что означает большой сфинкс
Египетский сфинкс и Библия
На сей раз нам предстоит при помощи Библии разгадать тайну Большого сфинкса.
Считается, что культура Древней Греции заимствовала много из Древнего Египта. В частности это касается мифов. Например миф об Осирисе дошел до нас через древнегреческих авторов, да и само имя Осирис — греческое. На самом деле это не совсем так. Дело в том, что все народы средиземноморья имели по сути своей одну и ту же культуру. Различие было только в именах персонажей мифов. А сами мифы это по сути Священные тексты, имеющие тот же самый Святой Дух (иносказание), что и Библия. Не так давно я уже доказал, что мифы Древней Греции это то же самое, что и Библия. В этой статье я наглядно покажу, что связь Библии, а также мифов Древней Греции и мифов Древнего Египта не случайна.
Приведу несколько цитат из Википедии:
«Слово «сфинкс» — греческое и означает буквально «душительница», в чём кроется отсылка к известному мифу о загадке Сфинкса.
Сфинкс (др.-греч., сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо.
В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.
Древние греки, вероятно, заимствовали мотив сфинкса из Египта. В греческой мифологии бескрылый египетский сфинкс обретает женский пол и крылья грифона.
В греческой мифологии «сфинга» считается порождением хтонических чудовищ Тифона и Ехидны (по другой версии — Химеры и Ортра), злобным демоном разрушения. Чудовище с телом собаки, крыльями птицы, женской головой и лицом. Крылатая дева убивала юношей.
Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.
Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость.
После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её. Её изображение было на шлеме Афины. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами».
За годы своего существования Сфинкс оказался по самые плечи погребён в песке. Попытки откопать его предпринимались уже в древности Тутмосом IV и Рамзесом II. Первый смог освободить от песка только передние лапы, между которыми велел поставить гранитную стелу с надписью следующего содержания:
Царский сын Тутмос, по своём прибытии, во время полуденной прогулки сел в тени этого могучего божества. Когда Ра достиг вершины [неба], его одолел сон, и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну: «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, я твой отец Хармахис, и я дарую тебе владычество над моей землёй и власть над всеми живущими… Узри мой подлинный вид, дабы защитить мои безупречные конечности. Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце».».
Вот такая предыстория вопроса. Перейдем теперь к разгадке тайны Большого сфинкса.
Например, до сих пор считается что Хроники Монтесиноса, содержащие мифы инков — это история древних инков. И только недавно мне удалось доказать, что хроники Монтесиноса (мифы инков) — это вовсе не история. Это точно такие же мифы, как и Библия. И содержат они тот же самый Святой Дух, то есть иносказание, что и Библия. А вовсе это не история о десяти правителях Великих Инках.
Ну вернемся к тексту гранитной стелы, найденной около Большого сфинкса в Египте. Фраза «и он увидел, как сей великий бог обратился к нему с речью, как будто отец говорит сыну» вообще очень напоминает Ветхий Завет по сути. Допустим «отец» (великий бог) — это Голиаф, или большое и явно видимое понимание мифа или Библии прямо по тексту (без толкования), а «сын» (Тутмос) — это Давид, или маленькое и не видимое явно иносказание. То есть в Большом сфинксе, как и в Библии, мы наглядно видим два начала, как бы «отец» обращается к «сыну», или как большой Голиаф борется с маленьким Давидом, но победит Давид, потому что сила в голове, в разуме, хоть голова и маленькая по сравнению со всем телом. Фраза «Взгляни на меня, присмотрись, о мой сын Тутмос, … Узри мой подлинный вид» фактически подталкивает нас к тому чтобы убрать все лишнее, то есть понимание мифа или Библии прямо по тексту (без толкования) и узреть истинный вид мифа или Библии — узреть иносказание, которое гораздо сложнее увидеть (оно как бы значительно меньше), это можно сделать только присмотревшись. Ведь #иносказание как бы закрыто пониманием мифа или Библии прямо по тексту. Как тут не вспомнить слова Иоанна Крестителя: «За мной идет Тот, Кто больше (суть важнее) меня». Так и иносказание идет за пониманием Библии прямо по тексту, но оно важнее его. Фраза «Меня покрыл песок пустыни, на которой я возлежу. Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце» по сути тоже библейского толка. Как иносказание покрыто пониманием мифа или Библии прямо по тексту (без толкования), так и «великого бога» или «отца» покрыл песок. Отсюда же образ Ветхого Завета про бесплодную пустыню Египта из которой Бог (или Моисей) вывел Иудеев. Как иносказание выходит из слов Библии в неверном понимании прямо по тексту (без толкования, то есть без толку, без «плода»), так и Иудеи вышли из Египта и пришли в землю обетованную. Фраза «Спаси меня и исполни всё, что у меня на сердце» фактически говорит нам что нужно найти (или откопать) иносказание в тексте мифа или Библии, то есть исполнить то что на сердце, то что скрыто, но это должно исполниться. Вот и вся разгадка Большого сфинкса! И никаких сказок ученых или альтернативщиков. Все предельно просто и ясно.
