что означает дуальное обучение
Дуальная система обучения в высшей школе: особенности организации
Duales Studium, или дуальное обучение, — наиболее известный тренд в мировой практике обучения, который зародился в Германии. Дуальное обучение предполагает, что студенты проходят теоретические основы в университете, а практические навыки получают уже на рабочем месте, то есть в конкретной организации, решая реальные задачи.
Развивая такую модель обучения, Германия добилась успехов в подготовке молодых кадров. Экономический кризис 2008−2012 гг., из которого страна вышла с незначительными потерями, подтвердил эффективность такого формата обучения.
Наблюдая за успехами Германии, многие страны решили заимствовать опыт дуального обучения, адаптируя его под национальные особенности. На сегодняшний день немецкая модель нашла применение в Испании, Италии, Китае, Греции, Румынии и Южной Корее.
Дуальное обучение пришло и в Россию. Один из первых примеров использования этой модели — в компании «Фольксваген». В 2010 году компания запустила программу дуального обучения в области мехатроники. Цель программы заключалась в том, чтобы подготовить рабочих и технологов для строящегося автомобильного завода.
В развитии и внедрении практики дуального обучения в России было заинтересовано не только АСИ, но и Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство труда, Министерство образования и науки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата.
Ключевыми задачами при реализации проектов по модели дуального обучения стали выработка современных моделей и форматов взаимодействия образовательных организаций и предприятий в подготовке молодых кадров, стимулирование и мотивация участия работодателей в финансировании нового формата программ обучения.
В чем же именно заключаются преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным?
Таким образом, дуальное обучение предполагает активное участие компаний в обучении и подготовке квалифицированных сотрудников. Участие компаний в дуальном обучении является элементом социальной ответственности, поскольку именно специалисты с хорошей подготовкой способны развивать экономику страны.
Какие выгоды получат разные участники дуального обучения?
Предприятия — квалифицированных специалистов, которые полностью соответствуют их требованиям.
Вузы — гарантированное трудоустройство выпускников, возможность стажировки преподавателей и выпускников, реализация программ в рамках социального партнерства.
Государство и общество — экономия госбюджета, решение проблемы дефицита рабочей силы, ускорение инновационных процессов и развитие экономики страны.
Организация дуального обучения в России предполагает сотрудничество и совместную работу образовательных учреждений и предприятий. Готовить студентов в учебных учреждениях должны в соответствии с запросами и потребностями предприятия. А для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы преподаватели проходили подготовку и переподготовку на базе предприятия.
Дуальное обучение в образовательных учреждениях
На сегодняшний день многие учебные заведения готовы к внедрению дуального обучения. Однако процесс реализации затруднен выбором предприятий, которые готовы сотрудничать с образовательным учреждением.
Для вузов лучшим вариантом считаются инновационные и экономически развитые предприятия и компании. Есть небольшой нюанс: не все такие предприятия готовы взять под крыло студентов.
Кроме того, стоит учитывать, что негативное отношение к участию в дуальной системе формируется из-за необходимости финансового обеспечения и сопровождения дуального обучения.
Дополнительным отягчающим фактором является необходимость получения лицензии на осуществление образовательной деятельности. Здесь подразумевается, что организации нужно выполнить целый ряд лицензионных условий.
Имеет место и другая проблема — студент не видит себя в профессии, поскольку выбирал специальность не очень осознанно. В результате всего получаем нехватку квалифицированных специалистов.
Решить эту проблему можно с помощью занятий по профориентации в старших классах школы. Так ребенок и будущий студент сможет понимать, что ему интересно и что его ждет на потенциальной работе.
Опыт вузов, которые применяют дуальное обучение
В КарТУ (Карагандинский государственный технический университет) создали инновационно-образовательный консорциум, который объединил в себе университет и 55 крупных промышленных предприятий. В основе всего лежит распределенный учебный процесс, где теоретические знания студенты получают с использованием веб-ресурсов и онлайн-обучения вечером, а практические — вечером на производстве.
