и континентальный завтрак.
ВВ идеально подойдёт для тех, кто не в духе по утрам: не нужно заморачиваться с готовкой или выбором кафе, всё сервируют и уберут, тебе остаётся только хорошо кушать (почти как у бабушки).
Под аббревиатурой HB (он же «half board») скрывается полупансион — тип питания, в который входят завтрак и ужин. В завтраки, как правило, включены напитки (чай, кофе, сок, вода), а вот в ужины — нет. Напитки будут стоить в несколько раз дороже, нежели точно такие же в магазине. Однако такой тип питания очень удобен для семей с детьми и людей, соблюдающих режим питания. Об утренней и вечерней трапезе беспокоиться не придётся — всё будет строго по часам, а пообедать можно будет во время прогулки в городе.
Аббревиатурой FB (Full Board) обозначается трёхразовое питание — завтрак, обед и ужин. Этот тип питания подойдёт тем, кому нужен размеренный санаторный отдых без лишних передвижений. Как и в HB, в Full Board напитки входят только в завтрак. На обед и на ужин они могут подаваться за отдельную плату.
HB+ и FB+
В некоторых отелях встречается разновидность полупансиона HB+ и полного пансиона FB+. В этих типах питания включены бесплатные напитки во время всех приёмов пищи. Ассортимент и количество на одного гостя зависят от отеля.
С системой AI (All inclusive, или «всё включено») знакомы те, кто хоть раз бронировал отель в Турции. All inclusive включает трёхразовое питание, напитки и даже алкоголь местного производства. Такой тип питания предлагается в резорт-отелях, которые напоминают город в городе. У них есть собственная инфраструктура: бассейны, пляж, рестораны, бары и кафе на территории, фитнес-клубы, магазины и многое другое — словом, тут есть всё, чтобы вдоволь «потюленить» и лишний раз не выходить за пределы отеля. Такой тип питания подойдёт хронически усталым путешественникам, которым хочется устроить торжество лени, а также семьям с детьми, чтобы маленьким путешественникам в любой момент можно было чем-то подкрепиться.
UAI (Ultra All inclusive) представляет собой расширенный AI. Помимо трёхразового питания и местных напитков, ты сможешь отведать и напитки импортного производства, как алкогольные, так и без-.
Позывные получены. Мы за тебя спокойны, теперь точно не провалишь явку и выберешь отель с нужным типом питания. Мечтай, бронируй, отдыхай.
При бронировании отеля или выборе тура рекомендуется всегда обращать внимание на предлагаемый гостям тип питания, обозначаемый 2–3 прописными латинскими буквами. Иногда рядом с аббревиатурой ставится расшифровка, но и ее смысл для большинства остается загадкой. Чтобы понять, что включено в стоимость проживания, и какие потребуются дополнительные расходы, нужно лишь знать стандартные обозначения типов питания. В тоже время необходимо учитывать — ассортимент предлагаемых блюд и нюансы обслуживания могут зависеть от конкретной страны и принимающей гостиницы.
Расшифровка типов питания в отелях
Стандартная система обозначений типов питания в отелях принята практически во всем цивилизованном мире. Гостям предлагают варианты проживания:
Кроме того необходимо различать сами понятия, связанные со временем питания. Чаще они звучат на английском:
Ниже расшифруем аббревиатуры основных типов питания в отеле, уточним их отличия и особенности. Минимальное знание стандартных сокращений поможет сориентироваться в выборе гостиницы. При этом нужно учитывать, что названия ни в коей мере не определяют качество и ассортимент предлагаемых блюд.
RO (Room Only)
В переводе «Room Only» означает «только комната», поэтому питание здесь не предусмотрено изначально. Подобный вариант проживания стоит дешевле, у гостей нет привязки к графику подачи еды, они могут отведать разнообразные блюда местной кухни по своему личному усмотрению и в более предпочтительное время. Отдых в этом случае окажется романтичным и непредсказуемым, несмотря на то, что составить бюджет поездки будет сложнее.
Иногда вместо RO (OR) можно увидеть другие обозначения — EP (European Plan, или «европейский план»), BO (Bed Only, или «только кровать»), AO (Accommodation Only, или «только проживание»), RR (Room Rate, или «стоимость номера»), NO (просто «нет»). Все они указывают на отсутствие питания. Если в отеле можно самостоятельно приготовить еду в номере или на общей кухне, то указывается SС (Self Catering).
