что означает деньги не пахнут
«Деньги не пахнут»: откуда взялось это выражение
А выраженьице-то с душком!
Латинское выражение «Деньги не пахнут» (по-латински звучит еще красивей — «Aes non olet») знают даже латыши и латифундисты. Человечество достает его из широких штанин, когда хочет подчеркнуть чью-то или (реже) свою всеядность в финансовом вопросе: мол, все равно, как и откуда взялись червонцы, главное, что они есть.
История происхождения этой крылатой фразы бескрылая и, в сущности, более чем приземленная. Не расстраивайся, зато она прелюбопытная!
Давным-давно жил да был на свете Тит Флавий Веспасиан. Дед его был крестьянин, отец — простой военный кавалерист, однако сам он мощно взлетел по карьерной лестнице и сделался римским императором (годы работы — 69-79 н.э.). Опустим биографические подробности, иначе до ночи не управимся. Упомянем еще лишь, что он был первым правителем Рима не из аристократов, а также основал известную династию Флавиев. И вернемся к нашим деньгам!
Как-то раз решил Веспасиан ввести налог на общественные уборные. Казалось бы, всем хорошая мысль! Но почему-то не всем она пришлась по душе. В семье, что характерно, не одобрили.
Как передает знаменитый древнеримский историк и писатель Светоний в жизнеописании Веспасиана, сын его и полный тезка, царевич Тит, попрекнул папашу. Слово нашему корреспонденту Светонию! Светоний?
Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан.
Светоний, «Жизнь двенадцати цезарей. Веспасиан»
Спасибо, Светоний! И понеслось. Выражение ушло в народ и бродит там до сих пор, даже самые великие писатели не брезгуют употреблять его в своих великих книгах. Хочется закончить на высокой ноте, чем-то умным. О, вот! К высказыванию Веспасиана восходит стих 14-й сатиры прославленного римского поэта-сатирика Ювенала: «Запах дохода хорош, каково бы ни было его происхождение». Лихо сказано, да?
Деньги не пахнут: в чем смысл фразы и сказал ли это римский император Веспасиан
Буквальный смысл этой крылатой фразы: не важно, каким образом заработаны деньги, все они одинаковы. «Деньги не пахнут» – так неодобрительно говорят о людях, которые готовы на все ради собственной выгоды. В широком смысле – о неразборчивых людях без моральных ограничений, для которых «цель оправдывает средства».
Статуя императора Веспасиана в английском Бате. Фото: Wikimedia / Ad Meskens
Откуда пошло выражение «деньги не пахнут» и как его не произнес император Веспасиан
Тит Флавий Веспасиан был римским императором в 69–79 гг., он основал династию Флавиев. Происходил будущий правитель из простонародья, его дед был крестьянином. Веспасиан сделал военную карьеру, а в ходе гражданской войны в 69 году сверг императора Авла Вителлия и сам пришел к власти.
Установив мир, Веспасиан начал выводить страну из кризиса. В частности, он решал финансовые проблемы империи: денег в казне практически не было.
Новый правитель уменьшил расходы на армию, императорскую гвардию и двор. Снизил содержание серебра в монетах. Он вводил в провинциях новые налоги и повышал старые. А еще отменял налоговые льготы и задним числом взыскивал образовавшиеся «долги» за прошлые годы.
Сестерций императора Веспасиана. Фото: Wikimedia / CNG coins
Рассказывают, что император даже специально продвигал на высокие должности вороватых чиновников и, дав им разгуляться, затем судил, отбирая деньги в пользу государства.
Даже общественные туалеты Веспасиан обложил налогом (аналогичный сбор был при Нероне, но позже его отменили). Этим туалетным налогом возмущался сын императора Тит.
Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», – ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», – сказал Веспасиан.
Светоний. «Жизнь двенадцати цезарей». Перевод Михаила Гаспарова
Данный разговор и отразился в пословице «деньги не пахнут», хотя именно этих слов Веспасиан и не произносил.
Похожее выражение встречается в сатире поэта Ювенала: «От всякой прибыли запах будет хорош» (по сюжету произведения, отец советует сыну заняться торговлей и не брезговать никакими товарами).
Римский общественный туалет. Фото: Depositphotos
Деньги император нередко тратил на общие нужды. Например, он масштабно застраивал Рим (именно при нем начали возводить Колизей) и восстанавливал города, пострадавшие от землетрясений и пожаров.