В ТПУ (Томском политехническом университете) по запросам крупнейших российских и зарубежных компаний абитуриенты проходят конкурсный отбор. С будущим студентом заключается договор, который гарантирует трудоустройство в организации, дополнительные меры соцподдержки от работодателя, прохождение практик и стажировок на будущем месте работы.
В ИнЕУ (Инновационный евразийский университет) в рамках обучения по дуальной модели студенты в течение 3-х курсов бакалавриата получают теоретические знания в вузе, а затем переходят к получению практических навыков.
Опыт вузов показал, что дуальное обучение может по-разному реализовываться в вузах. И действительно, Закон «Об образовании» предполагает, что в вузах могут создаваться кафедры, которые будут обеспечивать практическую подготовку студентов на базе коммерческих предприятий. Главное, чтобы организация подходила по профилю обучения студента в вузе.
Особенности работы в дуальной системе для преподавателей
Рефлексия в производственной практике обучающихся имеет большое значение, так как именно рефлексирующее осмысление своих первых шагов в избранной профессии нацеливает будущего специалиста на более осознанное и активное управление собственной карьерой.
Рефлексия может быть как устной, так и письменной в формате эссе или мини-сочинения. В вузе рефлексия может быть организована в группе студентов или проводиться индивидуально каждым учащимся.
Ценность рефлексии напрямую зависит от того, насколько глубоко студент осознает значимость учебной работы, причины своих успехов и неудач.
Наиболее эффективно рефлексия проходит в формате дискуссий, мозговых штурмов и круглых столов, когда у студентов есть возможность оценить результаты своей деятельности и сравнить ее с результатами деятельности коллег.
В целом, дуальное обучение в вузе — перспективное направление для развития в России. Но важно понимать, что помимо плюсов, есть и минусы: недостаточное финансирование и отсутствие заинтересованности у работодателя принимать к себе новоиспеченных студентов.
Что касается самих студентов: они не всегда после школы представляют свою будущую профессию, сомневаются, сможет ли выбранная профессия реализовать их потенциал. Если человек неверно выберет для себя работу и компанию по дуальной модели, он должен будет отрабатывать вложенные в него средства. Впоследствии это может стать обременительным для специалиста.
В такой ситуации кажется разумным реформировать систему образования для того, чтобы студенты получали действительно полезные и актуальные знания. Понятно, что процесс реформирования образовательной системы может занять значительное время и для решения задачи потребуется привлечь множество ресурсов. Но в результате выиграют все — и студенты, и вузы, и работодатели.
Сущность и основные признаки дуальной модели обучения
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Дата публикации: 11.03.2016
Статья просмотрена: 9587 раз
Библиографическое описание:
Сидакова, Л. В. Сущность и основные признаки дуальной модели обучения / Л. В. Сидакова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/29/803/ (дата обращения: 28.11.2021).
В статье обосновываются преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, дуальное обучение, качество образования.
В поисках наиболее эффективных путей модернизации отечественного образования многие ученые обращаются к опыту зарубежных стран, в частности Германии. Наиболее известными популяризаторами идей немецкой профессиональной подготовки рабочих кадров являются Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, А. И. Пискунов, Д. А. Торопов, Г. А. Федотова. В своем исследовании, посвященном истории развития немецкой системы профессионального образования, Д. А. Торопов указывает на то, что возрастающие темпы технологической революции, и в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участникам, оказывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране [1].
Дуальное обучение, как показывает практика европейской системы образования, является продуктом взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста. Обучающийся уже на ранних этапах процесса учебы включается в производственный процесс в качестве работника предприятия. В знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) Адам Смит подчеркивал, что системы ученичества и наставничества в дуальном обучении необходимо считать традиционными методами профессионального обучения на рабочем месте, так как, работая рядом с мастером, молодые рабочие изучали азы профессии [2].