BB (Bed and Breakfast)
Идеальный вариант для тех, кто хочет максимально использовать свое время на осмотр достопримечательностей, поездки за город и экскурсии. В отеле предложат легкий или плотный завтрак в формате самообслуживания — континентальный, американский, английский, «шведский стол». Такой тип питания распространен в бюджетных гостиницах, и многие отдают предпочтение именно ему. Ассортимент предлагаемых булочек, бутербродов и «легких» блюд во многом зависит от страны.
Во Франции, скорее всего, подадут круассан, в Италии — корнетто или другую сладкую выпечку, в Таиланде — традиционную рисовую лапшу пад-тай, в Англии — омлет, в Америке — тосты, а в Испании — маленькую лепешку тортилью или хамон. Обязательны горячие напитки — кофе или чай, возможно — йогурт или сок.
HB (Half Board)
Этот тип питания часто называют двухразовым или полупансионом. Чаще всего — это завтрак и ужин, реже — завтрак и обед. Первый вариант предпочтительнее, так как дает гостю относительно свободный день, без лишних волнений по поводу пропуска обеда. Бесплатные напитки входят, как правило, только в завтрак или в двухразовое питание, если это HB+. Дорогостоящие отели могут предложить на завтрак бесплатное шампанское.
FB (Full Board)
Цена за ночь в отеле с типом питания FB (Full Board, или «полный пансион») включает трехразовое питание иногда на кухне, но чаще — в столовом зале отеля или гостиницы. Еда подается в определенное время, а между завтраками, обедами и ужинами никаких перекусов не предусматривается. В дополнительные расходы могут включаться обязательные чаевые, что следует учитывать при планировании поездки. Преимуществом отдыха по типу питания FB является отсутствие беспокойства, связанного с поиском подходящих мест для завтраков, обедов и ужинов. Из недостатков можно назвать недопустимость замены блюд даже при неподходящем меню или качестве приготовления еды.
Нередко встречаются иные обозначения FB — это FP (Full Pension, тот же «полный пансион») и AP (American Plan, или «американский план»). Более расширенный тип питания в отелях FB+ включает алкогольные и безалкогольные напитки местных производителей.
AI (All Inclusive)
Самый любимый туристами тип отельного питания — система «всё включено». Гости, наряду с трехразовым питанием, получают разноплановые перекусы, барбекю и напитки на выбор — алкогольные и безалкогольные. Нередко предложение «покушать» действует 24 часа в сутки. Этот вариант подходит тем, кто любит комфорт. Еще больше разнообразия предлагает UAI — импортные напитки, дополнительные завтраки и полдники, мясные и сырные нарезки в любое время дня и ночи.
В среднестатистических курортных гостиницах формат «всё включено» предусматривает подачу блюд по типу «шведского стола», когда постояльцы сами выбирают понравившуюся еду из предлагаемого ассортимента. Более дорогие отели работают по системе обслуживания «a-la carte». Из меню с ценами гости выбирают блюда, которые к их столу подносят официанты. Есть и более скромный вариант с ограниченным ассортиментом, когда питание включено в стоимость тура. В этом случае предоставляется сокращенное меню и требуется предварительная запись на обед или ужин.
Таблица расшифровки типов питания в отелях
Кроме вышеперечисленных видов питания, отели могут предлагать его различные вариации. Если тип питания в отеле не указывается, то оплачивать его нужно будет дополнительно.
Для большей наглядности представим расшифровку аббревиатуры и дадим краткое определение типов питания в табличной форме.
Предусматривает только завтрак (отличается в зависимости от страны)
Варианты полупансиона: завтрак+ужин, реже — завтрак+обед, за напитки — дополнительная оплата
Расширенный HB дополнительно включает напитки — безалкогольные и алкогольные
Полный пансион предполагает подачу завтрака, обеда и ужина. Объем и ассортимент блюд ограничены
Расширенный FB дополнен безалкогольными и алкогольными напитками
Любимый многими формат «всё включено» в режиме самообслуживания
Ultra All Inclusive
«Всё включено» на более высоком уровне, с местными и импортными напитками
«сухой» завтрак на вынос
Легкий континентальный завтрак в формате «кофе+круассан» с разными составляющими
Американский завтрак включает пышные блинчики-панкейки, омлет с поджаренным беконом и др.