Символизм Сфинкса
Различные виды сфинксов известны с древнейших времен. Великий Сфинкс, расположенный в Гизе на западном берегу Нила, — самая старая из сохранившихся на земле монументальных скульптур. Как этот, так и другие египетские сфинксы имеют тело льва. Наиболее распространенными являются «андросфинксы», лица которых сделаны человеческими. Они часто изображали конкретных фараонов, в честь которых возводились. Наряду с ними в древнем Египте можно встретить «иеракосфинкса» с головой сокола (в честь бога Гора, обычно изображаемого с соколиной головой), а также «криосфинкса» с головой барана (в честь бога Амона).
Традиционная версия приписывает создание Великого Сфинкса фараону из IV династии — Хафре (в греческом произношении Хефрену), который правил Египтом около 24 лет в 26-м веке до н. э. Впрочем, единства среди историков по этому вопросу нет — некоторые считают, что это массивное сооружение было создано еще в додинастический период (4-е тысячелетие до н. э.), а наиболее фантастические теории отводят ему более десяти тысяч лет.
В древних восточных цивилизациях лев, как правило, всегда означал власть Солнца или кого-то из солнечных богов. Само имя фараона Хафра несет в себе имя солнечного бога Ра и означает «подобный Солнцу» или «воплощающий в себе Солнце». Возможно, для древнего человека сама морда льва, окруженная пышной гривой, чем-то напоминала солнечный диск, испускающий во все стороны от себя золотистые лучи. Как бы то ни было, солнечный символизм льва имеет глубочайшие корни и сохраняется до нашего времени — например, в астрологии, где зодиакальный знак Льва считается «обителью» Солнца (т. е. когда Солнце находится в этом знаке, его астрологическое влияние усиливается и, как правило, приобретает более благотворный характер).
Однако, само слово «сфинкс» — не египетского, а греческого происхождения. Как назывались существа с львиным телом и человеческой головой в Древнем Египте, с достоверностью сказать невозможно. По-видимому, греки, которые с большим интересом изучали египетскую цивилизацию, переняли идею сфинкса в свою собственную мифологию, параллельно углубив и развив этот образ. Косвенно об этом может свидетельствовать и тот факт, что согласно греческой легенде сфинкс терроризировал жителей города Фивы в Беотии. Отметим, что город с таким же названием существовал и в Египте и долгое время был столицей этого древнего государства.
Слово «сфинкс» означает «душительница». Оно связано с легендой об Эдипе, который освободил фиванцев от этого грозного проклятия. Богиня Гера наслала сфинкса в наказание за преступление царя Лая. Сфинкс задавал загадки и убивал всех, кто не мог их отгадать. Главная его загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Ответом на это служит слово «человек». На вульгарном уровне это объясняют так: «утро» означает младенчество, когда ребенок еще не научился ходить, но ползает на четвереньках; «день» — зрелый возраст, когда человек ходит на двух ногах; «вечер» — старость, когда он опирается на трость (третья «нога»). Впрочем, как мы увидим далее, существует и более глубокое понимание ответа на эту загадку.
Греческий сфинкс
В отличие от своего египетского аналога, греческий сфинкс изображается с крыльями. Обычно его описывают как синтетическое существо, несущее в себе части четырех животных. Он имеет львиное тело и лапы, бычий хвост, орлиные крылья и человеческую голову (в других вариантах тело у него бычье, а львиные — только лапы).
В дальнейшем для философов-герметиков такой сфинкс обозначал синтез четырех священных животных из видения пророка Ихезкеля (в христианской традиции — Иезекииля). Трактаты, приписываемые легендарному мудрецу древности — Гермесу Трисмегисту, стали широко известны в Европе в эпоху Ренессанса. Ими занимались философы, алхимики и каббалисты. Алхимия видела в символах различных животных определенные силы природы, влияющие на материальный мир. Они также соответствовали душевным качествам людей — их добродетелям и порокам.
У самого Ихезкеля мы читаем следующее (глава 1, 4-10): «И увидел я: вот бурный ветер пришел с севера, облако огромное и огонь пылающий, и сияние вокруг него… И внутри него — подобие четырех живых существ… И четыре лица у каждого, и четыре крыла у каждого из них… И образ лиц их — лицо человека, и лицо льва — справа у четырех, и лицо быка — слева у четырех, и лицо орла у четырех».
Комментаторы обычно объясняют это видение так, что каждое из четырех живых существ обладало всеми четырьмя лицами, совмещая в себе льва, быка, орла и человека. На символическом уровне они представляли то же, что и греческий сфинкс — синтез четырех духовных сил. Эти же силы представлены и в Новом Завете, в Откровении Иоанна (глава 4, 2-7): «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, второе животное подобно тельцу, третье животное имело лицо, как человек, а четвертое животное подобно орлу летящему».
Почему древние приписывали такое огромное значение именно этим четырем существам? Важность человеческого образа или лица вполне очевидна — мы сами, будучи людьми, ассоциируем и изображаем духовное по аналогии с самими собой. Но что делает человек в компании двух зверей и птицы? Возможно, отчасти свет на это прольет взгляд в астрологию.