Дуальная модель обучения предусматривает вовлечение предприятий в процесс подготовки кадров, которые идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением работников, так как хорошо знают, что затраты на качественное профессиональное образование являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в содержании обучения, его организации [3].
Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения с периодами производственной деятельности. Будущий специалист учится в двух организациях, где, по определению любителей метких фраз, догоняет двух зайцев, осваивая и теорию, и практику. С одной стороны, получает образование в образовательной организации (она дает теоретические знания), а с другой — на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые для данного производства компетенции. Обе организации являются партнерами по отношению друг к другу. Очень важно, что молодые специалисты, сочетающие обучение с производственной деятельностью, остаются работать на обучающем предприятии.
Общепризнанным лидером в деле организации дуального обучения считается Германия, где система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практико-ориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза [4].
Можно выделить следующие преимущества и недостатки дуальной модели.
Недостатки дуальной системы:
Я считаю, что дуальное обучение — эффективный путь повышения качества образования.
Для производства дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах по поиску и выбору работников, их переквалификации и адаптации. К тому же, есть возможность отобрать самых лучших выпускников, ведь за период практического обучения их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь, такой подход мотивирует студентов учиться не для галочки. Молодые специалисты могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими». Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для предприятий немаловажно.
Для студентов дуальное обучение — это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует профессиональную компетентность и ответственность. Дуальная модель обучения предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одна образовательная организация не способна дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.
Дуальная система подготовки компетентных, востребованных рынком труда выпускников образовательных организаций СПО обладает следующими преимуществами перед «традиционной» системой подготовки специалистов:
Дуальная модель обучения как производственная компонента базового профессионального обучения очень привлекательна для образовательных организаций СПО, но все же следует правильно извлекать полезность дуального обучения в обществе с учетом социально-экономических проблем, развития мировых интеграционных процессов в образовании, существующих законодательных и нормативных актов и менталитета российских граждан.
Таким образом, реализация механизма взаимодействия образовательных организаций и предприятий путем воздействия на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы позволяет повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью студентов, а также вносит свой вклад в развитие человеческих ресурсов. Дуальная модель обучения как важнейший компонент этого механизма способствует освоению выпускником профессиональных компетенций, формированию активной жизненной позиции и становлению ответственной личности, способной к продуктивному труду.
Я считаю, что необходимо налаживание реальной связи между производственным сектором и образованием для того, чтобы обеспечить квалифицированными и профессиональными кадрами предприятия железнодорожной отрасли.
Мастер оcтается за кадром
Дата весьма условная, конечно. Тем не менее отсчет принято вести с того момента, когда программу дуального обучения запустила компания «Фольксваген Груп Рус». Программа была нацелена на подготовку продвинутых в техническом плане рабочих для строящегося в окрестностях Калуги автомобильного завода. По словам гендиректора компании Маркуса Озеговича, 1 сентября 2010 года впервые в РФ 24 студента начали обучение в Калужском колледже информационных технологий и управления по специальностям «мехатроника» и «автомехатроника». Студенты согласно российским и немецким стандартам профобразования получили необходимые знания и производственные компетенции по сварке, гидравлике, пневматике, электротехнике, электронике, программированию, диагностике.
А на предприятиях Группы ГАЗ начали применять систему дуального обучения еще с 2007 года, и ежегодно свыше 500 учащихся базовых колледжей и техникумов изучают практическую часть на Горьковском автозаводе, Ликинском и Павловском автобусных заводах, Ярославском моторном заводе. Также автопроизводители создали первую в России кафедру по производственной системе в машиностроении и кафедру «Создание продукта в автомобилестроении» в Нижегородском государственном техническом университете им. Алексеева. Основной упор в процессе обучения также делается на практические занятия на ГАЗе.