Английский завтрак — всегда присутствуют яйца с беконом. Он более плотный по сравнению с AB
Завтрак, плавно перетекающий в ланч. Предпочитается на горнолыжных курортах
Mini All Inclusive
«Всё включено», но в ограниченном количестве
Еду можно приготовить самостоятельно в номере/на кухне, или заказать отдельно
Highclass All Inclusive
Maxi All Inclusive
В отелях VIP-класса — «всё включено» + ряд дополнительных преимуществ, включая алкоголь и напитки в мини-баре, а также целый ряд услуг
Buffet Breakfast (BBF)
Шведский стол (или завтрак-буфет) по принципу самообслуживания. Любое количество блюд и фруктов с общего стола за фиксированную цену
A-la carte (ресторанный)
Выбор из общего меню с ценами, работают официанты
Ограниченный набор блюд по сокращенному меню и предварительной записи
В отдельных странах встречаются и другие классификации типов питания в отелях. Например плотный завтрак с мясными/рыбными блюдами и выпечкой BP (Bermuda Plan) или полупансион MAP (Modified American Plan), дополненный неспешным послеобеденным чаепитием.
Особенности питания в отелях разных стран
Собираясь на отдых в Турцию, необходимо учитывать, что в стране широко распространена система «всё включено» с разнообразными, но однотипными блюдами. В стране сложно найти отели только с завтраками, а без питания их и вовсе нет.
В Египте также развит тип отельного питания All Inclusive, но здесь кухня ориентирована под европейцев, и местные блюда подают достаточно редко. За колоритом придется отправиться на городские улицы.
Особенностью питания в отелях Объединенных Арабских Эмиратов является полное отсутствие алкогольных напитков (очень редко можно встретить чисто символические дозы горячительного), что напрямую связано с мусульманскими традициями. Там, где подают крепкие и слабоалкогольные напитки, ценник за сутки проживания всегда завышен. В то же время обычное питание в гостиницах ОАЭ может оказаться намного дешевле посещений местных ресторанов.
В Греции делают ставку на свежие овощи, зелень и фрукты. Здесь предпочитают готовить традиционные блюда национальной кухни. Шведский стол гостям предлагают реже, чем питание по меню с 3–5 основными позициями. Лучший выбор в Греции — это завтрак в отеле, а в течение дня и вечером — недорогие местные таверны с колоритной атмосферой и невероятным выбором блюд.
Питание в Тунисе за пределами отеля обходится, как правило, дороже. Разнообразие блюд на «шведском столе» сравнивают с турецким разнообразием, однако за алкогольные напитки по системе «всё включено» нужно платить дополнительно. Рестораны на ночь закрываются. В Тунисе выгодно брать полупансион и пансион.
Туристы, отправляющиеся в Таиланд, предпочитают бронировать отели с завтраками, считая более выгодным питание в уличных забегаловках и дешевых ресторанах. Однако тем, кто страдает болезнями ЖКТ, от тайской еды лучше будет отказаться, так как она слишком острая, к тому же — на передвижных тележках готовят ее в антисанитарных условиях. Предпочтительнее заказывать пансион именно в отелях, так как многие предлагают блюда европейской кухни.
В Болгарии система «Всё включено» полностью окупается, потому что рестораны и кафе в курортных зонах значительно дороже. Питание в отеле обходится в 2–3 раза дешевле, при этом четко соблюдается время завтраков, обедов и ужинов. Ночью, как в Турции, никто кормить не будет.
В Израиле предлагают пансион со стандартным набором блюд, нет никаких эксклюзивов и вкусных десертов. Самостоятельное питание окажется дешевле и разнообразнее.
Данная тема всегда остро стоит перед ответственными родителями, путешествующими со своими детьми. Школьники вполне могут питаться с общего «шведского стола», а для малышей в ассортименте «звездных» отелей всегда можно найти каши, легкие салаты и фрукты. В большинстве случаев можно договориться об индивидуальном меню, а свежие кисломолочные продукты приобретать в ближайших магазинах.