«Деньги не пахнут». Примеры употребления
– Вы – деловой человек, вы правы, конечно. Если это приносит доход… Папа всегда говорит: «Деньги не пахнут».
Алексей Толстой. «Делец»
– Да ладно, все это знают, – сказал Рэдрик. – Деньги не пахнут. Теперь-то я это точно понял…
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий. «Пикник на обочине»
Интересно, каким образом коммерсанты чуют запах денег, если «деньги не пахнут»?
Никита Богословский. «Заметки на полях шляпы»
– Да, – устало сказал капитан, – деньги не пахнут…
– Чего? – не понял Вася.
– Пословица такая есть: деньги не пахнут. Слыхал?
«Странная пословица», – подумал Вася.
Юрий Коваль. «Приключения Васи Куролесова»
– А твои возлюбленные люди, – напомнил дьявол, – с удовольствием говорят: деньги не пахнут!
Фазиль Искандер. «Сон о Боге и дьяволе»
Деньги не пахнут
«Деньги не пахнут»…
Выражение возникло из слов римского императора (69 – 79 гг. н.э.) Веспесиана, сказанных им, как передаёт в его жизнеописании Светоний, по следующему поводу:
Когда сын Веспесиана Тит, упрекнул отца в том, что он ввёл налог на общественные туалеты, Веспесиан поднёс к его носу деньги, поступившие по этому налогу и спросил, пахнут ли они. На отрицательный ответ Тита, Веспесиан сказал: «И всё таки, они из мочи!» К этим словам восходит стих14-й сатиры Ювенала: «Запах дохода хорош, каково бы не было его происхождение».
Деньги не пахнут…
О чём это я? Да так, подумалось.
Подумалось вот о чём: должен ли человек нести ответственность за свои слова, свои действия? Мне скажут – конечно, должен!
Хорошо. Спрошу по-другому:
Человек, рекламирующий какой-то товар или услугу, должен ли нести ответственность за качество этого товара или услуги?
Представьте, что к Вам обратился некий человек, занимающийся ремонтом квартир, и попросил при каждом удобном случае рекомендовать его всем, кто ищет хорошего мастера. Будете ли Вы его расхваливать своим друзьям и знакомым, если не знаете, насколько качественно он работает, насколько честен и аккуратен? Даже если он Вам предложит определённый процент с каждого клиента, Вы не станете бить себя в грудь и навязывать его услуги всем, если сами не уверены в его квалификации и порядочности.
Я, во всяком случае, не буду. Максимум – дам информацию, что имею знакомого, занимающегося отделочными работами. И, если что, честно сообщу: как работает – не знаю. Почему? Да потому, что если этот человек окажется непрофессионалом, «мастером-ломастером», и те, кому я его «посоветовал», будут упрекать меня, тыкать в его «работу» и говорить: «Вот посмотри, что рекомендованный тобой «мастер» наделал. », мне будет стыдно.
А вам?
Рафаэль Басыров
Август 2015 – апрель 2016.
«Деньги не пахнут»: откуда произошло знаменитое выражение?
Когда кто-то слышит выражение “деньги не пахнут”, то обычно понимает, что имеется в виду: получение дохода любыми способами, даже самыми нечистоплотными, которые у большинства людей вызывают брезгливость. Например, раздувание скандалов, чтобы заработать на всплеске популярности, некорректное поведение во время проведения переговоров и прочее.
История происхождения
Само выражение – очень старо, хотя и остаётся актуальным на протяжении столетий и даже тысячелетий. Изначально фраза “деньги не пахнут” звучала как “pecunia non olet”. Она имела прямое отношение к римскому императору Веспасиану, жившему в I веке н. э. Это был довольно активный правитель и весьма предприимчивый. Однако в истории он остался как автор “мочевого налога” или “налога на общественные уборные”.
Веспасиану досталась империя с пустой казной. Ему требовались новые источники её пополнения. Однако налогами на тот момент было трудно вводить: многие вызывали негативные ассоциации с предыдущими правителями. К тому же от части налогов население было официально освобождено специальными указами. А отмена этих указов могла спровоцировать бунты, что было совсем некстати, ведь Рим на момент восшествия императора на престол оказался сильно истощён гражданской войной.