Германской промышленности в период активного роста в конце XIX века для стабильного развития и обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке требовался постоянный приток на производство квалифицированных рабочих кадров. Для быстрого роста их количества на производствах создавались рабочие школы, а также шло обучение на рабочем месте под руководством наставников.
Тогда же российские промышленники и предприниматели начали перенимать этот, на тот момент передовой опыт.
В 1920-х годах во время индустриализации Советский Союз приглашает иностранных специалистов, среди которых много немецких инженеров. Именно они привнесли в профессиональное обучение рабочих и технологов на предприятиях подготовку у станка, на рабочем месте, передачу знаний, умений и навыков в процессе обучения от наставника к стажеру.
Свойства дуальной системы обучения
Суббота 6 июня, 2020
Отечественная образовательная система пошла по пути зарубежных ученых, в частности Германии, которая смогла модернизироваться и в кратчайшие сроки адаптироваться в современном мире. Основными первопроходцами в исследовании новой технологии переподготовки кадрового состава были Д.А. Торопов, А.И. Пискунов, Н.Е. Воробьев, Г.А. Федотова, Б. Л. Вульфсон, которые смогли освоить теорию немецких партнеров и повысит профессионализм работников до европейского уровня. Торопов, в своей научной работе, рассказывает о неотъемлемости технологического прогресса и его непосредственное влияние на развитие всех видов деятельности и общей образовательной системы во всех развитых государствах.
Что такое дуальная модель? В чем ее преимущество?
По своей сути дуальное обучение является совокупностью мероприятий по обучению профильных специалистов, при взаимодействии учебных заведений и организаций, в качестве заказчика на услуги. Это дает возможность получить образование и адаптироваться в профессии и обществе как полноценного специалиста.
Учебный процесс предусматривает наличие практичных занятий и параллельное использование полученных навыков в рабочих процессах, без отрыва от учебы. Адам Смит на страницах «Исследования о природе и причинах богатства народов» говорит о пользе такого метода обучения, поскольку уже на первых этапах абитуриент имеет возможность осваивать профессию непосредственно на месте работы и выполнять работу под присмотром профессионального наставника. Он предпочитал называть его традиционным профессиональным обучением. С возможностью одновременно учить теорию и практиковать полученные навыки.
Взаимодействие модульной системы обучения с последующим трудоустройством имеет неопровержимые доказательства успешности данного мероприятия. Это связано с потребностью предприятий в профессиональных сотрудниках, инвестируя в обучения которых они имеют возможность лично контролировать учебный процесс, подачу необходимой информации и обеспечить себя надежными кадрами.
Дуальная система имеет преимущество параллельного изучения теории и практики, изучая суть производственных моментов, непосредственно на будущем месте работы. Для теоретических знаний используется профессиональное учебное заведение в центре образования, с обеспечением диплома государственного образца, а практика – это компетенция предприятия, с использованием внутренних требований предприятия. При этом и учебное заведение и будущий работодатель имеют свои интересы, поэтому должны сотрудничать и руководствоваться поставленными целями. Это дает возможность молодым специалистам получить гарантированное место работы, а предприятию профессионального наемного работника.
Особым успехом дуальная система образования пользуется в Германии. Эта страна смога не только воплотить все задумки, но и стать примером для всех европейских государств. Высокое качество образования зависит от развитой системы обучения, умения правильно расставлять приоритеты и соединять практику с теорией, при этом повышая заинтересованность бизнеса в создании хороших специалистов.
Основные характеристики
Каждая программа, созданная в современном мире или проверенная временем, имеет свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные результаты, которые выражаются разными факторами. Все характеристики в той или иной мере влияют на конечный результат.
Достоинства дуальной модели:
Недостатки дуальной модели:
При этом дуальная система образования имеет высокую эффективность и способна повысить уровень образования то европейских стандартов.