Что выбрать
Есть несколько критериев и важных моментов по выбору подходящего типа питания в отеле.
Если вы придерживаетесь диеты, желаете в полной мере ощутить вкусы местной кухни, хотите больше времени уделять прогулкам по городу, то лучше будет остановиться на варианте «без питания» или «только с завтраками».
Если ограничения по еде и финансам отсутствуют, местная кухня не интересна, а в планы поездки поиск продуктов или колоритных кафе не входит, то вам подойдет полупансион, пансион или «всё включено». Последний вариант особенно придется по душе курортникам, не собирающимся выходить за пределы зоны отдыха и комфорта.
В экзотических странах старайтесь питаться в отелях, так как местная кухня может вызвать непредвиденную реакцию организма, способную свести на нет все прекрасные воспоминания об отдыхе.
Если вы сторонник трезвого образа жизни или по какой-либо причине ограничиваете свой рацион, то вряд ли будет разумно переплачивать за услугу «всё включено». В этом случае можно обойтись только завтраками, а продукты питания покупать в магазинах или посещать понравившиеся кафе. Также не стоит привязывать себя к отелю обедами и ужинами активным туристам, проводящим большую часть времени за его пределами.
Отказаться при бронировании гостиницы даже от завтраков можно тем, кто любит утром поспать или же встает с первыми лучами солнца, чтобы увидеть местные достопримечательности без толп туристов.
Однако не все так однозначно. В ряде стран питание в кафе и ресторанах могут обойтись намного дороже, чем в отеле. В любом случае ищите золотую середину и помните, что в удаленных от населенных пунктов местах обойтись без «пансионов» и «всё включено» не получится при всем желании.
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
✔️ Египет до сих пор закрыт? Летим в 2021 через Белоруссию!.
Виды буфетного обслуживания
Тема буфета или шведского стола не является чем‐то новым для мирового гостиничного бизнеса, но и на сегодняшний день профессионально практикуется лишь в 25-30% средств размещения. Поэтому мы думаем, что будет полезно освежить информацию на страницах нашего издания.
Мы предлагаем нашим читателям материал для слушателей одного из тренингов, который проводился Немецко-украинским центром гостеприимства в рамках улучшения качества подготовки отелей и ресторанов принимающих городов к Евро-2012. К материалам тренинга, представленным господином Паулем Канваром, мы добавили ряд комментариев от экспертов редакции журнала «Гостиничный и ресторанный бизнес». При этом в авторском тексте вместо привычного словосочетания «шведский стол» мы будем употреблять именно термин «буфет», который широко применяется в европейской кулинарной практике.
Понятие «БУФЕТ»
Буфет — это особый способ подачи блюд. Вместо стандартного набора блюд (закуски, салатов, главного блюда, десерта), которые сервируются на столе для гостя, в буфетном обслуживании эти блюда предлагаются одновременно на отдельных столах или специальных буфетных стойках. Таким образом, гость получает возможность для самообслуживания согласно своим предпочтениям.
Различают холодный буфет и теплый буфет: холодный буфет предусматривает подачу сыра, колбас, рыбы, салатов, выпечки, масла, небольшие блюда и различных десертов; теплый буфет — кроме всех вышеперечисленных блюд подаются супы, различные мясные и рыбные блюда, а также ряд гарниров.
В современном ресторанном бизнесе буфетное обслуживание стало особенно популярно в США в 70‐х годах прошлого столетия, когда началось развитие сетей буфетов‐ресторанов, где за фиксированную плату клиент получал возможность есть до полного насыщения. А если говорить об истории, то буфет со стойками как решение в обслуживании изобрели в 17веке, а в конце 18 — начале 19 столетия во Франции Наполеон ввел моду на быстрое употребление пищи стоя («еда, что берется руками») в верхушках общества.
Буфеты становятся все более популярными у потребителей и выступают важным инструментом маркетинга для многих гастрономических предприятий. Главной особенностью с точки зрения экономики ресторана является именно то, что при таком обслуживании клиенту предлагается определенный набор блюд по паушальной (общей) цене.