Знаки Зодиака были известны с древнейших времен. Когда-то они соответствовали созвездиям, которые получили свои имена по героям мифов и легенд (в дальнейшем в результате прецессии знаки Зодиака и одноименные созвездия разошлись). Если посмотреть на зодиакальный круг, мы обнаружим на нем знаки Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея, образующие между собой крест. Это так называемый «фиксированный» крест у астрологов (который существует наряду с «кардинальным» и «мутабельным» крестами).
Здесь мы видим знак Тельца в северо-восточной части эклиптики и знак Льва — в северо-западной. Водолей очевидным образом представляет собой человека и занимает юго-восточную сторону. Остается Скорпион на юго-западе. Казалось бы, он здесь совершенно лишний — в образе сфинкса ничто ему не соответствует. Однако, не будем спешить. Если внимательнее изучить карту звездного неба, мы обнаружим созвездие Орла недалеко от Скорпиона. Можно предположить, что у народов древности Орел когда-то играл ту роль, которая позже перешла к Скорпиону. Это созвездие могло служить четвертым углом фиксированного креста для астрологов.
Традиционно эти же знаки Зодиака связываются с силами четырех элементов, или стихий. Лев представляет огонь (и потому он хорошо служит символом Солнца — источника света и тепла для нашей планеты), а Телец — землю. Образ Водолея у любого читателя с первого раза легко ассоциируется с водой, тогда как Орел, будучи летающим существом, должен обозначать воздух. Однако, в астрологии они меняются местами: Водолей соответствует воздуху, а Орел (точнее Скорпион) — воде. Это связано с общим правилом в порядке следования знаков Зодиака, в которое мы здесь не будем вдаваться.
А раз уж речь зашла о четырех элементах, неудивительно, что и человеческие душевные качества подчиняются той же схеме. Огню (и льву) соответствуют холерики, воздуху (и человеку) — сангвиники, воде (и орлу) — флегматики, а земле (и тельцу) — меланхолики. Такую классификацию можно встретить еще у античных авторов. И хотя она довольно упрощенная и не в силах отразить все хитросплетения человеческой души, ее до сих пор используют в психологии.
Все это и многое другое означал сфинкс для философа, заглядывающего под внешний покров и стремящегося глубже постичь его тайны. В оккультизме с каждым из четырех животных связываются определенные достоинства или добродетели, которые должен был взрастить в себе адепт, идущий по пути Магии. «Тот, кто стремится стать мудрецом и узнать великую загадку природы, должен сделаться наследником сфинкса и ограбить его: он должен иметь его человеческую голову, чтобы владеть словом; орлиные крылья, чтобы завоевывать высоты; бока быка, чтобы обрабатывать глубины; львиные когти, чтобы расчищать себе место направо и налево», — писал Элифас Леви в 19-м веке в своей книге «Учение и ритуал высшей магии».
Наконец, и сама загадка сфинкса вместе с ответом на нее с эзотерической точки зрения несет в себе гораздо большую глубину. Она отражает процесс, лежащий в основе творения. Еврейский каббалист увидит в ней последовательность миров — Акудим, Некудим и Брудим (сами термины заимствованы из книги Берешит 31:10), о которых говорит его учение. Для пифагорейца это будет переход между кватернером, бинером и тернером. Каждый выразит это своими словами, но суть в том, что начальный этап творения привел к устойчивому и чистому состоянию — число 4 (в эзотерике — символ устойчивости, прочности). В дальнейшем в творении раскрываются корни зла, что приводит к кризису — число 2 (символ противоборства двух сторон). Наконец, кризис разрешается числом 3, которое примиряет в себе враждующие силы, возвращая их к единству.
И человек на своем пути проходит такую же историю. Каббала показывает это на примере первого человека — Адама. Четверка — это Адам до греха, живущий в раю. Это его символическое младенчество, или утро. Двойка — Адам в грехопадении, борющийся за свое выживание и «в поте лица» добывающий себе хлеб. Это зрелый возраст, или день. Наконец, пройдя через горнило страданий и исправив себя служением Богу, является Адам восстановленный — вернувшийся к своей первоначальной божественной славе. Это число 3 — вечер, или последний этап жизненного цикла. Неудивительно, что ответом на загадку сфинкса было это таинственное и великое слово — «Человек»!
Великий Сфинкс: 48 фактов из жизни монумента (49 фото)
Информация собиралась по крупицам из разных источников [книги и сайты], по возможности — я их перепроверял. Моих снимков будет мало, потому что они мало-информативны по теме. Это большой пост, информации предостаточно, хотя многого фото материала не вместилось.Вопреки общепринятому написанию, гизехского Сфинкса пишу с заглавной буквы.
Источники: М. Ленер, З. Хавасс, В. Солкин, И. Лоутон, К. Огилви-Геральд, Р. Орехов, А. Пучков и др.
1. Когда будущий фараон Тутмос IV (где-то в 1400 г. до н.э.), спал под Сфинксом, ему приснился сон, в котором бог Хепри-Ра-Атум пришел к нему и попросил освободить статую от песка, а взамен пообещал, что Тутмос станет правителем всего Египта. Тутмос IV откопал засыпанную за века песком статую, частично реставрировал, а позже велел поставить гранитную стелу с надписью об этих событиях. Эту стелу обнаружил в 1817 году итальянец Жан Баттист Кавилья при расчистке памятника.