Дуальная система на предприятии
Основным преимуществом для предприятий в дуальном обучении является возможность самостоятельно подготовить кадровое наполнение без дополнительных затрат на их переквалификацию или поиск первоклассных мастеров, с высокими финансовыми требованиями. При этом работодатель может выбрать с набранной группы студентов самых успешных, которые мотивированные престижным местом работы готовы учиться в два раза успешней. После приема на работу молодым сотрудникам не нужно много времени на адаптацию, поскольку они уже полностью готовы к работе и знакомы с внутренней жизнью фирмы. Это дает возможность обеспечить предприятие профессиональными специалистами на длительное время.
Преимуществ дуальной программы обучения для молодых специалистов
Каждый студент имеет возможность быстро и надежно закрепится в роли хорошего специалиста, войдя в самостоятельную жизнь с минимальными рисками. Полноценность учебного процесса и перенасыщенность практическими занятиями в условиях трудового процесса, дает потенциал к карьерному росту и быстрой адаптации на принятой должности. При этом все выпускники научены работать в трудовом коллективе, ответственно относятся к должностным обязанностям и готовы к самостоятельному принятию решений. Дуальная система образования все время совершенствуется и развивается, выпуская преимущественно узких специалистов, полностью адаптированных под рабочий процесс предприятия и с высоким трудовым потенциалом.
Преимущества дуальной системы обучения, в соответствии традиционными программами:
Дуальная система профессионального обучения имеет много преимуществ, но при ее выборе нужно руководствоваться решением потенциальных задач предприятия, учитывать возможные риски, изучать законодательно и потребности общества, а также готовность населения к мировой интеграции. Она является надежной базой для подготовки кадров, с учетом экономических и эволюционных этапов саморазвития.
Параллельная работа учебных заведений и производственных предприятий дает возможность повысить уровень образованности жителей страны, предоставить выпускникам возможность обязательного трудоустройства, дает стимул для развития человеческих ресурсов. Таким образом, дуальная модель готовит не только профессиональных специалистов, но и полностью поставленных сотрудников, готовых к личностному развитию и движению по карьерной лестнице, что стимулирует улучшение общих трудовых показателей.
Правильно сгенерированный план обучения дает возможность интегрироваться в определенную отрасль без временных потерь. А готовность к принятию корпоративных решений на базе учебно- производственного функционирования структур на условиях договоренностей, дает быстрый и максимально эффективный результат. Поэтому данная система имеет высокий потенциал современного мира и гарантирует быструю самоокупаемость, за счет продуктивности труда кадрового выпуска.
Дуальная система образования в Германии — что это такое и с чем ее едят
Концепт
Итак, что же это – дуальное обучение? Это такой вид учебы, который подразумевает получение теоретических и практических знаний одновременно. Проще говоря, вы учитесь и работаете. И, естественно, вам за это платят деньги. Но обо всем по порядку. Видов дуальной учебы в Германии на самом деле очень много и про такое обучение часто говорят в контексте получения среднего профессионального образования (Ausbildung), нас это интересовать не будет, т.к. визу иностранцу под Ausbildung получить практически невозможно. Мы сконцентрируемся именно на получении высшего образования.
«Дуальность» обучения заключается в том, что вся учеба делится на практическую и теоретическую части, поочередно сменяющие друг друга в течение всего периода обучения. Теория – это классические занятия в университете, которые длятся в среднем 3 месяца и проводятся непосредственно в университете: лекции, семинары, проектные работы, экзамены в конце семестра. Все это нам знакомо. Самое интересное начинается на практическом триместре. Практику вы проходите на предприятии, с которым у вас заключен контракт на обучение. При этом вам дается хорошая возможность получить непосредственное представление о рабочих процессах на фирме, набраться реального опыта, всюду суя свой нос и поучаствовать во внутренних проектах. Цель – научить вас действительно что-то делать.