Виды БУФЕТОВ
Существует достаточно широкий спектр буфетного обслуживания: постоянные стационарные буфеты, которые функционируют в течение всего периода обслуживания с постоянным ассортиментом. Выделяют также тематические буфеты, предлагающие блюда отдельного вида — при этом выбор блюд может быть весьма ограниченным. Существуют также, так называемые, «летающие» буфеты, где готовые блюда разносят на подносах официанты и каждый клиент может взять именно то блюдо, которое ему по вкусу. Такой вид буфетов подходит для мероприятий, проходящих на ограниченных площадях или при организации импровизированных мероприятий.
Ресторатор должен понимать, какой тип буфета лучше подходит для отдельной целевой аудитории — постоянного стационарного буфета, буфета тематического праздничного, буфета для завтраков, ланчей или ужинов, фуршета, специализированного буфета при проведении рекламных мероприятий и распродаж или «летающего буфета».
Разумеется, в зависимости от вида буфет подготовительные мероприятия по устройству буфета различаются очень серьезно, требуют разного количества официантов и различающегося по характеру меню.
Экономика буфета, особенности обслуживания гостей. Устройство буфета как маркетингового инструмента имеет важное экономическое значение для гастрономического производства. Буфеты становятся все более популярными у потребителя, а меню — все более и более конкурентным на рынке.
Буфет требует значительно меньше затрат на обслуживание, чем при традиционной подаче блюд, поскольку гости обслуживаются в основном самостоятельно. Персонал должен только добавлять на стойке те блюда, которые пользуются большей популярностью, при необходимости подавать напитки и убирать посуду — это классический подход, например при завтраке, обеде, ужине в гостиничном ресторане. Ход работы буфета абсолютно понятен, расходная часть имеет четкий и конкретный характер.
Каждый гость надеется на присутствие профессионального и компетентного персонала, который сделает приятнее его пребывание в ресторане и гарантирует нормальный уровень обслуживания. Разумеется, существуют различные типы гостей: одни стремятся питаться вкусно и экономно, другие — привыкли только к самому лучшему и мало обращают внимание на цену. Последние обычно заказывают на завтрак фреши и специально сваренный для них кофе, стимулируют официантов чаевыми.
Гости ожидают обслуживания от компетентного персонала, который всегда сможет помочь сориентироваться в меню буфета и с учетом особых требований отдельных посетителей к питанию, дать разъяснения по поводу ингредиентов блюда. Понятно, что толковый совет может дать гостю только тот сотрудник, который хорошо знаком со всеми предложениями буфета. Поэтому обслуживание гостей квалифицированным и обученным персоналом является предпосылкой успешной работы заведения.
Наряду с предложениями в буфете за паушальную цену (для одного гостя), необходимо обеспечить также возможность дополнительного выбора блюд, чтобы гости без ограничений могли есть и пить то, что они любят и столько, сколько они сами хотят. При этом, разумеется, качественный сервис напитков выступает одним из важных экономических факторов.
Экономические требования учреждения в рамках отношение цена — сервис должны быть подстроены под ожидания и желания гостей. За ту цену, которую платит гость, он должен получить набор соответствующих его ожиданиям услуг, которые побуждают его вернуться в заведение снова. Довольный гость — это один из самых важных маркетинговых инструментов, он не только чаще посещает заведение, но и рекомендует его другим людям. Отсюда — больше посетителей, больше работы, больше прибыли.
Повторимся, что существует очень много концепций и вариантов устройства буфетов. Это может быть формат, где разливают шампанское со снеками или без; буфет, где подают канапе, которые потребляются руками; «стоячие» буфеты, где подаются небольшие бутерброды, холодные иили горячие блюда; буфеты с обычным порядком блюд (закуска, главное блюдо, десерт); буфеты с напитками или без них (только эспрессо кофе); бары с местами для сидения или без них.
Необходимо четко понимать потребности клиента и организовывать предложение в соответствии с бюджетом средств и времени, выбирая и комбинируя соответствующие возможности для достижения максимального эффекта.
Праздничные буфеты проводятся в основном с организацией мест для сидения гостей. Речь идет о корпоративных мероприятиях (празднования юбилеев компании, празднование рождественских праздников) и семейных торжествах (день рождения, свадьба).