2. Исходя из многочисленных исследований, Тутмос не должен был сесть на трон, и «сказка со стелой» была всего лишь легитимизацией его восхождения на престол. Например, власть царицы Хатшепсут была легитимизирована с помощью легенды о «божественном браке», во время которого сам бог Амон снизошёл с небес к царице Яхмес, принял облик Тутмоса I и зачал «свою дочь» Хатшепсут.
3. Несколько лет назад археологическая миссия около Сфинкса расчистила массивную стену из кирпича-сырца, которая была найдена в начале ХХ века. На некоторых кирпичах стояло царское клеймо Тутмоса IV. Стена царя Тутмоса состоит из двух частей: первая часть высотой 75 см протянулась на 86 м с севера на юг параллельно восточному фасаду нижнего храма Хафра; вторая — высотой 90 см и длиной 46 м находится к северу от храма Хафра, по оси восток-запад. Обе части стены представляют собой часть ограды, сооружённой Тутмосом IV для того, чтобы защитить Великого Сфинкса от ветров и песка. Помимо находки стены царя Тутмоса IV, обнаружена кирпичная стена, примыкающая к восточной стене нижнего храма Хафра, которая, скорее всего, является частью поселения, где жили жрецы, обслуживавшие культ фараона Хафра. Тутмос сказал, Тутмос сделал.
4. Египетского Сфинкса традиционным изображением сфинкса не назовёшь. В классической греческой мифологии сфинкс описывался как существо, у которого было тело льва, голова женщины и крылья птицы. В Гизе на самом деле возвышается скульптура андросфинкса, поскольку у него нет крыльев. Классический вариант египетского Сфинкса — андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы. Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола — иеракосфинксами. Вдоль дорог к храмам Амона устанавливались сфинксы с мордой барана — криосфинксы. Так же есть варианты сфинксов с головой зм
5. Средневековые арабы в «Тысяче и одной ночи» и других текстах именовали Сфинкса «отцом ужаса». Абдул Латиф, врач, философ и путешественник написал о Сфинксе, что «его лицо прекрасно, а рот несет печать изящества». Похвалу того, чья работа «О человеческом теле» стала классической среди арабов на века, стоит по достоинству оценить. В тексте на «Стеле Сна», датируемой примерно 1400 г. до н.э., Сфинкс упоминается как «Статуя Великого Хепри». Позже и очень часто Сфинкса называли Хорем-Акхет, что переводится как «Хор на горизонте». Древние египтяне давали Большому Сфинксу много имен. Одно из них – “Шесеп-анх”, что переводится как “Оживленный образ” или “Шесеп-анх Хафра”, переводится как “Оживленный образ Хафры”. Между передними лапами Сфинкса располагалось небольшое святилище, которое называлось Сетепет – «Избранное».
6. Второй по размеру после Сфинкса в Гизе — это гигантский алебастровый сфинкс Аменхотепа II в Мемфисе.
7. При Тутанхамоне близ нижнего храма Хафра был построена загородная резиденция. Перед Сфинксом в это время была обширная смотровая площадка и лестница, ведущая к святилищу между лап статуи. А под площадкой скрывался забытый всеми храм Сфинкса.
8. В святилище Исиды, которое было построено или реставрировано во время XXVI династии, во время расчистки О. Мариетт и его команда обнаружили каменные канопы неизвестного и небольшую, всего в 70 сантиметров длины, незавершенную модель Великого Сфинкса, датированную XXVI династией. Тексты этого времени прославили его как культовое подобие бога-творца, назвав его Шесеп Анх Атум, т.е. «Живой образ Атума».
9. Когда «Стела Сна» Тутмоса IV была частично откопана в 19 веке, команда К. Лепсиуса сделала прорисовку. Позже стела опять оказалась на долгое время под песком. К тому времени, как ее снова откопали, нижняя часть оказалась сильно поврежденной эрозией. Лишь в прорисовке К. Лепсиуса сохранилось часть картуша фараона Хафра.
10. Монумент высечен из монолитной известковой скалы, которая состоит из трех пластов (Member I или Rosetau Member, Member II или Setepet Member, Member III или Akhet Member) известняка, которые тянутся по всему плато Гиза. Слой светлого известняка, из которого создан Сфинкс и стены котлована, обозначенный на схемах как Member II, является самым непрочным и подвергается более разрушительному воздействию ветреной и песчаной эрозии. Слой Member I слагает северную стену и нижнюю часть западной стены котлована, которые имеют небольшие повреждения от эрозии. Голова высечена из известнякового останца слоя Member III, который изначально возвышался над окружающим рельефом. Такие же известняковые останцы сохранились на расстоянии в 300 м к юго-востоку на соседнем известняковом холме Gebel el-Qibli. Различия в степени разрушения известняка Сфинкса и стенок его котлована обусловлены различным составом, прочностью и другими характеристиками известняка, составляющего слои Member I, II и III.
11. Как-то было высказано предположение, что у статуи изначально была морда Анубиса, которую потом фараоны переделали в человеческую голову. Гипотеза строилась, исходя из неправильных пропорции статуи. Но будь это так, известняковая голова не выдержала бы колоссальной нагрузки. Именно поэтому при строительстве голова оказалась меньше туловища: строители прекрасно это понимали. Немес и борода статуи в течение долгого времени были опорой для головы. Морда Анубиса или иная большая голова [чем есть сейчас] не могла быть сооружена технически.