В идеальном мире на практике вы активно применяете полученные в университете теоретические знания, на самом деле выполнить это на 100% не всегда получается, однако теоретические знания, как известно, никогда не бывают лишними. Практика длится также в среднем 3 месяца, затем она сменяется теорией и так далее, по кругу. Как правило, особенно это распространено в крупных фирмах, во время практических семестров вы работаете не только в одном отделе, а проходите несколько, в зависимости от плана вашей учебы.
По окончании 3-годичного обучения у вас будет диплом бакалавра (B. Sc, B.A., B.Eng – в зависимости от специальности), с 210 ECTS кредитами а также определенный практический опыт в наличии, что существенно облегчит вам жизнь как новоиспеченному выпускнику: предприятию впоследствии не нужно будет тратить время на вашу «вработку». Кроме того, как правило, фирмы заинтересованы в перенятии вас на постоянную ставку сразу же после учебы – иначе зачем им нужно было бы тратить столько денег на ваше обучение?
Кстати, затрагивая финансовую сторону. Вся учеба, включая теоретическую часть, оплачивается предприятием, на котором вы работаете. Зарплата очень сильно зависит от фирмы-партнера, но, как правило, в области IT она очень достойная(естественно, по студенческим меркам) и растет вместе с годом обучения. За счет очень плотного графика обучения каникул у дуальных студентов как таковых нет, но зато есть оплачиваемый отпуск, который можно взять во время практической части. У меня он составляет 30 рабочих дней в году.
Учеба в дуальном университете
Дуальную учебу предлагают несколько университетов в Германии, здесь речь пойдет об одном из наиболее крупных и популярных дуальных университетов с несколькими филиалами на юге Германии — Duale Hochschule Baden-Württemberg (DHBW), а конкретнее о DHBW города Mannheim, в которой я, собственно, и учусь. Полный список специальностей с пометкой о том, где конкретно они преподаются можно посмотреть здесь
Моя специальность называется Angewandte Informatik (прикладная информатика) со специализацией International Business Competence. Вот так выглядит наш учебный план (ахтунг, немецкий!). За счет специализации многие лекции у нас преподаются на английском языке — его знание подразумевается изначально. Кроме того, не могу сказать, что какая-то область у нас преподается в большем/меньшем объеме, на мой взгляд, присутствует оптимальный баланс и теоретической, и практической, и технической информатики и прочих дисциплин.
В то время как моя специализация предполагает дальнейшее развитие в области консалтинга и работу в интернациональных проектах, на нашем факультете также есть направления в Mainframe Computing и Betriebliches Informationsmanagement (что-то вроде управления информационными процессами на предприятии). Кроме того, в DHBW Mannheim преподается Informationstechnik– информационная техника (более техническое направление, ближе к электротехнике) и Wirtschaftsinformatik — экономическая информатика, которая, несмотря на небольшой перевес в области IT, официально относится к факультету экономики.
Также, что вообще характерно для всего университета, помимо классических преподавателей лекции у нас читает большое количество работающих специалистов, т.е. те, у кого есть большой практический опыт, но нет постоянной ставки в университете. Этот момент должен быть оценен двояко, на мой взгляд, и может быть сравнен с лотереей – качество лекций и преподаваемого материала очень сильно зависит от личности человека, т.к. действительно умело передавать свои знания удается не всем. Однако в любом случае, это несомненный плюс, что люди делятся знаниями и опытом применения технологий, которые активно используются на практике, а не были описаны в учебниках несколько десятков лет назад.
Другой пункт, который характерен как минимум для нашей специальности – это присутствие в учебном плане очень большого количества групповых/проектных работ, которые должны развивать навыки работы в команде. Групповые проекты несомненно присутствуют и в классических университетах, но не в таком количестве. За прошедшие 4 семестра мы сделали больше 10 совместных проектов, при этом группы каждый раз формировались по-новому, в среднем от 2 до 6 человек в группе. Часть из проектов шла вместо обязательного экзамена в конце семестра, часть – просто как дополнение к экзамену.