При устройстве стационарных праздничных буфетов важно сохранять соответствующую дистанцию между столами, чтобы гости не чувствовали ограниченности в пространстве и дискомфорта.
Буфет на завтрак
Буфетное обслуживание на завтрак является наиболее распространенным в гостиничной индустрии. Выбор меню зависит от класса отеля и может ограничиваться иногда лишь чаем, кофе, несколькими видами хлопьев, хлеба, сыра, масла, джемов.
Но в гостиницах класса 4-5 звезд, понятие о нормальном буфете означает предложение горячих блюд, омлетов с беконом, колбасок, бульонов и т. д., широкий выбор фруктов. Вполне естественным может быть и предложение шампанского на завтрак, особенно в выходные.
Все сотрудники должны четко понимать свои задачи и выполнять их на должном уровне. Чистота, подготовка столов, правильное размещение, понятное распределение обязанностей, рациональное устройство буфета, приготовление кофе являются важными предпосылками успешной работы буфета и удовлетворения требований клиентов. При этом вся смена и в кухне, и в зале равным образом отвечает за надлежащее обслуживание.
Абсолютно все — от директора до официанта должны понимать важность завтрака. В менталитете многих иностранных гостей завтрак играет важную роль и именно от него зависит, как сложится день. Завтрак является важной составляющей общего имиджа отеля, не меньшим, чем интерьер холла.
Заключительное положение
Сегодня буфеты являются очень распространенными и модными форматами организации питания. Правильно разработанная концепция буфета, учитывающая его целевое назначение и целевые группы посетителей, делает его важным инструментом маркетинга, который сможет принести большие прибыли.
Вариативность предложений является неограниченной, поэтому, в зависимости от повода, трендов, сезона, возможно разработать соответствующую концепцию его проведения.
Расходы по обслуживанию буфета ниже, поскольку гость обслуживает себя самостоятельно. Главными задачами гастрономического предприятия являются чистота, правильное формирование меню, разумная расстановка раздаточных столов, размещение и пополнение запаса блюд для буфета, сервировка напитков и уборка.
Посетители буфета должны иметь возможность выбрать блюда и напитки, которые им нравятся, при необходимости взять дополнительную порцию и принять пищу в спокойствии и комфорте. Быстрый сервис при заказе напитков повышает уровень комфорта гостей, а также увеличивает оборот заведения.
Дополнительная информация
Термин «шведский стол» прижился только в русском и украинском языках. В Европе и США, где родились эти демократичные форматы питания, а также в Азии, где они не только успешно прижились, но и получили новый толчок к развитию, этот вид обслуживания изначально называется buffet («буфет»).
В самой же Швеции такой формат подачи блюд называют smorgasbord, то есть «бутербродный стол». Бутербродный в том смысле, что посетитель может самостоятельно сформировать «меню» своего бутерброда из набора разных продуктов, которые (что очень важно) не портятся и не теряют вкусовых качеств в течение долгого времени.
Другая особенность формирования такого стиля подачи блюд связана с менталитетом жителей Скандинавии — разумным самоограничением, основанным на определенных пуританских подходах протестантской веры и честностью в отношении общества даже в отсутствие контроля. Читаем у Александра Куприна путевые заметки о Финляндии в начале XX века: «Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку тридцать семь копеек. Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой».
Формат буфета, кстати, был очень распространен на железной дороге и начал приживаться даже и в России — он часто предлагался заведениями на вокзалах, поскольку в ограниченное время остановки поезда было довольно сложно индивидуально обслужить большое количество клиентов — оказалось, что экономически значительно выгоднее взять с них сразу фиксированную плату за возможность брать со стойки все что угодно, и сколько угодно, разумеется, в рамках предложенного меню.
Говоря об истории развития буфета или шведского стола, наверное, стоит выделить два момента. Первый — это, собственно, особенность подачи и потребления блюд, которая практиковалась уже достаточно давно в богатых домах. Второй — это экономический подход к организации питания, когда за определенную сумму можно есть до отвала. Это определило и его популярность, скажем так, в массовом сегменте потребления. Например, за три копейки клиенту предлагалось неограниченное количество капусты с клюквой.
«Гостиничный и ресторанный бизнес»