12. Плита, которая вдруг появилась из ниоткуда между лап Сфинкса, и которую потом ученые спрятали изучать — обман. «Стела Сна» после установки на свое место Тутмосом IV не перемещалась, что было установлено исследованиями.
13. В Египте периодически бывают дожди, которые отрицательно отражаются на монументе, так как в них содержится много кислот. Дожди в Египте и сейчас бывают, а в период Древнего Царства и позднее они были еще чаще, но не такие губительные, как в наши дни.
14. Примерно в 7000 г. до н.э. пески пустыни стали перемежаться с зелёными долинами, побуждая людей заселять регион современного Египта. Когда муссонный пояс вернулся в тропики, Сахара зеленела на промежутке 3500 – 1500 г. до н.э. Дальнейшие исследования показали, что возвращение к пустынному климату было постепенным и длилось века. Этот переходный период характеризовался циклами уменьшения дождей и увеличения засух. Поддержку этой теории можно найти в последних исследованиях Д. Банбери, геолога из Университета Кембриджа. После изучения проб донных осадков в долине Нила, сделан вывод, что изменение климата в регионе Гизы началось в ранние годы Древнего царства, пустынные же пески усилили своё воздействие на территорию в конце этого периода. Возможно, что модели эрозии Сфинкса связаны с изменением климатических условий, с прерывистыми влажными сезонами, растворяющими в известняке соль, которая потом кристаллизуется на поверхности, что заставляло мягкие слои камня рушиться, а твёрдые – образовывать «хлопья», которые потом сдувались пустынными ветрами во время засухи. Этот эпизод может представлять своего рода «переломный момент» между различными климатическими условиями – от влажного климата времён Хуфу и Хафра до более сухого в последние годы Древнего царства.
15. Исходя из того, что в период Древнего Царства был более влажный климат, то вероятно, что часть эрозии на стенках котлована и теле Сфинкса, была вызвана и потоками воды (а не только песком), которые периодически стекали с наклонного плато Гизы. В южном углу западной стены котлована Сфинкса имеется огромная промоина, которая, очевидно, и вызвана размыванием известняка большими объемами протекавшей воды и песка. Нижняя часть западной стены, состоящая из темного известняка, повреждена меньше. Верхняя часть этой стены, сложенная из светлого и более мягкого известняка, имеет явные следы повреждений от водной эрозии – вертикальные промоины, в т.ч. и грунтовых вод. Следы этой эрозии на Сфинксе в данный момент заметны не так сильно, но, тем не менее, они есть. Следов водной эрозии на северной стене котлована не обнаружено.
16. Различия в степени разрушения известняка скульптуры Сфинкса и стенок его котлована объясняются различным составом, прочностью и другими характеристиками известняка, составляющего слои. Рассуждать о датировке Сфинкса по одним только следам водно-песчаной эрозии не корректно, т.к. неизвестна скорость, с которой эродирует известняк этих трех типов. Реконструкция топологии плато Гиза показала, что появление следов водной эрозии на стенках котлована Сфинкса невозможно без существования Процессионной дороги Хафра. Она внесла изменения в существующий рельеф, заставив часть воды [а так же общего течения песка] отклониться от стока на юго-восток, обусловленного изначальным рельефом местности. Так же из-за этого котлован Сфинкса стал основным местом приема течения дождевых вод и песка с северной части плато [от южной и восточной частей комплекса Хуфу до северной части комплекса Хафра].
17. Учитывая сильные перепады температур в течение суток, а так же воздействие грунтовых вод, камень монумента разрушается быстро, поэтому и в данный момент ведутся постоянные консервационные работы. На Сфинксе установлены датчики или маркеры, которые регистрируют изменения. Идет постоянное выветривание более слабых слоев известняка, это хорошо видно по горизонтальной эрозии. Вертикальные кулуары в камне образовывают струйки песка и потоки воды, которые возникали из-за периодических дождей. Воздействие и поднятие грунтовых вод опасны для памятника, поэтому периодически специалисты бурят под ним шурфы и берут пробы почвы и воды.
18. На рисунках датского путешественника Нордена в 1737 г. Сфинкс уже был без носа, поэтому байки про Наполеона, стреляющего из пушек по статуе — неправда.
19. Египетский историк и арабский географ Такиюддин Аль-Макризи (1364-1442) пишет, что в 1378 г. один суфийский фанатик, застав феллахов, приносящими дары Сфинксу в надежде пополнить свой урожай, исполнился гнева и отбил у «идола» нос. Но впоследствии этот фанатик был растерзан толпой, и, кстати, из-за неурожая. Из рассказов так же следует, что для местных жителей того времени Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила, от которого, как они полагали, зависел уровень разлива великой реки и, соответственно, плодородие их полей.