Кстати по поводу экзаменов. Специфика учебы в DHBW, естественно, накладывает отпечаток на проведение экзаменов. За счет жесткого предопределенного учебного плана на экзамены выделяют одну-две недели в конце семестра. В течение этого времени может быть написано от 5 экзаменов и выше, причем некоторые из них – модульные, т.е. по сути вы пишете не один, а сразу два или три экзамена в один день друг за другом. Некоторые модули сдаются лишь в конце учебного года – в мае мы писали сдвоенный экзамен по прикладной математике и статистике, преподавать которую начали еще в сентябре прошлого года, т.е. в начале 3-го семестра. Нередки случаи, когда в конце нечетного семестра студенты пишут 3-4 экзамена, зато в конце четного вас поджидают все 10 и больше. Бесспорно, учеба очень напряженная и некоторые не выдерживают и либо уходят сами, либо же вылетают, не сдав экзамены. Любой экзамен можно пересдать один раз. Третий, последний, шанс дается всего лишь один раз в учебный год и только по одному предмету, в этом случае экзамен сдается устно. На данный момент нашем курсе осталось 36 человек из первоначальных 42. На курсе на год младше нас ситуация еще печальнее, к концу первого года там осталось чуть больше половины студентов. И это при том, что «случайных» студентов за счет жесткого отбора у нас практически не бывает. This is spartaaaaaaaa!!
Так, теперь к практике. Четкого и конкретного плана для проведения практического семестра университетом не предусмотрено, есть лишь общие требования, чтобы студентов не использовали для варки кофе или же копирования ненужных документов, а давали задания, соответствующие уровню подготовки. Вообще каждая компания решает индивидуально чем она будет занимать студента в зависимости от текущих проектов и интересов студента.
Я работаю на предприятии, фокус деятельности которого напрямую вообще не связан с IT, но где же в наше время без информационных технологий? Во время моих предыдущих практик я работала в отделе технической инфраструктуры – сервера, сети, телекоммуникации и т.д. За это время поняла, что это не совсем то, чем я хотела бы заниматься в последствии. В следующие практики буду менять отдел. Кстати, большущий плюс дуальной учебы заключается в том, что во время практического семестра можно примерить на себя будущую сферу деятельности и посмотреть «твое» это или нет и при необходимости скорректировать специализацию так как нравится. Для молодых зеленых студентов, слабо представляющих, что их потом ждет на работе, мне кажется, это очень актуально.
Кроме того, во время практик студенты пишут отчеты, которые они позже сдают в университете в рамках учебного плана. В общем и целом, как уже было описано выше, практика тесно интегрирована в университетскую программу.
Очень часто, при наличии зарубежных филиалов, компании предоставляют своим студентам возможность провести одну из практик за границей. В данный момент я прохожу практику в филиале нашей компании в США, дотягиваю свой английский до приличного уровня.
В целом впечатление от учебы положительное. Учиться нелегко, но при наличии достаточной мотивации и стараний вполне возможно получать хорошие оценки.
Поступление
Для тех, кто заинтересовался, привожу наиболее существенные условия для поступления:
1.Наличие права на получение высшего образования в Германии(Abitur)
Первым пунктом является наличие допуска к высшему образованию в немецких университетах. Из-за разницы количества лет в обучении в немецких и российских школах простое наличие аттестата зрелости вкупе со сданным ЕГЭ не приравнивает автоматически выпускников российских школ к немецким абитуриентам. Минимум, необходимый для признания вашего права учиться в ВУЗе в Германии, это два законченных курса университета. Уже полученное в России/СНГ высшее образование приравнивается, как минимум, к немецкому абитуру и дает право на изучение любой специальности с нуля.
Конечно, как и везде, здесь есть свои нюансы и исключения, После одного законченного курса университета, вы имеете право поступать в немецкий колледж предвузовской подготовки (Studienkolleg) и проучившись там год, получить допуск на определенные специальности – технические, экономические, языковые и т.д. Попасть в такой колледж, минуя курс российского университета, могут и выпускники школ, получившие золотую или серебряную медаль.