В результате император начал придумывать новые налоги, которые не вызывали негативных ассоциаций и при этом для основной массы населения не были бы слишком обременительными. Правителем он оказался разумным: в частности, грамотно распределял бремя на все группы населения, на центр и на регионы. Благодаря этому пополнение казны стало возрастать. И хотя народ невзлюбил императора за бесконечные поборы, тем не менее больше потешался над очередными налогами, чем бунтовал.
Однако самым знаменитым налогом из всех, которые когда-либо вводил предприимчивый император, пожалуй, можно назвать налог на общественные уборные. Нужно отметить, что сейчас большинство людей представляют собой скромные сооружения, к тому же плохо пахнущие. Однако в Древнем Риме это были целые комплексы, разделённые по половому признаку. Там было место не только для того, чтобы поправить нужду, но и чтобы вымыться, привести себя в порядок с помощью рабов и подручных средств.
Так как же возникло выражение?
Согласно легендам, выражение образовалось следующим образом: у императора был сын по имени Тит. Его приятели начали потешаться над Титом, мол, твой отец совсем выжил из ума, ввёл налоги на уборные. Тит решил прийти к отцу и принялся упрекать того, что тот уже и за нужники готов брать деньги, а ведь это – отвратительно.
Веспасиан – римский император в 69–79 годах, основатель династии Флавиев, пришедший к власти в «год четырёх императоров»
После этого император взял золотую монету из стопки, которая лежала перед ним, после чего поднёс к носу сына и спросил, воняют ли деньги. Тит ответил отрицательно. Император отметил, что эти деньги – с мочи, тем не менее они не пахнут. Так и образовалось расхожее выражение.
Почему оно стало популярным?
Однако чтобы какая-то фраза осталась в веках, недостаточно чтобы кто-то что-то сказал. Почему мы знаем о случайных, возможно, словах императора спустя почти 2000 лет? Дело в том, что Веспасиан не пользовался, как уже и говорилось, особой любовью подданных. Они часто над ним смеялись. Поэтому любые истории и фразы, сказанные им, особенно если их можно было обернуть против Веспасиана, быстро передавались от одного человека к другому. И данная фраза не стала исключением.
Как бы то ни было, но Веспасиан пополнил казну империи. И нужно отметить, что несмотря на специфичность налога, император всё же собирал деньги в первую очередь для империи. А если учесть то, что государство он оставил в лучшем состоянии, чем досталось ему, можно сказать, что с поставленной задачей справился. А знаменитое выражение вошло в обиход на многих языках и в огромном количестве стран, постепенно став крылатым.
Что означает деньги не пахнут
Откуда пошло выражение «деньги не пахнут»?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Гай Светоний Транквилл (ок. 75 – ок. 160 по Р.Х.) пишет о римском императоре Веспасиане (9 – 79 гг. по Р.Х.): «Тит упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», ответил Тит» (Жизнь двенадцати цезарей. Книга восьмая. 23.3). Возникшая позже поговорка non olet pecunia – «деньги не пахнут» приобрела более широкий смысл, поскольку имеет ввиду любой, в том числе нечестно и преступно полученный доход. Римский поэт Децим Юний Ювенал (ок. 60 – ок. 127) использовал этот случай с императором Веспасианом в 14-м стихе своей сатиры: «Запах дохода хорош, каково бы ни было его происхождение».
Святая Библия не только обличает неправедные доходы, но и деньги, полученные от них, называет мерзостью: Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим (Втор.23:18). Речь идет о профессиональных блудницах и блудниках (псах), посвятивших себя этому гнусному занятию. Деньги их запрещено принимать на нужды Храма.
История свидетельствует, что общества эпохи упадка бывают особенно сильно поражены двумя болезнями (корыстолюбием и блудной похотью), которые как метастазы захватывают почти весь организм. Это мы видим на примере нашего общества. В результате всепроникающей силы этих пороков у многих людей нравственные принципы и ценности превращаются в труху. Однако Слово Божие говорит о том, что нечестно нажитое не принесет человеку пользы (Прит.10:2). Это алчное желание греховно, потому что оскорбляет Небесного Отца, Который заботится обо всех и дарует каждому все необходимое для жизни (Мф. 6:19-34), но и разрушает любовь к ближнему. Корыстолюбивый человек отрекается от Бога (Пс. 9:24). Св. апостол Павел говорит: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1Тим.6:9-10).
Победить этот губительный недуг легко тому, кто искренне стремится жить по евангельским заповедям: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33).