20. Кусок бороды от Сфинкса был найден среди обломков и мусора при расчистке территории. Сделана она из известняка, предположительно, во время одной из реставраций в эпоху 18 династии правления фараонов. Остатки бороды хранятся в Британском музее и в запасниках Каирского музея. Французский археолог В. Добрев выдвинул гипотезу, что бородатой статуя была не с самого начала, а борода была добавлена позже, аргументируя свою гипотезу тем, что удаление бороды, если бы она являлась компонентом статуи с самого начала, привело бы к повреждению подбородка статуи.
21. На протяжении веков Сфинкса постоянно заносило песком западных ветров. Примерно за 20 лет его заносит песком по шею. А то и с головой — может, поэтому не все историки писали о Сфинксе. Когда у Сфинкса отвалилась часть его знаменитого головного убора, а также была серьезно повреждена голова и шея, правительство Египта наняло команду инженеров, чтобы реставрировать статую. Целиком статуя была освобождена от песка лишь в процессе реставрационных работ 1925-1936 г. под руководством Эмиля Барэза. Во время этих работ была обнаружена плохая сохранность блоков, часть из них отвалилась. Э. Барэз при реставрации туловища обнаружил на крестце чуть к северу от центра двойной тупиковый проход на уровне земли. После обследования, он его замуровал блоками и цементом.
22. Во время реставрации 1925-1936 г. использовался мягкий известняк и бетон, поэтому в 1988 году 320-килограммовая часть плеча отвалилась, едва не убив немецкого репортера. После этого египетское правительство вновь приступило к восстановительным работам. Проскальзывала информация еще о двух падениях значительных кусков статуи в прошлом веке, но подтвердить не удалось.
23. Расчищая Сфинкса, Эмиль Барэз обнаружил на левой задней лапе облицовку, на поверхности которой были вырезаны когти. Часть облицовки упала и под ней открылась выветренная поверхность лапы, вырубленной из скального массива. На ней были также когти, что говорит о том, что в момент создания Сфинкса его облицовка была минимальной, призванной лишь дополнить статую там, где скалы не хватало. Например, у южной задней лапы, почти полностью сложенной из блоков. Объем облицовки очень сильно увеличился во время многочисленных реставраций, при этом нарушая пропорции монумента. Команда Эмиля Барэза нашла еще один грот у каменной коробки на южной стороне Сфинкса, но позднее он был зацементирован в процессе реставрации.
24. По центру головы Сфинкса наверху есть люк. Он закрывает нишу, которая изначально предназначалась для вставки головного убора статуи, а позже была расширена искателями сокровищ и тайный комнат. Судя по многочисленным древнеегипетским рисункам, головной убор менялся. Он мог быть каменным, а мог быть сделан и из дерева, покрытым золотом. Но установка каменного убора была бы опасной для головы Сфинкса.
25. После долгих исследований оказалось, что голоса Сфинкса наклоняется на 1 градус в 10 лет. Это связано с тем, что голова состоит из более твердого и тяжелого пласта известняка, а покоится на более мягком известняке, который разрушается быстрее.
26. За головой Сфинкса на его спине есть еще проход. Проход глубиной около 8 метров пробили Вайс и Перринг в 1840 году. Когда возникли трудности с расширением прохода, решили использовать динамит, но отказались, чтобы не разрушить памятник. Эмиль Барэз в 1925-1931 г. зацементировал этот проход. Скорее всего, в этом месте с древности была какая-то ниша или яма, которую позже стали расширять Вайс и Перринг, в надежде, что там ход в гробницу, как это бывало в многочисленных мастабах некрополя.
27. Проход Барэза под крестцом Сфинкса в 1980-е был вновь открыт и исследован З. Хавассом и М. Ленером. Он состоит из двух частей, расположенных под прямым углом друг к другу и обе части тупиковые. Один коридор сужается и имеет длину 4,5 метра, частично заполненной грунтовыми водами (в зависимости от их подъема). Другой коридор такой же длины заканчивается небольшой нишей, которая реставрирована Барэзом подпорками и бетоном. Здесь были найдены разные предметы: кусочки древесного угля, мелкие керамические частицы, черепки глиняной посуды, осколки алебастра и гранита, а так же части современного кувшина, кусок оловянной фольги, еще фрагмент красного гранита, а так же старые современные кожаные ботинки. Как мы видим, часть вещей была оставлена рабочими Барэза.
28. О туннелях в монументе еще упоминают Johannes Heffrich в 1579 году и Pancirolli Guido в 1599 году в книге «The history of memorable things lost».
29. Безумие, связанное с подземными коридорами или помещениями под монументом, тянется из-за неправильной трактовки изображений на «Стеле Сна». Когда она была откопана между лап Сфинкса, то многих удивил, а точнее, вдохновил на поиски, рисунок двух сфинксов, которые покоятся на высоком «постаменте» с «проходами». Но это были не проходы. Изображение такого «дворца» — древнейший египетский символизм, когда этот символ подчеркивает власть и божественность царя. Это видно на именах раннединастических царей: например, Хор помещен над «дворцом» на котором имя царя. Утерянный саркофаг Менкаура был исполнен в форме «дворца».