2. Контракт с фирмой-партнером DHBW
Контракт на обучение также является одним из определяющих факторов при поступлении в DHBW. При его наличии зачисление в университет является формальностью, при этом вся необходимая работа выполняется предприятием, заключившим с вами договор.
В общем, самый главный отбор будущих студентов проводится непосредственно предприятиями-партнерами. Их спектр очень разнится – начиная от никому не известных маленьких и средних фирм, известных только в определенных кругах, и заканчивая крупнейшими мировыми концернами, такими как IBM, HP, SAP, Daimler, Siemens и т.д. Куда вас возьмут и возьмут ли вообще, зависит целиком и полностью от вашего таланта и умения себя подать. Шансы попасть на крупные предприятия есть у каждого, «по блату» просто так никуда не возьмут.
3. Знание немецкого языка на уровне, позволяющем учиться в немецком университете (B2-C1)
Естественно, для учебы в Германии необходимо знать немецкий (кэп передает привет). Наиболее распространенными сертификатами, подтверждающими владение языком являются TestDaf и DSH. Для тех, кто не владеет немецким языком в достаточной мере, существует возможность учиться на так называемом интернациональном факультете. Вот здесь
и здесь есть несколько примеров специальностей. Возможно, в других отделениях DHBW список таких предложений шире. Обучение проводится полностью на английском языке, плюс в программу входит обязательное изучение немецкого. Предприятий, предлагающих такой интернациональный вариант учебы гораздо меньше, но они есть. И судя по тому что написано на их страницах там уже учатся ребята из России и стран СНГ.
Из личного опыта
В Заключение
Классические немецкие университеты достаточно часто подвергаются критике за сухую теорию и отсутствие передачи практических знаний. Однако во всем есть свои плюсы и минусы. Обычная учеба в немецком университете, на мой взгляд, менее стрессовая т.к. вы получаете вашего бакалавра за положенные три года, при этом у вас есть стабильные каникулы, в то время как дуальные студенты получают ту же самую теорию за 1,5 года в университете. За счет этого нагрузка во время учебы в разы больше по сравнению с обычной учебой.
В университете нередки случаи, особенно на первых семестрах, когда на лекции в огромном зале сидит несколько сотен студентов, преподаватель читает свой материал, практически не взаимодействуя с аудиторией, да и при таком количестве студентов это невозможно. Никто вас не знает в лицо. В дуальных университетах за счет того, что курсы формируются небольшие, максимум 30-35 человек, обстановка более «школьная» и приближена, скорее, к российским университетам, нередко преподаватели знают вас по имени. Они более активно общаются с курсом и у вас больше шансов задать вопрос, если вы что-то не поняли.
С другой стороны классические университеты предлагают больше свобод как в выборе учебного плана, так и в плане посещаемости. В свою очередь дуальная учеба стабильно оплачивается, по окончании обучения у вас практически лежит в кармане трудовой договор и имеются неплохие шансы продвижения по карьерой лестнице.
Дуальная учеба престижна и популярна в Германии, однако и конкурс на нее стабильно высокий. Однако лишь недавно (с 2010 года) иностранцы получили официально подтвержденное право учиться в этом университете, ранее требовалось получение согласия биржи труда и разрешения на трудовую деятельность. У меня были долгие и нудные разбирательства с ведомством по делам иностранцев по этому поводу, в конце концов моя настойчивость взяла верх.
Если вы планировали эмиграцию обучение в немецком университете, как вариант можно рассмотреть дуальную учебу, формально по статусу иностранные студенты «обычных» вузов ничем не отличаются от дуальных студентов-иностранцев, единственное, что за счет контракта с фирмой вам будет гораздо проще решать вопрос с подтверждением финансового обеспечения.
Буду рада, если моя информация будет вам полезна.