30. Под правым ухом у Сфинкса странный след: по прямоугольнику размером
31. В 1850-е годы О. Мариетт очистил полость на задней стороне туловища Сфинкса, но это оказалось большой трещиной в камне, которая за долгое время разрослась от эрозии. Позже она была зацементирована, чтобы остановить дальнейшее разрушение. Эта трещина проходит с северо-запада на юго-восток по всему скальному плато, пересекает туловище Сфинкса и имеет продолжение на южной стене котлована. В данный момент трещина отреставрирована.
32. О. Мариетт, очищая песок вокруг Сфинкса в 1850-х годах, раскопал на уровне пола вокруг Сфинкса четыре каменные коробки: две на северной стороне и две на юге. Была еще пятая, но она исчезла. Расположение коробок асимметрично. После раскопок О. Мариетт пришел к выводу, что они, вероятно, служили пьедесталом для статуй. Исследование кирпичной кладки указывает, что коробки были построены или реконструированы во время 18-й династии. Египтолог М. Ленер сделал теоретическую реконструкцию памятника и установил, что вероятнее всего, это были подставки для наосов со статуями, но слабое место это теории — асимметричное расположение коробок.
33. Наиболее ранние статуи сфинксов изображают Хетепхерес II (дочь Хуфу и жена Джедефра). Именно этот сфинкс В. Добрева сподвигнул на его теорию о достройке начатого Хеопсом Сфинкса Джедефрой. С Древнего Царства сфинксы стали атрибутом древнеегипетского искусства. Есть еще гипотезы с гранитным сфинксом Снофру, который мог быть узурпирован Аменехметом II; исследования проходят на уровне анализа обработки гранита и на данный момент не подтверждены.
34. В 2004 французский учёный В. Добрев выступил с предположением, что статуя изображает Хуфу, а воздвиг её его сын Джедефра в честь отца. Ранее об этом высказывался и Р. Штадельман. Если посмотреть на лицо статуи и на лицо статуэтки Хуфу из Каирского музея, то можно увидеть сходство, и по моему мнению, Сфинкс мог быть похож на молодого Хуфу. С другой же стороны, что Хуфу, что Хафра, что Менкаура — одна семья и они могли быть похожими друг на друга. Менкаура и Хафра, словно братья-близнецы. Когда проводились известные исследования по сравнению лица Сфинкса и лица Хафра, то для последнего брали статую из тёмно-зелёного диорита, но при этом не учли, что для разного камня применялась разная техника исполнения лица. Если же взять бюст Хафра из алебастра, то он куда более похож на Сфинкса.
35. На основе долгих и кропотливых исследований Сфинкса и двух близлежащих храмов, и опираясь на исторический контекст, получается, что сначала был завершен нижний припирамидный храм Хафра, потом завершен Сфинкс, а после начато и не завершено строительство храма Сфинкса. Ось незавершенного храма была ориентирована по оси движения Солнца во время весеннего и осеннего равноденствия, что не совпадало с центральной осью Сфинкса. Больше фактов указывает на то, что Сфинкс мог принадлежать перу фараона Хафра.
36. Когда началась Вторая Мировая Война, опасаясь что начнут бомбить Каир, а ведь взрывы рядом могли бы оказать на голову Сфинкса катастрофическое воздействие, его голова была укреплена вот такой страшной бородой-подставкой. Так она простояла несколько лет и после окончания войны. Голова Сфинкса создана из более прочного и тяжелого камня, и во времена фараонов борода и статуя рядом поддерживали её. По мнению специалистов борода была сложным элементом высотных работ и по монтажу превосходила возможности строителей того времени. После падений культов, которые хоть как-то спасали монумент, поддерживая его реставрациями и сохранностью элементов, началось медленное разрушение: часть немеса отвалилась, полностью развалилась борода, уничтожена статуя.
37. Массивные блоки известняка, отколотые в древности по сторонам от скалы, которая позже стала монументом, пошли на сооружение стен стоящего восточнее нижнего пирамидного храма царя Хафра и храма Сфинкса. Как показывают исследования, храм Сфинкса так и не был достроен и долгое время был погребен под песками и более поздними сооружениями. В этом храме было два святилища, что встречается достаточно редко: одно на востоке и другое на западе, расположенные на одной оси. Святилища, вероятно, были связаны с почитанием восходящего и заходящего Солнца. Во время весеннего и осеннего равноденствия, как отмечает М. Ленер, движение Солнца совпадает с осью храма Сфинкса. Храм Хафра сложен из известняковых блоков весом в среднем по 30-40 тонн; гранитная облицовка почти отсутствует. Блоки, которые были вынуты после возведения Сфинкса, так же сильно повреждены эрозией.
38. Один блок из кладки ограды южной ограды храма Сфинкса перекрывает гранитный блок облицовки храма Хафра на 75 см. Другой блок из северной стены включен в кладку юго-восточной стены храма Сфинкса. По этим (и не только) технологическим и строительным тонкостям швейцарский геолог Г. Рикке сделал вывод, что строители завершили гранитную облицовку долинного храма раньше, чем построили известняковую стену храма Сфинкса и воздвигали его стены, меняя кладку некоторых блоков долинного храма.
39. С началом почитания Сфинкса царями XVIII династии, поблизости от колосса, к северо-востоку, возник новый храмовый комплекс Аменхотепа II-го, посвященный Сфинксу-Хоремахету. От этого храма до Сфинкса шла маленькая аллея с небольшими статуями сфинксов. В этом храме фараоном была установлена памятная стела.
40. Три блока, которые лежат в основании храма Аменхотепа II, были оставлены строителями 4 династии. Под одним были найдены в строительном мусоре фрагменты керамики, которые по своей стилистике относятся к этому периоду. Другие блоки лежали на слое пустынного глинозема, который строители пирамид использовали при перемещениях блоков. Под этим слоем были найдены выемки под деревянные рычаги. На таких мелочах строится последовательность возведения сооружений.
41. Первая известная реставрация, охватившая в основном лапы и грудь Сфинкса, состоялась при Тутмосе IV, более тысячи лет после правления царей Древнего Царства. Блоки с именами Тутмоса IV, которыми был обложен Сфинкс, частично убрал в 1936 году во время раскопок С. Хассан. Так же интересен тот факт, что «Стела Сна» была гранитным блоком из другого храма некрополя Гизы: сзади нее имеются просверленные отверстия, предположительно для косяков врат или дверей. Сфинкс реставрировался и укреплялся при помощи дополнительных блоков древними греками и римлянами, в частности лапы и стены ниши. Скальное ложе перед самим Сфинксом покрыто булыжником римской эпохи.
43. В 1988 группа японских учёных из университета «Васэда» проводила комплексные работы на плато Гиза, в том числе и изучения плато под Сфинксом. Были выявлены только естественные аномалии, т.е. пустоты, которые не являются чем-то исключительным для скального плато Гизы.
44. В 1991 году американский частный геофизик Dr. Thomas Dobecki методом зондирования обнаружил аномалии [пустоты] под Сфинксом. Несмотря на доказанное ранее наличие естественных полостей в скале, он и Р. Шох выдали это за скрытые и тайные помещения. Последующие экспедиции поклонников Э. Кейси в 1996-1998 г. не нашли ничего, кроме естественных и небольших полостей в скальном основании Сфинкса.
45. Геофизик Lambert Dolphin, участник проекта SRI International (1974-1978 г.) рассказывает о событиях прошлых лет, что после длительных изучений Сфинкса — помещений не обнаружено. Next we drilled 4 inch bore holes on the anomalies and inspected the hole with downhole TV. Nothing was found except small cracks. We paid special attention to the front paws, and under the paws. No chambers! И, кроме того, пишет, что он позже отказался от дальнейшего сотрудничества с Шохом и Вестом, ибо «The work of Schoch and West on the Sphinx is highly flawed. I won’t get in to that story, you probably are up to date on their work and the many thorough refutations from well-qualified people». Что значит, они напортачили дел своей некомпетентностью и поисками секретных камер. Это привело впоследствии к тому, что для изучения египетских древностей альтернативным ученым было сложнее или вовсе невозможно получить разрешение у Египетской Службы Древностей. Так как несколько проектов по поиску помещений под Сфинксов не увенчались успехом, а левое плечо Сфинкса находится в плохом состоянии, сегодня акцент делается на сохранении и реставрации памятника, а не на дальнейших исследованиях или раскопках под ним. Кстати, М. Ленер, знаменитый египтолог и специалист по плато Гиза, заинтригованный предсказаниями «Спящего Пророка» Эдгара Кейси, студентом в далеких 70-х попал на раскопки в Гизу. Позже он изменил свое представление о Древнем Египте. Через несколько лет, получив докторскую степень археолога в Йельском университете, он вернулся в Египет и начал карьеру египтолога.
46. В святилище Исиды [строение времен XXI династии, которое возможно было построено на месте другого поминального храма] была найдена «Инвентарная стела», в которой говорится, не только о дарах богам, но и о Хуфу, о Сфинксе и о пирамидах. Многие прочитали и сделали ошибочный вывод, будто бы Хуфу пришел и откопал Сфинкса с пирамидами, которые стояли до него. Учитывая наличие богов, которые еще не почитались в Древнем Царстве, наличие прочих ошибок в текстах и тот факт, что это стела была создана в эпоху XXIV династии, когда шло активное восстановление культов и храмов эпохи Хуфу, то ничего удивительного в этой стеле нет. Более интересно еще и то, что эта стела подчеркивала царями XXIV династий легитимность царя Хуфу, который якобы построил свою пирамиду на месте более древнего храма. Через проекцию своего отношения на эпоху величайших правителей Древнего Царства, они утверждались в своей божественной власти. И объекты в стеле, такие как Сфинкс и храм Исиды-Хатхор [В Новом Царстве культ Исиды сместил культ богини Хатхор, которая активно почиталась в Древнем Царстве], могли быть всего лишь маркерами. Поэтому их нельзя рассматривать в контексте хронологической точности событий.
47. Недалеко от Фаюмского оазиса, в Видан эль Фарасе, есть хорошая заготовка для сфинкса. Конечно, далековато от Нила и столицы, но, тем не менее, он мог бы стать еще одним Сфинксом)
48. Стела писца Монтухера с изображением пирамид Гизы и Сфинкса. Создана в
14-13 вв. до н.э., т.е. спустя 13 веков после сооружения пирамид. Очень редкий случай, когда сохранилось изображение пирамид, сделанное самими древними египтянами.